Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История психологии




Скачать 359.42 Kb.
Дата26.06.2017
Размер359.42 Kb.
ТипПрограмма курса
Программа курса
История психологии

для студентов ОЗО факультета коррекционной педагогики по специальностям 031500 (тифлопедагогика), 031600 (сурдопедагогика), 031700 (олигофренопедагогика)

Составитель: В.А. Савельев

Челябинск

2008

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования





ОПД

ОПД.Ф.00
ОПД.Ф.01




Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент


Психология

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем психологических проблем на разных этапах развития психологии.


1930

1550
250




Учебно-тематический план


п/п



Наименование тем

Кол-во часов

Всего

Лекции

Семинары

Самост. работа

1

История психологии: теоретические и методологические основания

5


1





4

2

Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)

9

1

2

6

3

Период “открытого кризиса” в психологии. Формирование основных направлений развития психологии.

9

1

2

8

4

Классические и современные научные школы психологии в решении фундаментальных и прикладных задач.

9

1

2

6




Итого:

32

4

6

24


Содержание лекционного курса

Тема 1. История психологии: теоретические и методологические основания
Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии.

Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.

Общие закономерности развития психологических знаний. Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей.
Литература:


  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Введение. М., 1997.

  2. Кольцова В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131-137.

  3. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. М., 1999. С. 578-590.

  4. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 1. М., 2001.

  5. Методологические проблемы историко-психологического исследования. М., 2002.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 1-3. М., 1994.

  7. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Гл. 1, Введение. М., 1974.



Тема 2. Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)
Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (физиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч. Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике, накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.).

Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М. Бехтеревым (1885) и других экспериментальных лабораторий.

Первые программы развития психологии (В. Вундт, И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, Г. Спенсер).
Литература:


  1. Вундт В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.

  2. Гальтон Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия. М., 1996.

  3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 4. МГУ, 1997.

  4. Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. СПб., 1998

  5. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб., М., 1985.


Тема 3. Период “открытого кризиса” в психологии. Формирование основных направлений развития психологии.
Критика структурализма Вундта со стороны функционализма. У. Джемс и возникновение прагматизма. Основные особенности развития мировой психологии в XX столетии, ее этапы. Ш. Бюллер, Н. Ланге, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн о проявлениях, причинах, смысле кризиса в психологии, путях его преодоления.

Поиски выхода из кризиса. Формирование бихевиоризма, гештальт-психологии, когнитивной психологии, психоанализа, гуманистической психологии.


Литература:


  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С.. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 14 – 120.

  2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 6, гл. 1. М., 1997.

  3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

  4. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.

  5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

  6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.

  7. Ярошевский М.Г История психологии. М., 1985.



Тема 4. Классические и современные научные школы психологии в решении фундаментальных и прикладных задач.
Изменение понимания предмета и парадигм психологии. Роль ведущих психологических школ в развитии психологического знания. Основные тенденции в развитии современной мировой психологии. Постмодернизм и современная психология (Наративная психология, Трансцендентальная психология, Психология жизненного пути и др.). Перспективы развития психологии как науки.
Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 8.

  2. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

  3. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика., СПб.; М., 2003.

  4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

  5. Кольцова В. А. К вопросу о кризисе современной психологии: аргументы за и против // Психея и Клио (электронный журнал). - №1, 2007. - http://psyhistory.ru/index.php?TMI=1

  6. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // http://www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107688459&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&


Темы семинарских занятий
Тема 1. Формирование психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX – нач. XX вв.)


  1. Социально-экономические и культурно-исторические условия для становления психологии

  2. Научные открытия и подрыв идеалистической картины мира

- учение Дарвина

- открытие рефлекторной дуги

- френология

- исследования функций головного мозга (Флуранс)

- теория ассоцианизма


  1. Становление экспериментальной психологии. Как отразилось влияние первых школ психологии на развитии науки?

- психофизика (Э.Веберг, Г.Т. Фехнер)

- задачи психологии по В.Вундту

- объективный метод и количественный анализ данных в работах Г. Эббингауза

- дифферинциальная психология и развитие метода тестов

- психология развития

- зоопсихология

- социальная и культурно-историческая психология
Литература для подготовки:


  1. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина, 1981.

  2. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

  3. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

  4. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995

  5. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб., М., 1985.



Тема 2. Период “открытого кризиса” в психологии. Формирование основных направлений развития психологии



  1. Причины и сущность кризиса в психологии начала XX века

  2. Критика ассоцианизма (В.Вундт) и структурализма в психологии актов (Ф. Брентано), психологии функций (К. Штумпфа), вюрцбургской школе и др.

  3. Развитие психологии в США от функционализма (В. Джемс) к бихевиоризму (Б. Скиннер, Д. Уотсон)

  4. Гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Кёлер и др.) и ее влияние на европейскую психологию

  5. Анализ кризиса в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) и становление деятельностного подхода

Литература для подготовки:



  1. Большой психологический словарь / под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.

  2. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992..


  3. История психологии XX век: Хрестоматия для высшей школы / под ред. П.Я. Гальперина. – М.: Изд-во:  Директ-Медиа, 2008.

  4. Степанов В.В. Психология в лицах. – М.: Эксмо, 2002.

  5. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., перераб., М., 1985.



Тема 3. Классические и современные научные школы психологии в решении фундаментальных и прикладных задач


  1. Задачи современной психологии

- тенденции развития общества и психологизация современной жизни

- роль психологии в системе современных наук

- теоретические и практические задачи, решаемые психологией


  1. Современные научные школы

- психология постмодернизма, феноменологический подход в психологии

- формирование новых теоретических направлений исследования в психологии

- психология как практика, ненаучные психологические исследования

Литература для подготовки:



  1. Бурменская Г.В. Обухова Л.Ф. Подольский А.И. Современная американская психология развития. - М.: Издательство Московского университета, 1986.

  2. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - М.: Издательство: Союз, 2000.

  3. Исторический путь психологии: прошлое настоящее, будущее // Сб. тезисов Международной конференции. М., 1992.



Самостоятельная работа студентов
1. На основе изучения учебной литературы, монографий и периодики заполнить таблицу.

Отразите в таблице историческую смену идей и школ в развитии психологии.


Развитие психологических учений в XX веке



Название школы, учения. Представители

Ключевые идеи

Критика

Современные последователи

1













2












Отразите в таблице смену научных школ. В графе Ключевые идеи необходимо отметить тезисно ряд положений, которые стали основой для выделения обозначенных авторов в единую психологическую школу. В графе Критика – обозначьте авторов и научные направления в психологии, которые подвергли критике данную школу, а также содержательные положения данной критики. В графе Современные последователи – кто продолжил развивать идеи данной школы или на становление каких исследователей данная школа оказала влияние (если ее идеи не получили прямого продолжения).


2. Составьте схему развития понимания предмета психологии
Отразите в схеме изменение взглядов психологов на предмет их исследований (от максимально расширенного толкования до концентрации на отдельных вопросах) и укажите авторов данной трактовки.


Литература:

  1. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001

  2. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998

  3. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996

  4. Шульц Д.П.,Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 1998

  5. Эйдемиллер Э., Юстицкис В.. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999



  1. Аннотация статей одного из психологических журналов

(Вопросы психологии, Вестник МГУ: серия психология, Психологическая наука и образование, Культурно-историческаяпсихология, Российскийпсихологический журнал, Психологический журнал, Вестник практической психологии образования):

- Выбрать одну из психологических школ и проанализировать представленность ее идей в журнале;

- составить список статей (не менее 10) и дать их краткую аннотацию.


  1. Дополнение конспектов по лекционным темам на основе предложенной литературы

Тематика рефератов и курсовых:





  1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний

  2. Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы

  3. Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики

  4. Социокультурные и общенаучные условия развития психологии во второй половине XIX в.

  5. Позитивная философия О. Конта и его понимание задач психологии.

  6. Творчество В. Вундта и его значение для психологии

  7. Творческая биография Сеченова и его вклад в развитие психологии

  8. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического И.М. Сеченова

  9. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии

  10. Структурализм и функционализм в психологии: идеи и люди

  11. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.

  12. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном

  13. Становление, развитие и вклад в психологическую науку представителей психоанализа (А. Адлера, З. Фрейда, К. Юнга и др.)

  14. Влияние идей С.Л. Франкла на становление современной психологии

  15. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии

  16. Деятельность А.Р. Лурии в годы войны

  17. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.

  18. Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е гг. XX столетия

  19. Вклад Б.Ф. Ломова в развитие психологической науки

  20. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания

  21. К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии

  22. Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности

  23. Э. Фромм и его "гуманистический психоанализ"

  24. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма

  25. Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители направления

  26. Условия формирования и развития гуманистической психологии

  27. Теория потребностей Маслоу и ее историческая судьба

  28. Самоактуализирующаяся личность: история становления понятия в психологии

Вопросы к зачету




  1. Предмет истории психологии.

  2. Функции истории психологии.

  3. Место истории психологии в системе наук.

  4. Источники изучения истории психологии.

  5. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.

  6. Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

  7. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.

  8. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.

  9. А.Ф. Лазурский - основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

  10. Предпосылки возникновения и этапы становления учения Фрейда.

  11. Место психоанализа в истории психологии

  12. Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

  13. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.

  14. Предпосылки выделения гуманистической психологии и научная программа.

  15. Современные психологические школы и их предшественники.

Словарь
Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному.

Австрийская психологическая школа - направление психологических исследований, развивавшееся группой психологов (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. ХХ в. в основном в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико-экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х. Эренфельса, который ввел термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико-геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт-качество" признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям.

Агностицизм - (от греческого agnostos - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, но не сущностей. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.

Аккомодация - процесс приспособления ткани к постепенно нарастающей силе раздражителя.

Акмеология - изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня профессиональной самореализации.

Антропоморфизм - (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.

Антропоцентризм - философское воззрение, в соответствии с которым человек рассматривается как центральное звено мироздания.

Апперцепция - (от лат. ad - к и perceptio - восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Ассоциативная психология - одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - ассоциации, а единица анализа психики - ассоциация. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза), в XVIII в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д. Гартли, Дж. Беркли и Д. Юмом. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.

1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Безусловный рефлекс относительно постоянные и врожденные, эволюционно выработанные и наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы (напр., мигание, сосание у новорожденных), которые всегда реализуются при действии на организм определенных раздражителей на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов. У человека рефлекторные центры безусловных рефлексов находятся на уровне спинного мозга, в стволе головного мозга, в нервных узлах. В соответствии с характером раздражителя и биологическим смыслом ответной реакции безусловные рефлексы подразделяются на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные и т.д. Термин введен И. П. Павловым.

Библиопсихология - (от греч. biblion - книга и psyche - душа + logos - учение), отрасль психологии, изучающая психологические проблемы восприятия текстов на основе библиопсихологической теории - теории восприятия художественного текста с учетом личностного аспекта участников процесса: автор - текст - читатель. Текст при этом рассматривается как стимул для проекции у воспринимающих его читателей психических феноменов и явлений. Читатель интерпретируется не только по признакам интересов, обусловленных спецификой среды принадлежности (класс, сословие, профессия и пр.), но и на основании особенностей переживаний. На их основе предлагается построение психологической типологии читателей. Основоположник - Н.А. Рубакин (1862-1946).

Бихевиоризм - (от англ. behaviour - поведение), психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста". В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Вторая сигнальная система - свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В психологии используется для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Понятие о второй сигнальной системе ввел в 1932 г. И.П. Павлов.

Высшая нервная деятельность - совокупность индивидуальных особенностей центральной нервной системы человека, обусловленная его генотипом и условиями существования (по И.П. Павлову). Особенностями ВНД являются: 1) развитая психическая деятельность; 2) способность к абстрактно-логическому мышлению; 3)сознание; 4) речь. Структурной основой ВНД являются кора больших полушарий с подкорковыми ядрами переднего мозга и некоторыми структурами промежуточного мозга. В психологии - нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций.

Высшая психическая функция - теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть "натуральными", детерминированными преимущественно генетическим фактором, и "культурными", надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными "психологическими орудиями", знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь.

Гештальт-психология - (нем. gestalt - форма, образ, структура), одна из основных школ зарубежной психологии первой половины XX в., представители которой исходят из целостности человеческой психики, не сводимой к ее простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Идеализм - (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Инженерная психология - раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими.

Интеллект - (от лат. intellectus - понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Интроспекционизм - психологическое направление, рассматривающее сознание в качестве основного предмета исследования и интроспекцию в качестве основного метода психологического познания.

Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь), метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов.

История психологии - (греч.: ίστορία - история, совокупность фактов прошлого, πυχή - душа, λόγος - учение), раздел психологии, занимающийся изучением процесса формирования и развития психологических знаний и психологической науки.

Источниковедение - отрасль истории, разрабатывающая теорию, методику и технику, историю изучения исторических источников (письменных, вещественных, аудиовизуальных и т.п.).

Катарсис - (от греч. katharsis - очищение), связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.

Катартический метод (от греч. katharein - очищение), форма психотерапии, впервые открыта Ж. Брейером в 1880 г. на материале работы с его пациенткой Анной О., опубликована в 1895 г. в статье, написанной вместе с З. Фрейдом. Заключается в том, что истерические симптомы прослеживаются в биографии пациента. Вначале это происходило в гипнозе, позднее за счет использования метода свободных ассоциаций. При этом травматические переживания снова актуализируются и благодаря отреагированию соответствующего аффекта происходит катарсис - собственно душевное очищение. Этот метод лежит в основе психоанализа.

Когнитивная психология - направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Когнитивный - умственный.

Корреляционный анализ - (от лат. correlatio - соотношение), статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность (т.е. как в среднем изменяется y в зависимости от изменения x, а x - от y). Широкое применение в психологических исследованиях находит также коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. Например, при наличии некоторого свойства у испытуемого, ему приписывается 1, при отсутствии - 0, j представляет собой, по существу, коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Среди других широко используемых в психологии разновидностей К. а. - расчет ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции.

Латентное научение - формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Латентный период - (от лат. latens - скрытый), время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез.

Либидо - (лат. libido - влечение, желание, стремление), в сексологии половое влечение, уровень которого связан со стадией полового созревания, работой диэнцефального отдела мозга и желез внутренней секреции, наследственностью и индивидуальным опытом. Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда. Либидо во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике.

Локус контроля - (от лат. locus - место и controle - проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Материализм - (от лат. materialis - вещественный), философская теория, которая в противоположность идеализму, исходит из того, что, во-первых, мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; во-вторых, материя первична, а сознание - свойство материи; в-третьих, предметом познания является объективная реальность, которая познаваема. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса.

Метод научного познания - (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания. М.н.п. - способ получения научного знания, отвечающего критериям научности: научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов, прогностичность.

Методика - конкретный прием или способ получения эмпирических, фактических данных о явлениях.

Методологические принципы - кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований.

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Мышление - психический процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Научное знание - объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами и отвечающее определенным критериям научности.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположник Н. в СССР, А.Р. Лурия, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой Н.

Необихевиоризм - (от греч. neоs - новый и англ. behaviour - поведение), направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о "промежуточных переменных" как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего "ненаблюдаемые" познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе "классического" бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. К необихевиоризму относятся:

- концепция Б. Скиннера,

- концепция К. Холла,

- концепция Э. Толмена.

Неофрейдизм - (от греч. neos - новый + фрейдизм), направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры Н. - К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. - подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентаций и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление Н. сформировался в 30-х г. XX в. в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Онтогенез - (от греч. on, ontos - сущее), процесс индивидуального развития организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок "вращивает", "присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

Оперантное обусловливание - обозначение особого пути образования условных связей). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление.

Педология - (от греч. pais, paidos - дитя и... logos - учение, знание; букв. наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. XIX в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогики).

Персонализм - (от лат. persona - личность), в психологии направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. П. дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.

Перцепция - (от лат. perceptio - восприятие), процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п.

Поведенческий подход - направление в психологии, рассматривающее в качестве ее предмета поведение. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П. Павлов считал поведение Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. Необихевиоризм).

Позитивизм - (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел самый термин). Различают "классический" позитивизм (Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан - Франция, Дж.С. Милль, Г. Спенсер - Великобритания, В.В. Лесевич, М.М. Троицкий - Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм. Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. XIX в.).

Психика - (от греч. psychikos - душевный), высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.

Психический процесс - психическое явление (наряду с психическим состоянием и психическими свойствами). Понимание психического как процесса разработано С. Л. Рубинштейном и его учениками (А. В. Брушлинский и др.) в развитие теории И. М. Сеченова и раскрывает основной способ существования психического. Психическое существует прежде всего как процесс - живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т.д.).

Психоанализ - (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение, исследование),

1) теоретическое направление в психологии, восходящее к идеям австрийского психиатра и психолога З. Фрейда. Начальным моментом создания П. Фрейд считал открытие и применение в клинической практике метода свободных ассоциаций (1896) при изучении и лечении истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Психологический эксперимент - (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений.

Психотехника - (от греч. techne - искусство, мастерство),

1) ранний этап развития психологии труда, главной проблемой которого была научная организация труда, ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте.

2) в настоящее время термин П. иногда используется в качестве синонима термина "психотехнология" в психиатрии, где для изменения поведения людей, признанных душевнобольными и социально опасными, наряду с психиатрическими используются технические (электронные, компьютерные и др.) средства. В социальной психиатрии П. - это система принципов, методов и средств, направленная на управление человеческим поведением посредством насильственного (тайного или явного) вмешательства в человеческую психику (через наркотики, гипноз, психофизическое воздействие и т.п.).

3) в различных направлениях психологии и психологических школах под П. понимают конкретные методические приемы или систему приемов, используемых для тестирования, наблюдения, беседы, экспериментального исследования и т.п.

Рефлексология - направление в психологии начала ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения.

Рефлекторная теория - теория, обосновывающая рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказывающая, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Разработана российским ученым и мыслителем-материалистом, создателем физиологической школы, член-корреспондентом (1869), почетным членом (1904) Петербургской АН Иваном Михайловичем Сеченовым и изложена в его труде "Рефлексы головного мозга" (1866).

Системное изучение - (от греч. systema - составленное из частей, соединение), методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Идеи С. и. по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа. Представители психоанализа связывали С. и. с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый "кoмплeкс". В связи с идеей развития С. и. реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже. В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Системный поход - см. Системное изучение.

Сравнительная психология - 1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т.д.; 3) синоним зоопсихологии; 4) американское психологическое направление в изучении поведения животных. С. п. стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX - начале ХХ в. она понималась как наука об эволюции психики в животном мире, а также в качестве синонима зоопсихологии с акцентом на использование сравнительного метода и как название для науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека. Постепенно в С. п., как и в зоопсихологии, все большее влияние стал приобретать объективистский подход, сторонники которого требовали исключить психику животных из научного изучения, поскольку о ней нельзя получить непосредственных свидетельств, и ограничиться исследованием объективно наблюдаемых явлений - поведения и его физиологических основ. С середины 30-х и вплоть до 70-х гг. этот подход был господствующим, однако в нашей стране преобладало представление, что С. п. должна изучать не только поведение, но и психику (труды Н. Н. Ладыгиной-Котс, Н.Ю. Войтониса и др.). В Европе, в том числе в нашей стране, утвердилось представление о С. п. как об отрасли психологии, занятой сравнением психологических характеристик человека и животных, чтобы выявить сходства и различия и понять ход антропогенеза. Данные С. п. считаются также важными для детской психологии и позволяют использовать животных как модель для изучения человека. В последнее время термин "С. п." выходит из употребления, поскольку это название закрепилось за американской С. п., а также потому, что сравнение поведения и психики разных животных, включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин - этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии - и превратилось в междисциплинарную область.

Сравнительный анализ - научный метод познания действительности, исследовательская стратегия, в соответствии с которой изучение закономерностей психической деятельности проводится за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития.

Тесты - (от англ. test - проверка), стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

Условный рефлекс - рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин У. р. предложен И. П. Павловым. В результате образования У. р. раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем.

Физиологическая психология - раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго).

Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Оно возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и в связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от стерильного поэлементного анализа сознания в структурной психологии Вундта - Титченера к изучению служебной роли сознания при решении жизненно важных для индивида задач. Психология понималась как наука о функциях (или "деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию.

Функциональная система - понятие, разработанное П.К. Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как:

1) афферентный синтез поступающей информации;

2) принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата - акцептора результатов действия;

3) реальное осуществление решения в действии;

4) организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия (см. Теория функциональных систем).

Экзистенциональный - (от лат. existentia - существование), имеющий отношение к экзистенции (человеческому существованию) и основным модусам (проявлениям) человеческого существования - заботе, страху, решимости, совести.

Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Э. п. была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания Э. п. как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки Э. п. выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.

Экспресс-методики - методики психологического исследования, не требующие серьезных затрат времени, которые могут осуществляться в реальной обстановке, без специальной подготовки исследования

Элементарные психические процессы - психические процессы, характеризующие низшие психические функции (ощущение, восприятие и т.д.).

Эмпирическая психология - (от греч. empeiria - опыт), термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни, в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души (см. История психологии). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними.



Этнопсихология - (от греч. ethnos - племя, народ), междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д. Создание специальной дисциплины - "психологии народов" - было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали "народный дух" как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в "психологии народов" В. Вундта. В дальнейшем в США Э. практически отождествляется с неофрейдистской теорией (см. Неофрейдизм), пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой", или "модальной", личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей. Современная Э. не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д., которые теоретически и методически составляют неотъемлемую часть соответствующих разделов общей и социальной психологии; 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; неразрывно связанные с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и т.п.; 3) исследования этнического сознания и самосознания, заимствующие понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т.д.; 4) исследования этнических особенностей социализации детей, понятийный аппарат и методы которых ближе всего к социологии и детской психологии.


Матвеева Н.В. История зарубежной психологии: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 32 с.

  • Большой психологический словарь / под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.