Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Из опыта работы клуба «Зеленая лампа»




Скачать 100.04 Kb.
Дата04.07.2017
Размер100.04 Kb.
Из опыта работы клуба «Зеленая лампа»

Ильина М. Ю., учитель начальных классов МАОУ «Гимназия «Квант»

Пора чудес – счастливая пора!

Ты замечаешь все, что есть на свете:

Улыбку, ландыш, радугу, едва

Проснувшуюся на рассвете.

Вот зайчик солнечный балуется в окне!

Вот капля-егоза с листка сорвалась мигом!

Все удивительно, как в том волшебном сне…

Но самое большое чудо – книга.



Это прекрасное стихотворение на­писано автором учебника «Литератур­ное чтение» Еленой Матвеевой. Учебник входит в УМК «система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова» и полностью работает на поставленную Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования задачу – научить детей учиться. Учебник имеет очень много достоинств: формирует читательскую деятельность, расширяет ли­тературный кругозор, развивает чувство художественного слова и литературный вкус. Автор использует произведения самых разных авторов. Все они вызывают эмоции и переживания, рождают в душе читателя новые образы, которыми хочется поделиться. И все же широко представить всех авторов классической детской литературы в рамках урока невозможно. «Школьный урок – это только начало пути маленького читателя. Школьный урок дает мощный импульс для того, чтобы ребенок не только захотел разбираться в смыслах прочитанного произведения, но и читал в свое удовольствие. За рамками урока – целый мир открытий, и этот мир можно узнать из книг». Своеобразным мостиком к самостоятельному чтению ребенка является внеклассное чтение.

В рамках ФГОС родителям предоставлена возможность самим выбирать направления внеурочной деятельности. Мы воспользовались этой возможностью и, осознавая значимость внеклассного чтения для эстетического и духовного развития младших школьников, организовали работу еженедельного клуба «Зеленая лампа».

Цель данного проекта – возрождение системы уроков внеклассного чтения в начальной школе, в рамках которых учитель организует самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.

Важнейшими задачами, позволяющими реализовать поставленную цель, являются: формирование у детей основ читательской культуры, первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей; развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Отбор литературных текстов осуществляется на основе следующих принципов: ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие

тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые каждый образованный человек должен знать с детства, чтобы наблюдения педагога И. Тихомировой о том, что современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А. Л. Барто: «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...», не подтвердились в нашем случае.

Эпиграфом к нашей работе стали слова Г. Макаревича: «Я открываю книгу, я листы вдыхаю…».

Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизионных программ, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Мы же надеемся, что детскому читательскому негативизму, отказу от добровольного чтения серьезной литературы, превалированию в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокой культуре чтения, замене чтения дайджестами, мы противопоставляем произведения, тематика которых тесно связана с ситуациями различения добра и зла, с нравственным выбором героев, с выявлением ценности человеческих взаимоотношений – уважительных и дружественных. Мы уверены, что все это даст возможность нашим ученикам и в реальной жизни увидеть проявления тех нравственных постулатов, которые они открывают в процессе приобщения к литературе.




План работы клуба «Зеленая лампа»


Месяц

Неделя

Тема

I ЧЕТВЕРТЬ


сентябрь


1 неделя

Самые интересные книги, прочитанные летом. Презентация любимой книги

2 неделя

Мудрые мысли о книгах и чтении. Читательский дневник: как он устроен; как работать с читательским дневником; что такое аннотация


3 неделя

«Л. Н. Толстой – детям». Знакомство с биографией писателя. Громкое чтение. Рассказы:

«Косточка», «Котенок», «Три медведя»




4 неделя

«Л. Н. Толстой – детям». Беседа по прочитанному. Рассказы «Филипок», «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек». Тест-игра по рассказам Л. Н. Толстого

октябрь

1 неделя

«Короткие рассказы и сказки Е. А. Пермяка».

Биография Е. А. Пермяка. Беседа-обзор по рассказам и сказкам: «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Хитрый коврик», «Перо и чернильница», «Чужая калитка»




2 неделя

«Короткие рассказы и сказки Е. А. Пермяка».

Чтение по цепочке. Рассказы и сказки: «Иголкины братья». Оформление выставки книг Е. А. Пермяка. Просмотр мультипликационных фильмов по рассказам и сказкам Е. А. Пермяка




3 неделя

«Игровое путешествие по произведениям Е. И. Чарушина». Биография писателя.

Игра-обсуждение прочитанного: «Большие и маленькие», «Про Томку», «Томкины сны»,

«Волчишко», «На нашем дворе» и др.





4 неделя

«Игровое путешествие по произведениям Е. И. Чарушина». Е. И. Чарушин-иллюстратор.

Произведения: «В лесу», «Животные жарких и холодных стран», «Моя первая зоология».

Создание книжки-раскладушки по рассказам Е. И. Чарушина


Каникулы

(ноябрь)


1 неделя

Экскурсия в школьную библиотеку.

II ЧЕТВЕРТЬ


ноябрь


2 неделя

«Чтение произведений о ребятах-сверстниках». Литературный час.

С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Л. Пантелеев «Честное слово». Л. Артюхова «Трусиха». Н. Н. Носов «Живая шляпа»


3 неделя

«Чтение произведений о ребятах-сверстниках». Видеопросмотр экранизации одного из произведений темы. Выставка рисунков по прочитанным произведениям

4 неделя

«Чтение литературы на тему о том, “что”, “где”, “как”, “почему”». Компьютерная презентация по теме. Викторина по произведениям: В. Д. Берестов «Как найти дорожку»; К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», «Как кошки ловят рыбу» и др.

5 неделя

«Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой». Учимся пересказывать сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Волк-ябедник», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и козел» и др.

декабрь

1 неделя

«Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой». Создание сборника сказок об одном из животных (лисе, волке, зайце, медведе и т. д.).

Создание костюмов для сказочных персонажей




2 неделя

«Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой». Инсценировка сказок (групповая работа)

3 неделя

«Здравствуй, гостья-зима». Конкурс стихов о зиме И. З. Сурикова, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Н. А. Некрасова и др. Пословицы, поговорки, загадки о зиме

4 неделя

«Здравствуй, гостья-зима». Громкое чтение и обсуждение произведений о зиме: С. Михалков «Новогодняя быль»; А. Барто «Дело было в январе…»; русская народная сказка «Два Мороза»

каникулы

(январь)



1 неделя

Посещение городской детской библиотеки

2 неделя

«Волшебник из Копенгагена». Биография сказочника Г. Х. Андерсена. Выборочное чтение и обсуждение сказки «Снежная королева». Просмотр художественного фильма «Снежная королева»

III ЧЕТВЕРТЬ

январь

3 неделя

«Волшебник из Копенгагена». Беседа-обзор по сказкам Г. Х. Андерсена: «Гадкий утенок», «Девочка со спичками», «Принцесса на горошине».

Иллюстрирование любимой сказки



4 неделя

«Волшебник из Копенгагена». Обсуждение сказок Г. Х. Андерсена: «Свинопас», «Дикие лебеди». Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена.

Оформление выставки книг «Сказки Г. Х. Андерсена»



февраль

1 неделя

«Сказки дедушки Иринея (по произведениям В. Ф. Одоевского)». Биография В. Ф. Одоевского. Выборочное чтение и обсуждение сказки «Мороз Иванович»


2 неделя

«Сказки дедушки Иринея (по произведениям В. Ф. Одоевского)». Научно-познавательная сказка «Городок в табакерке». Просмотр мультипликационного фильма «Городок в табакерке»

3 неделя

«Непобедимая и легендарная (детская литература о защитниках Отечества)». Рассказ А. Митяева «Почему армия всем родная». Литературно-игровая ситуация «Мы будущие военные»

4 неделя

«Непобедимая и легендарная (детская литература о защитниках Отечества)». Жизнь и творчество А. Гайдара. «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Просмотр мультипликационного фильма по сказке А. Гайдара

5 неделя

«Мама и мы». Учим наизусть и декламируем стихи о любимой маме. С. В. Михалков «А что у вас?»; Е. А. Благинина «Вот какая мама»; З. И. Воскресенская «Секрет». Изготовление поздравительной открытки для мамы

март

1 неделя

«Мама и мы». Б. А. Емельянов «Рассказы о маме»; Н. Носов «Бабушка Дина». Кроссворд


2 неделя

Урок смеха «И в шутку, и всерьез». Шуточные стихи Г. Остера. Шуточная викторина

каникулы

3 неделя

Урок смеха «И в шутку, и всерьез». Беседа-обзор по произведениям Э. Успенского: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья». Просмотр мультипликиционных фильмов по произведениям Э. Успенского


IV ЧЕТВЕРТЬ

март

4 неделя

«О людях, взлетевших к звездам». К. А. Гильзин «Три… два… один… пуск!»: твоя первая книга о космонавтах. Просмотр документальных фильмов об освоении космоса. Выставка рисунков, посвященная Дню космонавтики


апрель

1 неделя

«Знакомство с книгами В. Ю. Драгунского о детстве». «Денискины рассказы».

Пересказ любимого рассказа. Иллюстрирование рассказов В. Ю. Драгунского




2 неделя

Знакомство с книгами В. Ю. Драгунского о детстве». Изготовление книжки-раскладушки с цитатами (по «Денискиным рассказам»). Просмотр художественного фильма по произведениям В. Ю. Драгунского

3 неделя

Юные герои Великой Отечественной войны.

Подвиг длиною в жизнь, а жизнь, как подвиг своих литературных героев.

А. Гайдар: «Горячий камень», «Голубая чашка»





4 неделя

Юные герои Великой Отечественной войны.

Биографии юных героев. Дети-герои Новгородского края



35) май

3 неделя

Незнайка собирает друзей. Пересказ произведений Н. Носова: «Заплатка», «Живая шляпа» и др. Викторина по произведениям Н. Носова. Кроссворд по произведениям Н. Носова. Просмотр мультфильмов по произведениям Н. Носова


4 неделя

Литературный утренник по изученным за год произведениям. Обсуждение списка литературы для летнего чтения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________