Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История России




Скачать 96.47 Kb.
Дата07.06.2018
Размер96.47 Kb.
Министерство образования и науки РФ Открытая региональная межвузовская олимпиада 2013-2014 (отборочный этап) История России Вариант № 2 Задания с 1 по 9 выполняются учащимися 9-10 классов, с 1 по 12 выполняются учащимися 11 классов 1. Соотнесите. Ответ оформите в виде таблицы: 1) З.П. Рождественский А) военачальник 2) М.Н. Тухачевский Б) адмирал 3) Н. Бердяев В) дипломат 4) И. Мечников Г) ученый 5) А.И. Извольский Д) философ ОТВЕТ: 1 2 3 4 5 Б А Д Г В . 2. Расположите в хронологическом порядке события Гражданской войны. В лист ответ с запишите комбинацию цифр. 1. Избрание Врангеля “правителем Юга России” 2. Начало наступления войск Деникина на Москву 3. Первое наступление войск Юденича на Петроград 4. Дерет о создании Красной Армии 5. Расстрел адмирала Колчака 6.Мятеж левых эсеров в Москве 7. Восстание солдат чехословацкого корпуса Ответ: 4,7,6,3,2,5,1 3. Кормленщики, губные старосты, земские старосты, излюбленные головы. Дайте определение этим понятиям и укажите хронологические рамки существования. По какому принципу подобран терминологический ряд Ответ: Избранные должностные лица КОРМЛЕНЩИКИ – это люди, которые управляли городами или волостями собственными силами, т. е. содержали свой аппарат управления и имели свои воинские силы для обеспечения порядка на вверенной территории. ГУБНЫЕ СТАРОСТЫ – должностные лица, избираемые из дворян, возглавлявшие органы местного самоуправления (губные избы) в XVI – XVII вв., расследовавшие особо опасные уголовные преступления. Должность губного старосты возникла в ходе губной реформы конца 1530-х – середины 1550-х гг. Ликвидирована в 1702 г. ИЗЛЮБЛЕННЫЕ ГОЛОВЫ - должностные лица (главы городской администрации), избираемые из верхушки посада. Выполняли судебно-административные функции и подчинялись напрямую центральной власти. Существовали в XVI – XVII вв. ЗЕМСКИЕ СТАРОСТЫ – должностные лица, избираемые из числа зажиточных слоев черносошного населения, городовых приказчиков, возглавлявшие органы местного самоуправления (земские избы) в XVI – XVII вв., расследовавшие особо опасные уголовные преступления. Должность земского старосты возникла в ходе земской реформы 50-70-х гг. XVI в. 4. По Парижскому договору ____ г. Россия теряла Южную Бессарабию, право покровительства балканским народам, __________. Только в ______ г. после «Циркулярной ноты»_________ Россия вернула себе право ______________. Ответ: 1) 1856 г., 2) право иметь флот и крепости на Черном море,3) 1870 г., 4) А. Горчакова, 5) быть Черноморской державой. 5. Ниже приведены факты из биографии М.М. Сперанского. Однако некоторые из них имеют отношение к двум другим историческим деятелям России того же времени. Во второй и третьей колонках приведенной таблицы впишите имена этих деятелей. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы. 1. В годы Отечественной войны он не принимал участия в боевых действиях, занимаясь комплектованием войск, и вследствие этого отказался от звания генерал - фельдмаршала. 2. С блеском учился во Владимирской духовной семинарии, а затем, как лучший ученик, был переведен в Петербургскую духовную академию. 3. После окончания семинарии был оставлен в ней преподавателем, а также становится домашним секретарем А.Б. Куракина. 4. Приветствовал организацию военных поселений, а в 1825 г. даже издал хвалебную брошюру под названием «О военных поселениях» 5. В 1812 г. был назначен управляющим Канцелярией императора Александра I. 6. Одно время он даже претендовал на лидерство среди литераторов, входивших в знаменитый кружок «Арзамас» и как один из его основателей, и как попечитель Петербургского учебного округа. 7. В 1820-х гг. признавал, что его деятельность в первые годы XIX в. была ошибочной – Россия не готова к серьезным реформам. 8. Был президентом Петербургской академии наук, опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии. 9. В 1833 г. наш герой получил высшую награду империи – орден Андрея Первозванного, а пять лет спустя стал графом. 10. Некоторые историки считают его консерватором с прогрессивными взглядами. Борясь с проникновением революции в Россию, он, в конце концов, был смыт волной европейских революций, и это была окончательная отставка графа. ОТВЕТ: М.М. Сперанский Аракчеев Уваров 2,3,7 1,4,5 6,9,10 6. Определите источник, из которого взят данный фрагмент: «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий… научает нас седьмой день посвящать ему (Богу)… Оставшиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков…» Ответ_:_Указ_Павла_I_о_трехдневной_барщине_1797_г._7._Определите_личность_по_описанию>Ответ: Указ Павла I о трехдневной барщине 1797 г. 7. Определите личность по описанию: - он окончил Московский университет, был учеником В.О.Ключевского; - он был лидером крупнейшей либеральной партии дореволюционной России, депутатом Государственной думы; - его имя стало символом либеральной оппозиции в дореволюционной России; - после падения монархии именно ему было поручено составить правительство; - после октября 1917 г. он был одним из руководителей антибольшевистского сопротивления, после поражения оказался в эмиграции; - его имя было известно всей Европе, на семидесятилетний юбилей, который он отмечал в Париже, пришли поздравления от правительств многих стран Европы Ответ: П. Милюков 8. Укажите ошибки в перечне событий, характеризующих проведение Крестьянской реформы 1861 г. Александр II до вступления на престол поддерживал крестьянскую политику своего отца Николая I. Для обсуждения реформы был созван Всероссийский земский съезд. Реформа была подготовлена Секретным комитетом по крестьянским делам. В результате реформы уничтожалась крестьянская община. Бывшие помещичьи крестьяне получили самоуправление. Крестьяне по реформе получили землю в наследственную собственность без выкупа. Ответом на реформу стали многочисленные выступления крестьян. ОТВЕТ: (4) 1,2,4,6. 9. По тексту определите, о каком правителе идет речь, назовите годы его правления и укажите не менее трех проведенных в период его правления преобразований. “Положение [его] между бабушкой и отцом было трудным и двусмысленным и приучало его к скрытности и лицемерию. … [Отец] назначил [его] генерал-губернатором Петербурга, [он] должен был поддерживать палочную дисциплину в войсках и приводить в исполнение взбалмошные и жестокие приказы [отца]. … [Его] вступление на престол вызвало ликование в столице”. Ответ: Александр I (1801–1825 гг.). - создание Государственного совета, - создание министерств, в том числе, впервые – министерства народного просвещения, - указ о вольных хлебопашцах 1803 г., - учреждение военных поселений, - конституция Царству Польскому, - открытие Царскосельского лицея и др. 10. Историческая задача. В начале индустриализации И.В. Сталин заявил, что СССР отстает от ведущих стран Запада на 50–100 лет. Далее он отметил, что если наша страна не “пробежит” это расстояние за 10 лет, то “нас сомнут”. Фактически через 10 лет началась Великая Отечественная война, в которой Советский Союз победил. Означает ли это, что за предвоенные десять лет наша страна действительно преодолела 50–100 летнее отставание от стран Запада. Ответ обоснуйте. Примерный ответ: Нельзя утверждать, что СССР за десять предвоенных лет преодолел вековое отставание от стран Запада, вместе с тем следует признать, что за это время в развитии страны был совершен мощный рывок, который обеспечил создание достаточно мощного военно-промышленного потенциала страны, практически была ликвидирована зависимость от импорта промышленной продукции. Были сооружены более пяти тысяч крупных промышленных предприятий, возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности. СССР вошел в число немногих развитых стран, способных произвести любой вид промышленной продукции. Однако форсированная индустриализация проходила за счет эксплуатации деревни, экономии на развитии легкой промышленности, социальной сферы, что обусловило затяжной кризис в сельском хозяйстве, большие диспропорции в развитии тяжелой и легкой промышленности. 11.Историческая задача. В ходе династической войны второй четверти XV в. Дмитрий Шемяка сумел захватить московского князя Василия II, ослепил его и заставил отказаться от великокняжеского престола. Однако уже через год Василий II вновь стал великим князем московским. Объясните, почему Василий II сумел вернуть себе московский престол и одержать победу в этой войне. Примерный ответ: Династическая война представляла собой не только борьбу в правящей московской династии за власть, но и столкновение сторонников и противников государственной централизации. Поддержку Василию II оказали, в конечном счете, московские бояре и служилые люди, уставшие от нестабильности положения, желавшие порядка в лице сильной великокняжеской власти, выступившие за политическую централизацию, против феодального сепаратизма. На стороне Василия II выступила и церковь. Василия II, кроме того, считали законным правителем (исходя из принципа лествицы, старшим в роду Юрий был, но его сын Дмитрий Шемяка – нет, и его власть уже не легитимна), закрепился принцип «от отца к сыну». 12. Сравните административно-политическое, социальное и экономическое положение России во второй половине XVII в. и в первой половине XVIII в. по сопоставимым признакам. Вторая пол. XVII в. Первая пол. XVIII в. Административно-политическое положение Общее Начало складывания и утверждение абсолютизма Усиление государства, подчинение ему всех слоев общества Проведение мер по подчинению церкви государству Расширение роли бюрократического аппарата управления Различия Сохранение элементов сословно-представительной монархии (Земский собор, Боярская дума) Царь Дворянское ополчение – основа армии Патриаршество Утверждение абсолютизма, роспуск Боярской думы, замена ее Сенатом Император Рекрутский набор – основа армии Синод Система приказов Приказы заменены коллегиями Административная реформа (введение губерний) Социальное положение Общее Наличие сословной структуры общества, регламентация прав и обязанностей сословий Дворянство и духовенство – привилегированные сословия Рост купечества Крестьянство – основная часть населения Ужесточение крепостного права Различия Возрастание роли дворянства среди привилегированных групп, исчезновение такой группы как бояре Было мало возможностей для перехода из одного сословия в другое «Табель о рангах» - возможность перехода в дворянское сословие для представителей низших социальных групп Подворная подать Образование новых категорий крестьян – приписные, посессионные, государственные Подушная подать Экономическое положение Общее Сельское хозяйство – основа экономики Экстенсивный путь развития экономики развитие хозяйства на основе крепостного права начало формирования рыночных отношений и всероссийского рынка Различия Появление первых мануфактур Преобладание мануфактур с использованием принудительного труда Значительный рост числа мануфактур Использование как труда вольнонаемных, так и труда приписных и посессионных крестьян Начало специализации отдельных районов и рост товарного обращения Углубление специализации отдельных районов, в том числе за счет освоения новых земель Сохранение натуральной замкнутости помещичьих и крестьянских хозяйств Разрушение натуральной замкнутости хозяйств, усиление их связей с рынком Элементы политики меркантилизма и протекционизма (Новоторговый устав) Усиление политики государственного вмешательства в экономику, политика протекционизма и меркантилизма

  • Задания с 1 по 9 выполняются учащимися 9-10 классов, с 1 по 12 выполняются учащимися 11 классов 1. Соотнесите. Ответ оформите в виде таблицы
  • 2. Расположите в хронологическом порядке события Гражданской войны. В лист ответ с запишите комбинацию цифр.
  • Ответ: 4,7,6,3,2,5,1 3
  • 5. Ниже приведены факты из биографии М.М. Сперанского .
  • М.М. Сперанский Аракчеев Уваров 2,3,7
  • Ответ : Указ Павла I о трехдневной барщине 1797 г. 7. Определите личность по описанию
  • Ответ : П. Милюков 8 . Укажите ошибки в перечне событий, характеризующих проведение Крестьянской реформы 1861 г.
  • ОТВЕТ: (4)
  • Примерный ответ
  • Вторая пол. XVII в. Первая пол. XVIII в.