Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Историческая тематика в произведениях М. Ю. Лермонтова Нет нужды говорить и доказывать, что Лермонтов был великий поэт: в этом уже давно и единодушно согласились все, кто только не лишен здравого смысла и эстетического чувства




Скачать 176.95 Kb.
Дата21.07.2017
Размер176.95 Kb.
ТипБиография



Практикум

Тема: Историческая тематика в произведениях М. Ю. Лермонтова



Нет нужды говорить и доказывать, что Лермонтов был великий поэт: в этом уже давно и единодушно согласились все, кто только не лишен здравого смысла и эстетического чувства. Блеск поэтического ореола загорелся над головою молодого поэта тотчас же со времени появления первых его опытов. Немного Лермонтов сумел произвести, но это немногое тотчас же дало ему, во мнении общества, место подле Пушкина.

В. Г. Белинский

Практикум к школьным учебникам по истории Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013. Данилов А. А., Л. Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2013 г.

Пособие содержит дополнительный материал для организации учебной деятельности учащихся 6, 8 классов. Практикум содержит разнообразные вопросы, тесты и задания.

Автор - составитель Комогорцева Ирина Олеговна

учитель истории, обществознания

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………4

I. Биография М. Ю. Лермонтова……………………………………………….6

1. Тест…………………………………………………………………………7

2. Темы для докладов, рефератов, сочинений……………………………...9

II. Материалы к уроку: «Формирование древнерусского государства»…..10


  1. М. Ю. Лермонтов «Последний сын вольности»……………………...10

  2. Вопросы и задания………………………………………………………11

  3. Словарь терминов…………………………………………………...…..14

III. Материалы к уроку: «Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.»…16

  1. М. Ю. Лермонтов «Валерик»..…………………………………………16

  2. Вопросы и задания………………………………………………...……20



Пояснительная записка

Практикум, предназначен для помощи учителям истории, работающим по учебникам «История России с древнейших времён до конца XVI века», «История России. XIX век», к темам «Формирование древнерусского государства», «Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.», «Художественная культура», а также для проведению классных часов.



Практикум построен с учетом необходимости отработать фактический и теоретический материал, для более полного усвоения учащимися материала освещенного в параграфах учебников. Данная тема является актуальной, это обусловлено тем, что в 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Его творчество занимает особое место не только в русской, но и в мировой культуре.

Данное пособие представляет собой ряд дополнительных материалов, вопросов, заданий и нацелен на формирование и развитие навыков работы с литературным источником, картой и исторической картиной. Произведения М. Ю. Лермонтова можно использовать для организации различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные занятия, семинары и др.)

Цель практикума: расширить и углубить знания учащихся о том или ином историческом периоде, событие, факте, используя произведения М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814- 1841)

  • 15 октября 1814 г. -  Родился в Москве. Вскоре после его рождения семья переехала в Тарханы Пензенской губернии, в имение Е. А. Арсеньевой - бабушки Лермонтова, происходившей из влиятельного и богатого рода Столыпиных. Мать будущего поэта умерла, когда ему не исполнилось и трех лет; отец же по воле деспотичной тещи не был допущен к его воспитанию. Таким образом, бабушка взяла на себя все заботы о юном Михаиле.

  • 1828 г.  - Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, в котором проявил незаурядные способности к рисованию и литературному творчеству.

  • 1830 г.  - поступил в Московский университет, где больше занимался сочинительством, чем изучением наук. Через два года он провалился на экзамене и вынужден был перевестись в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков (или юнкерскую школу, как ее тогда называли).

  • 1834 г.  - по окончании Школы юнкеров в чине офицера поступил в привилегированный лейб-гвардии Гусарский полк.

  • 1835 г.  - предпринял попытку напечатать драму «Маскарад», однако цензура оценила ее как безнравственную и наложила запрет на публикацию.

  • 1837 г. - в отклик на гибель Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», которое принесло ему известность. Антисамодержавная направленность этого произведения послужила причиной ареста молодого поэта и его дальнейшего перевода в действующую армию на Кавказ. Пребывание на Кавказе нашло отражение в многочисленных стихотворениях Лермонтова, в ряде его романтических поэм, в частности - в «Мцыри» (1840) и «Демоне» (1839), а также в его реалистическом романе «Герой нашего времени» (1840). В том же 1837 г. появилась первая лермонтовская публикация - поэма «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». По требованию цензуры она была напечатана без подписи автора. Тогда же вышло в свет и знаменитое лермонтовское «Бородино».

  • 1838 г.  - благодаря неутомимым хлопотам бабушки Лермонтов возвратился из ссылки в Петербург и занял центральное место в литературных кругах северной столицы. За два проведенных в Петербурге года им было написано множество лирических произведений и закончен роман «Герой нашего времени».

  • Феврале 1840 г. - из-за любовного соперничества Лермонтов стрелялся надуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Несмотря на то, что дуэль прошла без кровопролития и закончилась примирением противников, поэт был снова арестован и выслан на Кавказ. Там Лермонтов проявил себя бесстрашным воином, за что начальство неоднократно представляло его в числе других отличившихся отвагой офицеров к наградам и повышению в чине, но царь Николай I неизменно вычеркивал его фамилию из соответствующих списков.

  • 27 июля 1841 г. у подножия горы Машук состоялась дуэль между Лермонтовым и его соучеником по юнкерской школе Николаем Мартыновым. По своим условиям она мало чем отличалась от закамуфлированного убийства. Лермонтов погиб на месте поединка.

Тест.

Прочитайте вопрос и выберите один из трех предложенных вариантов ответов.


1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтов?

1) 1799-1837 гг.

2) 1809-1852 гг.

3) 1814-1841 гг.


2. Где родился М.Ю. Лермонтов?

1) на Кавказе;

2) в Москве;

3) в Санкт-Петербурге.


3. Кто воспитывал будущего поэта?
1) няня;

2) родители;  

3) бабушка.
4. Родовое имение Лермонтовых называется:

1) Барханы;

2) Тарханы;

3) Михайловское.



5. В каком университете учился М.Ю.Лермонтов?

1) в Санкт-Петербургском;

2) в Пятигорском;

3) в Московском.



6. В каком городе окончил Лермонтов школу гвардейских юнкеров?

1) в Пятигорске;

2) в Москве;

3) в Санкт-Петербурге.



7. Укажите, какой факт не относится к биографии М.Ю. Лермонтова.

1) Обучался в Москве в Благородном пансионе;

2) Служил в лейб-гвардии Гусарском полку;

3) Погиб в Тегеране при исполнении служебных обязан­ностей.


8. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?
1) за дуэль;   
2) за стихотворение «Смерть Поэта»;                                               
3) за статью в «Современнике»

9. Назовите причина второй ссылки Лермонтова?
1) дуэль;   
2) стихотворение «Смерть Поэта»;                                              
3) статья в «Современнике»

10. Как погиб Лермонтов?
1) убит на дуэли Мартыновым; 
2) убит на дуэли Дантесом;                                  
3) убит в Тегеране религиозными фанатиками.

11. Место гибели Лермонтов?
1) на Черной речке;  
2) в Пятигорске;  
3) в Тегеране

12. Где похоронен Лермонтов?
1) в Пятигорске;  
2) в Тарханах;  
3) в Михайловском.


Ответы:


  1. (3)

  2. (2)

  1. (3)

  2. (2)

  3. (3)

  4. (3)

7. (3)

8. (2)

9. (1)

10. (1)

11. (2)

12. (2)

Темы для докладов, рефератов, сочинений


  • М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество.

  • Три этапа развития в творчестве Лермонтова.

  • Тема Родины и природы в творчестве М. Ю. Лермонтова.

  • Патриотическая лирика М. Ю. Лермонтова.

  • Гражданские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

  • Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова.

  • Кавказ в лирике М.Ю. Лермонтова.

  • Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова.

  • Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.

  • Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова.

  • Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова.

  • Мое любимое произведение.


Материалы к уроку по теме: «Формирование древнерусского государства»
М. Ю. Лермонтов

поэма

«Последний сын вольности» (отрывок)

       Песнь Ингелота



    Собралися люди мудрые
    Вкруг постели Гостомысловой.
    Смерть над ним летает коршуном!
    Но, махнувши слабою рукой,
    Говорит он речь друзьям своим:

    «Ах вы люди новгородские!


    Между вас змея-раздор шипит.
    Призовите князя чуждого,
    Чтоб владел он краем родины!» -
    Так сказал и умер Гостомысл. 

    Кривичи, славяне, весь и чудь


    Шлют послов за море синее,
    Чтобы звать князей варяжских стран.
    «Край наш славен - но порядка нет!»
    Говорят послы князьям чужим. 

    Рурик, Трувор и Синав клялись


    Не вести дружины за собой,
    Но с зарей блеснуло множество
    Острых копий, белых парусов
    Сквозь синеющий туман морской!.. 

    Обманулись вы, сыны славян!


    Чей белеет стан под городом?
    Завтра, завтра дерзостный варяг
    Будет князем Новагорода,
    Завтра будете рабами вы!.. 

Одна из ранних романтических поэм Лермонтова, написана в 1830 или 1831 году, посвящена Николаю Семеновичу Шеншину - близкому другу Лермонтова, товарищу по Московскому университету и Школе юнкеров. Впервые опубликована в газете «Русское слово», (от 20 марта, №65) и одновременно в собрании сочинений под редакцией Абрамовича. В основе поэмы, лежит летописный рассказ о восстании новгородцев во главе с Вадимом Храбрым против варяжского князя Рюрика (9 в.).



Вопросы и задания.

1. Прочитайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Последний сын вольности» и дайте ответы на вопросы.
1. К кому обратились за помощью северные племена?

3. Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси?

4. Где они обосновались?

5. Какие функции должен был выполнять варяжский князь?



6. Как и почему варяжские князья оказались в Киеве?


  1. Используя контурную карту и цветные карандаши, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян, упомянутые в произведении М. Ю. Лермонтова( кривичи, славяне, весь и чудь).



3. Задание по картине «Призвание варягов» В. М. Васнецов. 19 век.
Памятка для работы с картиной:

  1. Посмотрите внимательно на картину.

  2. Какая сцена изображена на картине?

  3. Кто ее основные герои?

  4. Дайте описание отдельных элементов картины?


4. Используя отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Последний сын вольности», картину В. М. Васнецова «Призвание варягов» и отрывок из «Повести временных лет» сравните как одно и то же историческое явление изображается в различных исторических источниках.



«Повесть временных лет» (отрывок)
Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со сла­вян, и с мери, и с всех кривичей... 
В год 6370. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умер­ли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Рос­тов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а ко­ренное население в Новгороде - славяне, в Полотске - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Словарь терминов
Варяги - группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Балтийского региона, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).

Весь - прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг.

Вече (Слав. «вет» - совет) - народное собрание на Руси. На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей, посадников.

Гостомысл (ум. ок. 860) - легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописей связывается сказание о призвании Рюрика. Гостомысл является также героем литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске».

Дружина - княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Князь - первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени. Глава государства у славян и некоторых других народов, позднее – дворянский титул.

Кривичи - союз восточно-славянских племён, который в VI-X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск. С IX века - в составе Древнерусского государства. По одной из гипотез, вошли в состав древнерусской народности.

Новгородская земля - одно из крупнейших территориально-государственных образований в составе Древнерусского государства, а затем и Русского государства, существовавшее до 1708 года с центром в городе Новгороде. Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь.

Призвание варягов - легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.

Рюрик (ум. 879) - летописный основатель Новгородского княжества на Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Славяне (ильменские словене) - восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли.

Трувор и Синав - легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в земле кривичей, в Изборске; через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть.

Чудь - собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы

Материалы к уроку по теме: «Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг..»

М. Ю. Лермонтов
стихотворение
«Валерик» (отрывок)

Быть может, небеса востока


Меня с ученьем их Пророка
Невольно сблизили. Притом
И жизнь всечасно кочевая,
Труды, заботы ночь и днем,
Все, размышлению мешая,
Приводит в первобытный вид
Больную душу: сердце спит,
Простора нет воображенью...
И нет работы голове...
Зато лежишь в густой траве,
И дремлешь под широкой тенью
Чинар иль виноградных лоз,
Кругом белеются палатки;
Казачьи тощие лошадки
Стоят рядком, повеся нос;
У медных пушек спит прислуга,
Едва дымятся фитили;
Попарно цепь стоит вдали;
Штыки горят под солнцем юга.
Вот разговор о старине
В палатке ближней слышен мне;
Как при Ермолове ходили
В Чечню, в Аварию, к горам;
Как там дрались, как мы их били,
Как доставалося и нам;
И вижу я неподалеку
У речки, следуя Пророку,
Мирной татарин свой намаз
Творит, не подымая глаз;
А вот кружком сидят другие.
Люблю я цвет их желтых лиц,
Подобный цвету наговиц,
Их шапки, рукава худые,
Их темный и лукавый взор
И их гортанный разговор.
Чу - дальний выстрел! прожужжала
Шальная пуля... славный звук...
Вот крик - и снова все вокруг
Затихло... но жара уж спала,
Ведут коней на водопой,
Зашевелилася пехота;
Вот проскакал один, другой!
Шум, говор. Где вторая рота?
Что, вьючить? - что же капитан?
Повозки выдвигайте живо!
Савельич! Ой ли - Дай огниво! 
Подъем ударил барабан -
Гудит музыка полковая;
Между колоннами въезжая,
Звенят орудья. Генерал
Вперед со свитой поскакал...
Рассыпались в широком поле,
Как пчелы, с гиком казаки;
Уж показалися значки
Там на опушке - два, и боле.
А вот в чалме один мюрид
В черкеске красной ездит важно,
Конь светло-серый весь кипит,
Он машет, кличет - где отважный?
Кто выйдет с ним на смертный бой!
Сейчас, смотрите: в шапке черной
Казак пустился гребенской;
Винтовку выхватил проворно,
Уж близко... выстрел... легкий дым...
Эй вы, станичники, за ним...
Что? ранен! - Ничего, безделка...
И завязалась перестрелка...

Но в этих сшибках удалых


Забавы много, толку мало;
Прохладным вечером, бывало,
Мы любовалися на них,
Без кровожадного волненья,
Как на трагический балет;
Зато видал я представленья,
Каких у вас на сцене нет...

Раз - это было под Гихами,


Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса;
Скликались дико голоса
Под их зелеными шатрами.
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось;
Чу! в арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов [вы]носят,
Вот тащат за ноги людей
И кличут громко лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Все тихо - там между кустов
Бежал поток. Подходим ближе.
Пустили несколько гранат;
Еще продвинулись; молчат;
Но вот над бревнами завала
Ружье как будто заблистало;
Потом мелькнуло шапки две;
И вновь всё спряталось в траве.
То было грозное молчанье,
Не долго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный... В штыки,
Дружнее! раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
Верхом помчался на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня...
Ура - и смолкло. - Вон кинжалы,
В приклады! - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.


Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

На берегу, под тенью дуба,


Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью... на шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал;
В груди его едва чернели
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась, взоры
Бродили страшно, он шептал...
Спасите, братцы. - Тащат в торы.
Постойте - ранен генерал...
Не слышат... Долго он стонал,
Но все слабей и понемногу
Затих и душу отдал Богу;
На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые...
И тихо плакали... потом
Его остатки боевые
Накрыли бережно плащом
И понесли. Тоской томимый
Им вслед смотрел я недвижимый.
Меж тем товарищей, друзей
Со вздохом возле называли;
Но не нашел в душе моей
Я сожаленья, ни печали.
Уже затихло все; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струею дымной по каменьям,
Ее тяжелым испареньем
Был полон воздух. Генерал
Сидел в тени на барабане
И донесенья принимал.
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы - и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?
Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой: я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми.
- А сколько их дралось примерно
Сегодня? - Тысяч до семи.
- А много горцы потеряли?
- Как знать? - зачем вы не считали!
Да! будет, кто-то тут сказал,
Им в память этот день кровавый!
Чеченец посмотрел лукаво
И головою покачал.



Стихотворение было написано в 1840 году. Основная его часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал и Лермонтов.

Сражение на реке Валерик произошло 11 (23) июля 1840 года примерно в 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный) между российским Чеченским отрядом генерал-лейтенанта А. В. Галафеева и северокавказскими горцами под командованием наиба Ахбердила Мухаммеда (в русских источниках XIX в. известен как Ахверды (Ахберди) Магома) в ходе экспедиции русских войск против восставших. Одно из самых известных сражений Кавказской войны благодаря стихотворению участвовавшего в бою М. Ю. Лермонтова. Кавказской войной (1817-1864) считают военные действия, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.




Вопросы и задания.
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик» и дайте ответы на вопросы.
1. Какому историческому событию и времени посвящено стихотворение?

2. Расскажите, что происходило во внешней политике России в данный период времени?

3. Какие строки стихотворения отражают повседневную жизнь русской армии?

4. Какие строки стихотворения отражают военные действия сторон?

5. Какие последствия имело данное сражение?
2. Задания по картине М.Ю. Лермонтов, Г.Г. Гагарин. «Эпизод из сражения при Валерике».



Памятка для работы с картиной:


  1. Внимательно посмотрите на картину.

  2. Какая сцена изображена на картине?

  3. Кто ее основные герои?

  4. Дайте описание отдельных элементов картины?

а) вооружение;

б) военное обмундирование.



5. Можно ли посмотрев на данную картину выделить отрицательные стороны войны

3. Уроки Кавказской войны. Какие уроки из них может извлечь современное общество?