Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Источниковая база изучения истории росссии




страница1/3
Дата02.07.2017
Размер0.76 Mb.
  1   2   3

В. В. Алексеев Источниковая база изучения истории России



Глава 1
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ

ИСТОРИИ РОСССИИ
Особенностью работы историка является то, что он в отличие от естествоиспытателя, не может непосредственно наблюдать изучаемое явление здесь и сейчас в подавляющей массе случаев поставить эксперимент для проверки теоретических предположений. Его общение с прошлыми, то есть уже исчезнувшими к настоящему времени объектами и реальностью опосредованно историческим источником. Многообразные факты, извлекаемые из различных источников, составляют фундамент всего исторического познания. Вот почему понятие исторического источника находится в центре научной парадигмы методологии истории.

При определении того, что может выступить в качестве исторического источника следует учитывать, что в продуктах деятельности человека находит выражение его сущность, она как бы материализуется. Поэтому историческим источником является все, что создается в процессе разнообразной человеческой деятельности, а потому несет информацию о различных сторонах общественной жизни, отражает развитие человеческого общества во времени и служит основой для научного познания прошлого. Вместе с тем исторический источник является сохранившейся частицей былой жизни и деятельности ушедших поколений людей вот почему он позволяет не только выявить сведения об исторической реальности но также имеет конкретно-историческую ценность как памятник фрагмент исчезнувшего времени.

Современная научная классификация, учитывая преследуемые при создании исторических источников цели и исторически обусловленные формы отражения исторической реальности, прежде всего, выделяет их типы и виды. При этом если типы исторических источников остаются, в основном, неизменными, то виды и разновидности источников имеют более переменный состав. Некоторые их группы существуют только на протяжении одной исторической эпохи могут исчезать из оборота значительно изменять свою форму или вытесняться новыми. Это связано с тем, что на содержание источников влияют конкретные условия социально-экономического и политического развития человеческого общества, а внешняя форма зависит от достигнутого уровня материальной культуры и способов фиксации информации.

Любое конкретное историческое исследование опирается на определенную источниковую базу, которая представляет собой совокупность источников различных типов и видов, обладающих разной степенью подлинности, степенью концентрированности аккумулируемой информации, интенсивностью сведений об описываемых фактах действительности.



Тип исторического источника определяется характером тех знаковых систем, посредством которых в них фиксируется, закрепляется и хранится информация. Всего выделяют четыре типа источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические.

Человек окружает себя созданными для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей предметами порождает искусственную материальную среду. В совокупности эти дошедшие до наших дней артефакты в своем изначальном или фрагментированном виде обнаруженные в ходе археологических раскопок этнографических экспедиций сосредоточенные в музейных собраниях архивах и иных хранилищах составляют обширный корпус вещественных источников. Вещественным источником является аутентичный по происхождению материальный предмет, который обладает свойством длительной физической сохранности и одновременно выступает носителем семантической и эмоционально-психологической информации.

Вещественные источники важны, прежде всего, тем, что они дают возможность реконструировать древнейший дописьменный период отечественной истории, а для более поздних эпох существенно дополнять сведения других источников. Орудия труда домашняя утварь одежда остатки продуктов питания предметы быта монеты ювелирные украшения оружие транспортные средства и тому подобное раскрывают хозяйственно-производственную деятельность человека его повседневное окружение, отражают отдельные аспекты общественной политической духовной жизни. Главный метод, применяемый при историко-культурном изучении вещей – типологический. Внимание исследователя при этом сосредотачивается на материале, из которого предмет изготовлен его функции конструкции и форме на декоре времени и конкретной среде существования. В свою очередь, это зависит от природно-климатических условий достигнутого уровня производства, функционального предназначения народных традиций эстетических взглядов.

Необходимо учитывать особенность эволюции вещественных источников. Долгое время в условиях кустарного ремесленного производства практически любая вещь была достаточно индивидуальной в чем-то неповторимой. Но становление в России массового фабрично-заводского производства промышленный переворот XIX столетия широкомасштабная индустриализация в ХХ в. привели к значительной унификации и стандартизации вещей. Общий вектор развития вещественных источников, пожалуй, заключается в том, что при относительно стабильном видовом составе перманентно претерпевали изменения их разновидности с одновременным нарастанием одинаковости предметов.

Большой интерес в познавательном плане представляют изобразительные источники. Изобразительный источник – это материальное воплощение образного мышления людей отображающее в какой-либо изобразительной форме восприятие человеком окружающей действительности или своего внутреннего мира при помощи определенных выразительных средств. Данные средства отвечают целевому назначению изобразительного произведения по отношению к сферам человеческой деятельности и соответствуют времени и месту его создания.

Подобно вещественному окружению всякого рода изображения – наскальные изображения иконы рисунки плакаты картины миниатюры книжные иллюстрации чертежи и прочее – сопровождают человечество с древнейших времен (с момента зарождения духовности) и по сей день. Субъективный образ объективного мира в изобразительных источниках представлен в виде изображения, которое является синтетическим чувственно-логическим образом, часто имеющим художественное осмысление. Достоинство изобразительных источников кроется в мгновенном и цельном их восприятии наблюдателем. Тем самым можно воссоздать более или менее точно представление о визуальной стороне исторического события или явления. Достоверность изобразительного источника задается его функциональной направленностью и сферой деятельности человека, в рамках которой он создается. Наиболее ценными являются фото- и кинодокументы, а также видеофонограммы, поскольку использование при их создании технических средств позволяет максимально документально фиксировать внешнюю сторону фактов в конкретное время и конкретной обстановке.

Самый молодой тип – это источники фонические, которые закрепляют на том или ином носителе и воспроизводят с помощью механических или электромагнитных способов записи акустические волны. Данные источники появляются в конце XIX в. после изобретения фонографа давшего толчок развитию звукозаписывающей техники. Они отображают звуковую сторону исторической действительности, передавая не только общий фон событий, но и донося, например ритмику речи ее внутреннюю и смысловую организацию индивидуальные качества людей. С развитием техники записи звука меняется форма фонодокументов: звуковые валики из воска граммофонные и патефонные пластинки магнитофонные пленки и проволоки и т.п.

Фундаментальным, наиболее освоенным историками типом источников выступают письменные источники. Письменный источник представляет собой рукописный или печатный (то есть созданный с использованием каких-либо технических средств) текст, где доминирующим способом кодирования информации является письмо. Письменные источники в максимально удобной форме накапливают, хранят и передают разностороннюю социальную информацию. Именно потребность в сохранении и ретрансляции информации привела к появлению письменности. Если на заре человеческой истории сведения о различных природных и социальных феноменах необычных явлениях деяниях выдающихся соплеменников передавались в устной форме от поколения к поколению, то по мере усложнения социально-экономической и политической жизни люди осознали необходимость более точного в долговременной перспективе закрепления информации, результатом чего стало изобретение письма.

Ниже будет дан обзор основных видов письменных источников по отечественной истории. Под видом понимают исторически сложившуюся совокупность источников, которые характеризуются одинаковостью внутренней формой и содержания что вытекает из единства происхождения и выполняемой социальной функции.

Самыми первыми письменными источниками в нашей стране были летописи. Они представляют собой повествование о самых разных событиях (преимущественно политических и военных) излагаемых более-менее последовательно по годам их совершения. Структурной единицей летописи является погодная статья, обычно начинающаяся с оборота «В лето…» (то есть «В год такой-то»). Таким образом, каждому известию пытаются дать точную временную привязку: указание на число и месяц иногда даже на день недели время суток и т.д. Поэтому на первом плане у летописца стоят хронологические связи событий, а не причинно-следственные. По форме летописная запись может быть дискретной или событийно-перечневой развернутой.

Создание летописи являлось важным государственным делом, а заказчиками выступали как правило правящие князья и церковные иерархи. Центрами летописания были княжеские дворы епископские и митрополичьи кафедры приходские церкви монастыри. Участие в написании летописей представителей духовенства приводило к преломлению повествования через призму религиозного провиденционализма когда все исторические события пытались объяснить божественным предопределением.

Летописи использовались представителями государственной власти для описания сведений о своей деятельности и освещения ее под определенным углом зрения. Поэтому они не только способ накопления информации, но и средство политической борьбы. Главная задача летописцев не рассказ об истории как таковой, а изложение современных им событий с точки зрения определенного социального заказа. Вот почему летописи не есть чисто документальное повествование. На летописных списках лежит печать субъективного восприятия мира их создателями и переписчиками в них проявляется сословная психология и мировоззрение господствующей верхушки. Летопись неадекватна реальной жизни, она лишь выборочно знакомит с чередой событий явлений исторических лиц. Преследуя свою цель, летописец описывал и события отдаленного прошлого и то, что он наблюдал в настоящем отражал в своих записях не только размышления историка но и впечатления современника передавал общественное мнение своей среды тогдашние воззрения и пристрастия. Летописи неоднократно переделывались, дописывались, сокращались, редактировались, когда историю приноравливали к изменившейся политической ситуации и вкусам. Содержание летописи составляет собой синтез сведений заимствованные из различных источников – письменных записей устных преданий законодательных актов международных договоров выдержек из религиозных сочинений личных наблюдений и пр. Это предопределяло компилятивный характер летописей.

Небольшие по охвату хронологии и территории произведения принято называть летописцами. Более пространные повествования образуют собственно летописи, которые излагают события, свершившиеся на продолжительном отрезке исторического времени – с легендарных библейских времен и на протяжении многих столетий отечественной истории с присоединением записей за последние годы. Из нескольких летописей продолжавших одна другую средневековые летописцы создавали летописные своды. Своды делались, прежде всего, ради сохранения первоначального текста летописи как своего рода документа в новом произведении. Летописные своды имеют разновременные текстовые слои. Наряду с русскими известиями в летописи вносились сообщения о событиях, имевших место в жизни окружающих стран: Византии славянских и кочевых народов. Летописи обычно именуются либо по самоназванию, либо по месту находки и хранения либо по имени составителя заказчика прежнего владельца месту создания. Если из одного региона происходило несколько летописей, то им присваивают порядковые номера.

Начало русского летописания относят к концу X – началу XI в. Предполагают, что первый летописный текст, который А. А. Шахматов гипотетически назвал Древнейшим сводом, возник около 1039 г. в Киеве. Но подлинной основой последующих летописей стал достаточно устойчивый общий текст, написанный в 1113 г. монахом Нестором который по первым своим строкам получил прозвание «Повести временных лет». В разных редакциях «Повесть временных лет» послужила начальным ядром для иных летописных сводов, в составе которых она дошла до нас. В Древнерусском государстве главными центрами летописания, которое давало общерусский обзор, были Киев и Новгород.

В период феодальной раздробленности (вторая треть XII – конец XV в.) происходит расширение географии летописания. Помимо Киева и Новгорода летописи теперь создаются в Чернигове Переяславле Южном Галиче Волынском Суздали Владимире-на-Клязьме Твери Москве Смоленске Пскове. Памятниками этого времени являются летописи Ипатьевская Лаврентьевская Радзивиловская Троицкая, Новгородские 1 2 3 4 5-я и т.д. Правда, во многих случаях летописи нисходят с общегосударственного уровня к более локальному, местному обзору превращаясь в семейную хронику местной правящей династии с ограниченным кругом лиц и событий.

В период складывания затем дальнейшего укрепления Русского централизованного государства летописание стало обеспечивать идеологическую поддержку нарождающемуся самодержавию и новой политической системе. Первенство переходит к московскому летописанию. Московские официальные летописи внесли особый вклад в распространение новых политических идей. Так, например «Степенная книга» стремилась доказать богоизбранность русских самодержцев, поэтому повествование об исторических событиях разбито на 17 «ступеней» в каждой из которых излагалось жизнеописание государя, сопровождаемое житиями митрополитов и святых, действующих в ту пору.

В XVI в. меняется подход летописцев к обработке используемого материала. Они стремятся к более подробному освещению событий, компилируя известия различных источников и предшествующих летописей. В это время были созданы такие крупные летописные своды как Никоновская и Воскресенская летописи Летописец начала царства. Особо следует отметить Лицевой свод, в котором свод был проиллюстрирован более чем 16 тысячами миниатюр. Стремление вписать русскую историю не просто в библейский контекст, а во всемирную историю породили новый тип исторического сочинения – хронограф результатом чего стало создание нескольких редакций Русского хронографа. От летописи хронограф отличался структурой и содержанием, претендующим на глобальный охват. В начале его помещалось оглавление с указанием пронумерованных глав и их названиями.

В XVII в. в летописях погодный принцип изложения уже не проводится последовательно он лишь привычная форма. Нарастание повествовательности летописных текстов превращало их в книги для занимательного чтения. Основными чертами летописания этого периода становятся усиление тематической связности изложения дидактическая направленность идеализация персонажей. Именно это демонстрируют Новый летописец и летописный свод 1652 г. Появляется новый вариант летописного текста, в котором внимание сосредоточено на одном объекте, что приводило к нарушению погодной хронологической сетки. Во второй половине XVII в. в связи с развитием постоянно действующих органов государственного управления, где велась делопроизводственная документация оформлением как жанра собственно исторических публицистических и литературных произведений летописание в качестве общегосударственного дела перестает существовать. Расширяется география распространения и социальный состав лиц, которые вели погодные записи для себя преимущественно личного семейного круга. В результате летописные произведения обретают все более узкий характер вытесняются на периферию общественной жизни и сходят на нет.

Важную группу источников образуют законодательные и публично-правовые акты. Законодательные акты есть документы, изданные верховным органом государства и наделенные высшей юридической силой которые устанавливают в правовых формулах положения обязательные в масштабах всей страны или в пределах определенных территорий. Прочие публично-правовые (подзаконные) акты разъясняют нормы или конкретизируют практику применения законов. Законодательство на каждом историческом этапе задает комплекс определенных стандартов правоотношений, которым обязаны следовать органы власти и государственного управления общественные организации, хозяйствующие субъекты отдельные лица. В совокупности юридические нормы регулируют отдельные сферы политических социальных экономических отношений.

Законы – один из главных источников для изучения различных аспектов деятельности государственных учреждений, так как предписывают и оформляют их устройство функции компетенцию порядок работы. Вместе с тем законы являются формой социального контроля за поведением общества, поскольку выражают волю господствующей сословной или классовой страты. Ввиду того, что законодательно-правовые акты определяют отношения между властью и обществом государством и индивидом это дает возможность исследовать взаимодействие общества и власти как единой системы.

Изменения в законодательстве обусловлены эволюцией политической строя и социально-экономических отношений. Развитие отечественного права тесно было увязано со сменой исторических типов и форм государства. По мере эволюции государства увеличивалось число субъектов, попадавших в поле зрения законодателя, усложнялась сама его законотворческая деятельность. Государство стремилось охватить своим регулированием все значимые сферы общественного и государственного бытия.

Закон в качестве источника нормы права возникает в Древнерусском государстве. Ввиду того, что государство заинтересовано в единообразном выполнении этих норм, то право начинает существовать в фиксированной форме, из устного превращается в писаное законодательство. Самые ранние законодательные акты, которые дошли до нас сохранились в окружении текстов, не имеющих собственно юридического характера. Наиболее древние упоминания об отечественных юридических установлениях встречаются в приведенных в летописях международных договорах русских с греками 907, 911 и 944 гг. в которых имеются ссылки на некий Закон русский. Но вероятнее всего это были еще нормы обычного права, бытующие в устной форме.

Первым же законодательным памятником была «Русская Правда» появившаяся около середины XI в. Ее нормы отражали реалии тогдашней государственной и социально-экономической жизни. Текст «Русской Правды» известен в трех редакциях. Краткая редакция, возникшая не позднее 1054 г. представляет собой результат деятельности великого киевского князя Ярослава Мудрого по систематизации права. Появление Пространной редакции относят к 1120–1130-м гг. Основная тенденция развития текста «Русской правды» заключалась в том, что от княжеского домениального закона она разрасталась в сборник норм феодального права вообще, охраняющий уже не только княжеское имущество или слуг, но и любого другого «господина». Пространная редакция представляет собой довольно развитое феодальное законодательство, в котором нашли отражение нормы гражданского уголовного и процессуального права. Сокращенная редакция составлена примерно в середине XV в. как переработка Пространной редакции, связанная с исключением устаревших норм.

После распада Древнерусского государства в период феодальной раздробленности законодательство внутри самостоятельных княжеств-государств развивается преимущественно в форме княжеских грамот, исходящих от местных князей. Они были главными источниками права в XIII–XV вв.

На Северо-западе Руси – в Великом Новгороде и Пскове – были созданы собственные законодательные акты, которые отражали своеобразие общественно-политического строя и развития данных русских земель, определяемого, прежде всего, их городским и торгово-ремесленным характером и республиканским устройством. Это Псковская (1467 г.) и Новгородская (1471 г.) судные грамоты. Если Русская Правда содержит, преимущественно, нормы уголовного и процессуального права, то судные грамоты больше внимания уделяли гражданскому праву, что было связано с расширением товарно-денежных отношений.

Особую область законодательства представляло церковное (каноническое) право, которое складывается на Руси с принятием христианства. Под юрисдикцию канонического права подпадало белое и черное духовенство церковная прислуга из мирян а также остальное христианское население когда речь шла о вопросах вероисповедания соблюдения порядка богослужений брачно-семейных и сексуальных отношения, частично наследственных делах. Основным источником канонического права стала «Кормчая книга», представляющая собой перевод на русский язык византийского свода церковных правил, а, кроме того, заимствований из других византийских законов и их славянских переделок. Дополняли «Кормчую» великокняжеские церковные уставы Владимира I Cвятого и Ярослава Мудрого. В XIII–XIV вв. церковные юридические установления развивались в новых сборниках – «Мериле Праведном» и «Правосудье митрополичьем».

С началом процесса собирания русских земель вокруг Московского княжества задачи централизации в руках великого князя настоятельно требовали издания законодательных актов, которые бы утверждали приоритет его администрации, устанавливали более прочные связи между правительством и населением. Наиболее ранними и известными актами такого рода являются Двинская (1397–1398 гг.) и Белозерская (1488 г.) уставные грамоты, а также Белозерская таможенная грамота (1497 г.). Данные грамоты юридически оформляли вхождение упомянутых в их названии территорий в состав Московского государства, распространяли на них суверенитет московского великого князя. Таким образом, параллельно с политическим объединением государства идет объединение юридическое.

Возникновение единого централизованного государства Российского потребовало унифицировать юридические нормы. Также надо было на новой правовой основе регулировать отношения между формирующимися сословиями служилого и неслужилого населения между властью и обществом обеспечить собственнические права на землю и закрепощаемое крестьянство. Первыми общегосударственными законодательными сборниками стали Судебники 1497 и 1550 гг. В них начинает складываться системность права, хотя еще в зачаточной форме. Тем не менее, они создавали базу для дальнейшей законотворческой деятельности. Более того, Судебник 1497 г. оказал огромное влияние на развитие правовой мысли не только России, но также в странах Западной Европы. Новым памятником канонического права стал «Стоглав» специально принятый на церковном соборе в 1551 г.

Последующие после Судебника 1550 г. законодательные и нормативные акты стали собираться в своеобразные сборники по роду деятельности образовавшихся центральных органов управления – приказах. В результате сформировались указные (уставные) книги приказов Разбойного Земского, Поместного и др. Важное юридическое значения имели царские указы приговоры Боярской думы и Земских соборов.

В середине XVII в. в 1649 г. было принято Соборное уложение. Ему присуща широта юридического охвата почти всех основных аспектов социально-политической и экономической жизни. Фактически всеобъемлющий законодательный свод по самым разным отраслям феодального права.

Переход к абсолютной монархии привел к расширению разнообразия законодательных актов. Царские указы теперь стали разделяться на именные и простые объявленные и сенатские; появляются издаваемые в особо важных и торжественных случаях манифесты; функционирование органов управления определяется теперь регламентами учреждениями уставами наказами, утвержденными докладами и т.д. Впрочем, название не всегда соответствовало подлинному назначению и содержанию акта. В XVIII в. составляются отраслевые правовые сборники: Воинский артикул 1715 г. Духовный регламент 1721–1722 гг. Морской устав 1729 г. Устав о векселях 1729 г. Устав благочиния 1782 г. и пр. Для абсолютистского государства характерно наличие огромного количество законодательных актов, посредством которых правительство стремится регламентировать жизнедеятельность каждого сословия и, по возможности, каждого поданного. Однако часто положения разнородных актов противоречили друг другу. Тем самым возникала настоятельная потребность по систематизации права. Кодификация права рассматривалась царским правительством как выражение провозглашенного принципа «законности», как средство укрепления существующего строя и его государственного аппарата. К повышению роли закона толкали возраставшие в стране капиталистические отношения.

Результатом сложной кодификационных работ стало издание в 1830 г. «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ) в 45 томах. В него вошло около 50 тысяч разнообразных юридических актов появившихся на свет, начиная с Соборного уложения 1649 г. и до 3 декабря 1825 г. Впрочем, собрание не было стопроцентно полным поскольку далеко не все акты удалось разыскать в архивах ряд документов внешнеполитического и секретного характера также не вошел в него. Последующие редакции пополнялись за счет включения законодательства более позднего времени. Таким образом, ПСЗ является наиболее полной публикаций российских правовых актов с 1649 по 1913 гг.

Для практических нужд чиновников в 1832 г. был подготовлен 15-томный «Свод законов Российской империи», который отличался от ПСЗ тем, что излагал лишь действующие в данное время нормативные акты. Они группировались в предметно-тематическом порядке по отраслям правового регулирования. Помимо собственно законов печатались также утвержденные штаты ведомств, планы городов таможенные тарифы рисунки форменной одежды уставы акционерных обществ городских земских и частных кредитных учреждений. Свод законов затем переиздавался вместе с вносимыми обновлениями.

С 1862 г. текущее законодательство стали публиковать в периодическом издании «Собрание узакононений и распоряжений правительства издаваемых при Правительствующем Сенате». К данному изданию прилагались хронологический и алфавитный указатели на каждое полугодие. Оно выходило вплоть до Февральской революции, после чего было продолжено до осени 1917 г. уже под названием «Собрание узакононений Временного правительства».

В начале ХХ в. в связи с появлением в России парламента новыми источниками права становятся законопроекты, одобренные Государственной думой мнения Государственного совета постановления и положения Совета министров.

В советский период состав законодательных источников изменился. Основными разновидностями стали конституции собственно законы отраслевые кодексы.

Конституция считается главным законом страны, находится на вершине пирамиды законодательных и нормативных актов. Конституция формулирует базовые принципы общественного и государственного устройства характеризует социально-экономическую и политическую основу общества и государства. Конституции дают наиболее обобщенную концентрированную информацию о главных этапах развития советского общества отражают своеобразие конкретного исторического времени. При этом очередная конституция как бы подводит итог предшествующему развитию и в правовых нормах формулирует программу будущего устройства и дальнейшего прогресса социума.

Исторические условия разработки цели принятия обуславливают особенности содержания и структуру каждой конституции. Общегосударственные конституции советского периода принимались в 1918 1924 1936 и 1977 гг. Спецификой советского конституционного права было то, что конституции являлись формой не только союзного, но и республиканского законодательства. Каждая союзная и автономная республика имели свою собственную конституцию, действующую наряду с федеральной. Хотя единые принципы построения обуславливали большое сходство между ними и нередко текстуальное совпадение, но отличия имелись. В частности в ряде местных конституций говорилось об исторических условиях установления советской власти в данном регионе, включались специальные главы о бюджете.

Для первых лет существования советской власти характерны декреты – правовое оформление мероприятий по созданию нового государства переустройству социальных и экономических отношений. Декреты подчас выполняли, кроме того, некоторые агитационно-пропагандистские функции, так как зачастую имели более-менее пространную преамбулу, где объяснялись причины и характер предпринимаемых мер. Дополнялись декреты постановлениями резолюциями решениями съездов советов разных уровней правительственных административно-управлен-ческих органов. Множественность в наименовании законодательных актов – декрет постановление резолюция – сохранялась до середины 1930-х гг. С принятием конституции СССР 1936 г. для актов высшей юридической силы ввели единое именование – «закон». Для документов исполнительной власти сохранили названия «постановление» и «распоряжение». Особую разновидность образовывали совместные постановления высших органов законодательной власти партийного руководства и исполнительных органов государства, в которых сочетались черты законодательного акта и документа общественной организации (партийной директивы).

Для обнародования главных законодательных актов был использован дореволюционный опыт. Они публиковались в периодически выходивших изданиях: «Собрание узакононений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства» (с декабря 1917 по март 1918 гг.) «Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР» (с 1924 по 1937 гг.) «Ведомости Верховного совета СССР» (апрель 1938 – весна 1991 гг.) «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР» (июнь 1989 – октябрь 1991 гг.). Аналогичные публикации создавались в союзных республиках. Дополнительно выпускались различные сборники тематической направленности, включая издание ратифицированных СССР международных договоров конвенций протоколов соглашений.

Развитие отраслевого права знало три крупных этапа кодификационных работ: в 1918–1919 1922–1927 1958–1980-х гг. Первые еще не вполне совершенные советские кодексы были разработаны осенью 1918 г.: об актах гражданского состояния брачном семейном и опекунском праве кодекс законов о труде руководящие начала по уголовному праву. В первой половине 1920-х гг. их сменили кодексы уголовный, о труде, земельный, гражданский, уголовно-процессуальный, гражданско-процессу-альный, лесной, брачно-семейный, положение о судоустройстве. Затем долгое время изменение отраслевых законов шло посредством сепаратных актов. Новая кодификация стала осуществляться с конца 1950-х гг. Прежде всего, приняли Основы законодательства СССР и союзных республик по отраслям права, которые конкретизировались в республиканских кодексах. Но ряд кодексов имел общесоюзное значение – «Воздушный кодекс СССР» «Кодекс торгового мореплавания Союза СССР». В результате правовые нормы были приведены в соответствие изменившимся реалиям. На протяжении 1970–80-х гг. пытались разработать и внедрить в юридическую практику «Свод законов СССР» но это начинание не имело завершения.

В функциональном отношении к законодательным источникам примыкают и дополняют актовые материалы. Акты – это письменные юридические документы, в которых зафиксированы правовые отношения между двумя или более контрагентами. Акты оформляют экономические социальные политические взаимоотношения и сделки действия состояния предоставляют какие-либо права или служат доказательством их наличия. В отличие от закона, акты не создают правовые нормы как таковые, но напротив должны строго следовать им. В качестве субъектов правоотношений выступают физические или юридические лица: включая государственные или хозяйственные органы общественные организации профсоюзы духовные корпорации. С учетом юридического статуса контрагентов акты делятся на: публично-правовые (когда одним из контрагентов выступает государство) и частные акты. Большинство актов имеют сложившийся и устойчивый формуляр, то есть схематическое изложение содержание документа с использованием специальных структурных единиц-формул расположенных в определенной последовательности. В развитом виде акт имеет три основные части: начальный протокол основной текст конечный протокол.

Всего известно около 150 разновидностей актов. Они являются ценным материалом для изучения государственного устройства внутренней и внешней политики хозяйственной жизни социальных и правовых отношений. Возникнув из практических потребностей, акты имеют непосредственное отношение к событию, выступают как бы его составной частью. Поэтому достоверность сведений о данном историческом событии в целом объективна, менее всего зависит от субъективного восприятия его создателями актов (хотя это не исключает порой фабрикации фальшивых актов). Ограниченность актов в качестве источника кроется в том, что они посвящены отдельному факту, а не отражают течения и связи событий.

Долгое время актовые сделки заключались в устной форме, поэтому почти все известные нам акты первых веков отечественной истории – это немногие публично-правовые (международные) договоры, приведенные в летописях. Самыми древними прототипами частных актов некоторые историки считаю единичные берестяные грамоты XI–XII вв. найденные в Новгороде.

Несколько больше актового материала дошло от периода раздробленности XIII–XV вв. По-прежнему преобладают публично-правовые акты, среди которых можно выделить: а) внешнеполитические – договора Новгородской феодальной республики с Ганзейскими городами Ливонским Орденом Великим княжеством Литовским Швецией; Смоленского княжества с Ригой и Готским берегом; перемирная грамота 1371 г. великого московского князя Дмитрия Ивановича и великого князя литовского Ольгерда и т.п.; б) договоры между Новгородом и приглашенными князьями об условиях их служебной деятельности (самый ранний с тверским князем Ярославом Ярославичем середины шестидесятых годов XIII в. последний – 1471 г. с московским великим князем Иваном Васильевичем); в) докончальные грамоты между великими и удельными князьями – фиксировали установление вассально-сюзеренных отношений заключение политических или военных союзов разграничение прав на владение территориями о правовом статусе разных категорий населения. Много таких грамот появилось во время феодальной междоусобной войны второй четверти XV в.; г) между князьями и церковью о месте церковной организации в государстве разграничении юрисдикции; д) между верховной властью и отдельными светскими феодалами или духовными корпорациями. Прежде всего, это ханские ярлыки, выданные митрополитам об освобождении православного духовенства от ордынской дани. Самыми распространенными были грамоты жалованные, а также уставные. Жалованные грамоты даровали различные милости и привилегии отдельным владельцам вотчин, монастырям и храмам. Это акты индивидуального законодательства, посредством которых закреплялись владельческие права на пожалованные угодья, предоставлялся феодальный иммунитет: освобождение от налогов или повинностей, либо подчинение суду землевладельца всех людей, живущих на его земле. Уставные грамоты определяли порядок местного самоуправления и действия правительственной администрации в какой-либо местности. К ним примыкали кормленные грамоты определяющие порядок вознаграждения со стороны местного населения представителей княжеской власти.

Еще одну разновидность представляют княжеские духовные грамоты, то есть завещания получившие распространение с двадцатых-тридцатых годов XIV в. для оформления великокняжеской собственности. Частные акты социально-экономического происхождения в этот период пока редки.

По мере образование единого централизованного государства и развития товарно-денежных отношений с XV в. нарастает количество и разнообразие актового материала. Увеличивается число договорных грамот между князьями. Все больше сделок заключается в письменной форме. Частные грамоты оформляли переход недвижимого или движимого имущества или владельческих прав от одного лица к другому: грамоты купчие меновые данные закладные деловые договора дарения залога поручительства поклажи и пр. Складывание социальных категорий несвободных людей и процессы закрепощения привели к появлению таких грамот, как полные ссудные порядные оброчные отпускные служилые кабалы.

С возникновением в XVI в. центральных органов управления – приказов сделки стали, прежде всего, фиксировать в Печатном приказе. Тем самым государство стремилось установить свой контроль, так как акты записывались в специальных книгах выполняющих регистрационно-нотариальные функции. В частном секторе, прежде всего в монастырях создавались особые сборники – копийные книги, составленные из разновременных публично-правовых и частных актов для того чтобы иметь возможность при помощи их отстаивать свои права собственности на землю и имущество.

В XVI–XVII вв. возникают новые формы публично-правовых актов. Например, поручные записи оформляли отношения подданства крестоцеловальные грамоты и некоторые акты земских соборов – договоры короны с сословными группами. Такая практика впоследствии была продолжена в XVIII–XIX вв. посредством, скажем Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам 1785 г.

Еще более бурными темпами развиваются частные акты, что было связано с расширением на протяжении второй половины XVII по начало XX вв. предпринимательской и иной экономической деятельности новациями в области регулирования имущественных отношений и обязательственного права. Достаточно назвать появление договоров подряда поставки личного или имущественного найма товарищества заемные ссуды распорядительные залога имущества всевозможные доверенности. Очень часто эти сделки на основании закона имели явно выраженный сословный характер. По форме заключения договоры подразделялись на домашние явочные и крепостные. Именно последние в обязательном порядке должны были регистрироваться в Юстиц-коллегии позже в палатах гражданского суда и уездных судах. Купчая крепость (или просто – крепость) составлялась по поводу распоряжений относительно недвижимого имущества.

Крестьянская реформа 1861 г. породила уставные грамоты и выкупные платежи, которые определяли условия выхода крестьян из крепостной зависимости обязательства сторон на период пребывания крестьян в статусе временнообязанных финансовую сторону их освобождения.

Развитие капитализма в России породило такие разновидности как договора товарищества страхования комиссии запродажи мировой сделки. Сюда можно присовокупить уставы акционерных обществ, в которых отражалась информация о целях учреждения компании ее названии местонахождении направлениях деятельности размере капитала эмиссии акций организации и порядке управления.

Серьезные перемены произошли в актовом материале после Октябрьской революции 1917 г. Главным образом доминировали публично-правовые акты: международные договоры протоколы концессии пакты договоры между субъектами советской федерации. Но значительно сократилась сфера использования актов частноправовых. В советской юриспруденции даже отсутствовал сам такой термин. Хотя в узких рамках частные акты все же допускались. Некоторый всплеск заключения актов произошел в период НЭПа на фоне лихорадочного возобновления хозяйственно-коммерческой деятельности. Однако вскоре, по мере огосударствления экономики и утверждения административно-командного принципа в управлении производством, произошло существенное сокращение договорных отношений между предприятиями. Были распространены различные производственные договоры – о поставках ремонте оборудования и т.п. Впрочем, советская действительность породила специфические виды договоров. Среди них можно назвать договора контрактации на поставку крестьянами сельскохозяйственной продукции государству договоры машинно-тракторных станций с колхозами об обслуживании последних техникой (были в ходу с 1929 по 1954 гг.) генеральные договоры предварительные заказы коллективные договоры между администрацией предприятия и комитетом профсоюзов договора о социалистическом соревновании.

У актового материала много схожего с делопроизводственной документацией создаваемой во время функционирования органов государственного управления. Комплекс делопроизводственных материалов возникает как результат целенаправленного и осмысленного создания документов, которые обеспечивают выработку и исполнение решений по различным вопросам в процессе деятельности управленческого аппарата. Субъектами, которые принимают управленческо-организационные решения, могут выступать государственные учреждения различных уровней органы местного самоуправления частновладельческие предприятия и их объединения общественные корпорации объединения и организации политические партии. Обращения и заявления частных лиц в официальные инстанции также включаются в состав делопроизводственных материалов.

Накопление и сохранение письменной информации по уже решенному вопросу необходимо для рационализации деятельности учреждений и их служащих, поскольку в будущем может возникнуть необходимость возврата к уже рассмотренному случаю или обращение к нему в связи с аналогичными обстоятельствами. В этом случае делопроизводство выполняет информационно-справочную функцию. Комплекс документов отложившихся в ходе решения конкретного вопроса принято называть «делом». В процессе создания делопроизводственных документов большое значение имеет порядок их оформления, так как последовательные процедуры согласования и утверждения наложение на документ специальных реквизитов придают ему подчас нормативно-юридическую силу.

Содержание документов и конкретной состав документации определялись функциями органов учреждений организаций предприятий и тому подобных институтов, в которых они возникли, а также целями, которые стояли перед их авторами. Принципиальное сходство задач разрешаемых при организации управления обусловило формирование схожих комплексов в разные исторические эпохи выработку преемственных во времени базовых разновидностей и вариантов документов.

В целом следует различать документирование общей деятельности и документирование специальной деятельности. Общая документация обеспечивает сношения конкретного учреждения с вышестоящими органами власти равными или нижестоящими учреждениями в частной сфере это общение с другими инстанциями (прежде всего в области хозяйственно-предпринимательской). Специальная документация отражает конкретную оперативную деятельность того или иного учреждения по отдельным вопросам.

Как общая, так и специальная документация могут иметь разработанные типовые формы, именуемые формуляром или достаточно свободные индивидуальные менее стесненные формальными предписаниями. В зависимости от целевого предназначения и используемых формуляров, делопроизводственную документацию можно подразделять на следующие группы: 1) нормативные и организационные документы (уставы учреждения положения стандарты инструкции номенклатуры дел); 2) распорядительные документы (приказы мандаты поручения предписания); 3) протокольная документация, фиксирующая ход обсуждения решаемых дел (протоколы стенограммы журналы); 4) текущая деловая переписка (официальные письма докладные записки рапорты); 5) материалы, связанные с планированием деятельности учреждения (перспективные планы обязательства); 6) материалы учета документооборота (разного рода картотеки реестры журналы и книги входящих и исходящих документов); 7) отчетная документация (отчеты доклады балансы).

Система документооборота и делопроизводства изменяется вместе с переменами в системе управления составе и принципах деятельности органов управления. Основная тенденция эволюции делопроизводственной документации заключалась в следующем: постепенно изменялся состав документов за счет увеличения числа разновидностей. Это вело к перераспределению информации об отдельно взятом деле внутри всего комплекса документов. Одновременно изменялся формуляр – в содержательном плане отражаемые сведения обеднялись, но построение становилось более строгим, тяготело к стандартизации. Существенный отпечаток накладывало появление новых способов записи информации; особенно данное обстоятельство проявлялось в специальной документации.

  1   2   3

  • Вещественным источником
  • Изобразительный
  • Письменный источник