Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа участника объединения краеведов-исследователей музея истории ддют учащегося 7-а класса средней школы №22




Скачать 148.9 Kb.
Дата24.06.2017
Размер148.9 Kb.
ТипИсследовательская работа


Ивановская область

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Ивановский городской Дворец детского и юношеского творчества (ДДЮТ)



153002. г.Иваново, ул.Батурина, 12/5;

тел/факс (4932)32-71-80, E-mail: ddjut@mail.ru





II Всероссийский конкурс

юношеских учебно-исследовательских работ

«Юный архивист»
Спасский храм в Иваново-Вознесенске
Исследовательская работа

участника объединения краеведов-исследователей музея истории ДДЮТ

учащегося 7-а класса средней школы № 22
Борисова Петра Антоновича

Дата рождения: 08.06.2000



Научный руководитель:

Любимова Альбина Георгиевна

Педагог-организатор ДДЮТ,

153002, ул. Батурина12/5,

т. 32-85-85



Консультант: Бутрин Егор Сергеевич

Главный специалист отдела публикации и использования документов

Государственного архива Ивановской области

Иваново, 2014



Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………..….3

  2. Спасский храм г. Иваново-Вознесенеска

    1. Благотворительная деятельность А.И.Гарелина…………………..4

2.2. Архитектура Спасского храма……………………………………...4

2.3. Страницы истории храма…………………………………………….6

5. Заключение………………………………………………………………..9

6. Источники и литература………………………………………………...10

7. Приложение……………………………………………………………...11

Введение


В дореволюционный период необычные и неповторимые по красоте храмы Иваново-Вознесенска радовали сердца его жителей и гостей. С тех пор неузнаваемо изменился облик нашего города. К сожалению, время оказалось особенно беспощадным к великолепным городским храмам, которые прежде придавали неповторимость Иваново-Вознесенску. Эта участь не миновала одно из красивейших творений церковного зодчества – храм Спаса Всемилостивого. Знаменательно то, что это великолепное по своей архитектуре сооружение было возведено по проекту знаменитого московского зодчего Федора Осиповича Шехтеля.

Меня заинтересовал необычный облик и история этого храма, и мы решили заняться исследованием этой темы.

В начале работы мы поставили перед собой цель: исследовать архитектурный облик и проследить историю храма Спаса Всемилостивого.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:



  1. Изучить источники и литературу по данной теме.

  2. Познакомиться с деятельностью архитектора Ф.О.Шехтеля – автора проекта храма.

  3. Узнать о роли ивановского фабриканта и благотворителя А.И. Гарелина в строительстве храма.

  4. Исследовать архитектуру храма.

  5. Проследить историю храма с момента постройки до его разрушения в 1937 году.

Работая над данной темой, мы изучили литературу, где в той или иной степени отражается история и архитектура Спасского храма. Прежде всего,мы обратились к трудам ивановского краеведа А.М. Тихомирова: недавно изданному путеводителю по городу и книге «Храмы Иваново-Вознесенска». Основываясь на полученных сведениях, мы изучили также литературу, где уделяется внимание биографии А.И.Гарелина – ивановского фабриканта и благотворителя, на средства которого был возведён этот храм. Именно Александр Иванович сумел привлечь знаменитого московского архитектора Ф.О. Шехтеля для осуществления проекта Спасского храма.

Особое внимание мы уделили работе с документами в Государственном архиве Ивановской области, которые позволили нам подробнее узнать некоторые страницы истории Спасского храма. Работая в архиве, мы также изучили статьи периодических изданий, прежде всего дореволюционных, таких как: «Ивановский листок», «Владимирские губернские ведомости». Для получения дополнительной информации по данной теме мы использовали интернет-ресурсы.



  1. Спасский храм г. Иваново-Вознесенеска

    1. Благотворительная деятельность А.И. Гарелина

Александр Иванович – один из представителей известной предпринимательской династии иваново-вознесенских фабрикантов Гарелиных. С 1899 года он стал хозяином крупной фирмы – «Товарищество мануфактур Ивана Гарелина с сыновьями». Жена А.И. Гарелина, Мария Александровна, происходила из известного рода московских предпринимателей Крестовниковых. Вместе с ней Александр Иванович занимался активной благотворительной деятельностью.10

Он был одним из тех, кто пожертвовал деньги на строительство музея во Владимире. Александр Иванович был также попечителем торговой школы в Иваново-Вознесенске, низшего механико-технического училища, содействовал открытию мужской гимназии. Его жена состояла в «Обществе вспомоществования бедным ученицам» женской гимназии. В 1893 году он выделил средства на внутреннюю реконструкцию Ильинского храма в Иваново-Вознесенске. За свои заслуги в благотворительной деятельности в 1911г. А.И.Гарелин был награждён орденом Святой Анны второй степени.11

В 1898 году Александр Иванович начал подготовку к строительству на его средства Спасского храма в местечке Хуторово. Как было указано выше, Александр Иванович привлек к выполнению проекта известного московского архитектора Ф.О.Шехтеля, впоследствии автора известного во всей стране Ярославского вокзала, Художественного театра в Москве и других значительных архитектурных сооружений.


    1. Архитектура Спасского храма.

В 1888 году в России широко отмечалось 900-летие Крещения Руси. В связи с этим архитекторы вновь обратились к историческому византийскому стилю при проектировании и строительстве церковных построек. Именно этот стиль для проекта Спасского храма в Иваново-Вознесенске избрал Фёдор Осипович Шехтель.12Работа над проектом была завершена в 1898 году, а в следующем году состоялась закладка храма на Всесвятской улице, ныне улица Ермака, на месте энергетического колледжа.13

Главный престол Спасского храма был посвящен празднику Происхождения честных древ Креста Господня, а боковые – Преподобномученику Никону и Святому Иоанну Рыльскому.14 Этот крупный пятиглавый храм поражал современников великолепием внешнего и внутреннего убранства. Территория храма окружалась оградой с металлическими решётками, выполненными по эскизам самого Шехтеля в виде ритмичного растительного орнамента и изображений креста. Основание храма (цоколь) подчеркнуто крупным рустом. Каменная лестница, огражденная мощными подпорными стенками, вела к нарядно украшенному перспективному порталу. Стены украшали мозаичные орнаменты и барельефы с изображением крестов. Храм завершался пятью узорчатыми шлемовидными куполами на граненых барабанах.

Интерьеры храма также восхищали своим великолепием. В храме были установлены двухъярусные иконостасы из белого мрамора с позолотой отдельных деталей (элементов). Беломраморные иконостасы храма и приделов слились в единую трехчастную композицию. Ее широкий разворот, давая почувствовать обширность храма, подчеркивает и его целостность.15 Нарядные, радующие глаз стены были украшены красивым орнаментом в византийском стиле и расписаны фресками. Иконы были выполнены палехскими мастерами. Стены и своды храма расписывали ученики московского Строгановского училища.16 Образцом послужила роспись Владимирского собора в Киеве. В алтаре над главным иконостасом находилось изображение Богородицы – копия знаменитой росписи В.М. Васнецова.7 Паникадила (люстры) храма были выполнены по эскизам самого Ф.О. Шехтеля.

Церемония открытия храма, которая состоялась 30 октября 1903 года, отличалась пышностью. Накануне здесь совершили Всенощное бдение ректор Владимирской духовной семинарии архимандрит Евгений, ключарь Владимирского кафедрального собора протоиерей П. Евгенов, протоиерей Иваново-Вознесенского Покровского собора Д. Сперанский и городские священники. Утром 30 октября прибыл епископ Муромский Платон, совершивший освящение храма. Как писали «Владимирские губернские ведомости»: «…Величественное архиерейское служение, стройное пение архиерейских певчих при чудном резонансе храма, великолепие икон в беломраморном иконостасе, прекрасная настенная живопись, блеск дорогой церковной утвари и облачений – всё это производило на молящихся особое впечатление. Во время причастного стиха священник Вознесенской церкви г. Иваново-Вознесенска о. М. Великосельский сказал приличествующее торжеству слово».Епископ Платон благословил А.И. Гарелина и подарил ему две иконы: Преподобного Сергия Радонежского и Владимирской иконы Божией Матери. Представители администраций Владимира и Иваново-Вознесенска почтили торжество своим присутствием.17

Знаменательно то, что церковное здание располагалось в районе целого комплекса домов и благотворительных учреждений, которые также были построены по инициативе А.И. Гарелина и его жены Марии Александровны. Это были здания родильного дома, детского приюта, училища с бесплатной библиотекой, одного из первых в городе детских садов и поселка из 11 домов для рабочих и служащих фабрики А.И. Гарелина. Окончание строительства Спасского храма и его торжественное освящение явилось завершением создания ансамбля зданий благотворительного назначения. Город с благодарностью принял щедрый дар благотворителей. С этого дня началось духовное служение в стенах храма.


    1. Страницы истории храма

В дореволюционные годы в Спасском храме проходили не только церковные Богослужения, но по инициативе его благотворителей со 2 октября 1911 года при нем проходила работа Свято-Ольгинского Общества Трезвости. Целью Общества была борьба с пьянством среди населения. Средствами к достижению этой цели служили: раздача и продажа книжек, листовок и картин противоалкогольного содержания. Важная роль отводилась проповеди в храме и просмотру так называемых «туманных картин» (слайдов, диафильмов) с чтением и комментариями. Председателем Общества стал иерей Спасского храма о. Александр (Миртов).18

Следует отметить, что за содействие в деятельности Общества супружеской чете была выражена благодарность со стороны руководства Общества трезвости, в которой были такие слова: «Всегда отзывчивые на все доброе Мария Александровна и Александр Иванович пустить в ход дело общества своею помощью любезно предоставили помещение, равно фонарь и освещение» (так в документе).19

Уже на первой встрече, которая проходила в помещении школы М.А. Гарелиной, присутствовало более 400 человек. Были проведены беседы по темам: «Спаситель и грешники», «Пить до дна – не видать добра». Хор Спасского храма исполнял духовные песнопения.20 В некоторых духовных беседах принимали участие представители Общества Хоругвеносцев Покровского собора, хор Александро-Невского храма. В связи с тем, что духовные беседы пользовались большим признанием жителей города (иногда присутствовало более 600 человек),21 некоторые из них проводились в более вместительном зале окружного суда. Общество проводило крестные ходы в сёла Елюнино, Семёновское, которые продолжались до 1916 года. Прихожане Спасского храма, в том числе члены Общества трезвости – рабочие фабрики А.И.Гарелина, не оставались равнодушными к нуждам других храмов города. Они пожертвовали часть своего заработка на приобретение 20000 кирпичей для ограды Введенского храма.22

В начале первой мировой войны деятельность Общества трезвости при Спасском храме активизировалась. На его собрании 24 августа 1914 года было принято постановление о ходатайстве перед властями города «о совершенном и всегдашнем прекращении торговли спиртными напитками».

29 августа прихожане Спасского храма, члены Общества трезвости приняли участие в Молебне на Соборной Покровской площади в честь Всероссийского праздника трезвости.23Последнее упоминание о деятельности Свято-Ольгинского Общества Трезвости на страницах печати (в газете «Иваново-Вознесенск») было 14июля 1917 года, где сообщалось о проведении традиционного Крестного хода в село Семеновское.24

Метрические книги Спасского храма отражают деятельность клира по регистрации рождений, браков и смертей прихожан. В 1905 г. отмечено 1098 родившихся, 28 браков, 285 умерших, в 1906 г. –1124 родившихся, 49 браков и 349 умерших, в 1915 г. – 1573 родившихся, 14 браков и 395 умерших, 1916 г. – 1034 родившихся, 16 браков и 387 умерших.25 Таким образом, храм обслуживал значительную часть жителей Иваново-Вознесенска (судя по происхождению прихожан, прежде всего, крестьян, в изобилии стекавшихся на заработки в большой промышленный город). В дальнейшем мы предполагаем более подробно проанализировать социальный состав прихожан и выявить наиболее известных из них, сыгравших значительную роль в общественной жизни города и края.

После революции 1917 года храм продолжал свою деятельность в трудных условиях. В храме продолжают совершаться церковные Богослужения. В документах областного архива отражены факты назначения священников, дьяконов для совершения служб в Спасском храме только при наличии разрешения горсовета. Разрешение на посещение домов прихожан священниками храма в дни празднования Рождества и Крещения нужно было также получить в горсовете. На просьбы прихожан, как правило, был отрицательный ответ. Например, в декабре 1931 года причиной отказа было указано наличие «эпидемических заболеваний в городе».26 В последующие годы на подобные просьбы просто накладывалась резолюция «отказать» без указания причин.

До начала 1930-х годов церковному зданию ещё не угрожало уничтожение. В 1933 году храм передали православной общине обновленческого направления. На просьбу прихожан храма староцерковного направления о предоставлении части храма для продолжения совершения церковных служб был получен отказ. 28 сентября 1935 года было принято постановление облисполкома о закрытии Спасской церкви, ликвидации её как культового здания и передаче его в распоряжение ивановского горсовета для переоборудования под клуб рабочих фабрики им. Ф. Дзержинского. Данное решение было принято с целью выполнения наказа избирателей участка фабрики им.Ф. Дзержинского и населения местечка Хуторово. 29 сентября 1935 года ивановский горсовет принял постановление «О переоборудовании помещения храма под клуб фабрики Дзержинского».27

Судя по документам архива, на помещение храма также претендовали Ивановская городская артель по производству игрушек и мастерская по выработке деталей обуви. Об этом ходатайствовал Ивановский межрайонный многопромысловый кооперативный союз.28 Несмотря на просьбу президиума горсовета о том, чтобы «привести в исполнение его постановление о ликвидации Спасской церкви, учтя, что здание это требуется в срочном порядке на промышленные цели», зимой 1937 года храм был взорван. Этому предшествовала ревизия имущества храма комиссией в составе представителей Горкомхоза, Городского финансового отдела, областного музея, в результате которой был составлен акт. Он определял дальнейшую судьбу культовых предметов и утвари храма. Серебряные, металлические предметы и особо ценное облачение передавались в Госфонд для реализации.

Культовое имущество, имеющее, с точки зрения данной комиссии, культурную ценность передавалось областному музею. А вот деревянные иконы, книги и другие церковные предметы данная комиссия сочла не имеющими никакой ценности, и они подлежали уничтожению.29

Металлические решетки ограды храма в конце 1930-х годов были перенесены к зданиям текстильной академии и химико-технологического университета (современное название), при этом изображения крестов были удалены. Так завершилась история замечательного по своей архитектуре и духовной значимости храма. В 1943 году на его месте был построен энергетический техникум (ныне Ивановский энергетический колледж ).
Заключение

Мы проследили историю и исследовали архитектурный облик уникального Спасского храма. В начале ХХ века он стал завершением комплекса зданий благотворительного назначения в Хуторове, построенных на средства супругов А.И. и М.А. Гарелиных. Своим великолепием он служил истинным украшением этой части Иваново-Вознесенска. Велика также духовная и просветительская миссия храма, при котором на протяжении 6 лет успешно действовало Свято-Ольгинское Общество Трезвости, оказывая благотворное влияние на население города Иваново-Вознесенска. После 1917 г. церковная жизнь в городе постепенно сходила на нет, что проявилось и в судьбе Спасского храма. Сначала доступ прихожан к нему был ограничен, а потом и вовсе закрыт. В 1935 г. храм был передан под клуб фабрики им. Ф. Дзержинского, а через два года взорван, несмотря на его выдающееся архитектурное значение и даже производственную необходимость в эксплуатации здания. Разрушение храма стало значительной утратой для архитектурного облика города и ещё одним из примеров безжалостного отношения властей к духовным традициям народа. Следует отметить, что основные вехи истории храма нам позволили проследить архивные документы из фондов ивановского фабриканта Д.Г. Бурылина, Товарищества мануфактур фабрики И. Гарелина с сыновьями, Ивановского горсовета и Уполномоченного Совета по делам религий, а также материалы дореволюционной периодической печати из библиотеки Государственного архива Ивановской области.




Источники и литература

  1. Государственный архив Ивановской области (далее ГАИО). Ф. 6 (Ситце-печатная и ткацкая фабрика товарищества мануфактур Ивана Гарелина с сыновьями). Оп.1.Д. 265, 387, 407, 705, 707.

  2. ГАИО. Ф. 218 (Коллекция метрических книг церквей города Иваново-Вознесенска Шуйского уезда Владимирской губернии). Оп. 3. Д. 56, 57, 57-а. 62, 63.

  3. ГАИО. Ф.205. (Бурылин Дмитрий Геннадьевич – фабрикант, меценат, коллекционер г.Иваново-Вознесенска Владимирской губернии. 1852-1924). Оп.1. Д.264.

  4. ГАИО. Ф. Р-31. (Ивановский горисполком). Оп.8.Д.8.

  5. ГАИО. Ф. Р-2953. (Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ивановской области). Оп.3. Д. 385.

  6. Освящение Спасского храма в Иваново-Вознесенске //Владимирские губернские ведомости.1903.№46.

  7. Свято-Ольгинское общество трезвости, что при Спасской церкви//Ивановский листок.1911.№211.

  8. Хроника//Ивановский листок. 1911. № 209,224, 227, 232, 260, 268; 1912. № 117, 220; 1914. № 53, 103, 142, 151, 181, 183, 186; 1915. № 145; 1916. № 19, 103, 106.

  9. Всероссийский праздник трезвости //Ивановский листок. 1914. №187.

  10. Извещение Совета Свято-Ольгинского общества Трезвости о Крестном ходе // Иваново-Вознесенск.1917. №86

  11. Балдин К.Е. Я.П. Гарелин: предприниматель, историк, меценат. М., 1993.

  12. Бяковский В.С. Дома и люди. Кн. 3. Иваново, 2000.

  13. Герасимов В.В. Сквозь пласты времени, очерки о прошлом города Иванова. Ярославль, 1988.

  14. Захарова О. Дар городу// Ивановская газета. 1993. №125.

  15. Захарова О. Притяжение рода // Ивановский архив. №1.1996.

  16. Иваново: Историко-архитектурный путеводитель. Иваново, 2002.

  17. Иереи Шуйского уезда Владимирской губернии (XIX- 1918 г.). Историко - генеалогический справочник. Иваново,2003.

  18. Имена улиц города Иванова. Иваново,2008.

  19. Кириченко Е.И. Ф.О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. М., 2011.

  20. Малыгина М. Уроки доброты. Ивановский архив. Краеведческий научно-популярный альманах №1.1996.

  21. Тихомиров А.М. Храмы Иванова-Вознесенска.- Иваново, 1996.

  22. Тихомиров А.М. Иваново. Иваново-Вознесенск. Иваново, 2011.

  23. Экземплярский П.М. История города Иванова. Ч.1. Иваново, 1958.

Интернет-ресурсы

1.http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Шехтель,_Фёдор_Осипович


  • II Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» Спасский храм в Иваново-Вознесенске
  • Борисова Петра Антоновича
  • Консультант : Бутрин Егор Сергеевич
  • Спасский храм г. Иваново-Вознесенеска Благотворительная деятельность А.И. Гарелина
  • Архитектура Спасского храма.