Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа по теме: «Музыкальная символика в «Токкате и фуге ре минор»




Скачать 183.69 Kb.
Дата09.06.2018
Размер183.69 Kb.
ТипИсследовательская работа
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ школьников «Озарение-2014» Область исследования: искусство. Исследовательская работа по теме: «Музыкальная символика в «Токкате и фуге ре минор» И.С. Баха». Выполнила: ученица 9 класса В МБОУ «СОШ№40» Г.Астрахани Петрухнова Мария. Руководитель работы: учитель музыки: Кайбелева А.А. Астрахань, 2014г. Оглавление I.Введение…………………………………………………………………..3 1.Актуальность выбранной темы….………………………………………3 2.Цели и задачи……………………………………………………………..3 II.Основная часть. Глава I. Символы в искусстве. Определение понятия «символ».………………………..……………...4 Символы и риторические фигуры в музыке ………………………….5 Глава II. Музыкальные символы в творчестве Баха Музыкальные символы в творчестве Баха….…………………………6 Анализ «Токкаты и фуги ре минор»…………..………………….........7 III. Заключение……………………………………………………………10 IV. Список использованной литературы…………………….…….….11 V.Приложение. 1. Музыкальные примеры из Токкаты и фуга ре минор ………………..11 2. Результаты анкетирования – опроса учащихся 7-9 классов………….12 Введение. Музыка И.С.Баха звучит в наше время, восхищая и потрясая слушателей своей грандиозностью и масштабностью. Однако происходит это не очень часто, так как не все могут принять и понять глубину творчества немецкого композитора 18 века. Мало, кто знает и понимает содержание его произведений, каким он был человеком, как складывалась его судьба, что означает его фамилия. Мы только приближаемся к Баху, но пока он еще недосягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха музыкальный язык изменился. Появились другие инструменты, другие ритмы, но нить времен не оборвалась… 1.Актуальность выбранной темы. Обучаясь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. На мой взгляд, данная тема актуальна в настоящее время, потому что музыкальный символизм - это огромный загадочный мир, который хотелось бы постигнуть. Эти знания помогут мне глубже понять гениальную музыку Баха. Проведенный мною социальный опрос среди ребят 7-9 классов, показал, что мое поколение не слушает творчество Баха, так как не понимает музыкальный язык его произведений, но на вопрос «Интересно ли было бы познакомиться с символикой в музыке И.С. Баха», уверенно отвечает «Да!» Музыка Баха звучит в ХХI веке, значит, она современна и не потеряла своей актуальности. 2.Цели и задачи Для раскрытия указанной темы была поставлена цель: на примере анализа «Токкаты и фуги ре минор» И.С. Баха доказать, что в творчестве немецкого композитора символика имеет большое значение. Данная цель предопределила постановку следующих задач: 1.Разобраться в терминологии - понятиях «символ», « риторические фигуры» в музыке и выяснить их значение. 2. Познакомиться с биографией и творчеством И.С. Баха. 3.Проанализировать «Токкату и фугу ре минор» И.С. Баха, найти в сочинении символы и риторические фигуры, дать их расшифровку. 4.Провести анкетирование - социальный опрос среди учащихся 7-9 классов, касающийся творчества И.С. Баха. 5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы. Объект изучения: символы и риторические фигуры в «Токкате и фуге ре минор» И.С. Баха. Практическое применение: использование информации как дидактического материала на уроках музыки, искусства, МХК, религиоведения, на электронных сайтах по музыковедению. Основные методы исследования, использованные в работе: описательный, сравнительный, аналитический, анкетирование респондентов. Глава I. Символы в искусстве. 1.Определение понятия «символ». В учебнике «Искусство. 8-9 класс» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской предложено следующее определение понятия «символ»: « Символ — это предмет, действие, раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа».[10] Учебное пособие для студентов дает более полную дефиницию этого слова: «Символ (греч. symbolon – знак, примета) – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.»[5]. В.Г.Власов пишет, что в «древнегреческих мистериях символами называли тайное слово, пароль, какую-либо вещь, например разломанную монету, половинки которой находятся у разных лиц (греч. sema — знак, сигнал), по которым Посвященные в мистерии узнавали друг друга, а также сам обряд посвящения в тайные, эзотерические знания». [1]. Позднее символами стали именовать предметы, представляющие собой залог какого-либо договора или долгового обязательства, либо имеющие тайное значение для определенной группы лиц, корпораций, ремесленных цехов, тайных обществ. Символы могут быть абстрактными, например цифры, символизирующие определенные количественные, а также качественные отношения (золотое сечение; пропорции). Цифровые символы и другие знаки, не обозначающие конкретные объекты, называются в семиотике (науке о знаковых системах) конвенциональными (лат. conventio — соглашение, договор) — об их значении люди специально договариваются. Индексальные знаки (лат. index — доносчик, вестник, указатель) ассоциируются с формой предметов. Это - древнейшие символы изобразительного искусства, которые со временем вошли в состав орнамента. Так, круг — распространенный солярный знак, символ Солнца; волна, меандр — знаки воды; зигзаг — молнии, грозы и живительного дождя; крест, свастика — символы огня. 2.Символы и риторические фигуры в музыке. Музыковед Т.В. Лазутина отмечает в своей работе: « Символизация в музыке – процесс наделения переносным значением музыкальных феноменов. Следовательно, музыкальный символ – это музыкальный образ, приобретший общественное значение, имеющий переносное значение, позволяющий его трактовать многозначно». [7] Очень тесно с этим понятием связан музыкальная риторика. Музыкальная рито́рика — средства музыкальной выразительности и композиционно-технические приёмы (мелодические и гармонические обороты, ритмоформулы, музыкальные инструменты, тембр, высотный регистр, темп, звукопись, секвенция, бесконечный канон и т. д.), которые используются композиторами по аналогии с фигурами ораторской речи как эмблемы внемузыкальной семантики. О музыкальной риторике чаще всего говорят применительно к музыке западноевропейского Возрождения и барокко. Крупные композиторы, применявшие музыкальную риторику: Жоскен, Лассо, Джезуальдо, Монтеверди, Шютц, Букстехуде, И. С. Бах (крупнейший). Видные теоретики музыкальной риторики: И. Бурмейстер (1606), М. Мерсенн (1636), А. Кирхер (1650), И.Ф. Бенделер («MelopoeticumAerarium», 1688), И. Маттезон (1739), И. И. Кванц (1752), К.Ф.Д. Шубарт (1784). Музыкальными риторическими фигурами называют определенные мелодические, ритмические, гармонические приемы, вызывающие прямые ассоциации с конкретными словами или фразами литургических, библейских текстов. Они украшают музыкальную речь, а так же, как и музыкальные символы, несут особую смысловую нагрузку. Известны следующие музыкально-риторические фигуры: saltusduriusculus - жесткий скачок, прыжок passusduriusculus- жестковатый шаг, тяжелая поступь, exclamatio-восклицание interrogatio- вопрос aposiopesis- умолчание, пауза suspiratio- вздох antitheton- противопоставление amplificatio-увеличение, подъем multiplicatio- распространение, возрастание assimilatio- ассимиляция ascensus- восхождение descensusūs -нисхождение fuga-бег tirata-стрела circulatio- круг Глава II. Музыкальные символы в творчестве Баха 1. Музыкальные символы в творчестве Баха. Иога́нн Себастья́н Бах (21 [31] марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах — 28 июля1750, Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог, непревзойдённый мастер полифонии. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры 17-18веков (кроме оперы) : органные прелюдии и фуги, каноны, партиты, старинные танцы, сюиты, симфонии, концерты мотеты хоралы, кантаты, пассионы, мессы, оратории, магнификаты. Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко. Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи. В произведениях композитора встречаются риторические фигуры, носящие изобразительный характер (например, anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение, circulatio – вращение, fuga – бег, tirata – стрела); подражающие интонациям человеческой речи (exclamatio – восклицание – восходящая секста), а также передающие аффект (suspiratio – вздох, passusduriusculus – хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания). В символическом значении выступают и мелодии протестантских хоралов, с которыми Бах был связан на протяжении всей своей жизни – и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. В хоральной фактуре изложены органные хоральные прелюдии, кантаты, пассионы, «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» немецкого композитора. Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения. Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания. Пронизывая всё творчество Баха, мелодии хоралов наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание. Один из важнейших у Баха символов – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. Фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур разработана система музыкальных символов Баха. 2.Анализ «Токкаты и фуги ре минор». ...Там, над обломками эпох, с улыбкой на губах, ведут беседу Бах и Бог, седые - Бог и Бах. Г. Семёнов Токката и фуга ре минор, BWV 565 - произведение для органа, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху и предположительно написанное им во время его пребывания в Веймаре в качестве придворного органиста (1708—1717). Это сочинение своим мощным звучанием, виртуозными средствами, драматизмом близко оперно-ораториальной музыке. Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — произведение для клавишных инструментов, инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Токката - свободный виртуозный жанр, где чередуются эпизоды с техникой пассажного склада, с фугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений – признак токкаты. Токката, как и прелюдия, - это вступление, создающее атмосферу, нужную для восприятия более сложно развертываемой музыкальной мысли в фуге. Фу́га (от лат. fuga — «бегство», «погоня») — музыкальная форма, где каждый голос повторяет тему —мелодию, проходящую через всю пьесу. Произведение «Токката и фуга ре минор» написано в тональности ре минор. Это скорбная, печальная тональность. Особенностью этого полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Размер произведения 44. Оно имеет три раздела: токкату, фугу и коду, которая, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку. Так складывается трёхчастность. Токката начинается ярко выделяющимся мордентом, который повторяется октавой ниже. Секвенции, пассажи начала произведения звучат напряженно. В токкате нет противопоставления внутренних контрастных образов. Каждое построение отделено одно от другого яркими каденциями. Первые 2 построения - свободное варьирование темы. 3-е заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. Напряженность движения возрастает от раздела к разделу. Начинаясь с allegro, токката заканчивается в темпе adagio на третьей ступени ре минора (фа), что добавляет незавершенность и дает понять, что это ещё не финал. Фуга является четырёхголосной. Тема фуги органично вытекает из токкаты как продолжение. Скрытое многоголосие в теме, особое расположение голосов в разработке материала - все это создает плотную фактуру, сочное звучание. Выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного материала. Частые развернутые в большие построения интермедии вносят в фугу элемент импровизационности. Интермедия и средняя часть отклоняются в параллельный тонике фа мажор. Реприза возвращает фугу в ре минор и начинается со стретты. Внутреннюю часть 2-х частей цикла закрепляет кода фуги, напоминающая токкату из-за контрастных эпизодов. Пьеса завершается плагальной каденцией от субдоминантового трезвучия к тоническому секстаккорду. Все музыкальные символы и фигуры, встречающиеся в «Токкате и фуге ре минор» И.С. Баха, подлежат классификации. Они делятся на виды: I. Изобразительные: anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение, circulatio – вращение, fuga – бег, фигура креста, страдание Иисуса после распятия. Anabasis -восходящий тетрахорд с преобразованием в благозвучный аккорд – восхождение в Рай, восхваление Творца. ( Пример №1) Сatabasis -тетрахорд вниз с хроматическими ходами – покаяние с ощущением острой боли, печали. В произведении преобладает нисходящее движение(сatabasis).Это означает близкий конец, завершение жизни. (№2) Сirculatio - кругообращение (возвращение к исходному тону оборота) – символ вечности. В токкате и в фуге много опеваний и секвенций, мелодия кружится на одном месте, символизируя круг, замкнутость, безвыходность. (№3) II.Выразительные ( подражание человеческой речи, показ эмоций): 1) Мелодические: exclamatio – восклицание, interrogatio-вопрос (№3), saltus duriusculus - прыжок, боль страдание(№4); 2) Фигуры пауз: abrubtio, aposiopesis – смерть Христа (№1), suspirato- вздох, tmesis- страх, ужас). Большую смысловую нагрузку несут паузы. Их в токкате и фуге немало и над многими стоят ферматы, означающие удлинение. Такие длинные и частые паузы создают драматургию, передают волнение, ожидание чего-то грандиозного, значительного подготавливают к дальнейшему восприятию музыки. 3) Фигуры темпов также символичны. Их частая смена показывает волну настроений, характеров, нравов: Adagio, Lento- меланхолия, Allegro, Prestissimo- холерический темперамент, страдания и мучительные мысли Христа. Периодичное повторение, чередование темпов на протяжении всего произведения образует его круговую циклическую композицию: Adagio- Prestissimo - Lento- Allegro- Prestissimo -Piu largamente- Allegro- Prestissimo- Lento – Prestissimo- Adagio. Круг – символ безысходности судьбы, смерти Христа, но и символ вечности, спасения сына Бога. Темпы очень быстро меняются. Например, токката начинается с темпа adagio, а уже над третьим тактом стоит prestissimo- самый быстрый темп в музыке. Это создает напряжённость. Между сменами темпов и человеческой речью можно провести аналогию. Как будто человек пытается что-то быстро сказать, но его голос сбивается, дыхание прерывисто. 4) Динамические фигуры (частая смена силы громкости от pp до fff) . По динамике произведение громкое, во многих местах стоят fff. Это наиболее громкое звучание из всех возможных, которое свидетельствует об эмоциональном всплеске, огромном напряжении, буре страстей, одолевающих главного персонажа. 5) Тональный ряд остается практически неизменным на протяжении всего произведения. Это ре минор – тональность скорби, смерти, безысходной участи Христа. III.Числовая символика представлена структурными фигурами : 1)в токкате – 29 тактов, его цифровой корень- 2- символ Бога и Человека; в фуге – 111 тактов, его цифровой корень- 3 – символ Троицы, все произведение -140 тактов, его цифровой корень- 5 –Христос и 4 евангелиста; 2) в фуге 4 голоса, где первые три голоса звучат друг за другом, а 4-й наступает с опозданием – 3 1 =4 – 4 евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн; 3) тема фуги построена на 7 белых клавишах и 1 черной гармонической ступени – 7 - символ 7 даров Св.Духа, веры, 7 1=8 – символ смерти, бесконечности; 4) в конце произведения тонический аккорд звучит у 11 голосов – 1 1=2 символ Бога и Человека. Количество тактов в произведении неслучайно. Их 151.Если сложить вместе все цифры этого числа вместе, получится число 7(1 5 1=7). Это одно из самых важных чисел. Семь - число духовного совершенства (печать Божья или число завета), число завета. Оно произошло от еврейского слова савах, означающего быть наполненным или удовлетворенным, иметь достаток. Оно имеет большое значение как в религии. Число 3 устанавливает то, что твердо, реально, вещественно, завершено и цельно - божественное совершенство. Читая и изучая Библию видно, что все вещи, которые особо завершены, отмечены этим числом. Число три является первым из четырех совершенных чисел. Вот некоторые модели числа «три»: Три характерных черты Бога: Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий. Три великих разделения, образующих время: прошлое, настоящее, будущее. На третий день Иисус воскрес из мертвых, так же как Иона В третий день Иисус завершил исцеления. Три часа Иисус был на кресте, три часа мрак покрывал землю. Дух, вода и кровь - свидетельства благодати Божьей на земле. Трижды повторенное написано показывает, что Слово Божие является совершенным во всем служении Иисуса. Трехкратное повторение голоса с неба является Божественным свидетельством при крещении, преображении, в молитве Иисуса. Совершенство служения Иисуса явлено в Нем как в пророке, священнике и царе. Также, одной из самых знаменитых христианских икон является икона Рублёва «Троица». На ней изображены трое: Бог Отец-Бог Сын-Ангел. Это тоже одно из значений числа 3. Число 4 всегда указывает на творческие дела Бога. Четыре Евангелия освящают четыре аспекта земной жизни Господа. Четыре дома Божьих: Скиния, Храм Соломона, Духовный дом, Храм Иезекииля. Четыре тяжкие Божьи казни: Меч – Голод - Моровая язва - Лютый зверь. Четырехкратное свидетельство Божье на земле в дни апостолов: знамениями, чудесами, различными силами, дарами Святого Духа. Четыре звука образуют мотив креста (№9). Произведение изобилует нисходящими разложенными трезвучиями (арпеджио). Это скорбные, тяжелые символы. (№5) В токкате и фуге много уменьшённых септаккордов. Они нагнетают напряжение, волнение. Это увеличивает драматизм произведения. Из интервалов часто встречаются тритоны, ув.5 (№6), ум. 4 (№7) в сочинении Баха. Восходящая ч.4 (чистая кварта) создаёт ощущение борьбы, стремление к прорыву (№8). Длительности, преимущественно, очень короткие (шестнадцатые, тридцать вторые и даже шестьдесят четвёртые) создают динамичность развития, вносят напряжение, волнение, ожидание чего-то ужасного. Большинство произведений Баха в минорном ладу заканчивается яркими мажорными аккордами. Это означает, что в конце пути людей ждёт радость - они окажутся на небе и воочию увидят Всевышнего. Токката и фуга ре минор имеет тяжёлое минорное завершение, утверждая общий драматический характер музыки. Заключение. Все символы в музыке Баха имеют религиозный и философский характер. Это не случайно, так как композитор был католиком, лютеранином по вероисповеданию, человеком, верующим не только в Бога, пославшего из любви к людям на землю своего сына Иисуса Христа для их спасения, но и в силы человека - творца. Анализ Токкаты и фуги ре минор показал, что это сочинение духовно-религиозного содержания полно драматизма и наделено символическими и риторическими фигурами, которые можно классифицировать на изобразительные и выразительные. Числовая символика тесно связана с именем и делами Бога Иисуса Христа. Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству. Его музыка является зашифрованным духовным мостом, перекинутым в наше время. Музыка Баха несёт духовное здоровье, гармонизует наше внутреннее состояние и углубляет понимание жизни. В этом и заключается её секрет. Поэтому к его творчеству до сих пор не угасает интерес. Список использованной литературы В.Г.Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика,2004-2009г. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.С. 168. Евреинов Н. Тайные пружины искусства. М.: Eccehomo, 2004. С. 92. Захарова О.И.. Риторика и западноевропейская музыка 17-Iполовина 18 века: принципы, приемы.М., 1983г. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с. Ладыженская Т.А.. Школьная риторика. 7-й класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. Под ред.Т.А. Ладыженской. М., 2010г. Лазутина Т.В. . Символичность музыкального жанра. Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 324 2009г. Носина В.Б.. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов, 1993г. Носина В.Б..Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация в Хорошо темперированном клавиреМ., ГМПИ им. Гнесиных, 1991 Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская. Учебник «Искусство 8-9 классы». М.,2012г. Приложение. 1.Музыкальные примеры из Токкаты и фуга ре минор 1. 4. 2 3. 5. 6 7 8. 9. 2.Результаты анкетирования (соцопроса) учащихся 7-9-х классов. 1.Слушаете ли вы музыку Баха 2.Знаете ли вы, что его музыка полна символов 3. Интересно ли было бы познакомиться с символикой в музыке И.С.Баха
Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> -
uploads -> Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия по литературе для учащихся старшей возрастной ступени
uploads -> Конкурс научно-исследовательских работ школьников «Эврика-2013» Секция история и культура родного края
uploads -> Исследовательская работа «Духовная музыка М. А. Балакирева»
uploads -> Что за прелесть эти сказки! (сравнительно-сопоставительный анализ «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и «Белоснежки» братьев Гримм)
uploads -> Задачный подход в процессе формирования учебно-исследовательской культуры старшеклассников на уроках географии
uploads -> «от синбирска до ульяновска»
uploads -> Конкурс «Ты любовь моя, Россия!»

  • Оглавление I .Введение
  • II.Основная часть. Глава I. Символы в искусстве.
  • Глава II. Музыкальные символы в творчестве Баха
  • III . Заключение
  • 1.Актуальность выбранной темы.
  • 2.Цели и задачи
  • Объект изучения
  • Основные методы исследования
  • 1.Определение понятия «символ».
  • 2.Символы и риторические фигуры в музыке.
  • Глава II. Музыкальные символы в творчестве Баха 1. Музыкальные символы в творчестве Баха. Иога́нн Себастья́н Бах
  • 2.Анализ «Токкаты и фуги ре минор».
  • I . Изобразительные
  • II .Выразительные (
  • Тональный
  • Из интервалов часто
  • Список использованной литературы В.Г.Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
  • Носина В.Б. .Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация в "Хорошо темперированном клавире"М., ГМПИ им. Гнесиных, 1991
  • Приложение. 1.Музыкальные примеры из Токкаты и фуга ре минор
  • 2.Результаты анкетирования (соцопроса) учащихся 7-9-х классов.