Стажировочная площадка по распространению современных моделей
успешной социализации детей по направлению:
«Распространение организационно-правовых моделей межведомственного
взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной
и муниципальной власти, общественными организациями и другими
институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители,
сопровождение замещающих семей)»
государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»
ПОЗИТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
III традиционные региональные педагогические чтения (заочные)
(Курган, 27 ноября 2015 года)
Часть 2
Материалы
Курган
ГАОУ ДПО ИРОСТ
2016
ББК 60.54 74.6
УДК 316 37
П47
Редакционная коллегия:
первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности
ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор Н.А. Криволапова
руководитель социально-психолого-педагогического центра
ГАОУ ДПО ИРОСТ Л.А. Дементьева
заведующая кафедрой психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.б.н., доцент Т.Е. Булатова
доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н. Г.С. Гоголева
Макет:
методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ А.В. Белоногова
П47 Позитивные практики внедрения моделей успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: материалы III традиционных региональных педагогических чтений (заочных). 27 ноября 2015 года. В 2 ч. Ч. 2 государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – 188 с.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета педагогических чтений и авторов материалов не всегда совпадают.
ББК 60.54 74.6
УДК 316 37
© ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016
II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Бражнова Н.В., педагог-психолог
МБОУ г. Кургана «Центр образования»
Оборудование: проектор, компьютер, бархатная бумага, нитки, материал синего цвета для имитации звездного неба.
Цель занятия: сплочение коллектива.
Задачи: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей участников занятия. Расширение знаний о строении Вселенной.
Возрастная категория: педагоги образовательного учреждения, ученики 9-11 классов.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые педагоги!
Сегодня мы совершим с вами виртуальное космическое путешествие. Путь будет не близким, и поэтому я предлагаю начать с разминки.
Упражнение «Мое место»
Встаньте и найдите в зале место, где вам хорошо. Запомните, кто находится рядом, кто слева, кто справа.
А сейчас устраивайтесь удобней, и, как говорится, «от винта. Поехали».
Во все времена величественная картина звездного неба притягивала к себе человеческие взгляды. Мириады загадочных небесных светил, мерцая и переливаясь, манили к себе любознательные умы. Все мировые культуры, начиная с древнейших цивилизаций, пытались отгадать загадку происхождения нашей Вселенной. Не один взгляд останавливался на ярко сияющей в вечернем небе Венере, не гаснущем всю ночь гиганте Юпитере, искрящемся в свете утренней зари Меркурии, загадочно улыбающейся Луне. Каждая из небесных планет в сознании древних связывалась с определенным богом или богиней. И небесная сфера была настоящей сценой, на которой всемогущие боги разыгрывали захватывающие спектакли. Без этих легенд и преданий распахнувшийся над нами небосвод не был бы так волнующе великолепен.
Солнечная система представляет собой систему небесных тел, спаянную силами взаимного притяжения и сосредоточенную вокруг центральной звезды «по имени Солнце». Вокруг Солнца вращаются различные космические объекты естественного происхождения: планеты и их спутники, целый рой маленьких планет – астероидов и огромное количество космических путешественников – комет. Вся эта совокупность и образует наш «космический дом» – Солнечную систему.
Известно, что масса Солнца составляет львиную долю совокупной массы Солнечной системы – 99,87. Большую часть оставшейся микроскопической доли поделили между собой восемь больших планет. Четыре внутренних планеты образуют земную группу – Меркурий, Венера, Марс и Земля. Эти планеты располагаются ближе к Солнцу и имеют сравнительно малые размеры и большую плотность. Основная доля их состава – силикаты и железо. Четыре внешних планеты, образующие группу газовых гигантов, – Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран – преимущественно образованы из гелия и водорода. У Солнца и планет свои внешние данные, свой характер, свои особенности поведения.
Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Его поверхность нагревается до 6000°С. В глубинах Солнца атомы водорода превращаются в атомы гелия. При этом выделяется энергия. На Солнце непрерывно протекают разнообразные процессы: то особо мощные, и тогда говорят о «возмущенном» Солнце, то менее сильные – Солнце «спокойное». Эти процессы влияют на земную жизнь, на самочувствие, настроение и поступки людей. В египетской мифологии солнце изображалось в виде фараона – бога Ра. Он являлся богом света. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Его можно увидеть либо вечером – как «звезду», расположенную недалеко от места захода Солнца, либо утром – как «звезду» около места восхода Солнца. Планета названа в честь быстроногого Меркурия, одного из римских богов. К его атрибутам относятся жезл-кадуцей, крылатый шлем и сандалии. Благодаря сандалиям Меркурий мог мгновенно преодолевать огромные расстояния. Он – покровитель путешественников; с раз-витием торговли становится богом-покровителем торговли. Кроме того, Меркурий в Греции – покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики, красноречия, дождя и ветра.
Вторая планета Солнечной системы – Венера. Самая яркая на земном небе утренняя или вечерняя «звезда». Венера в римской мифологии – богиня садов, красоты и любви. Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная (в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты).
Третья от Солнца большая планета Солнечной системы – Земля. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям Земля стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь. Название «земля» произошло от корня, который означает «низкий». Земля имеет сложное строение.
Четвертая планета Солнечной системы – Марс – удалена от Солнца на 228 млн. км, она примерно вдвое меньше Земли. На Марсе есть смена времен года, марсианский год длится 687 земных суток, но жизни на Марсе нет. В мифо-логии Марс первоначально был хранителем Рима. В его честь назван первый месяц римского года – март. Позднее Марс стал богом войны. Марс сопровождал идущих на войну, принимал жертвенные дары перед битвой и появлялся на поле брани.
Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца и самая большая планета Солнечной системы. Планета названа в честь бога неба Юпитера. Юпитер – высший правитель Вселенной, олицетворение неба и всех воздушных явлений, блюститель политического порядка и мира, все должны были подчиняться его воле и трепетали от кивка его головы.
Сатурн – вторая по величине среди планет Солнечной системы. Сатурн окружен кольцами, которые хорошо видны в телескоп в виде «ушек» по обе стороны диска планеты, состоит из обломков льда и камней. Сатурн – единственное тело Солнечной системы, которое легче воды. Непреклонное и медленное движение времени мы можем увидеть, вглядываясь в ночное небо, так как Сатурн – самая далекая планета, видимая невооруженным глазом, и поэтому самая медленная. По существу, Сатурн может стать для нас планетой золотого века. Те, кто умеет с легкостью относиться к бесчисленным раздражителям ежедневной жизни, словно несут в себе мир и мудрость – они спокойны, невозмутимы, уравновешенны.
Уран – седьмая по порядку от Солнца планета Солнечной системы. Состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов. Интересной особенностью Урана является то, что он вращается вокруг Солнца как бы лежа на боку: его ось вращения образует с плоскостью орбиты угол 98°. Планета названа в честь бога неба – Урана. Он создал Вселенную и установил в ней порядок. В греческой мифологии этот чрезвычайно деятельный супруг Геи оставил неизгладимый след в мифологии – как родоначальник творческого мышления.
Нептун – восьмая по порядку от Солнца большая планета Солнечной системы. Период обращения Нептуна по орбите – 164 года и 288 дней. С момента открытия (23 сентября 1846 года) Нептун даже не совершил полного оборота по своей орбите. Нептун мерцает голубым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности – 200 градусов. Там свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе. В мифологии Нептун – это бог водной стихии, и в особенности океана. Сказочные, мистические тайны и фантастические образы этой планеты позволяют нам заглянуть в «воды» самого нашего бытия – обширного коллективного бессознательного, которое так часто сравнивают с океаном. Хотя Нептун и обитает под водой, в его честь воздвигались храмы на берегу моря, в местах, где приставали корабли, и в этих храмах люди делали подношения Нептуну, чтобы обеспечить безопасность плавания по непредсказуемым морским пучинам.
В нашей Солнечной системе выделяли еще одну планету – Плутон, но 24 августа 2006 года на конференции Международного астрономического союза Плутон «разжаловали»: он стал «карликовой планетой», и в Солнечной системе осталось восемь планет.
А сейчас давайте представим себя планетами в Солнечной системе «Школа». Ваша задача – выбрать себе планету (круг из бархатной бумаги) и украсить ее. Планете нужно придумать название. С помощью ниток на бархатной бумаге мы создадим маленькие шедевры. Можно взять нитки разного цвета и длины и изобразить картину или выложить что-то абстрактное. Главное – раскрыть характер и особенности вашей планеты. Найдите на нашем небосводе место для своей планеты.
А сейчас каждый расскажите о своей планете.
1. Название планеты.
2. 2-3 главных характеристики вашей планеты.
3. В чем польза и значимость вашей планеты для нашей Солнечной системы.
А сейчас займите место в зале в соответствии с расположением вашей планеты.
Упражнение «Свое место»
Солнечная система формировалась в течение 5 млрд лет. Вероятно, благодаря положению Солнца и планет на нашей Земле существует жизнь. Я могу предположить, что наша школа, такая, как она есть (со всеми ее сильными сторонами и достоинствами), существует благодаря каждому из нас. Каждый педагог имеет в нашей системе свою ценность, дает именно то, что ей необходимо сегодня. И каждый занимает такое место, которое позволяет этой системе успешно работать. Я хочу, чтобы мы ощутили нашу ценность сейчас. Прошу занять места в зале.
Рефлексия
Солнечная система еще не освоена человеком даже на миллионную часть. Она скрывает в себе много неизвестного, интересного, непознанного.
Использованные источники
moj-znak-zodiaka.ru – Мифы и легенды.
thirteen.ucoz.net›publ – Мифы о планетах.
u.wikipedia.org – Солнечная система.
МАСТЕР-КЛАСС ПО МАТЕМАТИКЕ «КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ»
Веретенникова Н.А., учитель математики
ГКОУ «Варгашинская школа-интернат»
Цель: совершенствование ЗУН при решении задач с мерами стоимости.
Задачи:
Формировать у учащихся понятия «копейка», «рубль».
Совершенствовать умения решать примеры и задачи с мерами стоимости с целью дальнейшего применения их в жизненных ситуациях.
Закреплять практические умения и вычислительные навыки нахождения процентов от числа с помощью калькулятора.
Отрабатывать на практике способы размена купюр на более мелкие и пере-вода больших мер стоимости в мелкие и наоборот.
Развивать мыслительные процессы на основе анализа, сравнения и установления причинно-следственных связей.
Расширять кругозор учащихся в области семейной экономики.
Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Способствовать формированию социальной компетенции у учащихся на уроках математики с вовлечением в практическую деятельность родителей.
Содействовать осознанию и пониманию актуальности вопроса в современной жизни.
Ресурсное обеспечение: презентация по теме, видеомонтаж «Хозяйственный магазин», музыкальное сопровождение для физминутки и рефлексии «Позитив»; раздаточный материал: банкноты разного достоинства, карточки-задания, монеты « На удачу!», монеты «Качества личности», монеты «Оценка»; дидактический материал: «Копилки», «Кошельки», корзина, хозяйственные товары с ценниками; калькуляторы, расчетные листы, ручки.
Ход занятия
№
Этап занятия
Содержание этапа
Деятельность
учеников
Примечание
1
Организационный момент
Приветствие учеников
Звучит музыка
– Дорогие ребята, сегодня в начале урока хочется вам подарить монетки на удачу, чтобы удача сопутствовала вам на занятии.
– В старину считалось: если хранить эту монетку на кухне под скатертью на столе, то в доме будет удача и богатство.
Слушают педагога
Слайд 1
Музыка
«Монетки»
2
Сообщение темы и целей занятия
– Наше занятие будет посвящено решению задач с мерами стоимости, мы будем учиться экономить деньги при совершении покупок и собирать наши сэкономленные деньги в копилку.
– Тему занятия вы назовете сами, как только расшифруете пословицу-ребус.
– «Копейка рубль бережет». Как вы понимаете эту пословицу
Разгадывают ребус.
Называют тему занятия.
Объясняют смысл
пословицы
Слайд 2
Ребус-пословица «Копейка рубль бережет»
3
Вводная беседа
– Люди еще издавна считали, что в достатке живет тот человек, который умеет экономить. В связи с этим в разное время появлялись разные пословицы о бережном отношении к деньгам.
– Прочитайте пословицы на экране.
– Что общего в этих пословицах О чем они (о бережном отношении к деньгам)
– Скоро вы выйдете из стен школы и будете самостоятельно распоряжаться своими финансами. Сегодня на нашем занятии мы постараемся создать ситуации, приближенные к жизненным, чтобы вы увидели, что деньги можно тратить «с умом» и при этом экономить.
– Где чаще всего мы тратим деньги (в магазине)
– Какие магазины вы знаете (продуктовый, промышленный, галантерея, рынок, универсам, универмаг, специализированные магазины)
– Мы с вами будем совершать покупки в разных магазинах. Для этого вам необходимо будет объединиться в одну семью и посетить три торговых точки:
Продуктовый магазин.
Хозяйственный магазин.
Специализированный магазин «Одежда».
– Вместе с вами за покупками пойдут те взрослые, которые получили монетку с надписью «Друг семьи». Это будут ваши помощники в трудную минуту, которые имеют право делать незначительные подсказки при работе
Читают пословицы.
Объясняют общий смысл пословиц
Отвечают на вопросы
Слушают учителя
Слайд 3
«Без копейки
рубля не бывает!»
«Береги хлеб в углу, а деньги –
в узлу!»
«Деньги любят счет!»
«Кто деньги бережет, тот без долга живет!»
4
Подготовительная работа
Словарная работа
– Для начала мы еще раз вспомним меры стоимости. Назовите их. (рубль, копейка)
– Назовите соотношение рубля и копейки. (1 рубль = 100 копеек)
– Давайте вспомним достоинство бумажных купюр и монет, их размен. Для этого вам необходимо назвать все предложенные купюры.
Задание № 1
Разменяйте 5000 рублей более мелкими купюрами
1000 рублей
500 рублей
100 рублей
Задание № 2
– Найдите правильное соотношение крупных мер стоимости в одном столбике с мелкими мерами стоимости в другом столбике.
– Выполните проверку. Сравните свои ответы с ответами на экране.
– Прежде чем вы приступите к выполнению практических заданий, вам необходимо будет обратить внимание на ряд слов, которые будут встречаться:
Денежные купюры – это деньги.
Покупатель – это человек, который приобретает товар или услугу.
Цена – это количество денег, за которые согласен продать продавец единицу товара.
Стоимость – это затраты на приобретение товара.
Акция – рекламное мероприятие для привлечения покупателей в магазин.
Розничная торговля – это продажа товара небольшим количеством, штучно.
Оптовая продажа – продажа большим количеством товара
Отвечают на вопросы
Разменивают одни
купюры на другие
Находят соотношение мер стоимости
Выполняют проверку
Слушают учителя
Слайд 4
«Рубль и копейка»
Слайд 5
«Соотношение мер стоимости
1 р. = 100 к.»
Купюры разного достоинства
Слайд 6
Ответы к заданию «Найди пару»
Слайд 7
Словарь
покупателя
5
Практическая
работа
Физминутка
– Еще раз напоминаю задание: вам необходимо будет всей семьей сходить в магазины и купить необходимый товар, решив при этом ряд задач, которые находятся в «Кошельках». Условие: вам необходимо сэкономить как можно больше денег. Сэкономленные деньги вы складываете в нашу копилку. При расчетах вы можете использовать калькулятор.
1 магазин « Продуктовый»
Задача № 1
1 кг говядины стоит 350 рублей, а 1 кг куриного мяса стоит 110 рублей. На сколько рублей дешевле стоит 1 кг куриного мяса, чем 1 кг говядины Сколько сэкономит семья, купив куриное мясо, если ей необходимо в месяц 4 кг мяса
Задача № 2
Что выгоднее купить: 1 кг вареной колбасы « Русская» по цене 280 рублей или 1 упаковку колбасной нарезки « Русская» массой 500 гр по цене 200 рублей На сколько рублей выгоднее
Подведем итог: в продуктовом магазине мы смогли сэкономить 960 рублей и 120 рублей. Всего 1080 рублей.
Советы: Помните несколько правил экономии в продуктовых магазинах:
1. Заранее составляйте список необходимых продуктов.
2. Продукты покупайте после сравнения цен и качества продукта.
3. Основные продукты старайтесь закупать 1 раз в неделю.
– Мы с вами отправляемся в другой магазин, но не просто, а под музыку вместе со взрослыми.
Звучит музыка
Попрошу всех в классе встать,
Деньги быстро показать.
Вверх подкинуть, потянуться.
Влево, вправо повернуться.
Мелочь из кармана взять
И на счастье разбросать.
А теперь всем ровно встать,
Монетки с пола подобрать,
Их в карманы положить.
Экономно будем жить!
2 магазин « Хозяйственные товары»
– Что это за магазин (это специализированный магазин, где продают товары, которые нужны для ведения хозяйства дома)
Задача № 1
Видеовопрос:
(учитель СБО)
В хозяйственном магазине среда – день скидок (20 от стоимости всей покупки при условии, что вся покупка будет на сумму не менее 300 рублей).
Задание: подберите хозяйственный товар, необходимый вашей семье. Рассчитайте скидку на приобретенный товар. Сэкономленные деньги – ваши деньги. Желаю удачи!
Задача № 2
В хозяйственном магазине «Хозяюшка» акция «Два товара по цене одного».
Вопрос:
На сколько экономнее купить 2 пачки порошка по акции, если 1 пачка стоит 120 рублей
На сколько экономнее купить две бутылки моющего средства, если 1 бутылка стоит 75 рублей
Подведем итог: в хозяйственном магазине мы смогли сэкономить 60 рублей, 120 рублей, 70 рублей. Всего 250 рублей.
Советы:
Товар в хозяйственных магазинах лучше покупать впрок.
Чаще узнавайте об акциях и днях со скидкой.
3 магазин «Одежда»
– Что можно приобрести в таком магазине (вещи и обувь)
– В некоторых таких магазинах можно приобрести товар по ценам мелкого опта. Мелким оптом продают те вещи, которые часто приходится использовать или менять в течение недели.
– Какие вещи мы меняем каждый день (носки, колготки, носовые платки)
Задача № 1
В магазине мама приобрела носки мелким оптом по цене 300 рублей за 10 шт. Сколько сэкономила мама, если 1 пара таких же носков в розницу стоит 50 рублей
Задача № 2
На магазине продавец вывесил рекламу о снижении цен во время сезонной распродажи. Вычислите скидку на товар:
Плащ цена 2600 р. Скидка 50
Мужская куртка цена 4000 р. Скидка 25
Подведем итог: в специализированном магазине «Одежда» мы смогли сэкономить 200 рублей, 1300 рублей, 1000 рублей. Всего 2500 рублей.
Советы:
Товары по оптовым ценам покупать выгоднее, чем в розницу.
Крупные вещевые покупки старайтесь делать во время сезонных распродаж. Это время хороших скидок.
Всего наша семья сэкономила в 3 магазинах 3830 рублей.
– Мы с вами посетили только три магазина. А какие еще существуют магазины в Варгашах
– Вы успешно справились с заданием. Познавательный бонус «Из истории русской копеечки».
– На что может потратить семья сэкономленные деньги
– Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь экономить деньги Выберите эти качества. (написаны на монетках)
– Давайте соберем их в одну копилку. Ведь жизненный опыт человека тоже напоминает копилку, в которой он копит как монетки хорошие и нужные качества. В данном случае это:
Экономность
Расчетливость
Хозяйственность
Бережливость
– Если человек обладает этими качествами, то он может экономно тратить и копить деньги
Работа на 1
торговой точке:
– рассуждают;
– решают задачи;
– рассчитывают
экономию
Сэкономленные деньги
прикрепляют к копилке
Подводят итог
Работа на 2
торговой точке:
– рассуждают;
– решают задачи;
– рассчитывают
экономию;
– подбирают
хозяйственный товар
Сэкономленные деньги
прикрепляют к копилке
Подводят итог
Работа на 3
торговой точке:
– рассуждают;
– решают задачи;
– рассчитывают
экономию
Сэкономленные деньги
прикрепляют к копилке
Считают и отвечают
на вопросы.
Просмотр
медиаматериала
Рассуждают.
Собирают монетки
в копилку
|