Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Из истории опросов общественного мнения в США




Скачать 348.67 Kb.
Дата25.06.2017
Размер348.67 Kb.
ИЗ ИСТОРИИ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В США
Д.В. Кузнецов, кандидат исторических наук,

доцент кафедры всеобщей истории, философии и культурологии

Благовещенского государственного педагогического университета, г. Благовещенск
Обращаясь к истории опросов общественного мнения в США, важно подчеркнуть, что именно в этой стране еще в 1935 г. был проведен фактически первый опрос общественного мнения, по крайней мере, в том виде, в каком мы знаем его сейчас.

Вместе с тем, становление института опросов общественного мнения в США относится еще к XIX в., когда, начиная с 1824 г. проводились так называемые «соломенные опросы» (Straw Polls), т.е. «неофициальный подсчет голосов избирателей с целью определения расхождения по взглядах общественности по вопросам, представляющим общественный интерес, а также в отношении кандидатов на государственные должности»1. В свою очередь, лингвострановедческий словарь «АМЕРИКАНА», изданный в нашей стране дает следующее определение термина «соломенные опросы»: «Неофициальный опрос общественного мнения, проводимый средством массовой информации или частной организацией с целью попытаться спрогнозировать результат выборов или определить отношение к кандидату. Часто такие опросы проводятся в аудитории активистов политической партии на первых стадия отбора кандидатов. (От игры, в которой вытягивают соломинки ("draw a straw"), чтобы определить победителя»2.

Согласно «Новому политическому словарю», автором термина «соломенные опросы» стал известный английский юрист, а также политик и ученый, один из наиболее эрудированных людей своего времени Дж. Селден, который подчеркивал: «…Возьмите солому и подбросьте ее в воздух – Вы сможете увидеть, куда дует ветер».

По мнению некоторых исследователей, отдельные элементы, которые впоследствии составили основу для появления в США института опросов общественного мнения, возникли раньше 1824 г. Как указывает Б.З. Докторов, еще когда США были небольшой и малонаселенной страной, городское собрание (Town Meeting), как форма городского самоуправления, возникшая в Новой Англии, фактически являлось местом выработки и выражения общественного мнения по проблемам, волновавших первых переселенцев. В XVII и XVIII вв. в США существовали книги голосований (Poll Books) – особый вид регистрационных документов, куда записывали участников выборов и то, как они голосовали3.

Что же касается «соломенных опросов», которые в XIX в. широко вошли в практику общественно-политической жизни, то чаще всего они проводились в преддверии проходивших выборов Президента США, когда пресса интересовалась у граждан, кого из кандидатов они хотели бы видеть на этом посту4.

Примечательно, что эти зондажи мало походили на современные опросы общественного мнения, не были тщательно спланированы и научно подготовлены, вследствие чего их и поэтому назвали «соломенными». Считается, что впервые в истории попытку замерить градус общественного мнения предприняло издание Harrisburg Pennsylvanian в 1824 г., т.е. в канун президентских выборов в США. Ее опрос, проведенный среди избирателей Уилмингтона (штат Делавэр) и опубликованный 24 июля 1824 г., показал, что победу должен был одержать кандидат Э. Джексон, набрав вдвое больше голосов в Коллегии выборщиков, чем его оппонент Джон К. Адамс (335 голосов против 169 голосов), чего, однако, так и не случилось. Проведенное исследование дало неточный результат.

Последнее, в свою очередь, предопределило развитие института опросов общественного мнения на ближайшие десятилетия: достаточно долгое время они, даже несмотря на то, что «соломенные опросы» периодически проводились в течение 1824-1916 гг., оставались фактически на обочине большой американской политики. Их организовывали, в основном, небольшие локальные издания (например, New York Herald Tribune, которая регулярно проводила опросы в связи с местными, штатными и общенациональными избирательными кампаниями), а их результаты воспринимались в основном скептически5.

Дж. Конверс, автор книги «Опросы в США: корни и возникновение»6, подчеркивает, что первый общенациональный по своему характеру опрос общественного мнения в США провел в 1916 г. крупный, появившийся в 1890 г., журнал Literary Digest. Оценивая его с позиций сегодняшнего дня, можно утверждать, что технология этого опроса была примитивной и ненаучной.

Дело в том, что Literary Digest стремился увеличить количество своих подписчиков, для чего стал в большом количестве рассылать открытки, содержащие следующую информацию: на одной стороне печатался бланк подписки на журнал, а на другой – вопрос. В 1916 г. вопрос звучал так: «Кто станет следующим Президентом США – Вудро Вильсон, Чарльз Хьюз или Аллен Бенсон?». Помимо того, что на открытке были перечислены имена трех главных претендентов на Белый дом, напротив фамилии предполагаемого победителя потенциальным подписчикам издания следовало поставить крестик или галочку. Получатель открытки мог бесплатно отослать ее обратно в журнал.

Результаты этого эксперимента оказались ошеломляющими: Literary Digest получил несколько тысяч новых подписчиков, но, в первую очередь, десятки тысяч ответов на заданный вопрос. Журналисты предположили, что человек выскажется в пользу политика, за которого проголосует сам и на основании этого заключения был сделан вывод, что следующим Президентом США станет кандидат от Демократической партии Вудро Вильсон, что и произошло в действительности.

Сделанное в 1916 г. за несколько месяцев до момента президентских выборов «предсказание» Literary Digest относительно исхода голосования произвело большое впечатление на представителей периодической печати США. Многие газеты и журналы, а затем и радиостанции знакомили свои аудитории с полученными результатами. При этом, Literary Digest не ограничивался тем, что пытался предсказать результаты президентских выборов, но и старался выяснить состояние общественного мнения США по каким-либо другим актуальным проблемам. Так, например, это касалось введенного еще в 1917 г. «сухого закона», что позволило достаточно точно выявить тенденции в настроениях общественности в тот период времени.

В течение 1916-1936 гг. Literary Digest продолжил свои исследования, практически в мониторинговом режиме рассылая по почте открытки, содержащие вопросы, касающиеся результатов предстоящих президентских выборов. В результате, на основе полученных данных он точно называл имена будущих Президентов США на выборах 1920, 1924, 1928 и 1932 гг.

Однако в 1936 г. произошла настоящая катастрофа, которая, де-факто, привела к созданию современной «индустрии» опросов общественного мнения. Тогда Literary Digest разослал около 10 млн. открыток и получил рекордные 2,3 млн. ответов. За неделю до дня голосования на страницах издания был опубликовал прогноз: следующего Президента США зовут Альфред Лэндон. За него отдали свои голоса 57,1 % из числа тех, кто прислал в редакцию открытки.

Представления Literary Digest о грядущих событиях имели вполне определенные основания. Дело в том, что кандидат-республиканец Альфред Лэндон, в ту пору являвшийся губернатором штата Канзас, выиграл выборы в штате Мэн – тогда в этом штате выборы происходили в сентябре, а на всей остальной территории США (как и сегодня) в ноябре. Выборы в Мэне проходили под лозунгом: «Как голосует Мэн, так голосует и весь народ» – эта закономерность неоднократно подтверждалась на практике (в 1957 г. выборы в Мэне стали проходить одновременно с остальными США). Таким образом, шансы Альфреда Лэндона на победу не стоило недооценивать.

Тем не менее, оказалось, что Literary Digest катастрофически ошибся, поскольку в 1936 г. президентские выборы вновь, как и в 1932 г. выиграл Франклин Д. Рузвельт, получивший почти 62,5 % голосов избирателей и 523 голосов выборщиков. История, произошедшая с Literary Digest стала самым ярким примером фиаско в истории опросов общественного мнения, а ошибка, допущенная в предсказании исхода голосования (19,6 %), оказалась самой высокой из когда-либо зафиксированных при общенациональном опросе населения накануне президентских выборов7.

Одновременно с этими событиями, также в 1936 г. мировую известность приобрел Джордж Х. Гэллап (1901-1984 гг.)8. Тогда – уже в сущности зрелый ученый, он долгое время (фактически с момента, когда закончил Университет штата Айова) изучал способы измерения общественного мнения в различных университетах страны. Впоследствии (в 1932 г.) он стал первым в истории США директором по маркетинговым исследованиям в крупном, созданном еще в 1923 г. и действующем до сих пор рекламном агентстве Young & Rubicam.

Свою деятельность в области маркетинговых исследований рекламное агентство Young & Rubicam начало еще в 1920-е годы, когда в США наблюдался бурный рост экономики страны, вследствие чего значительно вырос потребительский спрос, что вызвало необходимость более углубленного изучения рынка. Тогда многие американские корпорации проводили собственные исследования в области маркетинга, привлекая к ним потенциальных покупателей, с целью повысить уровень своих продаж. Джордж Х. Гэллап возглавлял рекламное агентство Young & Rubicam до 1947 г.

К началу 1930-х годов исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятности, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборке и сделать это с достаточной степенью точности. Чтобы получить представление о том, каково отношение населения к какому-либо вопросу, вовсе не обязательно опрашивать все население или большие его группы, как это делал, к примеру, Literary Digest, рассылая миллионы бюллетеней, а достаточно составить выборку (от 1500 до нескольких тысяч человек), чтобы с точностью до 3 % определить реакцию всего населения. Такая выборка, правильно составленная, дает более верные результаты, чем «соломенные опросы»9.

Именно в этом направлении и стал работать Джордж Х. Гэллап, который в течение 1933-1934 гг. неоднократно предпринимал попытки, чтобы опробовать свой метод, постоянно стремясь к его совершенствованию.

В 1935 г., т.е. за год до президентских выборов Джордж Х. Гэллап создал свою собственную фирму – Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion. Это было фактически первое в стране учреждение, которое стало в массовом порядке проводить опросы общественного мнения, благодаря которым выяснялось отношение жителей США к каким-либо актуальным в определенный момент времени проблемам. В связи с этим, важно подчеркнуть, что в анналы социологии вошло исследование, проведенное за несколько лет до того, как Джордж Х. Гэллап приступил к изучению общественного мнения. В 1929 г. супруги Роберт и Хелен Меррел Линд «просканировали» жизнь в городке Миддлтаун, в результате чего создали обобщенный портрет населения среднестатистического населенного пункта американской глубинки – уровня образования, религиозной и социальной жизни его жителей (название Middletown переводится как «средний город» или «город посередине»).

Уже 20 октября 1935 г. Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion, основываясь на данных опроса общественного мнения, проведенного в США 10-15 сентября 1935 г., распространил в ряде изданий, выходящих по воскресеньям свой первый отчет о результатах исследования предвыборной ситуации в США, а вскоре еженедельная колонка Джорджа Х. Гэллапа «America Speaks», содержащая результаты опросов общественного мнения стала публиковаться во многих американских периодических изданиях. В первом опросе общественного мнения, проведенном 10-15 сентября 1935 г., Джордж Х. Гэллап обозначил интересующую его тему – отношение американцев к действующему Президенту США – Франклину Д. Рузвельту.

За неделю до публикации прогноза Literary Digest, Джордж Х. Гэллап обнародовал свои результаты, полученные в результате опроса общественного мнения, выборка которого составила всего лишь 5 тыс. человек, правда, подобранных на основе жестких критериев демографической выборки. В результате, Джордж Х. Гэллап предсказал победу Франклина Д. Рузвельта.

В 1940 и 1944 гг. американцы вновь выбрали Франклина Д. Рузвельта в качестве Президента США, и оба раза прогнозы Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion были безукоризненны: ошибка составила около 3 % и 2 %, соответственно. В 1936 г. наряду с Джорджем Х. Гэллапом точный прогноз относительно исхода президентских выборов дали также Э. Роупер и А. Кроссли, которые первоначально также занимались исследованиями рынка, но с 1936 г. обратились к проведению опросов общественного мнения в политической сфере10.

В 1936 г. Джордж Х. Гэллап также точно угадал, какой прогноз опубликует Literary Digest, который так и не оправился от этого удара – его репутация была подорвана. Через два года он обанкротился и был приобретен ныне существующим журналом Time.

В дальнейшем, Джордж Х. Гэллап также объяснил, в чем заключалась фундаментальная ошибка Literary Digest. Журнал выбирал адресатов на основе простого имущественного показателя: используя данные о регистрации автомобилей и телефонные книги, он рассылал открытки владельцам автомобилей, имеющих при этом телефон, т.е. людям, которые могли позволить себе подписку на Literary Digest. Таким образом, на вопрос ответили лишь состоятельные американцы, в наименьшей степени пострадавшие от Великой депрессии – крупнейшего в истории США экономического кризиса. Поэтому их воззрения лишь в минимальной степени отражали взгляды всего американского общества.

Начиная с 1936 г. опросы общественного мнения окончательно стали признанным способом определения подлинных настроений, существующих в обществе, хотя отношение к ним представителей американских СМИ первоначально являлось весьма скептическим. Так, в редакционной статье The New York Times от 13 ноября 1936 г. подчеркивалось, что опросы общественного мнения будут серьезным образом воздействовать на мнение избирателей и это, в свою очередь, затруднит нормальное функционирование правительства. «Наша политика – это "представительная" демократия, и потому предполагается, что выбранные "представлять" нас будут думать самостоятельно, наилучшим образом используя свое индивидуальное понимание ситуации, и действовать, ориентируясь на непопулярные аргументы, если они серьезно убеждены в том, что это отвечает долгосрочным интересам страны»11. В этом случае опросы общественного мнения превратятся в серьезную угрозу принципу представительной демократии.

Тем не менее, даже на этот, исходящий, главным образом со стороны американских СМИ скепсис, в течение 1936-1939 гг. в США, при активном участии Джорджа Х. Гэллапа происходило укрепление института опросов общественного мнения. Их результаты стали публиковаться в периодической печати США, а также на страницах специализированного журнала Public Opinion Quarterly, который стал выходить с 1937 г.

Тогда же, фактически впервые в центре внимания проводимых опросов общественного мнения оказались проблемы внешней политики, тогда как ранее, как уже говорилось выше, это были в основном вопросы, связанные с исходом предстоящих президентских выборов. Исключение составляет разве что период Первой мировой войны 1914-1918 гг., во время которой в США несколько раз, посредством проведения «соломенных опросов» была предпринята попытка выяснить существующие в обществе настроения, в частности, относительно вероятного участия страны в этом вооруженном конфликте.

Обращение исследователей, деятельность которых была связана с изучением состояния общественного мнения в США, к проблемам внешнеполитического свойства во многом было обусловлено тем, что именно тогда, т.е. в конце 1930-х годов, в мире происходило самое серьезное с 1918 г. ухудшение обстановки на международной арене, результатом чего явилось начало Второй мировой войны 1939-1945 гг. В Великобритании и Франции, где к тому моменту, по аналогии с Американским институтом общественного мнения, American Institute of Public Opinion были созданы соответствующие учреждения, в 1938 г. в качестве объекта общественного мнения выступили следующие произошедшие в 1938 г. важнейшие события международной жизни, а именно: соглашение, заключенное в Мюнхене между нацистской Германией, фашистской Италией, Великобританией и Францией (29 сентября 1938 г.), известное как «Мюнхенский сговор».

Однако, факт, что уже в 1936-1939 гг. проблемы внешней политики стали одним из важнейших объектов общественного мнения США, свидетельствует не столько об их актуализации в представлении американцев, сколько о своеобразной «продвинутости» в этом вопросе Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion, сотрудники которого во главе с Джорджем Х. Гэллапом смогли достаточно оперативно ответить на возникшие тогда вызовы. Это, кстати, подтверждается еще и тем, что с началом Второй мировой войны далеко не сразу внимание американцев оказалось приковано к событиям, связанным с ведением военных действий, а только с 8 декабря 1941 г., т.е. на следующий после знаменитой атаки японцев на базу ВМФ США в Пёрл-Харборе (Гавайские острова) день.

Тем не менее, с учетом того обстоятельства, что с этого момента США оказались непосредственно вовлечены в военные действия, во время Второй мировой войны интерес к изучению общественного мнения в США продолжал нарастать, что во многом связывалось и с усилением внимания к этому институту со стороны руководства страны. В чрезвычайных условиях государство было крайне заинтересовано в том, чтобы в мониторинговом режиме выявлять существующие в американском обществе настроения.

К 1945 г. в США действовали три крупных учреждения, занимавшиеся изучением общественного мнения – компании, возглавляемые Джорджем Х. Гэллапом (Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion), а также Э. Роупером12 и А. Кроссли13. Институт опросов общественного мнения в США достаточно прочно «встал на ноги», а в дальнейшем, опросы общественного мнения превратились в США и вовсе в настоящую «индустрию», охватывая практически все сферы жизни общества – политику (внутреннюю и внешнюю), экономику, социальные отношения, идеологию, культуру и др.14.

На популярность опросов общественного мнения не влияли даже периодически возникающие серьезные ошибки исследователей. Пожалуй, самый серьезный удар по качеству социологических прогнозов был нанесен в 1948 г. в условиях очередных президентских выборов, проходивших в США. На них конкурировали действующий глава государства Г. Трумэн и Т. Дьюи, причем первый воспринимался как весьма слабый кандидат, а его шансы считались низкими. Социологи, в том числе и из Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion предсказывали, что Г. Трумэн не сможет набрать более 35 % голосов избирателей и, соответственно, потерпит поражение, однако произошло противоположное.

В анналы истории вошла фотография улыбающегося Г. Трумэна, держащего в руках номер газеты Chicago Tribune. Эта газета, основываясь на прогнозах социологов, заблаговременно сообщила о его поражении, вынеся на первую полосу заголовок: «Дьюи победил Трумэна». Это был крупнейший кризис в истории института опросов общественного мнения в США. Социологи вынуждены были признать ошибку и пообещать более ответственно относиться к методикам своих исследований.

Анализируя ситуацию, сотрудники Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion пришли к выводу, что ошибка имела место потому, что опросы были прекращены за 10-14 дней до выборов, а именно в этот промежуток времени произошли существенные изменения во взглядах избирателей. Этот печальный опыт показал, что необходимо найти способ проводить последний опрос в избирательной кампании как можно ближе к выборам.

В связи с вышеуказанным, важно подчеркнуть, что уже в течение достаточно длительного периода Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion ведет подсчет процента неточности, т.е. расхождений между результатами проведенного опроса общественного мнения и результатами голосования на выборах Президента США (с 1936 г.) и Конгресса США (с 1950 г.).

Как видно из представленных ниже таблиц (табл. 1, табл. 2), процент неточности составляет в среднем всего несколько процентов. При этом, Американский институт общественного мнения, American Institute of Public Opinion в подавляющем большинстве случаев верно называл имя победителя.

Таблица 1

Сводные данные о точности прогнозов результатов выборов Президента США: 1936-2012 гг.


Год

Кандидаты

Прогноз

(в %)


Результаты

голосования

(в %)


Точность

прогноза


(+ - %)

1936

Франклин Д. Рузвельт

А. Лэнгдон



56,0

44,0


60,8

36,5


4,8

7,5


1940

Франклин Д. Рузвельт

В. Виллки



52,0

48,0


54,7

44,8


2,7

3,2


1944

Франклин Д. Рузвельт

Т. Дьюи


51,5

48,5


53,6

46,0


2,1

2,5


1948

Г. Трумэн

Т. Дьюи


44,5

49,5


49,6

45,1


5,1

4,4


1952

Д. Эйзенхауэр

Э. Стивенсон



51,0

49,0


55,1

44,4


4,1

4,6


1956

Д. Эйзенхауэр

Э. Стивенсон



59,5

40,5


57,6

42,1


1,9

1,6


1960

Дж. Ф. Кеннеди

Р. Никсон



51,0

49,0


49,9

49,8


1,1

0,8


1964

Л. Джонсон

Б. Голдуотер



64,0

36,0


61,3

38,6


2,7

2,6


1968

Р. Никсон

Х. Хэмфри



43,0

42,0


43,4

42,7


0,4

0,7


1972

Р. Никсон

Дж. МакГоверн



62,0

38,0


60,7

37,6


1,3

0,4


1976

Дж. Картер

Г. Форд


48,0

49,0


50,1

48,0


2,1

1,0


1980

Р. Рейган

Дж. Картер



47,0

44,0


50,8

41,0


3,8

3,0


1984

Р. Рейган

У. Мондэйл



59,0

41,0


58,8

40,6


0,2

0,4


1988

Дж. Буш

М. Дукакис



56,0

44,0


53,4

45,7


2,6

1,7


1992

Уильям Дж. Клинтон

Дж. Буш


Р. Перо

49,0

37,0


14,0

43,0

37,5


18,9

6,0

0,5


4,9

1996

Уильям Дж. Клинтон

Р. Доул


52,0

41,0


49,2

40,9


2,8

0,1


2000

Дж. Буш-младший

А. Гор


Р. Нэйдер

48,0

46,0


4,0

47,9

48,4


2,7

0,1

2,4


1,3

2004

Дж. Буш- младший

Дж. Керри



49,0

49,0


50,7

48,3


1,7

0,7


2008

Б. Обама

Дж. Маккейн



55,0

44,0


53,0

46,0


2,0

2,0


2012

Б. Обама

М. Ромни


48,0

49,0


51,0

47,2


3,0

2,2


Источник: The Gallup Poll.

Таблица 2

Сводные данные о точности прогнозов результатов выборов Конгресса США: 1950-2010 гг.

Год

Кандидаты

Прогноз

(в %)


Результаты

голосования

(в %)


Точность

прогноза


(+ - %)

1950

Демократическая партия

Республиканская партия



51

49


50

50


1

1


1954

Демократическая партия

Республиканская партия



52

48


53

47


1

1


1958

Демократическая партия

Республиканская партия



57

43


56

44


1

1


1962

Демократическая партия

Республиканская партия



55

45


53

47


2

2


1966

Демократическая партия

Республиканская партия



53

47


54

46


1

1


1970

Демократическая партия

Республиканская партия



53

47


54

46


1

1


1974

Демократическая партия

Республиканская партия



60

40


59

41


1

1


1978

Демократическая партия

Республиканская партия



54

46


55

45


1

1


1982

Демократическая партия

Республиканская партия



55

45


56

44


1

1


1986

Демократическая партия

Республиканская партия



-

-


55

45


-

-


1990

Демократическая партия

Республиканская партия



54

46


55

45


1

1


1994

Демократическая партия

Республиканская партия



46

54


46

54


0

0


1998

Демократическая партия

Республиканская партия



52

48


50

50


2

2


2002

Демократическая партия

Республиканская партия



47

53


48

52


1

1


2006

Демократическая партия

Республиканская партия



54

46


54

46


0

0


2010

Демократическая партия

Республиканская партия



42

58


46

54


4

4


Источник: The Gallup Poll.
За более чем семь десятилетий практики проведения опросов общественного мнения в США возникли сотни организаций (всего их в настоящее время более 1000), которые занимаются этим специально.

По оценкам созданного в 1975 г. Совета американских компаний по исследованиям общественного мнения, Council of American Survey Research Organizations (CASRO), в США и вовсе действуют более 2 тыс. подобных фирм, по крайне мере одна в каждом крупном городе страны. Кроме них, опросы общественного мнения проводят органы власти разного уровня, а также крупнейшие университеты. Примечательно, что наименьшее количество организаций занимаются зондажами на политические темы, но именно они делают наиболее видимую для общества работу. Так, например, в предвыборном цикле 2008 г. более 500 опросов общественного мнения, проводимых в штатах и по всей стране, активно отслеживали американское общественное мнение о президентской гонке и о различных проблемах.

Из многочисленных организаций, которые специально занимаются проведением опросов общественного мнения в США, только 1/5 часть из них проводят опросы общественного мнения на общенациональном уровне, тогда как остальные – на уровне региональном. В своем подавляющем большинстве – это коммерческие учреждения, принадлежащие частным лицам и занимающиеся исследованиями в области маркетинга. Однако, даже несмотря на такое многообразие организаций немногие из них (как правило, это самые авторитетные в этой области учреждения, имеющие всемирную известность) постоянно обнародуют результаты проведенных опросов общественного мнения. Основная масса фирм проводит исследования по заказу различных клиентов в русле маркетинговых исследований. Такие опросы, в отличие от публичных, т.е. открытых для общественности (Public Polls), называют конфиденциальными (Privat Polls) и их результаты предназначены для отдельных клиентов.

Фактически, существующие в настоящее время организации, которые специально занимаются проведением опросов общественного мнения в США, условно могут быть распределены в несколько групп.

Первую группу представляют наиболее авторитетные учреждения, обладающие значительным опытом и проводящие исследования на регулярной и постоянной основе по самому широкому кругу вопросов, имеющих общественное звучание.

Самая известная в США и за их пределами организация, деятельность которой связана с проведением опросов общественного мнения – это Организацией Гэллапа, The Gallup Organization. Формально она была основана в 1958 г., однако, берет свое начало от созданного в 1935 г. Джорджем Х. Гэллапом при Принстонском университете Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion.

С самого начала функционирования Американского института общественного мнения, American Institute of Public Opinion Джордж Х. Гэллап стремился к расширению его деятельности не только в США, но и за их пределами. Это достигалось, во-первых, за счет широкой рекламы работ, выполненных в Принстоне, и, во-вторых, за счет создания в других странах сети дочерних исследовательских центров. В результате, вслед за США подобные учреждения появились также в соседней с США Канаде – Канадский институт общественного мнения, а также в Великобритании – Британский институт общественного мнения (1936 г.) и во Франции – Французский институт общественного мнения (1938 г.), наконец, в Австралии – Австралийский институт общественного мнения (1941 г.)15. После 1945 г. аналогичные учреждения были созданы в ФРГ, Италии и др. европейских государствах. Все они использовали «американскую модель» проведения опросов общественного мнения, выработанную Джорджем Х. Гэллапом. В настоящее время филиалы Организации Гэллапа, The Gallup Organization, штаб-квартира которой находится в Вашингтоне (Округ Колумбия) действуют более чем в 70 странах мира в рамках созданной еще в 1947 г. корпорации Гэллап Интернэшнл, Gallup International.

В 1935 г. American Institute of Public Opinion поместил в одном из периодических изданий страны свой первый отчет по результатам проведенного им опроса общественного мнения. С 1965 г. Организация Гэллапа, The Gallup Organization ежемесячно публикует отчеты по проведенным опросам общественного мнения в специально издаваемых сборниках и периодических изданиях. В настоящее время, Организация Гэллапа, The Gallup Organization пользуется международным авторитетом как один из наиболее надежных источников информации о состоянии общественного мнения в США и в мире.

Главным и основным ее конкурентом является созданная в США в 1956 г. при участии Л. Харриса Служба Луиса Харриса, Louis Harris & Associates Inc.

Вторая группа представлена менее известными учреждениями, созданными гораздо позже Организации Гэллапа и Службы Луиса Харриса, однако, несмотря на это, также обладающие значительным авторитетом.

В 1970-е годы большую известность приобрела Фирма Д. Янкеловича, Yankelovich Partners Inc. В 1975 г. при ее участии, а также при активной роли К. Вэнса, в дальнейшем оказавшегося на посту государственного секретаря США, была создана некоммерческая по своему характеру организация Паблик Эдженда Фаундейшн, Public Agenda Foundation, в задачи которой вошло привлечение внимания общественности к наиболее важным проблемам, затрагивающим в первую очередь внутреннюю и внешнюю политику, а также выработка альтернативных программ в этой сфере на основе привлечения изучения общественного мнения, которые в свою очередь могут быть использованы политическими деятелями США.

В 1984 г. в США появилась еще одна организация коммерческого характера, проводящая опросы общественного мнения – Зогби Интернэшнл, Zogby International), основателем которой стал американец ливанского происхождения Дж. Зогби.

Еще одно крупное учреждение в США в области изучения общественного мнения – Центр исследований Пью, Pew Research Center for the People & the Press.

Третья группа – это учреждения, деятельность которых хотя и носит коммерческий характер, но в гораздо меньшей степени, чем это касается других организаций. Это, главным образом, специализированные, ориентированные на исследование общественного мнения, научные центры, действующие либо самостоятельно, либо автономно, в рамках университетов.

Крупнейшим таким научным центром является созданный в США в 1957 г. Роуперовский научно-исследовательский центр общественного мнения, Roper Public Opinion Reserarch Center, в рамках которого в настоящее время собраны практически все имеющиеся результаты опросов общественного мнения, проведенных в США и за их пределами.

Ранее, в 1941 г. при Денверском университете был создан Национальный центр по изучению общественного мнения, National Opinion Research Center (NORC), который вскоре переместился в Чикаго. С его деятельностью связано проведение (начиная с 1972 г.) специальных исследований, посвященных состоянию американского общества.

Еще ранее, в 1937 г. при Колумбийском университете было учреждено Бюро прикладных социальных исследований, Bureau of Applied Social Research (BASR).

При Мичиганском университете действуют Центр по изучению общественного мнения, Survey Research Center (SRC), с 1946 г., а также Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований (Inter-University Consortium for Political and Social Research (ICPSR), с 1962 г.

Кроме того, в 1967 г. при Питсбургском университете был создан Совет архивов с данными социальных наук, Council of Social Science Data Archives (CSSDA)

Четвертую группу представляют учреждения, проводящие опросы общественного мнения исключительно на внешнеполитическую тематику.

С 1975 г. каждые четыре года под эгидой Чикагского совета по внешней политике, The Chicago Council on Foreign Relations выходит серия сборников «Американское общественное мнение и внешняя политика». Первый из целой серии опросов общественного мнения был проведен еще в 1974 г., но поскольку сама процедура проходила осенью, обобщенные результаты в форме отчетов публиковались весной каждого последующего года. При этом проводятся они с участием представителей двух категорий американской общественности – массы и элиты, что позволяет выявить настроения, существовавшие в отдельных общностях американского общества.

Также следует упомянуть о созданном в 1972 г. Германском фонде Маршала Соединенных Штатов, German Marshall Fund of the United States – неправительственной организации, которая помимо деятельности, направленной на содействие расширения сотрудничества и взаимопонимания между Северной Америкой и Европой, начиная с 2003 г. ежегодно проводит исследования, в центре внимания которых находится состояние общественного мнения в США и странах Европы по ключевым международным проблемам современности.

Отдельная группа представлена американскими СМИ – периодической печатью, телевидением и радио, многие представители которых также занимаются проведением в США опросов общественного мнения, затрагивая в ходе этих исследований наиболее актуальные вопросы, в том числе имея ввиду какие-либо информационные поводы.

Широкое участие представителей американских СМИ в изучении состояния общественного мнения в США началось с конца 1970-х – начала 1980-х гг. Именно тогда в США стал наблюдаться приток в «индустрию» опросов общественного мнения американских СМИ. Многие из них, которые ранее обнародовали лишь результаты социологических исследований, стали проводить опросы общественного мнения либо своими силами, либо совместно с известными учреждениями. В настоящее время в США опросы общественного мнения проводятся при участии крупнейших представителей американских СМИ – периодической печати, телевидения и радио16.

Практика проведения в США опросов общественного мнения, постоянно возрастающая роль последних в общественно-политической жизни страны, а также появление все большего числа организаций, которые специально занимаются проведением опросов общественного мнения в США, – все это, безусловно, вызывало необходимость решения вопросов организационного характера.

В 1947 г. в США была создана Американская ассоциация исследователей общественного мнения, American Association for Public Opinion Research (AAPOR), в настоящее время имеющая свои отделения во всех штатах страны. В ее состав вошли представители научных кругов, в том числе социологи, политологи, психологи, специалисты по проведению опросов общественного мнения и др., т.е. все те, деятельность которых связана с изучением такого феномена как общественное мнение17. В настоящее время членами этой организации являются около 2 тыс. человек. Американская ассоциация исследователей общественного мнения, American Association for Public Opinion Research (AAPOR) входит в структуру Всемирной ассоциации исследователей общественного мнения, World Association for Public Opinion Research (WAPOR), также созданной в 1947 г. Ее штаб-квартира находится в США18.

Именно под эгидой Американской ассоциации исследователей общественного мнения, American Association for Public Opinion Research (AAPOR) выходит ведущее в настоящее время в области изучения общественного мнения периодическое издание Public Opinion Quarterly.

В 1969 г. был основан Национальный совет по публикуемым опросам, National Council for Published Polls (NCPP), который поставил своей задачей разработку требований, которым должны были отвечать публикуемые опросы. Согласно выработанным входящим в эту организацию требованиям (речь, в частности, идет о так называемом Кодексе профессиональной этики и практики), каждый отчет о проведенном опросе общественного мнения должен содержать следующую информацию: характеристику опрашиваемой группы; метод опроса лиц, составляющих выборку; размер выборки; точную формулировку заданного вопроса (или вопросов); время проведения интервью, когда это представляется возможным; заказчика (или заказчиков) опроса. Те организации, которые входят в Национальный совет по публикуемым опросам, National Council for Published Polls (NCPP), в основном соблюдают указанные выше требования, как впрочем, их придерживаются и многие из тех, кто не входит в него.

Таким образом, к началу 1980-х годов, в США в целом завершился процесс институционализации системы опросов общественного мнения и последние окончательно превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни американского общества19. При этом, также к началу 1980-х годов в США сформировался своеобразный «фундамент», на основе которого в последующие годы и происходило развитие теории и практики проведения опросов общественного мнения: оно вступило фактически в новый этап, по своему характеру значительно отличавшийся от предшествующих ему периодов. В частности, на 1980-е годы приходится своеобразный «бум» в области изучения общественного мнения в США, который, о чем свидетельствуют факты, продолжился в 1990-е – 2000-е годы. На современном этапе в США произошло дальнейшее проникновение опросов общественного мнения в повседневную жизнь страны и, в первую очередь, в область политики. Сейчас без них уже практически нельзя представить общественно-политическую жизнь США. «Индустрия» опросов общественного мнения охватывает самые различные ее стороны – от изучения реакции отдельных групп населения на те или иные программы в рамках небольших административных единиц до выяснения отношения всего населения к различным правительственным акциям внутриполитического или внешнеполитического характера. Пожалуй, один из наиболее ярких примеров той значительной роли, которую в настоящее время играют опросы общественного мнения в общественно-политической жизни США – это проводимые во время выборов так называемые «экзит-поллы», связанные с опросом избирателей, только что вышедших из избирательного участка, где они отдали свои голоса кому-либо из кандидатов20.

Учитывая это обстоятельство, вполне объясним значительный интерес к институту опросов общественного мнения, который проявляют представители руководства США.

Уже в 1940-е годы было положено начало сотрудничеству руководства США с организациями, проводящими в стране опросы общественного мнения. Начало этого сотрудничества относится к 1940 г., когда Президент США Франклин Д. Рузвельт обратился к Джорджу Х. Гэллапу с просьбой определить как отнесется широкая американская общественность к предложенной ему программе «ленд-лиза», предусматривавшей оказание материальной помощи союзным США державам, участвующим во Второй мировой войне, хотя тогда США формально придерживались политики нейтралитета, а закон о «ленд-лизе» был принят Конгрессом США лишь в марте 1941 г. Исследование, проведенное Американским институтом общественного мнения, показало, что общественное мнение США в целом позитивно отнесется к решению главы государства.

В том же году в работу на американское государство включился известный психолог Альберт Х. Кэнтрил, который уже достаточно долгое время изучал феномен общественного мнения. Осуществляя руководство Офисом исследований общественного мнения при Принстонском университете Альберт Х. Кэнтрил совместно с Джорджем Х. Гэллапом провел первый в истории масштабный международный опрос: его целью было установить – как бы отреагировало население стран Латинской Америки на нацистскую пропаганду, если бы Германия начала бы ее проводить.

Впоследствии Альберт Х. Кэнтрил стал де-факто личным социологом Франклина Д. Рузвельта (первым в истории социологом, который выполнял прямые заказы представителей исполнительной власти). При тайной финансовой поддержке администрации Франклина Д. Рузвельта Альберт Х. Кэнтрил создал новую структуру – Исследовательский совет, который изучал реакцию американцев на различные события внутри страны и на международной арене, после чего доклады направлялись лично Президенту США. Дело доходило до того, что Альберт Х. Кэнтрил периодически оказывался обладателем сверхсекретной военной информации. Так, в середине февраля 1942 г. с Альбертом Х. Кэнтрилом встретились высокопоставленные военные, которые попросили его определить: как американцы отреагируют на операцию в Северной Африке. Как известно, операция «Факел» - высадка союзников в этом регионе – была проведена только через 10 месяцев. В связи с этим, Дэвид У. Мур, автор книги «Суперсоциологи» утверждает, что можно считать доказанным, что Альберт Х. Кэнтрил и многие другие известные американские исследователи общественного мнения периодически выполняли заказы военных, а также спецслужб и, таким образом, в значительной степени влияли на политику США в эпоху Второй мировой войны и начавшейся вскоре после ее окончания «холодной войны»21.

В 1960-е годы, а также в дальнейшем, социологи часто занимали официальные посты советников президентов, а некоторые из них и вовсе получали право личного доступа к президентам, приобретая значительное влияние, в связи с чем, Р. Вейссберг, автор книги «Опросы, политика и общественное мнение» иронически замечает: «Президенты США доверяли своим личным социологам в той же степени, как французские монархи – своим личным духовникам»22.

Роберт М. Эйсингер, автор книги «Эволюция президентских исследований общественного мнения», пишет, что практически у всех Президентов США были свои личные социологи. Известно, что к услугам частных фирм по проведению опросов общественного мнения обращались Д. Эйзенхауэр, Дж.Ф. Кеннеди, Л. Джонсон, Р. Никсон, Дж. Форд, Дж. Картер. Единственным исключением из этого правила был президент Г. Трумэн, который социологам категорически не доверял. Однако после него все хозяева Белого Дома специально осуществляли замеры общественного мнения. Некоторые социологи приобрели значительное влияние и известность. Так, например, Л. Харрис был тесно связан с Дж. Ф. Кеннеди23.

Однако, А.Д. Монро в своей публикации «Общественное мнение и общественная политика» подчеркивает, что, хотя Президенты США всегда учитывали результаты опросов, тем не менее, кардинально не изменяли свою политику, чтобы угодить общественному мнению и начало этой традиции было положено еще при Франклине Д. Рузвельте24.

Нередко опросы общественного мнения непосредственно влияли на тактику и стратегию действий хозяев Белого дома. Так, например, это относится к периоду президентства Р. Рейгана (1981-1989 гг.), когда представители его администрации, как впрочем, и сам глава государства, достаточно часто обращались к результатам проводимых в США опросов общественного мнения. При этом именно в период президентства Р. Рейгана Белый дом тратил на опросы до 1 млн. долларов в год, в связи с чем, в 1983 г. Джордж К. Эдвардс, автор одной из работ подчеркивал, что администрация Р. Рейгана весьма досконально изучает опыт своих предшественников и «в гораздо большей степени использует опросы общественного мнения, анализ полученных данных… в качестве важного элемента, способствующего процессу принятия решений и правильной подаче публике имиджа… Белый Дом стремится совместить свою повестку дня с политическим климатом в стране с целью максимального увеличения вероятного достижения намеченных целей»25.

Старались прислушиваться к настроениям, существующим в обществе Дж. Буш (1989-1993 гг.), Уильям Дж. Клинтон (1993-2001 гг.), Дж. Буш-младший (2001-2009 гг.), хотя к последнему это относится в гораздо меньшей степени. Президент США Б. Обама (с 2009 г.) относится к числу тех, для которых результаты общественного мнения – это достаточно важный фактор, учет которого необходим в процессе принятия решений.



Таким образом, развитие института общественного мнения в США представляло собой длительный процесс, в рамках которого, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы:

  1. XVII – первая четверть XIX вв., т.е. предыстория опросов общественного мнения, причем с 1776 г., с момента провозглашения независимости США и, соответственно, становления институтов американской демократии был обнаружен качественный рывок в движении на пути к возникновению института опросов общественного мнения и этому во многом способствовало развитие института демократии.

  2. 1824-1916 гг., когда в США с достаточной периодичностью проводились «соломенные опросы» – один из простейших способов выявления существующих среди граждан мнений.

  3. 1916-1935 гг. – период, связанный с деятельностью Literary Digest, предваряющий зарождение современной системы опросов общественного мнения.

  4. Начавшаяся в 1935 г. в США институционализация системы опросов общественного мнения, которая в целом завершилась в этой стране только к началу 1980-х годов.

  5. 1980-е годы, на которые приходится своеобразный «бум» в области изучения общественного мнения в США, продолжающийся, в том числе и на современном этапе, т.е. уже в 1990-е – 2000-е гг.

________________________
См.: Straw Polls // International Encyclopedia of the Social Sciences. En 18 vols. New York: Tne Macmillan & The Free Press, 1968.

2 См.: Americana (En-Ru) (к версии Lingvo 12). Англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа-II». Под ред. доктора филологических наук, профессора Г.В. Чернова. 2005.

3 См.: Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений... М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. С.39. См. также: Bryan, Frank M. Real Democracy: The New England Town Meeting and How it Works. Chicago; London: University of Chicago Press, 2004.

4 Подробнее: Robinson, Claude E. Straw Votes: A Study of Political Prediction. New York: Columbia University Press, 1932.

5 Подробнее: Петровская М.М. Опросы общественного мнения в США // Вопросы истории. 1976. №2. С.113-123. См. также: Erikson, Robert S., Kent L. Tedin. American Public Opinion: Its Origins, Content, and Impact. 6th ed. New York: Longman, 2000.

6 См.: Converse, Jean M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890-1960. Berkeley: University of California Press, 1987.

7 Подробнее: Crossley, Archibald M. Straw Polls in 1936 // Public Opinion Quarterly. Vol.1. №1. Spring 1936. Р. 24-35. См. также: Squire P. Why The 1936 Literary Digest Poll Failed? // Public Opinion Quarterly. Vol.52. №1. Spring 1988. Р.125-133.

8 Подробнее о Джордже Х. Гэллапе см., напр., Докторов Б.З. Джордж Гэллап. Биография и судьба. М.: Изд-во ООО «Полиграф – Информ», 2011.

9 См.: Петровская М.М. Опросы общественного мнения в США // Вопросы истории. 1976. №2. С.113-123.

0 Подробнее: Докторов Б.З. Указ. соч.

1 Цит. по: Докторов Б.З. Указ. соч. С.129.

2 Подробнее: Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: Центр социал. прогнозирования, 2006. С.207-237.

3 Подробнее: Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.: Центр социал. прогнозирования, 2006.С.238-266.

4 Подробнее о развитии института опросов общественного мнения в США см., напр., Converse, Jean M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890-1960. Berkeley: University of California Press, 1987. См. также: Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. М.: Центр социал. прогнозирования, 2008.

5 В конце 1970-х годов в этих странах были выпущены сборники, в которых содержатся результаты всех проведенных к тому моменту опросов общественного мнения. См.: The Gallup International Public Opinion Polls, Great Britain, 1937-1975. New York: Random House, 1976; The Gallup International Public Opinion Polls, France, 1939, 1944-1975. New York: Random House, 1976; Australian Opinion Polls, 1941-1977. Sydney: Hale & Iremonger & University of Sydney Sample Survey Centre, 1978.

6 См., напр., The Associated Press/IPSOS Poll. URL: http://www.ap-ipsosresults.com/; USA Today Polls. URL: http://www.usatoday.com/; The New York Times Polls. URL: http://topics.nytimes.com/top/reference/timestopics/subjects/n/newyorktimes-poll-watch/index.html; The Washington Post Polls. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/polls/vault/vault.htm; The Wall Street Journal / NBC News Poll. URL: http://topics.wsj.com/subject/W/wall-street-journal/nbc-news-polls/; Los Angeles Times Polls. URL: http://www.latimes.com/news/custom/timespoll/; Time Magazine/SRBI Polls. URL: http://www.srbi.com/timepoll_archive.html; Newsweek Polls. URL: http://www.thedailybeast.com/newsweek.html; ABC News Polls. URL: http://abcnews.go.com/blogs/politics/polls/; CBS News Polls. URL: http://www.cbsnews.com/sections/opinion/polls/; NBC News Poll. URL: http://firstread.nbcnews.com/; CNN News Polls. URL: http://politicalticker.blogs.cnn.com/category/polls/; Fox News Polls. URL: http://www.foxnews.com/topics/fox-news-polls.htm.

7 Подробнее: Meeting Place: The History of The American Association for Public Opinion Research / Eds. by Paul B. Sheatsley and Warren J. Mitofsky. Ann Arbor: AAPOR, 1992.

8 См.: URL: http://www.aapor.org/.

9 Изучение общественного мнения // Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М.: Политиздат, 1988. С.420-422.

20 Подробнее: Exit Polls // Best, Samuel J. and Radcliff B. Polling America: An Encyclopedia of Public Opinion. Americana. Vol.1-2. Westport, London: Greenwood press, 2005. P.206-209.

2 См.: Moore, David W. The Superpollsters: How They Measure and Manipulate Public Opinion in America. New York: Four Walls Eight Windows, 1992.

22 См.: Weissberg R. Polling, Policy, and Public Opinion: The Case Against Heeding the Voice of the People. New York: Palgrave Macmillan, Basingstoke, Hants, 2002.

23 См.: Eisinger, Robert M. The Evolution of Presidential Polling. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

24 См.: Monroe A.D. Public Opinion and Public Policy, 1980-1993 // Public Opinion Quarterly. Vol.62. 1998. №1. Р.6-28.

25 См.: Edwards, George C. III. The Public Presidency. The Pursuit of Popular Support. New York: St. Martin’s Press, 1983.


  • Таблица 1 Сводные данные о точности прогнозов результатов выборов Президента США: 1936-2012 гг.
  • Источник