Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследование по повести В. Крупина «Живая вода»




Скачать 104.31 Kb.
Дата15.05.2017
Размер104.31 Kb.
ТипИсследование
Человеческая душа – вечный источник добра, благородства

и человечности

(урок - исследование по повести В.Крупина «Живая вода»
Цели урока:

-прививать интерес к современной литературе и к творчеству В.Крупина; показать своеобразие произведения писателя;



- раскрыть проблематику повести «Живая вода» путем исследования образов главных героев, языка произведения;

- развивать навыки анализа произведения литературы; развивать критическое мышление, умение делать выводы, аргументировать, составлять схемы, таблицы;

- формировать представление о душе человека, добре и зле в человеческой жизни, об ответственности человека за свои поступки;

Оборудование: портрет В.Н.Крупина, выставка книг «Произведения В.Крупина», презентация «Биография В.Н.Крупина»…..

Эпиграф к уроку: О себе мы сами должны сказать последнее слово (Ч.Айтматов)

Этапы урока:

I. Вызов. Учащиеся задают вопросы к теме:

Что может погубить мир? (война, зло, ненависть…);

Что может спасти мир? (доброта, любовь, вера);

Какова роль человека в спасении мира? (активная жизненная позиция, ответственность, честность).



II. Выдвижение проблемы.

Формулируем проблему. Что такое человеческая душа? Для чего она существует? Какой человек может обладать душевными качествами?



III. Выступления учащихся. (Индивидуальные задания) Биографическая справка (презентация), язык произведений Крупина.

IV.Из истории создания повести «Живая вода»

С главным героем повести «Живая вода» Александром Ивановичем Кирпиковым писатель встретился в 1972г., когда летом в России повсюду горели леса и торфяники и стояла дымная мгла. Писатель у себя дома, в Вятке, помогал родителям убрать уничтоженный засухой картофель и познакомился с мужчиной – это был Александр Иванович Кирпиков. После работы хозяева выставили угощение, начались разговоры. Воспоминания, и на прощенье Кирпиков сказал: «Вот, милый, называться Александром Ивановичем осталось мне 10 дней, пока картошку не выкопают, пока нужен. А потом буду Сашка и Сашка. До весенней посадки.»

Писатель больше ни разу не видел этого мужика, но что-то очень важное возникло тогда между ними, если вопреки литературным правилам так и зовут - Александром Ивановичем Кирпиковым – героя повести «Живая вода», которая была написана тогда же, в 70-х, но увидела свет только в 1982г.

V.Диалог по содержанию повести.

- Через всю повесть «Живая вода» проходит образ-символ, давший ей название. Как вы считаете, почему повесть так называется и как эта тема проходит через всё содержание?
(итог исследовательской работы дома)

(Мальчишку Кирпикова забрасывают вятские мужики на небо добыть живой воды. Допустили апостолы парнишку к своему начальству, выдали воды и спихнули с неба вместе с бутылью. Отведали мужички, распелись. А за добавкой послали в сельпо – никакой, мол. Разницы. Вроде бы в самом деле водка – та же живая вода. Только вот апостолы –то не надули ли вятских мужичков, как сообразит Кирпиков под старость, когда сердце прихватит так, что захочется глотка свежего воздуха, а на водку станет «рвотно смотреть».

«Живой бы воды сейчас,- помечтал Кирпиков, - а не эту заразу», - и помянет в сердцах апостолов, что его «нагрели».

О живой воде постоянно мечтает главный герой повести, её он ищет повсюду ((отворачивается с презрением от мнимой живой воды зюкинского источника). Находит ли? Об этом, в сущности , повесть.



- В произведении много фольклорных мотивов. Назовите их. Какую роль они играют?
(итог исследовательской работы дома)

Апостолы ведут себя подобно нечистой силе: посулит человеку чёрт золото и покажет, а домой принесёт – в карманах или сундуках – одна гадость ( равно как деньги в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова), зюкинская вода, оборачивающаяся в спирт.



-Как по-земному поступают апостолы с Кирпиковым? Может ли такое быть в реальной жизни?

Апостолы в кирпиковском сне вряд ли служат добру – на небе у них сплошная показуха: парня обувают да одевают, чтобы к богу в рванье не пустить, а потом говорят, что так, мол, все вятские мужики живут.



- Что происходит со сторожем лесобазы Александром Ивановичем Кирпиковым? Почему он бросил пить?

Внешний повод прост: «Сердце захлёбисто застучало, потом привычно оборвалось, смолкло», - и Кирпиков, рухнувший наземь, вдруг понял, что и смерть не за горами. «Все, мать. Вот мне и позвонили. Иди, объяви всем, что я околел». Околеть, правда, не околел, но вдруг трёхжильный Кирпиков, Бог весть что вытворявший над своим здоровьем, понял, что он не бессмертен. И перед лицом смерти сделал Кирпиков то, чего не позволял себе никогда: задумался о жизни. И сообразил: «Я ведь и не жил ещё.» А на недоумённый вопрос жены: «А кто за тебя 60 лет жил?» - ответил: «Только не я…Вся жизнь одним махом: ломал хребтину, тебя обижал.» Решив проститься со старой жизнью и жить по-новому, Кирпиков берёт тетрадь и , проставив месяц и год, записывает: «Я родился весной в 9 часов утра.»

Вывод, обобщение: «Начинаю новую жизнь» - как часто эти слова произносятся в нашем обиходе с иронией, с усмешкой, с горечью и болью, серьёзно и по пустякам, но каждый знает: новая жизнь начинается не так просто.

Перерождение Керпикова – не процесс, который должен психологически обосновать мастер, но условие, которое должен принять на веру читатель.



- Как переплетаются в повести реалистически- достоверные детали с иронически – гротесковыми?
(итог исследовательской работы дома)

Вся повесть Крупина носит откровенно игровой характер и строится на переплетении реалистически – достоверных деталей с иронически – гротесковыми.

Во-I, пьют здесь много и страшно, но правдоподобно ли, чтобы к умирающему Делярову, неведомо какими ветрами занесённому в посёлок «секретному сотруднику», две самоотверженно ухаживающие за ним безмужние женщины принялись катать пиво бочками, - иначе никак нельзя было утолить жажду?

Во –II, буйные хмельные травы, которые за неделю вымахали в рост человека там, где протрезвевшие вятские мужички ящиками лили спиртное на землю? А коровы, которые «распочухали » эти травы, «жадно жевали»?

В –III, количество железа , обнаруженного в земле Деляровым и Митей Зотовым? Блок цилиндров, коленчатый вал, хедер от самоходного комбайна и даже трактор, - так что два проходимца решили было попытаться подкопать опечатанный источник и заняться добычей дефицитных запчастей прямо из-под земли, тем более, что многие их них целые

приметы нашего времени вы увидели в повести? Как о них говорит мастер?

Пьянство и в масле.

- Какие человеческие пороки и социальные проблемы переданы через гротеск, гиперболу (приобретательство, бездоходность и многие другие )

- Как та или иная деталь, иронически переосмысленная, восходит к фольклорным традициям?

1. Хилому Делярову, конечно, бочку пива не выпить зараз, но разве не бочками утоляет жажду какое – нибудь сказочное чудовище?

2. Почтальонка Вера бегает необычайно быстро, и сногсшибательная новость может её подгонять, но не настолько, чтобы дважды «просквозить» весь посёлок, прежде чем удастся затормозить, заскочив с ходу в магазин, ударившись о прилавок и сбив с точной регулировки весы. «С тех пор они недовешивали на каждом кг 11 граммов».
Как тут не вспомнить сказочных героев, которые не могут справиться с сапогами-скороходами, солёное море, потому что туда уронили соляную мельницу.

Слово учителя: У Корольковой странник выливает две поднесенные чарочки за окно – и огромный пожар в Москве потушен. Проза Крупина вырастает из современного быта, но ориентирована она на литературную традицию; её пронизывают токи, идущие от фольклора. Порой смысл того или иного образа раскрывается лишь в свете народного поэтического предания.
- Вспомните сказки, герои которых спускаются в подземное царство. Зачем?
(итог исследовательской работы дома)

Не только за живой водой спускаются под землю. Туда ходил Одиссей за вещим словом Тиресия, стремясь узнать, что предназначено ему судьбой. Туда спускается Эней, чтобы постичь «душу мироздания» и души великих предков. Туда же спускается за «полнотой всезнания», за «новой дорогой жизни » Данте.

- А зачем спускался в подполье своего дома Кирпиков? Как сам он объясняет своё решение?

Подполье – аналог царства теней, преисподней, ада. Подполье в доме – место нечистое. Домовой там часто проживает. Кирпиков, спускаясь в своё подполье, намеревается свернуть свои собственные «круги ада», круги познания. «Я должен думать над смыслом жизни!»- объявляет он напуганной жене свой отказ выйти из подполья. «Я должен понять, зачем я жил», - пытается он вдолбить в Варварину голову снова и снова причину отказа, добровольного и неслыханного заточения.

- Какие же мысли пришли к Кирпикову в подполье? Добрался ли он до смысла жизни?

Смешно, конечно, что Кирпиков застревает в своём подполье, одолевая школьную премудрость над «Занимательной математикой», поражённый картиной: «В разинутый рот великана входит состав, везущий продукты, съедаемые одним человеком в течение жизни». Но мысли, которые приходят ему на ум в связи с картинкой, хотя и наивны, но глубоки. Кирпиков задумывается над тем, для чего же он живёт: только ли для того, чтобы съесть означенное число тонн. Конечно, он не трутень, он труженик из тружеников, но как не крути, получается, что его труд и результаты его труда «в общем, сводились к питанию и одежде.»



Слово учителя: «Вот после лесничего Смышляева останется лес, - рассуждает Кирпиков, - а после него что?» Смышляев недавно оштрафовал Кирпикова за то, что тот ломал на веники посадки карельской берёзы, и объяснил: идёт она на самую дорогую мебель. Мебель эта в голову попала поселковому мыслителю: ведь она переживает берёзу. «Надо и мне во что-то перейти», - решает Кирпиков. Так в игровой форме выносятся вопросы смысла жизни, предназначения человека.

- Почему он выбрался из подполья?

Он был подстёгнут желанием увидеть рассвет и быстро вскарабкался на крышу. Именно там, наблюдая, как земля торопится подставит спину солнцу. Он понял, сколько истины в его давней фразе: «Красота есть природа жизни.»И решает пересмотреть свою жизнь и сделать как можно больше того, что нужно людям, делать только хорошее и вспоминать только хорошее, «и эти он спасётся.» Кирпиков не хочет жить для того лишь, чтобы съесть несметное количество продуктов, подобно нарисованному великану.



- А в чём видит смысл лесничий Смышляев?

«В любом случае станем частью природы», - спокойно ответил Смышляев на приставания Кирпикова, во что бы ему перейти, чтобы не прекратиться со смертью вовсе.Ему надо докопаться до чего-нибудь конкретного. Автор знает, что до Кирпикова на вопросе о смысле жизни застряли ох какие могучие умы человечества, поэтому и не торопится дать ответ Кирпикову. Но тут и не ответы важны – сами вопросы.

Важно , что человек не о еде-питье задумался, а о душе. От этого у него душа-то и ожила. Без всякой живой воды и без Варвариного бога.

- К какой простой истине приходит в конце концов Кирпиков? И как подвергает испытанию эту истину автор?

Надо делать добро. Но решивший делать добро Кирпиков комичен и со своим добром никому не нужен.



- Какие добрые дела он делает?

Бросает пить, огороды пашет «Примите мой труд даром», - говорит.Деньги, которые отдали жене, раздал, бутылки с водкой разбил. Решил сделать другое доброе дело – обойти посёлок, людей от пьянства отговорить. Но никому он со своими поучениями не нужен. Подлецу Делярову, неизвестно какими ветрами занесённому в посёлок, Кирпиков внушить что-либо бессилен. Шофёр Афанасьев, по прозвищу Афоня, может быть, и выслушал бы его, да по телевизору футбол показывали.



Вывод: Кирпиков комичен со своими внезапным духовным переворотом, поисками смысла жизни, решением творить добро.

- На какого героя Сервантеса он похож?
(итог исследовательской работы дома)

На Дон Кихота, который сражается с ветряными мельницами. Есть свои ветряные мельницы и у Кирпикова – батареи бутылок, которые он расстреливает из берданки, а после двух осечек в ярости идёт на них врукопашную.



Слово учителя: Конечно, комичен Кирпиков. Но ожившая в человеке душа побеждает внешний комизм ситуации, возвышая смешное до прекрасного.

- Почему Кирпиков так поступает с зюкинской волшебной целебной водой? Чем же плоха та вода, что излечивает от пьянства, молодит и красит людей?

Кириков первым понял то, что не сообразил пока никто: вода эта не живая. Обман . Меняет она тела людей, а не их души. Внешнюю оболочку, а не суть. Помолодевший Деляров как был подлецом, так и остался. Протрезвевший Вася Зюкин, заделавшись модным монополистом, рвётся теперь к власти.



- Может ли быть добром насильственное добро? Как об этом говорит лесничий Смышляев?

«Если кто-то чего-то не понимает, то только сам», - говорит Кирпикову лесничий Смышляев, всю жизнь сажавший леса на радость людям.



-Можно ли получить из чужих рук готовую прекрасную жизнь? Обратите внимание на эпиграф. Кому они принадлежат? Как понимаете?

Вывод : «О себе мы сами должны сказать последнее слово». Так говорит Едыгею учитель Абуталип Куттыбаев в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Ничего нельзя получить в готовом виде, не приложив духовных усилий.

- «Думаешь твой источник вечный?»- спрашивает Кирпиков Васю. Какой смысл заключён в этих словах?

Вечным источником добра, благородства и человечности может быть только человеческая душа. Кирпиков, задумавшийся над смыслом жизни, не до многого додумался, но душу своюоживил. Его новая жизнь – результат нравственных, духовных усилий. Вот почему на него не влияет коварная вода, притворявшаяся живой для того лишь, чтобы, возвысив, швырнуть в грязь человека.

Иссякает источник, кончается действие «хрустальной зюкинской» и снова на четвереньки опускается Вася, лакая растекающийся по земле фонтан спирта, забивший из колодца.

- Почему Кирпиков – лицо трагическое? Почему никто не внял его призыву и снова льётся водка в посёлке?
(итог исследовательской работы дома)

«Разогнитесь, -закричал Кирпиков стоящим на четвереньках, а их уже накопилось порядочно. – Вся горечь ваша в этом стакане!»

Новая жизнь начинается с вопросов, заданных самому себе. Нет такой живой воды, которая воскресила бы умершую человеческую душу. Настоящая, без обмана, без подделки живая вода – живая и деятельная человеческая душа, она и только она, а не ключ- оборотень, является вечным, действительно неиссякаемым источником добра и света.

VI. Заключение. О чём же повесть Крупина?

«Живая вода»- история падения и возрождениядуши человеческой, возрастания в недрах народа потребности в нравственном очищении, стремлении понять красоту мира и служить ей посильно и беззаветно.

Мучительные раздумья, душеная боль, маета, тоска – тяжкий путь познания потомственного крестьянина, фронтовика, труженика и философа Александра Ивановича Кирпикова.

И ещё: пьянство – социальное зло, оно лишает человека человеческого, но не многим от него отличается «живая вода» сытого благополучия, душевной глухости и нравственного равнодушия.



VII. Рефлексия.

Задание. Напишите, как вы поняли смысл названия повести.



VIII.Домашнее задание.

Продолжите фразу: “Чтобы мир остался жив…”

  • - раскрыть проблематику повести «Живая вода» путем исследования образов главных героев, языка произведения;
  • Оборудование
  • Этапы урока: I. Вызов
  • III. Выступления учащихся
  • V.Диалог по содержанию повести.
  • (итог исследовательской работы дома)
  • Вывод: Кирпиков комичен со своими внезапным духовным переворотом, поисками смысла жизни, решением творить добро.
  • VI. Заключение. О чём же повесть Крупина
  • VII. Рефлексия.