Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Историческая память как фактор сотрудничества регионов беларуси и россии




Скачать 72.79 Kb.
Дата27.06.2018
Размер72.79 Kb.
Лойко Л.Е.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ Ключевые слова: история, память, регион, Беларусь, Россия, Сибирь. Keywords: history, memory, region, Belarus, Russia, Siberia. Историческая память является важным фактором регионального сотрудничества Беларуси и России. Этот аргумент обусловлен интенсивными миграционными процессами, имевшими место в пределах Российской империи. В качестве примера рассмотрим сотрудничество регионов Беларуси с регионами Сибири. Массовое переселение этнических белорусов в регионы Сибири в период реформ Столыпина создало условия для конструктивного диалога регионов Беларуси и России в XXI веке. Феномен белорусских деревень в Сибири возник в XIX столетии после массового переселения жителей Беларуси в регионы Сибири2. Сельские жители стремились жить компактно. Это позволяло им легче переносить трудности миграции и культивировать собственный многовековой образ жизни3. Миграция из сельских территорий Беларуси мотивировалась безземельем, низкими доходами, обещаниями властей о поддержке переселенцев. Особую роль в активизации миграции в Сибирь сыграла аграрная реформа, инициированная Столыпиным. Под ее влиянием полтора миллиона белорусских крестьян переселились в Сибирь в начале XX века. Эти семьи расселились в виде отдельных деревень в регионах Западной и Центральной Сибири. Из трех миллионов мигрантов из Центральной России большинство составляли белорусские крестьяне. В Иркутскую губернию переселилось около 300 000 белорусов. Процессы урбанизации создали механизмы внутренней миграции и ассимиляции в Сибири. Покидавшая деревни молодежь относила себя уже к местным жителям. Но в деревнях всегда оставались хранители традиционного образа жизни. Они сберегли не только этнографические особенности культуры, но и память об исторической Родине, которая находилась за тысячи километров. За деревенской спокойной жизнью в Сибири скрывались воспоминания о трудностях долгого переезда в «столыпинских вагонах». С территории Беларуси до Иркутска переезд занимал от одного до двух месяцев. Каждый вагон вмещал от тридцати до сорока человек. Мигрантов обеспечивали горячими обедами. По прибытии на место прибывшие регистрировались и получали подъемные деньги в размере ста рублей, что позволяло людям организовать быт. Не стали исключением и выходцы из белорусского Полесья, основавшие деревню Тургеневка в Иркутской губернии. Вместе с семьями их было 90 человек. Сохранить монокультурную этническую среду белорусам было сложно, поскольку российские власти стремились к скорейшей ассимиляции мигрантов. Одной из форм стали смешанные браки. Белорусским неженатым мужчинам рекомендовалось по жребию брать в жены буряток. Такой брак позволял основной массе холостых мужчин получать право на землю и ее сельскохозяйственное освоение. Земледельческое население из Беларуси должно было повысить плотность населения в Центральной Сибири и одновременно создать условия для продовольственной самообеспеченности региона разными видами продукции и товаров. Сочетание животноводства, охоты, рыболовства, характерных для бурят и якутов, с земледелием создавало такую основу. В Тулунском районе из 157 деревень, созданных за период реформы, 124 заселили этнические белорусы. Много белорусов было в Тайшетском, Нижнеудинском, Куйтунском, Аларском, Зиминском, Балаганском, Слюдянском районах Иркутской губернии. Белорусы расселилось также в Братском, Иркутском, Чунском, Шелеховском, Ангарском районах. В советское время по решению Н.С. Хрущева была реализована программа укрупнения населенных пунктов. Например, деревня Ахины после укрупнения стала наполовину бурятской по населению. Пятьдесят деревень смогли сохранить белорусскую этническую основу. К ним относятся поселок Бельск Усольского района, город Алзамай Нижнеудинского района. В деревнях Икей Тулунского района, Андрюшино Куйтунского района, Анучинск Балаганского района, Филипповск Зиминского района более 90 населения составляют этнические белорусы. Этнографическая среда позволяла проводить белорусские праздники, такие как «Каляды», «Гуканьнье Весны», «Купалье», «Дожинки», «Деды». Сегодня сохранению белорусских деревень в Сибири способствует общая атмосфера роста интереса к этническим феноменам культуры. Это явление нашло отражение и на телевидении. На телеканале «Культура» России получила статус регулярной передача «Россия любовь моя! Белорусы в России». Сохранению исторических связей деревень Беларуси и России способствуют родственные визиты. Так, родственники из деревень Сибири – Ермаки, Осиновка, Яловка посетили деревню Рогань Буда-Кошелевского района Беларуси. Молодежь, покинувшая сибирские деревни и сделавшая карьеру в промышленных регионах, помнит об исторических связях с Беларусью. На этой основе в городах Сибири функционируют общественные организации, которые способствуют сохранению исторических связей Беларуси и России. В Новосибирске, Тюмени, Иркутске функционируют творческие этнографические коллективы белорусов. Городские власти поддерживают через них активные связи с региональными администрациями Беларуси и Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации. Еще одним аспектом реализации исторической памяти на региональном уровне стали события первой мировой войны, которые побудили миллионы жителей Беларуси искать спокойной жизни в регионах России. Часть белорусов вместе с россиянами участвовала в боях. Среди них были мужественные люди, настоящие герои. Один из них И.Лойко. Он родился в Минской губернии в 1892 году. После церковно-приходской школы поступил в Минское реальное училище. В 1914 году завершил обучение в Алексеевском военном училище. Получил звание подпоручика. Но его влекло небо. В 1915 году он завершил обучение в авиационной школе в Севастополе. На фронтах первой мировой войны И. Лойко осуществлял вылеты к линии соприкосновения с целью нанесения воздушных ударов и разведки. В 1916 году был награжден орденом святой Анны четвертой степени. Стал командиром девятого истребительного авиационного отряда, воевавшего на Румынском фронте. По итогам участия в боях сбил шесть самолетов противника, имел более пятисот летных часов. Принял участие в ста воздушных боях. Будучи участником белого движения, в 1920 году покинул Россию. В 1924 году вернулся в СССР. Был репрессирован. Вследствие чего биография его обрывается на острове Вайгач1. Таким образом, реформы Столыпина создали уникальное основание для сотрудничества регионов Беларуси и России. Этнографические особенности белорусской культуры сохраняются на территории Сибири в деревнях и поселках2. Это способствуют укреплению дружественных отношений между Беларусью и Россией в различных формах культурной деятельности. Данный тезис подтверждает деятельность Новосибирского центра белорусской культуры. Он создан постановлением главы администрации Новосибирской области от 04.09.2000 г. № 723 в целях сохранения и развития белорусской культуры по предложению президента автономии этнических белорусов В.В.Галузо. Центр сосредоточен на задачах этнокультурной деятельности. Открыто пятнадцать филиалов центра в Новосибирской области в местах компактного проживания этнических белорусов. Среди них филиалы в Кыштовском районе в деревне Колбаса, Северном, Куйбышевском, Болотнинском, Мошковском районах в деревнях Ташара, Смоленка, Коченевском районе в деревне Новомихайловка, городе Бердске. Создано более пятидесяти художественных коллективов, исполняющих белорусские песни и танцы. В их деятельности важную роль играют театральные белорусские постановки. Работает 15 клубных формирований, включая вокальный ансамбль «Крыничка». В его составе семь человек. Руководитель Дубограева Ирина Владиславовна. Детские вокальные ансамбли «Святки», «Кужалёк», «Кавали», кружок кройки и шитья «Гаспадыня», клуб любителей национальной вышивки «Прыгажуня» создали пространство культурного творчества для девочек и мальчиков. Фольклорному ансамблю «Крыничка» присуждено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». Ансамбль стал лауреатом Межрегионального фестиваля-конкурса «Сибирские самоцветы», проходившем в Томске (2003 г.), Международного фольклорного фестиваля «Сибирские родники» (Тюмень 2003 г.), Международного конкурса «Молодые голоса Сибири» (Новосибирск 2005 г.). Звание «Народный самодеятельный коллектив» присуждено также ансамблю «Чапурушка» Коченевского района. Важную миссию межкультурного общения выполняет фестиваль белорусской культуры «В гостях у Лявонихи». В рамках фестиваля подводятся итоги проделанной центром белорусской культуры работы за год. На фестиваль приезжают творческие коллективы из Новосибирска, различных областей Сибирского региона. Фестивалю способствуют связи с Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации, Министерством культуры Республики Беларусь, белорусскими диаспорами Томска, Тюмени, Иркутска, Москвы, общественными организациями города Новосибирска. Творческие коллективы центра белорусской культуры выступали вместе с белорусским ансамблем «Сябры». Заключены договоры о творческом содружестве с муниципальным образовательным учреждением – школой-садом № 123, центром детского творчества (ЦДТ) «Содружество» Калининского района, с кафедрой народной художественной культуры (НХК) Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). В ноябре 2006 года организован и проведен областной фестиваль белорусских художественных промыслов и ремесел. В марте 2007 года проведен региональный фестиваль-конкурс детского творчества. Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы и Новосибирский центр белорусской культуры заключили в 2013 году соглашение о сотрудничестве. На этой основе ведется обмен информационными и методическими материалами, проводятся семинары, мастер-классы. К этому сотрудничеству присоединились представители Культурного центра «Беларусь» Павлодарской области. Проект поддержан Ассамблеей народа Казахстана Павлодарской области. В результате возникла основа для совместной деятельности местных властей в области культуры. Она способствует региональному сотрудничеству в области образования. 1 Лойко Лариса Егоровна – к.филос.н., доцент кафедры философии и идеологической работы Академия МВД Республики Беларусь, Минск. E-mail: larisa.loiko@tut.by 2 Титовец А., Фурсова Е., Тенкова Е. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве. – Мiнск, 2013. - С. 3-4. 3 Очерки истории белорусов в Сибири в XIX – ХХ вв. – Новосибирск, 2002. 1 Лойко А.Н., Лойко Е.Н., Лойко А.Н. Неоконченная повесть: История о русском летчике Иване Лойко. – Томск, 2006. 2 Лобачевская О.А. Орнамент новой эпохи. Техника и мотивы вышивки Костюм в русском стиле: городской вышитый костюм конца XIX – начала ХХ века Сост. Л.Б. Скляр. – М., 2013. - С.33-42.