Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа Гениями не становятся, гениями рождаются или «Яблоко от яблони недалеко падает»




Скачать 216.44 Kb.
Дата02.07.2017
Размер216.44 Kb.
ТипИсследовательская работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Исследовательская работа

Гениями не становятся, гениями рождаются

или «Яблоко от яблони недалеко падает»

Выполнили учащиеся:

Барцова Ксения,

Смирнова Полина, 7 класс.

Руководитель:

учитель математики и информатики,

Фонова Н.Л.


Город Вязники, Владимирская область, 2013 год.

Авторы проекта:

Барцова Ксения, Смирнова Полина



Предмет, класс:

Математика, 7 класс



Руководитель проекта:

Фонова Наталья Леонидовна, учитель математики и информатики



Краткая аннотация проекта:

Исследовательская работа разрабатывается по теме «Гениями не становятся, гениями рождаются или «Яблоко от яблони недалеко падает»». В ходе работы над проектом рассматриваются этапы жизни и творчества великого ученого, его увлечения к поэзии и литературоведению. Данная работа позволяет сформировать самостоятельность, творческое мышление, развить любознательность, ответственность, умение работать с информацией.



Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Гениями становятся или рождаются?



Проблемные вопросы (вопросы для исследования):

  1. Гениальность и талант в чем сходство и различие этих понятий?

  2. Влияет ли генетика на наследственность?

  3. Что значит русский гений?

Цели исследования:

Изучение биографии А.Н. Колмогорова и исследование вопроса передается ли талант по наследству.



Учебные вопросы:

  1. Где и когда родился А.Н.Колмогоров?

  2. Чем увлекался А.Н.Колмогоров и каких результатов достиг?

  3. Как влияет наследственность на талант и гениальность?

План проекта.

Подготовительный этап:

  • Формулирование темы для исследования.

  • Обсуждение плана работы.

  • Постановка сроков работы над проектом.

Этап реализации проекта:

  • Сбор информации, отбор материалов, обмен информацией.

  • Оформление результатов работы. Создание итоговой презентации, создание буклета.

Заключительный этап:

  • Защита исследовательской работы (презентация работ).

  • Подведение итогов.

Продукт проектной деятельности.

Презентация, буклет.



Результаты проведенного исследования.

На наш взгляд, Колмогоров был гениальным ученым, талантливым литературоведом, талант которому передался по отцовской линии по наследству. Он изобрел новые методы для решения многих трудных вопросов, которые были поставлены давно и оставались нерешенными. Вместе с тем он поставил ряд новых вопросов, над разработкой которых трудился до конца своих дней.



Вывод

Талантливый род может являться одной из наиболее частных предпосылок возникновения гения. Изучая род Колмогорова, мы пришли к выводу, что способности высокого уровня передаются из поколения в поколение, что уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях, ослабевает и угасает.

Творческая личность, талант, гений – восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. Гений – это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант – гений.

Содержание.

Введение.

Глава I. Жизнь великого ученого.



    1. Детство

    2. Колмогоров гимназист

Глава II. Широта интересов и занятий великого ученого.

2. 1. Научная деятельность Колмогорова

2. 2. Колмогоров и литература

2. 3. Исследование влияния наследственности на талант

2.4. Гений и талант: соотношение понятий

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Золотые листья стройных тополей

Покрывают землю ласковым ковром...

Как синеет небо средь нагих ветвей!

Как улыбкой светит старый, хмурый дом!

Уж длинеют тени. Низок солнца круг.

Как тепло и тихо! Нет ни ветерка.

И поверить трудно в близость снежных вьюг,

И поверить трудно, что зима близка.

Автором этих замечательных строк является величайший русский математик ХХ столетия, создатель современной теории вероятностей, автор классических результатов в теории функций, в математической логике, топологии, теории дифференциальных уравнений, функциональном анализе, в теории турбулентности, теории гамильтоновых систем, Андрей Николаевич Колмогоров. Созданные им школы в теории вероятностей, теории функций, функциональном анализе и теории гамильтоновых систем определили развитие этих направлений математики в ХХ столетии. В истории российской науки его имя стоит рядом с именами М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева  - учёных, всей своей жизнью прославивших Россию.

25 апреля 2013 г. исполняется 110 лет со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова.

Актуальность исследования биографии, трудов и влияния наследственности на талант Андрея Николаевича Колмогорова определила постановку цели, задач, выбора объекта и предмета исследования. Исходя из этого, нами была поставлена цель исследования: Изучение биографии А.Н. Колмогорова и исследование вопроса передается ли талант по наследству. Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие проблемные вопросы (вопросы для исследования):



  • Гениальность и талант в чем сходство и различие этих понятий?

  • Влияет ли генетика на наследственность?

  • Что значит русский гений?

Учебные вопросы:

  • Где и когда родился А.Н.Колмогоров?

  • Чем увлекался А.Н.Колмогоров и каких результатов достиг?

  • Как влияет наследственность на талант и гениальность?

Объект исследования: Биография А.Н Колмогорова.

Гипотеза: Оказывает ли влияние генетика на развитие таланта, и не передается ли талант по наследству?

Методы исследования: анализ литературы, сравнение и обобщение полученных результатов.

Практическая ценность работы: Данную работу можно применять во внеурочной деятельности учителей математики.
Глава 1. Жизнь великого ученого.

1.1. Детство.

Андрей Николаевич Колмогоров родился 25 апреля 1903 г. в городе Тамбове, но прожил он там очень недолго, всего шесть дней.

В судьбе Андрея Николаевича много необычного, но главное, наверное, все- таки то, что его не растили ни отец, ни мать.

Отец Андрея Николаевича — Николай Матвеевич Катаев — сын сельского священника. О семье Катаевых, в особенности о брате Николая Матвеевича — историке Иване Матвеевиче Катаеве, известно несколько больше. О Николае Матвеевиче же известно очень немногое. Известно, что он окончил Петров­скую (ныне Тимирязевскую) академию, участвовал в народническом движении, был за это сослан и в начале века работал в Ярославле земским статистиком. Там, в Ярославле, и познакомились младшая дочь предводителя Угличского дворянства и почетного попечителя народных училищ Ярославской губернии Якова Степановича Колмогорова Мария Яковлевна и ссыльный Николай Ката­ев. Мария Яковлевна переехала к нему в Ярославль, но венчания в церкви не случилось.

Мария и Николай прожили вместе несколько лет. Сначала у них родилась дочь Татьяна, но она умерла девяти месяцев. Вес­ну 1903 г. Мария Яковлевна, ожидавшая второго ребенка, проводила в Крыму. Незадолго до даты предполагаемых родов по дороге домой в Ярославль к своим родителям, она заехала в Тамбов к своей подруге Конкордии Климентьевне Коравко.





Рисунок 1Н.М. Катаев, М.Я. Колмогорова

Вера Яковлевна поехала из Туношны — имения Колмогоро­вых — в Тамбов. Роды были неблагополучны, и Мария Яковлевна через полтора часа после рождения Андрея умерла. Она, однако, успела посмотреть на него (ей его под­несли) и сказала: „Не простудите“. Об этом потом рассказывала Вера. Андреем его назвали по желанию Марии Яковлевны. Еще до его рождения она говорила, что если бу­дет мальчик, она его назовет Андреем (в честь Андрея Болконского — это был ее любимый литературный герой)».

Андрей Николаевич сохранил на долгие годы связь с Конкордией Климен­тьевной Коравко, в тамбовском доме которой ему суждено было родиться. Он проявлял заботу о ее сыне и о ней самой.

Как незаконнорожденный Андрей по дореволюционным законам не имел права ни на отчество, ни на фамилию, которые он носил. Отчество он должен был получить по крестному отцу, а фамилия должна быть образована от имени крестного отца, следовательно, официально он должен был называться Андреем Степановичем Степановым. Но революция произошла, когда Андрею было все­го 14 лет, паспорта у него еще не было, и по новым законам он смог получить фамилию матери и отчество от настоящего отца.

Крестили Андрея (тогда ведь крестить детей, родившихся от православных родителей, хотя бы незаконных, было обязательно, без этого не могли выдать метрик), в Туношне, крестным отцом был Степан Яковлевич Колмогоров, единственный брат сестер Колмогоровых. Он жил постоянно в Пе­тербурге.

Поскольку мать умерла, а отцу было трудно выходить новорожденного (его пришлось бы поручить нанятой няньке или кормилице), Вера Яковлевна, после того как Марию Яковлевну похоронили, и увезла Андрея в Туношну. Везла она его на поезде в маленькой корзиночке. Весил он при рождении 6 фунтов, или по-теперешнему 2400 г, т. е. меньше, чем положено. Привезла она его в Туношну шести, а по другим данным десяти дней от роду. Возможно, что шести дней увезла из Тамбова, а десяти дней привезла (по дороге, вероятно, останавливались в Ярославле). Вера и заменила Андрею мать, и жила с ним все время. Умерла она в глубокой старости, когда он уже был академиком.



Рисунок 2В.Я. Колмогорова

Отец Андрея впоследствии (когда ему разрешен был въезд в столицу) - жил в Петербурге и служил в департаменте земледелия (министерство земледелия было либеральное и принимало людей с политическим прошлым).

Занимался он там по научной части, один раз ездил в командиров­ку, в Персию, изучать культуру. Перед революцией он имел чин коллежского асессора, по-тогдашнему чин не особенно высокий. Кроме служ­бы, он писал рассказы и время от времени печатал их в журналах. Во время пребывания в Крыму (еще до рождения Андрея) он побывал у Чехова, кото­рый был еще жив, и тот предсказал ему хорошую будущность как беллетристу, но как-то это не пошло. Андрея он всегда признавал как сына. Когда летом ехал в отпуск, он всегда заезжал на некоторое время в Туношну. Позднее, когда Андрей и Вера Яковлевна жили в Москве, он всегда заходил к ним, когда бывал в Москве.

Бывал в доме у Колмогоровых и его брат Иван Матвеевич со своими детьми, когда приезжал в Москву (постоянно он жил и работал на Урале). Один раз был у них и их отец, деревенский священник, весь седой. Он благословил Андрея, который в то время уже учился в гимназии, и он, по-видимому, признавал Андрея, как внука.

После Октябрьской революции Николай Матвеевич сразу перешел на сто­рону Советской власти. Он стал заведовать учебным отделом Народного комис­сариата земледелия.

Николай Матвеевич Катаев пропал без вести в 1919 г.

1.2. Колмогоров гимназист.

Вера Яковлевна Колмогорова со своей подругой Матильдой Исидоровной Дубенской, заменившей мать Петру Саввичу Кузнецову, организовали в туношенском доме маленькую школу, где велось преподавание «по новейшим рецептам педагогики того времени». Когда Андрею Николаевичу было 5—6 лет, дети (кроме этих двух мальчиков в школу приходили окрестные ребятишки разного возраста) под руководством Веры Яковлевны стали издавать журнал «Весенние ласточки». Для «Весенних ласточек» маленький Андрей поставлял математические задачки. В этом журнале появилось первое математическое «открытие» Андрея Николаевича, подметившего закономерность:

1  = 12

1 3 = 22

1 3 5 = З2

1 3 5 7 = 42 и так далее.

Он неоднократно говорил, что это доставило ему первую творческую радость. Среди задачек, придуманных шестилетним Андреем, была задача о пуговицах — сколькими способами можно пришить пуговицу. Были и более стандартные задачи о встрече.

С 1910 г. приемная мать В. Я. Колмогорова переселилась с Андреем в Москву. Он учился в Москве в частной гимназии Е. А. Репман...

Московские гимназии — как много давали они своим ученикам, как много прекрасных воспо­минаний сохранили воспитанники гимназий о своих школьных годах! Мужские гимназии Попова, Поливанова, Брюханенко, немецкая гимназия «Петер-Пауль шуле», женская гимназия Фишер и еще, и еще —целый мир, где зарождались свободомыслие, творческий поиск, истинная интеллигентность, основы мировоз­зрения, наконец.

Гимназия Репман была организована двумя передовыми женщинами — энтузиастками просвещения — Евгенией Арнольдовной Репман и Верой Федоровной Фёдоровой. Эта гимназия была одним из самых необычных учебных заведений того времени. В ней было совместное обучение мальчиков и девочек (таковое было лишь в двух московских гимназиях), отсутствовала «процентная норма» и осуществлялись многие педагогические эксперименты. «Организация занятий была своеобразна, — писал Андрей Николаевич, — одно время я мог заниматься математикой на класс старше, чем другими предметами». Петр Саввич Кузнецов вспоминает, что несмотря на то, что Колмогоров был на три класса моложе (он учился в третьем, а Кузнецов —в шестом), Андрей Николаевич помогал ему решать арифметические задачи, а Кузнецов — лучший латинист в классе — помогал Андрею Николаевичу по латыни.

Андрей Николаевич на всю жизнь сохранил чувство глубокой признательности к своей школе. Он упоминает о ней в любом своем автобиографическом известии. После смерти Андрея Николаевича среди его бумаг было найдено про­шение в какую-то инстанцию оказать содействие брату Евгении Арнольдовны Репман и его жене, находившимся в бедственном положении. При этом Андрей Николаевич не преминул выразить свою признательность «семейству Репман», которому считал себя очень многим обязанным.



Рисунок 3Е.А. Репман, В.Ф. Федорова

Глава 2. Широта интересов и занятий великого ученого.

2. 1. Научная деятельность Колмогорова.

Широта интересов и занятий Колмогорова имеет мало аналогов в XX веке. Первые свои исследования он выполнил, ещё будучи студентом. Они велись с ноября 1920 по январь 1922 года и были посвящены истории Новгорода. Результаты этих изысканий считались утраченными; однако после смерти Колмогорова четыре рукописи его исторических исследований были обнаружены среди его бумаг; теперь они опубликованы. По авторитетному свидетельству В. Л. Янина, эти исследования Колмогорова опередили не только историческую науку двадцатых годов, но и современную нам историческую науку.

Колмогоров был почётный член Американского метеорологического общества. Его портрет мы находим в начинающейся с Архимеда галерее портретов создателей классической механики . В известной хрестоматии ван Хейеноорта «От Фреге до Гёделя» собраны статьи с 1879 по 1931 г., определившие структуру математической логики; из отечественных авторов в хрестоматии представлен лишь Колмогоров: мы находим здесь английский перевод его статьи, завершённой им 30 сентября 1925 г., т.е. в 22-летнем возрасте. Дважды, в 1969 и 1971 гг., Колмогоров принимал участие (и осуществлял функции научного руководителя) в многомесячных океанографических плаваниях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев»; плавание 1971 г. было даже кругосветным. А понятие падежа по Колмогорову хорошо известно грамматистам.

От общения с Колмогоровым возникало ни с чем не сопоставимое ощущение непосредственного соприкосновения с гением. К какой бы области знания ни прикоснулся Колмогоров, она, эта область, получала новый импульс развития и уже больше не могла изучаться без учета колмогоровского вклада в нее.

Все же основной сферой деятельности А.Н. Колмогорова была, конечно, математика. Колмогоров - один из великих математиков XX века. "Всем нам, общавшимся с кругом ученых всего мира, было хорошо известно, что Колмогорова большинство считало крупнейшим математиком своего времени", - отмечает президент Московского математического общества академик С. П. Новиков.

2.2 Колмогоров и литература.

 Колмогоров был гений. Поэзия и музыка, архитектура, живопись и другие виды пластических искусств были неотъемлемой и важной частью внутреннего мира Колмогорова. Мало сказать, что он имел обширные и глубокие знания в каждой из этих художественных сфер. Стихи и музыкальные произведения, здания, картины и скульптуры он воспринимал как необходимую среду существования, как своего рода синхронизаторы, регуляторы, гармонизаторы эмоционального статуса человека - как нечто, задающее ритм внутренней жизни. В этой роли он отказывал кино, считая его не искусством, а развлечением.

Сведения о вкусах и литературных взглядах Колмогорова можно почерпнуть в воспоминаниях его любимого ученика Владимира Михайловича Тихомирова. Там, в частности, сообщается, что Колмогоров считал роман высшей формой прозы.

Колмогоров хорошо знал французский и немецкий и посредственно английский. Он справедливо считал, что процедура общения будет обеспечена, если каждый человек будет знать произвольные два языка из названных трёх, и очень удивлялся, что надменные англоязычные никак не хотели признать это простое правило.

Что касается русской прозы, то “из современных писателей он хвалил Солоухина. А.Н. очень любил природу и очень любил «Весну» Пришвина , любил выражение „весна света и воды“” .

По поводу А. И. Солженицына он отзывался примерно так: “Я полностью прослушал по западному радио «Архипелаг ГУЛАГ», знаю, что всё там описанное - правда, но я категорически не согласен с жёсткой позицией автора: он пишет о том, что коммунисты, борцы за революцию, расстрелянные или попавшие в лагеря, заслужили такую участь, что „ так им и надо“”. То есть Андрей Николаевич критиковал Солженицына не «справа», а «слева»  - за недостаточность гуманизма, чего он не мог простить никому. При этом он очень любил многие вещи Солженицына, особенно «В круге первом», где прообразом художника «шарашки» был ещё гимназический друг Андрея Николаевича, художник С. Н. Ивашев-Мусатов .

Недостаточность гуманизма не прощалась даже Пушкину. Колмогоров “упрекал его в том, что он стрелялся с Дантесом, желал его смерти, стрелял в него, крикнул „Браво“, когда тот рухнул после выстрела... „Ведь он хотел его смерти“, - взволнованно говорил Андрей Николаевич” . Но “к Пушкину - Поэту Андрей Николаевич испытывал чувства великого восхищения” . 

Он знал и любил не только Пушкина. Обширные цитаты из русской поэзии (в частности, из Сологуба и Ахматовой) встречаются в письмах Колмогорова к его ближайшим друзьям. Вл.М. Тихомиров пишет :

Андрей Николаевич очень глубоко и интимно любил Тютчева, чувствовал огромный духовный контакт с Блоком, очень трогательно и светло воспринимал Есенина . Андрей Николаевич много исследовал Маяковского и часто о его поэзии говорил с восхищением, хотя эти две личности - Колмогоров и Маяковский, - всё-таки не имели особых точек соприкосновения.

Разумеется, иметь те или иные вкусы в области литературы и, вообще, искусства ещё не значит быть прикосновенным к литературоведению и искусствоведению. К литературоведению Колмогоров был прикосновен.



Рисунок 4А.Н. Колмогоров

2.3. Исследование влияния наследственности на талант.

У многих народов есть одна и та же пословица: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Изучая биографию Андрея Николаевича Колмогорова мы задались вопросом: «А не передался ли писательский талант отца по наследству сыну?». Его отец Николай Матвеевич Катаев  хотя и служил по ведомству земледелия (был, по словам Колмогорова, “учёный агроном”), но писал рассказы и время от времени печатал их в журналах. С большей определённостью литературный ген проявился в боковой линии, проходящей через Ивана Матвеевича, родного брата Николая Матвеевича (они были двумя из трёх сыновей благочинного с Урала): его сыном был известный писатель Иван Катаев, который, таким образом, приходился Колмогорову двоюродным братом.

Мы привыкли считаться с генетикой, вычисляя опасные наследственные заболевания, но об ее роли в передаче таланта почти не задумываемся. Еще Платон предлагал селекционные проекты «улучшения породы» людей. А в XIX веке англичанин Френсис Гальтон, изучая таланты английских семейств, ввел понятие евгеники. Люди искусства (Бернард Шоу, Макс Нордау, Константин Мережковский, Шульце-Наумбург и др.) пролили немало чернил в спорах о перспективах его открытия.

Попробуем ответить на вопросы: возможна ли фабрика талантов, наследственность или воспитание создают художника, какова роль генетики в истории искусства и культуры.

Каждый вкладывает в понятие «талант» что-то свое: одни говорят – это дар свыше, другие ссылаются на накопленный опыт предыдущих поколений. Третьи уверяют, что без совместного многолетнего труда родителя и ребенка незаурядную личность не сформировать. Четвертые утверждают: необходимо ежедневно упорно трудиться, чтобы пробудить дремлющий ген, отвечающий за развитие неординарных способностей.
Можно ли получить талант в наследство? Да, можно, а вот гениальность – едва ли. Есть мнение, что гений неизбежно, неотвратимо проявит себя, а чтобы вызрел и засверкал талант, стоит отнестись к нему бережно, как к ростку прекрасного дерева. К счастью, история знает примеры, когда талант как семейная драгоценность передавался от родителя к ребенку, но восхищая мир новыми гранями. Приведем примеры некоторых известных семей, где дети унаследовали талант от родителей.Физика без лирики – семья Капицы
Отец – Петр Леонидович Капица, нобелевский лауреат, основатель Института физических проблем.
Сын – Сергей Петрович Капица, советский и российский ученый-физик, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки». С 1973 года бессменно вел научно-популярную телепрограмму «Очевидное – невероятное». Ушедший из жизни в августе 2012 года, Сергей Петрович в качестве ученого-физика работал в различных ее областях. Всю жизнь активно преподавал, занимал должность заведующего кафедрой МФТИ, научный руководитель и преподаватель Российского нового университета (РосНОУ).



Рисунок 5П.Л. Капица (отец) Рисунок 6С.П. Капица (сын)


Литературный экспресс – семья Толстых

Дед по отцовской линии – А. Н. Толстой, известный писатель. 


Бабушка по отцовской линии – Н. Крандиевская, поэтесса. 
Дед по материнской линии – М. Л. Лозинский, переводчик, поэт. Перевел на русский язык «Гамлета» и «Божественную комедию». 
Отец – Никита Толстой, профессор физики, общественный деятель.
Дочь – Татьяна Толстая, российская писательница, публицист и телеведущая. Наиболее известен роман «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь – не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира. Популярность пришла к писательнице в 2002 году, когда она стала соведущей телевизионной программы «Школа злословия».


Рисунок 7А.Н. Толстой Рисунок 8Н. Крандиевская Рисунок 9Т. Толстая

Теория генетической обусловленности интеллекта наиболее давняя. Ее истоки находим во многих известных философских системах. Значительная роль в распространении идеи о наследственности интеллекта принадлежит Гальтону, который полагал, что талант и вообще психические свойства человека так же наследственны, как и его физические свойства. Он писал: «Примечательное непонимание оказывается распространенным относительно факта передачи таланта по наследственности. Обычно считается, что дети выдающихся людей глупы; что там, где большая мощь интеллекта кажется унаследованной, она передается с материнской стороны и что один сын обычно похищает талант всей семьи. Мои собственные исследования привели меня к диаметрально противоположному заключению. Я нашел, что талант передается по наследству в весьма заметной степени, что мать ни в какой мере не обладает монополией передачи и что целые семьи талантливых людей чаще встречаются, чем такие, где только один человек одарен. Я подтверждаю мои заключения статистикой, которую теперь продолжаю применять и которую считаю вполне достаточной для доказательства. Это только часть гораздо большего материала, который я собрал для будущего тома на эту тему, все содержание которого метит в том же направлении» (Galton, 1865, р. 157).

В своей знаменитой книге «Наследственный гений: исследование его законов и следствий» (Hereditary genius: an inquiry into its laws and вышедшей в 1869 г. Гальтон сообщает, что он «бегло проследил родство около четырехсот знаменитых людей всех периодов истории, и в результате, этим почти полностью установилась теория, что гений наследственен, с известными ограничениями, которые осталось исследовать».

Более поздние исследования английского психолога Барта (Burt, 1940, 1966) еще более упрочили эту теорию. В данных Барта, практически невозможно увидеть влияние среды на интеллект. И конечно, во все времена довольно сильным союзником концепции наследственности интеллекта был здравый смысл, ибо обыденные житейские наблюдения учили, что «яблоко от яблони недалеко падает».





Рисунок 10Ф. Гальтон

2.4. Гений и талант: соотношение понятий.

В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым. В Британской энциклопедии находим: « Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к некоторым специальным видам деятельности и предполагает относительно быстрое и легкое обретение особого мастерства. Гений же включает в себя оригинальность, творчество, а также способность мыслить и работать в областях предварительно не исследованных и таким образом давать миру что-либо значимое, то, что не могло бы иначе быть освоено».

Три основных отличия между гением и талантом заключаются в следующем:



  1. Оригинальность гения, его неоспоримо новаторский характер. Хотя немало талантливых людей вносят много нового в те области, в которых трудились, но по значимости и объему нового вклада это не сравнимо с гением, чьи мысли и дела являются исходными моментами деятельности целых поколений творцов.

  2. Универсализм гения. Талант представляет собой способность достигать в определенной области высшего мастерства, виртуозности. Гений редко бывает односторонним, так как он обладает способностью видеть явления в их тесной взаимосвязи.

  3. Талант наследственен, а гений представляет собой единичный феномен. Так Э. Кречмер подчеркивает : «Талант передается по наследству в родах и кастах, гениальность передать по наследству трудно».

Заключение.

Талантливый род может являться одной из наиболее частных предпосылок возникновения гения. Изучая аристократические роды Англии, историю выдающихся семейств других стран на протяжении десятилетий и даже столетий Ф. Гамильтон пришел к выводу , что способности высокого уровня передаются из поколения в поколение, что уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях, ослабевает и угасает. Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и креативных способностей и делают вывод, согласно которому на 60-80% интеллект зависит от наследственности, а 20-40% определяются средой, креативность же, наоборот, на 60-80% определяется обучением и воспитанием, а наследственностью – на 20-40%.

Принимая в учет тот факт, что гений по преимуществу креативен, а талант интеллектуален, можно говорить о наследовании именно таланта, на почве которого может вырасти гений.

Творческая личность, талант, гений – восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. В соответствующей литературе сегодня можно найти определения каждого из этих понятий, однако границы между ними остаются размытыми. Гений – это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант – гений.



Вывод

Результаты проведенного нами исследования на наш взгляд показали, что труды Колмогорова носят отпечаток гениальности. Он изобрел новые методы для решения многих трудных вопросов. Вместе с тем он поставил ряд новых вопросов, над разработкой которых трудился до конца своих дней. Талантливый род может являться одной из наиболее частных предпосылок возникновения гения. Изучая род Колмогорова, мы пришли к выводу , что способности высокого уровня передаются из поколения в поколение, что уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях, ослабевает и угасает.



Литература

  1. В.М. Тихомиров. Андрей Николаевич Колмогорв (к 90-летию со дня рождения) Квант.-1993.-№ 3.4.-С.-3-10

  2. Воспоминания об А.Н.Колиогорове. (Новиков С.П., «Успехи математи-ческих наук», 1988, т. 43, вып. 6. 35-360

  3. Колмогоров в воспоминаниях. Ред.-сост. А.Н.Ширяев — М.: «Наука», 1993. 734

  4. Колмогоров как историк. ( Янин В.Л., «Успехи математических наук», 1988,

  5. т. 43, вып. 6, с. 189-195).

  6. Энциклопедический словарь. В. 82 т. Т. 15. Галберт—Германий.- Репринтное воспроизведение издания Ф.Брокгауз- А.И.Ефрон 1820 года. М., 1994. С. 338

  7. Кречмер Э. Гениальные люди. СПб., 1999. С. 29.


  • Предмет, класс
  • Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос
  • Цели исследования
  • План проекта. Подготовительный этап
  • Этап реализации проекта
  • Заключительный этап: Защита исследовательской работы (презентация работ). Подведение итогов. Продукт проектной деятельности.
  • Результаты проведенного исследования.
  • Объект исследования
  • Методы исследования
  • Рисунок 1Н.М. Катаев, М.Я. Колмогорова
  • Рисунок 2В.Я. Колмогорова
  • Рисунок 3Е.А. Репман, В.Ф. Федорова
  • Рисунок 4А.Н. Колмогоров
  • Физика без лирики – семья Капицы
  • Рисунок 5П.Л. Капица (отец) Рисунок 6С.П. Капица (сын) Литературный экспресс – семья Толстых
  • Рисунок 7А.Н. Толстой Рисунок 8Н. Крандиевская Рисунок 9Т. Толстая