Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Из спецификации Оценить общеобразовательную подготовку по литературе




страница1/2
Дата07.07.2017
Размер0.5 Mb.
  1   2
Из спецификации

Оценить общеобразовательную подготовку по литературе.

Документы, определяющие содержание ЕГЭ:

А) Обязательный минимум 1998 г.

Б) Примерная программа 2001г.

В) Требования к уровню подготовки выпускников основной

школы …Оценка качества подготовки… Дрофа, 2000

Г) Стандарт 2004 г.

Д) Примерные программы.



Министерские сайты

  • www.fipi.ru Сайт Минобрнауки РФ

  • Примерные программы (Министерский сайт)

  • http://www.mon.gov.ru/egu-politic/standart/pp/1485/

  • Сайт ЕГЭ

  • http://ege.edu.ru/portalWeb/index.jsp

  • Общеобразовательный портал

  • http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm



Эксперты проверяют части С: С1-С4 и С5.
В основу экзаменационной работы положены навыки:



читательские

литературоведческие

речевые

Восприятие и анализ текста

(отслеживание сколько частей, какова графика)



Определение рода, жанра

Сопоставление-противопоставление явлений, персонажей, эпизодов, произведений

Выделение смысловых частей, осмысление сильных позиций текста (название, вступление, финал)

Формулирование темы, идеи, проблематики

Написание ответа в краткой форме (7-10 предложений) и ответа-сочинения (не менее 200 слов)

Определение микротем

Характеристика персонажей

Выявление своего отношения к прочитанному

Отслеживание ключевых слов

Характеристика особенностей сюжета, композиции

Построение логичного письменного ответа в связи с изучаемым произведением (произведениями)

Выявление авторской позиции

Характеристика изобразительно-выразительных средств. Осмысление хронотопа (художественное время и пространство)

Наличие вступления(тезиса), заключения (вывода)

Выявление своего отношения к прочитанному

Выявление авторской позиции

Развернутая исследовательская часть, состоящая из нескольких абзацев

заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельи чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

С1 Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном эпизоде «Капитанской дочки»?

Тема благодарности за доброту. «Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», - говорит Пугачев Гриневу и держит свое слово. Он сохраняет Петруше жизнь, спасает Машу Миронову и отпускает молодых с миром. Пугачев не заставляет Гринева переходить на его сторону, а лишь предлагает. Когда последний отказывается, то уважает его решение.



С3 Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории?

Сближает тема чести. Эпиграфом к роману Пушкин взял пословицу»Береги кафтан снову, а честь смолоду». Петруша Гринев выполняет наказ отца не уронить честь.

Такое же напутствие о чести слышит от своего отца и Андрей Болконский. Старый князь говорит, что услышать о смерти сына ему будет горько, но это известие лучше, чем известие о трусости на поле боя. Если сын струсит, сохраняя свою жизнь, то не будет у него больше сына.

Герой Лермонтова купец Калашников вызывает на кулачный бой опричника, любимца Иоанна Грозного, защищая свою честь, честь жены, семьи.



С1 Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном эпизоде «Капитанской дочки»?

С1 В эпизоде расставания Пугачева и Гринева на постоялом дворе получает свое развитие тема спасительности добра и милосердия – главная в романе «Капитанская дочка». Пугачев вывел Гринева в момент бури-метели к постоялому двору. Теперь Гринев против воли Савельича дарит ему свой заячий тулупчик. Этот тулупчик, благодаря Савельичу, в момент жестоких казней в Белогорской крепости вспомнит Пугачев и помилует Гринева. Затем «романные русские мальчики» еще не раз встретятся и будут вести диалоги о главном: как жить? что в этом мире спасительно? И заячий тулупчик станет той выразительной вехой, символической деталью, которая знаменует добро, милосердие, взаимопонимание и братство. Этому и посвящен роман Пушкина о смысле истории.

С3 Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории?

С3 Пушкин был кумиром для большинства русских писателей-классиков. Однако значительных произведений, связанных с русской историей и продолжающих традиции Пушкина, не так уж много. Прежде всего, назовем роман-эпопею Л. Толстого «Война и мир» как пример произведения, посвященного осмыслению русской истории, поиску места человека в ней. Н. Гоголь в «Тарасе Бульбе» создал эпическое полотно о русском богатырстве, товариществе ( «… таких, как в Русской земле, не было таких товарищей»), патриотизме. Наверное, сначала следовало назвать «Слово о полку Игореве», которое, как и «Тарас Бульба», было создано наперекор распре, междоусобице во имя мира и согласия. М. Лермонтов в «Бородино» создает гимн подвигу русских в Бородинском сражении… Изображая историю, русские писатели призывали к осмыслению современности, ответственности за честь и судьбу Руси-России.
С7 Как выражена авторская идея в комедиях Д.Фонвизина «Недоросль» и Н. Гоголя «Ревизор»?

В драматическом произведении прямое авторское присутствие сведено к минимуму. Если нет особого персонажа «От автора», то авторская позиция выражается опосредованно. Разумеется, в сюжете, который придумывает автор, в композиции, которую он же выстраивает. В выборе персонажей и наделении их полномочиями главных и второстепенных. Могут быть и персонажи - «рупоры» авторской идеи. И наконец, авторский замысел, идея могут быть сосредоточены в названии драматического произведения. Вот это все и станет предметом нашего исследования относительно двух знаменитых русских комедий.

Сюжет комедий Фонвизина и Гоголя развертывается на фоне русской провинции – помещичьей усадьбы и уездного города. В «Недоросле» помещики, живущие не по-человечески, угнетающие «рабством себе подобных». В «Ревизоре» - чиновники, благодушествовавшие до приезда ревизора и разбуженные «чрезвычайным происшествием», торопящиеся закамуфлировать свои «грешки». Сюжет в «Недоросле» начинает развиваться с получения письма, в котором извещается, что воспитанница помещицы Простаковой становится богатой наследницей. Недоросль Митрофан Простаков, который уже давно «не хотел учиться, а хотел жениться», с помощью других организует похищение Софьи. Когда похищение срывается, следует довольно быстрая развязка. Гоголь начинает пьесу нетрадиционно – с завязки, когда в первой реплике Городничий сообщает о неожиданной ревизии. Далее следует экспозиция, из которой зритель узнает, каков же этот город, чем было занято городское чиновничество. Кульминация наступает в третьем действии. Это сцена «вранья» Хлестакова. Развязка же комедии, как и начало, очень необычна. Это знаменитая Немая сцена. О ее особой значимости скажем ниже.

Система персонажей в «Недоросле» представляет собой две противоположные группы. Это персонажи-помещики, необразованные, грубые, жестокие, с одной стороны, и положительные персонажи, радеющие о добре и процветании России. У персонажей классицистской комедии «говорящие» фамилии: Скотинин, Простакова, Стародум, Милон, Правдин. Положительные персонажи выражают авторскую идею. В уста Стародума вложена заветная идея Фонвизина об исправлении нравов жестоких помещиков через вмешательство и контроль государства. У Гоголя – очень странная система персонажей. Все – сугубо отрицательные. Положительным сверхперсонажем становится смех. «Горьким смехом моим посмеюся», - говорил Гоголь, цитируя библейского пророка Иеремию. Смех и стал положительным лицом в комедии.

Понять произведение нельзя, не разгадав смысл названия. Фонвизин назвал комедию «Недоросль», обозначив переходное социальное положение одного из главных героев комедии – Митрофана Простакова. Недорослями в России 18 века называли молодых людей, не вошедших в службу. После выхода комедии в свет «недорослями» стали называть всех людей независимо от возраста, которые пренебрегают своим душевно-духовным развитием и не заботятся о благе России. Рассуждая о смысле названия комедии Гоголя, мы должны подумать, почему автор был страшно недоволен постановками своей пьесы на сцене. Чего не поняли в авторском замысле актеры и режиссеры, ставившие пьесу при жизни Гоголя и позже? Ответ на этот вопрос может дать поиск развязки комедии. Таких «развязок» можно предложить три. Развязкой вполне могло бы быть 8 явление 5 действия, когда читают письмо Хлестакова. Все становится понятным, все чиновники разоблачены, теперь им может грозить настоящая ревизия. Но дальше следует очень странное явление, оно даже не помечено номером, просто – Явление последнее. Более того, там появляется незаявленный в перечне действующих лиц герой – Жандарм. Он появляется как гром среди ясного неба. И становится ясен смысл ревизии, о которой предупреждает Гоголь. Ревизии не земной, а небесной. Ведь тема Страшного Суда, второго пришествия, является «сквозной» в творчестве писателя. Есть Ревизор, которого невозможно обмануть, и об этом Суде должен, по мысли Гоголя, всегда помнить человек. Но и этим «последним» явлением не заканчивается пьеса. Далее следует совершенно новаторская в мировой драматургии Немая сцена. Интересно, что Гоголь настаивал, чтобы пауза-молчание в этой сцене длилась не менее трех минут. Что стоит за этим его желанием? Видимо, он добивался того, чтобы зритель, дотоле смеявшийся (ведь так легко смеяться над другим!) вгляделся бы в застывшую картину и, как в зеркале, узнал себя. Ведь комедия отразила общечеловеческий порок хлестаковшины и всеобщую пораженность этим грехом. Гоголь хотел, чтобы зритель узнал себя. Этой ревизии человеком самого себя он добивался и когда позже писал «Апологию «Ревизора», объясняя, что город в пьесе – это душа, а чиновники – это человеческие страсти. Значит, тема «Мертвых душ» звучит уже в «Ревизоре». Оба эти произведения были задуманы почти одновременно.

Требуется дописать завершающую часть.

«Ревизор и «Недоросль» свидетельствуют о заветной мечте их создателей – о благоустройстве и благополучии России. Автор-классицист Фонвизин мечтал о влиянии государственного попечения на распоясавшихся жестоких помещиков. Гоголь – драматург, первый русский писатель-авнгардист, более всего желал воздействовать на душу человека с целью благоустроения этой души. Его ревизия связана не с социальными действиями, а с глубокой духовной работой по «вычищению», преображению души. В черновике письма к Белинскому писатель взывал: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».

Видит ли автор в Чацком идеального героя (По комедии Грибоедова «Горе от ума».)

1 вариант ответа

Проблема отражения в образе Чацкого черт его создателя, драматурга А.С. Грибоедова, обозначилась в литературоведении давно. Очень часто Чацкого называют положительным, идеальным героем, alter ego автора. А.С. Пушкин, познакомившись с комедией, сказал о том, что Чацкий провел лишь некоторое время с умным Грибоедовым, и усомнился в уме главного персонажа. Разберемся, так уж ли идеален для своего автора-создателя Чацкий.

Чацкий привлекает зрителя-читателя как человек живого, искреннего чувства, но Грибоедов устами самого героя замечает, что у него «ум с сердцем не в ладу». Для автора же важна гармония ума и сердца. Грибоедов изображает главного героя пьесы патриотом, противопоставляя его остальным персонажам-лжепатриотам. Однако внимательный читатель сразу отметит недостаточность и поверхностность его патриотического чувства, граничащего с народопоклонством. Скорее Фамусов и Хлестова ближе знают простой народ и далеки от его идеализации. Тем более автор комедии! В Чацком привлекает способность любить и дружить. С детства безоглядно и преданно он любит Софью: «И все-таки я вас без памяти люблю!» У него есть друзья-единомышленники, это внесценические персонажи комедии. Но, читая, чувствуешь, что в фамусовском доме его не слышат, он, по меткому замечанию Пушкина, «мечет бисер перед Репетиловыми…» Он герой-резонер. Грибоедов в этом был явно выше своего героя. Значит, перед нами еще одна черта, делающая Чацкого не идеальным героем для Грибоедова.

Речь Чацкого, темы его обличительных диалогов отражают его образованность и начитанность. Но он, что называется, «книжный мальчик». Грибоедов был высокообразованным человеком, но его идеал был связан с иным качеством образования, позволяющим видеть мир шире и гармоничнее. Вряд ли можно представить, что великий дипломат Грибоедов позволил бы своему идеальному герою в пьесе вести столь бесплодные споры, какие ведет его герой в доме Фамусова.

Так же, как и Грибоедов, Чацкий интересы России ставит превыше всего. Грибоедов же не просто декларировал свою любовь к России, он ей преданно служил на дипломатическом и писательском поприще. Особенностью мировосприятия Чацкого является его критическое мышление. Автор-создатель произведения не просто критически мыслит, он думает о том, как практически приносить пользу России. Для Чацкого в фамусовском доме оказывается более важным идеологический, социальный конфликт, он противопоставляет себя всей фамусовской Москве. В отличие от своего героя Грибоедов быстро прочувствовал ущербность идей революционного изменения мира, его программа была положительной, связанной с идеей эволюционного переустройства многих институтов русской жизни.

Чацкий в пьесе изображен как стойкий, несгибаемый боец, испытавший свой «мильон терзаний». Но он говорун, резонер и только. Грибоедов закончил свою жизнь, до конца выполнив долг русского дипломата, патриота. Его смертью, «мгновенной и прекрасной», восхищался А.С. Пушкин.

Я считаю, что Чацкий не является идеальным героем для Грибоедова, а тем более он не alter ego своего создателя. Образ главного героя вобрал многие черты, характерные для поколения декабристов. Декабристы были «книжными мальчиками», ограничившими свое мировоззрение идеей решительного революционного переворота или государственного переустройства. Грибоедов рано отошел от идей декабризма, поняв, что его родине нужен герой-созидатель. Грибоедов, по-моему, не видел в своем Чацком идеального героя. В этом я вижу особенную актуальность его произведения.
2 вариант ответа
Грибоедов отразил в главном герое комедии черты передовых людей времени. Для Грибоедова Чацкий был идеальным героем. Убедиться в этом нетрудно.

Чацкий – умный человек, глубоко чувствующий ущербность жизни в фамусовской Москве, а значит, в традиционной России. Он искренне, преданно любит Софью, хотя автор проводит его путем «мильона терзаний». Грибоедов тоже был человеком, умеющим любить и сострадать, значит, и в области чувства Чацкий отражает авторский идеал. Чацкий – патриот. Таким создал его образ Грибоедов, видевший патриотизм как главную черту человека, ставящего интересы Отчизны превыше всего.

В комедии Грибоедова – двойной конфликт: любовный и социальный. Чацкий на глазах у зрителя разочаровывается в Софье, у него с глаз «спала пелена». Покидая дом Фамусова, он прощается с любовью, предпочитает идею, ум сердечной стороне жизни. Думаю, что это близко авторскому идеалу.

Чацкий во все время сценического действия остался верен самому себе. Он в финале-развязке – победитель, а не жертва. Эта несгибаемость героя тоже отражает авторский идеал.

Наконец, Чацкий дорог Грибоедову своей способностью любить и дружить. У него много друзей-единомышленников, просто они находятся за пределами дома Фамусова.

Чацкий отражает многие черты авторского идеала. Личность автора во многом узнаваема в образе этого замечательного героя.


Задание С 2008 г.

Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии Грибоедова «Горе от ума».)

Осмысляем, какие же черты являются основными особенностями персонажа, которые в совокупности выделяют его образ в отечественной литературе, делают его узнаваемым, типичным:

- ум, способность свободно мыслить

- способность глубоко чувствовать и любить

- способность дружить

- патриотизм; борется за сохранение национальной идентичности

- склонность к кардинальному протесту, диалогу, спору

- способность быть в политическом авангарде

- осуждение социальных злоупотреблений, нравственных пороков

- несовместимость с «веком минувшим»

- противостояние ретроградам

- неприятие молчалинской формулы «умеренность и аккуратность»

- искренность до наивности

- цельная, благородная натура

- неспособность трезво оценивать ситуацию: «ум с сердцем не в ладу»

- стремление служить «делу, а не лицам»

Выполняем несколько тестов, которые помогают повторить многообразие литературных типов 1 четверти 19 века и вспомнить содержание комедии.

Характеристика каких литературных типов содержится в цитатах:

- «пылкий, благородный и добрый малый» (Пушкин)

- «ученый малый, но педант…»

- «славный малый … только странен…»

- « рыцарь наживы»

- «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно»



О каких произведениях идет речь?

- « картина московских нравов известной эпохи»

- «энциклопедия русской жизни»

- «болезнь указана, а как излечить ее – это Бог знает!»

- «картина нравов и галерея живых типов»

- «зарисовал настоящее, но вложил в него какую-то неведомую душу» (А.Белый)



Это характеристика каких персонажей?

- «чувствителен, и весел, и остер»

- «русская хандра им овладела понемногу»

- «мы не способны более к великой жертве»

- «остер, умен, красноречив»

- «я утратил навеки пыл благородных стремлений»



В каких произведениях даны

- «история души человеческой»

- «духовные болезни, не излечимые никакими внешними реформами и революциями» (Бердяев)

- «картина нравов и галерея живых типов»

- «распластывание органически целой действительности»

- «портрет, составленный из пороков в полном их развитии»



В системе каких пар-антитез рассматривается характер Чацкого?

- Фамусов

- Молчалин

- Репетилов

- Горич

- князь Федор



- Лизанька

Какие типичные персонажи представлены в цитатах из произведений и литературной критики?

- «в друзьях особенно счастлив»

- «страдающий эгоист»

- Ринальдо Ринальдини, Наполеон

- «я как топор в руках судьбы»

- «неизбежен при смене одного века другим»



В какой из сюжетных линий звучит тема раскола в среде русского дворянства?

- Онегин – Татьяна

- Чацкий – Фамусов

- Печорин - Максим Максимыч

- Чичиков – Манилов

- Манилов – Ноздрев



Проблематика «Горя от ума» содержит темы и мотивы

- взаимодействия России и Запада

- расхождения путей русской интеллигенции

- раскола в одной социальной среде

- положительный тип русской женщины

- процесс становления человека

- борьбы с инакомыслящими

Как в комедии создается образ Чацкого?

- монологи самого Чацкого

- поступки и поведение персонажей

- авторские характеристики действующих лиц

- центральное место в системе персонажей

- перечень действующих лиц с характеристиками автора

- особенности речи персонажа

В чем более всего раскрывается внутренний мир Чацкого?

- в монологах героя

- в диалогах в фамусовском доме

- характеристиках Лизы и Софьи

- в любви

- в характеристиках Молчалина и Хлестовой



Авторский взгляд на современное поколение выражен в образах

- Чацкого

- Молчалина

- Горича


- Фамусова

- Хлестовой



Авторская позиция в «Горе от ума» проявляется:

- в системе персонажей

- в названии пьесы

- в особенности конфликта

- в языке и стиле

- герое – alter-ego автора

Прокомментируй характерные особенности Чацкого

- патриотизм

- смелость

- свободолюбие

- некоторые приметы декабристского мировоззрения

- способность глубоко чувствовать

Раскрытию характеров главных персонажей-типов (А- Чацкого; Б- Печорина;В –Чичикова) помогают следующие особенности произведений:

- дневник

- ретроспективное повествование о детстве

- стихотворные монологи

- авторские характеристики

- новеллы, содержащие портреты героя, данные через посредство других персонажей



Жанровыми компонентами в «Горе от ума» являются:

- острый комедийный конфликт

- авторские характеристики

- реплики персонажей

- авторские ремарки

- пейзажи



На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами.

«Слово о полку Игореве»

Работа с текстом
Рассуждение = тезис довод 1 довод 2 …

Тезис – это основная мысль, которую надо объяснить или доказать

Доводы – это доказательства, аргументы.

Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац.

«Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные – в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». М. Ломоносов

  1   2