Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа по жизни и творчеству С. Т. Аксакова Работу




Скачать 182.59 Kb.
Дата06.01.2017
Размер182.59 Kb.
ТипРеферат
МБОУ «Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа»

Сергей Аксаков – «первый казанский студент»
(Исследовательская работа по жизни и творчеству С.Т.Аксакова)

Работу выполнила

Хуснутдинова Эльвира,

ученица 10 класса

Руководитель:

Нагуськина Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение……………………………………………………. …3


II.Сергей Аксаков в казанской гимназии…………………….....4
Глава 1.Первая поездка в Казань…………………………..…...4
Глава 2.Тяжёлая болезнь Серёжи………………………………4
Глава 3.Учёба в казанской гимназии…………………………...4
Глава 4.Забастовка гимназистов……………………………...5
III.Сергей Аксаков – студент Казанского университета………..6
Глава 1.Открытие Казанского университета………………..6
Глава 2.Увлечение театром и литературой……………..….. 6
Глава 3.Собирание бабочек……………………………………….8
Глава 4.Прощание с Казанью…………………………………....8
IV. Воспоминания о Казани……………………………………8

V. Выводы. ……………………………………………………...9

Список использованной литературы………………..…………10
Приложение…………………………………………..………….11


  1. Введение

Все мы много говорим о воспитании патриотизма, но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины.

Изучение своего родного края является одним из самых живейших источников знания. Мы должны знать литературное настоящее и прошлое своей республики, своего края. Это поможет легче и прочнее закрепить полученные в школе знания и связать их с окружающей жизнью.

Мы с живым интересом относимся к биографии любимых писателей, поскольку знание биографии способствует более глубокому пониманию творчества. Отсюда интерес к «пушкинским», «толстовским», «аксаковским» местам. Для нас это не мёртвые, сухие названия, а живые страницы.

Кроме сведений о пребывании того или иного писателя в нашем крае, нас интересует и другой вопрос: «Как отразилось в творчестве писателя знакомство с нашим краем?»

Как-то особенно близкими становятся те строки художественных произведений, в которых встречаются названия хорошо знакомых нам с детства улиц и площадей города.

Казань и вся наша республика представляют собой благоприятный объект для литературно-краеведческого изучения.
Проблемы исследования:

- Почему С.Т. Аксакова называют «первым казанским студентом»?

- Как отразилось в жизни С.Т.Аксакова знакомство с нашим краем?

- В каких произведениях С.Т.Аксакова был отражен казанский период жизни писателя?



Гипотеза:

«..Я (С.Т.Аксаков) по крайней мере за всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое я вынес оттуда…»

Цель исследования:

Определить значимость казанского периода в жизни и творчестве С.Т.Аксакова.



Задачи исследования:

  • Выбрать и прочитать произведения С.Т.Аксакова, отражающие казанский период жизни писателя;

  • Проанализировать и выделить основные мысли, поднятые в этих произведениях;

  • Определить нравственные уроки, полученные С.Т.Аксаковым в Казани.


Методы исследования:

- чтение произведений, изучение научно-популярной литературы;

- анкетирование.

По результатам анкетирования по жизни и творчеству С.Т.Аксакова (приложение 1), которое я провела среди учащихся 8-11 классов, обнаружилось, что знания о биографии этого писателя у школьников неглубоки. Почти 5 лет Аксаков жил в Казани. Это были годы формирования мировоззрения молодого человека, годы становления его как личности, как писателя. Именно здесь он впервые попробовал себя в качестве юного поэта, здесь сблизился с театром. Я считаю, что изучение казанского периода жизни известного русского писателя XIX века просто необходимо для пополнения моей копилки знаний о пребывании русских писателей в нашей республике.



  1. Сергей Аксаков в казанской гимназии



Глава 1. Первая поездка в Казань
Зимой 1799 года М.Н.Аксакова впервые привезла своего 8-летнего сына Серёжу в Казань, чтобы отдать его в казанскую гимназию.

Но одна мысль о необходимости оставить болезненного мальчика совсем одного среди чужих людей, в чужом городе, за 400 верст от родного села показалось любящей матери настолько ужасной, что она решила отложить разлуку с сыном ещё на год, надеясь за это время подготовить и себя и сына к неизбежной разлуке. Аксаков писал потом в «Воспоминаниях»: «Вся моя будущность определилась этой поездкой» . [1]


Глава 2. Тяжёлая болезнь Серёжи
В декабре 1800 года отец привёз Серёжу вновь в Казань. 15 января 1801 года старший учитель российской словесности Л.С.Левицкий произвёл у себя на квартире небольшое испытание знаний мальчика и пришёл в восторг от его толкового, выразительного чтения стихов И.И.Дмитриева и отрывков из прозы Н.М.Карамзина, от его чёткого почерка и хорошего общего развития. Серёжа был принят в число казённых воспитанников гимназии, его одели в форменное платье, остригли под гребёнку кудри и поставили во фронт для переклички. Гимназия в это время уже находилась во вновь отстроенном губернаторском доме на Воскресенской улице.

В 1825 году гимназия и губернаторский дом были соединены двенадцатиколонным центральным портиком и составили левое и правое крылья главного университетского корпуса, сохранившегося до наших дней.

Первая разлука с семьёй сказалась на болезненно-нервном мальчике очень тяжело. Он начал задумываться, грустить в одиночестве. Потом эта упорная грусть перешла в периодическую тоску и, наконец, в тяжёлую нервную болезнь.

Главный надзиратель Н.И.Камашев невзлюбил новичка и своими мелочными преследованиями отравлял первые дни жизни мальчика в гимназии. Даже тяжёлую болезнь Серёжи он назвал просто «баловством», дурным примером для остальных. Но, в конце концов, вынужден был отправить Серёжу в лазарет. В мае 1801 года встревоженная мать увезла сына домой в Аксаково.

Год жизни дома, любовь и заботы окружающих, ужение рыбы, прогулки, чтение книг совершенно излечили Серёжу.
Глава 3. Учёба в казанской гимназии
В 1802 года мать привезла его в казанскую гимназию уже бодрым, крепким и жизнерадостным мальчуганом. Для создания некоторого подобия семейной обстановки она отдала его в пансион молодого учителя физики И.И.Запольского. Теперь и гимназия не производила на мальчика гнетущего впечатления, и товарищи показались простыми, весёлыми ребятами. В своих «Воспоминаниях» Аксаков пишет: «…Я постепенно привык к своей школьной жизни и завёл себе несколько приятелей в гимназии, и полюбил её...[2] Нашлись общие интересы, родилось желание сообщаться друг с другом, и я стал ожидать с нетерпением того времени, когда надо ехать в гимназию» . [3]

В 1803 году, перейдя в средние классы гимназии, Серёжа впервые встретился с даровитым учителем русского языка и литературы Николаем Масаиловичем Ибрагимовым, имя которого он с любовью вспоминал всю свою жизнь.

Этот молодой учитель, только что назначенный в Казань из Московского университета, вместо сухого, казённого, царившего тогда метода преподавания, выбирал для диктантов лучшие отрывки из произведений Ломоносова, Карамзина, Дмитриева, заставляя учеников читать вслух и объяснять художественные произведения этих писателей, рекомендовал гимназистам упражняться в самостоятельном сочинении маленьких пьесок.

Ибрагимов оказал благотворное влияние на литературное развитие Аксакова, заставил его по-настоящему узнать и полюбить литературу. В «Воспоминаниях» об Ибрагимове говорится: «Этот человек имел большое значение в моём литературном направлении, и память его драгоценна для меня. Он первый ободрил меня и, так сказать, толкнул на настоящую дорогу». [4]

Ибрагимов был поэтом, организовавшим литературный кружок «Беседа любителей отечественной словесности», который в 1814 году превратился в «Казанское общество любителей отечественной словесности», просуществовавшее до 1853 года.

Крупную роль в литературном развитии Серёжи сыграл и другой его учитель – Григорий Иванович Карташевский, на вид сухой и суровый, но честный и прямой человек, которого Аксаков, узнав ближе, полюбил, как старшего брата. Карташевский выписал для Серёжи, своего пансионера, сочинения Державина, Ломоносова, Сумарокова, Хераского, Дмитриева и Капниста, а, обучив его французскому языку, выписал и ряд французских классиков. Аксаков вспоминал о Карташевском: «…Григорий Иванович так хорошо, так понятно объяснял мне красоты поэтические, мысль автора и достоинства выражений, что моя склонность к литературе скоро обратилась в страстную любовь» . [5] Единственно, что запрещал Карташевский своему воспитаннику-пансионеру – это сочинять самому. Он советовал вначале серьёзно изучить классиков, выработать стройный и правильный язык, а уже тогда начинать собственные попытки.



Глава 4. Забастовка студентов
Когда Аксаков учился уже в выпускном («высшем») классе казанской гимназии, в ней произошла длительная «забастовка» гимназистов, завершившаяся исключением восьми учащихся. Поводом к этой «забастовке» послужило возмущение гимназистов жестоким телесным наказанием, которому один из служащих гимназии (квартирмейстер) подверг подчинённого ему инвалида-солдата. Под натиском набежавших гимназистов, «жестокий чинуша» из отставных военных чиновников вынужден был прекратить своё наказание палками, однако, в рапорте директору представил всё происходящее как «бунт» учащихся против начальства. Когда гимназисты подали просьбу директору об увольнении квартирмейстера, директор Лихачёв не только не удовлетворил их просьбы, но даже подверг некоторых из юношей наказанию. Такая несправедливость возмутила гимназистов, и несколько дней все классы, даже самые младшие, не ходили на уроки в знак протеста. Перепуганный директор подписал приказ об увольнении квартирмейстера, но сам обратился к губернатору за помощью против «бунтарей».

Аксаков в «Воспоминаниях» пишет: «…во время обеда, вдруг вошли в залу солдаты с ружьями и штыками; вслед за ними появился губернатор и директор. Последний вызвал по именам шестнадцать человек из высшего класса… и под прикрытием вооружённых солдат приказал отвести их в карцер… У всех наружных дверей гимназии было поставлено по два солдата с ружьями и штыками; у дверей карцера стояло четверо. - Через две недели после этого печального события пришёл я в первый раз по возвращении с вакации… в свой высший осиротевший класс, где и встретили меня сейчас рассказанною мною повестью… Без всякого сомнения, я был бы одним из самых горячих участников в этом несчастном происшествии» . [6]





  1. Сергей Аксаков – студент Казанского университета.



Глава 1. Открытие Казанского университета
14 февраля 1805 года состоялось скромное открытие Казанского университета. 22 февраля 1805 года учеников собрали в зале, и директор гимназии, он же и первый директор Казанского университета, И.Ф.Яковкин, прочитал им статьи устава, говорящие об обязанностях студентов. Затем он огласил состав студентов, только что механически переведённых в университет из старших гимназистов.

Первым в списке стояло имя четырнадцатилетнего Сергея Аксакова. Поэтому С.Т.Аксакова часто называют «первым казанским студентом». Аксаков не скрывает своего восторга от сознания, что он уже студент. Он вспоминает: «…Первым моим делом было достать мою студенческую шпагу, которая до моего прибытия хранилась в кладовой у дежурного надзирателя. Мы с Александром Панаевым, прицепив свои шпаги, целое воскресенье бегали по всем городским улицам, и как тогда это была новость, то мы имели удовольствие обращать на себя внимание и любопытство» . [7]



Глава 2. Увлечение театром и литературой
Когда С.Аксаков был ещё гимназистом, дядя его, А.И.Зубин, впервые свозил его в Казанский частный театр Есипова (1802-1815) на оперу «Песнолюбие» и на комедию «Братом проданная сестра». Эти первые спектакли так поразили пылкое воображение Серёжи, что он начал буквально бредить театром, забросил учение, и лишь с большим трудом удалось Карташевскому образумить своего воспитанника. Зато, когда Аксаков несколько подавил свою страсть, и стал по-прежнему усердно заниматься в гимназии, Карташевский сам начал по вечерам беседовать с ним о театре. Обстоятельно и толково познакомил он своего питомца с историей театра, с жизнью знаменитых русских и иностранных актёров.

В «Воспоминаниях» Аксаков рассказывает, как Карташевский однажды взял его с собой в театр, не предупредив заранее о цели поездки. «…Когда мы поравнялись с театром, он сказал: «К театральному подъезду». Кучер подъехал. Григорий Иванович выскочил из саней, а я, обомлевший от радостной надежды, сидел неподвижно. Григорий Иванович не мог удержаться от смеха и спросил меня: «Что же? Не хотите в театр?» Я выпрыгнул, как безумный… Давали оперу «Колбасники». Боже мой! Как я был счастлив!»[8]

В скором времени Серёжа увидел в театре Есипова и другие пьесы: «Недоросль», «Ошибки или утро вечера мудренее», оперу «Нина или сумасшедшая от любви» и другие. Любовь к театру росла с каждым днём, и только страх лишиться любимого удовольствия принуждал Серёжу по-прежнему усердно заниматься гимназическими уроками. Зато тайком от воспитателя он разыгрывал все слышанные пьесы, выучив наизусть все роли. Для этого приходилось или запираться в своей комнате или уходить в пустые антресоли.

Зимой 1804 года Аксаков очень подружился со своим одноклассником Александром Панаевым. Их особенно сблизила общая любовь к литературе и театру. Панаев затеял издание в гимназии рукописного литературного журнала «Аркадские пастушки», редактором которого он сам был избран. Повести и стихи, под которыми стояли идиллические псевдонимы Адонис, Дафнис, Ирис и Палемон, были написаны вычурным, цветистым языком. Аксаков признаётся в «Воспоминаниях»: «…Пример был очень увлекателен, и я начал потихоньку пописывать, храня тайну даже от друга моего Панаева» . [9] Этот гимназический опыт журнала не заглох и в университете, где Аксаков и его друзья – братья Панаевы, братья Перевощиковы и другие студенты также много занимались литературой. Читали друг другу свои сочинения в прозе и стихах, переводили повести западных писателей.

Организовавшееся «литературное товарищество» решило издавать рукописный литературный журнал под заглавием «Журнал наших знаний». По сравнению с «Аркадскими пастушками» это был уже более зрелый опыт.

К этому времени С.Аксаков отступил от сентиментализма Карамзина и старался изгонять из журнала слепое подражание ему.

Нисколько не ослабла в университете и страсть Аксакова к театру. Особенно увлекались театром все студенты-приятели Аксакова зимой 1805-1806 г., когда в казанском театре Есипова гастролировал знаменитый в то время московский актёр Плавильщиков. Так как денег на постоянные размеченные места партера у студентов не было, то они ходили в раек, платя за вход всего две копейки. Правда, для захвата там лучших мест им приходилось каждый раз пускаться на следующую хитрость: лекции в университете заканчивались в 6 часов вечера, а театральные спектакли начинались в 6 ч. 30 мин., следовательно, времени хватало только на то, чтобы добежать до театра. О выборе мест на первой скамье райка нечего было и думать. Но студенты нашли выход. Часов в 5 вечера два-три студента посильнее уходили пораньше с последней лекции, покупали в кассе театра нужное число билетов в раек, а затем занимали по краям первую лавку и уже никого больше сюда не пускали, сохраняя места для товарищей, прибегавших к самому поднятию занавеса. Вначале этот приём не обходился без ссор и скандалов, но студенты поставили на своём и приучили посетителей райка к мысли, что первая лавка – место студенческое.

Игра Плавильщикова так увлекла Аксакова и его друзей, что они решили повторить и в университете опыт гимназических театральных постановок. Вскоре в одной из спальных комнат были представлены: комедия Веревкина «Так и должно» и пьеса Сумарокова «Приданое обманом». Игра студентов привела зрителей в неописуемый восторг. Сам Аксаков, исполнявший одну из главных ролей (старого Доблестина), явился в изорванном солдатском мундире одного из университетских сторожей-инвалидов, на голове он имел парик из пакли, напудренный мелом, а на руках цепи, снятые с дворовой собаки.

Вскоре «в награду за отличное поведение» студенты получили официальное разрешение попечителя устроить в университете театр с декорациями, кулисами и занавесом. Была создана более постоянная труппа, директором которой единогласно был избран Аксаков. Он настолько успешно продвигался на сценическом поприще в университете, что сам владелец театра Есипов за удачно исполненные роли подарил Аксакову постоянное кресло в своём театре.

17 декабря 1806 года Аксаков подал прошение в только что организованное Ибрагимовым «Казанское общество любителей отечественной словесности», представил свои стихотворения «Зима», «К соловью» и был утвержден членом общества.



Глава 3. Собирание бабочек
Кроме театра и поэзии, пылкий и любознательный Аксаков, с детства любивший природу, рыбную ловлю и ружейную охоту, страстно увлёкся в Казанском университете собиранием коллекций бабочек. Этому новому увлечению его содействовали интересные лекции талантливого учёного, профессора К.Ф.Фукса. Аксаков и друг его А.Панаев весь свой досуг стали отдавать ловле бабочек, проводя целые дни в садах, лугах и пригородных рощах. Встав ещё до восхода солнца, они отправлялись за 6-7 вёрст от Казани, не обращая внимания ни на густую росу, смачивавшую их иногда до колен, ни на крутизну гор и спусков, ни на усталость. Прелесть утра, красивые пейзажи, успех добычи заставляли забывать все трудности. Аксаков в «Воспоминаниях» в главе «Собирание бабочек» пишет: «И вот закипела у нас с Панаевым молодая, пылкая деятельность!»[10] Очень скоро увлечение распространилось почти на весь студенческий кружок, а когда настали вакации, и молодёжь разъехалась по деревням, то в этом увлечении приняли горячее участие и сёстры студентов.

Вот как описывает Аксаков выход на охоту за «порхающими цветками»:



«Как будто земля горела под нашими ногами, так быстро пробежали мы Новую Горшечную улицу и Арское поле…» (теперь Арское поле сохранилось лишь в воспоминании, оно давно застроено). «…И вот, наконец, перед нами, старый, заглохший сад, с тёмными, вековыми липовыми аллеями, со своими ветхими заборами, своими цветистыми полянами, сад, называвшийся тогда Болховским».[11]
Глава 4. Прощание с Казанью
В 1807 году Аксаков, по совету родителей, подал прошение об увольнении из Казанского университета для поступления на службу в Петербург. Для самого юноши это решение было тяжёлым, настолько сжился, сроднился он с Казанским университетом, с друзьями. В «Воспоминаниях» он описал своё прощание с университетом: «Обнявшись, длинной вереницей, исходили мы все комнаты, аудитории и залы. Потом крепко долго обнимались и целовались. Прощаясь навсегда, толпа студентов и даже гимназистов высыпала проводить меня на крыльцо. Медленно сходил я с его ступеней; тяжело, грустно было у меня на душе; я обернулся, ещё раз взглянул на товарищей, на здание университета – и пустился почти бегом… За мною неслись знакомые голоса: «Прощай, Аксаков, прощай!»[12] С грустной любовью и благодарностью за проведённые в Казани счастливые годы детства и юношества Аксаков восклицает в своих «Воспоминаниях»: «Прощай, шумная, молодая, учебная жизнь! Прощайте, первые невозвратные годы юности!.. Ни свет, ни домашняя жизнь со всеми их дрянностями ещё не помрачали вашей ясности! Стены гимназии и университета, товарищи – вот что составляло полный мир для меня. Там разрешились молодые вопросы, там удовлетворялись стремления и чувства! Там был суд, осуждение, оправдание и торжество… Я по крайней мере за всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое я вынес оттуда…»[13]



  1. Воспоминания о Казани

Прошли десятки лет, и Аксаков стал известным всей России писателем, создав замечательные автобиографические произведения «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука» и др. На всю жизнь остался он страстным театралом, сведя тесное знакомство и с московскими, и с петербургскими актёрами, написал много о театре, до конца сохранил ту страсть к театру, которая зародилась у него в Казани. Годы, однако, брали своё. Начали понемногу меркнуть в памяти 66-летнего писателя воспоминания о далёком прошлом, как вдруг произошло небольшое событие в его жизни, заставившее его вновь обратиться на 50 лет назад, вновь живо и ярко вспомнить Казань, университет, всю свою юность. Живя в Москве, Аксаков неожиданно получил из Петербурга следующее необычное письмо:



«Милостивый государь Сергей Тимофеевич!

Бывшие воспитанники Казанского университета, находящиеся теперь в Петербурге, уговорились 5 ноября, в день учреждения Казанского университета, отобедать вместе в память 50-летия, истекшего со времени первого выпуска его студентов...

Александр Княжевич, Эверест Грубер, Владимир Панаев и др. Всего 77 подписей. СПБ. 1 сентября 1857 года» . [14]

Престарелый писатель, глубоко тронутый товарищеским приветом издалека, не смог лично приехать для свидания с друзьями. Он послал вместо себя сына – Ивана Сергеевича, который прочитал собравшимся 5 ноября 1857 года в помещении Петербургского шахматного клуба 77 бывшим казанским студентам и профессорам ответное письмо отца. Взволнованный и растроганный «первый казанский студент» писал:



«Дорогие товарищи мои, бывшие студенты Казанского университета. Вы, любезные именинники, напомнили мне и казанскую гимназию, и открытие университета, и учебную жизнь, и годы юности, вместе проведённые… Благодарю вас, мои друзья и товарищи, за вашу добрую обо мне память. И какое было бы для меня наслаждение исполнить ваш дружеский призыв – прилететь в Петербург и сесть между вами на семейном пире казанских студентов… 5 ноября я буду мысленно сидеть между вами и, подняв бокал, восклицать вместе с вами: «Да здравствует Казанский университет, да много и много лет процветает он, да образуется и просвещается в нём русское юношество на пользу и честь родной земли нашей. Сергей Аксаков. Москва. 1857 год».[15]


  1. Выводы

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859), один из крупных русских писателей первой половины XIX века, своё детство и юность провёл в Казани. Здесь он учился в гимназии и университете (1800-1807), здесь увлёкся литературой и театром.

14 февраля 1805 года состоялось открытие Казанского университета. 22 февраля 1805 года учеников собрали в зале, и директор гимназии, он же и первый директор Казанского университета, И.Ф.Яковкин, огласил состав студентов, только что механически переведённых в университет из старших гимназистов. Первым в списке стояло имя четырнадцатилетнего Сергея Аксакова. Поэтому С.Т.Аксакова часто называют «первым казанским студентом».

Казанский период жизни писателя был отражен в автобиографических произведениях «Семейная хроника», «Воспоминания», «Собирание бабочек». Для татарстанцев мемуары Аксакова – бесценный кладезь познания истории и культуры целого города начала XIX века.



Список использованной литературы:


  1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986. 6 с.

  2. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 73.

  3. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 75.

  4. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 78.

  5. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 92-93.

  6. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 106.

  7. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 115.

  8. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 108.

  9. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 109.

  10. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 155.

  11. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 159.

  12. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 147.

  13. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2 Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / Коммент. Е.И.Анненковой. - М.: -Худож.лит., 1986.С. 147.

  14. Климентовский В.А. Русские писатели в Татарской АССР. – Казань: ТАТГОСИЗДАТ, 1951. 36-37 с.

  15. Климентовский В.А. Русские писатели в Татарской АССР. – Казань: ТАТГОСИЗДАТ, 1951. С.37-38.

  16. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. С. 91-93.

  17. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука; Воспоминания. – Л.: Лениздат, 1984. С.3-5.

  18. Климентовский В.А. Русские писатели в Татарии. – 3-е изд. – Казань: Татарское книжное издательство, 1974. С.28-36



Приложение
Анкета


  1. Кто такой С.Т.Аксаков?




  1. Какие произведения С.Т.Аксакова вы знаете?




  1. Где родился писатель?




  1. Как связана биография С.Т.Аксакова с Казанью?




  1. Где учился С.Т.Аксаков?




  1. Почему его называют «первым казанским студентом»?




  1. В каких произведениях отражен казанский период жизни С.Т.Аксакова?




  • Проблемы исследования
  • Цель исследования
  • Методы исследования
  • Сергей Аксаков в казанской гимназии
  • Сергей Аксаков – студент Казанского университета.
  • Воспоминания о Казани
  • Список использованной литературы
  • Приложение Анкета