Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История средневекового востока




страница1/9
Дата20.01.2017
Размер1.34 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Всеобщая история, классические дисциплины и право»
Г.В.Воронкова


ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2014

УДК 9(И)19



ББК 63.3(5)4

В 754

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор

НГЛУ им.Н.А.Добролюбова

В.М.Строгецкий,

кандидат исторических наук, доцент

НГПУ им.К.Минина В.В.Лукоянов




Воронкова Г.В.

История средневекового Востока: учебно-методическое

пособие/ Воронкова Г.В. – Н.Новгород: НГПУ им.

К. Минина, 2014. – 86с.


Учебно-методическое пособие к дисциплине «История средневекового Востока» составлено в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом по модульно-рейтинговой системе согласно ФГОС 2010.

Пособие содержит перечень тем лекционных и семинарских занятий по дисциплине, рейтинг-план, методические указания к семинарским занятиям, списки источников и литературы к каждой изучаемой теме, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, тематику рефератов, список вопросов к зачёту.

Предназначено для подготовки 3 курса бакалавров направления «Педагогическое образование», профили «История и обществознание», «История и право».

УДК 9(И)19

ББК 63.3(5)4


© Г.В.Воронкова, 2014

©НГПУ им. К.Минина, 2014




Содержание
Введение …………………………………………………………………………4

Структура и содержание дисциплины, объём и виды учебной работы ……..5

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы ……………………..5

Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы ……..9

Таблица 3. Рейтинг-план по дисциплине «История средневекового

Востока» ………………………………………………………………………...10

Методические рекомендации к семинарским занятиям ……………………...12

Организация самостоятельной работы студентов …………………………….27

Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной

самостоятельной работы ………………………………………………………27

Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы ………………………………………………………..28

Тематика рефератов …………………………………………………………….30

Контрольные материалы к промежуточной аттестации ……………………..30

Вопросы для рубежного контроля ……………………………………………..30

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ………31

Приложения ……………………………………………………………………..37



Введение

Курс «История средневекового Востока» является естественным продолжением ранее изучаемого курса «История древнего мира» (модуль «История первобытного общества и Древнего Востока»).

Настоящее пособие предназначено для организации самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям, текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся по профилям «История и обществознание», «История и право».

Целями освоения дисциплины «История средневекового Востока» являются: ознакомление студентов с историей наиболее крупных стран Азии и Африки средневекового периода (V-XVII веков), выявление особенностей их исторического развития, соотнесение с определёнными цивилизациями.

Задачи дисциплины:

- актуализировать знания об истории и культуре народов средневекового Востока;

- раскрыть роль традиций и духовной культуры для всех сторон жизни стран Востока;

- раскрыть современные подходы к вопросам социо-культурного и политического развития стран Востока в средние века;

- сформировать личностные и профессиональные компетенции.

В процессе изучения дисциплины студенты продолжают осваивать приёмы работы с текстами источников и научной литературой, формируемые на лекционных и практических занятиях, а также при активной самостоятельной работе.

В пособии содержится рейтинг-план, планы семинарских занятий, списки источников и литературы, методические указания, помогающие студенту организовать самостоятельную работу.

При подготовке к практическому занятию студенту рекомендуется для знакомства с темой изучить материалы лекций и учебных пособий, затем – законспектировать и проанализировать тексты источников по хрестоматии. Возможны разные варианты этой работы. Традиционный – краткое изложение содержания источника (с точной ссылкой) на одной стороне страницы и его комментарии (с применением точно обозначенной научной литературы) – с другой стороны. Для хорошо подготовленных студентов возможно просто краткое обозначение соответствующего материала источников на полях конспектов научной литературы. На семинарских занятиях студенту целесообразно дополнять материал конспекта в процессе обсуждения темы.

Особую сложность представляют темы, посвящённые изучению памятников художественной литературы стран Востока. Студенты готовят доклады в добровольном порядке, выбранная тема согласовывается с преподавателем. Произведения художественной литературы анализируются как исторический источник, отражающий реалии времени его создания и отношение автора к истории своей страны.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов включает составление хронологических таблиц, словарей, выполнение заданий с контурными картами, подготовку рефератов, анализ научно-популярных фильмов.

Преподаватель организует проверку разных форм самостоятельной работы студентов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК-15 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

В результате изучения данной дисциплины студент должен

Знать:

- средневековую историю крупнейших стран Востока;

- особенности развития этих стран;

- основные культурные достижения народов Востока в средние века.



Уметь:

- анализировать внутренние процессы в обществе стран средневекового Востока;

- выявлять общее и особенное в развитии разных стран Востока;

- сравнивать пути исторического развития народов Востока и Европы в средние века;

- давать оценку позициям разных сторон в дискуссиях по проблемам восточного средневековья.

Владеть навыками:

- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории средневекового Востока;

- востоковедными терминами и понятиями.
Структура и содержание дисциплины,

объём и виды учебной работы

Структура дисциплины состоит из 7 дидактических единиц (8 тем лекций и 11 тем практических занятий). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы, 144 часа, из них 72 – аудиторные занятия, 72 – самостоятельная работа студентов.


Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы

Темы и содержание лекций

Часы

Виды учебной работы

1.Введение в историю средневекового Востока. Понятие «средние века» применительно к странам Азии и Африки. Периодизация восточного средневековья. Средневековый Восток с точки зрения теорий цивилизаций и теории общественно-экономических формаций. Роль религии в культурной и общественной жизни стран Востока. Страны конфуцианско-буддийского, индуистского и исламского регионов. Конфуцианство, даосизм, синтоизм.

2




2.Китай VI-первой половины XVII вв. География и топонимика страны. Особенности исторического развития Китая. Надельная система. Циклы и смена династий. Конец «троецарствия» и объединение Китая династией Суй. Строительство Великого канала. Войны в Корее. Народное восстание и падение власти династии Суй. Империя Тан. Завоевания танских императоров. Столкновение империи Тан с Арабским Халифатом. Границы сфер влияния. Динамика политического развития «Срединного государства». Китай и кочевники азиатских степей. Завоевания киданей и чжурчжэней. Восстание под руководством Хуан Чао и падение власти династии Тан. Сложность положения Китая под властью династии Сун. 3 Нашествие монголов и падение власти династии Сун. Внутренняя и внешняя политика династии Юань. Наводнение на реке Хуанхэ и восстание «красных повязок». Свержение власти монголов и воцарение династии Мин. Хозяйственный подъем и морские экспедиции. Нарастание внутреннего кризиса.

4




3.Япония в VI-XVI вв. Своеобразие исторического развития Японии в средние века. Этногенез японцев. Айны. Периодизация японской истории. Легенда об основании императорской власти. «Переворот Тайка» и раннее государство в Японии. Политическое влияние дома Фудзивара. Буддизм и синтоизм. Монастыри. Социальные изменения в VII-X веках. Сёэн. 5 Рост феодального сепаратизма. Экс-императоры. Появление сословия самураев. «Бусидо». Дзэн-буддизм. Возникновение сёгуната Минамото. Развитие городов. Ремёсла и торговля. Цехи и гильдии. Организация обороны страны от монгольского вторжения. Феодальная раздробленность. Усиление городов. Сёгунат Асикага. «Воюющие провинции» и крестьянские восстания. Внешняя торговля. Появление европейцев в Японии. Борьба за сёгунат между Ода, Хидэёси и Токугава.

4




4.Индостан в VI-XVI вв. Особенности истории Индии в средние века. Община и касты. Внешние нашествия. Буддизм, индуизм, ислам. Их роль в общественной жизни. Этническая ситуация. Распад империи Гуптов и нашествие гуннов-эфталитов. Культура государства эфталитов. Поражение эфталитов и возникновение государства Харши. Общественная и культурная жизнь империи Харши. Буддизм и монастыри. Внешние связи. Феодальная раздробленность. Государства Севера и Юга Индии в VIII-XI веках. Их культурные достижения. Культурное влияние Индии в Южной и Юго-Восточной Азии. Агрессия тюрок из Средней Азии и появление Делийского султаната. Гулямы. Сосуществование индусской и мусульманской общин. Поземельные отношения. Икта. Внутренняя и внешняя торговля. Монгольское нашествие и разорение севера Индии. Поход на Индию Тимура. Начало распада Делийского султаната. Раджпуты. Южно-индийские государства. А.Никитин об Индии XV века. Вторжение в Северную Индию войск Бабура и гибель Делийского султаната. Образование империи Великих Моголов. Завоевания и реформы Акбара. Культура Индии. Эволюция индуизма. Адаптация ислама в Индии.

4




5.Ближний и Средний Восток в III-XII вв. Объединение Ирана династией Сасанидов. Государственный строй Ирана. Сословия. Зороастризм и мобеды. Особенности землевладения в Иране. Реформы Хосрова 1 Ануширвана. Дихканы. Войны с Византией и тюрками. Феодальный сепаратизм и ослабление государства. Племена Аравии в VI-VII веках. Торговые пути и города. Социальные процессы в арабской среде. Культы природы и вера в пророков. Юность Мухаммеда и зарождение ислама. Хиджра и её политическое значение. Смерть Мухаммеда и первые халифы. Сунниты и шииты. Арабские завоевания и создание Халифата Омейядов и Аббасидов. Политическая структура Халифата. Поземельные отношения. Города и торговля. Значение Халифата для экономики и культуры народов Ближнего и Среднего Востока. Социально-политический смысл раскола мусульманской общины на суннитов и шиитов. Хариджиты. Политическая борьба в Иране и Сирии. Карматы и исмаилиты. Шариат и правовые школы ислама. Феодальные эмираты на территории Ирана и Средней Азии в период распада Халифата Аббасидов. Саманиды и Газневиды. Завоевательные походы Махмуда Газневи. Возникновение государства тюрок-огузов и возвышение рода Сельджука. Завоевания тюрок-сельджуков и создание империи. Особенности аграрных отношений в сельджукский период. Исмаилиты. Распад империи Великих Сельджуков. Усиление Хорезма.

8

Тестирование по блоку

6. «Кочевые империи». Монголы и Тимуриды. Центральная Азия накануне образования монгольского государства. Обострение противоречий в монгольском обществе и борьба за объединение племен. Возвышение Темучжина и объявление его Чингиз-ханом. Организация войск Чингиз-хана и начало завоевательных походов. Законы «Ясы». Разнообразие методов экспансии монгольской державы. Политика в отношении покоренных народов. Монгольское завоевание Ирана и образование государства Хулагуидов. Этническая и культурная ассимиляция монголов в завоеванных странах. Принятие ислама ильханами. Значение монгольского владычества для хозяйства и культуры народов Азии. Междуусобные войны и распад державы Чингизидов. Борьба за власть в Самарканде между потомками Чингиз-хана. Биография Тимура и его приход к власти. Отношения между кочевой и оседлой знатью. Завоевание Ирана и государств Средней Азии войсками Тимура. Походы против Золотой Орды и Делийского султаната. Дипломатия и разведка Тимура. Народные движения. Поход в Малую Азию и разгром Османского государства. Подготовка к походу в Китай и смерть Тимура. Распад империи при наследниках Тимура. Расцвет ремесел и культуры в Самарканде. Просветительская деятельность Улугбека. Конец власти тимуридов. «Кочевые империи» и оценка их исторического значения в историографии.

4




7.Возникновение и расцвет Османской империи. Распад империи ильханов. Мамлюки в Египте. Византия и тюркские бейлики. Румский султанат. Османский бейлик и его завоевания в Малой Азии. Начало турецких завоеваний в Европе. Этнические и социальные процессы у турок-османов. Аграрные отнощения. Тимар и зеамет. Создание янычарского войска. Реакция европейских монархий и папского Рима на турецкое продвижение в Европе. Битва при Никополе. Нашествие Тимура в Малую Азию. Поражение османских войск при Анкаре. Восстановление Османского султаната и подготовка к войне с Византией. Мехмед II Фатих и взятие Константинополя. Политическое значение этого события. Присоединение Крыма и Причерноморья. Дальнейшие завоевания в Европе. Последствия турецкого завоевания для народов Балкан (оценки в историографии). Отношения между мусульманской и христианской конфессиями. Португальское наступление в Восточной Африке. Турецкие завоевания в Северной Африке. Политическое значение захвата Египта. Селим I и Сулейман Великолепный (Законодатель). Захват Белграда. Войны в Средиземноморье. Союз с Францией. Противостояние турок с империей Габсбургов и Венецией в Европе. Битва при Лепанто. Реформы Сулеймана Великолепного. Организация государственного управления. Создание кодексов. Система внешней торговли. Синкретизм культуры Османской империи. Гарем и его роль в политической жизни.

4




8.Страны Тропической и Южной Африки в VIII-XVI вв. Особенности возникновения государств в Африке. Влияние древнеегипетской, античной, христианской и мусульманской цивилизаций. Государства Тропической Африки. Транссахарские торговые пути. Зона Сахеля. Государства Гана, Мали. Народы сонгаи и хауса. Ислам и языческие культы. Государство Бенин. Искусство бронзового литья. Союз племен ашанти. Миграции народов банту на юге и востоке континента. Государство Мономотапа. Эфиопия. Её становление как феодального государства. Особенности христианства в Эфиопии. Эфиопия и португальская экспансия. Так называемые арабские города восточного побережья Африки.

6

Тестирование по блоку

Итого:

36





Таблица 2.Содержание семинарских занятий, виды учебной работы

Темы семинарских занятий

Часы

Виды учебной работы

1.Вводное занятие

2




2.Кризис XI века и реформы Ван Аньши в Китае

2

Устный ответ на семинаре. Анализ источников и конспект

3.Духовная культура Китая эпох Сунн, Юань, Мин

2

Устный ответ на семинаре. Доклад по изученному произведению художественной литературы

4.Политическая система сёгуната в Японии XII-XIV вв.

2

Устный ответ на семинаре. Анализ источников и конспект.

5.Японская литература эпохи Хэйан и сёгуната как исторический источник

2

Устный ответ на семинаре. Доклад по изученному произведению художественной литературы.

6.Поземельные отношения в Делийском султанате

2

Устный ответ на семинаре. Анализ и конспект источников.

7.Духовная культура средневековой Индии

2

Устный ответ на семинаре. Доклад по изученному произведению художественной литературы.

8.Становление и развитие государства у монголов

4

Устный ответ на семинаре. Анализ и конспект источников.

9.Ближний и Средний Восток в раннее средневековье. Ислам и духовная культура.

8

Устный ответ на семинаре. Анализ и конспект источников. Доклад по произведению художественной литературы.

10.Общественные отношения в Османском государстве XIV-XV вв.

4

Устный ответ на семинаре. Анализ и конспект источников.

11.Страны Тропической и Южной Африки в VIII-XVI вв.

6

Устный ответ на семинаре. Анализ и конспект источников.

Итого:

36





Таблица 3. Рейтинг-план по дисциплине «История средневекового Востока»

Виды деятельности студента

Балл за контрольное задание

Число заданий

Мини-мальный балл

Макси-мальный балл

ДЕ1. Введение в курс













ДЕ2.Страны Дальнего Востока (Китай, Япония) в VI-XVI веках.

Работа с контурной картой

Составление хронологической таблицы

Устный ответ на семинаре


2
10

2

1
1


2

1
6


0

2
10

2


ДЕ3. Индостан в VI-XVI веках

Работа с контурной картой

Составление хронологической таблицы

Устный ответ на семинаре



2
10

1


1
1


1


1
6


0

2
10

1


ДЕ4.Ближний и Средний Восток в III-XII вв. Возникновение и эволюция ислама

Устный ответ на семинаре Тестирование по блоку




3

10


3

1


0

6


3

10


ДЕ5. «Кочевые империи»: монголы и Тимуриды

Работа с контурной картой

Устный ответ на семинаре Составление сравнительной таблицы


2

2


10


1

2


1


1

0


6


2

2


10


ДЕ6.Возникновение и расцвет Османской империи

Устный ответ на семинаре Работа с контурной картой

Составление хронологической таблицы

Устный ответ на семинаре


2
10

1

1
1


2

1
6


0

2
10

2


ДЕ7. Страны Тропической и Южной Африки.

Работа с контурной картой

Тестирование по блоку


2

10




1

1




1

6





2

10



Подготовка и написание реферата

20



1


14


20


Итого:







55

100


Поощрительные баллы:

Выступление с презентацией, докладом;

Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем;

Письменный анализ научно-популярного фильма;

Составление терминологического словаря по отдельному разделу;

Самостоятельность оценок и творческий подход к выполнению заданий






3
3


3

3

5
5

5


5

2


Штрафные баллы:

Отказ от ответа;

Нарушение сроков представления работы










2
2



Методические рекомендации к семинарским занятиям


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Факультет гуманитарных наук Кафедра «Всеобщая история, классические дисциплины и право» Г.В.Воронкова ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
  • Учебно-методическое пособие
  • Организация самостоятельной работы
  • Владеть навыками
  • Структура и содержание дисциплины, объём и виды учебной работы
  • Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы
  • 1.Введение в историю средневекового Востока.
  • 2.Китай VI -первой половины XVII вв.
  • 3.Япония в VI - XVI вв.
  • 4.Индостан в VI - XVI вв.
  • 5.Ближний и Средний Восток в III - XII вв.
  • 6. «Кочевые империи». Монголы и Тимуриды.
  • 7.Возникновение и расцвет Османской империи.
  • 8.Страны Тропической и Южной Африки в VIII - XVI вв.
  • Итого: 36
  • Темы семинарских занятий Часы Виды учебной работы
  • Итого: 55 100
  • Методические рекомендации к семинарским занятиям