Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История становления и развития народного образования западного казахстана




страница1/4
Дата28.04.2017
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


УДК: 94(574,1): 37.01(043) На правах рукописи

АБДРАХМАНОВА РАЙСА ЛЕСОВНА



ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА (1841-1941 гг.)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

(история Республики Казахстан)
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Республика Казахстан

Уральск, 2010

Работа выполнена на кафедре истории Республики Казахстан

Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Рысбеков Т.З.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Табылдиев Х.Б.
кандидат исторических наук,

Сулейменова Г.Ж.

Ведущая организация: Евразийский гуманитарный институт
Защита диссертации состоится: « 28 » октября 2010 г. в «10» часов на заседании Объединенного Диссертационного Совета ОД 14.61.26 при Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова по адресу: 090000, г. Уральск, проспект Достык, 162.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова по адресу: 090000, г. Уральск, проспект Достык, 162 (Читальный зал для аспирантов и магистрантов).

Автореферат разослан: «28 » сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук Тасмагамбетов А.С.



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования исходит из основных приоритетных направлений государственной политики в области образования в Республике Казахстан. Приняты государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009-2011 годы. В которых одним из долгосрочных приоритетов государства на современном этапе определено развитие системы образования. Должное внимание уделяется и всестороннему изучению опыта и истории развития системы образования, как настоящего, так и прошлого.

Ведь многие из событий современной эпохи имеют свое объяснение в историческом прошлом. История отечественного образования с 1841 по 1941 годы это один из сложных и противоречивых периодов в истории Казахстана и ее Западного региона в частности, период усиления колонизации во всех сферах жизни казахского общества в том числе и в системе образования. Поэтому идеологические и гуманитарные аспекты в области образования в начале колониальной политики царизма, а затем и советского правительства остаются предметами споров и объектами исследований. Вместе с тем целостная картина развития народного образования не может быть создана без учета региональных особенностей. Отсюда следует актуальность исследования народного образования, в частности и Западного региона. В дореволюционный период в Западном Казахстане получило распространение и мусульманское образование. Но полных статистических и фактологических данных о мусульманских мектебах и медресе на сегодняшний день не имеется. Вследствие этого изучение, раскрытие источников, новых архивных данных и дополнительной информации по мусульманскому образованию Западного Казахстана актуально. Актуальность изучения мусульманского образования также исходит из того, что на современном этапе существует практика открытия и деятельности религиозных образовательных учреждений. Поэтому существует необходимость изучение исторического опыта в этой области. Важным моментом в развития сети народного образования является и то, что именно на территории Западного Казахстана были открыты первые светские школы. Исследование которой является одной из актуальных задач современной исторической науки. Особое значение в исследуемый период сыграл советский опыт развития народного образования. В связи с этим анализ изменений в системе народного образования Западного Казахстана в послеоктябрьский период и период политических репрессий 1937-1938 годов представляется нам своевременной задачей. Вместе с тем, именно в исследуемых хронологических рамках на территории Казахстана и ее Западного региона формируются основные типы начального, среднего, профессионального и высшего образования, характерного и для современности. Поэтому, изучение опыта и учет региональных возможностей образовательных традиций, важен не только для восстановления исторической картины прошлого, но и для применения их при разработке современных общегосударственных планов развития системы образования.



Степень разработанности проблемы:

История становления и развития народного образования Казахстана и ее Западного региона с сороковых годов ХІХ века до сороковых годов ХХ века была предметом исследования дореволюционной, советской и современной историографии.

К первому этапу исследований относятся работы дореволюционных историков. Одними из первых по данной проблеме во второй половине ХІХ века появились работы В.В Григорьева, посвященные мусульманству в казахской степи [1]. Духовная культура казахского народа явилась объектом изучения исследователя Л.Мейера [2]. Фундаментальными работами по проблематике развития народного образования являются труды А.Е.Алекторова, С.Г. Граминецкого, И. Ильминского, И.Остроумова [3].

Появляются в этот период и публикации Н.В.Ханыкова, Н.Я Киттары., А Евреинова., А.Н.Харузина [4], которые были посвящены проблемам культурно-просветительской деятельности во Внутренней орде.

В конце ХІХ века, в связи с наличием в Западном Казахстане Уральского и Гурьевского казачества, появляются ряд работ и публикаций по истории казачьих школ [5].

В конце ХІХ начале ХХ веков система образования стало объектом исследования и казахских просветителей Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, И.Алтынсарина [6].

В своих трудах Ч.Валиханов развернул широкую программу просвещения народных масс и критики религиозного образования.Значительное влияние на процесс складывания казахской культуры, духовности и образованности во второй половине ХІХ века и в последующие десятилетия оказали труды Абая. Необходимость широкого просвещения народных масс ясно осознавал Ибрай Алтынсарин он заложил основы нового типа образования в Казахстане.

Итак, дореволюционная историография накопила широкий исследовательский материал, но вопросы развития Западного региона в них не получили полного развития. Характерными чертами дореволюционных публикаций являются отражение прогрессивного значения русского образования. Историографии же конфессионального образования не получили должного развития, кроме названных работ В.В.Григорьева, И.Остроумова.

Качественно новым этапом в изучения вопросов развития системы образования является советский период. Советская историография содержит фундаментальные труды по данной проблематике. Первые исследования появились в 20-30-х годах ХХ века, где критиковались колониальная политика царизма в области образования. Но в результате политических репрессий эти работы были изьяты из научного оборота [7].

В последующие десятилетия ХХ века возобновляются исследования историков идет поэтапное изучение образовательных процессов. Наиболее плодотворными были 50-80-х годы ХХ века. Однако и в эти годы в основном публиковались работы тех исследователей, которые соблюдали требования, заключавшиеся в классовом подходе раскрытия тех или иных аспектов. В русле этих позиций увидели свет ряд монографий казахстанских ученых, рассматривавщих вопросы образования. К ним относятся работы А.И.Сембаева, Г.М.Храпченкова, Т.Тажибаева, К.Бержанова, А.Ф.Эфирова, Н.Сабитова [8]. Это были фундаментальные труды сохранившие свою значимость и по сегодняшний день. Несмотря на идеологическую направленность, данные работы внесли существенный вклад в советскую историческую науку по вопросам просвещения и образования. Однако вопросы развития образования Западных областей Казахстана были рассмотрены в общем плане. Только в работе А.Ф.Эфирова даны некоторые сведения о школах Внутренней (Букеевской) Орды, Уральской и Актюбинской областей. По истории развития мусульманского образования наиболее полным трудом этого периода является работа ученого Н.Сабитова.

Ценными с историографической точки зрения являются историко-демографические исследования народного образования: И.М. Богданова, Н.В.Алексеченко, Н.В.Самайлова [9].

В 80-х годах ХХ века появляется и крупное исследование, посвященное Букеевскому ханству, эта монография известного казахского ученого С.3.Зиманова. [10]. Именно в его монографии, впервые большое внимание уделено истории просвещения и духовной культуры в Букеевском ханстве.

Важное место в советской историографии занимают вопросы ликвидации неграмотности. В докторской диссертации Х.Б.Табылдиева [11] выделяются основные этапы и итоги изучения истории ликвидации неграмотности в Казахстане.

К первому этапу историографии вопросов борьбы против массовой неграмотности автор относит 20-40 годы ХХ века Данные проблемы нашли отражение в трудах партийных и советских руководителей, организаторов новой системы народного образования О.Исаева, Т .Жургенева и других [12].

Наиболее полными исследования по проблеме борьбы с ликвидацией неграмотности являются работы П.Романова, М.Байбулсинова [13].

Коренной перелом в изучении историографии по вопросам ликвидации неграмотности приходится на 50-е годы. Научные статьи этого периода были опубликованы Х.Хабиевым, Р.Сулейменовым [14]. Историю развития народного образования Западного Казахстана в первые годы Советской власти подробно рассматривает С.Д.Бурмистров [15].

В 60-70-е годы получили развитие работы раскрывающие вопросы ликвидации неграмотности среди различных социальных групп и регионов следующих авторов: А.Н. Нусупбекова, С.Б. Нурмухамедова, Б.А. Тулепбаева, К. Садуакасовой [16]. Основные итоги по ликвидации неграмотности пришли на период первой пятилетки, фундаментальным исследованием в этом вопросе является работа Ж.Е. Утебалиева [17].

Таким образом историография вопроса ликвидации неграмотности в Советский период была обширна и многогранна.

Для раскрытия процесса становления системы образования в Казахстане и в Западном регионе в 1917 - 1940 годы важен и анализ исследований проблем культурной революции. Самыми значительными трудами по истории культурного строительства в СССР являются работы М.П.Кима [18].

Большая заслуга в разработке проблем культурной революции в Казахстане принадлежит академику Р.Б. Сулейменову. Важное значение имеет его труд в соавторстве с Х.И. Бисеновым [19].

Историография вопросов деятельности средних и высших учебных заведений советского периода освещена в исследованиях К.Ж. Жаманбаевой [20].

Подчеркивая важную роль научных трудов советского периода по истории исследования народного образования, вместе с тем, необходимо отметить, что историография вопросов ликвидации неграмотности, культурной революции и дальнейшего развития советской системы образования до 1941 года, в общем, основывалась на марксистско-ленинской концепции создания и функциониро-вания первой социалистической общественной системы. Авторы избегали усиления каких-то акцентов в изучении негативных следствий советской национальной политики в образовательной сфере.

В публикациях современных исследователей иначе показана система народного образования в регионах. Авторы стремятся на основе достоверных фактов показать сущность политики царизма по отношению к образованию, в исторических трудах показана осознанность исследователями национальных и мусульманских ценностей. Дана объективная оценка и системе светского образования, исследовано положение русско-казахских школ в регионах.

Так вопросы развития православного миссионерства, мусульманства, деятельность мусульманских мектебов и медресе широко исследуют М.Н.Фаршхатов, З.Т.Садвакасова, Г.С.Султангалиева, Р.И.Нафигов, Р.А.Абузяров, З.И.Туаева, А.С.Тасмагамбетов, А.М.Нургалиева [21].

Опыт использования истории развития школьного образования Западного Казахстана в учебно-воспитательном процессе, на основе материалов регионального музея образования г. Атырау освещает в своей кандидатской диссертации Ш.Н.Нагымов [22].

Боранбаева Б.С. в своей кандидатской диссертации и научных статьях освещает периоды жизни просветителя, гуманиста, представителя школы джадидизма Гумара Караша [23].

В диссертационных работах А.С.Байболсыновой, Г.М Койшагариной. Г.Ы Купеновой и З.Б Байдосова. рассматриваются вопросы политики царизма в отношении национальных школ Западного региона, роль учебных заведений в формировании национальной интеллигенции и культурные связи казахского и русского народов ХІХ -ХХ веках [24].

Исторические страницы развития Букеевского ханства с позиции современной историографии исследованы в работе под общей редакцией Т.З.Рысбекова. В данной работе имеется глава, посвященная развитию системы образования Букеевского ханства во второй половине ХІХ начале ХХ веков [25].

Исследует страницы истории народного образования Внутренней орды И.С Иванов в пятой главе монографии «Джангир, хан Внутренней киргизской орды» которая называется «Народное образование». Он дает характеристику трем главным периодам в истории просвещения Внутренней Орды [26].

Историк И.Н.Кенжалиев раскрывает вопросы развития культуры и организации учебного процесса Букеевской орды [27].

В противовес академическим изданиям И.Н.Кенжалиев считает, что и до открытия школы Джангира на территории Букеевской орды существовали школы для обучения казахских детей. Но мы в своем исследовании придерживаемся утверждения, на основе архивных документов, что первая светская школа на территории Казахстана была открыта в Букеевском ханстве в 1841 году ханом Джангиром. Тем более, как пишет сам автор И.Н.Кенжалиев, школы якобы открытые до школы Джангира, на учет взяты не были и официальных документов по ним нет.

В отличие от работ дореволюционных и советских авторов, подходивших предвзято к рассмотрению проблемы политики царского правительства, в трудах современных исследователей история Букеевского ханства рассматривается с иных мировоззренческих позиций.

Новое развитие получили и вопросы исследования роли личности в истории. Эти проблемы, в частности в вопросах образования и просвещения, в Казахстане изучены и отражены в работах М.К.Козыбаева, М. Койгелдиева., Т. Омарбекова., К. Нурпеисова [28].

Злободневные вопросы истории развития народного образования Западного Казахстана Советского периода, с позиции авторской концепции рассмотрены на современном этапе Т.З. Рысбековым [29].

Развитие женского образования в Казахстане нашли отражение в исследованиях К.Кунантаевой. Для нашего исследования интерес представляет І глава, охватывающая развитие народного образования с 1917 года по 1940 год [30].

Региональные демографические исследования, по проблемам развития просвещения в Западном Казахстане, отражены в монографиях М.Н. Сдыкова [31].

Что касается историографии вопросов развития высшего образования в исследуемый период в Западном Казахстане, то его история не богата. На территории Западного Казахстана до 1941 года существовало лишь одно высшее учебное заведение - Уральский педагогический институт, открытый в 1932 году, история которого нашла наиболее полное отражение в юбилейном издании, посвященном 70 летию данного [32].

Цель исследования. На основе изучения обширного круга источников исследовать историю становления и развития системы народного образования Западного Казахстана с 1841 по 1941 годы. Раскрыть закономерности, особенности и итоги развития различных типов образовательных учреждений Западного Казахстана в дореволюционный и советский периоды.

Задачи исследования. В соответствии с целью предполагается решение следующих задач:

1 Раскрыть, на основе всестороннего историографического и источниковедческого анализа, проблему развития народного образования Западного Казахстана в период с 1841 по 1941 годы, выявить его специфические черты и региональные особенности.

2 Систематизировать типы образовательных учреждений Западного региона рассматриваемого периода.

3 Обосновать историческое значение дореволюционной школы Западного Казахстана. Определить место мусульманских образовательных учреждений и отдельных мусульманских духовных служителей Западного региона в общекультурном развитии казахской нации.

4 Определить сущность политики Российской империи в области образования казахов. На примере школ Букеевской орды, проанализировать деятельность начальных русско-казахских школ и последствия распространения русской грамотности и русификаторской политики для казахского населения.

5 Изучить процесс становления и развития в конце ХІХ начале ХХ веков средних учебных заведений Западного Казахстана: мужских и женских гимназий, и реального училища.

6 Рассмотреть основы строительства советской школы и ликвидации неграмотности на территории Западного Казахстана в период с 1917 по 1941 годы. Определить его успехи, основные трудности и противоречия в крае.

7 Осветить практику подготовки учительских кадров в Западном регионе, через систему профессионального и высшего образования.



Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1841 по 1941 годы.

В начале этого периода многие события и процессы, затронувшие тогда образовательную отрасль и определившие содержание школьной системы на данной территории, были тесно связаны с политикой Российской империи, а вторая половина исследуемого периода относится ко времени развития советской системы образования.



Объектом исследования является система образовательных учреждений Западного Казахстана и их деятельность с периода открытия первой светской школы в Букеевском ханстве и до начала Великой Отечественной войны.

Предметом исследования стал процесс развития основных типов образовательных учреждений Западного Казахстана в период с 1841 по 1941 годы, их распространение, организационное развитие и просветительская деятельность.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • впервые проводится, комплексное исследование истории развития системы народного образования Западного Казахстана, в достаточно продолжительный период времени, что позволяет проследить динамику его развития;

  • диссертация представляет собой первую попытку целостного рассмотрения образовательного процесса Западного Казахстана в дореволюционый и советские периоды;

  • исследуются и выделяются особенности развития мусульманской системы образования Западного Казахстана;

  • выявляются факторы влияния своеобразия исторического развития региона, состава населения и религиозной ситуации на функционирование образовательной системы;

  • впервые в научный оборот вводятся воспоминания очевидцев событий того времени, а также новые архивные данные и фактический материал по исследуемой проблеме;

  • обоснована весомая роль учебных заведений Западного Казахстана в вопросах подготовки педагогических, медицинских и сельскохозяйственных кадров.

Источниковая база исследования. Основа диссертационного исследования представлена архивными материалами, выявленными в фондах 3 архивов: Центрального государственный архива Республики Казахстан (ЦГА РК), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Государственного архива Западно-Казахстанской области (ГАЗКО).

В ЦГА РК изучены материалы фондов 458  «Актюбинская мужская учительская семинария Оренбургского учебного округа Министерства народного просвещения.г.Актюбинск Тургайской области», 713 «Уральская учительская семинария Оренбургского учебного округа Министерства народного просвещения.г.Уральск Уральской области». Отдельные материалы по исследуемой проблеме содержатся в фондах 21, 44, 127, 192, 1692.

По проблемам истории Западного Казахстана дореволюционного периода материалы содержатся в фондах Государственного архива Оренбургской области. Для диссертационной работы были изучены материалы фондов: 6 «Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора (1797-1881)»; 11 Оренбургское губернское правление; 173 «Оренбургская духовная консистория (1800-1918)»; 174 «Канцелярия епископа Оренбургского и Уральского (1857-1908)»; 213 «Медресе Хусаинова г. Оренбурга Оренбургской губернии»; Самыми важными по данной тематике источниками располагает фонд 6. Некоторые материалы содержатся также в фондах 21,734. Источники этих фондов дают возможность для изучения истории народного образования Внутренней (Букеевской) Орды и Уральского казачьего войска.

По истории народного образования Западного Казахстана советского периода имеются материалы в Государственном архиве Западно-Казахстанской области (ГАЗКО).

В частности фонды: 12 «Губернский отдел народного образования (1920-1928)», 13 «Уральский уездный отдел народного образования (1919-1928)». Имеются отдельные материалы и в фондах 7, 37, 56, 596, 693, 786.

Источниковая база исследования также представлена широким кругом опубликованных источников, в частности богатый материал дают: «Приложение ко всеподаннейшему отчету военного губернатора» Обзоры Уральской и Тургайской областей, доклады по народному образованию, журналы и сборники постановлений по Министерству народного просвещения.

Большой статистический материал по системе образования был представлен и в «Памятных книжках и адрес-календарях Уральской области».

Показания источников и подлинных архивных документов пополнили, источники мемуарные. Это воспоминания отдельных личностей, участников событий исследуемой исторической эпохи.

Особую группу источников при работе над диссертацией составили материалы периодической печати исследуемого периода. Среди них: «Уральские войсковые ведомости», «Приуральская правда», «Прикаспийская правда».

Необходимые материалы дают и современные периодические издания: «Приуралье», «Орал өңірі», «Қазақ тарихы», «Высшая школа Казахстана».

Дополнили источниковую базу исследования, материалы фондов редких изданий Национальной библиотеки РК, библиотеки при ЦГА РК, Оренбургской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской, Западно-Казахстанской научной библиотеки им. Ж.Молдагалиева.

Методология исследования. Методологической основой диссертации является системный подход, предполагающий рассмотрение фактов в их целостности и развитии, и функциональной взаимосвязи процессов и явлений. В диссертации применены сравнительно-исторический, статистический и логический методы исследования. Работа базируется на принципе историзма, научности и объективности. В методологии исследования автор опирался на труды российских и отечественных ученых исторической и историко-педагогической науки.

Положения, выносимые на защиту:

1 На развитие образовательной системы Западного Казахстана в период с 1841 по 1941 годы оказало влияние вначале колониальная политики царизма, а с октября 1917 года политика Советской власти в сфере образования.

2 В силу национальных и религиозных особенностей населения на территории Западного региона существовали различные формы религиозного образования: мусульманские мектебы и медресе, а также церковно-приходские школы. Значительное влияние на развитие народного образования дореволюционного периода оказало мусульманское образование.

3 Значимым регионом Казахстана по распространению светского образования данного периода является Букеевская Орда. Здесь были заложены исторические основы развития начального образования, существовало разнообразие типов школ, были особенности в организации учебного процесса и ее финансировании.

4 Сеть средних учебных заведений на территории Западного Казахстана в исследуемый период был представлен женской и мужской гимназией, и реальным училищем.

5 В Западном Казахстане в начале ХХ века были получили развитие профессиональные учебные заведения. Это прежде всего Уральская и Актюбинские учительские семинарии, сельскохозяйственные, фельдшерские и ремесленные школы..

6 Строительство советской школы и ликвидации безграмотности стало качественно новым этапом в развитии системы образования. Произошла коренная ее реорганизация. Вырос образовательный уровень населения, расширилась сеть образовательных учреждений. При этом политизация системы образования имела ряд отрицательные последствий: перегибы в вопросах ликвидации безграмотности, алфавитные реформы, политические репрессии учительства.

7 Средние профессиональные и высшие учебные заведения Западного Казахстана играли важную роль в подготовке кадров по педагогическим, медицинским и сельскохозяйственным специальностям не только для региона, но и для Казахстана в целом.


  1   2   3   4

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования
  • Степень разработанности проблемы
  • Хронологические рамки исследования.
  • Научная новизна исследования
  • Источниковая база исследования.
  • Методология исследования.
  • Положения, выносимые на защиту