Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследование «Н. С. Лесков «Очарованный странник»




Скачать 114.09 Kb.
Дата05.07.2017
Размер114.09 Kb.
ТипИсследование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №38»


УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

«Н.С. Лесков «Очарованный странник».

Русский национальный характер

в изображении писателя»

Литература

10 класс


Учитель:

Рубанова Зоя Сергеевна



Белгород

2012

Лесков – самобытный писатель русский…

Читая его книги, лучше чувствуешь Русь

М.Горький «Н.С. Лесков». 1923

Цели урока:

образовательные: организовать деятельность учащихся по осмыслению жанра «сказ», приёмов словесной и художественной изобразительности, восприятию тематики произведений Лескова и в частности «Очарованный странник»; содействовать осмысливанию учащимися сюжета и идеи произведения с помощью лингвистического анализа, разобраться в особенностях изображения русского национального характера на образе Ивана Северьяныча Флягина;

развивающие: способствовать развитию познавательного интереса интерес к творчеству Лескова; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев; углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы;

воспитательные: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива.
Оборудование урока: портрет Н.С. Лескова, мультимедийный проектор.
Тип урока: работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-исследование (беседа по вопросам, работа в группах).
Методические приёмы:


  • фронтальный опрос по биографии и творчеству Лескова (закрепление предыдущего урока);

  • уяснение жанра «сказ»;

  • осмысление названия произведения «Очарованный странник», работа со словом;

  • работа с текстом произведения в парах по указанным главам;

  • лингвистический анализ: заполнение таблицы о герое, особенности языка, противоречивость русского национального характера;

  • составление синквейнов.


Форма организации учебной деятельности на уроке: групповая исследовательская работа в парах – заполнение таблицы вследствие анализа заданных глав по исследованию русского национального характера, фронтальная работа, творческая работа по составлению синквейнов.
Учебник: Ю.И. Лыссого «Русская литература, 10 класс».

ХОД УРОКА


  1. Оргмомент. Учащиеся повторяют домашнего задание по биографии Лескова.




  1. Проверка домашнего задания.


Вопрос учителя: 1) какое литературное наследие оставил Николай Семёнович Лесков? Какова тематика его произведений?

Варианты ответов:

а) Лесков большой знаток дореформенного и пореформенного быта, неутомимый исследователь и собиратель архивных документов, сказаний, легенд, бытовых анекдотов. Писатель оставил большое литературное наследие, которое не утратило своей ценности и в наши дни. Враждебная позиция по отношению к революционной демократии отражена в романах «Некуда», «На ножах». А повесть «Леди Макбет Мценского уезда» основана на реальной трагической истории, о которой писатель узнал ещё в детстве;

б) в 1872 году Лесков пишет «Соборяне», повествование ведётся от лица автора о жизни и смерти трёх героев. В центре хроники – судьба смелого проповедника и патриота священника Савелия Туберозова. В одной из проповедей он заклеймил погрязших в пороках чиновников;

в) в рассказе «Человек на часах», написанном в 1887 году, парадоксальное развитие событий подчёркивает абсурдность, противоестественность порядков, существовавших при императоре Николае 1;

г) одно из самых известных произведений писателя «Левша». Тульские мастера берутся без сложных инструментов подковать танцующую стальную блоху английской работы;

д) в 1873 году вышла из печати повесть Лескова «Очарованный странник». Автор обратился к мотивам из жизни святых, былин и авантюрных романов.
Вопрос учителя: 2) Каковы же герои этих произведений? Какими качествами характера они наделены?
Ответы детей:

а) герои различны. Властолюбивые и безнравственные идеологи революционного движения в романе «Некуда»;

б) рядовой Постников, которого вместо награды жестоко наказывают, не сомневается в справедливости экзекуции. Рад, что его не забили до смерти;

в) Левша бескорыстен и неподкупен, но он забит, чувствует собственную незначительность рядом с чиновниками и вельможами. Привык к постоянным угрозам и побоям;

г) главный герой повести Иван Флягин идёт по миру от греха к покаянию, к искуплению вины.
Учитель подводит итоги ответов учащихся.

Спасибо за ответы. Чувствуется, что лекцию предыдущего урока усвоили. Как видите, у писателя в основном главными героями являются представители из народа. Об одном из них мы и поговорим сегодня на уроке и сделаем вывод: как Лесков изображает русский национальный характер.




  1. Работа по новой теме урока.

На слайде даётся определение жанра произведения. Учащиеся записывают.

Сказ – это способ повествования ориентированный на восприятие устной речи, имитирующей импровизационный рассказ, который рождается на глазах у слушателей.
Учитель: этот жанр отчасти лубочный, отчасти антикварный (редкий, старинный). Обратимся к названию произведения «Очарованный странник». Как вы понимаете смысл названия? (Околдованный, заворожённый, восхищённый… Путешественник, без родины, в поисках лучшего…)
Учитель: понимаете верно. (На слайде даны основные положения из словаря Ожегова, учащиеся записывают).

Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то…

Очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный.

Очарование – чарующая сила, прелесть кого – чего-нибудь.


Учитель: уже в названии произведения – «Очарованный странник» – зашифрован определённый смысл. Н.А.Бердяев считал странничество важным элементом русского национального самосознания. Для русской почвенной культуры характерно ощущение безграничного пространства. От него идёт стремление освоить эти просторы, пройти по ним. Калики перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники, святители русской земли – все они пускались в странствие по Руси, чтобы, подобно «русскому Христу», «исходить её, благословляя». Освоение мира проходит через странничество. При этом странник не имеет на земле своего дома, так как ходит в поисках Царства Божия и проповедует его пришествие. Поиски Царства Божия – это вечное странничество в поисках смысла жизни, ибо, как считал С.Л. Франк, «единственное человеческое дело только в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни».

Но Иван Северьяныч не просто странник и богатырь. Он – «очарованный странник». Запись на слайде:

«Очарованный – это значит «околдованный», находящийся во власти мифологических сил. «Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносятся в самой повести два её начала – национальное и мифологическое. (Учащиеся записывают).

4. Лингвистический анализ. Работа с текстом в парах (по указанным главам). Каждая группа работает над одной главой.

Заполнение таблицы. «Русский национальный характер в повести Лескова»



Глава

Название эпизода

О герое, цитаты

Особенности языка

Вывод

1.

2.

Форейское озорство, спасение

графа


«молитвенный сын» Голован-форейтор монаха «жизни решил» и спас графскую семью от неминуемой гибели (воз оказался на краю пропасти). «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало». В благодарность «выпросил» у графа гармонию и «пошёл от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая»

Разговорная лексика

Озорство,

беспечность, откровенность, бесстрашие.



2.

3.

История с кошкой

«Вражеский немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить», но «цыган спас меня», тогда «заплакал» Иван и «пошёл в разбойники».

Разговорная лексика

Обида, месть

3.

4.

Нянька барского дитяти

«Стал на торжок, чтобы наниматься». « Русский человек со всем справится». Не взял ассигнации от офицера. «Отдал барыньке дитя», с ними уехал.

Устаревшие слова

«То дитя любил».

Неподкупность,

доброта.


4.

5.6

Бой с киргизом

Савакире-

ем


«Сечётся нагайками» за коня. Убивает противника. «Диво, - говорю, какая лошадь!». Умеет управлять лошадьми, усмирять их нрав.

Попадает в плен к татарам. У них за лекаря был. Его женят, рождаются некрещёные дети.

«Всё я нигде места под собой не согрею».


Состязание напоминает

былинный


поединок

русского


богатыря

с бусур-манином.



Умеет переносить боль: «…я в рот грош взял, чтобы боли не чувствовать».

Присуще чувство прекрасного. Безответственность по отношению к детям.



5.

9.

Побег от татар

«Самый большой фейверк пустил и ушёл», «очутился в остроге, оттуда по пересылке в свою губернию послали, высекли в полиции и в своё имение доставили».

Разговорный стиль

Оказывается сильнее враждебных обстоятельств.

6.

10.

Жизнь у князя

Конэсер у князя. «Жил три года не как раб, а больше как друг и помощник»

Устаревшие слова.

Открылась

«природное

дарование».


7.

13.

Встреча с Грушей

«Вот она, где настоящая красота!» «Она меня красотой и талантом уязвила».


Восклицательные предлож.

Умеет ценить прекрасное.

8.

18.

История «погибели Груши».

«Пожалей меня, родимый мой, ударь меня раз ножом против сердца». «Колоть её не стал, а взял да так с крутизны в реку спихнул».

Диалогическая речь.

Чувствует вину, грех за содеянное.

Новое странствие во имя искупление греха.



9.

19.

Скитания

Уходит в солдаты на многолетнюю службу вместо молодого крестьянского парня – сына старых, немощных родителей. «Пробыл на Кавказе более 15 лет» Назывался Пётр Сердюков. Вызывается исполнить смертельный приказ (протянуть канат через реку).

«Пустили меня с Георгием в отставку», «Стал наниматься» на работу, но никто не берёт». «Пошёл в артисты» (демонов изображал).



Повествование от 1-го лица позволило автору показать

внутренний мир героя



Добрый, готов пожертвовать собой ради другого.

Смелый.


«Полюбил монастырскую жизнь».

10

20

Жизнь

Флягина в монастыре



Монастырь – последнее из описанных в повести мест его обитания. Искушение праведника бесом. В пустом погребе пророчествовал.

Сближают по-

весть с


житиями

пророческие сны

и видения, комическое снижение образа.


Пророчество, повиновение, покой и послушание.

Ему это нравится, в монастыре ему

хорошо.




  1. Обсуждение наработанного материала.

Учитель: Как вы заметили, произведение строится на чередовании испытания и странствия: какое-то событие, трагическая развязка («гибель»), странствие; следующее событие, трагическая развязка, странствие и т.д. Все мотивы повести связаны друг с другом и расположены по нарастающей. Каждое следующее испытание хуже, страшнее предыдущего. Таким образом, повесть строится на усугублении трагического. Характер героя противоречив.

Противоречивость характера Ивана Северьяныча Флягина:

- добрый

- чёрствый

- по-детски наивен

- неумён

- откровенный

- замкнутый

- бесстрашный

- жестокий

- гармония с окружающим миром

- нет покоя в душе

- чувство собственного достоинства

- покорность судьбе

- напоминает былинного богатыря

- похож на героя авантюрного романа

6. Творческое задание. Составление синквейнов по теме урока. Зачитываются. Например:

Флягин


Добрый, очарованный.

Путешествует, работает, пророчествует.

Это русский национальный характер.

Монастырь.

Урок

Интересный, запоминающийся.



Работали, исследовали, отвечали.

Такая работа вырабатывает самостоятельность мышления

Творчество.

Учитель благодарит за хорошие работы.



7. Д/з: продолжить запись «противоречивость героя» и привести доказательства из текста.

8. Вывод по уроку: особенности русского национального характера в повести «Очарованный странник» (запись на слайде)

  • выходец из народа; добрый русский богатырь;

  • ищет правду, смысл жизни;

  • «мне за народ помереть хочется»;

  • пытается воздействовать на окружающий мир;

  • типичный образ, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности;

  • «перед нами страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано…» (Из очерка «Очарованная Русь» Николая Лескова).

9. Рефлексия. Поднимите красные карточки, кто сегодня, как Иван Флягин, был очарован. Если кому-то осталась тема непонятной, поднимите зелёные карточки. Спасибо.

Список литературы:



  1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.,1990. – с. 19.

  1. Бурдина И.Ю. Серия «Школьная программа», М. «Дрофа», 2001г.

  1. Франк С.Л. Смысл жизни. – Минск, 1992. – с. 14.

  1. Журнал «Литература в школе». №1 1996 г, с. 16.

  1. Энциклопедия для детей «Аванта», с. 621, М. 2006 г.

  • Литература 10 класс Учитель
  • Оборудование урока
  • Форма организации учебной деятельности на уроке
  • Учебник
  • Проверка домашнего задания. Вопрос учителя
  • Вопрос учителя
  • Работа по новой теме урока
  • 4. Лингвистический анализ.
  • Обсуждение наработанного материала. Учитель
  • 6. Творческое задание. Составление синквейнов по теме урока.
  • 7. Д/з