Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История образования в лицах. Выдающиеся педагоги Тверского края. Пётр Александрович Плетнёв




Скачать 91.77 Kb.
Дата07.07.2017
Размер91.77 Kb.
Кашулина Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №14 города Твери

lud-kashulina@yandex.ru



История образования в лицах. Выдающиеся педагоги Тверского края.

Пётр Александрович Плетнёв

(из опыта внеклассной работы)
2012 год объявлен был в стране Годом российской истории. Он пробуждает нашу память… память и о тех, кого мы вспоминаем не очень часто.

Есть в Тверской области село Теблеши. Стоит спросить у наших учащихся, почему жители Бежецкой земли считают село Теблеши «пушкинским» местом. Спросить и озадачить. Мало кто знает, что это Родина Петра Александровича Плетнева, друга А.С.Пушкина, кому первый поэт России посвящает «Евгения Онегина». Есть ли лучший подарок, достойнейший залог дружбы?

Наши девятиклассники слышат это имя однажды – и, как правило, забывают: рамки программы ограничены. Но дружбу дети ценят высоко. И им нужно сказать: кем бы ни был Петр Плетнев, мы всегда будем благодарны ему уже за то, что он был чуть ли не ближайшим, надежным другом нашего поэта.

Можно учителю рассказать о П.Плетневе, но важно перейти от словесной организации учебного процесса к деятельностной, организовать диалог между учащимися.


По–разному наши ученики проходят путь от букваря до последнего звонка, радостного, тревожного, зовущего « со школьного двора». Как сложатся их судьбы? Петр Плетнев добьется многого. Литератор, педагог, позднее профессор, академик, ректор Петербургского университета, основной издатель Пушкина.

Предложим учащимся прочитать главу из книги Н.М.Лебедева «Бежечанин, которому посвящен «Евгений Онегин»» и составить самим интересные вопросы, границы которых определены темой – названием книги. Из предложенных вопросов выбираем наиболее удачные, интересные и готовим урок – викторину, оценивая фоновое, содержательное наполнение презентаций, подготовленных учащимися как зрительное сопровождение урока. (Приложение №1).

«Войти в двери архивов» предлагает вторая книга «Прежде всего историк». Статья «Рукой пристрастной прими собранье пестрых глав» прочитана учащимися самостоятельно. Теперь вопросы задаем мы (важен характер вопросов в соответствии с темой) – отвечают учащиеся, работая в группах, в парах. К документам особое доверие, они многое уточнили – об этом говорят рассказы учащихся. (Приложение №2)

В письме к Гроту П.А.Плетнев пишет о том, что « припомнил золотые слова Пушкина: они (друзья) для нас – все <…>первые из порядочных людей». По книге «Друзья Пушкина» (глава «Петр Александрович Плетнев») предлагаем ребятам приготовить друг для друга вопросы, основанные на « ситуациях», которые особенно их поразили или удивили… (Приложение №3).

Переписка Пушкина и Плетнева «похожа на зеркало, которое отражает их постоянно дружеские связи» (М. А. Ильин).
Предлагаем ребятам задание, основанное на письмах, помещенных в главе «Петр Александрович Плетнев» (Приложение №4).

Материалом для докладов, реферативных и исследовательских работ, то есть для индивидуальных творческих заданий, могут быть современные публикации о П.А.Плетневе, например статья доктора филологических наук В.Г.Науменко, опубликованная в журнале «Обсерватория культуры» (№2.2011г.), основанная на изучении переписки Я.К.Грота с П.А.Плетневым, которая посвящена истории многолетних размышлений двух филологов о роли Ломоносова в истории русского языка и русской литературы.

Наконец, П.Плетнев не только филолог-критик, но человек пишущий – поэт. Обе книги его стихов: П.А.Плетнев « К моей родине» (Тверь 1992) и П.А.Плетнев «Стихотворения»(1998) – сопровождают вступительные статьи профессора-филолога М.В.Строгонова. В письме к Гроту Плетнев признавался: « Первые лета жизни так бесцветны, что я сам их не помню <…> Я провел детство без развития, без впечатлений, без поэзии. Ничтожнейшее для меня время». Но забыл ли поэт эти годы? С этого вопроса можно начать урок о Плетневе – поэте.

Задание 1.

Прочитайте стихотворение П.Плетнева «Родина».




Лиц приветливых черты,

Слуху сладостные речи

Узнаешь в забвении ты

 Без привета и без встречи.


Возвращаешь давних дней

Неоплаканную радость,

И опять объемлешь с ней

Обольстительницу—младость.


Долго ль мне в мечте одной

Зреть тебя, страна родная,

И бесплодной жить тоской,

К небу руки простирая?
Хоть бы раз глаза возвесть

Дал мне рок на кров домашний,

И с родными рядом сесть

За некупленные брашны!




1823

Есть любимый сердца край;
Память с ним не разлучится:
Бездны моря преплывай,
Он везде невольно снится.

 Помнишь хижин скромный ряд С холма к берегу идущий,


Где стоит знакомый сад
И журчит ручей бегущий?

Видишь: гнется до зыбей


Распустившаяся ива
И цветет среди полей
Зеленеющая нива.

На лугах, в тени кустов,


Стадо вольное играет;
Мнится, ветер с тех лугов
Запах милый навевает.

После выразительного чтения текста можно предложить учащимся ряд заданий, направленных на осмысление как историко- биографических реалий, так и на оценку и истолкование текста по вопросам.



Задание 2.

Вопросы для обсуждения:



  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Докажите свое мнение?

  • Какие жизненные обстоятельства повлияли на настроение автора стихотворения «Родина»? (См. М. В. Строганов «Жизнь, биография, творчество» // П. А. Плетнев «К моей Родине».)

  • Какие образы и картины вам представились?

  • Каковы мысли и чувства лирического героя и как они созвучны картинам природы?

  • Сравните два стихотворения Плетнева: «Родина» и «К моей Родине».

  • Какие стихотворения Пушкина близки по настроению к «Родине» Плетнева?

  • Можно ли говорить «о педагогическом таланте Плетнева» (М. В. Строганов), читая это стихотворение?

Задание 3.

Прочитайте высказывания о Плетневе-поэте и выразите свое отношение к ним.



  • Ю.М. Лотман: «Посвящение обращено к П. А. Плетневу – литератору, педагогу, позднее профессору, академику, ректору Петербургского университета. <…> При незначительном литературном даровании обладал мягким, отзывчивым характером и был искренне предан Пушкину.

  • А. С Пушкин в письме к Бестужеву: «Плетнева «Родина» хороша».

  • Е. Баратынский Плетневу: «Мне жаль, что ты оставил искусство<…> Примись опять за перо, мой милый Плетнев. <…> Дарование есть поручение».

  • П. А. Плетнев о своем месте в отечественной литературе:

К А. С. Пушкину

…«Искусства в общий круг,

Как братьев, нас навек соединили;

Друг с другом мы и труд свой, и досуг,

И жребий наш с любовью делили;

Их счастьем я счастлив был равно;

В моей тоске я видел их унылых;

Мне в славе их участие дано;

Я буду жить бессмертием мне милых.

Приложение №1

Вопросы к главе «Бежечанин, которому посвящен «Евгений Онегин».

1. Как можно объяснить тот факт, что 1801 году Плетнев поступает в духовное училище города Бежецка, по окончании его продолжает учебу в Тверской духовной семинарии?

2. Чем знаменит столичный Петербургский педагогический институт, в который поступил П. Плетнев?

3.Почему после окончания Петербургского педагогического института он стал одним из самых образованных людей своего времени?

4. Каковы «плоды» его высокой научной подготовки?

5. Благодаря чьей рекомендации и в какой роли П. Плетнев оказался в Императорском дворце?

6. Как связано имя П. Плетнева с Петербургским университетом?

7. Какой известный русский писатель, будучи студентом
П. Плетнева, оставил отзыв о его лекциях? В чем его мнение противоречит отзывам в других мемуарах?
Приложение №2
Вопросы к главе «Рукой пристрастной прими собранье пестрых глав».

1. Какие документы о П. Плетневе хранятся в госархиве Тверской области? В чем их ценность?

2. Как связаны три имени: Александр Куницын, Петр Плетнев и Александр Пушкин, одно из которых упоминается в деле № 918 за 1804 год?

3. К какому литературному жанру Плетнев обратился первым в России? Кому посвящены эти произведения?

4.Что общего во мнении всех о Плетневе?
Приложение №3

Вопросы к главе «Петр Александрович Плетнев».

1.Как встреча с друзьями Пушкина определила судьбу Плетнева, не принадлежавшего к дворянскому сословию, в глазах чванной придворной знати считавшегося «человеком не первого сорта»?

2.Почему переписка Плетнева с Пушкиным, начавшаяся с размолвки, переросла в удивительную дружбу?

3.Почему Пушкин называл Плетнева не только другом и братом, но и «кормильцем» и обещал и ему наготовить «всячины… и прозы, и стихов»

4.Какую статью Плетнева-критика Белинский назвал «единственной хорошей статьей из всех, написанных по поводу поэмы Гоголя?

5. Насколько полезен был совет Пушкина Плетневу не писать «добрых критик»?

Приложение №4

1.В книге «Друзья Пушкина» (т. 2) прочитайте письма Плетнева к Пушкину (№№ 8, 12, 14) и Пушкина к Плетневу (№№ 6, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 19, 24).

2.Какой характер отношений Пушкина и Плетнева отражают обращения в их речи?
Приложение №5

С презентацией на тему статьи можно ознакомиться по ссылке:



http://school.tver.ru/school/14/teacher/646#inf-3

Ответы на вопросы.

Приложение №1

1.Плетнев происходил из духовной среды: отец, Александр Петрович, служил пономарем, диаконом, а в 1792 году был переведен священником в известное село Молдино.

2.Первое в России высшее учебное заведение, готовившее учителей

3.Преподавание велось по энциклопедической программе:

студенты изучали математику, географию, историю, естествознание, химию, физику, политэкономию, коммерческие науки, сельское домоводство, эстетику, юридические науки, рисование, черчение, римскую и греческую литературу, европейские языки.



4.Преподаватель в Екатерининском и Патриотическом институтах, где обучались молодые дворянки; потом в Павловском кадетском корпусе, в Пажеском корпусе. Учитель литературы цесаревича Александра Николаевича и великих княжон.

Издатель, журналист, литературный критик.

Поэт.

Профессор русской словесности. Член Петербургской Академии наук



Ректор.

5.По рекомендации поэта В. А. Жуковского Плетнев назначен преподавать русский язык и словесность великим княжнам, а потом и наследнику Александру Николаевичу, будущему императору Александру II.

6.С 1832 по 1849 г. – профессор русской словесности.

1840-1861 – высокая должность ректора.



7.И.С.Тургенев.

Приложение №2

1.Дело под названием «Книга Тверской епархии Бежецкого уезда села Теблеши, церкви Рождества Христова… когда родились, браками венчались и померли 1791 года.

Прошение вдовы А. Н. Плетневой тверскому архиепископу, написанное 12 марта 1795 года: «…а одна домом править без разорения не имею сил, ни способов».

Дело № 919 за 1810 год («Ведомость кто в 1810 году из учеников Тверской семинарии и в какое звание выбыл» //»В педагогический институт»: Петр Плетнев и Дмитрий Попов

2.На семь лет раньше Плетнева из этой же семинарии поступил в Петербургский педагогический институт Александр Куницын – будущий лицейский любимый учитель Пушкина.

3.Очерки-портреты, или «биографии», посвященные А. С. Пушкину, В. А. Жуковскому, Е. А. Баратынскому, И. А. Крылову.

4.Редкая отзывчивость и желание помочь людям.
Приложение №3

1.Люди, с которыми встретился и подружился П.А.Плетнев: директор Педагогического института Е.А.Энгельгардт, «странный» лектор Екатерининского института В.К.Кюхельбекер, А. Дельвиг, В.Жуковский, - были чужды сословных перегородок и дворянской спеси.

2. Пушкин о поэтическом слоге элегии Плетнева: «бледный как мертвец»

Ответ Плетнева:

А. С. Пушкину

Я не сержусь на едкий твой упрек:

На нем печать твоей открытой силы;

И, может быть, взыскательный урок

Ослабшие мои возбудит крылы…



В реакции Плетнева на нелестные слова Пушкина слышится не обида, а высокое уважение и любовь

3.У Пушкина не было других доходов, кроме тех денег, которые совершенно бескорыстно собирал Плетнев от издания и продажи его сочинений.

4.В.Г.Белинский назвал его статью «Чичиков, или Мертвые души» ««единственной хорошей статьей из всех, написанных по поводу поэмы Гоголя».

5.Доброта и готовность поддержать писателя переходила во всепрощенчество, и, несмотря на совет Пушкина, он упорно чуждался полемики и был не в состоянии обличать ошибки и чуждые ему взгляды. Зато мягкость Плетнева «оказывалась полезным амортизатором для Пушкина».

  • А. С Пушкин
  • Приложение №1 Вопросы к главе «Бежечанин, которому посвящен «Евгений Онегин». 1.
  • Приложение №2 Вопросы к главе «Рукой пристрастной прими собранье пестрых глав». 1.
  • Приложение №4 1.
  • Ответы на вопросы. Приложение №1 1.
  • 2. Пушкин о поэтическом слоге элегии Плетнева