Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Из опыта работы




Скачать 300.88 Kb.
Дата05.07.2017
Размер300.88 Kb.
МОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа


Использование метода проектирования для активизации читательских интересов учащихся.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Выполнила:

учитель высшей

кв. категории

Бутурлинской сош

Нижегородской области Исаева Нина Ивановна


р.п. Бутурлино

2007 г.

План.
1.Вступление. Проблема чтения в современной школе и пути ее решения.



2.Из истории педагогики. Положительные и отрицательные моменты в традиционном образовании.

3. Почему необходимы перемены? Приемы и методы педагогов новаторов.

4. Пути педагогов к проектной деятельности.

5. Сущность метода проектов. В чем его преимущество?

6.Описание педагогического опыта проектирования уроков литературы по творчеству Платонова.

7. Заключение. Литература – школа жизни для учащихся.

Вступление.

В настоящее время в современной школе существует серьёзная проблема отношения учащихся к чтению. В результате мониторинга в 6-ом, 8-ом и 10-х классах были выявлены неутешительные итоги: читать стали меньше и качество литературы, которое интересует школьников невысоко. Книги заменили компьютеры, аудио- и видеозаписи. Лишь 30 процентов диагностируемых считают чтение самым интересным занятием, 42 процента готовы мысленно переживать за героя как за себя, 54 процента учащихся считают, что для того, чтобы быть хорошим читателем не надо особого таланта – читай и всё, 68 процентов полагают, что хорошая книга – та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней открываю себя.


Вместе с тем, на уроках всё актуальнее стала проблема хорошего доказательного, интересного выступления ученика. Даже старшеклассники отвечают односложно, речь их неразвита, возникла проблема речевого общения, и, вследствие этого, неуверенность в себе, замкнутость учащихся.

Становится очевидным, что для решения возникшей учебной проблемы, которая влечет за собой социальные трудности, необходимы нестандартные, оригинальные уроки и другие, учебные и внеучебные занятия. Таким образом, проблема чтения в школе является социально значимой.

«Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» - памятные всем строчки великой русской поэтессы Анны Ахматовой. К сожалению, при современном падении интереса учащихся к чтению художественной литературы, это представляется всё проблематичнее. Очевидно, что необходим творческий подход при изучении литературы, которая, как известно, значит для учащихся гораздо больше , чем просто предмет школьной программы, так как невозможно переоценить силу воздействия художественного произведения на формирование высоконравственных качеств, воспитание гражданина с активной жизненной позицией, способного найти достойное место и применение своим силам и возможностям. Потенциал художественной литературы в плане воспитания личности огромен и многогранен. Именно поэтому так важно решение проблемы нежелания учащихся читать художественные произведения и подмены непосредственного общения с книгой аудио- и видеоматериалами, знакомство с которыми часто протекает «по касательной», не требует от зрителя и слушателя, работы ума и сердца, напряжение, которое он испытывает как читатель. Кроме этого в процессе чтения, обсуждения и различных видов работ с художественным текстом происходит формирование ораторских способностей учащихся, культуры речевого поведения, уверенности в своих достижениях, и, наконец, происходит активизация школьника как читателя.

2. Исторический аспект.

Советские ученые-педагоги неоднократно обращались к проблеме развития ученика в процессе обучения. Предлагались концепции и теории по существу альтернативные официально дозволенным. Научная мысль, представленная в те годы, работами М. А.Данилова, Б. П. Есипова, И.Я. Лернера, М.Н.Скаткина и другими уже тогда намечала новые подходы к пониманию сущности и характера обучения, они увязывались с преодолением односторонних воспроизводящих объяснительно-иллюстративных методик и ориентировали педагогов на развитие познавательной активности, самостоятельности и творчеству учащихся.

Концепция Данилова выдвигала наиболее актуальные сегодня идеи стимулирования внутренних сил личности в организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия. На основании собранных им примеров организации примеров, он теоретически доказал, а затем и подтвердил в эксперименте, что система знаний, представленных в содержании учебного предмета, - это и есть основная линия движения обучения.

Это положение противоречило известной нам ассоциативно-рефлекторной концепции, главным на уроке определявшей не содержание знаний, а процесс их передачи ученикам. То есть он встал как бы в оппозицию по отношению к марксистско-ленинской методологии создания Человека Конвейера.

При всем том, что М.А.Данилов в соответствии с академическим протоколом того времени, постоянно воспевал «вечно живую» методологию, его предложения до сих пор не используются для создания школьных учебников.

А ведь разработанная им концепция, при всей ее альтернативности, по своей сути была направлена на усиление влияния традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника.

На этом фоне одной из ярких особенностей нашей школы становятся попытки создания альтернативных систем образования «снизу», исходящие от педагогической практики. Таким образом, отечественная альтернативность поиска нового на уроке снова предстает в непривычном для мирового сообщества виде. Неразбериха с выбором концепции обучения характерная для сегодняшней школы началась еще в 60-е годы. Альтернатива – это необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух. В акте выбора и принятия решения заложен глубокий смысл. Свободный нравственный выбор составляет основу гуманистической деятельности учителя-филолога.

Думаю, что многие проблемы современного урока связаны с устоявшимися педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогического воздействия. Гуманистическая педагогика перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью и через свою «личностность», субъектность влиять на своих учеников.

Я сторонник и последователь Е.Н.Ильина, в основе преподавательской концепции которого лежит принцип обучающего воспитания, отказ от традиционного воспитывающего обучения, где воспитание предполагается в процессе учебы как побочный продукт. У Ильина приоритет за воспитанием, а обучение – его составная часть и основное средство. Главный критерий – работа ума как работа души. Внимание учителя – не на литературу как на предмет, а не ее возможности положительно влиять на личность ребенка. Ученик – как герой урока и его творец. Сюда активно включается жизненный опыт ребенка, герои – личностно значимые для каждого. Чрезвычайно важен принцип гуманизации знаний: отбор информации, определяющей нравственность ученика, выбор тематики, качественно соответствующей принципу. Поиск личностью значимых «болевых» страничек, задевающих за живое. Связь ученика с предметом коммуникативна – через связь ученика с учителем. Отказ от разбора и исследования произведения, поиск новых подходов к ученику, к книге. Общение со школьником как личностью, духовно равной учителю. Ученик не созерцатель, а главный помощник учителя, всё это поможет вернуть интерес к литературе, чтению. Новизна выражается также в способах сочетания ранее полученных и новых знаний: опережающих включение в урок последующего материала; открытие перспективы для учащихся; смена видов деятельности (элементы игры, логические рассуждения, исследования, различные виды анализов художественного текста, устный доклад, рецензирование, анализы эпизодов, характеристики, исследования языка и индивидуального стиля писателя).

В основе данной методики лежит триединство вопроса-проблемы личностного приёма и детали. Вопрос-проблема – ядро урока: злободневность и личностная значимость, обращение к конкретному ученику. Ответ требует тщательного изучения не только произведения, но и учебника, биографической литературы, литературоведческих исследований. В процессе обучения используются: классификация вопросов по значимости для каждого ученика, перспективные индивидуальные задания, необходимость коллективного поиска ответов на вопрос-проблему в ходе дискуссии, встречи учеников с их литературными двойниками как средство их внутреннего очищения. Важен принцип ролевого участия: ученики как консультанты, рецензенты, лаборанты и так далее.

Новизна также, по-моему, заключается:


  • в переплетении всех возможных форм урока (лекции, беседы, дискуссии и т.д.) без дифференциации;

  • сущностное чтение (внимание к деталям, проблеме, поэтической форме);

  • Взаимопереходность урока и реальной жизни учащихся: анализ текста художественного произведения, языковых литературных средств и сопоставление с личным нравственным опытом учащихся.

Если внимательно прочитать эти описания, стремления проникнуть за метод, за опорный сигнал и развернутый конспект, поймешь и сущность опыта. При всей необычности и новизне базовые положения и прикладные разработки педагогики сотрудничества полагают «дальнейшее усовершенствование» процесса накопления информации, формирование прочных знаний, опыта коллективной учебной и внеучебной деятельности с активизацией отдельных элементов самостоятельности, творчества, инициативы учащихся.

Бесспорно, привлекательна нравственная позиция учителей-приверженцев педагогики сотрудничества – полная отдача, искренняя вера в учеников, самопожертвование, эмоциональная открытость.

Но и талантливые, и преданные своему делу учителя создавали свои авторские проекты исходя из установки все той же информационно - знаниевой парадигмы: дать как можно большее количество знаний за как можно меньшее количество времени.

Определенный смысл их новаций – «давать» обрекал и новаторскую деятельность на ограничение позиции ученика другим глаголом – «брать».

Как бы увлекательно она не оформлялась, «дающая» педагогика неизбежно формирует потребительскую позицию ученика, а это недопустимо в свете формирования личности, человека-лидера, умеющего найти своё место в стремительно меняющемся современном мире.

Вместе с тем такая педагогика всегда знала, каким должно быть поведение ученика, за счет каких знаний сформировать наиболее востребованную программой реакцию – рефлекс, и самое главное: какими средствами можно наиболее эффективно закрепить безусловный (автоматический) характер рефлекса ученика на учение.

Но даже в педагогике сотрудничества ученик выступал как предмет замаскированной, но постоянной опеки.

Прямо, как у В.Ф.Шаталова и С.Н. Лысенковой, косвенно, как у Е.Н.Ильина, требования выполнять указания, режим, этапы, алгоритмы, в том числе и подражание нравственным образцам, задавались учителем и только учителем.

У фетей формировалась не просто готовность, а заинтересованная потребность на уровне рефлекса подчиняться воле, авторитету, опыту и знаниям учителя.

Феномен такого типичного понимания «преобразований», за основу которого принимается не научное осмысление истоков возникновения и развития познавательного интереса, мотивации учения и т.д., а вера в непоколебимость хорошо уже известных установок. Это соотносится с феноменом фидеизма. Это мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на простой убежденности в как бы очевидных истинах. Фидеизм приводит личность к отказу от пользования разумом.

В контексте творчества известных педагогов-мастеров, фидеистическая вера приводит к борьбе со следствиями, а не с причинами их породившими.

Типичное невнимание педагогов к скрытым причинам кризисных явлений требует обращения к тем неявным обоснованиям, которые определяют фидеистическое мировоззрение. Преобладание веры над разумом подпитывается соблазном и искушениями.

Так, в частности, укрепляется искушение воспринимать педагогическую деятельность только как исполнение предписаний, методик, правил и т.д. Но смысл становится здравым, когда рассудок поднимается над обыденным сознанием. Личный опыт, как одна из основ гуманистической педагогики, должен являться и результатом деятельности духа, предполагая и известные формы рассудка, которые и делают опыт основой самостроительства личности. В связи с этим любой педагогический акт справедлив тогда, когда он соотносится с какой-либо концепцией, теорией на уровне смыслов, возникающих при осмыслении концепции, теории и т.д.

Многие педагоги-новаторы это прекрасно понимали, отсюда проблемно-поисковые технологии Л.Г. Выготского, С.Л.Рубинштейна, И.Я.Лернера, М.Н Матюшкина, М.Н.Скаткина, технологии исследовательской деятельности на основе исследований американского ученого Дж.Брункера в 60-е годы (М.А.Данилов,В.В.Давыдов,И.Я.Лернер, Т.И.Шамова и др.), технология моделирующего обучения, диалоговые технологии и т.д.

Метод проектов представляется как удачный синтез наиболее удачных педагогических технологий, так как включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.

Метод проектов возник ещё в 20-е годы в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными Дж.Дьюи и В.Х. Кияпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут –то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая и знакомая для ребенка.

Проект – буквально брошенный вперед, то есть прототип, прообраз какого либо объекта, вида деятельности и т.п. Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: замысел – реализация - рефлексия.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых ( порой и путём самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Исследовательский метод может быть по содержанию монопредметным ( выполняется на материале одного предмета) или межпредметным ( интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, литература, история, русский язык, информатика).

Проект может выполняться в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и клубах.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого итогового материала; и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания материала.

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно подготовительный этап.

Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование ( например, «Индивидуальный стиль писателя», «Виды анализов поэтических и прозаических текстов», «Работа над сочинениями в старших классах»). Далее необходимо сформулировать количество как индивидуальных, так и групповых тем, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Основные требования к использованию метода проектов:



  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость для предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

а) определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования;

г) осуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.д.);

д) сбор, систематизация и анализ полученных данных;

ж) подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

з) выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, определения планируемых результатов, выяснения исходных данных. Очень эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов, алгоритм проектирования.

Необходимо организовать работу так, чтобы школьники учились:


  1. Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  2. Искать пути их решения, выбирая оптимальный путь;

  3. Осуществлять и аргументировать выбор;

  4. Предусматривать последствия выбора;

  5. Действовать самостоятельно (без подсказки);

  6. Сравнивать полученное с требуемым;

  7. Корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  8. Объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Работа над групповыми проектами позволяет формировать некоторые важные личностные качества: умение работать в коллективе, братьответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Собранную и переработанную информацию учащиеся должны представить в виде, удобном и доступном к потреблению той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Формы подачи материала предполагают ее возможное тиражирование, поэтому итоговая работа представляется в форме спецвыпуска журнала, стенда, письменного отчета, аудио- видеоматериалов и т.д.

Для старшей школы перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

К этому буквально подталкивают педагога и объем учебного материала и высокие требования к ученику и учителю.

Реализуя проект учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют себя как личности.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время школьники решают познавательную, исследовательскую, конструктивную , либо иную задачу.

Главные условия работы над проектом:



  1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики;

  2. Обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследований, определять гипотезу, планировать деятельность), способность четко систематически выполнять спланированные работы;

  3. Желание учащихся работать над проектом, определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;

  4. Доступность для учащихся информации о ходе проекта.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы:



  1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результатов: разработка основных идей, констатация изученной проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулировки гипотезы;

  2. Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм, методов, управления и контроля;

  3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения целей, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы;

  4. Формирование гипотезы проекта;

  5. Выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников;

  6. Информационное обеспечение проекта (ответственный за выпуск информационного бюллетеня).

Выявление и формулировка общей проблемы осуществляется на заседании методобъединения или цикловой комиссии. Проблема падения интереса к чтению художественной и другой литературы представляется достаточно серьёзной. Невозможно переоценить роль комплексного воздействия художественной литературы на всестороннее развитие личности, востребованной в современном мире. Также невозможно переоценить значение умений и навыков, приобретаемых учащимися в результате всевозможных видов работы. Поэтому представляется необходимым и современным вести проектную работу на уроках литературы, так как урок–проект представляет широкие возможности учащимся не только брать знания предложенные учителем, но и, что чрезвычайно важно, самим постигать знания, развивать умения и приобретать навыки самостоятельно, пользуясь консультациями педагога.

Важное место в учебном процессе занимают уроки обобщения и систематизации знаний.

Предлагаю проект уроков по творчеству А.П. Платонова в 11 классе. Это не случайно. Дело в том, что творчество А.П. Платонова при всей его значимости, оригинальности и интересности достаточно сложно для понимания старшеклассников. Особенно сложен индивидуальный стиль писателя. Тем интереснее и познавательнее является работа над анализом романов А.П. Платонова. Опыт работы формировался на протяжении нескольких лет, учащиеся приобретали навыки работы со своеобразными философскими добрыми глубокими произведениями А.П. Платонова, начиная с небольших рассказов “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Разноцветная бабочка”. Эти рассказы позволили 11-14 летним мальчишкам и девчонкам понять взаимоотношения писателя с окружающим миром, его человеческую личностную позицию как необычного писателя с добрым сердцем, “обнажённым”, трепетным, позволили уже в среднем звене затронуть сокровенные струны в детских сердцах и вызвать интерес к творчеству Платонова желание читать другие произведения. А еще учащиеся становились лучше, добрее, чище, честнее. Формировалась активная жизненная позиция. Дети взрослели, сопоставляли всё услышанное и прочитанное со своими жизненными ситуациями. Таким образом, положительное воздействие произведений этого самобытного талантливого, ни на кого не похожего писателя-гражданина А.П. Платонова невозможно переоценить. Новизна опыта заключается уже в самом обращении к прочтению ни одного двух, а десятков рассказов, а в старших классов – не обзор, а детальное прочтение произведений, их анализ, семинар и конференции, «Платоновские чтения».

Результатами обращения учащихся стали:



  1. Умения учащихся выступать перед аудиторией с сообщением, докладом;

  2. Умение отстаивать свою точку зрения и сопоставлять ее с точкой зрения писателя;

  3. Оформлять и представлять подготовленный материал в виде сочинений различного типа, рефератов, письменных творческих отчетов;

  4. В социальном плане вести исследовательскую литературоведческую работу, делать различные виды анализов текстов.

Данный опыт предназначен для учащихся 11 класса средней школы. В результате происходит преодоление противоречий на уровне конкретного предмета – литературы.

Предлагаю систему уроков по романам А.П. Платонова. Проблема изучений больших произведений Платонова заключается в том, что они очень непросты для восприятия 16-17 летних; заинтересовать их, побудить к активному чтению – задача сложная и требует новых подходов, форм и методов в обучении.

Каждая фраза писателя, каждый «мыслеобраз» отражает изнутри процесс преобразования жизни, очевидцем и участником он являлся. После революции 1917 года с особой силой выдвинулся вопрос о новом человеке и его взаимоотношениях с миром. Он стал центральным и в творчестве Платонова.

Цель первых уроков по романам Платонова – заинтересовать ребят-старшеклассников большой прозой писателя для последующего применения философского «преломления», реализацию через себя, в жизненных ситуациях установок писателя.



Проект

урока литературы

(по произведениям А.П.Платонова)

Разработала:

Исаева Нина Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

Бутурлинской средней общеобразовательной школы


р.п.Бутурлино

2007 год

Проект уроков литературы в 11 классе.

Проблема человекосбережения в повести А.П.Платонова «Котлован».

Поиски истины в произведениях Платонова.

Раздел: преподавание литературы.

Цели:

педагогические:

- совместное целеполагание;

- знание содержание повести «Котлован», биографических фактов жизни писателя;

- совершенствование умений разных видов, анализа текста; обобщения и сопоставления;

- развитие памяти, внимания, сопоставления опыта поколений и собственного жизненного опыта;

- формирование личностной позиции.



диагностическая:

- определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения темы.

«Для современников Платонов был «самобытный писатель, автор «Епифанских шлюзов», и то для немногих». Для нас за последние тридцать лет его возрождения, он разросся от самобытного до самобытнейшего, от неповторимого к уникальному. После «Котлована» и «Чевенгура» его оригинальность обратилась универсальностью, и от величия повеяло гениальностью» (Андрей Битов)
Уроки 1-2 ( урок-исследование).
Тема: Герой и время. Образ главного героя в повести «Сокровенный человек».

Цель уроков:


  1. Вспомнить с учащимися биографию Платонова наиболее важные и интересные её факты, связанные с тематикой его произведений;

  2. Способствовать формированию у учащихся представлений о писателе как удивительном, прекрасном человеке с обостренным чувством справедивости; заинтересовать прозой Платонова, вводя их в волшебный мир «прекрасного косноязычья» Платонова, расширить читательский кругозор учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

1.Направляет деятельность учащихся.

2. Краткое слово учащихся о необычном, удивительном языке произведений Платонова.


3. Решение проблемного вопроса: «Для чего Платонову понадобились

новые формы и способы словесного воздействия на читателя ?»


4.Выступает в роли наставника, консультанта.

5.Руководство исследовательской деятельностью учащегося.



  • Консультации;

  • Корректировка знаний;

  • Необходимые дополнения.

6. Заключительное слово учителя.

1.Устные рассказы учащихся о Платонове как о человеке и писателе (2-3 учащихся).

Остальные учащиеся оформляют в тетради записи в виде хронологических таблиц или тезисов.

2. Аналитическое чтение запомнившихся эпизодов из самостоятельно прочитанных произведений.

3.Отвечают на вопросы, решают проблему, прибегая к знанию текста: автору, чтобы выразить происходящие перемены в людях, в обществе, в отношениях между людьми потребовавшие и новые формы, особенный язык произведений.

4. Анализируют содержание повести.

Вопросы:


- Что вам показалось противоречивым в поведении главного героя Фомы Пухова?

- Какие чувства у вас вызывает этот человек?

- «Человек на фоне «жестокого колорита времени» - это о ком?

- Как вы понимаете это выражение?

5. Исследование текста по теме «Роль детали в раскрытии идеи произведения»

«Прекрасное косноязычье» Платонова на примере произведения «Сокровенный человек». Оформление тезисов исследования.


6. Дополнение к собственным записям.

1.Воссоздать знания учащихся, развивать умение письменно оформлять полученную информацию, используя различные формы оформления.

2. Умение анализировать художественный текст: давать историко- литературный, лингвистическо-поэтический анализ эпизодов, видеть соотнесенность, место данного эпизода в сюжете целого произведения.

Умение решить проблему, представленную в произведении, умение анализировать стилизованную речь произведений Платонова;

- Работа над характеристикой литературного персонажа; умение видеть противоречие и применять их в жизненной ситуации, умение решать нестандартную ситуацию;

- развитие творческого мышления и умения вчитываться в текст.

- умение интерпретировать текст, применяя к жизненной ситуации.

- умение анализировать детали и синтезировать знания;

-Навыки лингвистического и лингво-художественного анализа текста, связь с идеей произведения.


6. Исследовательская деятельность с переходом в рефлексию.

Чуть ли не с первых строк читатель оказывается в любимом Платоновым мире железных дорог, в окружении дорогих писателю людей, один из которых – механик Фома Пухов. Но детали начала повести «… он на гробе жены колбасу резал…» отталкивают читателя, между тем такая деталь как «гроб» в первой строке – это один из страшных символов того страшного времени. Страна переживает голод, идёт кровопролитная братоубийственная гражданская война. С учетом жестокого колорита времени следует оценивать и поведение механика Пухова. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.

Для автора чрезвычайно важен профессионализм героев. В тексте немало художественных деталей на эту тему»страшное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства» перед рабочей поездкой., «Пухов всегда удивлялся пространству. Оно его успокаивало в страдании и увеличивало радость, если ее имелось немного», вокзал пахнет запахом «таинственного, манящего»…

Мировоззрение Пухова сходно мировоззрению и этническим принципам автора. Это четко прослеживается во всем содержании повести.

По мнению Пухова, а значит и Платонова, главная ценность в человеке – это свободная личность, обладающая «сокровенностью», цельность, самостоятельностью в решении жизненных проблем.

Дискуссия: Платонов в своем произведении утверждает, что»Революция – как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь…»

Согласны ли вы с этим утверждением Платонова? Аргументируйте свой ответ. Сформулируйте свой жизненный принцип.



Итог урока.

Домашнее задание: Сопоставьте Фому Пухова с другими героями произведений Платонова (сочинение – сравнительная характеристика).

В своей педагогической практике использую групповую форму работы. Уже с 5 класса формируются группы по 4-5 учащихся (по их желанию и с учетом диагностики учебных способностей и личностных качеств учащихся). Учитывается следующее: одни учащиеся способны давать логические развернутые ответы, выделяя главное, затем - описывая детали, другие лаконичны, опираются на интуицию – «аналитики», другие «синтетики».

Одни выдвигают идею – «генераторы», другие обосновывают ее, используя справочную литературу («референты»), третьи практически реализуют: строят схемы, алгоритмы («исполнители»).

Уроки по повести «Котлован» проводятся после урока – лекции по биографии А.А Платонова.

Проект по литературе.

Название проекта «Поиски истины А.А Платоновым»

В рамках проекта проводятся 2 урока. Вечные проблемы в повести Платонова «Котлован». Напоминание о прошлом или предупреждение о будущем?

1. Перед учащимся ставиться смыслообразующий вопрос:

Как решает Платонов вопрос о всеобщем счастье в повести «Котлован»?

Темы для групповых исследований, выступлений учащихся (формирование проблемы):

1.Черты времени в повести Платонова «Котлован» и роман Замятина «Мы».

2.Пространство и время в повести «Котлован».

3.Смысл названия повести «Котлован»?

4. Метаморфичность художественного мышления автора в повести «Котлован».

5. Напоминание о прошлом или предупреждение о будущем? (смысл повести «Котлован»)

Краткое слово учителя : «Котлован» написан в 1927-30годах, а опубликован только в 1987году. Почему?

(«мозговой штурм 7-10 минут»)

Обобщение в группах (устные и письменные).

Выступления учащихся: (группа 1)

После опубликования в журнале «Октябрь» рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергся резкой критики и на многие годы оказался закрытым для советской литературы. Критик Л.Авербах писал в те годы «К нам приходят с пропагандой гуманизм, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлык «кулак правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти».

Решение проблемного вопроса группой 2

Почему так задержалась повесть Платонова «Котлован» на пути к читателю?

Исследование проблемы.

«Характерные черты времени в повести «Котлован»» (выводы- выступления

учащихся всех групп).

1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней», «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

2) Грандиозные проекты стройки коммунизма (Проект строительства Дворца съездов на месте взорванного позже написания повести Храма Христа Спасителя) и т.д.

3) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации.

«Двое – это уже вполне кулацкий класс и организация».

«Он боялся, что зажиточность сложится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».

4) Энтузиазм «масс», «жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов».

5) Процветание бюрократии «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

6) Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой религии (не атеизм, а безбожие). «Приходится стаж зарабатывать, чтобы в кружок безбожий приняли».

7) Массовое доносительство (даже к имени приходилось – почему и Лев, и Ильич, уж что-нибудь одно!).

8) Всеобщая подозрительность.

9) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья.

Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы…»

Софронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было…»

10) Попытка людей приспособиться к новой жизни «один желая нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидания момента для переквалификации, третий же предпочел пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

11) Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.

«Люди нынче «стали добром, наравне с материалом», мечты о «пролетарском младенчестве и чистом сиротстве».



Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задание каждого в группе (10 минут). Результаты обсуждения – устные и письменные рассуждения по данной группе теме с последующими выводами.

Выступления:

1) Черты времени в «Котловане» и романе Замятина «Мы».

Антиутопия. Осуществленная мечта о всеобщем счастье. Крушение коммунистической идеи.

Самое страшное – слепая бездумная вера, жизнь без прошлого, без души.

Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся, то кто работать будет?». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творенья – я остался без Бога, а Бог без человека».

Работа над «Котлованом» шла почти синхронно с реальными событиями в стране (1929 – 1930 гг. – пленум о ликвидации кулачества как класса), Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации крестьянство обречено на уничтожение.

Почему же Платонова сочли врагом советской власти?

Раскулаченный мужик говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один важный человек!» Платонов, как и его герой, Макар, усомнился. Как и Вощев, задумался. Этого ему и не простили.

Вторая группа

Выступление учащихся и оформление тезисов выступления. Тема: «Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован»». Хронологические рамки определены и характерные черты времени то же. Но само движение

времени неоднородно, оно то расширяется, то сжимается. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущейся день, лишенный каких-либо событий. Зато множество событий - организация колхоза, раскулачивание, празднование победы – занимает всего один день. Время прошлое неопределенно, расплывчато. О нем лучше молчать.

Есть в повести и время будущее, время мечты. Прушевский думает «… Другой инженер построит в середине мира башни, куда войдут на вечные, счастливые поселение трудящейся всей земли».

Время может принимать форму метафоры: «Дети – это время, созревающее в свежем теле». Когда говорят о вечном поселении, обычно имеют в виду смерть.

В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне». «Вечная» поселение в «вечном камне» оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.

Время может соединяться с пространством, подменять его.

Пространство романа определено, прежде всего, в названии. Это котлован, пространство «будущей счастливой жизни». На самом деле – пространство захоронение этой будущей жизни.

Ни город, ни деревня, в которой действие разворачивается одновременно, названия не имеет. Почему? (Обобщающий смысл). Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и приходящее, бесконечное и конечное. «Вощев… глядел с телеги вверх – на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращение вечности времени, об искуплении томительности жизни».

Пространство и время съеживаются в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и всякое детское хозяйство: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.



Третья группа

Котлован становится огромной могилой. В начале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.

Пространственные ориентиры в повести часто размыты. Герои «расходятся в окрестность», «уходят вглубь города».

Главным для Платонова является не конкретное событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности.

Понятие времени и пространства становятся у Платонова метафорой.

Четвертая группа

Анализирует текст с целью выявления метафор, образов – символов, ключевых слов и фраз (примерное содержание):



Метафоры, образы – символы Ключевые слова и фразы:

Котлован масса

Дом-мечта план

Образ Ленина темп

Колхоз имени Генеральной линии энтузиазм

Гробы будущее

Медведь терпение

Плот истина

Ребенок одиночество

Образ смерти смысл жизни

Образ правдоискателя я – ничто

Отвечают на вопрос: почему герои Платонова самозабвенно верят в социализм?

Непросвещенность, верность языческим традициям, тяжелейшие условия жизни (отсюда – «вера в доброго царя», в коллективный разум общины).

Заключительное слово учителя.

Какой вывод делает Платонов? (Отвечают учащиеся, дополняет, разъясняет учитель).

В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка – девочки Насти. «Я теперь ни во что не верю!» - итог строительства новой жизнь и нового человека. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвец в котловане – это семя будущего в отверстие земли».

Все оказывается не так просто.

Подведение итогов работы старшими в группах, рефлексия.

Задание на дом:

Написать сочинение на одну из тем:


  1. Поиски истины в произведениях Заметина и Платонова.

  2. Личность и общества в романе в романе Замятина «Мы» и повести Платонова «Котлован».

  3. Тема детства и значения образа детей в произведение Платонова.

  4. Предсказания и предостережения произведения Платонова.

  5. В чем ошибка «Формулы счастья» и «Генеральной линии».

Заключение.

В результате системной последовательной работы с текстом художественного произведения по принципу «от простого к сложному», от первичного восприятия текста к анализу и синтезу особенностей стиля писателя у учащихся накапливается большой запас знаний по литературе, развиваются умения и навыки разнообразной работы на уроках литературы, которые становятся для них интересными, полезными, необходимыми.

1)Учащиеся умеют адекватно оценивать события и поступки героев;

2) Старшеклассники умеют видеть органическую связь художественного мира писателя и этических проблем, которые он рассматривает и решает на уровне своего миропонимания и мироощущения;

3) Учащиеся умеют видеть и анализировать речевые и стилевые особенности текста, умело сочетая различные виды анализа: историко-биографический, историко-литературный, литературно-биографический и другие.

4) Учащимся свойственно делать целостный анализ особенностей творчества писателя в контексте времени, в котором он жил, и в контексте биографии.

Система работы с текстом на уроках литературы обеспечивает достаточно высокий уровень восприятия литературы, которая духовно обогащает их, и, в конечном итоге, учит жить и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.

В заключение приведу слова В.А. Сухомлинского, с которым я полностью согласна: «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость и эмоциональную чуткость юного сердца». И важнейшая роль в этом по праву принадлежит художественной литературе.
Использованная литература:
1. О.В. Брыкова, Т.В.Громова «Проектная деятельность в учебном процессе», 2006 г.

2. М.Б. Романовская «Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах. Современные подходы. Образовательная область. «Технология», М., 2004 г.

3.Бондаревская Е.В. «Учителю о личностно ориентированном образовании», Ростов - на - Дону, 1998 г.

4.Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы», М., «Издательский центр «Академия», 1999 г.

5. Кларин М.Р. «Инновации в мировой педагогике, Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 г.

6.Селевко Т.В. «Современные образовательные технологии», М.,1998 г.

7. Ярулова А.А. «О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода», М., 2000 г.

8.С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. «Современный урок» Педагогика нового времени, издательство «Учитель», 2005 г.



9. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин «Управление образовательными системами», М, «Владос», 2002 г.

  • Проект урока литературы (по произведениям А.П.Платонова)
  • Тема
  • Итог урока. Домашнее задание
  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задание каждого в группе
  • Четвертая группа
  • Заключительное слово учителя.