Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Из истории рода Карчаевых Введение




страница1/4
Дата04.07.2017
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4

Из истории рода Карчаевых
Введение
Ёхтем Къарча башчынг болгъан миллетим,

Алан журтха нюр тёгеди келбетинг,

Тарых ызынг – оюмлулукъ, батырлыкъ,

Кетмез шартынг – тюзлюк, тенглик, адамлыкъ.

Нори Созаруков.

Кто плохо относится к близким,

Плохо относится и ко всем остальным.
Знать предков до седьмого колена –

Долг каждого человека.

Так гласит народная мудрость о роде, с чего начинается всё, что есть в человеке. История нашей любимой Родины – это и есть история всех его родов.

Для меня любовь к Родине – это любовь к старшим, моим предкам, это знание и почитание традиций и обычаев наших предков, это забота о роде. Наш долг перед будущими поколениями – сохранить те легенды, мифы, сказания, предания, были, старинные народные песни, народную мудрость нашего рода, которые отражают историю нашей республики, страны.

Народы Кавказа отличались от остальных тем, что уважительно относились к старшим. Я думаю, что стремление как можно больше узнать о своём роде очень тесно связано с этим.

Раньше шариатский суд не брал в свидетели человека, который не знал своей родословной до седьмого колена. К сожалению, сегодня нигде об этом не спрашивают.

В последнее время возрос интерес к проблеме родословной. Хорошо, что существует этот конкурс, и я имею возможность принять участие в нём. Доктор исторических наук, профессор А. И. Мусукаев высказал такую мысль: « В наше время, когда идёт полное падение духовности общества, девальвировались взгляды и интересы большей части населения и подвергаются сомнению лучшие образцы традиционных нравственных устоев, пора опомниться и вернуться к истокам культуры своих предков». Это высказывание отражает именно ту цель, которую я преследую в своей работе.

I.Сведения о происхождении рода Карчаевых

С раннего детства слышала, как моя прабабушка Карчаева Гитчекыз гордилась своими предками из рода Карчаевых. Она часто упоминала имя Къарча. Говорила, что предводителем карачаевцев и балкарцев являлся в далёком прошлом именно он. Когда стала взрослее, всё чаще стала в школе слышать об этом имени, особенно когда речь заходила на уроках истории и культуры народов Кабардино – Балкарии о происхождении карачаевцев и балкарцев. Я самостоятельно начала изучать всё, что касалось этого имени. Ведь раньше не было фамилий, а человека называли по имени или чей он сын. По-балкарски это звучит так: « Къарча улу», « Атабий улу», « Далхат улу», « Исмаил улу».

Наиболее важными источниками в моём исследовании стали следующие работы карачаево–балкарских авторов: Назира Хасанова «Къарча», Алана Глашева « Къарча . Хазаро – Аланская летопись», Назифы Кагиевой « Къарча», академика Михаила Залиханова «Мой Эльбрус» ( часть 3 ), «К истории и устному народному творчеству карачаево – балкарцев. Карча ( Къарча ), стихи снохи дочери Къарчи великой княгини Гошаях, старинная народная песня «Къарча», Юрия Асанова «Къаншаубий или плач княгини Гошаях по Къаншаубий», Магомеда Мокаева поэма «Къарачай», Мурадина Ёлмезова поэма «Гошаях бийче», современная песня «Тин атала», стихи карачаево – балкарских поэтов о Къарче, статьи исследовательского характера о роде Карчаевых разных авторов, рассказы, воспоминания моей прабабушки и бабушки, старожилов селения Верхняя Балкария.

С именем Къарчи связаны топонимические названия в Карачае и Балкарии, камни на берегу реки Кубань и в Элджурте, в Учкулане, грот в Верхней

Балкарии, оборонительные башни в Элджурте, несколько башен в Карачае и в Верхней Балкарии. По имени сына Къарчи Джантуугъана, трагически погибшего в юношеском возрасте, названа местность в Баксанском ущелье.

Къарча таш (Камень Къарчи) или Къадау таш (камено особой твёрдой породы) является топонимическим названием. Его карачаевцы и балкарцы почитают как священный камень, в дни народной скорби посещали и посещают место на берегу реки Кубань (Къобан), где он расположен. Когда была депортация карачаевцев в ноябре 1943 года, многие из них взяли с собой кусочки с этого камня в качестве оберега.

Есть карачаево-балкарская пословица «Къарачайны Къадау ташы Къарча».

Этот камень является визитной карточкой Карачая. Ему посвящены стихи карачаевских поэтов. Приведу в работе некоторые из них.
Къарча таш
Къарачайны тауларыны къойнунда,

Билип тургъан эртделеден къарт эм джаш,

Къобан сууну барды къая бойнунда

Къарча атлы кёкден тюшген къадау таш.


Турлукъду ол, джер тебренип урса да,

Болгъунчуннга Къобан сууну ахыры.

Джерден башы аз эслене турса да,

Минги Тау бла бирди, дейле, тамыры.


Таулулада аллай адет болгъанды:

Кетип бара Къарачайдан тышына,

Хар джолоучу андан кесек алгъанды,

Сау-саламат къайтырма, деп. ызына.


Къара кюнде халкъым, туугъан джуртундан

Айырыла алгъанд ташдан бир кесек.

Кёп джылланы чыгъалмайын тузакъдан,

Аны джалап, тилеп тургъанды тилек.


Иелерин сакълай, узакъ тюзледен,

Тау тёппеле болгъанда алашаракъ,

Джуртларына тансыкъ болгъан кёзледен

Кече, кюн да тамып тургъанды бурчакъ.


Узун кече кетип, танг да джарыйды.

Алтын кюнню саугъалайды бизге шаркъ.

Къарча таш да кесекчигин таныйды,

Уппа этип, къучакълайды аны халкъ.

Хубийланы Назир
Карачайны Къадау ташы
Къарачайны Къадау ташын

Таудан ургъан салкъын аяз сылайды.

Деу Къарчаны бёгек джашын

Кюн кесине нёгерликге сайлайды.


Бир джарлыны юзмей ашын,

Тау миллетим къыйыны бла джашайды.

Ол тюзде да тутханд башын,

Уясына къайтхан къушха ушайды.


Кёре джерни суукъ къышын,

Малчы къоюн, тууарын да къурайды.

Минни Тауну къарлы башын

Ай сылап да, туурасындан къарайды.


Таулу къызны кёзюн, къашын

Эниклеп да джулдуз аны сыйлайды.

Къарачайны Къадау ташын

Ёхтем таулу огъурлукъгъа санайды.

Батчаланы Башир
У Дз. Цагаевой в топонимии Северной Осетии имеются топонимы, связанные с карачаевцами и балкарцами и с именем Къарчи:

1. Къарцагон (Къарца) – «Карцинское ущелье». Къарцагом - «Къарца» «ком» - «ущелье». Одно из боковых ответвлений Къурататинского ущелья.

Ущелье Къаругом тянется к западу от села Гусыра до самого Алагирского ущелья, здесь же расположено и село Къарц(ч)а.

2. Къарсадон – пашня в окрестностях села Верхнего Кона. Заметим, что в Куртатинском ущелье есть село Къарца. Если в топонимике Къарсадон тот же элемент, что ив Къарца, то «дон» следует рассматривать как суффикс вместилища, то есть «Место Къарса ( Къарца ).

3. Къарцадон, Къарцагомдон – « река Къарца «, « река ущелья Къарца «, «река Къарцанского ущелья». Река, протекающая по ущелью Къарца, в одном из боковых ответвлений Куртатинского ущелья.

4. Къарцаи рагъ – «Хребет Къарца». ( 1) Пастбищная поляна на склоне между сёлами Гусара и Къарца. ( 2 ) Пастбищный склон в окрестностях развалин села Къарца.

5. Доллаг Къарцас «Нижний Къарца». Селение в боковом от Куртатинского ущелья Къарца.

6. Къарца ( Карца ) – селение в боковом от Куртатинского ущелья Къарца. Было два селения Къарца: Верхний Къарца и Нижний Къарца.

7. Къорса ( Корса ) – луг в местности Суби на левом берегу рекиАрдон.

8. Ассон ком «Ущелье ассов», Балкарское ущелье (ассон ). Название народности ассы «балкарцы» (так называют осетины ) лесистое ущелье к северу от села Лезгор.

9. Хъарцата ( Къарцата ) – пастбище в окрестностиях села Фараскат. Топоним представлен в форме именительного падежа множественного числа. Возможно, в Хъарцатта имеем фамильное или личное имя. Затем, кроме того, что в Куртатинском ущелье Къарча, что фонетически стоит близко к «Хъарца».

10. Хъарцата ( Къарцата ) – развалины поселения между селениями Нар и Фараскат. Здесь старинное кладбище и развалины строений, а также сторожевая башня Хъарцати масуг.

11. Хъарцати над (Къарцати ) – дорога. Дорога между Махческ и Фараскат, проходящая по крутому склону мимо развалин Хъарцата.

12. Кордай цагат – « к северу от ( Къарца ). Ущелье в окрестности Суадаг.

13. Къарцай хатал – « Карцинский стебель « ( Къарачайы – родительный падеж, единственное число названия села Къарца ). Пахотное поле, которым в прошлом пользовались жители селения Къарца, в окрестностях села Ногкау и т. д.

В 80 – годах в Карачаево – Черкесии издавалась газета «Алания». В одном из её номеров была статья под названием «Где должен быть установлен памятник Къарче ? » (то есть в Карачае или в Балкарии).

В Карачае, в Бийчесыне, в Мардже, археологами была найдена статуя из крепких сортов дерева. Никто не сомневался в том, что такой памятник мог быть в те далёкие времена установлен именно Къарче. Памятник установлен в Карачае (скульптор – А.Хабичев).

Къарча – крепкий, сильный, мужественный. ДТС., Л., «Наука», 1969, с. 425.




I.I О легендарном предводителе Къарче

Патчахла махталадыла, патчахла сёгюледиле,

Джюзджыллыкъла артында огъурлу патчахымса,

Къыйынлыкъ хорлаялмагъан бу таулу халкъымы

Эрттеги къаяла ичинде башламыса.
Джашыртын сатаргъа излеген тамам кёпдю,

Мен сенлей сермеширме ала бла ачыкъ!

Къарча, сен ёмюрле артында джыкъгъанынгча,

Халкъланы джауларын къолубуз бла джыкъ!
Сослан Байчораев.
История фамилии и рода Карчаевых уходит своими корнями в глубь веков. Об этом свидетельствует частичный перевод уникальной «Летописи Къарчи», собрата «Слова о полку Игореве». Летопись начинается с событий, произошедших ещё до нашей эры. Она раскрывает множество фактов, ранее истории не известных или спорных. Изложенные в Летописи материалы описывают события с древнейших времён до 14 века. В том числе нашествия Батыя и Тамерлана. Летопись вели хазары – отец Ботай и сын Барлыу, современники Къарчи, его походные писари. Сначала отец Ботай, за которым следовал и сын – юноша, а после его смерти - Барлыу. Ботай знал латинское письмо ( в оригинале румчелик ), арабское письмо (арабчелик) и хазарское письмо ( хазарчелик ). Вот что сообщает Барлыу: «Мой отец Ботай, сын Казакгы, знал хазарскую, греческую и арабскую грамоту. Отец научил меня хазарскому и греческому письму. Мы жили в Крыму на маленькой хазарской земле в крепости Карасуу. Относимся к кыирымманнам ( Крымцам ) из племени хазар. Я прочитал летописи моего отца на хазарском и греческом языках…»

« В восьмом месяце 1374 года мы с отцом завершили писать книгу о кыйырманнах из племени хазар, живущих в Крыму, на берегах Крыма, в Тюбютаракканне.

В третьем месяце 1378 года я с отцом перешёл из Крыма в сторону Кубани. Мы прошли по берегам реки Аксуу, Кубань, Терек и начали писать то, что мы видели об истории горных карачаевских алан и равнинных хазар…»

Так они, отец и сын, отправились в путешествие по тем местам, где в то время жили хазары. По пути они побывали во многих местах и населённых пунктах, у многих племён. Исходя в течение года многие земли, записали много исторических сведений и вернулись в крепость Темиркан. Остановились в гостях у князя Темирболата. Там присутствовали на скачках воинов кавказских карачаевцев. В доме Темирболата гостили пятнадцать дней. Темирболат попросил Ботая обучить подростка Къарчу хазарской грамоте.

Первое упоминание о Къарче относится к августу 1374 года.

Из этого выясняется, что в 1378 году Къарче было одиннадцать лет. Значит, он родился примерно в 1367 году.

Къарча пошёл с ними. Ботай обучал его хазарской и греческой грамоте. В крепости Карасуу учился пять лет, затем вернулся в Темиркан къала. У него отец – Темирболат бий, мать – Ариуджан, четыре брата и сестра Кюлсюнай, которая была замужем за Коджаком – братом тогдашнего крымского хана. Къарча был шестым ребёнком в семье Темирболата. Он был вождём Къапыказских хазаров. Об этом в книге Н. Хасанова написано так : «Къапыказ хазарланы бийи Темирболат деу, джигит Хазар-Окъну юзюгюнден болад».

Отцом Темирболата был Хазар-Окъ. Он был вождём всех хазарских племён. Его отец Себил был сыном Деулеза. Об этом свидетельствуют следующие строки из названной выше книги :

Тинсир юзюгю Деулез уланы

Болуп сослан ташдан эки уланы,

Кёбеир болсун деп атай ол бирине Себил…

Отцом Деулеза был хан Сабур.

Мастерству воинскому Къарча учился у Джанибека.

Ко времени нашествия Тимура, как свидетельствует летописец, Къарче было 24 года. Воевал против захватчиков, попал в плен к Тимуру, угнан в Бухару. Продан в рабство, но и там боролся на стороне противников Тимура. Бежал с двенадцатью воинами (чорала) сначала в горы Тарык, оттуда переправился в Крым, жил у сестры, женился на дочери Барлыуа – Баллиу. У него родился сын Джантуугъан.

«…родоначальник карачаевских князей Къарча почитался за родственника Аксак Солтана Турецкого. Первым браком он был женат на представительнице Султано – ханских родов «. ( Н. Г. Петрусевич, ЦГА РСО – А. Ф. 262 Сп 1 Д 113 об. – 114).

Къарча очень скучал по родине, решил вернуться домой, на родину Къараджурт. Къарча, Барлыу, Коджа (зять Къарчи) с семьями, Науруз, Турам, Аттуркъай, Будууан с семьями, 12 воинов – джагатаев с семьями – всего около 200 человек отправились в путь. По пути видели сожжённые, разрушенные войском Тимура сёла. Къарча сильно переживал. Вот тут, по возвращении на родину, и начинается деятельность легендарного Къарчи, которая прославила его имя на века.

Вскоре после возвращения Къарчи домой совершилось нашествие Тамерлана.Тогда Къарче было 24 года, а не 11 или 12 лет, как говорится в преданиях. Он отважно сражался против захватчиков, раненым попал в плен и был увезён в Бухару, где продан в рабство кипчакскому Аттаю. Из плена ему удалось бежать с 12 воинами ( чорала ) в горы Тарык, а оттуда они перебрались через Переднюю Азию в Крым к сестре Къарчи Кюлсюнай, где Къарча был приставлен учить военному делу семнадцатилетнего Науруза, своего племянника. Здесь он женился на дочери Барлыу – Баллиу, и у него родился сын Джантуугъан. При этом тесть Къарчи Барлыу не упоминает, что у Къарчи была жена первым браком из солтано – гиреевского рода Крымских ханов.

Къарча очень тосковал по родине, да ив Крыму начались междуусобицы. Он решил вернуться на родину, в Караджурт. С ним пошли его зять Коджак и тесть Барлыу, Науруз, Турам, Аттуркай и Будууан с семьями, 12 воинов – джагатаев (потомки второго сына Чингисхана Джагатая с семьями) – всего 200 человек.

По пути, видя сожжённые войском Тимура поселения и крепости, Къарча очень переживал. По возвращении на родину он обосновался в Эльджурт – Кала, что в Баксанском ущелье Кабардино – Балкарии ( ныне селение Гирхожан, окраина Тырнауза ). Здесь он усиленно занимался организарской деятельностью, объезжая уцелевшие населённые пункты, встречаясь со старейшинами племён и атаулов ( родов ). Но до этого события, вскоре после ухода Къарчи с Караджурта, на Караджурт совершил набег кабардинский князь Кайтук вместе с ногайцами. Можно предположить, что этот набег кроме обычного хищничества преследовал и другую цель - не допустить союз племён и образование Бирсил Карачая. Защитников укрепления всех перебили. Женщин и детей, скот увели в полон. В карачаевской летописи есть упоминание об укреплении Карма – Кала, мимо которого прошли хищники. Не отвлекаясь на её захват, и только на обратном пути они произвели захватили это укрепление. Если предположить, что Карма – Кала- это древнее укрепление рода Кармовых ( до революции Кармохабле, в настоящее время каменомостское ), то получается, что нападение шло через территорию, на которой расположены нынешние селения Большой Кабарды – Куркужин и Сармаково с выходом на долину реки Баксан и расположенным здесь древним селениям Караджурта: Кёнделен, Былым, Герхожан.

Через несколько дней Къарча собрал войско из племён Большого Карачая ( в летописи имеется перечень этих племён ) и, призвав на помощь сванского князя с войском ( эбзе ), объединёнными силами нанёс ответный удар по Кайтуку. В результате кровавой схватки, продолжавшейся два дня, войска Кайтука были разгромлены, а сам Кайтук во время бегства ночью со своего укрепления попал в плен. Он вынужден был вернуть пленников и другую захваченную добычу, в том числе и долю, которая досталась ногайцам, а также заплатить за кровь убиенных им жителей Караджурта. Он возместил также расходы дружине сванов. Жизнь Кайтуку была сохранена, он дал клятву больше не нападать на Карачай и отступить с остатком своего рода к ногайцам.

Бирсил Карачай был разделён на четыре чанкара: Уллу ( Большой ) Карачай, Капыказ, Кобаказ и Тюзер. Къарча стал высшим Элмендером (Эмиром ). Он назначил элменами Науруза, Турама, Будууана, Аттуркая, Барлыуа, Крымшамхала, Боташа. Затем он установил и укрепил границы Бирсил Карачая, отразив набеги соседей и сделав военные рейды по их территориям. Приводится перечень этих племён в хазаро-аланской летописи.

Через шесть лет Къарча умер. После его смерти эмиром Бирсил Карачая стал Боташ, поскольку незадолго до этого сын Къарчи Джантуугъан, наследник престола, был вероломно убит. После смерти Боташа Бирсил Карачай, то распадаясь на отдельные княжества, то объединяясь, просуществовал до 1502 года. Тогда крымский хан Менгли – Гирей особо жестоко обошёлся с племенами, населявшими Бирсил Карачай из – за их верности Ахмат – хану Золотоордынскому. После чего их остатки стали лёгкой добычей для соседей, сторонников Менгли – Гирея.

Приведем в подтверждение сказанному следующие выдержки из книги

Н. Хасанова: «Отметим самый важный момент в его деятельности: в 1424 году с 248 людьми Къарча переехал из Эльджурта къала на Басхане в Къараджурт в Уллу Карачае. Сразу предложил трём племенным группам – хазар, койман и алан соединиться в единое объединение «Бирсил Карачай». Это было одобрено всеми. Новое государственное объединение разделил он на 4 чанкара: 1) Уллу Къарачай, 2) Капыказ, 3) Кобаказ, 4) Тюзер. Къарча стал высшим Элмендером, назначил элменов: Науруза, Турама, Будууана, Аттуркая, Барлыуа, Крымшаухала, Бораша, затем с воинами объехал и установил границы Бирсил Карачая. В этот период много сделал для защиты его от набегов соседей».


Хочу в своём исследовании написать биографию Къарчи. Запись с его слов из вышеназванной летописи.

«Хан Тамерлан напал на Къараджурт, на земли Бештау. Уничтожил большое количество хазарских куман, алан, ногайцев и татар. Убил моего отца, мать, четырёх братьев и родственников. Много парней и девушек увёл в Бухару. Мы прошли много дорог, в пути умерло много людей. Угнанных продали в рабство на севере и юге Бухары, на земле Кашгар и Комул. Меня и отца Науруза продали кипчакскому старику. Наурузу тогда было 14 лет. Я научил Науруза воинскому искусству. Через два года старик умер. Меня и Науруза забрали в войска Тамерлана.

На востоке империи Тамерлана взбунтовались кашгарцы. Мы с Наурузом примкнули к ним, кашгарцы выбрали меня своим вождём.

Из Кашгара мы пошли к взбунтовавшимся киргизам и объединились с ними. Киргизы дали мне породистого коня. Оттуда мы пошли к взбунтовавшимся комулам и вместе с ними одолели войска Тамерлана. Потом мы вернулись в Кашгар и два года вели успешные бои с войсками Тамерлана. Зов родителей не выходил из моей головы, моя земля Сибилти, Горный Кавказ-родина, всегда жили в моём сердце, в моих глазах. Я с Наурузом и двенадцатью воинами пошёл в горы Тарык (Черноморское побережье Кавказа), а оттуда в Крым, в крепость Карасуу».

(Далее повествование идёт от имени Барлыу).

« Его сестра Кюлсюнай была там замужем за Конджаком. Къарча женился на моей дочери Баллиу. У дедушки Конджака в ханских войсках Къарча стал военачальником. После смерти хана на его место избрали кумана. Умер мой отец Ботай. Къарча сообщил нам, что хочет вернуться на родину в Караджурт. Къарча, Баллиу, Джантууган, Кюлсюнай, Конджак, Науруз, Турам, Аттуркай, Будууан с жёнами и детьми (всего 200 человек) двинулись в путь. Из крепости Карасуу пришли в Тюбютаракган (Тьмутаракань), оттуда (через Керченский пролив) перешли в Сибилти. На берегу Кубани, у мастыков, осевших у айдыков из племени кипчаков, ночевали два дня. Потом гостили на берегу реки Дженлик в крепости Элтурук у тауказов. Там провели всю зиму. В этой местности у тауказов, у карачаевских алсунаров из племени алан после нашествия Тамерлана осталось 33 двора. Пришли кызылбеки из племени эпсуу (абазы) для грабежа. Къарча сказал, что им нет здесь места и погнал с берегов Дженлик и Элабар (Лаба). Потом мы пошли в крепость Таутерк и остановились в гостях у айырыказов из племени хазар. Здесь после нашествия Тамерлана осталось 114 дворов».

Къарча жил со своим народом сперва в Баксанском ущелье, в Эльджурте, укрепляя границы своей территории. Здесь родилась у него дочь Ариуджан. Она вышла замуж в день божества Сыяр за Крымшамхалова Сайлара. К этому времени Ариуджан осиротела. После смерти своего сына Джантуугъана жена Къарчи скончалась. Зять легендарного Къарчи во всём оказывал ему помощь и поддержку.

Сохранилась песня самого Къарчи, которую он сложил своей исторической родине Сибилти и которую исполнил в день свадьбы своей дочери.



Адыл джерим Сибилти
Узакъ джерде, киши джерде айлана,

Адыл джерим, сени мен кёп кюседим.

Тансыгъыма ёзге мадар табалмай,

Тюрсюнюнгю тюшлеримде изледим.


Припев:

Адыл джерим, туугъан джерим Сибилти,

Айыкъ тёрюм, джандан сюйген Сибилтим,

Тансыкъ тиним, джан къууанчым - Сибилтим.

Менге учар къанат берген Сибилтим.
Сибиллеге нарт тил берген Сибилти,

Нарт юзюкню джюрегисе, Сибилтим.

Джюрек къоймайд, тынгы джокъду джаныма,

Туугъан джерим кёзден кетмейд, чакъырад.

Бешик джырым, шоркъа суула, тауларым.

Тансыгъыма тансыкъ къоша тахсырад.


Припев:

Джолоучулукъ мени бир да мычытмай,

Келип тюшдюм тозап тургъан джериме,

Туугъан джуртум, ата юйюм, арбазым

Бердиле кетмез таукеллик кёлюме.
Тансыгъымы, кюсегими алалмай,

Хансын, ташын эркелетдим, джаладым.

Келди насып, къууанч келди, тёр берди,

Болдум бёгек, дуниягъа уяндым.


Припев:

Адыл джерим тобугъуна олтуртуп,

«Балам»,- деди, къойнуна къаты къысды.

Татлы, джылы ана къолу нюр чача,

Башымы, къашымы назик сылады.
Энди алгъышд хар атлагъан атламым,

Джашау джолун джашнатаса, кёресе.

Учар къушлай мийиклеге талпытып,

Адыл джерим, къагъар къанат бересе.


Припев:

Ахшылыкъгъа, игиликге аманат,

Халкъым, болсун сени джанынг аманат,

Къууанчынгы хар кюнде кёрейим,

Сени алгъыш тилеклеге джёрейим,
Адыл джерим, туугъан джуртум Сибилти,

Айыкъ тёрюм, джандан сюйген Сибилтим,

Тансыкъ тиним, джан къууанчым – Сибилтим,

Менге учар къанат берген Сибилтим,

Сибиллеге нарт тин берген Сибилти,

Нарт юзюкню джюрегисе, Сибилти.

Таза иннетин, кёлюн ачыкъ айтды

Къушджетер, къушджюрек Науруз.

Джырлап, джюрек къууанчын айтды

Къарачай намысны сюйген Науруз.



I.II. Карчаевы в Балкарии

Самым первым поселением в Балкарском обществе, по словам местных старожилов, считается селение Сауту. Об этом пишет в своём историческом очерке « Балкария» и мой земляк Мусос Абаев. Очерк им был издан в 1911 году в Париже в журнале «Мусульманин». Есть здесь следующие строчки, которые подтверждают эту мысль: «…потомки рода таулу составляют теперь жителей посёлка Сауту…». Селение Сауту местные старожилы называли и называют Къарча – аул (атаул). Род Карчаевых до депортации их 8 Марта 1944 года проживал именно здесь. Он 28 ноября 1942 года сполна испытал на себе трагедию, которая сегодня называется Черекской трагедией, во время которой погибло 22 человека из этого рода, тем временем, как его сыновья храбро сражались на различных фронтах Великой Отечественной войны с гитлеровцами, как и другие их односельчане. 11я стрелковая дивизия во главе с капитаном Накиным 28 ноября совершила акт геноцида в селении Сауту. Бойцы отряда действовали дерзко и беспощадно. Они забрасывали в окна домов гранаты, взрывали, ломали двери и окна, врывались в дома мирно спавших жителей, выводили стариков, женщин, детей, хладнокровно расстреливали их без разбора. Трупы своих жертв энкавэдэшники сжигали вместе с домами.

Утром следующего дня командир отряда Ф. Накин докладывал подполковнику Шикину: « Доношу, что с 23.00 до настоящего часа веду бой. В 5.00 28.11.42 г. Очищен кишлак Салты (Сауту)…Трупов насчитывается до 1200 человек...». Во время погрома селения было уничтожено 740 человек. Из рода Карчаевых убито 22 человека.


Вот как описывает тот кошмар народный поэт Кабардино-Балкарии, Почётный гражданин г. Нальчика Сафар Макитов в своей поэме Ауул Сауту
  1   2   3   4

  • I.Сведения о происхождении рода Карчаевых
  • Карачайны Къадау ташы
  • I.I О легендарном предводителе Къарче
  • Адыл джерим Сибилти
  • I.II. Карчаевы в Балкарии