Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ив ран «Его таланты были всеобъемлющи, но его не ценили». Чжан Хэн: жизненный путь и вклад в человеческую цивилизацию




Скачать 123.73 Kb.
Дата04.02.2017
Размер123.73 Kb.
С. В. Дмитриев

ИВ РАН
«Его таланты были всеобъемлющи, но его не ценили».



Чжан Хэн: жизненный путь

и вклад в человеческую цивилизацию.
Чжан Хэн 張衡 (78-139) — один из интереснейших людей Китая эпохи Восточной династии Хань, выдающийся астроном, литератор и философ, один из самых знаменитых учёных древнего Китая, имя которого без преувеличения известно каждому китайскому школьнику, нет недостатка в научно-популярных книгах, посвящённых его жизни и изобретениям (см., например, 12), даже в исторических романах о нём (см. 14). Однако, как часто случается, известия источников о Чжан Хэне чрезвычайно скупы, и серьёзных исследований о нём крайне мало (см. 15; 16). Публикации на русском языке, посвящённые этому учёному, исчерпываются небольшой статьей директора Цзыцзиньшаньской обсерватории Чжан Юй-чжэ (см. 11), а также несколькими энциклопедическими статьями (см. 6; 5; 7; 4). Переведены некоторые фрагменты его философских трудов (см. 3, с. 325 – 334) и небольшая часть поэтического наследия (см. 1, с. 204-206; 2, с. 183-193; 8; 9; 10).

Источников, рассказывающих о его жизни, также весьма немного - это эпитафия, составленная его другом, поэтом Цуй Юанем 崔瑗 (78-143) и биография в Хоу-Хань шу (см. 17, цз. 89. с. 969 – 973).

В его биографии довольно сухо очерчен его жизненный путь: «Чжан Хэн, по имени Пин-цзы 平子, уроженец Сиао 西鄂 в уезде Наньян 南陽1. Из знатного рода2. Его отец Кань 堪 был тайшоу 太守 в округе Шу 蜀3. Хэн [уже] в малом возрасте был весьма прилежен в науках, поэтому отправился в столицу. Приехав в столицу, он учился в Тайсюэ 太學, где проник [в смысл] пяти канонов и шести искусств4. Хотя он был чрезвычайно талантлив для своей эпохи, не гордым, чистым и благородным, с холодным обликом, скромный - плохо сходился с людьми. Вот таких обычаев человек. В середине [периода] Юн-юань 永元5 выдвигать почтительных к старшим (сяо ) и честных считалось невозможным. Правители и чиновничество не сообразуясь с [велениями] времени служили Поднебесной. Изо дня в день, в течении долгого времени, начиная с ванов и хоу (высшая аристократия. – С.Д.) и ниже никто не отказывался от роскоши…Поэтому [Чжан Хэн] не стал главнокомандующим, хотя ездил на лошади удивительно [хорошо]. Его таланты были всеобъемлющи, но его не ценили. Хэн был хорош в механизмах, достиг мудрости в астрономии,…весьма хорош в математике. Ань-ди6, высочайше услышав что Хэн хорош в математике, отправил царскую колесницу специально чтобы пожаловать его рангом ланчжуна 郎中, потом перевёл в тайшилины 太史令7. В начале правления Шунь-ди8 двор переехал, вновь был назначен тайшилином. Хэн не хотел получать должность, [сказал], что [тайшилин] это чиновник, который [обязан] жить при дворе, а он слаб и в годах, не поехал. С тех пор, как ушел с должности тайшилина, прошло пять лет, и снова вернулся. В начале [периода] Юн-хэ9 был выслан в качестве канцлера [удела] Хэцзянь…после того, как он три года ведал делами [министра], написал императору, просясь на покой, [но в ответ] был вызван [в столицу] и пожалован рангом шаншу 尚書. На шестьдесят втором году жизни, в четвертый год [периода] Юн-хэ, умер» 17, цз. 89, с. 969-973.

Рассмотрим жизненный путь нашего героя поподробнее. Чжан Хэн начал свою службу в родном Наньяне, при начальнике округа Бао Дэ 鮑德, и в течение восьми лет (100-108) составлял для него множество официальных документов, приказов, отчётов и прошений. В 108 г. Бао Дэ получил повышение и уехал в столицу, а Чжан Хэн вернулся домой и до 111 года занимался науками и литературой.

В 111 г. император Ань-ди, прослышав о его талантах в области математики, пригласил его в столицу. Он был придворным учёным, занимался многими проблемами, связанными с календарём, астрологией и т.п. Про чудеса, созданные изобретательским гением Чжан Хэна, ходили легенды. Фань Е, например, вкладывает в его уста следующую фразу, полную печальной иронии: «Три колеса можно заставить самостоятельно вертеться, деревянный орёл также может сам летать, складывает крылья, возвращаясь в гнездо, так почему бы мне не наладить этот аппарат и не воспользоваться им?!». Трудно не заметить, что умение создавать летающих деревянных птиц – непременный атрибут легендарного изобретателя-умельца у многих народов. Чжан Хэн имел именно такую репутацию.

Со временем Чжан Хэн добился позиций одного из приближенных императора Шунь-ди (126-144), но тут же стал мишенью для нападок евнухов и гадателей, имевших на императора большое влияние, против которого Чжан Хэн последовательно, но безуспешно боролся.

Фань Е приводит в биографии Чжан Хэна написанное им письмо императору, где он, используя исторические примеры, убеждает правителя, что гадатели и заклинатели духов лишь шарлатаны, и их усиление – верный знак кризиса. Многие высказывания Чжан Хэна, посвященные ситуации в империи, полны горечи и пессимизма: «[Сейчас думают] непременно [так]: “В ученье нет ничего нужного, а среди гадателей есть [те], кто приближен к императору”. Поэтому [ситуация в стране такова]: река, текущая вниз, все более полноводна, и весел нет!».

Следствием такой принципиальной позиции Чжан Хэна стала его опала и, фактически, ссылка. В 136 г. он был назначен канцлером (сяном) в уделе Хэцзянь (средних размеров удел на границе совр. пров. Хэбэй и г. Тяньцзинь (см. [18, т. 2, карта 47-48])). В то время канцлер удела выполнял роль представителя центральной власти, обязанного контролировать действия удельного князя и следить за ним. Для Чжан Хэна, занимавшего высшие посты при императорского дворе, такой пост, тем более в не самом важном уделе, был, по факту, понижением. На новом посту он вошел в конфликт с всесильными семьями местной знати, которая безнаказанно творила беззакония. Его стихи этого периода как никогда меланхоличны. В 138 г. Чжан Хэн окончательно оставил службу и вскоре умер.

В целом можно сказать, что Чжан Хэн, со своей энциклопедичностью и разнообразием талантов, стал для китайской культуры тем символом эрудита-интеллектуала, который в европейской культуре воплотил Леонардо да Винчи.

Одно из самых известных изобретений Чжан Хэна – сконструированный им около древнейший в истории человечества протосейсмограф, представлявший собой сосуд, на стенках которого были прикреплены восемь фигур драконов, расположенных по странам света. В пастях драконы держали бронзовые шарики. В случае землетрясения противоположный его направлению дракон ронял шарик в рот одной из бронзовых жаб, которые сидели под каждым драконом. Несмотря на то, что современным учёным не удалось создать действующую модель такого сейсмографа, Фань Е сообщает, что он нормально функционировал и извещал о землетрясениях, произошедших за несколько сотен километров от него. Благодаря этому чудесному изобретению авторитет Чжан Хэна при дворе был очень высок (см. 16, с. 256).

Чжан Хэн также был одним из самых выдающихся астрономов той эпохи. Его концепция мироустройства изложена в частично дошедших до нас трактатах Хун тянь и чжу 渾天儀著10 («Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы») и Лин сянь 靈憲 («Законы [действия] одухотворяющей силы») (см. [3, с. 325 – 334]). Чжан Хэн придерживался геоцентрической модели мира, он сравнивал Вселенную с бесконечно огромным яйцом, где небо подобно скорлупе и белку, а Земля – круглому желтку. Некогда, полагал он, небо (начало ян) и земля (начало инь) были единым целым, но потом разделились, и в ходе этого процесса сформировались «десять тысяч вещей».

В своих трудах он, почти одновременно с Клавдием Птолемеем, говорит об экваторе, эклиптике, полюсах мира. Он выделял 2500 “сильных” и 11520 “слабых” звёзд (под “сильными” звёздами следует понимать звёзды, видимые невооружённым глазом, полное количество звезд во Вселенной (11520) вычислялось Чжан Хэном с использованием принципов нумерологии и «Книги перемен»), составил карту звездного неба, впоследствии утерянную. Чжан Хэну принадлежит и идея использовать в картографии квадратную сетку координат (см. [21, р. 1050]).

На основании предложенных им принципов мироздания Чжан Хэн в 132 г. сконструировал движущуюся армиллярную сферу (неподвижная сфера была известна на Западе с III в. до н.э., а в Китае – с I в. до н.э.), механическое устройство, функционировавшее с помощью системы водяных колес и усовершенствованных им водяных часов-клепсидр, которое позволяло моделировать перемещения небесных тел по отношению к Земле и друг к другу (см. [22, р. 532]). Также он абсолютно верно объяснил причины лунных затмений и доказал, что Луна светится благодаря свету, отраженному от Солнца. В целом взгляды Чжан Хэна оказали очень сильное влияние на традиционную китайскую астрономию, и вплоть до Нового времени являлись одним из её краеугольных камней.

В области математики крупнейшим достижением Чжан Хэна является довольно точное вычисление им в трактате «Суань ван лунь» 算網論 («Рассуждение об исчислении беспорядочного») соотношения длины окружности и её диаметра (т.е. число π), которое он считал равным 92/29 (около 3,17) (см. [20, p. 27]).

Большой вклад внёс Чжан Хэн и в механику – помимо уже упоминавшегося нами усовершенствования водяных часов (благодаря добавленному промежуточному резервуару, они стали отмерять время со всегда одинаковой скоростью; также Чжан Хэном был предложен механизм, который позволял указывать время – так водяные часы из механизма, с помощью которого можно было отмерять время, в механизм, время указывающий (см. [22, р. 164])) он изобрёл повозку, которая была способна измерять и фиксировать пройденное ей расстояние (на западе одометр был изобретен Архимедом), что позволяло точно измерять расстояния между городами и играло важную роль в картографировании местности (см. [23, р. 128]). Также Чжан Хэном была изобретена т.н. «повозка указывающая на юг» (чжи-нань чэ 指南車) – немагнитный компас в виде повозки, установленная на которой деревянная фигура всегда, вне зависимости от поворотов, осуществленных повозкой, указывала на юг (см. [23, р. 128]).

Одним из самых больших талантов Чжан Хэна было стихосложение. «Ода о Западной столице» (Си-цзин фу 西京賦)11 и «Ода о Восточной столице» (Дун-цзин фу东京賦) были написаны в течение десяти лет, в период его службы в Наньяне, до 108 г. На их написание его вдохновили одноимённые оды знаменитого историка и поэта Бань Гу (32-92), автора «Хань шу» («История [Западной] Хань»), однако цели написания од были совсем иными – Чанъань, столица Западной Хань, в его изображении представляется символом губительной роскоши и расточительности западноханьских императоров, прежде всего – У-ди, которые продолжили худшие традиции Цинь, и потому их гибель была неизбежна. По контрасту с этим разгулом, Лоян, столица Восточной Хань, представлен как город постоянных ритуалов и жертвоприношений, в которых пунктуальнейшим образом участвует император, скромный и бережливый, ориентирующийся прежде всего на установления Чжоу. Конечно, это тоже было своего рода поучение правящей династии, предостережение от ошибок, идеальная картина, призванная усовестить современных автору монархов, несколько уступавших Гуан У-ди, которому Чжан Хэн очень симпатизировал не в последнюю очередь потому, что он тоже происходил из Наньяна. Именно Наньяну Чжан Хэн посвятил третью оду цикла, написанную несколько позже, в 108-111 гг., когда Чжан Хэн не служил и жил дома. «Ода о Южной столице» (Нань-ду фу 南都賦) проникнута любовью к родному городу, который описан как зажиточное и спокойное место, жители которого бесконечно преданны своему императору.

Оды Чжан Хэна весьма ценны не только с литературной точки зрения, но и как исторический источник. Во-первых, это довольно объемные произведения, в которых, согласно требованиям жанра, подробные описания занимают главную роль (из-за цепочек синонимов, которыми славились эти классические фу, они всегда считались одними из самых трудных для чтения текстов всей китайской литературной традиции), а во-вторых, они написаны не придворными поэтами, а людьми крайне образованными, эрудированными и осведомленными, поэтому в них стоит видеть не только красоту слога, но и ценную информацию для исследователя.

Также хорошо известны короткие лирические стихотворения Чжан Хэна, особенно Сы чоу ши 四愁诗 («Четыре печальных стиха»), которые написаны в трудный для него период службы в Хэцзяне, их строки полны глубокой грусти и меланхолии.

Чжан Хэн является одной из наиболее узнаваемых фигур китайской культуры, он стал своего рода воплощением китайского интеллектуала, ученого и поэта, верно и искренне служащего своему императору, несмотря на происки интриганов и недоброжелателей. Что касается его вклада в китайскую науку, то Чжан Хэн, без преувеличения, может считаться одним из её создателей, одним из тех, чьи труды стали классическими, а взгляды – основополагающими.

В честь Чжан Хэна выпускались марки и памятные монеты, его именем назван кратер на луне, астероид и минерал, входивший в состав одного из метеоритов.



1Примечания
 Ныне местечко Шицяочжэнь близ Наньяна в провинции Хэнань.

2 В эпитафии Чжан Хэна, написанной его другом поэтом Цюй Юанем, сказано, что его семья принадлежала к обедневшим потомкам дафу (вельможи самого высокого ранга) царства Цзинь (см. [16, с. 34]).

3 Дед Чжан Хэна также занимал среднюю чиновничью должность – он был казначеем в том же самом округе Шу (современная провинция Сычуань).

4 В возрасте 16 – 17 лет Чжан Хэн переехал в окрестности Чанъани (неподалёку от современной Сиани – центра провинции Шэньси), а затем и в тогдашнюю столицу империи – Лоян (неподалёку от современного Лояна, Хэнань). Там он некоторое время с успехом изучал в императорской Академии Тайсюэ Пять канонов (Пятикнижие) и Шесть искусств – в то время обязательный объём знаний для чиновника и вообще образованного человека. В Пятикнижие (У цзин 五經) в то время входили конфуцианские каноны И-цзин (Книга перемен), Ши-цзин (Книга песен и гимнов), Шу-цзин (Книга документов), Чунь-цю (Летопись “Весны и осени”) и Ли-цзин (Книга обрядов). К Шести искусствам (Лю и 六義) Конфуций относил правила поведения или обряды, музыку, стрельбу из лука, управление экипажем, письмо и счёт. В 100 году, удачно завершив обучение, он был назначен на незначительную должность чжубо 著博 (архивариус) в свой родной Наньян (см. [16, с. 39-46]).

5 Юн-юань 永元 (Вечное изначальное) – наименование эры правления императора Хэ-ди 和帝 (89-105).

6 Ань-ди 安帝 (107-125) – шестой император династии Восточная Хань.

7 Чжан Хэн был назначен ланчжуном в 108 г. (см. [16, с. 47]), в 115 г. – тайшилином (см. [16, с. 50]). ТайшилинВеликий историограф, по чжоуским установлениям, занимался не только составлением истории правления императора, но и астрономическими наблюдениями, составлением календаря и астрологическими предсказаниями, – т.е. относился к самым важным придворным постам. Впрочем, к эпохе Хань значение этой должности сильно девальвировалось, о чем сетовал еще Сыма Цянь, занимавший эту должность.

8 Шунь-ди 順帝 (126-144) – седьмой император династии Восточная Хань.

9 Юн-хэ 永和 Вечная гармония(136-141) – один из периодов правления императора Шунь-ди.

10 Впрочем, некоторые китайские учёные сейчас отвергают принадлежность этого трактата перу Чжан Хэна, считая его более поздним произведением, созданным не ранее III века н.э (см. [19]. Они аргументируют свои доводы тем, что довольно неясная философская риторика, которая наполняет эти два трактата, позволяет усомниться в том, что их автор придерживался одной и той же теории относительно строения вселенной (так называемая «теория круглого неба» кажется ближе автору Хун-тянь и-чжу, в то время как автор Лин сянь скорее склоняется к теории «яйцевидного неба»). Впрочем, повторимся, риторика автора (или авторов) крайне затрудняет окончательные выводы. В целом большинство учёных не подвергает сомнению принадлежность обоих трактатов кисти Чжан Хэна.

11 В 1917 г. Ло Чжэнь-юй опубликовал четыре рукописи Вэньсюани, найденных в Дуньхуане, которые были созданы в 680 г. в Чанъани. Среди этих самых древних копий – значительная часть «Оды о Западной столице» Чжан Хэна (см. [13, с. 3075-3141]).
Список литературы:

  1. Городецкая О.М. От иероглифа к слову к слову: китайская поэзия по-русски. XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2002.

  2. Городецкая О.М. Четырежды «четыре печальных стиха» (к вопросу о принципах перевода китайской поэзии). – XXXIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2003.

  3. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

  4. Еремеев В. Е. Чжан Хэн / Духовная культура Китая. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. М., 2009.

  5. Кобзев А. И. Чжан Хэн / Духовная культура Китая. Философия. М., 2006.

  6. Кобзев А. И., Юркевич А. Г. Чжан Хэн. - Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

  7. Кравцова М. Е. Чжан Хэн / Духовная культура Китая. Литература, язык и письменность. М., 2008.

  8. Чжан Хэн. "Си-цзин фу" (Ода о западной столице). Перевод и комментарий С.В. Дмитриева. - Древний Восток и античный мир. Вып. V. М. 2002.

  9. Чжан Хэн. "Си-цзин фу" (Ода о западной столице). Перевод и комментарий С.В. Дмитриева (продолжение). - Древний Восток и античный мир. Вып. VI. М. 2003.

  10. Чжан Хэн. "Си-цзин фу" (Ода о западной столице). Перевод и комментарий С.В. Дмитриева (продолжение). - Древний Восток и античный мир. Вып. VII. М. 2005.

  11. Чжан Юй-чжэ. Чжан Хэн – великий астроном древнего Китая. - Народный Китай, 1956, №1.

  12. Ли Шао-юань, Чжао Бэй-чжи и др. Чжунго кэсюэцзя фаминцзя ды гуши (Истории о китайских учёных и изобретателях), Пекин, 1997.

  13. Ло Чжэнь-юй. Минша ши-ши гу-цзи цун-цань (“Собрание сохранившихся древних текстов в пещере Поющих песков”). – Ло Сюэ-тан сяньшэн цюаньцзи (“Полное собрание сочинений Ло Сюэ-тана”). Тайбэй, 1968-1973. Т. 8.

  14. Лю Бу-цюн. Чжан Хэн цюань чжуань (Полное жизнеописание Чжан Хэна), Чанчунь, 1998.

  15. Сунь Вэнь-цин. Чжан Хэн нянь-пу (Хронология жизни Чжан Хэна). Шанхай, 1956.

  16. Сюй Цзе. Чжан Хэн пин чжуань (Критическая биография Чжан Хэна), в серии Чжунго сысянцзя пин чжуань цун шу (Собрание критических биографий китайских мыслителей), Нанкин, 1999.

  17. Фань Е. Хоу-Хань шу (История поздней династии Хань). - Эр-ши у ши (Двадцать пять династийных историй). Шанхай, 1986. Т.2.

  18. Чжунго лиши диту цзи (“Атлас истории Китая”), под ред. Тань Ци-сяна, Пекин, 1996, т. 1-8.

  19. Чэнь Цзю-цзинь. «Хун-тянь и-чжу» фэй Чжан Хэн со цзо ды (“«Иллюстрированное описание полной армиллярной сферы») создано не Чжан Хэном”). - Шэхуэй кэсюэ чжаньцянь, 1981, № 3.

  20. Berggren, L., Borwein J. M., Borwein P. B. Pi: A Source Book. New York, 2004.

  21. Crespigny, R. de. A Biographical Dictionary of Later Han to the Three Kingdoms (23-220 CE). Leiden, 2007.

  22. Needham, J. Science and Civilization in China: Volume 4, Physics and Physical Technology. Part 2: Mechanical Engineering. Taipei, 1986.

  23. Yan Hong-sen. Reconstruction Designs of Lost Ancient Chinese Machinery. Dordrecht, 2007.



  • Список литературы