Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа Предметно-пространственная среда как индивидуализация образовательного процесса




страница1/6
Дата17.06.2017
Размер1.19 Mb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества «У Белого озера» г. Томск



Исследовательская работа

Предметно-пространственная среда как индивидуализация образовательного процесса

Автор Фролова Н. З.

педагог дополнительного образования

ДДТ «У Белого озера»

Томск

2004

Содержание




Введение …………………………………………………………………………………………...
1. Подготовительный этап исследования индивидуализации

образовательного процесса ……………………………………………………………………….

1.1 Трактовка терминов «индивидуализация» и «дифференциация»

в педагогической литературе………………………………………………………………..…….

1.2 Отечественный опыт индивидуализации обучения………………………………………

1.3. Педагогические технологии, отражающие личностно – ориентированный подход …...

1.3.1 Принципы обучения в сотрудничестве ………………………………………………..

1.3.2 Метод проектов …………………………………………………………………………

1.3.3 Разноуровневое обучение …………………………………………………………..….

1.3.4 «Портфель ученика» ……………………………………………………………………

1.3.5 Использование ресурсов Интернет ……………………………………………………

1.3.6 Возможные способы индивидуализации на занятии …………………………………


1.4. Зарубежный опыт индивидуализации и дифференциации обучения……………………

2. Диагностический этап исследования индивидуализации образовательного процесса …..

2.1 Характеристика образовательной среды ДДТ «У Белого озера» …………………………

2.1.1. Организация методической деятельности педагога. ……………………………

2.1.2. Информационное и техническое обеспечение деятельности педагога. ………

2.1.3. Перспективы использования технического обеспечения

деятельности педагога. ……………………………………………………………………………

2.2 Мониторинг образовательной деятельности. ………………………………………………

2.2.1 Вопросы для самоанализа степени индивидуализации образовательного процесса ……………………………………………………………………………………………

2.2.1.1. Характеристика ребенка как субъекта образования ………………………

2.2.1.2. Изучение образовательной среды. ………………………………………….

2.2.1.3. Изучение образовательного процесса ………………………………………

2.3 Психологическое сопровождение исследования …………………………………………...

2.3.1 Описание внешних признаков индивидуальных особенностей ребенка………..

2.3.2 Классификация учащихся компьютерного класса по психологическим типам (цветовая схема) …………………………………………………………………………………...

2.4.Анализ полученных данных диагностического этапа исследования индивидуализации образовательного процесса.………………………………………………………………………


3. Основной этап исследования предметно-пространственной среды как индивидуализации образовательного процесса ………………………………………………

3.1.Анализ полученных данных основного этапа исследования……………...………...

3.2 Предметно-пространственная среда как индивидуализация образовательного процесса. Олимпиада «Устройство персонального компьютера». ……………………………

3.3 Положение об олимпиаде ……………………………………………………………….

3.4 Анализ результатов олимпиады ………………………………………………………..

Выводы ……………………………………………………………………………………………..

Словарь понятий общей педагогики, входящих в проблемное поле исследования по индивидуализации образовательного процесса…………………………………………………

Приложение …………………………………………………………………..……………………

Список литературы …………………………………………………………..……………………


3

4
4


7

10

10



11

12

12



13

13
13

17

17

17



18
18

19
19

19

20

21



23

24
27


28

30

30


32

33

34


36
37

42

59


Введение
Любая образовательная программа определяет возрастные, временные, образовательные, воспитательные, развивающие рамки образовательного процесса по направлениям деятельности педагога и детского коллектива.

Индивидуальность – одно из важнейших базовых психологических понятий. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности – это и есть проявление творчества.

Какие условия должны создаваться в образовательном учреждении, чтобы ребенок мог не только сохранить, но и реализовать свою индивидуальность?

Индивидуализация и дифференциация образования опираются на организацию совместной деятельности педагога и учащихся на всех этапах учебного процесса. Таким образом, организаторский компонент является важнейшим элементом педагогической деятельности.

Актуальность выбранной темы определила цель исследования:

Выявить оптимальные пути организации обучения компьютерной грамотности, учитывающие индивидуальные различия учащихся и уровень развития их способности к учению.
Объектом исследования является совместная деятельность педагога и учащихся на уроках компьютерной грамотности.
Предмет исследования – процесс индивидуализации обучения компьютерной грамотности.
В своем исследовании мною была выдвинута рабочая гипотеза: обучение компьютерной грамотности будет эффективным, если система дидактических и воспитательных средств, используемых на занятии, будет соответствовать целям деятельности, реальным познавательным возможностям группы, отдельных учеников, групп учащихся.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа научной литературы:

а) дать определение понятий “Индивидуализация”, выявить продуктивные методы отечественных и зарубежных педагогов, ученых и учителей,

б) изучить отечественный и зарубежный опыт индивидуализации и дифференциации обучения.
2) Проанализировать опыт учителей информатики, педагогов ДДТ «У Белого озера» по индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
3) Выявить специфику деятельности учителя в условиях индивидуализации и дифференциации.
4) Сконструировать оптимальный вариант деятельности педагога в условиях индивидуализации и дифференциации, экспериментально его апробировать.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме; наблюдение, беседы с педагогами, самоанализ педагогической деятельности педагога, педагогический эксперимент.
Исследование состоит из нескольких этапов:
Первый этап (подготовительный) – изучение научной литературы, опыта работы педагогов ДДТ «У Белого озера», определение проблемы исследования.
Второй этап (диагностический) – изучение деятельности педагогов в условиях индивидуализации и дифференциации, выявление нерешенных проблем.
Третий этап (основной) – разработка модели деятельности педагога в условиях индивидуализации и дифференциации, а также ее экспериментальное апробирование.
Четвертый этап (аналитический) – обработка полученных результатов и написание заключения по проблеме.
Апробация работы, реализация рабочей гипотезы осуществляются в ходе проведения эксперимента в естественных условиях учебного процесса.
1. Подготовительный этап исследования индивидуализации

образовательного процесса


    1. Трактовка терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в

педагогической литературе.
Поскольку в своей работе мною была поставлена цель - выявление оптимальных путей организации обучения компьютерной грамотности, учитывающие индивидуальные различия учащихся и уровень развития их способности к учению, то прежде всего считаю необходимым определить сущность понятий «индивидуализация» и «дифференциация». Без их знания выявление оптимальных путей невозможно. Поэтому, на мой взгляд, необходимо посвятить первый раздел исследования изучению проблемы индивидуализации и дифференциации обучения.

Как показывает анализ литературы, идея индивидуализации и дифференциации не является «изобретением» педагогической науки. Она была заимствована педагогикой непосредственно из психологии и отчасти из социологии конца XIX века. В науке термин «дифференциация» встречается гораздо раньше, чем «индивидуализация». В переводе с латинского difftrentia обозначает разность, различие. Первоначально он использовался в точных и естественных науках. В конце XIX века этот термин проник в социологию и психологию, появились новые направления. Например, «дифференциальная психология» – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Первыми крупными представителями дифференциальной психологии были А. Бине, Дж. Кентел, А.Ф. Лазурский.

Основным методом, используемым в дифференциальной психологии, является тестирование. С его помощью выявляются характерные общие свойства интеллекта личности. На этом основании определяется количество вариаций в психологических свойствах отдельных индивидов.

Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия творческих и организаторских способностей. Эксперименты в области дифференциальной психологии, метод тестирования нашли широкое применение в западной педагогике 20-х годов. В настоящее время достижения дифференциальной психологии важны для диагностики в процессе индивидуализации обучения, а также для прогнозирования дальнейшего развития склонностей и способностей учащихся /14, 332/.

В 20-е годы на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации (т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа). Данное направление в психологии оказало сильное влияние на западную педагогику, социологию и психологию /14, 337/.

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою весьма неопределенных значениях. К таким понятиям относится «индивидуализация обучения». Анализ литературы /4, 8, 24,/ показывает, что более точное определение в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются ввиду, когда говорят об индивидуализации.

Наибольшее затруднение при определении вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких понятия как «индивидуализация» и «дифференциация».

Как говорилось выше, для воспитания всесторонне развитой личности организатор воспитательного процесса обязан знать особенности, специфические качества воспитуемых и с их учетом выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Изучение индивидуальных особенностей и проблемы их учета в процессе образования не является открытием педагогики сегодняшнего дня. Корни ее уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом, на мой взгляд, и состоит понимание «индивидуального подхода».

В учебных пособиях по педагогике /28,31/ индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Е.С. Рубинский подробно рассматривает значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов и дает ее обоснование. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика..

Таким образом, индивидуальный подход, может пониматься как «Ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка выполняемой работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

В педагогической литературе часто встречается понятие «индивидуализация обучения», родственное «индивидуальному подходу». Но индивидуальный подход – это, как уже отмечалось, дидактический принцип. Индивидуализация же понимается рядом авторов /15, 35, 4, 55/, как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципа индивидуализации. В «педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает «индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способности к учению. В школе проводится в условиях коллективной работы с классом» /31,55/.

Индивидуализация обучения определяется как «организация процесса обучения» – любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся:

1) от минимальной модификации и групповом обучении до полностью независимого обучения;

2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала;

3) использование индивидуального обучения по различным предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.


Словарь терминов и понятий по проблеме «Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной школы» дает следующее определение индивидуализации обучения. «Индивидуализация обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к учению /55, 4/.
Я считаю это определение достаточно общим и размытым, оно более отвечает требованиям индивидуального обучения, как формы построения дидактического взаимодействия, нежели отражает всю глубину индивидуализации обучения, хотя полностью отражает принцип индивидуального подхода.

Таким образом, семантическое гнездо индивидуализации включает следующие определения: индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальное обучение. Последнее предполагает индивидуальную работу педагога и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным.

До некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому из-за болезни или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все стремления педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный способ обучения по ряду причин остается невозможен в практическом применении /4, 21/.

Учреждения же дополнительного образования могут использовать данный способ в силу особенности структуры учреждения и наличия кружковых объединений различной направленности и наполняемости групп.

При всей схожести данные понятия не являются синонимами и требуют четкого различия.

Основным понятием исследования является «индивидуализация обучения». На мой взгляд, наиболее емкое определение ему дала Инге Унт. Индивидуализацию обучения она понимает как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются /4, 21/.

Это позволяет учителю не быть ограниченным какими-либо рамками, стесняющими его деятельность.

По мнению И. Унт, понятие индивидуализации, популяризируемое в педагогической литературе, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого. Чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся сходных по какому-либо признаку /24/. Например, А.А. Кирсанов, рассматривает индивидуализацию учебной работы как систему дидактических и воспитательных средств, соответствующую целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса. Отдельных учеников, групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения /24/.

Инге Унт считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:


  • индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

  • учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

  • иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

  • индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой /55/.

По мнению автора, индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья – формирование различных типов школ и классов /16,28/.

На мой взгляд, создание учебных планов и программ, создание различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому-либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация.

Разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, укомплектование школ по профилям осуществляется в соответствии с о склонностями и интересами учащихся. Учащиеся получают общее среднее образование по всем предметам типового учебного плана и более глубокие в области основ науки, которая имеет теоретическое значение для избранной специальности. Большое внимание уделяется постановке преподавания профильных предметов /3,25/.

В такой трактовке дифференциация выступает как средство индивидуализации обучения /3, 4, 25/.

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному, половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика /4, 55/.

Рассмотрев понятия «дифференциация обучения» и «дифференцированный подход», считаю необходимым проанализировать также термин – «дифференциация образования». Оно является более обобщенным по отношению к предыдущим и включает специальные экономические, правовые, организационно-управленческие аспекты обучения. /55, 4/.

Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах. /24,8,4/.

Таким образом: исходя из анализа литературы, можно прийти к выводу, что понятия «индивидуализация» и «дифференциация» не являются достоянием лишь педагогики. Эти термины носят также междисциплинарный характер. Предметом наук, изучающих данное явление, непременно является человек.

По результату анализа литературы и практической работы в образовательном учреждении дополнительного образования ДДТ «У Белого озера» мною сформировано понимание индивидуализации образовательного процесса, применительно к деятельности педагога дополнительного образования:


Индивидуализация образовательного процесса – это создание каждому ученику наиболее благоприятных условий для развития и социализации, наиболее подходящих и эффективных образовательных программ и маршрутов.
1.2 Отечественный опыт индивидуализации обучения.
В 20-е годы в советской педагогике велись поиски новых путей организации обучения, направленные на реорганизацию системы образования. Так, например, был предложен бригадно-лабораторный метод. Д.О. Лордкипанидзе дает ему следующее определение: «это такой путь обучения, когда учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно ставят различные опыты и путем непосредственных восприятий усваивают определенные знания и навыки.

В последнее десятилетие проблема индивидуализации и дифференциации обучения активно изучается в отечественной педагогике.

Возможность построения систем обучения, альтернативных традиционной, явилась толчком к разработке ее теории и практики.

Вероятно тем, что данный процесс еще далек от завершения, и его изучением занимается множество ученых, объясняется отсутствие в педагогической литературе единой трактовки понятий «индивидуализации» и «дифференциации». В силу их нечеткости появились пограничные понятия, размытые по содержанию, сводимые к очень узким проблемам. Наиболее удачными определениями «индивидуализации» и «дифференциации» считаю понятия определения, предложенные И. Унт. Именно они будут использоваться в данной работе.

Школа индивидуального стиля обучения основное внимание, в отличие от традиционной школы, уделяет вовлечению каждого ученика в активную познавательную деятельность, формированию умений решать проблемы, развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их духовности.

Наконец, такая школа уделяет большое внимание обучению в сотрудничестве, в малых группах. Надо признать, что при всей привлекательности такой организации обучения, говорить с уверенностью о высокой эффективности такого обучения можно очень осторожно. Дело в том, что учащиеся таких школ действительно показали очень высокие академические знания, некоторые стали победителями национальных конкурсов. Сами учащиеся очень высоко отзывались о подобном подходе к обучению, они буквально влюблены в свою школу. Однако здесь в большей мере, чем при других подходах к обучению, важна роль учителя, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психологическом плане. Необходимо соответственно готовить учебные материалы, планы, программы, Все это требует действительно очень высокого профессионального мастерства, такта, определенных личностных качеств учителя. Возможно, за такими школами будущее. Но пока это лишь идеал, который, к сожалению, не может быть массовым.

Поэтому из всего многообразия педагогических технологий гуманистической направленности, чаще всего останавливаются на тех, которые могут быть достаточно органично и легко интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Развитие образование должно идти эволюционно, всякие революционные преобразования ему противопоказаны. Каждое нововведение должно быть тщательно подготовлено и в первую очередь должно быть осознано и освоено учителями.

  1   2   3   4   5   6

  • Автор Фролова Н. З. педагог дополнительного образования ДДТ «У Белого озера» Томск 2004
  • Объектом исследования
  • Апробация работы, реализация рабочей гипотезы осуществляются в ходе проведения эксперимента в естественных условиях учебного процесса.