Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Истоки таланта ‒ родная земля Материалы межрегиональных литературно-краеведческих чтений




страница1/6
Дата02.07.2017
Размер1.01 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное учреждение культуры

Переславского муниципального района

«Организационно-методический центр»
Департамент образования администрации

Переславского муниципального района

Ярославской области

Истоки таланта ‒ родная земля

Материалы

межрегиональных литературно-краеведческих чтений

(Переславль-Залесский, 18 ноября 2015 г.)

Переславль-Залесский

2015

ББК 83.3(2Рос-4Яро2Переславль)



И 89
Редакционная коллегия:

И. В. Колмаченкова, О. А. Кручинина, Т. С. Платонова


И 89 Истоки таланта – родная земля: материалы межрегиональных литературно-краеведческих чтений (Переславль-Залесский, 18 ноября 2015 г.) / Организационно-методический центр; сост. О. А. Кручинина. – Переславль-Залесский, 2015. – 90 с.
В сборник включены результаты изучения материалов о жизни и творчестве писателей-земляков, представленные на литературно-краеведческих чтениях «Истоки таланта – родная земля». Особое внимание в докладах уделено роли библиотек в изучении литературного краеведения в современных условиях. Авторы статей – представители вузовской науки из Ярославля, работники учреждений культуры и образования из Переславского района, Костромы, Переславля-Залесского.

Материалы, представленные в сборнике, помогут вывести на качественно новый уровень просветительскую и воспитательную работу с детьми и молодёжью в библиотеках, учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования Переславского края.

Сборник адресован библиотекарям, учителям, музейным работникам, а также всем интересующимся ярославским краеведением.
© МУК ПМР «Организационно-методический центр»

© Авторы материалов



Истоки вдохновения

Сегодня как никогда остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры, изучения прошлого и настоящего своей малой родины. Неоспорима мысль о том, что малая родина, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало только говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, и людей, которые жили до нас и которые живут среди нас. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край становится частью его судьбы. Хотелось бы надеяться, что книга, которую читатель, особенно молодой, держит в руках, будет способствовать повышению его духовных запросов, поднимет интерес и желание читать серьезную литературу.

Вполне возможно, что узнавание новых и забытых имён даст толчок к литературным экспедициям по авторским местам, чтобы глубже узнать и понять свой родной край, ведь история не простит нам ни одной потери. Сборник даёт прекрасную возможность повысить свои знания в области литературы и всего того, что связано с ней.

Нужно помнить еще одну непреложную истину: не место красит человека, а человек место. Поэтому надо активно познавать, сохранять и преумножать всё то, что мы сегодня имеем. А литературное краеведение – это основа, расширяющая и обогащающая знания молодых людей о литературных традициях Переславского края.


В. В. Маркова,

заместитель Главы администрации

Переславского муниципального района

Ю. Я. Никитина

(г. Переславль-Залесский)
Н. И. Колоколов «даровитый человек, не успевший выполнить и половину своих жизненных задач»

Имя нашего земляка, писателя Николая Ивановича Колоколова, было хорошо знакомо читателям 20-30-х годов прошлого столетия. Наиболее известный его роман «Мед и кровь» получил высокую оценку А. М. Горького. Роман дважды издавался в России (1928, 1933 гг.), был переведен на три европейских языка. Его произведения печатались в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь». Выходили в свет сборники стихов и рассказов: «Земля и тело», «Радужный поясок», «Шкура ласковая» и др. Тем не менее, несмотря на видимую успешность и признанность, Н. И. Колоколов пополнил плеяду авторов, не прижившихся на литературной почве 1930-х годов в силу того, что «недостаточно четко выявил свою гражданскую позицию».

Цель данной работы – еще раз напомнить о жизни и творчестве незаслуженно забытого талантливого писателя. Филолог Синохина И. В., исследовавшая творчество Н. И. Колоколова, полагает, что он, безусловно, занимает значительное место не только в истории Владимирского, Костромского, Иваново-Вознесенского края, но и во всей отечественной литературе XX в. и «краеведческие рамки тесны для него». Переславский краевед М. И. Смирнов отзывался о писателе как о «даровитом человеке, не успевшем выполнить и половину своих жизненных задач».

Николай Иванович Колоколов родился в селе Выползова Слободка, Переславль-Залесского уезда, Глебовской волости 26 марта (7 апреля) 1897 года в семье местного священника.

В 1922–1923 гг Н. И. Колоколов собственноручно составил биографические сведения и библиографию для «Словаря писателей и ученых Владимирской губернии». Из автобиографии следует, что читать и писать будущий литератор «выучился восьми лет от роду и в том же возрасте написал свое первое стихотворение «Сенокос». С 8 до 10 лет учился в монастырской церковно-приходской школе Алексеевской женской пустыни, после чего (в 1907 г.) был принят в Переславское духовное училище. Здесь пробыл четыре года (по 1910–11 учебн. год.), отличался великолепными способностями и «нравом весьма вредным» (отзыв надзирателя). «Вредный нрав» проявлялся в многочисленных шалостях, а иногда и в серьезных, резких столкновениях с начальством. Балл по поведению обычно был ниже остальных баллов, что не помешало, однако, окончить училище первым учеником на «круглом пяти». В училище много читал – преимущественно русских классиков. В 1911 г. задумал издавать рукописный ученический журнал «Первый труд», но вышел только один номер: журнал был запрещен смотрителем училища, хотя не заключал в себе никакого «вольномыслия». Пробовал выпускать его тайно, но сотрудники, из страха наказания, отказались в нем участвовать.

С осени 1911 – 12 гг. обучался во Владимирской духовной семинарии. Во Владимире увлекался театром, ученье забросил, с учителями и воспитателями вел себя вызывающе и был у них на плохом счету. Много писал – преимущественно в стихах, еще больше читал. Осенью 1912г. начал печатать свои вещи в газете «Владимирский листок» (псевд. «Зрячий»), потом в газете «Старый Владимирец» (без псевд.). Немного позже стал печататься также в газете «Ярославские Новости». Той же осенью в семинарии произошла забастовка, и в числе наиболее активных участников ея был уволен «без поведения». С такой славной аттестацией нельзя было поступить ни в одно казенное учебное заведение. Выручил университет им. А. Л. Шанявскаго в Москве, в каковой поступил в 1914–15 учебн. году. Но окончить его не удалось ввиду призыва на военную службу в мае 1916 г. На военной службе, с перерывами, пробыл до ноября 1921 г. <…> В течение всей военной службы оставался рядовым солдатом.

В Москве стал печататься с 1914 г., в Петрограде – с 1916 г. С тех пор значительных перерывов в литературной работе не было. Писал и в драматической форме. В 1921 г. в Переславль-Залесском Гарнизонном театре были поставлены пьесы: «Не грех», «Без точки зрения», «Песнопевец с Чортовых Куличек», «Товарищ Виктор». Пьесы «Не грех» и «Песнопевец» минувшей весной были приняты к постановке одним из московских театров миниатюр (Б. С. Борисова), но по ряду случайных внешних причин постановка их не состоялась. Готовится к печати и постановка комедии в пяти действиях «Карьера Прибауткина».

В политических партиях не состоял».

Краткая автобиография позволяет нам сделать вывод о непростом и бунтарском характере Николая Колоколова. Однако здесь ничего не сказано об окружении писателя. Известно, что в семинарии он сблизился со своими сверстниками, интересующимися литературой: Д. Семеновским, А. Сокольским, Я. Виноградовым, С. Бессоновым, а у Шанявского познакомился с Сергеем Есениным и стал его близким другом. По воспоминаниям поэта Д. Н. Семёновского, они часто встречались в маленькой комнате Н. Колоколова, вели разговоры о военных событиях, об откликах на них в литературе, о журналах и редакторах. Николай Колоколов дружил с Сергеем Есениным до последнего дня поэта. В июне 1919 года проходил литературный вечер  Есенина, на котором он читал новые стихи. Перед началом вечера с докладом о его творчестве выступил Н. И. Колоколов. По рекомендации Есенина Колоколова приняли в литературное объединение «Дворец искусств». В своей автобиографии 1925 г. Есенин напишет: «В университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко». Вскоре после знакомства молодые поэты Сергей Есенин, Николай Колоколов и Иван Филипченко сфотографировались в фотографии Суворова. Со снимка на нас глядят молодые, полные жизни и надежд талантливые писатели. К сожалению, их надеждам не суждено было сбыться. В 1925 году не стало Сергея Есенина, в 36 лет ушел из жизни Николай Колоколов. Иван Гурьевич Филипченко был арестован и осужден по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации, а в марте 1937 года расстрелян.

Большая часть сознательной жизни Николая Ивановича Колоколова прошла за пределами Переславля и Переславского уезда. Известно, что в 1918-1922 гг. он жил в Переславле. По свидетельству сына, Бориса Николаевича Колоколова, здесь писатель женился в первый раз, однако семья скоро распалась, и Николай Иванович говорил, что никогда больше не свяжет себя брачными узами. Второй раз писатель женился после своего отъезда в Иваново-Вознесенск на Елене Михайловне Латышевой. Жизнь и деятельность Николая Колоколова в Переславле, его связь с Залесским краем до сих пор не была предметом специального исследования. Однако образ малой родины запечатлен во многих его произведениях. Так, в детском рассказе «Чудо-рыба» читаем: «По речному берегу раскинулась Рыбная Слободка. Домишки в ней низки и стары. За Слободкой вбегает на гору город: туда рыбаки носят на продажу добычу. А дает добычу озеро, в которое впадает река. <…> Привыкли рыбаки к озеру больше, чем к земле. <…> Широко и глубоко озеро. В бурную погоду синеет оно и, покрытое курчавыми беляками, шумно вбегает на песчаные берега. Зато в тихие летние дни вода неподвижна и прозрачна, как зеленовато-голубое стекло». Из этого описания мы сразу узнаем реку Трубеж, Рыбацкую слободу, город Переславль-Залесский и, конечно же, Плещеево озеро.

Николай Иванович Колоколов был знаком с основателем и первым директором Переславского музея, выдающимся краеведом Михаилом Ивановичем Смирновым. В Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО) хранится рукописный очерк М. И. Смирнова «Н. И. Колоколов» и письмо Колоколова от 25 декабря 1928 года, адресованное Смирнову (копии документов находятся в фондах Переславского музея-заповедника). Из очерка ясно, что до отъезда Колоколова в Иваново-Вознесенск, Смирнов ничего не знал о писателе. Только потом услышал о нем от отца и сестры сельской учительницы. Знакомство директора музея с Колоколовым состоялось в 1923 году при весьма необычных обстоятельствах: «на разборе дела профсоюза работников просвещения о неправильном увольнении одной учительницы. Заведующим УОНО был партиец Романов Павел Яковлевич, по образованию сельский учитель из крестьян. Ловкач и бабник, каких в начале революции расплодилось немало и затем бесславно сошло со сцены. <…> Эту учительницу, молоденькую и интересную вдовушку, он заставил с ним жить, а затем, когда надоела, выгнал из школы за развратное поведение. <…>Николай Иванович страстно выступал в защиту потерпевшей, его голос дрожал от негодования. Громил он этого Романова с плеча, прерываясь, в повышенном тоне. Учительница была восстановлена.

После этого он был у меня в музее, знакомился с моей краеведческой работой и с тех пор в течение лет пяти-шести каждый раз, бывая в Переславле, заходил ко мне беседовать. <…> В один из таких заездов он дал мне два своих стихотворения: «Выползова слободка» и «Трехгорный ручей». Через несколько времени первое стихотворение взял обратно, передумал печатать, а второе, посвященное «Г. Н. Филянской – в память незабываемого года», оставил». Так же, как и М. И. Смирнов, позволим себе привести это стихотворение в полном объеме:

И вновь поет ручей Трехгорный,

Целуя нежно грудь Кубри,

И вновь вдали повис узорный,

Сияющий ковер зари.

Кукушки грустный крик в Аулке –

Чьих лет ведет вещунья счет?

А звон, медлительный и гулкий,

Из пустыни течет, течет.

Я бегал здесь еще ребенком,

Сбирал «барашки» и щавель,

Как искрится весельем звонким

Моих мечтаний колыбель!

Я помню облик милой Гали –

Мой маленький нежнейший друг!

Мы столько раз, играя, мяли

Под горкою прилегший луг.

Но все уходит – и ушла ты –

Куда? Не знаю. Нет следа.

Цвели рассветы и закаты,

Дни наслаждений и труда.

И много было встреч пьянящих

И зноя дел, и зноя ласк.

Но в днях неистово-кипящих

Не отыскал я свой Дамаск.

И возвратилась мысль в родное,

Припав к истокам первых дней,

Где в детском радостном покое

Все было проще и ясней.

И сердце снова льнет к картинам,

Ласкавшим первый мой расцвет –

К ручью, пригоркам и долинам,

Милей которых в мире нет.

Истлеют дни труда и неги,

Любовниц речи отзвучат,

Что будет жить в напевном беге

Хрусталь Трехгорного ключа!

Николай Иванович Колоколов в своем письме М. И. Смирнову сообщает, что выслал ему роман «Мед и кровь», а также рассказик «Чудо-рыба», интересуется здоровьем и работой, сетует на то, что в Переславле «умеют мешать подлинному труду».

Из очерка и письма Колоколова, адресованного М. И. Смирнову, становится ясно, что этих двух незаурядных и талантливых людей – писателя и краеведа – объединяло взаимное уважение, которое, возможно, могло бы перерасти в крепкую дружбу. Однако этому не суждено было случиться. После разгрома краеведческого движения в Переславле, М. И. Смирнов был сослан в Туруханский край: «С отъездом из Переславля я утратил связь с ним [Колоколовым] и изредка удавалось мне читать последующие его работы. О внезапной смерти, глубоко опечалившей меня, я узнал из газет». Николая Ивановича Колоколова не стало 26 декабря 1933 года. Причины, по которым он ушел из жизни, просты и сложны одновременно. В своей диссертации, посвященной творчеству Н. И. Колоколова, И. В. Синохина выделила несколько этапов жизни писателя, последний этап с 1929 по 1933 годы она назвала «временем попыток адаптироваться в условиях творческой несвободы и ухода из непоэтической эпохи». После успеха стихотворного сборника «Земля и тело», сборников рассказов «Радужный поясок», «Лицо ребенка», «Дегтярный дух», «Чудо рыба» и романа «Мед и кровь», о котором М. Горький отозвался как об «отличной книге», крепко ударившей «мещанина по душе», Н. И. Колоколов переехал из Иваново-Вознесенска в Москву для работы в журнале «Наши достижения». Жена писателя, Елена Михайловна, говорила, что московская жизнь сильно изменила писателя. Николай Иванович замкнулся в себе, стал худ, бледен, очень нервно реагировал на все; писать начал тяжело и подолгу. В 1931 году после ухода Николая Колоколова из журнала по причине разногласий с редактором, А. М. Горьким, его произведения нигде не печатали. Вскоре Н. Колоколов был исключен из Союза писателей, о чем его уведомили телеграммой за подписью все того же Алексея Максимовича. Сильная депрессия, материальная нужда и алкоголическое заболевание ускорило смерть Н. И. Колоколова. По воспоминаниям сына, Бориса Николаевича, жена писателя в минуты отчаяния сожгла переписку Николая Колоколова с другими литераторами, в том числе и с Сергеем Есениным.

Урну с прахом Николая Ивановича Колоколова поместили на Ваганьковском кладбище, недалеко от могилы Сергея Александровича Есенина. Во время эвакуации семьи в годы войны табличка с данными исчезла, и на этом месте находится уже новое захоронение.

Сегодня возрождается интерес к творчеству писателей 20-30-х годов прошлого столетия, незаслуженно забытых по ряду внелитературных причин, к числу которых относится и Н. И. Колоколов. На сегодняшний день существует ряд публикаций, посвященных биографии писателя и его своеобразному художественному миру, среди которых наиболее значимое место занимают исследования филолога И. В. Синохиной. Для нас особенно важно проследить связь писателя с нашим краем, его деятельность во время пребывания в Переславле, отражение местных реалий в творчестве Н. И. Колоколова. Эти вопросы станут предметом дальнейшего нашего изучения.

ИСТОЧНИКИ


  1. Колоколов Н. Чудо-рыба. ‒ М. : Крестьянская газета, 1930. ‒ 30 с.

  2. Синохина И. В. Творчество Н. И. Колоколова : Своеобразие художественного мира писателя : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. ‒ Иваново, 2002.‒ 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-10/1074-4

  3. Синохина И. В. Н. И. Колоколов в воспоминаниях родственников [Электронный ресурс] / И. В. Синохина, Т. А. Гайдмак. ‒ URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/win1251/az/lit/publ/sinkolok/m05_rods.htm. Проверено 14.10.2015.

  4. Синохина И. В. Н. И. Колоколов. Автобиография и библиографический список работ [Электронный ресурс] / И. В. Синохина, Т. А. Гайдамак. ‒ URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/win1251/az/lit/publ/sinkolok/m01_avt.htm. Проверено 14.10.2015.

  5. Смирнов М. В. Есенин рядом с ивановцами / М. В. Смирнов // Рабочий край. – 1986. – 10 августа. – С. 3

  6. РГАЛИ. Ф. 589. Оп.3. ед. хр. 2 Заявление Колоколова Н. И. о принятии его в члены литературного объединения «Дворец искусств» с рекомендацией Есенина С., Зайцева П. и Пильняка Б.

  7. РГАЛИ. Ф. 1624. Коллекция автобиографий и анкет писателей. Оп. 1. Ед. хр. 96

  8. Переславский музей-заповедник. НВФ № 3659. Смирнов М. И. Очерк «Н. И. Колоколов» / копия с ГАЯО Ф. Р-913. Оп. 1. Ед.хр. 11.

  9. Переславский музей-заповедник. НВФ № 3660. Письмо Колоколова  Н. И.  Смирнову М. И. от 25.12.1928 г.

Н. Н. Кузнецова

(Переславский район)
Малая родина – большая любовь

(Истоки таланта писателя Николая Брыкина)
Немногие села Ярославской области смогут соперничать с Нагорьем по красоте и живописности местоположения. Село раскинулось на высоком холме, с двух сторон его омывает река Нерль (волжская), на востоке распростерлось знаменитое Торчиновское болото, от которого в засушливое время исходит сильный жар.

В самом центре села стоит храм Преображение Спасово, его купола с золотыми переливами радуют души наших жителей, а вовремя службы колокольный звон раздается по всем окрестностям.

Село наше имеет свою богатую историю. В конце XVIII века оно было пожаловано Екатериной II русскому адмиралу Григорию Андреевичу Спиридову за победу над турецким флотом в Чесменском сражении.

Гордятся нагорьевцы тем, что именно здесь родились «вольный живописец» Михаил Шибанов, самородок-писатель и живописец Николай Васильевич Жуков, в имении Нарышкина в селе Елпатьево гостил французский писатель Александр Дюма-отец. В этом замечательном крае родился и писатель Николай Александрович Брыкин.

Н. А. Брыкин родился 19 декабря 1895 года в бедной крестьянской семье в старинном селе Даратники. До Октябрьской революции село входило в Загорьевскую волость Переславского уезда Владимирской губернии. В настоящее время оно находится на территории Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

Николай Брыкин окончил с похвальным листом трехгодичную церковно-приходскую школу, по бедности родителей не мог продолжить образование и вынужден был идти в «люди». Николай Александрович рассказывал, что в романе «На восточном фронте перемены» в образе Алексея Каширина он отразил свой жизненный путь: «До двенадцати лет жил в деревне. Зимой учился, летом помогал пастухам пасти мирской скот. Потом мать нашла, что теперь можно быть добытчиком... В Москве два года по шестнадцать часов в сутки мыл в трактире чашки, но не выдержал чайной каторги, сбежал. Не получилось из меня ни сапожных дел мастера, ни модного портного. Не понравилось и штукатурное дело. Тяжело и высоко... По совету дворника пошёл учиться на повара, затем самостоятельно работал по специальности... Потом учёба на вечерних курсах при народном университете Шенявского. Очень хотелось получить аттестат зрелости, но так и не удалось».

Началась Первая мировая война, и вскоре Николай Брыкин был призван в царскую армию. В 1917 году он вступил в партию большевиков и получил задание организовать в пехотном полку подпольную ячейку. В годы Гражданской войны в качестве комиссара участвовал в боях против Врангеля. На Северокавказском фронте он познакомился с начальником политотдела армии Дмитрием Фурмановым – автором романа «Чапаев». Это знакомство пробудило в Николае Брыкине желание заниматься литературным творчеством.

В 1921 году, демобилизовавшись, он поселился в городе Великие Луки и возглавил районную газету «Наш путь». В 1922 году Николай Александрович поступил в Ленинградский Коммунистический университет. Вскоре в газете «Ленинградская правда» стали печататься его статьи о социалистических преобразованиях на селе. Ленинградский горком партии, отмечая хорошие организаторские способности Брыкина, поручил ему создать Ленинградский областной Союз крестьянских писателей, а затем утвердил Николая Александровича его руководителем.

Н. А. Брыкин гордился, что был делегатом Первого Всесоюзного Съезда советских писателей, который проходил в Москве в августе 1934 года. Ленинградскую делегацию, куда входил Николай Александрович, представляли 30 писателей, среди них: Константин Федин, Николай Тихонов, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Ольга Форш, Борис Лавренев и другие.

К этому времени Н. А. Брыкин был уже признанным писателем. Отдельные его книги посвящены героическим будням Красной Армии. Он много пишет о деревне. Его произведения созданы на достоверном жизненном материале, в них писатель стремился нарисовать характер людей новой советской эпохи, показать изменения, происходящие в деревне, дать им оценку. Большая книга очерков «В новой деревне», вышедшая в 1925 году, была доброжелательно оценена А. М. Горьким.

В 1937 году Н. А. Брыкин возглавил Ленинградское отделение издательства «Советский писатель».

В самом начале Великой Отечественной войны он добровольцем уходит на фронт, служит в должности политрука роты, комиссара батальона, корреспондента армейской, а позже фронтовой газеты, инструктором политотдела. В боях за Берлин, при штурме Зееловских высот, он был дважды ранен.

После войны Николай Александрович вновь был назначен директором Ленинградского отделения издательства «Советский писатель». Вскоре в его жизни наступила черная полоса: в 1949 году Н. А. Брыкина обвинили в антисоветской агитации и пропаганде, и суд определил ему лишение свободы сроком на 10 лет. Из-за чего же он пострадал?

В предвоенные годы Н. А. Брыкин, возглавляя Ленинградское отделение издательства «Советский писатель», активно содействовал выходу в свет сборника стихов Анны Ахматовой. Он считал выпуск этой книги очень важным делом, т. к. её выход почитатели таланта поэтессы ждали с особым интересом. Анна Ахматова не раз подвергалась жесткой критике со стороны партийных деятелей. Гонения на известную поэтессу отразились и на судьбе Николая Александровича. Наказание он отбывал в г. Караганде. И только после смерти Сталина, дело в отношении Брыкина было прекращено. Он опять с головой окунулся в литературное творчество. В 1957 году вышла новая книга, роман «Искупление». За этим романом последовали еще книги – переиздания прежних и роман «На восточном фронте перемены» (1975 и 1977).

Из-под пера Н. А. Брыкина вышло 16 книг, по двум киносценариям созданы художественные фильмы, напечатаны сотни очерков, статей, фельетонов, помещенных в различных газетах, журналах и сборниках.

Произведения Н. А. Брыкина имеют не только историко-литературное значение. Лучшие из них не потеряли своей художественной ценности и актуальности и остаются востребованными и в наше время.

Н. А. Брыкин всегда поддерживал связь со своей малой родиной. В Даратниках проживает племянница Николая Александровича, Старикова Валентина Сергеевна, в Загорье проживает другая племянница, Дыбулина Александра Ивановна.

Много добрых впечатлений о нём сохранила учительница Бурцевской школы, ныне покойная, А. А. Щёкина. Александра Афанасьевна подарила библиотеке фотографии, на которых запечатлены встречи Н. А. Брыкина с учениками и учителями Бурцевской школы. После закрытия школы, Щёкина сохранила книги, подаренные писателем ученикам, и впоследствии передала их в Нагорьевскую библиотеку.

У Николая Александровича сложились добрые отношения с педагогическим коллективом Нагорьевской школы, он не раз встречался с учениками, охотно отвечал на письма школьников и нередко присылал им свои литературные произведения. Так, однажды в школу пришла бандероль из Ленинграда, и когда ее вскрыли, в ней оказалась новая книга с дарственной надписью автора: «В библиотеку Нагорьевской школы Ярославской области. Дорогие земляки. В 1968 году я имел счастье встретиться с вами. Тепло этой встречи и по сей день согревает меня. Посылая вам свой скромный труд, я говорю вам не прощайте, а до свидания, родные земляки. Ваш Ник. Брыкин, 3 декабря 1969 года, Ленинград».

В следующем году писатель прислал в Переславский музей переизданную книгу (романы «Земля в плену», «Стальной Мамай») с трогательной надписью: «…Я родился и вырос на старой и мудрой Переславской земле, земле великого Александра Невского, славного сына земли русской. Посылая в Краеведческий музей свой скромный труд, я заявляю, что всегда и везде считал себя должником Переславской земли, что вспоила и вскормила меня, гордился деяниями моих великих предков. Низкий поклон милой Переславской земле, её нивам и лугам, тенистым дубравам и неторопливым, но таким добрым и ласковым речкам. Ваш до гроба Николай Брыкин 5 июня 1970 г. Ленинград».

Каждый год с наступления теплых дней Николай Александрович приезжал в своё родное село Даратники, ходил в лес за грибами. Но больше всего любил общаться с людьми. Ходил в поля к колхозникам, расспрашивал о жизни, о трудностях, участвовал в общественных мероприятиях. Участник Октябрьской революции, ветеран двух войн, кавалер многих орденов, почетный член Союза писателей, он охотно делился своим богатым жизненным опытом с молодёжью.

Мне хорошо запомнился Николай Александрович. Это был довольно высокий худощавый человек интеллигентного вида. Он часто гулял в окрестностях Даратников, общался с нами, детьми.

Умер Н. А. Брыкин в 1979 году в возрасте 84 лет, похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

На Переславской земле он оставил добрую память о себе. Благородный долг земляков сохранить эту память для будущих поколений, потому что именно память помогает извлечь уроки из прошлого, обрести себя в настоящем и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

В 2005 году в день 110-й годовщины со дня рождения писателя в Нагорье прошли праздничные мероприятия: на здании Дома культуры установлена мемориальная доска, проведён литературно-музыкальный вечер, библиотеке было присвоено имя Н. А. Брыкина. Это большая честь, которая накладывает и большую ответственность.

В библиотеке оформлена экспозиция, посвящённая творчеству Н. А. Брыкина. В ней представлены книги писателя, фотографии, письма и материалы о его жизни и творчестве. Стало уже доброй традицией в день рождения писателя собирать местных книголюбов на литературный праздник «Наш земляк – Н. А. Брыкин». Его творчество находит отклик у современного читателя, помогает лучше почувствовать наше, уже ставшее историей, прошлое. В библиотечном фонде литературное наследие писателя, к сожалению, представлено очень слабо: всего две книги.

В течение многих лет особое внимание в работе библиотеки уделяется сбору, хранению, изучению и продвижению к читателям материалов об истории нашего, Нагорьевского края. Краеведческий книжный фонд дополняют папки с газетными материалами и фотоальбомы.

При активном участии местных жителей в библиотеке создан мини-музей крестьянского быта «Русская изба». Предметы, представленные в нём, позволяют посетителям лучше узнать историю села, его быт, традиции. В библиотечных мероприятиях охотно принимают участие ветераны войны и труда, самодеятельные поэты села и дети младшего и старшего возраста.

Библиотека тесно сотрудничает с местными учреждениями: детским социально-реабилитационным центром «Бригантина», отделением социального обслуживания на дому людей пожилого возраста, благотворительным фондом «Созидание», детским садом, школой. Принимаем участие в районных и областных конкурсах.

Информацию о наиболее ярких мероприятиях передаём в газеты «Переславский край» и «Переславскую жизнь», размещаем на сайтах Организационно-методического центра и Областной детской библиотеки имени И. А. Крылова.

В библиотеке для читателей проводится много различных мероприятий, на каждом из них мы обязательно уделяем внимание творчеству нашего земляка, писателя Николая Александровича Брыкина.

Библиотека находится в постоянном поиске новых форм и методов в работе с читателями, стремится соответствовать требованиям, предъявляемым населением к работе библиотеки. Мы надеемся, что деятельность нашей библиотеки приведет к повышению престижа чтения среди всего населения и повышению ее статуса.


ИСТОЧНИКИ

  1. Кравец А. М. Наш земляк ‒ писатель-патриот Николай Александрович Брыкин / А. М. Кравец // Советская Ярославия. ‒ 2006. — 25 января. ‒ С. 4-5.

  2. Ханин Б. Ю. Первый редактор. [Электронный ресурс] ‒ URL: http://news.live60.ru/posts/1408. Проверено 14.10.2015.



Н. Д. Евдокимова

(Переславский район)
  1   2   3   4   5   6

  • Истоки таланта ‒ родная земля Материалы межрегиональных литературно-краеведческих чтений (Переславль-Залесский, 18 ноября 2015 г.)
  • Истоки таланта – родная земля
  • Истоки вдохновения
  • Ю. Я. Никитина (г. Переславль-Залесский) Н. И. Колоколов – «даровитый человек, не успевший выполнить и половину своих жизненных задач»
  • Н. Н. Кузнецова (Переславский район) Малая родина – большая любовь (Истоки таланта писателя Николая Брыкина)
  • Н. Д. Евдокимова (Переславский район)