Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История искусств




Скачать 486.51 Kb.
страница1/4
Дата23.03.2017
Размер486.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ


072500.62 Дизайн. Профиль Графический дизайн
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) являются:

теоретическая подготовка студентов, дающая понимание сущности творческой художественной деятельности, логики развития и знание основных этапов данного вида духовной практики;

овладение методикой различных видов анализа произведений пластического искусства: искусствоведческого, культурологического и др;

развитие художественного восприятия действительности;



воспитание художественного вкуса, умения использовать достижения пластического искусства в учебной, творческой и в дальнейшем профессиональной деятельности;
методические рекомендации по изучению дисциплины:
1. Тема: Пластическое искусство в системе видов искусства. 2 ч.

План:

  • искусство как культурный феномен, способ познания и преобразования мира, способ самопознания.

  • классификация видов искусства: пространственные, временные, пространственно-временные (синтетические виды искусства).

  • понятие художественное произведение, художественный образ.

  • субъективность восприятия произведений различных видов искусства.

Вопросы для обсуждения:

  • чем отличается познание действительности через искусства от научного, мифологического и других видов познания окружающего мира и собственной личности?

  • что такое художественное произведение и художественный образ?

  • в чем по вашему заключается ценность произведения пластического искусства, можно ли его назвать средством коммуникации?

  • какие отличительные особенности характерны для произведений пространственного (пластического искусства)?

  • чем отличается восприятие произведения пространственного искусства от восприятия произведений временных и синтетических видов искусства?

Литература:

2. Тема: Виды пластического (пространственного) искусства. 2 ч.

План:

  • понятие пластические виды искусства.

  • выразительные, изобразительные средства пластических видов искусства.

  • понятие станкового и монументального и декоративно-прикладного произведения пластического искусства.

  • пластические виды искусства:

  • архитектура, виды, выразительные средства;

  • графика, виды, уникальная и печатная графика, техники печатной графики (офорт, ксилография, линогравюра, резцовая гравюра, литография и др.,, станковая графика, книжная, промграфика, плакат;

  • скульптура, виды: круглая, рельеф, монументальная, мелкая пластика, материалы скульптуры: дерево, глина, мрамор, бронза;

  • живопись, виды: станковая, монументальная, монументально-декоративная; техники станковой живописи: акварельная живопись, масленая живопись, гуашь, темпера;

техники монументальной живописи: фреска, мозаика, роспись, витраж.

  • ДПИ;

Вопросы для обсуждения:

  • что в искусствознании понимается под терминами выразительные и изобразительные средства искусства?

  • какие выразительные и изобразительные средства живописи вы можете назвать?

  • какие выразительные и изобразительные средства графики вы можете назвать?

  • какие выразительные и изобразительные средства скульптуры вы можете назвать?

  • какое произведение пластического искусства называют станковым?

  • какое произведение живописи, графики или скульптуры называют монументальным?

  • какие проблемы выбора выразительных средств стоят перед создателем произведения пластического искусства и какие способы решения вы можете предложить?

3. Тема: Жанры изобразительного искусства. 2 ч.

План:

  • понятие жанра в искусстве.

  • понятие жанра в изобразительном искусстве.

  • основные жанры живописи, графики и скульптуры: историко-мифологический, исторический, пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, батальный и др.

  • иерархия жанров в истории изобразительного искусства.

  • слияние жанров в некоторых произведениях изобразительного искусства.

Вопросы для обсуждения:

  • что в искусствознании понимается под понятиями жанр изобразительного искусства, жанр живописи?

  • как вы считаете, какие жанры в истории искусства сформировались ранее других?

  • какие жанры изобразительного искусства сформировались в последнюю очередь, почему?

  • какие жанры в истории изобразительного искусства, долгое время считались «высокими», а какие «низкими», что такое мелкотемье?

  • есть ли произведения изобразительного искусства, жанр которых определить однозначно сложно?

  • есть ли связь жанра и стиля изобразительного искусства?


4. Тема: Древний Египет. Искусство мертвых.2ч.

План:

  • мифология древних египтян, зооморфный пантеон богов.

  • культ мертвых и его отражение в искусстве Древнего Египта.

  • периоды развития искусства Др. Египта.

  • канон в искусстве Др. Египта.

  • эволюция формы пирамиды: мастаба – ступенчатая пирамида – классическая пирамида. Пирамида фараона Джосера, пирамиды в Гизе, храмы.

  • скульптурный портрет, рельефы, росписи гробниц.

  • реформы Аменхотепа IV (Эхнатона), искусство периода Амарны.

Вопросы для обсуждения:

  • как древние египтяне представляли себе переход в царство мертвых и существование в загробном мире?

  • каких основных богов египетского пантеона вы знаете, в каком виде их изображали, почему?

  • как верования древних египтян отразились в пластическом искусстве?

  • какова роль неограниченной власти фараона на развитие пластического искусства в Др. Египте?

  • какие этапы эволюции формы пирамиды можно выделить?

  • каково назначение пирамиды, конструктивные и художественные особенности характерные для этой архитектуры?

  • чем отличаются произведения искусства, созданные в период правления Аменхотепа IV?




  1. Тема: Искусство античности.

План:

  • демократичность и реалистичность греческого искусства.

  • пантеон богов, верования древних греков.

  • периоды развития греческого искусства: архаический, классический, эллинистический.

  • вазопись, основные стили: геометрический, краснофигурный, чернофигурный.

  • скульптура архаики: куросы и коры.

  • архитектура древней Греции. Формирование архитектурных ордеров: дорического, ионического, коринфского. Виды греческих храмов: простиль, амфипростиль, периптер.

  • скульптура периода классики: «Дорифор» Поликлета, «Дискобол» Мирона.

  • архитектурный ансамбль Афинский Акрополь. Скульптурное оформление памятников Афинского Акрополя, творчество Фидия.

  • скульптура периода эллинизма.

  • культурные традиции Др. Греции в культуре и искусстве Рима.

  • арка в римской архитектуре. Колизей.

  • римский скульптурный портрет.

Вопросы для обсуждения:

  • чем в целом, отличается искусство Древнего Египта от искусства Древней Греции?

  • как др. греки изображали своих богов, как их верования отразились в пластическом искусстве?

  • чем отличается система пропорций и изображение фигуры человека в искусстве Др. Греции от традиций и канонов Др. Египта?

  • что включает в себя понятие «архитектурный ордер»?

  • чем отличаются греческие архитектурные ордера друг от друга?

  • как в современной архитектуре используются традиции античной архитектуры?

  • какие особенности отличают скульптуру классического периода древнегреческого искусства?

Тема 1. Классификация видов искусства. История и развитие искусства. Особенности эстетического развития различных регионов мира

План


Специфика искусства. Искусство как явление культуры. Понятие художественной культуры. Функции искусства. Функции художественной культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Художественный образ как средство отражения реальной действительности. Понятие «художественный образ» в искусстве. Олицетворение в произведениях искусства. Отличительные свойства художественных образов.

Проблема восприятия искусства и действительности. Социально-исторические, индивидуальные предпосылки восприятия искусства. Понятия «стиль», «жанр», «творческий метод», «художественный вкус». Язык изобразительного искусства как средство воссоздания художественного образа.

Виды искусства. Понятия «жанр», «род» в изобразительном искусстве. Понятие «жанр» в живописи и графике. Синтез искусств, как органическое единство, взаимосвязь различных видов искусства.

Основная цель художественного творчества архитектуры. Функционально-конструктивные принципы архитектуры. Классификация памятников архитектуры по назначению и времени возникновения. Культовая архитектура. Гражданская архитектура, оборонительные сооружения. Факторы, влияющие на характер и функции архитектурных сооружений. Уровни архитектуры. Градостроительство. Взаимодействие архитектуры и окружающего пространства в городской среде. Своеобразие и функциональ­ные особенности египетской колонны.

Основные достижения древнегреческой архитектуры.

Преемственность и новаторство в римской архитектуре.

Архитектура Византии. Новые конструктивные решения в организации купольного перекрытия.

Разновидности скульптуры по назначению. Разновидности скульптуры по объему. Техники изготовления скульптуры. Материалы скульптуры. Разновидности композиционного решения. Пластика скульптуры. Проблемы скульптурной стилистики. Постамент и его функции. Мотивы движения в скульптуре. Новые варианты движения в скульптуре эпохи Возрождения. Эволюция движения в скульптуре XIX в. Новые приемы О. Родена. Трактовка портрета в скульптуре.

Материалы и техника живописи. Классификация живописи по назначению. Система выразительных средств живописи. Стилистическое воздействие формата и рамы.

Рисунок как раздел графики. Функции рисунка. Графика как один из древнейших видов искусства. Классификация графических средств и техник рисунка. Печатная графика. Гравюра как раздел графики. Разновидности гравюрной техники по способам гравирования:

Декоративно-прикладное художественное изделие как взаимосвязь композиции и архитектоники. Эстетическое влияние декора на форму изделия. Классификация изделий ДПИ по материалу и технике исполнения.

Виды и жанры временных искусств. Художественная литература, основные формы существования художественной литературы. Литературные жанры. Драматургия. Поэтические жанры. Музыка как вид искусства. Звук как основа музыкальной образности и выразительности. Нотная запись. Виды и жанры музыкального искусства.

Декоративное искусство – это область пластичных искусств, произведения которой наряду с архитектурой ху­дожественно формируют окру­жающую человека материаль­ную среду, вносят в неё художественное идейно-образное начало.

Декор (франц. decor, от лат. decoro—украшаю), система ук­рашений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Высту­пая в единстве с их объёмно-пространственной композицией, декор, как простой (напр., одноцветная покраска), так и сложный (со­четающий орнамент и изобра­жение, скульптуру и роспись) становится её элементом, акцен­тирует выразительность компо­зиции или зрительно преобразу­ет её, внося свойственные ему само­му масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — это одно из средств зрительного объедине­ния в ансамбль отдельных зданий или предметов.

Декоративное искусство подразделяется на непосред­ственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рель­ефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерь­еры, а также парковой скульпту­ры), декоративно-прикладное ис­кусство (создание художеств, изделий, предназначенных, главным образом, для быта) и оформитель­ское искусство (художественное оформление празднеств, экспо­зиций выставок и музеев, витрин и т. п.). Идейно-образное содер­жание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в том ансамбле, для которого они предназначены.

Декоративно-прикладным искусством называется раздел декоратив­ного искусства; который охватывает ряд от­раслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта. Произведения эти могут быть: различными, утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода ук­рашения, а также другие изде­лия, не являющиеся по изна­чальному предназначению про­изведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда худож­ника. Наряду с делением произведений по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 века утвердилась клас­сификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, ли­тьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и худо­жественные задачи, декоративно-прикладное искусство принадле­жит одновременно к сферам соз­дания и материальных, духов­ных и художественных ценностей. Произведения неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей быто­вым укладом, с теми или иными его местными этническими, национальными осо­бенностями, социально-групповы­ми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой пов­седневно соприкасается чело­век, произведения эти своими художественными достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное со­стояние человека, его настро­ение, являются важным источни­ком эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преоб­ражая среду, окружающую чело­века, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, гар­нитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений может быть понято наиболее полно лишь при ясном представ­лении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимо­связях предмета со средой и че­ловеком.

Архитектоника предмета, обус­ловленная его назначением, кон­структивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественных изделий. Нередко кра­сота материала, пропорциональ­ные соотношения частей, ритмичная структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора из­делия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чи­сто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использова­ние которых и роднит его с архитектурой. Ста­новление, эволюция и смена ху­дожественных стилей в декоративно-прикладном искусстве проте­кали синхронно с их эволюцией в архитектуре.

3.

Станковое искусство - термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение Их художественное значение не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин произошел от «станка», на котором создаются произведения искусства (в живописи – мольберт). Развитие станкового искусства началось с эпохи Возрождения и особенно широкое распространение оно получило в конце 18 века, которое продолжается и на современном этапе.



Живопись - один основных видов изобразительного искусства. Художественное изображение предметного мира осуществляется красками. Фактура, материальная основа живописи: дерево, холст, бумага, картон, металл, шелк, фарфор. Значение грунта.

Материалы и техника живописи: пастель, акварель, гуашь, темпера, масленая живопись. Этапы работы маслом. Фреска. Разновидности фрески: альфреско – по сырой, свежей штукатурке; «фреско а секко» - по сухой штукатурке, казеиново-известковая живопись – модификация фрески XVII в.



Мозаика как особая техника живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ – смальты.

Классификация живописи по назначению: монументальная – живописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой станковая – самостоятельные, свободные произведения; декоративная – живопись, входящая в состав архитектурного ансамбля или ДПИ, предназначенная для украшения (росписи, панно, витражи).

Система выразительных средств живописи; колорит – гармония, единство цветового решения, система цветовых тонов; тон и вибрация тонов: теплые и холодные тона. Локальные тона. Цвет, цветовое пятно, цветовая гамма. Основные цвета: желтый, красный, синий. Дополнительные цвета, полученные путем смешения основных; спектральные цвета. Свет и световая градация. Живопись как искусство цветовых и световых отношений. Плоскость, фактура, материал. Форма, контур, линия, силуэт. Перспектива: линейная, свето-воздушная, горизонтальная. Движение, ритм, эффект и ощущение движения.

Стилистическое воздействие формата и рамы. Форма и рама - элементы картины. Горизонтальный формат. Вертикальный формат. Квадратный формат. Овальный формат. Круглый формат. Взаимосвязь формата с идеей художественного произведения, вкусом эпохи, техникой письма. Функции рамы: концентрация внимания зрителя и его восприятия; замыкание картины от внешнего мира, создание ее глубины.

Графика («graphein») - один из древнейших видов искусства, включающий две группы художественных произведений: рисунок (уникальную графику), печатную графику. Графика в зависимости от назначения: самостоятельная (станковая), зависимая (плакатная, художественно-прикладная, книжная и газетно-журнальная).

Рисунок -раздел графики. Рисунок и условность граней разделения его с живописью. Графика - важнейшая область изобразительного искусства, лежащая в основе всех видов изображения на плоскости, начальный этап живописного произведения, определяющий структуру и соотношение форм, объем предметов, расположение их в пространстве.

Функции рисунка: научно-вспомогательные (чертеж), технические (графический образец), учебные, прикладные (эскиз, набросок), художественно-живописные (пластическая моделировка) , тональные (световые решения).

Классификация графических средств и техник рисунка: сухие красящие вещества (уголь, карандаш, мел, штифт, графит, сангина); мокрые или жидкие красящие вещества, наносимые пером, кистью (тушь, бистр, сепия, соус). Акварель как пограничная техника между рисунком и живописью.

Печатная графика. Печатная графика как самый актуальный и наиболее доступный вид изобразительного искусства. Тиражность главная особенность печатной графики, возможность получения значительного числа равноценных оттисков.

Гравюра является разделом графики и включает в себя произведения. исполненные посредством печатания с гравюрной доски. Оригинальная гравюра – целиком (т.е. включая обработку доски), выполнена художником. Разновидности гравюры в зависимости от печатной формы: выпуклая гравюра ( рисунок, возвышающийся над фоном); образца рельефа (ксилография – гравюра на дереве); линография (гравюра на линолеуме); линейная ( гравюра на металле); углубленная гравюра (рисунок механическим или химическим способом углубляющийся в металлической пластине ; все виды гравюр на металле, офорт); тоновая гравюра (рисунок и фон находятся на одном уровне); литография ( гравюра на камне, монотипия).

Разновидности гравюрной техники по способам гравирования: ксилография – гравюра на дереве (древнейшая форма печати), моногравюра – гравюра на линолеуме, ее сходство с ксилографией, возможность использования в больших формах. Гравюра на металле, различные способы обработки металлической пластины: механический – «сухая игла», «резцовая гравюра», «меццо-тинто»; химический (травление кислотой) – офорт, «мягкий лак», «акватинта»; смешанная техника – «карандашная манера», «пунктирная манера»; литография – гравюра на металле (цинк, алюминий, но чаще всего на камне).


Тема 2. Художественные стили

План:


    1. Понятия «направление» и «стиль» в искусстве.

    2. Характеристика направлений и стилей.

1.

Направлением в искусстве называется эстетическая историко-художественная категория, обозначающая принципиальную общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

Возрождение - период жизни общества в странах Западной и Центральной Европы XIV-XVI веков, который характеризуется высоким подъемом науки, литературы и искусства. В период Возрождения активизировался общественный интерес к античному искусству. Обращение к нему породило направление в художественной культуре как к прекрасному идеалу, образцу художественного творчества.

Классицизм как художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре XVII — начала XIX веков. Характерными чертами являются рационализм, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, а также соответствие содержание произведения его форме.

Эклектизм — условное название длительного периода в развитии архитектуры и прикладного искусства европейских стран и США в середине и 2-й половине XIX века. Ему присущи произвольное соединение разнородных взглядов, теорий, идейных направлений и художественных принципов.

Конструктивизм — революционное направление в русском искусстве, возникшее в 1917 году. Характерно стремление к революционному переустройству жизни, к сближению искусства с индустриальным бытом и т.д.

Реализмнаправление и метод в художественном творчестве, основывающий на объективном, правдивом и натуралистическом воспроизведении и изображении действительности.

Стиль — это исторически сложившаяся совокупность художественных принципов, выразительных средств и приемов, характерных для творчества мастеров, работающих в различных видах и жанрах искусства.

2.

Романский стиль — художественный стиль, господствующий в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы в Х — XII веках. Основой единства этого стиля было формирование феодальных отношений в Европе, а также господство католической церкви. Характерные особенности Романского стиля - заимствование элементов искусства античности, Византии, новые типы архитектурных сооружений, многообразие художественных приемов и строительных материалов, четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь.



Готический стиль ( итал.- gotico — букв. «готский», т.е. «варварский») - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и завершивший эпоху средневекового зодчества. Суть его заключалась в стремлении расширить пространство ввысь и вглубь, конструктивно заменить тяжеловесность романских сооружений.

Барокко (итал. barocco — вычурный, странный, причудливый) — один их художественных стилей в искусстве Европы и Америки конца XVI- середины XVIII века, которому присущи выразительность, пышность, динамика.

Рококо — последняя стадия развития барокко. Отличается стремлением к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму.

Ампир — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой половины XIX века, возникший во Франции в период империи Наполеона I и ставший завершением классицизма. Для него характерны монументальные формы и образы.

Модерн — русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX — начала ХХ века. Возник как реакция на эклектизм. Характерные черты: новые принципы формообразования, богатая орнаментика с включением стилизованных элементов готики, античного и народного искусства.

  1   2   3   4

  • Литература: 2. Тема: Виды пластического (пространственного) искусства. 2 ч. План
  • 3. Тема: Жанры изобразительного искусства. 2 ч. План
  • 4. Тема: Древний Египет. Искусство мертвых.2ч. План
  • Тема: Искусство античности. План
  • Тема 1. Классификация видов искусства. История и развитие искусства. Особенности эстетического развития различных регионов мира
  • Тема 2. Художественные стили План