Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ix международная научно-практическая конференция образование – личность профессия Москва




страница1/42
Дата21.06.2018
Размер8.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
IX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ образование – личность - профессия Москва 2013 Учреждение Российской академии образования «Психологический институт» Лаборатория психологии профессионального развития личности Департамент образования города Москвы IX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ образование – личность - профессия Под редакцией Л.М. Митиной 2-6 июля 2013 года Москва ББК 74.5 П99 IX Международная научно-практическая конференция «ОБРАЗОВАНИЕ – ЛИЧНОСТЬ - ПРОФЕССИЯ». 2-6 июля 2013 года. – М.: ПИ РАО, 2013. – 346 с. Председатель – Митина Л.М., д. пс. н., проф., зав. лабораторией психологии профессионального развития личности ФГНУ «Психологический институт» РАО (г.Москва). Члены организационного комитета – Акованцева Л.И., Барцевич В.Н., Бахметьева Л.И., Боякова Е.Л., Брендакова Л.В., Галина З.Н, Митин Г.В., Климович В.Ю. (г. Москва), Анисимова О.А. (г. Смоленск), Асмаковец Е.С. (г. Омск) ISBN 978-5-91070-054-7 © ПИ РАО, 2013 Содержание Часть I. Теоретико-методологические проблемы современного образования Митина Л.М. Система «Образование-личность-профессия» как предмет психологического исследования………………………………………..12 Рангелова Э. М. Проблемы индивидуального общения преподаватель-студент……………………………………………………………………………...16 Сманцер А.П. Личностно-развивающий подход в профессиональной подготовке будущего учителя…………………………………………………….20 Федотенко И.Л. Подготовка студентов педагогического университета к профессиональной адаптации: аксиологический аспект……………………………………………………………….........................23 Левтерова Д. Генеральное благополучие в инклюзивном образовании у детей с особыми потребностями ……………………………………………….26 Кашапов М.М. Психологические механизмы конфликтности в событийном взаимодействии…………………......................................................30 Захарук Т. Профессиональная деятельность учителя в инклюзивном образовании ………………………………………………………………………..34 Шивачева Т. Экспериментальная деятельность студентов – компонент мотивирующей образовательной среды университета……………………………………………………………………….37 Часть II. Теоретико-эмпирические исследования компонентов системы «образование-личность-профессия» и их взаимосвязей Акованцева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательных организаций в условиях модернизации столичного образования………………………….......................................................................41 Аксючиц С.А. Субъектно деятельностный подход как основа развития личности младшего школьника………………………………………..44 Алексеева Е.В. Готовность абитуриентов к получению педагогических специальностей………………………………………………….47 Аминов Н.А., Осадчева И.И. Описание бихевиорально ориентированной модели обучения, как эффективной в условиях новой школы………………………………………………………………………………51 Анисимова О.А. Отношение учащихся к собственному здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения......................................54 Антоновский А.В. Защитно-совладающее поведение как ресурс эффективной педагогической деятельности……………………………………..58 Асмаковец Е.С. Опыт разработки программы развития конфликтологической компетентности социальных работников.......................63 Баранова Ю.Г., Серафимович И.В. Сопровождение процесса исследовательской деятельности в условиях новых ФГОС: риски и возможности для педагогического коллектива.................................................... 65 Барцевич В.Н. Психологические условия формирования здорового образа жизни в семье………………………………………………………………68 Бахметьева Л.И. Особенности полисубъектного взаимодействия в начальной школе в условиях новых стандартов...................................................72 Бекасова Е.Ю.Социализация и личностное развитие в условиях профессионального билингвизма………………………………………….....…..75 Богоявленская Д.Б., Клюева О.А. Психологические основы конкурентоспособности личности………………………......................................76 Бугайчук Т.В. Профессиональная идентичность и ее роль в современном педагогическом образовании……………………...........................79 Вайзер Г.А. Развитие компонентов субъектной позиции у школьника…………………………………………………………….....................82 Валуйская Т.Л. Динамика творческих способностей у студентов при развивающем обучении…………………………...................................................86 Венцова Т.Б. Влияние психодинамических свойств характера на стиль педагогического взаимодействия…………................................................89 Галина З.Н. Анализ психологических проявлений личностно-профессионального развития студентов в ВУЗе……...........................................91 Горанская Е.И. Универсальные компетенции педагогов-руководителей……………………………………………………...........................95 Гормоза Т.В. Использование деловой игры в профессиональной подготовке социальных педагогов - практических психологов......................... 99 Господинов В.Д. Учебная дисциплина „Фотография и педагогика” и профессионально-личностное формирование будущих специалистов – педагогов……………………………….................................................................102 Грудева М.И., Гоцева Л.С. Педагогическая комптентность современной акушерки как элемента профессиональной подготовки............107 Гуревич А.В. Влияние организационной культуры образовательного учреждения на ценностные приоритеты учащихся............................................110 Дацюк Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными детьми (из опыта США).........................................113 Димитрова В.Д. Формирование физических понятий в онтодидактических технологиях профессионального развития студентов.................................................................................................................115 Долгополов И.В. Практическое мышление и эмоционально-волевая сфера в профессиональной деятельности............................................................118 Есикова Т.В. Развитие правового сознания молодого специалиста……………………………………………………….........................120 Ефимова Н.С. Профессиональное становление студентов как психолого-педагогическая проблема………………………...............................123 Желева Е.Г. Личностное и профессиональное развитие будущих специалистов медико-санитарной помощи в высшей школе........................... 127 Иванова Г.С. Формирование игровой компетентности у студентов – будущих учителей..................................................................................................130 Илькова А.П. Ценностные предпочтения в высшей школе……………………………………………………………….......................133 Калашников А.И. Личностно-профессиональное развитие в контексте организационной лояльности………………………............................................136 Каленникова Т.Г. Профессиональное развитие личности студента…………………………………………………………….......................140 Каракетов Р.А. Гендерные различия в индивидуальности студентов с разными показателями здоровья……………………...........................................143 Кашапов А.С. Социотехнология «Первопсипосвят» как средство выявления мотивационных механизмов конфликтности во взаимодействии…………………………………………………...........................147 Кисельникова Н.В., Тихонова Д.В. Пути оптимизации профессионального образования иностранных студентов-медиков……………………………………………………………........................150 Клименко И.В. Мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность как основа успешности развития личности в процессе непрерывного профессионального образования………………………………….........................................................154 Коблик Е.Г. Проектная деятельность воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как вариант социализации……………………………..............................................................157 Колчина О.Л. Коррекция эмоциональных состояний юношей и девушек на этапе профессиональной подготовки…...........................................160 Коныгина И.А. Психологические особенности современного подростка………………………………………….................................................163 Коршунов Н.И., Яльцева Н.В., Филатова Ю.С. Конструктивная конфликтность как фактор формирования коммуникативной компетентности врача-терапевта……………...................................................................................167 Кравцов А.В., Капустина С.Ю. Исследование типа школьной мотивации у старшеклассников………………………........................................170 Кривирадева Б. И. Теоретико-практические измерения наставничества в школьной организации………………………........................173 Кузьменкова О.В. Рефлексивно-диалоговое разрешение противоречий в профессиональном образе «я» учителя……….................................................177 Ледовская Т.В. Успешность учебной деятельности студентов ВУЗа с разным типом функциональной асимметрии мозга........................................... 179 Лопухова О.Г., Галямова А.А. Развитие субъектности и профессиональной идентичности студента-психолога…………......................183 Маратканова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение безработных граждан в профессиональном саморазвитии............................... 186 Марков А.С. Стадии профессионального становления курсанта-десантника ………………………………………………......................................189 Мельничкин С.П. Особенности профессиональной деформации личности специалистов в области социальной работы……………………......193 Митин Г.В. Психоэмоциональное выгорание педагогов: диагностика, профилактика, коррекция…………………………..............................................196 Нижегородцева Н.В. Системогенез учебной деятельности как условие профессионального развития………......................................................202 Огнев А.С., Лихачева Э.В., Малинина М.В., Сидоренко М.Г. Индикативные показатели жизнестойкости и построение индивидуальной образовательной траектории………………….....................................................205 Панкратов А.Е. Динамика формирования стрессоустойчивости и тревожности в процессе овладения спортивной деятельностью......................209 Панкратова Т.М. Ценностные ориентации и личностные смыслы как психологические механизмы социального поведения личности ……………..213 Панов В.И., Селезнева М.В. Личностно-профессиональное развитие преподавателей иностранных языков военного вуза с позиций акмеологического подхода……………................................................................217 Петкова И.Ц. Влияние семьи на формирование отношения ребенка к образованию с точки зрения будущих специалистов.........................................221 Полещук Ю.А. Эмоциональное выгорание студентов социономических профессий……………………………………........................224 Проскурина И.И. Профессиональные предпочтения пятиклассников разных лет………………………………………...................................................228 Сагинов К.М. Особенности ментально-компетентностной профессиональной подготовки будущих специалистов в многоуровневом высшем образовании в условиях Болонского процесса....................................231 Самаль Е.В. Профессиональная самоактуализация личности с разным трудовым стажем……………………………........................................................234 Самуйлова О.И. Механизм оценки качества работы педагога психолога………………………………………………........................................237 Серафимович И.В. ФГОС и новая модель психолого-педагогического сопровождения завучей при реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной школе……………………………………………………...............………………242 Слепко Ю.Н. Психологическая характеристика отношения учащихся к учителю………………………………….………………………………...........245 Сорока В.А. Конкурентоспособность личности основа для профессиональной успешной карьеры……………………………………….....249 Тагарева К.С. Формирование коммуникативной компетентности и умение слушать у студентов-психологов …..………………………………......252 Тарасова С.Ю. Социально-психологический тренинг с элементами терапии искусством как путь творческой самореализации подростка.............255 Терзиева Г.Я. Сестринский уход за детьми – концептуальная модель подготовки студентов специальности «медицинская сестра»...........................259 Тилов Б. Школа – основной медиатор при превенции агрессивного поведения среди подростков………………………………………………….....262 Торньюва Б. Портфолио преподавателя высшей медицинской школы как инструмент оценки и профессионального развития....................................265 Хащенко Т.Б. Технология формирования профессионально-правомерной направленности личности в контексте преподавания правовых дисциплин…………………..……………………………………………….........269 Хохлова Я. В. Профессиональное развитие педагога в условиях внедрения ФГОС………………………………………..………………………..273 Чернышова Е.А. Формирование учебной мотивации как важный аспект психологической готовности к школьному обучению..........................275 Югфельд И.А. Игровое моделирование в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной среде................277 III Антилогова Л.Н.Профессиональное становление личности будущего педагога-психолога……………………………………………………………….281 Бондарчук Е.В. Особенности индивидуально-психологических свойств личности музыкальных руководителей……………………………….287 Борисевич А.Р. Эколого-педагогическая компетентность как условие профессионализма педагога………………………………………………..........291 Борисова М. Проблемы камерного музицирования в профессиональной подготовке студентов в вузе………………………………294 Брунчукова Н.М. Этическое воспитание современного студента как важная составляющая личностно-профессионального развития будущего учителя………………………………………………………………………….....296 Бурая И.А. Профессиональная компетентность педагога и отношение к инновационным изменениям………………………………………………......299 Бутузова Т.В. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения………………………………………………......302 Вержибок Г.В. Этапы профессионализации и представления педагогов разных гендерных групп……………………………………………..305 Волкова С.А. Отношение учителя и ученика к личностно-ориентированному уроку. ……………………………………………………….308 Волчков Э.Г. Психологическая подготовка студента педагогического вуза в современных условиях (на примере студентов факультетов и институтов иностранных языков) ……………………………………………………………312 Гагарин А. В. Личностно-профессиональное развитие будущего педагога в экологоориентированной профессионально-образовательной среде……………………………………………………………………………….313 Гадилия А.М. Эмоциональный аспект профессиональной подготовки учителя…………………………………………………………………………….317 Гимпель Л.П. Релевантность творческого и профессионального аспектов педагогической деятельности………………………………………...319 Грудева М.И. Преподаватель как ведущий субъект в процессе обучения…………………………………………………………………………..323 Губарева Т.В. Значение электронных учебно-методических контентов в процессе профессиональной подготовки современного учителя...................325 Гуляева Т.В. Повышение эффективности подготовки будущего учителя в условиях образовательной среды вуза………………………………328 Девяткина М.В. Роль профессионального педагогического мышления в эффективности деятельности тренера………………………………………...331 Димитрова Д., Гоцева Л. Беременная женщина как субъект процесса обучения…………………………………………………………………………..333 Добротворская Г.М. Анализ факторов и барьеров влияющих на развитие интеллигентности студентов гуманитарных специальностей……...336 Драганова О.А. Психологический тренинг как технология профессионально-личностного роста педагога………………………………...339 Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога как результат направленности личности на позитивное функционирование………………..341 Кандева К. Модель идентификации и развития поведенческих умений в рамках профессиональной подготовки в высших учебных заведениях........344 Капцов А.В., Колесникова Е.И. Общность аксиосфер студентов учебной группы и преподавателя в учебном процессе………………………...347 Караиванова М. Математическое моделирование мажорной тональности в музыке……………………………………………………………349 Кириленко В.Г. Применение информационных средств обучения преподавателями колледжа как механизм личностно-профессионального развития педагога………………………………………………………………...353 Ковалева Т.А. Самообразование учителя как условие его личностно – профессионального развития……………………………………………………357 Коротаева И.В. Мнемическая установка в работе с учебным текстом как фактор профессионального становления студента-педагога……………..360 Костюнина Н.Ю. Формирование креативно мыслящего и инициативно действующего педагога в процессе преподавания курса «Педагогика» …………………………………………………………………….363 Курбыко З.С. Педагогические аспекты подготовки специалистов образования к управлениями инновациями в сфере воспитания……………..367 Лакишик Р.Е. Личностно-профессиональное развитие и мотивация студентов……………………………………………………………………….....370 Ларионова М.А. Креативность преподавателя вуза в его личностно-профессиональном развитии……………………………………………………373 Леонова Е.В. Личностная компетентность обучающихся как необходимое условие непрерывности образования……………………………376 Лопатик Т.А. Использование рациональных приемов в профессиональном развитии личностных качеств учителя…………………...380 Макаренко Э.Н. Использование метода фокальных объектов в развитии творческого мышления будущих учителей………………………….382 Месникович С.А. К проблеме развития лидерских качеств у студентов………………………………………………………………………….386 Минаков С.А. Безопасности образовательного учреждения в сфере Интернет-технологий…………………………………………………………….388 Минюрова С.А. Стратегии интеграции выпускников вуза в организационную культуру учреждения………………………………………..390 Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения жизненно важных проблем как элемент непрерывного профессионального образования………………………………………………..392 Одинцова М. А. Возможности программы «жизнестойкость и жизнетворчество» при подготовке будущих психологов……………………...396 Одноралова Е.Ю., Серафимович И.В. Здоровьсберегающая компетентность и коммуникативные компетенции: возможности взаимовлияния……………………………………………………………………398 Пашкевич В.В. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке нравственного самоопределения школьников…………………….402 Пежемская Ю.С., Кузьмина Ю.А. Субъективная картина профессионального жизненного пути педагога………………………………..404 Перережко И.Р., Кошель Н.Н. Инновационная деятельность школы как фактор личностно-профессионального развития педагога……………….408 Поваренков Ю.П. Психологический анализ системы детерминации профессионального становления личности…………………………………….411 Политова В.В Авторская составляющая педагога дополнительного образования………………………………………………………………………415 Сатынская А.К. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности……………………………………………………………………...419 Сафукова Н.Н. Синдром «эмоционального выгорания» педагогов как профессиональная деформация личности» ……………………………………422 Селезнева М.В. Динамика педагогического общения преподавателей военного вуза в зависимости от педагогического стажа………………………426 Семёнова Е.М. Специфика проявления эмпатических тенденций у представителей разных профессиональных групп……………………………..429 Семин В.Н. Естественный эксперимент как психолого-педагогическая технология личностного и профессионального развития педагога…………..433 Смирнова И.А., Бобкова И.К. Оценка суицидального риска учащихся педагогом…………………………………………………………………………436 Сутович Е.И. Психологические особенности педагогической деятельности офицера-педагога………………………………………………....438 Тарасов К.О., Литвинова А.В. Риски образовательной среды: критерии выявления и оценки ксенофобии…………………………………….441 Титова М.А. Эффективность саморегуляции функциональных состояний как фактор профессиональной успешности преподавателей колледжа…………………………………………………………………………..444 Томчук С.А. Развитие креативной компетентности педагога в системе повышения квалификации……………………………………………………….447 Улитко С.А. Психолого-педагогическая культура офицера-педагога – основа гармонизации межличностного общения субъектов образовательной деятельности……………………………………………………………………...450 Филонова Е.А. Психологические основы профессиональной деятельности педагога в современной системе образования……………….....453 Хохлова Я.В. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации как направление деятельности центра психолого-медико-социального сопровождения: нейропсихологический аспект………………………………..456 Шалагинова К.С. Особенности подготовки студентов - будущих педагогов к работе в инклюзивной среде в контексте компетентностного подхода……………………………………………………………………………461 Шарапановская Е.В. Исследование и развитие ресурсов жизнестойкости у педагогов-психологов………………………………………464 Шляпникова О.А., Кашапов А.С. Учет структуры социально-психологической адаптированности студентов на этапе вузовского профессионального образования………………………………………………..468 Шоцкий П.П. Технологии адаптации студентов к учебному труду........................................................................................................................471 Юревич Т.А. Культура здорового образа жизни педагога как условие эффективности валеологического воспитания в системе современного образования………………………………………………………………………474 Янева А., Туманова Б. Плавание – подходящий спорт для людей с интеллектуальными трудностями………………………………………………477 Янкова Я.Б. Музыкальный педагог и музыкальная культура в условиях современной информационно-образовательной среды…………….481 Янчукович О.В. Профессиональное развитие педагога в условиях инновационной образовательной деятельности………………………………..485 ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СИСТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ-ЛИЧНОСТЬ-ПРОФЕССИЯ» КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ доктор психол. наук Митина Л.М. Россия, Москва В эпоху глобальных социально-экономических перемен происходит качественное преобразование системы «образование-личность-профессия». Сложность и неравновесность этой системы, развивающейся в условиях неопределенности, требует от человека постоянной работы над собой как в личностном, так и профессиональном плане. Противоречия между необходимостью меняться в соответствии с трансформациями социально-профессиональной ситуации и желанием сохранить собственную индивидуальность, личностную и профессиональную идентичность актуализирует поиск ответа на вопрос: «Ради чего я живу и работаю». Ответ на него зависит от способности человека к самостоятельной постановке цели своей жизнедеятельности (профессиональной деятельности в частности) и ее практической реализации в континууме «исполнитель-специалист-профессионал». Обращаясь к образованию, как социокультурному феномену, следует отметить, что весьма гетерогенные характеристики его функционирования традиционно располагаются между двумя, подчас искусственно созданными позициями – «образование для жизни» и «образование для человека». Первая относится к инструментальной традиции образования, вторая - к либеральной. Если либеральная традиция рассматривает образование под углом зрения индивидуального блага, с присущей ему свободой, внутренней активностью, системой ценностей, то инструментальная - делает упор на благо общественное, разделяя его профессиональные, общественные и личные интересы. Конечно, образование служит общественным и индивидуальным целям, но не только их наличие является причиной существования образования. Г. Хорн говорит, что «образование как реальность всегда есть нечто большее, чем мы можем воспринимать посредством своих концептуальных структур и связей» [2006; с.26]. Необходимо отличать образование как абсолютный и тотальный социокультурный феномен, факт существования которого не зависит от человека и его коллективов, от иной его ипостаси – конкретной социальной структуры, которую определенная группа людей программирует согласно своим доктринальным установкам. Наличие данной парадигмы указывает на высокую степень самостоятельности и независимости внутреннего образовательного бытия от целеуказательных действий идеологически властвующих групп [Карпов А.О., 2012]. В основе образовательного акта лежит изначальная природа, конституирующая познание в качестве основного способа существования человека, причем не с точки зрения его полезности, но благодаря не объясняющему себя интересу. К. Ясперс говорит, что «поиски цели образования безнадежны, если это что-то другое, нежели осознание для себя актуальной сущности, собственного стремления, если предпринимается поиск вовне вместо того, чтобы делать очевидной саму сущность, исходя из собственного существования» [2006; с.75]. «Товарная» концептуализация современного образования, ставшая калькой культурного понимания индустриальной эпохи, пытается сократить разрыв между инструментальным и либеральным подходами к образованию тем, что как бы устанавливает им место внутри себя. И действительно, кажется, что свобода, предоставляемая субъекту в выборе образования как объекта потребления, делает возможным приобретение его для дальнейшего использования либо в качестве инструмента для жизни, либо как средство духовного роста. Однако, здесь остается за кадром, как реализуется эта свобода и как она соотносится с запросами постиндустриального общества. Поэтому удар, наносимый «товарной» концептуализацией, абсолютно неотразим, поскольку декларируемая им в качестве цели «свобода выбора» и сопутствующие ей ценности сводят на нет как индивидуальные, так и общественные блага. Иначе говоря, цели могут быть высокими, но предполагаемый инструментарий, социокультурные условия или последующая реализация целей - абсолютно негодными для их достижения. Профессор Эрик Томас, президент университетов Великобритании, был весьма дипломатичен в своем заявлении [2011] по поводу очередных предложений правительства: «Университеты Великобритании согласны с целями политики правительства: поставить студентов в центр системы образования, повысить социальную мобильность, а также укрепить университеты. Но мы обеспокоены тем, что предложения, сформулированные в Белой книге, в случае их реализации так, как они представлены, не обязательно могут привести к достижению этих целей». Декларируемые цели отечественного образования - формирование личности инициативной, ответственной, способной к инновационной деятельности, - вряд ли могут быть достигнуты при реальной направленности школьной и вузовской систем на формальный результат (ЕГЭ, интернет-экзамен и т.п.). Личность – это прежде всего человек, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, уникально и критически мыслящий, по сути человек творческий. Э.В. Ильенков писал, развивая такое понимание личности: «С этим же связана и давно установленная в философии и психологии синонимичность «личности» и «свободы». Поэтому-то личность и есть лишь там, где есть свобода [1991; с.413]. Отсутствие свободы и самостоятельности в образовательной системе делает людей «удоборуководимыми», безынициативными, пассивно-безвольными исполнителями, как огня боящимися принимать самостоятельные решения, в том числе и решения по выбору собственной профессии. Именно поэтому профессия определяется большинством людей лишь как область приложения сил человека, социально фиксированный трудовой пост, система трудовых функций и т.д. Вместе с тем профессию можно понимать и как активность субъекта (внешнюю и внутреннюю), как способ бытия, способ отношения человека к реальности, способ построения своей деятельности, ее изменение и развитие. Именно в этом случае профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и приводящий к высшей форме жизнедеятельности человека – творческой самореализации в профессии [Митина Л.М., 2005]. Подобное понимание проблемы личностного и профессионального развития человека в системе «образование-личность-профессия» требует постановки ряда взаимосвязанных теоретических, экспериментальных и практических задач: 1) разработки нового методологического подхода к исследованию личностно-профессионального развития человека; 2) изучения целостной профессиональной эволюции человека (с момента поступления ребенка в школу через стадию осознанного и самостоятельного выбора профессии, этапа профессиональной подготовки до творческой самореализации в профессии); 3) выбора в качестве «единицы» анализа не отдельного субъекта, а функционально взаимодействующих со-субъектов – совокупного субъекта (полисубъекта); 4) исследования комплекса условий личностного и профессионального развития человека (интерпсихологических, интрапсихологических, интер-интрапсихологических) как ресурсов субъекта; 5) разработки интегративных психологических технологий личностно-профессионального развития человека. В рамках системного личностно-развивающего подхода [Митина Л.М., 2004, 2010] нами была разработана концепция профессионального развития личности, в которой рассмотрены: в качестве объекта развития – интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гибкость); в качестве фундаментального условия развития – переход на более высокий уровень профессионального самосознания; в качестве психологического механизма – превращение собственной жизнедеятельности субъекта в предмет его практического преобразования; в качестве движущих сил – противоречивое единство «Я-действующего», «Я-отраженного» и «Я-творческого»; в качестве результата развития – творческая самореализация в профессии, достижение неповторимости личности. В концепции выделяются две альтернативные модели профессионального труда: модель адаптивного функционирования и модель профессионального развития личности. Данные модели отличаются друг от друга уровнем развития профессионального самосознания и интегральных личностных характеристик, которые являются психологической основой, необходимой для личностного и профессионального развития как уже состоявшихся профессионалов, так и будущих – учащихся школ, колледжей, вузов. Динамика профессионального функционирования специалиста (1 модель) проходит три стадии: адаптацию, становление и стагнацию. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности (2 модель), мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Экспериментально доказано [Митина Л.М., 2006, 2008, 2012], что модель профессионального развития характеризует конструктивный путь человека в профессии, путь созидания, наращивания своего творческого потенциала, тогда как модель адаптивного функционирования определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации, путь разрушения, расходования, расхищения своего творческого потенциала и личностных ресурсов. Технология профессионального развития личности разработана таким образом, что профессиональное развитие задается как цель подготовки и переподготовки специалиста, а не как косвенный эффект от инновации. Тем самым акцент в подготовке специалиста смещается с обучения новым способам деятельности на преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и – в конечном счете – поведенческой структур его личности. В результате адаптивное поведение трансформируется в поведение, направленное на саморазвитие, на творческую самореализацию в профессии. Предложенная психологическая технология призвана стимулировать человека к проявлению творческой активности, в которой осознанное стремление к самоизменению (самоисправлению) становится одним из важнейших элементов его саморазвития. Технология включает: четыре стадии оптимизации (изменения) поведения (подготовку, осознание, переоценку, действие); процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие); комплекс методов воздействия (традиционные и активные). Технология прошла эмпирическую проверку путем интеграции в образовательное пространство школы, колледжа, вуза. Впервые в лонгитюдном исследовании (2005-2011гг.), проведенном нами, проверялась возможность интеграции в образовательное пространство школы психологической технологии, направленной в рамках единой системы на одновременное, непрерывное личностное и профессиональное развитие учащихся, учителей, родителей, психологов как основных субъектов образовательного пространства и как его со-субъектов. Технология является интегративной, опирается на единство целей, принципов, содержания и форм организации взаимодействия всех субъектов образования. На основе используемой технологии был разработан и интегрирован в образовательное пространство школы комплекс развивающих психологических программ: для учащихся; для учителей; для родителей; для психологов; общешкольные мероприятия. Последовательность стадий технологии сохранялась в построении каждой конкретной программы и в построении программы личностного и профессионального развития субъектов образования в целом. Эффективность данных программ подтверждена экспериментально, о чем свидетельствует формирование общности «учитель-ученик-родитель-психолог» как целостного динамического психологического образования, отражающего феномен единства развития субъектов образовательного пространства школы, обеспечивающего оптимальные условия жизнедеятельности, образования, воспитания и социализации детей и молодежи. В лонгитюдных исследованиях, проведенных нами в колледже (2004-2006) и в вузе (2008-2011), процесс профессиональной подготовки студентов был усовершенствован посредством интеграции в него технологии профессионального развития личности в условиях полисубъектного взаимодействия «преподаватель-студент». Объединяя, связывая и укрупняя различные блоки теоретических и практических дисциплин, технология придает процессу профессиональной подготовки студентов целенаправленность, целостность, преемственность и последовательность, создавая комплексно-целевую и организационно-содержательную основу этой подготовки. Технология была реализована как в рамках психолого-педагогических дисциплин, так и в системе спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов, а также в рамках научно-исследовательской работы студентов и педагогической практики. Эффективность реализованной технологии, выявленная экспериментальным путем, позволила рекомендовать ее для внедрения в профессиональную подготовку студентов всех форм и уровней образования. Таким образом анализ системы «образование-личность-профессия» позволяет рассматривать ее как открытую, многоуровневую, многокомпонентную, сложную по своей структуре целостную совокупность явлений, обладающую способностью поставить на службу будущему творческий потенциал всех субъектов образования.
Каталог: images
images -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
images -> Книжно-иллюстративная выставка ко дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере
images -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
images -> Реферата: «Биография творческой личности.»
images -> «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
images -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

  • Москва 2013 Учреждение Российской академии образования «Психологический институт»
  • КОНФЕРЕНЦИЯ образование – личность - профессия Под редакцией Л.М. Митиной 2-6 июля 2013 года Москва
  • Председатель – Митина Л.М.
  • Члены организационного комитета – Акованцева Л.И., Барцевич В.Н., Бахметьева Л.И., Боякова Е.Л., Брендакова Л.В., Галина З.Н, Митин Г.В., Климович В.Ю.
  • Анисимова О.А.
  • Часть II. Теоретико-эмпирические исследования компонентов системы «образование-личность-профессия» и их взаимосвязей
  • ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СИСТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ-ЛИЧНОСТЬ-ПРОФЕССИЯ» КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ