Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа Почему главные герои былин и картины В. М. Васнецова «Три богатыря»




Скачать 147.58 Kb.
Дата10.03.2017
Размер147.58 Kb.
ТипИсследовательская работа



научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений «Истоки»
Секция: Литература

Исследовательская работа


Почему главные герои былин и картины В.М.Васнецова «Три богатыря»

стали самыми известными богатырями русского эпоса
Работу выполнил

Копьёв Сергей,

обучающийся 6 класса

МБОУ «ООШ № 9»,

г. Междуреченск

Руководитель: Рогачёва Н.П.

учитель изобразительного

искусства




2012г.
Оглавление
1. Введение-------------------------------------------------------------------------------3

1.1 Актуальность----------------------------------------------------------------------3

1.2. Цель, задачи ----------------------------------------------------------------------3

1.3. Гипотеза ---------------------------------------------------------------------------3



    1. Объект исследования ----------------------------------------------------------3

    2. Методы исследования ----------------------------------------------------------3

2.Основная часть--------------------------------------------------------------------4-13

«Почему народ-сказитель назвал Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича главными героями былин»

2.1. «Былины и ее герои» --------------------------------------------------------- 4-13

2.2. Добрыня Никитич -------------------------------------------------------------- 5-6

2.3.Илья Муромец --------------------------------------------------------------------7-9

2.4.Алёша Попович-----------------------------------------------------------------10-11

2.5. В.М.Васнецов «Три богатыря».-------------------------------------------12-13

3. Заключение---------------------------------------------------------------------------14

«Почему другие богатыри (Святогор, Микула Селянинович, Дунай – богатырь) не стали во главу былинного русского эпоса».

4. Список литературы ----------------------------------------------------------------15

5. Приложения ---------------------------------------------------------------------16-20

1.1. Актуальность выбранной темы.
Изучая по литературе тему «Былины» и рассматривая иллюстрацию по картине Васнецова «Три богатыря», возникли вопросы: «Почему главными героями русского эпоса являются именно эти богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович?»

«Почему Васнецов изобразил этих богатырей в таком порядке, то ли по старшинству, то ли согласно их заслугам перед Русью?»



1.2. Целью стало: выявление причин, по которым русский народ назвал главными богатырями Руси Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича, а художник Васнецов расположил этих богатырей в такой очерёдности.

Цель определила следующие задачи:



- прочитать былины об этих и других богатырях для сравнения;

- найти материал о картине Васнецова;

- попытаться найти ответы на свои вопросы.

1.3. Гипотеза: я предположил, что Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович стали главными героями русского былинного эпоса», т. к. они имели более весомые подвиги перед Русью, чем другие воины, и художник Васнецов на картине «Три богатыря» расположил их согласно важности заслуг перед Отечеством.

1.4. Объектом исследования являются богатыри, описанные в былинах.

1.5. Предметом исследования: подвиги, совершенные

богатырями – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем и др.



1.6. Методы исследования: прочтение и анализ былин о трёх богатырях, просмотр другой литературы о былинном эпосе, сравнение и сопоставление подвигов данных воинов с заслугами других известных богатырей, изучение материала по картине М.В. Васнецова «Три богатыря».
2. 1. Основная часть
Слово «былина» возводится к слову «быль», что означает рассказ о том, что было, в реальность чего верили: «Кто бы нам сказал про старое,

Про старое, про бывалое..»

Былина строится на вере в реальность передаваемого, она выражает идеалы народа. Былины – это песни эпического, т.е. повествовательного характера.

Главные герои русского эпоса – воины. Они борются за самостоятельность и свободу Руси, против степных кочевников, татар, печенегов и др. врагов. Они совершают разные подвиги, но всегда выступают как защитники слабых и обездоленных. Таковы герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Почему именно эти воины стали главными героями былин? Были же и другие богатыри, например: Микула Селянинович, богатыри Дунай и Святогор.

Киев – мать городов русских с 9 по 12века. Певцы народа запели о Киеве и Киевской державе, как о сосредоточии русской славы. Отсюда большинство былинных сюжетов стало тяготеть к городу Киеву, а богатыри служить киевскому князю. Княжение Владимира было временем расцвета, многочисленные восточнославянские племена слились в одно государство.

Русь утвердилась в границах. Много стараний приложил князь, чтобы обезопасить рубежи своей державы. Покой молодого киевского государства берегла сильная дружина князя. Защита от набегов была общенародным делом, и с этого времени эпос стал связывать подвиги героев с обороной рубежей Руси.

Образуется цикл киевских былин, который хорошо прослеживается по былинам о русском богатыре Добрыне Никитиче, могучем Илье Муромце, весёлым и смелом Алеше Поповиче.
2.2. Добрыня Никитич
В основе былинного имени Добрыня Никитич лежит реальное историческое лицо – Добрыня, видный деятель конца 10 века. Сестра его – Малуша, ведала хозяйством княгини Ольги, став наложницей князя Святослава родила сына Владимира, которого Добрыня предложит отправить на княжение в северный Новгород. После того, как печенеги убили Святослава, Добрыня «поднял» своего племянника и они захватили Полоцк, завоевали Киев в 980г. и начали борьбу с печенегами. Реальные события легли в основу былин о богатыре Добрыне Никитиче, в то же время – этот воин лицо не историческое, а созданное народной фантазией.

Добрыня служит во благо могущества и единства русского государства. Это ставит его над всеми богатырями. (приложение 2)

В былине «Бой Добрыни с Дунаем», где сошлись богатыри, длился три дня, побеждает Добрыня при равных силах. Почему? Потому что, Добрыня оберегает честь русской земли, т.к. он действует во благо Руси. А Дуная осуждает народ-сказитель, он свободно переезжает из одной земли в другую. Он не воин, он не защитник родины. Дунай отбился от Киева, совершает ряд проступков, несмотря на героический характер, он трагически погибает.

Понятие о богатырстве - это мера уважения, которого достоин Добрыня Никитич.

Добрыня вежлив, сдержан, он «на речах разумный, с гостями «почетливый», хорошо образован. На него часто в былинах возлагают поручения, где нужно проявить деликатность.

Былина «Добрыня и Дунай - сваты» рассказывает о том, как Дунай и Добрыня сватали князя Владимира к Апраксии - младшей дочери «политовского» короля. Когда доброе слово сватов было отвергнуто, они как посланцы могучей державы и ее великого князя, чувствуя себя оскорбленными, грозят «политовскому» королю расправой.

Таким образом, они получают согласие и успешно справляются с возложенным на них поручением. Владимир женился на Апраксии - королевичне.

Добрыня искусно владеет оружием, ловкий стрелок. Он один бьётся с превосходящими силами врагов и побеждает их.

Свои подвиги он совершает, выступая в защиту угнетенных.

Добрыня – богатырь, образ, созданный народной фантазией. С ним связаны различные сюжеты, как чисто героические, так и героико-бытовые.

Богатырь освобождает Киев и родную землю от врагов. Например: в былине «Добрыня и Змей» он освобождает Забаву Путятичну – племянницу князя Владимира, не как невесту, а как полонянку.

Он прославлен в песне, как освободитель Русской земли от огненного змея – насильника, который летал на святую Русь, «брал в полон народу русского, христианского».

Этот богатырь – заботливый сын и любящий супруг. В отличие от большинства былинных героев у него есть семья, которую он любит и заботится о ней. В былине «Добрыня и Алеша Попович» рассказывается о том, как он восстановил свою семейную честь.

Добрыня верой правдой служит Киеву и киевскому князю.

Высоко ставя положение киевского князя, былины, однако не сделали князя Владимира главным героем эпоса.

Им стал Добрыня Никитич. В нем выразились мысли и стремления эпохи Киевской Руси

Всё это объясняет, почему образ Добрыни так популярен в народе.

2.3. Илья Муромец
С утратой Киевом своего могущества, возникло новое государство с городом Москва. (Юрий Долгорукий основал Москву).

Разорение киевщины, участившиеся половецкие набеги, княжеские усобицы заставляли населения южного края искать убежища далеко на севере. Северо-восточные земли стали местом нового сосредоточия русских сил. Северо-восточная Русь ввела в число эпических героев и поставила рядом с киевскими богатырями выходца из своей земли - Илью прозванного по городу Мурому, вблизи села Ильи – Карачарова. Былины об Илье Муромце естественно соединяются друг с другом и дают представление обо всей его героической жизни и подвигах.(Приложение 3) В былинах о Святогоре и Илье, о бое Ильи с Добрыней, Муромец возобладал над ними. Илья – это богатырь, пришедший на смену могучему Святогору. Святогор - не просто богатырь, он великан, обладающий силой, которую нельзя измерить и применить. Он так тяжел, что земля его ели носит. Он не несет службы, не совершает подвигов, Просто разъезжает по полю без всякой цели. Святогор делится своей силой с Ильей. (Приложение 4) Он герой прошлого, а Илья Муромец – герой будущего.

Илья едет помериться силою с Добрыней. Бой закончился тем, что они побратались.

Добрыня «Будь-ка мне-ка, Илюшенько, да второй отец». Илья равен силой с Добрыней. Почему же Илью ставят над Добрыней?

Для утверждения, что слава об Илье раньше родилась. Хотя на деле это не так. Илья Муромец – богатырь земли Ростова – Суздальской и возвышается над всеми другими богатырями, в первую очередь над Добрыней, как главного героя 9-11 в. Происхождение же былин об Илье более позднее.

Образ Ильи – создание художественной фантазии народа. Народ его любит, ласково именует Ильюшенька, Илеюшка, называет «добрым молодцем».

Попытки найти имя в исторических источниках не увенчались успехами. Его имя известно в норвежских и немецких сагах. О нем больше всего песен, чем о других героях. Песенную биографию Ильи открывает былина об исцелении его перехожими каликами, когда ему 33 года.

Напоили они его и спрашивают:



«Что же, Илюша, в себе чувствуешь?

А кабы было колечко во сырой земли,

А повернул бы земёлышку на рёбрышко».

«Живи Илья и будь воином», - решение калик.

Илья – крестьянский сын. Первый его подвиг – раскорчевка леса под пашни.

Затем Илья решает ехать в Киев служить ему, а значит и Руси.

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» - в ней говорится о реальных препятствиях, кто ездил Северо-восточной Русью в Киев. Богатырь устранил эти препятствия. (Приложение5) Узнав, кто таков этот добрый молодец, и как он попал в Киев, князь Владимир не поверил и говорил таковы слова:



«Ай, же, мужичище деревенщина!

В глазах, мужик, да подлыгаешься,

В глазах, мужик, да насмехаешься!»

Илья велит Соловью свиснуть в полсвиста, крикнуть в полкрика. Засвистал Соловей во всю силу. Мертвыми пали люди наземь, князь «окорач пополз», только Илья устоял. Владимир принимает его на службу.

Между Ильёй и князем возникает конфликт, не позвал его Владимир на пир. Обиделся Илья и идет пить с голью кабацкою. Впоследствии князь сажает его в погреб по жалобам купцов-кабатчиков, да и сам князь побаивается силы богатырской:

«Да и пусть он помрет, как собака с голоду».

Татары узнав, что не стало Ильи, напали на Киев, но Илья жив, спасает его Апраксия – жена князя. Выпускают богатыря из погреба, и он освобождает Киев от врага.

Об этом поется в былине «Илья Муромец и Калин – царь», где ему помогли 12 богатырей во главе отца его крестного Самсона Самойловича.

Много подвигов сослужил старый атаман Илья Муромец в борьбе с татарами – побил Батыя, Мамая, поганое Идолище,(приложение7) а побил их

«… за землю русскую,

Да за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей».

Илье Муромцу не нужны в награду «города с пригорками», т. е. с крестьянами. Он верен наставлению отца – «жалеть крестьянина». Его любит народ, потому как он близок ему, да и сам он крестьянский сын. Поэтому поет ему славу народ, ставя его во главу всех богатырей русских.

А еще, Илья богатырь Севера – Восточной Руси. После разгрома Киева, через 120 лет, Северо-Восточная Русь окрепла после опустошительных набегов на нее, объединила силы русского народа и нанесла поражение татарам на Куликовом поле.



В глазах всего русского народа Илья Муромец остался первым и самым могучим из героев эпоса.

2.4. Алёша Попович
Одновременно с былинами об Илье Муромце стали ходить былины и о славном Алеше Поповиче. Он, как Илья, приехал из Северо-Восточной Руси.

Родом Алеша из «славного города Ростова», поповский сын. Он крестный брат могучего и сурового Ильи Муромца и выдержанного Добрыни Никитича.

Младший из братьев отличается насмешливостью, жизнерадостностью, хитростью, быстротой натиска. Он смел до безрассудства, не считается с размерами опасности. Если враг сильнее его, он пускается на хитрость, отвлекая внимание, наносит врагу смертельный удар.

«.. а и ты ой еси, Тугарин Змеевич млад!

Поезжай поближе ко мне,-

Не слышу я, про что ты говоришь» («Выезд Алёши из Ростова… ),

а сам шелепугою его по голове и убил. Либо «оглянись, там полк стоит богатырей», а сам мечем и «отсек голову» (Алёша и Тугарин в Киеве».

В этом ничего нет предосудительного. Русь не располагала силами, превышающие силы врагов, народный герой мог только положиться на хитрость и изворотливость. Таков Алеша – богатырь, боец с татарщиной.

Алеша поповский сын, это только на пользу Руси, так как татары боялись ссоры с русской церковью, которая призывала народ на защиту от «поганых татар», и к объединению разрозненных русских сил. Русский народ сделал Алешу Поповича героем, радеющим о чести русской земли.

Алеша прослыл в былинах как «бабий пересмешник», Это можно найти в былинах «Добрыня в отъезде и неудавшаяся женитьба Алеши», где он сватается к жене Добрыни, сказав ей, что муж убит. Но ко дню свадьбы Добрыня возвращается и наказывает его, крестного брата.



«Учал шалыжищем ухаживать…», «Только и Алешенька женат бывал».

В другой былине, «Алеша и сестра Петровичей - Збродовичей» он хвастает, что гуляет он к их сестре, не смотря на запрет братьев.

Чтобы сохранить честь девушки, чтобы братья не убили сестру, Алеша хватает ее и везет её «ко божьей церкви» венчаться.

С Образом Алеши создается предположение о веселом человеке – насмешнике, Его сила ищет выхода, вот он и озорничает. Везя голову Тугарина, показывает ее бабам и весело смеётся, увидев, как они завизжали.



Веселость и смелость делает Алешу любимцев певцов - сказителей.

2.5. Васнецов «Три богатыря»

Картина «Богатыри» создавалась 17лет. Сведений о том, как создавалась картина, почти нет. Замысел картины художник определяет так: «Картина моя – Богатыри – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого». Это гигантское полотно с фигурами в натуральную величину.

На картине В.М.Васнецова «Три богатыря» - герои разного возраста: в центре изображен Илья Муромец, по возрасту он самый старый. Прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке его, напряженно поднятая к глазам «палица булатная сорока пудов», в другой - копье. Читая былины о нем, мы видим что, народ называет его «старым богатырем», «старым казаком» и главным при этом:

«Й он бьёт-то силу, как траву косит,-

У Ильи-то сила меньше ведь не ставится,

На добром коне сидит Илья, не старится».

Он превосходит своих товарищей опытом и мудростью.

В былине «Мамаево побоище» спрашивает Илья: «Кому съездить в рать-силу великую»? Приходит к выводу, что все его товарищи не годятся, «силен да неповоротлив»: другой - «задорлив», потеряет «буйну голову»: третий – «не все высмотрит», или же «не сосчитает силу великую» и решает, что ехать ему самому.

Илья Муромец изображен могучим старцем. Черты лица чисто крестьянские: крупные, мягкие. Широкий лоб говорит об уме и несгибаемой воле. Страшный для врагов, которых не щадит. Согласно его силе богатырской и такой же конь под ним Он стоит на страже покоев родины со своими братьями «крестовыми», которые расположены по разные стороны от него.

По правую руку от Ильи, как второй богатырь по силе и подвигам, сидит на коне Добрыня Никитич, всматриваясь вдаль, нет ли где врага. Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырь слева, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу приторочены гусли.



Почему эти богатыри так расположены в картине Васнецова? Прежде всего, былины о Добрыне Никитиче, раньше были созданы, чем об Илье, он воин города Киева. Возможно поэтому, он на картине изображён первым. Илья Муромец - богатырь северо-восточной Руси, как и Алёша Попович. Он – второй. Самый младший - Алёша, стоит последним. У меня своя версия, т.к. я не нашёл в используемой литературе об этом ничего.

Богатыри, как «русская тройка», где самый сильный – коренной, Илья Муромец, расположен в центре. А по обе стороны - два его сотоварища, два побратима, справа - Добрыня Никитич и Алеша Попович – слева

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Что-то видно привлекло внимание богатырей. Потому что видно, как они насторожились. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.




3.Заключение

Почему народ не называет Святогора, Дуная или Микулу Селяниновича главными героями былин?

Микула Селянинович – пахарь. Он не несет службы, не совершает подвигов. В былине «Вольга и Микула Селянинович» возвеличивается крестьянский труд: «Орёт в поле ратай, понукивает,

Сошка у ратая поскрипывает,

Омешки по камешкам почёркивают».

Народ поэтизирует труд пахаря. Микула пашет на необыкновенной сохе, гужи у него шелковые, омешки булатные, присошник – серебряный. Сам пахарь в сапогах «зелен сафьян», кафтан черного бархата.

Отчество у него Селянинович, от слова «селянин», т.е. – крестьянин.

Другой богатырь – Святогор. Святогор – не просто богатырь, он великан, обладающий силой, которую нельзя измерить и применить. Он не несет службы, не совершает подвигов, Просто разъезжает по полю без всякой цели.

А Дуная осуждает народ-сказитель, он свободно переезжает из одной земли в другую. Служит то одному королю, то другому князю. Он не воин, он не защитник родины. Дунай отбился от Киева, совершает ряд проступков, несмотря на героический характер. Убивает свою жену и не родившееся чадо, а сам кончает жизнь самоубийством. Он не может быть главным героем.

Понятие о богатырстве - это мера уважения русского народа. И задача богатырей служить во благо могущества и единства русского государства, оберегать границы своего государства, быть защитником люду русскому. С этим лучше всех справились три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Выдвинутое предположение оказалось верным. Илью Муромца,

Добрыню Никитича и Алёшу Поповича по праву называют главными

Богатырями Руси. Что и требовалось доказать.


Литература



  1. Аникин, В.П. /Русский богатырский эпос – «Просвещение» М., 1964. с.24- 121

2. Базанова, В. /Былины том 1 – «Гослитиздат» Ленинград 1958г.

3. Толстой, Л.Н. /Былины - «Детская литература» М., 1984г.

4. «Три богатыря» /- НБ, «Художественная литература», М., 1969г.

5. Рыжова, С., Рыжов, В. \Исторические прототипы героев русских

былин \ История 2001, №5. с 7-10.

6. URL: http/images,yandex.ru/ yandsea rch? text= иллюстрации былин



Приложение №1

В.М.Васнецов «Три богатыря»



Приложение №2

Добрыня Никитич



Приложение №3

Илья Муромец



Приложение №4

Дар Святогора





Приложение №5

Илья Муромец и Соловей разбойник



Приложение №6

Илья Муромец и Идолище Поганое




Приложение №7

Алёша Попович



Приложение №8

Вольга и Микула Селянинович




Приложение №9

Святогор




  • Почему главные герои былин и картины В.М.Васнецова «Три богатыря» стали самыми известными богатырями русского эпоса
  • 2012г. Оглавление
  • 1.1. Актуальность выбранной темы.
  • 1.4. Объектом
  • 1.6. Методы исследования
  • Понятие о богатырстве - это мера уважения, которого достоин Добрыня Никитич
  • Свои подвиги он совершает, выступая в защиту угнетенных.
  • Он прославлен в песне, как освободитель Русской земли от огненного змея – насильника, который летал на святую Русь, «брал в полон народу русского, христианского ».
  • В глазах всего русского народа Илья Муромец остался первым и самым могучим из героев эпоса. 2.4. Алёша Попович
  • Веселость и смелость делает Алешу любимцев певцов - сказителей . 2.5. Васнецов «Три богатыря»
  • Понятие о богатырстве - это мера уважения русского народа.
  • С этим лучше всех справились три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
  • Приложение №1 В.М.Васнецов «Три богатыря» Приложение №2
  • Приложение №4
  • Приложение №6
  • Приложение №8