Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследование Теория этногенеза Л. Н. Гумилева Ученицы 9 класса «А» Копыт Екатерины Молев А. И. Москва




Скачать 70.34 Kb.
Дата17.06.2017
Размер70.34 Kb.
ТипИсследование
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»




Исследование
Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Ученицы 9 класса «А»

Копыт Екатерины

Руководитель: Молев А.И.

Москва

2012-2013


Оглавление


  1. Введение

  2. Глава 1.

    1. Биография Л.Н.Гумилева

    2. Терминология (определение понятий «этногенез», «этнические системы»)

    3. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева (вкратце, основные понятие)

  3. Глава 2. Теория этногенеза применительно к истории русского государства.



  4. Заключение

  5. Список литературы


Введение
Данная работа посвящена яркой и важной теории, объясняющей возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – этносов. Имя выдающегося русского ученого Льва Николаевича Гумилева (1912-1992г.г.) широко известно нынешнему поколению, т.к. именно он стал автором , рассказавшем о малоизвестном в прошлом народов нашей Земли. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время не признавалась официальной. Но этнология Гумилева разнообразна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов (монголы, хазары). В реферате будет рассмотрена теория этногенеза применительно к русской истории. Свою теорию он применял при создании "Очерков этнической истории России". События этногенезов России составляют истории двух разных суперэтносов: историю Древней Киевской Руси (с IX века до XIII века) и историю Московской Руси (с XIII века по сегодняшний день). Таким образом, Л.Н.Гумилев выявляет, что ключевым периодом для понимания русской исторической судьбы является трехвековой период (XIII-XVв.в.).

Тот аспект, который я хочу осмотреть, является актуальным, так как на данный момент возрос интерес к истории Отечественной России, происхождению и развитию своего народа. Существует множество подходов для анализа исторических событий. Альтернативным вариантом является теория Л.Н.Гумилева, а именно "Очерки этнической истории", позволяющие по-новому взглянуть на события отечественной истории и ознакомиться с научной концепцией автора.

Целью моего исследования является рассказать основные идеи теории этногенеза Л.Н.Гумилева применительно к русской истории.

Задачи исследования:

1) Определить понятие "этногенез", "этнические системы", «пассионарная теория»;

2) Изучить теорию Л.Н.Гумилева, выделить основные идеи;

3) Проанализировать материал, взятый из книги "От Руси до России";

4) Выводы на основе изученного материала.

Глава 1.

Биография Льва Николаевича Гумилева.

Лев Николаевич родился 1 октября 1912 года в Царском селе, в семье поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Всё свое детство провел у бабушки Анны Гумилевы в Тверской губернии. В 1917 году семья Гумилева переехала жить в город Бежецк, где Лев отправился в школу и обучался там до 1929 года. С 1930 года Гумилев жил в Ленинграде, а до 1934 работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета, но в 1935 году был отчислен и арестован. И всё же через некоторое время освобождён и вскоре был восстановлен в ЛГУ. В марте 1938 года снова был арестован и осужден за 5 лет вместе со своими 2 товарищами. Наказание отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом, по отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года Гумилев добровольно вступил в Советскую армию. В 1845 году вернулся в Ленинград и продолжил обучение в ЛГУ до 1946. После поступил в аспирантуру Ленинградского университета, но вскоре был отчислен. В 1948 году Гумилев защитил диссертацию кандидата исторических наук в ЛГУ и был принят научным сотрудником в музей этнографии народов СССР. В ноябре 1949 года был осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области. 11 мая 1956 года Гумилева отпустили по причине отсутствия состава преступления.

C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»). В 1967 произошло одно из важных событий в жизни Гумилева – женитьба на художнице Наталье Симоновской. Именно она подтолкнула Гумилева к написанию диссертации «Этногенез и биосфера земли». В мае 1974 года перед огромным залом Лев Гумилев блистательно защитил свою диссертацию, но ВАК отказал Льву Николаевичу в присуждение степени доктора географических наук – «за хорошее знание истории»! Спустя годы издательство «Наука» печатает книгу «География этноса в исторический период», а в 1990 году университет присуждает Гумилеву первую премию за «Этногенез и биосферу Земли». Радости семьи Гумилевых не было предела. Какое-то время спустя в книгу «Этногенез и биосфера Земли» также вошли фрагменты очерка «Зигзаг истории», который Гумилев писал после успешной защиты своей диссертации. Сборник завершается «Апокрифом», который, по мнению жены Гумилева, замечателен. Лев Гумилев умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Терминология. Понятие этноса, этногенеза и пассионарности.

Существует множество вариантов к изучению и пониманию этноса. В книге Гумилева «Этносфера: история людей и история природы» указывается, что этносом является коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Лев Гумилев ввел в учение об этносе системный подход: попытки определить этнос с помощью нескольких важных признаков (язык, культура, территориальное единство, общность экономической жизни, самоназвание и т.д.) были опровергнуты в связи с тем, что зачастую основной, главный признак невозможно было обнаружить. (совокупность признаков не определяла ничего, кроме определенного объекта). Этносы образуются разными способами: например, сикхи стали этносом на основе религии, монголы – на основе родства. Достоверный материал для анализа и выведения общих выводов зачастую дает нам та или иная историческая эпоха, когда письменные источники позволяют нам строить историю этноса и его развития. Наука, изучающая обстоятельства возникновения, развития и взаимодействие этносов называется этнологией. Причем, этот термин, как естественнонаучную дисциплину, ввел именно Лев Николаевич, обобщив факты этнической истории и обнаружив движение истории засчет природных процессов.

Для того, чтобы понять сущность этноса, необходимо знать учение Л.Гумилева о пассионарности, так как благодаря пассионарности есть возможность проанализировать закономерности этногенеза, а именно: узнать происхождение, развитие и распад того или иного этноса. Гумилев описал пассионарность как устойчивый для этносов комплекс определенных черт, эффект энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических коллективов.

Сформулированная Гумилевым концепция этноса отличается от раннее существовавших, так как Лев Гумилев рассматривает этнос в качестве природной общности, как социальное явление, подчиняющееся общественным правилам и законам общественного развития. Для Гумилева, этнос – это природная общность, которая никак не связана с другими типами объединения людей. Помимо этого, Гумилев доказал, что этнос не является социальным явлением, подчиняющимся законом общественного развития, так как этнос характерен для всей формации. Стоит также отметить, что этническое самоназвание и этнос, как явление коллектива, не одно и то же, так как несколько этносов могут носить одно название, или наоборот, один этнос может называться по-разному. Такой случай Гумилев рассматривает на примере римлянин. Изначально, слово «римляне» означало граждан полиса Рима, но после расширения Рима в I-II в.в. (количество римлянин возросло за счет включения многих провинций) римлянами стали называться все люди, жившие на территории государство. Тогда то, понятие «римлянин» утратило старое значение, но приобрело новое в скором времени. Общим фактором, объединявших жителей, стала историческая судьба государства (а не язык и культура). Далее государство, развивалось, появлялись новые коллективы с подобным названием, расширялись и лишь в XIX веке образовался единый этнос, принявшим название «римляне». Поэтому для этнологии необходимо исследовать и историю этноса.



При изучении истории этноса необходимо помнить, что многие коллективы были неустойчивы, дробились на более мелкие, завоевывались и порой соединялись с другими. Внутриэтническое дробление является условием, поддерживающим целостность этноса и и придающее устойчивость. Таким образом, можно сделать вывод, что история не может заменить этнологию, она способна только помочь ей.
Краткая теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева.

«Люди – организмы, живущие в коллективах, возникающих и исчезающих в историческом времени. Эти коллективы – этносы, а процесс от их возникновения до распада – этногенез. У всякого этноса есть начало и конец, как есть начало и конец у человека. Этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Обычно к истории прилагаются 2 формы движения: вращательную, породившую в древности теорию циклизма… и поступательную, характеристика которой, увы, постоянно сопровождается оценками «выше - ниже», «лучше – хуже»,«прогрессивнее – регрессивнее». Попытка их объединить породила образ спирали. Но есть и третья форма движения – колебательная. Тронутая струна на скрипке звучит и смолкает, но в ее движении нет ни «переда», ни «зада». Именно эта форма движения – затухающая вибрация – отвечает параметрам этнической истории. Принцип этнологии прост. Каждый этнос – или скопление этносов, суперэтнос, - возникает в следствие микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведения, то есть мотивацию поступков, на новую, непривычную, но жизнеспособную… Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего рассыпается, либо сохраняется как реликт – состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо». Такова в краткой цитации теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева. Эта теория – здравая и мужественная оппозиция тому учению, которое «всесильно, потому что верно»

  • Задачи исследования