Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследовательская работа «Екатерина ii»




Скачать 136.65 Kb.
Дата21.06.2017
Размер136.65 Kb.
ТипИсследовательская работа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Сыктывкара
Исследовательская работа

« Екатерина II »



Выполнила:

Клиперт Софья

ученица 3 «А» класса

Руководитель работы:

Фёдорова Н.В.



2013



Введение

Происхождение

Детство. Образование и воспитание

Переворот 28 июня 1762 г

Правление Екатерины II: общие сведения

Крестьянство

Образование, наука, здравоохранение

Национальная политика

Расширение пределов Российской империи

Краткая биографическая справка

Заключение

Приложение

Введение
Существуют знаменитые слова: «Из грязи в князи». Эта фраза приходит на ум, когда читаешь об Екатерине II, единственной императрицей Всероссийской, рожденной за границей.

Возникают вопросы: Как она взошла на трон? Отношение народа к ней? Какие изменения в России произошли во время её правления?

Нас заинтересовала эта тема, и мы поставили перед собой цель: узнать как можно больше о происхождении и правлении Екатерины II.

В исторических справочниках дана неполная информация о ней, поэтому, заинтересовавшись исторической личностью, были поставлены задачи:



  1. Найти и изучить материал об императрице

  2. Обработать информацию

  3. Оформить работу

Собранной информацией предлагаем воспользоваться на уроках окружающего мира, истории.


Происхождение
Екатерина II — императрица Всероссийская в 1762 — 1796 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького немецкого «фюрста».

Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом.

Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной теткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.



Детство, образование и воспитание
Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась


  • немецкому и французскому языкам,

  • танцам,

  • музыке,

  • основам истории, географии,

  • богословия.

Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом.

Сразу после приезда в Россию стала изучать


  • русский язык,

  • историю,

  • православие,

  • русские традиции,

так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 года София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы - Екатерины I).
Переворот 28 июня 1762 года

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией (в то время, как русские войска взяли Берлин) и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие и арест одного из участников заговора — поручика Пасека.

Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и в первых числах июля погиб при невыясненных обстоятельствах.

22 сентября (3 октября) 1762 года Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина II.
Правление Екатерины II: общие сведения

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:



  • Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

  • Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

  • Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию

  • Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным

  • Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов. Как писал Ключевский, «Армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов и 300 гребных судов, сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, то есть увеличилась более чем вчетверо, успехи внешней торговли : балтийской; в увеличении ввоза и вывоза, с 9 млн до 44 млн руб., черноморской, Екатериной и созданной, — с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796 г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн руб., тогда как в 62 предшествовавших года её выпущено было только на 97 млн».

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %. Вместе с тем, был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.), более, чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), возросло число парусно-полотняных мануфактур. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.
Крестьянство

Крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95 % населения, а крепостные крестьяне — более 50 % населения. По общему мнению историков, положение этой самой многочисленной группы населения в эпоху Екатерины было наихудшим за всю историю России. Ряд историков сравнивает положение крепостных крестьян той эпохи с рабами.

Как пишет В. О. Ключевский, помещики «превратили свои деревни в рабовладельческие плантации, которые трудно отличить от североамериканских плантаций до освобождения негров». Д.Блюм делает вывод, что «к концу XVIII в. русский крепостной ничем не отличался от раба на плантации». Дворяне, включая и саму Екатерину II, часто называли крепостных крестьян «рабами», что хорошо известно по письменным источникам.

Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды, не могли отъехать от своей деревни более чем на 30 верст без паспорта — разрешения от помещика и местных властей. По закону крепостной находился полностью во власти помещика, последний не имел права лишь его убить, но мог замучить до смерти — и за это не было предусмотрено официального наказания или продать. Например, бессемейная девушка оценивалась в 200 рублей, а мужчина с семьей (жена, четверо детей) – 700 рублей.

Крепостные крестьяне жили очень бедно. Из еды чаще всего на их столе можно было встретить ржаной хлеб, овощи, ягоды, грибы, рыбу и только по большим праздникам мясо. С утра и до позднего вечера работали крепостные крестьяне на помещичьих полях. Женщины убирали в усадьбах, готовили, стирали, шили, выполняли всю домашнюю работу.

Тяжелой была и жизнь детей. Мальчиков с 7—8 лет приучали выполнять все мужские обязанности: ухаживать за скотом, пахать, косить, плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10—12 лет уже делали почти все работы по дому.

Помимо работы на помещика крестьяне должны были платить ему оброк, налог в виде денег и продуктов питания. В случае, если крестьяне не имели того или другого продукта, они должны были внести этот оброк деньгами. Кроме того, крестьяне должны были платить денежное и хлебное жалованье, установленное барином и приказчикам своих сел и деревень.

При Екатерине великой жизнь крепостных крестьян стала еще хуже, она издала указ, позволяющий помещикам без суда и следствия отправлять крестьян на каторжные работы, применять за непослушание побои и пытки. Любая жалоба на своего хозяина со стороны крестьянина считалась преступлением. Крестьяне оказались совершенно беззащитными.

Имеется ряд примеров содержания помещиками крепостных «гаремов» и застенков для крестьян с палачами и орудиями пыток. В течение 34 лет царствования лишь в нескольких наиболее вопиющих случаях (включая Дарью Салтыкову) помещики понесли наказание за злоупотребления в отношении крестьян.

Екатерина была убедительной противницей крепостного права, считая, что его антигуманным и противным самой природой человека. В её бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а так же рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что – либо конкретное в этой области она не решалась из-за боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и поэтому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.


Образование, наука, здравоохранение

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты:



  • Смольный институт благородных девиц,

  • Воспитательное общество благородных девиц,

  • Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз.

Были основаны:

  • обсерватория,

  • физический кабинет,

  • анатомический театр,

  • ботанический сад,

  • инструментальные мастерские,

  • типография,

  • библиотека,

  • архив.

11 октября 1783 года основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов»

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.
Национальная политика

За время царствования Екатерины в состав страны вошли



  • Северное Причерноморье,

  • Приазовье,

  • Крым,

  • Правобережная Украина,

  • земли между Днестром и Бугом,

  • Белоруссия,

  • Курляндия,

  • Литва.

1762 г. Начало реформ

Во время правления Екатерины II

Общее число новых подданных, приобретенных таким образом Россией, достигло 7 миллионов. В результате, как писал В. О. Ключевский, в Российской империи «усилилась рознь интересов» между разными народами. Это выразилось, в частности, в том, что чуть ли не для каждой национальности правительство было вынуждено вводить особый экономический, налоговый и административный режим. Так, немецкие колонисты были совсем освобождены от уплаты налогов государству и от иных повинностей; для евреев была введена черта оседлости; с украинского и белорусского населения на территории бывшей Речи Посполитой подушный налог сначала совсем не взимался, а затем взимался в половинном размере. Самым дискриминируемым в этих условиях оказалось коренное население, что привело к такому казусу: некоторые русские дворяне в конце XVIII — начале XIX вв. в качестве награды за службу просили их «записать в немцы», чтобы они могли пользоваться соответствующими привилегиями.


Расширение пределов Российской империи

Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.).

Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг.) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское (акт отречения герцога Бирона )

Заключение

За время своего правления Екатерина II провела большую реформу в России и значительно укрепила российское государство. Проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма и обрела статус великой державы.

5 ноября 1796 г. в Петербурге, в Зимнем дворце у императрицы произошло кровоизлияние в мозг, по терминологии XVIII века — „апоплексический удар” и 6 ноября Императрица скончалась.

Задачи, поставленные в начале нашей работы, были следующие:

1. Найти и изучить материал об императрице


  1. Обработать информацию

  2. Оформить работу

При изучении ряда источников открываются новые факты, в которых показана тесная взаимосвязь Екатерины II с другими знаменитыми историческими личностями. Поэтому, мы ставим перед собой новые задачи: продолжить работу над новыми источниками и пополнить работу новыми сведениями, которые можно будет использовать на уроках литературного чтения, истории и окружающего мира.


Краткая биографическая справка
Екатерина II - 8-я императрица всероссийская
Рождение: 21 апреля (2 мая) 1729 Штеттин, (Пруссия).
Отец: Христиан-Август Ангальт-Цербстский
Мать: Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская
Династия: Аскании (по рождению)/ Романовы (по браку)
Вероисповедание: Православие
Супруг: Пётр III
Дети: Павел I Петрович

Анна Петровна



Алексей Григорьевич Бобринский
Предшественник: Пётр III
Коронация: 1 (12 сентября) 1762 г.
Период правления: 28 июня (9 июля) 1762 — 6 (17 ноября) 1796
Преемник: Павел I
Смерть: 6 (17) ноября 1796 (67 лет), Зимний дворец, Петербург
Похоронена: Петропавловский собор, Петербург




Источники


  • http://www.biografii.ru/biogr_dop/ekaterina_velikaya/ekaterina_velikaya.php

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-zhizn-rossii-pri-ekaterine-ii

  • http://otherreferats.allbest.ru/history/00030346_0.html

  • http://otherreferats.allbest.ru/law/00000657_0.html

  • http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=12482

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text

  • Дневник ученика 3 «А» класса Шубина Владислава






  • « Екатерина II » Выполнила
  • Происхождение Детство. Образование и воспитание Переворот 28 июня 1762 г Правление Екатерины II: общие сведения
  • Краткая биографическая справка Заключение Приложение Введение
  • Детство, образование и воспитание
  • Переворот 28 июня 1762 года
  • Правление Екатерины II: общие сведения
  • Образование, наука, здравоохранение
  • Расширение пределов Российской империи
  • Краткая биографическая справка Екатерина II
  • Мать
  • Дети
  • Источники http://www.biografii.ru/biogr_dop/ekaterina_velikaya/ekaterina_velikaya.php
  • http://otherreferats.allbest.ru/law/00000657_0.html http://www.bibliofond.ru/view.aspxid=12482