Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


История (часть вторая)




Скачать 145.36 Kb.
Дата14.05.2018
Размер145.36 Kb.
ИСТОРИЯ (часть вторая) Зачинателем филологического образования в Саратовском университете по праву считается Н.К. Пиксанов, работавший с 1917 по 1921 год профессором кафедры русского языка и литературы, впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Проф. Н.К. Пиксанов, одновременно исполняя обязанности секретаря факультета и заведующего кабинетом русской философии, в 1917—1921 гг. читал, кроме основного курса, все специальные и общие курсы по истории русской литературы XVIII—XX вв., руководил семинарами по изучению творчества Тургенева, Гончарова, некрасова, литературного наследия А.Н. Пыпина, русской драмы XVIII в. Его специальные курсы «Грибоедов и его время» и «Русская литературная историография » привлекали большое внимание студенчества поисками новых методов в исследовании литературных явлений и событий. За время работы в Саратове Н.К. Пиксанов подготовил докторскую диссертацию «Творческая история комедии Грибоедова «Горе от ума», «Летопись жизни Грибоедова», Грибоедовский сборник «Неизданные материалы» и ряд специальных исследований, статей, рецензий о Грибоедове, Тургеневе, Герцене, а аткже о литературоведах Пыпине, Каллаше, Шляпкине и др. С начала 1919 года на факультете стал работать профессор Б.М. Соколов. Он читал курс «Народной словесности», специальный курс «Русский героический эпос», руководил семинариями на темы о русских былинах, о народной лирической песне, о русских повестях XVII века, об апокрифической литературе и др. Научные интересы Б.М. Соколова отличались большой широтой. Он был не только фольклористом, но и лингвистом, литературоведом и этнографом-музееведом. Основное внимание было им направлено на изучение местного края, на собирание и исследованиематериалов саратовской этнографии и фольклора. В 1922 году в одной из своих статей он сформулировал задачи фольклористических работ. К этой работе Б.М. Соколов привлёк местные научные организации и, в первую очередь, научное Общество истории, археологи и этнографии, являясь с 1919 года председателем этнографического отдела общества. К экспедиционной работе широко привлекались специалисты университета, консерватории, студенты, а также деятели культуры. В 1920 и 1923 годах большие экспедиционные работы были проведены в селах Хвалынского и Петровского уездов. Б.М. Соколов был последователем Вс. Ф. Миллера, -- главы «исторической школы» в фольклористике, которая в 20-х годах ещё оставалась господствующей. В 1922 – 1923 учебном году Б.М. Соколов прочитал курс «Развитие новейшей русской поэзии» (в связи с введением в изучение истории литературы). «Лирика, -- говорил Б.М. Соколов, -- безусловно, главенствующий жанр в русской литературе последних 30 лет». Особое место отводилось Маяковскому, Есенину, Блоку и разнообразным направлениям в поэзии. В 1924 году на кафедру русской литературы был приглашен профессор В.В. Буш, проработавший в Саратовском университете до 1931 года. Он прочел ряд общих и специальных курсов по истории литературы и фольклору, привлекая слушателей основательностью и аргументированностью своих заключений. В Саратове В.В. Буш написал книгу «Литературная деятельность Глеба Успенского». Результаты многолетней работы над текстами произведений Успенского В.В. Буш изложил в ряде статей, где текстологический анализ был направлен на выяснение некоторых важных особенностей писательской манеры и идеологии Г. Успенского. Особенно большое значение в развитии филологического образования в университете имела многолетняя деятельность А.П. Скафтымова, пришедшего на кафедру русской литературы в 1921 году. В 1923 году он был утвержден профессором и возглавил работу кафедры русской литературы, совмещая обязанности заведующего кафедрой с должностью декана факультета. С приходом в университет А.П. Скафтымова в Саратове начала складываться научная школа в литературоведении, школа широких литературно-философских обобщений, глубокого и целостного подхода к анализу произведения как органического единства формы и содержания, школа строгой логической последовательности в аргументации научных выводов, школа высокой научной принципиальности. Отстаивая диалектический метод изучения художественной литературы и внутренних законов её развития, А.П. Скафтымов систематически выступал против крайностей формалистических и переверзианских теорий, утверждал среди саратовских филологов принципы подлинно научного конкретно-исторического исследования литературы, критики и фольклора. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность А.П. Скафтымова ­­– важный этап в развитии отечественного литературоведения. Его статьи, книги, лекционные курсы, помимо историко-литературного значения, представляют большой интерес в теоретическом отношении. В 1924 году вышла в свет книга А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». В 1926 году А.П. Скафтымов выступил со статьей о романе Чернышевского «Что делать». С тех пор изучение наследия великого писателя и критика становится одним из главнейших объектов научно-исследовательской деятельности А.П. Скафтымова. В истории отечественного литературоведения значительное место принадлежит работам А.П. Скафтымова о Чехове, Достоевском, Л. Толстом. В этих работах определено своеобразие художественного метода крупнейших наших писателей, поставлены важнейшие проблемы их творчества в широких методологических аспектах, в историко-литературной перспективе с учётом всей полноты фактического материала и документальных свидетельств. В исследованиях А.П. Скафтымова по истории русской классической драматургии XIX века намечены принципы изучения драматургических жанров, сочетающие глубоко идейную характеристику произведения с тонким, вдумчивым анализом его образной системы и сюжетно-композиционной структуры. Среди других работ А.П. Скафтымова широкой популярностью пользуются его статьи, посвященные изучению стиля художественной прозы Радищева, французской литературы XIX в. (в первую очередь творчества Стендаля), его обзоры преподавания русской литературы в дореволюционной школе. А.П. Скафтымов известен не только как крупный учёный, но и как талантливый педагог. Лекции его по фольклору, истории древнерусской литературы, литературы XVIII и XIX столетий, теории литературы, истории русской критики будили мысль, воспитывали нравственно. Специальные курсы и семинары А.П. Скафтымова по творчеству Достоевского, Л. Толстого, Чернышевского, Чехова являлись лабораторией подлинно научного творчества, где студенчество входило в мир большой науки, в область литературно-философского осмысления важнейших закономерностей истории русской литературы и критики XIX века. В 1958 году вышел в свет сборник избранных работ А.П. Скафтымова «Статьи о русской литературе», объединяющий исследования, посвященные обсуждению актуальных теоретических и историко-литературных проблем, стоящих в центре внимания современного советского литературоведения. За выдающиеся заслуги в области филологических наук в 1947 году А.П. Скафтымову было присвоено почётное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Преподавание зарубежных литератур (кроме славянских) с 1917 года находилось в ведении кафедр ромао-германской философии и классической филологии, причем помимо преподавания литературы, эти кафедры руководители и изучением иностранных и античных языков. В организации первой из них особенно много сделал профессор В.М. Жирмунский, впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР. В 1917—1918 уч. году проф. В.М. Жирмунский читал общий курс истории западноевропейских литератур XVII—XIX веков, вел семинарий по средневерхненемецкому языку. На кафедре работал также профессор Н.С. Арсеньев, преподававший историю итальянской литературы XIII—XVI веков, проводивший семинары по творчеству Данте и по истории старофранцузского языка. В 1919 – 1921 годах, несмотря на исключительно тяжелое положение страны, учебно-научная работа на историко-филологическом факультете продолжала расти и приобретать все более активные формы. Преподавание на кафедре романо-германской филологии обогатилось новыми курсами: В.М. Жирмунский начал читать историю немецкого романтизма и вести семинар по романтизму. Он же читал введение в поэтику – это была первая постановка курса теоретической поэтики. В эти годы были написаны или подготовлены в Саратове несколько трудов В.М. Жирмунского. В Саратове была написана основная часть книги о Байроне, посвященная конкретному сравнительному исследованию жанра романтической поэмы в творчестве Байрона и Пушкина. Из курса «Введение в поэтику», прочитанного во время летнего семестра 1920-го года, выросли книги В.М. Жирмунского «Рифма, её история и теория» и «Введение в метрику». В 1922 году были созданы две кафедры: всеобщей литературы, которую возглавил проф. В.Я. Каплинский, и германской филологии во главе с доцентом Дингесом Г.Г. Обе кафедры вели преподавание на гуманитарном отделении, его исторической, словесной и германской секциях. Студентам словесной секции читался курс всеобщей литературы (античной и западноевропейской) и, кроме того, они обязаны были участвовать в семинаре по западноевропейской литературе. Студентам германской секции, помимо указанных выше предметов, читался курс немецкой литературы и соответствующий семинар. Одновременно они изучали готский, древне- и средневерхненемецкий язык. Однако в понятие «всеобщая литература» ещё не входило систематическое освещение всех основных хронологических разделов зарубежных литератур. В первый период существования кафедры русского языка в университете (1917—1931 гг.) состав её не был постоянным. В разное время на кафедре работали многие видные учёные – представители разных лингвиситческих школ: М.Р. Фасмер, Н.Н. Дурново, Г.А. Ильинский (историческая школа), А.М. Бескровный (социологическая) и др., но в основном проводилось сравнительно-историческое изучение фонетики, лексики и грамматики славянских языков. Первым работником кафедры русского языкаи заведующим её был М.Р. Фасмер, лингвист широкого профиля, который вел большую педагогическую работу, читая курсы по введению в языкознание, старославянскому языку, польскому языку, занимался изучением говоров. В 1918 году на кафедру были избраны видные учёные-языковеды: профессор Воронежского университета Г.А. Ильинский (позже член-корреспондент Академии наук СССР) и приват-доцент Московского университета Н.Н. Дурново, который осенью того же года был избран заведующим кафедрой. Г.А. Ильинский читал курсы старославянского языка, истории сербского языка, болгарского, польского языков, курс сравнительной грамматики славянских языков и истории славянских литератур. Педагогические поручения Н.Н. Дурново были весьма разнообразны. Он читал лекции по введению в славяноведение, исторической морфологии и диалектологии, истории звуков русского языка, по старославянскому языку, вел семинары и практические занятия по вопросам школьной грамматики, по изучению языка старинных памятников, по диалектологическим записям, семинар по изучению языка Тургенева и т.д. В первые годы существования историко-филологического факультета в его составе было специальное отделение классической филологии, возглавлявшееся профессором С.В. Меликовой. Помимо изучения классических языков преподаватели отделения читали различные курсы по античной литературе и языкам, вели занятия по интерпретации греческих и латинских авторов, руководили семинарами. В 1919 году на факультете стал работать профессор В.Я. Каплинский, который читал общий и специальный курсы по истории римской литературы. В.Я. Каплинский сочетал преподавание с плодотворной научной деятельностью, выступая с докладами в философско-историческом обществе («Из наблюдений над приемами творчества Горация», «Трагедия Сенеки» и др.). За эти же годы он написал работы «Тургенев и античность», «Язык и стиль сатиры Сенеки», «На смерть Клавдия», «Поэтика Горация». Организация при университете историко-филологического факультета и сосредоточение в нём крупных научных сил вызвали значительный подъем научной жизни среди саратовской интеллигенции, которая стала принимать непосредственное участие в работе научных обществ, организованных филологами университета. В 1918 году было организовано философско-историческое общество, состоявшее из трёх секций: историко-литературной, исторической и лингвистической. В состав членов учредителей его входило 30 человек, в том числе профессора Н.К. Пиксанов и В.М. Жирмунский. Своей задачей философско-историческое общество ставило не только пропаганду научных знаний среди студенчества, но и обсуждение вопросов теоретического характера: большая часть заседаний была посвящена обсуждению сообщений участников общества о результатах их научно-исследовательской работы. Заседания общества проходили публично. Другим литературным объединением, в руководящий состав которого входили научные работники СГУ и в котором находила своё отражение литературная жизнь Саратова, являлось Нижне-волжское областное научное общество краеведения. Оно просуществовало с 1925 по 1929 годы. Работа общества развёртывалась в трёх секциях: секции краевой художественной литературы и языка, фольклорной и этнографической. На заседаниях секции краевой художественной литературы общества краеведения выступал А.П. Скафтымов с докладами на темы: «Роман Н.Г. Чернышевского «Отблески сияния» среди его сибирской беллетристики», «Новое о Пушкине» и др. Выступали также Б.М. Соколов, В.В. Буш. Большой популярностью пользовалось Общество литературоведения, организованное при Саратовском университете в 1928 году. Общество имело три секции: русской литературы, западной литературы и фольклора. Председателем общества был избран А.П. Скафтымов. Своей главной задачей общество ставило объединение всей литературоведческой работы в Саратове. Общество литературоведения за время своего существования издало два сборника Литературных бесед (1929 и 1930 гг.), составленных из докладов действительных членов общества. В 1931 году педагогический факультет университета был преобразован в самостоятельный педагогический институт, а профессорско-преподавательский состав и студенты бывшего лингвистического отделения переведены на филологический факультет, созданный при институте. Филологическое образование в университете вновь было возобновлено в 1941 году, после создания в составе исторического факультета филологического отделения. В 1944 году филологическое отделение было преобразовано в самостоятельный факультет, который возглавлялся в течение ряда лет доцентом И.С. Каменоградским. К этому времени из пединститута возвратились на работу в университет А.П. Скафтымов и ряд работников других учреждений. Особое оживление научной и учебной жизни на филологическом факультете было связано с эвакуацией в Саратов Ленинградского университета. В работе филологического факультета СГУ приняли участие профессора М.П. Алексеев, В.Е. Евгеньев-Максимов, Г.А. Гуковский. В период пребывания в Саратове Ленинградского университета кафедра русской литературы СГУ объединила свою работу с учёными Ленинграда. С 1942 по 1946 годы на кафедре русской литературы работал доктор филологических наук, профессор Г.А. Гуковский, одновременно исполнявший обязанности проректора по учебной работе СГУ. Его лекции по истории русской литературы XVIII века покоряли эрудицией, оригинальностью наблюдений, широтой обобщений; специальный курс о творчестве Пушкина привлекал массовую студенческую аудиторию мастерством идейно-художественного анализа, новизной и глубиной историко-литературных концепций. В Саратове была издана книга Г.А. Гуковского «Пушкин и русские романтики». Послевоенный период явился временем широкого развития филологического образования в Саратовском университете. Количество студентов увеличилось, расширились ряды научных работников, усилилась научно-исследовательская работа, на кафедрах была открыта аспирантура. В состав факультета входят четыре кафедры: русской литературы русского языка советской литературы зарубежной литературы и классических языков Серьёзное значение для развития филологической науки в университете имела деятельность профессора Ю.Г. Оксмана. Ю.Г. Оксман разрабатывал круг проблем, наметившихся в его исследованиях в 20-30 годы. Он занимался исторической прозой и эпистолярным наследием Пушкина, изучал литературно-общественную деятельность Белинского, продолжал разыскания в области декабристской эпохи для монографии о нелегальной агитационно-пропагандистской поэзии первой четверти XIX века (от оды Радищева «Вольность» до агитационных песен Рылеева и Бестужева). За годы работы Ю.Г. Оксмана в университете в «Известиях АН», «Литературном наследстве», «Учёных записках СГУ» и других печатных органах было опубликовано свыше 30 его специальных исследований, сообщений, обзоров, рецензий и др. Видным вкладом в науку являются работы Ю.Г. Оксмана о поэзии декабристов, статьи о Белинском и журналистике 30—40-х годов (прежде всего «Письмо Белинского к Гоголю как исторический документ») и подготовленная в Саратове «Летопись жизни и деятельности Белинского», представлявшая собой новый тип монографического исследования. Строго документированное хронологическое повествование о трудах и днях великого критика сочетается в «Летописи» с детальным анализом литературной, философской и социально-политической жизни России 20—40-х годов. Ю.Г. Оксман принимал участие в подготовке академических изданий сочинений Герцена и Белинского, в редактировании и комментировании собраний сочинений Тургенева, Лермонтова, Рылеева и др. За годы работы в Саратовском университете профессор Е.И. Покусаев опубликовал значительное количество исследований, статей, рецензий, сообщений о творчестве Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Гоголя, Н. Успенского и др., но в центре его внимания неизменно находилась сатира Салтыкова-Щедрина, изучению которой были посвящены его кандидатская и докторская диссертации. В 1957 году в Саратове вышла книга Е.И. Покусаева «Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы». В 1945—1958 годах Покусаев, помимо общих курсов по истории русской литературы и критики, систематически читал специальные курсы: «Жизнь и деятельность Чернышевского», «Сатира Салтыкова-Щедрина и его время», «История журналистики XIX века», руководил семинарами по изучению деятельности русских писателей в «Отечественных записках» 1868—1884 годов, творчества Гоголя, Салтыкова-Щедрина. В годы Великой Отечественной войны и вскоре после неё все внимание фольклористов было направлено на изучение народной поэзии о великих и грозных годах героической борьбы русского народа с фашистскими захватчиками. Было собрано боьшое количество песен этой тематики. В последующие годы фольклористы кафедры русской литературы работали над изучением песенного творчества народа. В 1955 году была организована конференция фольклористов Поволжья, посвященная проблемам собирания и изучения волжской песни. В составе кафедры русской литературы сложилась группа преподавателей, разрабатывающих вопросы советской литературы, и обозначилось основное направление их научных интересов. Доцент П.А. Бугаенко выступил с рядом статей, обзоров, рецензий, посвященных творчеству К. Федина, С. Злобина, многих саратовских писателей (В.Ф. Бабушкин, Г.Ф. Боровиков, А.А. Богданов, А. Матвеенко и др.). П.А. Бугаенко исследует творчество К.А. Федина, устанавливает связь его произведений с саратовской действительностью, определяет особенности художественного стиля этого крупного мастера прозы. В течение ряда лет П.А. Бугаенко изучает творчество Маяковского, читает спецкурс на эту тему и руководит семинаром. Кафедра русской литературы приобрела значение одного из крупнейших научных центров Союза по изучению жизни и творчества Н.Г. Чернышевского и других революционеров-демократов. Послевоенная деятельность кафедры зарубежной литературы, которую возглавила профессор М.Н. Боброва, в области учебной и научной работы получила большую целенаправленность. Центр тяжести был перенесен на современные литературы, особо важное место занимает изучение реалистической литературы XIX—XX веков. М.Н. Бобровой написаны монографии о Марке Твене и по его творчеству была защищена докторская диссертация в 1957году. Критико-биографический очерк М.Н. Бобровой о Марке Твене вышел в 1953 году в переводе на венгерский язык; в 1958 году — в переводе на китайский язык. Доцент кафедры Р.А. Резник читает лекционные курсы по истории античной литературы, зарубежной литературы XVIII и XIX веков, курс лекций по истории польской литературы, ведёт спецсеминары по творчеству В. Гюго и О. Бальзака. В изучении творчества писателей интерес Р.А. Резник направлен на философско-эстетические основы творчества и отражение их в художественной форме. Доцент Т.С. Николаева ведёт научную работу в области немецкой литературы эпохи революции 1848 года. В её работах рассматривается сатирическая поэзия Г. Гейне. В 1945 году на филологическом факультете СГУ была создана особая кафедра классических языков. Преподавание латинского и греческого языков ведётся на I и II курсах и охватывает элементарный курс и чтение авторов: Вергилия, Горация, Т. Ливия; из греческих — «Анабасис» Ксенофонта. Кафедра русского языка в 1941 году пополнилась новыми кадрами. С июля 1941 года заведующим кафедрой являлся профессор, доктор филологических наук А.М. Лукьяненко. Профессор А.М. Лукьяненко воспитал несколько поколений лингвистов, работающих в области русского и славянского языкознания, сравнительно-исторической грамматики русского и славянских языков, их грамматического строя, лексики, фонетики, диалектологии, в области литературного русского и славянских языков. Несмотря на то, что в эту эпоху во многих университетах курс сравнительной грамматики славянских языков был снят, на филологическом факультете Саратовского университета профессором А.М. Лукьяненко этот курс ежегодно читался. Научные интересы работников кафедры были разнообразны. А.М. Лукьяненко опубликовал в этот период статьи об изменении словарного состава русского языка в годы Великой Отечественной войны, начал работу над большим исследованием о языке и стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Изучением языка Н.Г. Чернышевского занимался А.Ф. Ефремов, защитивший в 1946 году докторскую диссертацию. Вопросами исторического синтаксиса занимался В.П. Воробьев, диалектологией — Л.И. Баранникова. Ряд их работ был опубликован в учёных записках СГУ. На кафедре постепенно начал складываться постоянный коллектив языковедов. Диалектология занимала в научной работе кафедры значительное место. С 1945 года ежегодно проводились экспедиции. Работа саратовских диалектологов не раз получала высокую оценку Института языкознания АН СССР, отмечалась на межвузовских диалектологических совещаниях. Институт языкознания привлекал научных работников и студентов Саратовского университета к обследованию Пензенской, Курской, Орловской, Ярославской, Тульской, Вологодской областей. Экспедиции Саратовского университета обследовали для диалектологического атласа русского языка говоры 420 населённых пунктов. В 1958 году начата работа по составлению словаря поволжских говоров. Обследование говоров Саратовской области, о которых в прошлом почти не было сведений, позволило выяснить их диалектную принадлежность и тем самым положить конец неправильным представлениям о характере заволжских говоров Саратовской области, которые были отражены на диалектологической карте 1915 года как севернорусские, уточнить южную границу севернорусского наречия. Продолжение следует… To be continued…