Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История россии




Скачать 156.92 Kb.
Дата08.07.2017
Размер156.92 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»___________________2010 г.

ИСТОРИЯ РОССИИ

(1945 – 2000-е гг.)

Рабочая программа


Направление 030600 – История
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Томск


2010


1. Цели освоения учебной дисциплины

Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков и умения критически анализировать и применять полученные знания в образовательной, научно-исследовательской и общественно-политической деятельности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.3». Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» по направлению 030600 – история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также методологии истории, психологии, педагогики.

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение истории России (XX в.).


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • особенности идеологии в советский и постсоветский период, ее влияние на развитие политики и культуры;

  • специфику экономической и социальной жизни в СССР и РФ, итоги и противоречия социально-экономического развития;

  • основные направления, содержание и роль внешней политики Советского и Российского государств в международных отношениях.


уметь:

- объяснять содержание основных терминов и понятий;

- применять полученные знания в научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История
А) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);


Б) профессиональные (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет (1) зачетные единицы, 18 часов.




п/п




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)



В том числе

лекции

Практические занятия

ССРС





Режим личной власти Сталина в последние годы его жизни (1945-1953 гг.).






2




2

Тесты.

Эссе.
Рефераты.



Социально-экономические реформы 1950-х середины 1960-х годов.

2




2

Советский политический режим.

2




2

«Оттепель» в культурной жизни общества и подавление «культурной оппозиции».







2




2




Власть и общество 1964-1982 гг.







2




2

СССР в 1982-1985 гг.







2




2

Перестройка в СССР: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.)







2




2

Российская федерация в 1991-2000 гг.







2




2




Рефераты













4

Коллоквиум

Контрольные работы






Коллоквиум




















5. Образовательные технологии

В данном курсе используются следующие образовательные технологии: лекции, коллоквиум, организация СРС, контрольные работы. С целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов применяются в часы СРС активные и интерактивные методы, направленные на формирование исследовательских компетенций.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

По разделу 1.

Эссе:

Время и личность: существует ли преемственность Сталин – Хрущев


Тесты:

1. Причиной возобновления политических репрессий после Великой Отечественной войны было



1) стремление ликвидировать появившиеся в сознании людей ростки свободы

2) отказ от довоенной модели общественно-политического развития

3) отвлечение населения от проблем восстановления хозяйства

4) присоединение новых территорий к СССР
2. Причиной, побудившей Н.С. Хрущева выступить на XX съезде партии с критикой «культа личности И.В. Сталина», было стремление

1) прекратить «холодную войну» со странами Запада

2) реабилитировать всех репрессивных сталинским режимом

3) снять напряжение в обществе отказом от продолжения прежней политики

4) изменить основы социалистического общества

По разделу 2.
Тесты:

1. Начало «холодной войны» связывают с деятельностью



1) Ф. Рузвельта, А. Громыко 2) Д. Эйзенхауэра, Н. Булганина

3) Дж. Кеннеди, Н. Хрущева 4) У. Черчилля, И. Сталина
2. В понимании Н.Хрущева принцип мирного сосуществования предполагал

1) изоляцию СССР на международной арене

2) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми

3) соревнование 2-х общественных систем в социально-экономической сфере

4) отказ от поддержки международного коммунистического движения

По разделу 3.

Тесты:

1. С предложением использовать рыночные механизмы при восстановлении послевоенной экономики выступил в 1946 г. председатель Госплана СССР



1) Г.М. Маленков 2) Н.С. Хрущев

3) Л.П. Берия 4) Н.А. Вознесенский
2. Какие положения относились к курсу мероприятий, предложенному Н.С. Хрущевым после смерти И.В. Сталина?

А) ужесточение национальной политики

Б) приоритетное развитие предприятий группы «А»

В) использование рыночных механизмов для разрешения кризиса в сельском хозяйстве

Г) освоение целинных и залежных земель

Д) приоритетное развитие предприятий группы «Б»

Е) разоблачение политики массовых репрессий

Укажите верный ответ.



1) ВГЕ 2) БГЕ 3) АБВ 4) ВГД
Примерные темы рефератов:

  1. Борьба за лидерство в окружении И.В. Сталина

  2. Послевоенные репрессии («Ленинградское дело», «Еврейский антифашистский комитет», «Мингрельское дело», «Дело врачей»).

  3. «Дискуссии» по вопросам философии, политэкономии, языкознания; разгром генетики.

  4. Борьба с космополитизмом.

  5. ХХ съезд КПСС: решения и последствия.

  6. Влияние политической «оттепели» на возрождение духовной жизни.

  7. Хрущев и творческая интеллигенция.

  8. Возникновение «культурной оппозиции».

  9. Начало диссидентского движения.

  10. Истоки, генезис и сущность «холодной войны».

  11. Германский вопрос в отношениях Восток-Запад.

  12. Советско-югославский конфликт.

  13. СССР и антиавторитарные движения в Польше и Венгрии в 1956 г.

  14. Жизненный уровень населения и денежная реформа 1947 г.


Тематика курсовых работ:

  1. Режим личной власти Сталина в последние годы его жизни (1946 - 1953 гг.).

  2. Г.М. Маленков: политический портрет.

  3. Н.С. Хрущев и его реформы.

  4. Н.С. Хрущев и творческая интеллигенция.

  5. Власть и культурная оппозиция в период "оттепели" 1950-х - 1960-х гг.

  6. Постсталинская национальная политика.

  7. Церковь и власть.

  8. Причины, генезис и сущность "холодной войны".

  9. Советско-американские отношения.

  10. Проблема мирного договора с Японией: история и современность.

  11. Берлинские кризисы (1948, 1961 гг.) и Советский Союз.

  12. Карибский кризис.

  13. Советско-югославский конфликт 1948 г.: причины и последствия.

  14. СССР и антиавторитарные движения в Польше и Венгрии в 1956 г.

  15. Экономические реформы 1950-х - середины 1960-х гг.

  16. Культура СССР в период оттепели (конец 1950-х – 1960-е гг.).

  17. Массовая культура как социокультурный феномен постсоветской России.

  18. Формирование общества массового потребления в СССР в 1960-1980-е гг.


Формы итогового контроля:

Экзамен.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса


1. Учебники и учебные пособия

Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2002. 367 с.

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 816 с.

История России в новейшее время (1945 - 1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. М.: “Олимп”, “Изд-во АСТ”, 2000. 464 с.

История России, ХХ век: Лекции и учебно-методические материалы. М.: Изд-во Ипполитова, 2004. 500 с.

Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. /Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. Т. 1. 496 с.; Т. 2. 448 с.

Политические партии России: история и современность. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. 631 с.

Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М.: Высшая школа, 1999. 415 с.
2. Рекомендуемая литература (основная)

Аксютин Ю.В. «Хрущевская оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2004. 488 с.

Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.: ЗАО РИТЦ «Зацепа», 2001. 382 с.

Афанасьев Ю. Феномен советской историографии //Отечественная история. 1996. № 5.

Восленский М. Номенклатура. М.: Захаров, 2005. 640 с.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М.: РОССПЭН, 2001. 304 с.

Дело Берии: Пленум ЦК КПСС (июль 1953 г.): Стенографический отчет //Известия ЦК КПСС. 1991. № 2.

3убкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 - 1964. М.: Россия молодая, 1993. 198 с.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. / РАН. Ин-т росс. истории. М. 2000. 230 с

Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. М.: Политиздат, 1984.

Очерки истории советской внешней политики (1917-1991 гг.) М.: Вузовская книга, 2007. 332 с.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 684 с.

Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

Россия в XX в. Историки мира спорят. М.: Наука, 1994. 752 с.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. М.: Междунар. отношения, 1995. 512 с.

Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях: Доклад ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 г. //Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.
3. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Аджубей А. Те десять лет. М., 1989. (Знамя. 1989. № 6-7).

Аксенов Ю.А. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти //Вопросы истории КПСС. 1990. № 11.

Аксенов Ю.А. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции //Кентавр, 1991. № 12.

Аксенов Ю.А. Путь к коммунизму: утопии и реалии //Вопросы истории КПСС. 1990. № 7.

Аксенов Ю.А., Волобуев О.В. XX съезд КПСС?: новации и догмы. М., 1991.

Арбатов А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.) Свидетельство современника. М., 1991.

Анашкин А.П. Лекции по истории внешней политики России (окт. 1917 - 1993 гг.): Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. 224 с.

Боффа Дж. История Советского Союза: В 2-х т. М.: Междунар. отношения, 1994. Т. 1. 629 с. Т. 2. 632 с.

Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 448 с.

Верт Н. История Советского государства. М., 1992.

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 г. до наших дней: В 3-х книгах. М.: Изд-во «МИК», 1995. Т. 1.499 с. Т. 2. 432 с. Т. 3 476 с.

Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. //Вопросы истории. 1995. № 1.

Жуков Ю.Н. ХХ съезд КПСС: четыре десятилетия спустя //Крайности истории и крайности историков. М., 1997.

Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных структурах весной 1953 г. //ВИ. 1996. № 5-6. С. 39-57.

Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М.: Междунар. отношения, 1990.

Зезина М.Р. Из истории общественного сознания периода "оттепели" //Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1992. № 6.

Зезина М.Р. Шоковая терапия: от 1953-го к 1956 году //Отечественная история. 1995. № 2.

Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства //Отечественная история. 1995. № 4.

Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе //История СССР. 1990. № 6.

Игрицкий Ю.И. Снова о тоталитаризме //Отечественная история. 1993. № 1.

Игрицкий Ю.И. Меняющаяся Россия как предмет концептуального анализа //Отечественная история 1998. № 1.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

Козлов В.А. Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.) Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 416 с.

Костырченко Г.В. Компания по борьбе с космополитизмом в СССР //Вопросы истории. 1994. № 8.

Кошкин А.А. Проблема мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект //Вопросы истории. 1997. №.4.

Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970 - 1985. М.: АИРО-ХХ, 1997. 320 с.

Кушнир А.Г. Генезис политико-административного устройства Советской России. М., 1991.

Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002. 584 с.

Медведев Ж.А. Загадка смерти Сталина //Вопросы истории. 2000. № 1.

Медведев Ж.А. Как создавалась атомная бомба в СССР //Вопросы истории. 2000. № 7.

Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990.

Медведев Р. Они окружали Сталина. Любое издание.

Наумов В.П. Н.С. Хрущев и реабилитация жертв политических репрессий //Вопросы истории. 1997. № 4.

Наше Отечество: Опыт политической истории. М., 1991. Т.2.

Пожаров А.И. КГБ и партия (1954-1964 гг.) //Отечественная история. 1999. № 4.

Решения январского (1955 г.) пленума ЦК КПСС о Г.М. Маленкове (Вступление М. Реймана) //Вопросы истории. 1999. № 1.

Сафонов В.П. СССР – США – Япония. 1945 – 1960 гг. М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 2003. 422 с.

Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М., 1997.

Симонов К.М. Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине. М.: Правда, 1990. 426 с.

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М.: РГГУ, 1997. Т.2. Апогей и крах сталинизма.

Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы. М.: Наука, 1999.252 с.

Стыкалин А.С. Еще раз о трактовке венгерских событий 1956 г. //Вопросы истории. 1998. № 10.

Филитов А.М. СССР и ГДР: год 1953-й //Вопросы истории. 2000. № 7.

Фурсенко А.А. Сталин И.В.: последние годы жизни и смерть //Исторические записки. № 3 (121). М., 2000.

Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991 гг. М., 1994Хрущев Н.С. Воспоминания: Избранные фрагменты. М.: Вагриус, 1997. 512 с.

Шепилов Д.Т. Непримкнувший. М.: Вагриус, 2001. 398 с.

Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953-1970 гг. М.: «АИРО-XX», 1999. 312 с.
4. Интернет-ресурсы

http://history.tom.ru



http://www.hrono.ru

8. Материально техническое обеспечение дисциплины

Оргтехника: компьютер, проектор. Авторский комплект компьютерных презентаций. Интерактивная доска.


Автор:

Меркулов Сергей Александрович, ассистент кафедры современной отечественной истории.


Рецензент: Луков Евгений Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории
Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ

Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов


Протокол №___от____»_____________2010 г.