Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Историко-гуманитарный очерк




страница1/13
Дата05.07.2017
Размер3.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
К.П. Сучков КОЛЫБЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ: СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЫГОРЕЦКИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ШКОЛЫ И ИНСТИТУТА ИСТОРИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ОЧЕРК Горки 2015 УДК 378.663(09) ББК 74.58г С 91 Сучков, К.П. С 91 Колыбель интеллектуалов: социогуманитарные ценности в деятельности Горыгорецких земледельческих школы и института: историко-гуманитарный очерк. – Горки, 2015. – 248 с. На основании научных трудов многих авторов, а также анализа выверенных фактов, подлинных документов и других свидетельств показано, что возникновение и деятельность Горыгорецкой земледельческой школы и Горыгорецкого земледельческого института обусловлены существенными изменениями в культурном пространстве России и Беларуси. Приступив к работе на очередном этапе интеллектуально-гума­нитарной революции, учебные заведения положили начало научному подходу в решении назревших проблем отечественного сельского хозяйства. Значительная роль в этом принадлежала интеллектуально-лич­ностному фактору. Очерк рассчитан на широкий круг читателей, прежде всего на тех, кто заинтересован в развитии и совершенствовании отечественного высшего сельскохозяйственного образования. УДК 378.663(09) ББК 74.58г © К.П. Сучков, 2015 ПРИГЛАШЕНИЕ К УТОЧНЕНИЮ ИСТИНЫ Стремительные, зачастую непрогнозируемые и, следовательно, не­управляемые изменения в современной мировой цивилизации, в ор­биту которых втянуты практически все народы и страны, в том числе и Беларусь, вызваны во многом все более ускоряющимся выхо­дом лич­ности за пределы общественного мнения и институциональ­ного регу­лирования. А это в свою очередь неизмеримо усложняет поиск надеж­ных критериев и факторов прогресса, которого человечество не смогло и не сможет вычеркнуть из своей жизни. Задача крайне сложная и от ее решения зависит будущее всех людей в целом и человека в отдель­ности. Времени для того, чтобы найти рациональное решение постав­ленного историей непростого вопроса, судя по многочисленным социальным явлениям и событиям, остается не так уж много. В связи с этим интеллек­туалам, как отечественным, так и зарубежным, придется приложить немало усилий. Принимая активное участие в решении этой задачи, доктор фило­софских наук, профессор Ч.С. Кирвель считает, что надежным крите­рием прогресса должен быть в первую очередь гуманистический кри­терий, по отношению к которому все остальные выводы и суждения об общественной жизни выступают в роли условий и предпосылок. Об­щество прогрессирует лишь в том случае, если в процессе его развития человек формируется как целостное телесно-душевно-духовное суще­ство, если ему предоставлена возможность в полной мере довести до совершенства свой личностный потенциал. Следующим критерием прогресса, по Ч.С. Кирвелю, должен стать принцип всеобщего выживания человечества.1 Новая и новейшая история доказала, что признать названные кри­терии в качестве ведущих социально-гуманитарного развития, а глав­ное – разработать их концепции и программы, невозможно без выс­шего образования, организованного на научно-практической основе с обязательным учетом отечественной культуры и интеграционных про­цессов на мировом и постсоветском пространстве. В подготовке и осуществлении концепций и программ особенно велика роль высшего сельскохозяйственного образования. Оно исторически направлено на установление оптимальных связей между природой, обществом и че­ловеком, уровень и качество которых во многом, а зачастую в решаю­щей степени, зависят от его питомцев. Стало также вполне очевидным, что современную энергию масс и отдельных личностей, претендующих на управление ими, невозможно направить в русло гуманистического (гуманитарного) созидания и творчества без опережающей вызовы социального времени нового уровня интеллектуализации общества. Для его достижения высшее образование должно идти, как подтверждает история, впереди других общественных институтов и систем. А это вполне оправданно вызы­вает дискуссии, многочисленные, нередко исключающие друг друга предложения о совершенствовании и даже обновлении образователь­ной сферы, что приводит к ее реформированию, или же попыткам та­кового. Естественно также, что происходящие или же намечаемые из­менения в системе высшего образования волнуют прежде всего его работников. Наиболее дискуссионной в Беларуси является сегодня проблема интеграции отечественного высшего образования в мировое и евро­пейское образовательное пространство, которое пытается олицетво­рять в наше время Болонский процесс. Доктор физико-математических наук, профессор М.И. Демчук убежден, что Беларусь должна поддер­жать Болонский процесс. Это вызывается, по его мнению, необходи­мостью «состыковки» национальной системы образования с другими странами в условиях глобализации экономики, необходимостью опти­мизации национальной системы образования, возможностью посмот­реть на нее со стороны, увидеть и исправить системные ошибки, а также вероятностью освоения новых подходов к организации подго­товки необходимых для страны высококвалифицированных кадров.2 Доктор исторических наук, профессор Е.К. Новик исходит из того, что лидеры стран «золотого миллиарда» стараются переделать в соот­ветствии со своими идеалами и ценностями образовательные системы всех стран, в том числе и Беларуси. Белорусский народ, являющийся одним из самых образованных в мире, должен видеть эту угрозу. Ни­чего положительного Болонская система принести ему не может.3 Позицию Е.К. Новика разделяют профессор Л.Л. Мельникова и доцент С.З. Семерник. Л.Л. Мельникова считает, что теоретической основой изменений, происходящих сегодня в системе высшего образо­вания нашей республики, является концепция «академического капи­тализма», которая начала оформляться в США во второй половине прошлого столетия. Она предусматривала включение высших учебных заведений в рыночную систему, превращение их в коммерческие предприятия. Взятая в полном объеме эта модель не согласуется с бе­лорусскими экономическими и культурными реалиями, резко снижает качество образования, что отрицательно может сказаться на интеллек­туальном, общекультурном и духовном потенциале нашей страны.4 Профессор Ч.С. Кирвель и доцент С.З. Семерник напоминают о том, что затрагивающие образование изменения оказывают воздейст­вие на все стороны общественной жизни, поскольку выступают в роли стратегически важного ресурса развития любого общества. В связи с этим выдвигаемые реформаторами хлесткие лозунги: «модернизация и оптимизация образования как эффективный ответ на вызовы совре­менности», «инновация и динамизм», «конкурентоспособность», «рен­табельность» и др. уводят отечественное образование от достаточно высокого уровня основательности и подлинного качества и не способ­ствуют устранению реальных изъянов.5 Доктор сельскохозяйственных наук, академик А.Р. Цыганов и док­тор экономических наук, академик В.Г. Гусаков затрагивают базовые проблемы белорусского аграрного образования. В его сферу входят се­го­дня 4 вуза и 26 колледжей, которые осуществляют подготовку спе­циалистов-аграриев по 37 специальностям с высшим и по 30 специ­альностям со средним образованием. Сельскохозяйственное производ­ство страны, благодаря, во многом, выпускаемым кадрам, развивается довольно динамично и устойчиво. Однако в системе их подготовки назрели радикальные изменения. А.Р. Цыганов и В.Г. Гусаков предла­гают учредить модель кооперированного обучения, которая оправдала себя в ряде развитых стран. Эта модель предусматривает совместное обучение будущего специалиста вузом и заказчиком (конкретной ор­ганизацией, предприятием) на основе трехстороннего договора (заказ­чик, вуз, студент). Первокурсник должен быть «прописан» в СПК, на базе которого он будет проходить практическое обучение в течение всех лет учебы, а затем в нем же будет трудоустроен.6 Один из вариантов предлагаемой формы обучения начинает давать положительные результаты. Председатель Кореличского рай­испол­кома В.Л. Шайбак информирует читателей газеты «Белорусская нива» о том, что для молодых специалистов и их семей в районе соз­даны раз­личные льготы. Хозяйства тесно сотрудничают с местными шко­лами, направляя их выпускников за свои средства на учебу в выс­шие и средние учебные заведения. В 2013 году по целевым направле­ниям из района обучались 70 студентов. После приезда на работу мо­лодых специалистов сельхозпредприятия стараются обеспечить их высокой заработной платой, приемлемым рабочим режимом, хоро­шими соци­ально-бытовыми условиями.7 Для того, чтобы развернувшиеся дискуссии направить в практиче­ское русло, следует, на наш взгляд, использовать историю белорус­ского просвещения и образования, прежде всего аграрного. Но перед этим целесообразно напомнить о том, что любая общественная сис­тема содержит ведущий элемент, опираясь на который она развивается и прогрессирует. Ведущей частью аграрного образования нашей страны является Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. Она прошла через политические, социально-экономические и социально-гуманитарные структуры Российской империи и Советского Союза, плодотворно действует сегодня в условиях суверенной Беларуси. За свою почти 175-летнюю историю академия подготовила для АПК и других хозяйственных отраслей нашей страны, а также для дальнего и ближнего зарубежья 85 тысяч высококвалифицированных специали­стов. Многие из них стали талантливыми организаторами аграрного производства, видными учеными и государственными деятелями. 24 выпускника удостоены звания Героя Социалистического Труда, 2 – звания Героя Советского Союза. 16 выпускникам присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники», более 60 – звание «Заслу­женный работник сельского хозяйства». В академии учились Федор Анисимович Сурганов, Председатель Президиума Вер­ховного Совета БССР; Ефрем Евсеевич Соколов, Первый секретарь ЦК КПБ; Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Беларусь. Выпускник академии Александр Васильевич Алексанкин был заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Классиком белорусской литературы стал Максим Иванович Горецкий. Председателем президиума НАН Республики Беларусь работает Владимир Григорьевич Гусаков. Указом Президиума Верховного Совета СССР вуз за заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства и в ознаменование 100-летнего юбилея в декабре 1940 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в январе 1976 года за большие заслуги в подготовке высококвалифицированных спе­циалистов и развитие сельскохозяйственной науки – орденом Ок­тябрьской Революции. Распоряжением Президента Республики Бела­русь академия в сентябре 1995 года была удостоена Памятного Знака имени Франциска Скорины. В феврале 1971 года учебное хозяйство академии было награж­дено орденом «Знак Почета». В XXI веке академия переняла от своего прошлого главное – рабо­тать на благо народа, на благо страны. Следуя девизу «Знание. Уме­ние. Развитие. Процветание», она по-прежнему уделяет постоянное внимание укреплению и совершенствованию учебно-материальной базы, ведет активный поиск инновационных технологий образования и воспитания, проводит значительную научно-исследовательскую ра­бо­ту. Академия успешно прошла сертификационные аудиты (СМК) на соот­ветствие требованиям Международного стандарта ISO 9001:2008 и Государственного стандарта СТБ ISO 9001:2009. Введены в строй на­учно-практическая ферма, которая оснащена новейшими, на междуна­родном уровне технологиями производства молока на интенсивной основе, а также индустриальный рыбокомплекс по выращиванию малька форели. На этих предприятиях обучаются студенты шести фа­культетов, а также стажируются специалисты и руководители всех бе­ло­рус­ских хозяйств. Академия в конце 2011 года была аккредитована в качестве науч­ной организации. Исследования к этому времени проводились на 50 кафедрах, 129 учебно-научных и в 5 аккредитованных научно-иссле­довательских лабораториях. С 2010 года в структуре академии присту­пили к работе 4 научно-исследовательских института. В 2012 году было подано 36 заявок в Национальный центр Интеллектуальной соб­ственности, в Госсортиспытание были переданы 31 сорт и гибрид рас­тений, были защищены 17 кандидатских и одна докторская диссерта­ции. Академические ученые в том же году приняли участие в 10 меж­дународных, республиканских и областных выставках. На каждой из них демонстрировалось от 127 до 160 экспонатов. В 2012 2013 учебном году на 16 факультетах очного и заочного отделения по 32 специальностям и специализациям биологического, инженерного, экономического, управленческого и юридического про­филя обучалось около 15 тысяч студентов, в том числе граждане Туркменистана, Китая, Нигерии, Сирии, Азербайджана, России и Ук­раины. По 60 кафедрам занятия проводили и занимались научно-ис­следовательской работой 600 преподавателей, среди которых 7 акаде­миков и членов-корреспондентов НАН Беларуси, 53 доктора наук, профессора, 300 кандидатов наук, доцентов. Академия активно со­трудничала с ведущими учебными заведениями России, Украины, Ка­захстана, Туркменистана, Бельгии, Великобритании, Германии, Нидер­ландов, Чехии, Швейцарии. Старейший вуз нашей страны имеет представительство в Совете по сотрудничеству в области образования стран-участниц Содруже­ства Независимых Государств и участвует также в деятельности аг­рарных университетов скандинавских и балтийских стран. Питомцы академии традиционно пользуются в республике высо­ким авторитетом. В 2012 году свыше 40 из них возглавляли исполни­тельную власть в районах, столько же руководили райсельхозпродами. Многие выпускники успешно работали в областных и республикан­ских управленческих и законодательных структурах. 8 человек явля­лись генеральными директорами НПЦ и институтов НАН РБ, 3 – рек­торами вузов, 21 – академиками и членами-корреспондентами НАН Беларуси. Жизнь свидетельствует, что дважды орденоносная БГСХА вносит значительный вклад в интеллектуализацию и гуманитаризацию бело­русского села. Опираясь на историю, ее ректор А.П. Курдеко подчерк­нул: «Белорусская аграрная модель, начало которой положено более 170 лет назад в Горыгорецкой земледельческой школе, убедительно доказывает всему миру свои преимущества».8 Профессионально и социогуманитарно содержательная история и деятельность БГСХА привлекала и привлекает пристальное внимание исследователей, среди которых не только дипломированные историки и обществоведы, но и представители естественных и технических на­ук, литераторы, руководители систем образования и аграрного про­изводства. Их усилиями исторический путь вуза предстает перед нами как путь творчества и созидания, успешного преодоления трудностей и впечатляющих достижений. Наиболее значительными работами, выполненными на основе ана­лиза большого фактического материала, являются монография С.Г. Цитовича «Горыгорецкий земледельческий институт (1836 – 1864 гг.)», коллективные монографии «Белорусская сельскохозяйственная академия. Очерки руководитель авторского коллектива Н.А. Шитов», «Белорусская сельскохозяйственная академия. Краткий очерк истории и деятельности главный редактор С.И. Назаров», «Научно-педагоги­ческие школы Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. История восхождения А.П. Курдеко и др.». Историческому пути вуза в связи с его 170-летием был посвящен специальный выпуск научно-методического журнала «Вестник Белорусской государствен­ной сельскохозяйственной академии». Названные книги и журнал были изданы в 1960, 1965, 1990, 2009, 2010 гг. Горыгорецкий земледельческий институт как первое высшее учеб­ное заведение сельскохозяйственного профиля России и Беларуси на­шел место в учебниках по истории белорусского народа для средних и высших учебных заведений. Среди них следует назвать, прежде всего, Историю Беларуси от древних времен по февраль 1917 года, изданную в 2007 году под редакцией Е.К. Новика и Г.С. Марцуля. О сельскохо­зяйственных учебных заведениях в Горках кратко рассказано в много­томной Истории Беларуси и ее четвертом томе «Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII – пачатак XX ст.)», увидевшего свет в 2007 году под редакцией М.П. Костюка, а также в других научных из­даниях. Отдельным важным сторонам деятельности академии в 1840 – 1864 гг. посвятили свои исследования белорусские и российские ав­торы И.И. Мещерский, А.М. Модестов, С.А. Храпков, Л. Миронова, М.К. Компанеец, С.С. Соболев, Э.К. Дорошевич, А.И. Мордашев, Т. Костылева, Е.Р. Ольховский, В.В. Винер, В.М. Лившиц, А.Р. Цыганов, К.М. Солнцев, В.А. Шаршунов, А.П. Курдеко, П.У. Равовой, К.П. Суч­ков, Г.В. Киселев, А.А. Герасимович, В.М. Баутин, В.Г. Лошаков, В.И. Новицкий, С.А. Сергачев и др. Отмечая значительный вклад многочисленных авторов в историо­графию БГСХА, следует сказать, что некоторым из них не удалось избежать субъективизма, а также излишней политизации и идеологи­зации в освещении некоторых сторон жизни вуза и общества, в кото­ром ему пришлось функционировать. Однако считать это признаком научной несостоятельности авторов не стоит, поскольку они выпол­няли заказ своего социального времени, которое оказывает значитель­ное воздействие на методы познания прошлого. На эту ее особенность обратил внимание доктор философских наук, профессор А.Н. Елсуков. «История, – пишет он, – не знает сосла­гательного наклонения. Это, однако, не означает, что нарративная ис­тория, то есть история как наука, точно и объективно описывает реа­лии прошлого. Дело в том, что история (как плод человеческого ра­зума) постоянно находится под воздействием национально-политиче­ских и иных социальных процессов, которые накладывают свой отпе­чаток на характер исторического описания, подгоняя прошлое под ин­тересы настоящего, что-то выпячивая, на что-то закрывая глаза».9 Но при этом следует, на наш взгляд, иметь в виду, что историю творят и оценивают люди, руководствуясь своими интересами и опи­раясь на достигнутый уровень духовности и интеллекта. В связи с этим, ученым, стремящимся к научной объективности, необходимо, на наш взгляд, использовать в допустимых пропорциях весь спектр об­ществоведческих наук. Руководствуясь изложенным, автор решил пополнить историогра­фию Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии, обратив, в отличие от других исследователей, более пристальное внимание социогуманитарной составляющей ее предшественников – Горыгорецких земледельческих учебных заведений, прежде всего земледельческого института. Без этого невозможно совершенствовать образовательный, научный и воспитательный потенциал ве­дущего высшего сельскохозяйственного учебного заведения страны и СНГ, уверенно отвечающего на вы­зовы времени. Диалог с прошлым может оказать на этот процесс положительное влияние. В книге могут найти немало полезного не только руководители, пре­подаватели, студенты, магистранты, аспиранты и сотрудники БГСХА и других вузов, но также работники агропромышленного комплекса Беларуси. Глава 1. ПО ДОРОГЕ К НАЧАЛУ «Признано за непреложную истину, что начало богатства, а с ним и благо­состояние народа возникает от плодов землею произращенных, но изобилие и качество плодов зависят от степени про­свещения и науки сельского хозяйства». Н.С. Мордвинов, президент Вольного экономического общества Российской империи, председатель Комитета об усовершенствовании земледелия России Развитие политических, экономических, социальных и культурных скреп общества невозможно без совершенствования его гуманитарной составляющей, предназначенной определять в соответствии с запро­сами и возможностями социального времени уровень материальных и духовных потребностей людей, качество их реальных интересов, прав и обязанностей, направления развития образования и науки. Эффек­тивность этого крайне сложного общественного процесса во многом зависит от направленности и интенсивности выхода личности за пре­делы общественного мнения и институционального регулирования. Гуманитарная составляющая социума, на которую неизбежно ока­зывает воздействие названная выше закономерность, вызывает к ак­тивной политической деятельности особую группу людей. В господ­ствующей, управляющей части общества выявляются личностнозре­лые индивиды, которые, соединяясь между собой, опираясь на нравст­венные основы и интересы народа, в силу своего интеллекта и творче­ских способностей, вплотную приближаются к пониманию законов развития человечества и, следовательно, его прошлого, настоящего и будущего. Они придают выходу личности за пределы общественного мнения и институционального регулирования как историческому про­цессу общественно необходимое направление. Смыкаясь на опреде­ленных этапах истории духовно и организационно с интеллектуалами и творческими субъектами из управляемых масс, они представляют ре­альную политическую силу, способную взять на себя ответственность за разработку и осуществление необходимых большинству людей про­ектов, программ и реформ. Усилиями этой интеллектуальной государственно ориентирован­ной группы, ведомой созидательной идеологией, в стране может под­держиваться социально-политическое согласие, инициирующее в че­ловеческой среде необходимую деятельность, стирающую различия между управляющим меньшинством и управляемым большинством. В этой группе появляются управленцы-лидеры, которые умеют, по мне­нию поэта, лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака, управ­лять течением мыслей и только поэтому страной.10 Они здраво оцени­вают реальную действительность, стремясь избегать, а если необхо­димо, преодолевать гибельные для общества и человека «выси» и зиг­заги философских и мировоззренческих размышлений, определяют с позиций государственных и общественных интересов способности индивидуума и его устремления. На счету этой группы, которая возникла наряду с другими госу­дарствами и в славянских странах, в том числе в России и Беларуси, не­мало социально значимых заслуг. Одна из них наиболее, пожалуй, весомая – инициирование и затем активное участие в создании инсти­туциональной образовательной системы, без которой социальный и культурный прогресс был бы невозможен. Приводя в должный, сози­дательный порядок накопленный людьми в процессе их деятельности опыт, эта система предоставила в распоряжение идущим на смену друг другу поколениям самое действенное средство развития и переустрой­ства общества и человека – знания, в основу которых были положены, следовательно, гуманитарные скрепы. Возникновение и становление просветительских и образователь­ных систем на территории Беларуси связано с введением в Древней Руси в конце Х века христианства, которое привело к появлению письменности и книжности. Церкви и монастыри, вокруг которых группировались христианские учителя-миссионеры, стали центрами просвещения и воспитания людей. Со временем при православных и католических храмах и религиозных общинах начали возникать школы. Эту тенденцию поддерживали высшие церковные иерархи Ле­онтий Карпович, Игнатий Потей, Мелетий Смотрицкий, Кирилл Ту­ровский, Григорий Цымбалюк. Не стояли в стороне от организации просвещения и образования многие правители Турово-Пинского и Пинского княжеств, а также Великого Княжества Литовского. К пер­вой половине XVI века в своеобразные просветительские центры стали превращаться владения крупных магнатов Огинских, Радзивиллов, Сапег, Слуцких, Ходкевичей. Выходцы из магнатских, шляхетских и купеческих семей Бела­руси получали высшее образование в университетах Австрии, Герма­нии, Нидерландов, Италии, Франции и других западноевропейских стран, поскольку вузы возникли там значительно раньше, чем в Бела­руси. Молодые белорусы, приобретая за границей профессиональные знания, знакомились с образом жизни ее народов, отдельные элементы из которого переносили на родину. По неполным данным за 100 лет (с середины XV века) дипломы заграничных университетов получили более 400 уроженцев белорусских земель.11 Вместе с получением ди­пломов в зарубежных государствах они знакомились с их образова­тельными системами, что накладывало определенный отпечаток на организацию подобных систем в Беларуси. Образовательные, просветительские и воспитательные ожидания и потребности белорусского общества в связи с требованиями социаль­ного времени в значительной степени смог удовлетворить сын полоц­кого купца Лукаша Скорины, питомец Краковского, а затем Падуан­ского университетов, доктор медицинских наук и доктор свободных наук Франциск Скорина. С помощью виленского бургомистра Якуба Бабича, его советников Богдана Онькова и Юрия Адверника он на протяжении 1517 – 1519 гг. перевел, прокомментировал и подготовил к печати 23 книги Библии под названием «Бивлия руска, выложенная доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, богу ко чти и людем посполитым к доброму научению». Эти книги стали пер­выми учебными пособиями, в которых тянувшаяся к знаниям моло­дежь, и не только она, могла найти ответы на многие жизненно важ­ные вопросы. В 1522 году Ф. Скорина выпустил с введением, поясне­ниями и послесловием «Малую подорожную книжицу», а в 1525 году – «Апостол».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • ИСТОРИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ОЧЕРК Горки 2015
  • ПРИГЛАШЕНИЕ К УТОЧНЕНИЮ ИСТИНЫ
  • Глава 1. ПО ДОРОГЕ К НАЧАЛУ