Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исследование извлечь нечто




Скачать 82.36 Kb.
Дата07.07.2017
Размер82.36 Kb.
ТипИсследование
Организация исследовательской деятельности в школе.

Всякое знание остается мертвым, если в

Учащихся не развивается инициатива

И самодеятельность, стремление к науке:

Учащихся нужно приучать не только к

Мышлению, но и к хотению.

Н. А. Умов (Слайд)

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию известных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.(слайд)

Формы исследовательской деятельности разнообразны: урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, кружки, секции, курсы по выбору, научные общества обучающихся.

На каждом уроке любого учебного предмета, начиная первого класса и даже с группы кратковременного пребывания, происходит хотя небольшое открытие, извлеченное из исследования. Для детей дошкольного возраста интересна тема «Состояния и превращения вещества. Снег» Дети знакомятся опытным путем с различным состоянием веществ: твердым, жидким, газообразным. Дети развивают самостоятельность в решении проблемных задач, воспитывается способность к научному мышлению (воспитатель Горбунова Р. Г.). Корякина Е. В.(2а кл) со своими учащимися исследуют, какие орфограммы встречаются чаще в русском языке. 3б Кл с учителем Тимофеевой Т. В. работают над темой по окружающему миру «Удивительное рядом». Для исследования выбрали растение сенполию –фиалку.. Работа по программе «Гармония»предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования» и идут по темам в1-4 классах. Например, при изучении темы «Замечательное вещество- вода» дети исследуют свойства чистой воды, растворяется ли вода, превращения воды. При изучении темы «Плодородный слой земли» исследуют состав почвы. Зимой учащиеся исследуют свойства снега и льда и т.д. с 1 по 4 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Так, на уроке русского яз. (уч. Суворова Н. А.) при изучении темы «Написание кулинарных рецептов перед учащимися была поставлена задача исследовать этапы составления кулинарных рецептов. Дети с учителем наметили план исследования, определили цель, задачи, ход работы, методы (опрос родителей, книги с кулинарными рецептами, Интернет) результат работы оказался просто замечательным, учащиеся составили свои кулинарные рецепты. Все работы объединили в книгу «Кулинарные рецепты». На уроке математики при изучении темы «Порядок действий в выражениях» были проведены исследования решения выражений в 6-8 действиях. В итоге пришли к выводу, что при решении в несколько действий нужно знать правила и алгоритм выполнения. Исследовательская работа на уроках английского языка (учитель Заболотнева Т. П.) в основном сводится к созданию проектов в конце каждого блока уроков, связанных одной темой. Данные проекты предусмотрены рабочими программами по предмету и рассчитаны на исследовательскую деятельность обучающихся согласно их возрастным и психологическим особенностям. Начиная с первой ступени обучающиеся учатся создавать проекты, используя английский язык. Например, ребятам очень нравятся такие проекты, как «рассказ о своем любимом животном на английском яз., рассказ о друге, праздничное меню и т.д.

В среднем звене задача усложняется. Усложняются и проекты: « Описание характера детей своего знака зодиака»; « любимая одежда для любого случая»; «любимые питомцы, их особенности» и т. д.

В старших классах обучающиеся проводят исследовательскую деятельность в следующих направлениях: биография писателей на английском языке, наиболее известные произведения поэтов, писателей, художников, их характеристика, анализ ит.д.

На уроках литературы проводятся работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико –литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на древнерусском яз. с его переводами на современный русский яз. Изучая в разделе «Древнерусская литература» «Повесть временных лет» (7кл) (учитель Сухоруких Ж. А), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (9кл) (учитель Тимкачева Л. В.)- др/русский текст и перевод Д. С. Лихачева, переложения В. А. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова . Н. Рыленкова; работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей учатся создавать нравственно – психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно – публицистического очерка. (Примеры уроков – исследований). Кроме уроков – исследований, существуют также мини-исследования. В них присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение заданий занимает несколько минут. Например, игра «4-е лишнее» в 5-7 классах: задание: из перечня слов выбрать лишнее. Объяснить свой выбор или узнать слово по его грамматической характеристике и т. д. на уроках русского языка.

На уроках физической культуры (учитель Исакова Н. Н.), начиная с 5 класса обучающиеся учатся создавать проекты, используя знания по предмету: рассказ об истории развития физической культуры, о достижениях спортсменов по разным видам спорта не только мирового уровня, но и нашего региона; составляют комплексы упражнений для развития двигательных качеств различных групп (частей) тела; исследуют технические возможности спортивного зала, составляют перечень необходимого оборудования и сами изготовляют тренажеры, например, гантели из пластиковых бутылок, мешочки с песком и составляют комплексы упражнений. В среднем звене усложняется задание. Дети готовят доклады и рефераты о значении физических упражнений для организма человека, например, « Как влияют физические упражнения на работу сердца», «Как влияют вредные привычки на органы дыхания», «дыхательная гимнастика по Стрельниковой», где требуется развивать умение в отборе нужной информации; биографии спортсменов, об истории прохождения олимпийских игр и др.

Внеурочная деятельность в первую очередь призвана закрепить интерес к предмету. Поэтому у нас в школе традиционно проводятся предметные декады. Так, в ноябре – декабре проходит декада предметов гуманитарного цикла, в феврале –декада предметов естественно –математического цикла, в апреле- эстетического цикла, во время которых проводятся викторины, конкурсы, марафоны, выпуск газет по предметам и т.д.

Семья для младшего подростка – неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц, рисование родословного древа под руководством педагога позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время конкурса или игры создает ситуацию успеха и социального признания результатов труда.( Рисунки генеалогич дерев на уроках ОРКСЭ и истории). Активно используется исследовательский метод на уроках и во внеурочной деятельности по истории (учитель Першина Ю. В.). Обучающиеся 7-9 классов не только участвуют в различных мероприятиях по предмету, но и сами самостоятельно проводят и даже разрабатывают формы и задания конкурсов, игр и викторин по истории для учеников младших классов и сверстников.(слайды)

Одной из важных форм организации исследовательской деятельности является создание и работа научного общества обучающихся (НОО). Главная задача НОО - дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей

Направления работы школьного НОО:1 секция гуманитарных предметов «Лингва»

2.секция физико- математики и информатики «Эврика»

3. секция начальных классов. «Почемучки»

В школе разработано положение об организации НОО, проведено исследование способностей детей, расположенность их к тому или иному предмету, проведено организационное собрание, избран президент научного общества из числа участников (Енбаева В.), определены руководители каждой секции из числа педагогов МО, намечен план работы. 1 этап – участие в олимпиадах, 2 этап – разработка исследовательских работ и участие в научно-практичесой конференции школы и района.

В нашей школе проходят научно- практические конференции в феврале с целью подведения итогов исследовательской и поисковой работы.

Цели ее: - развитие творческого мышления, умения и навыков самостоятельной работы

- привлечение учащихся к экспериментальной исследовательской работе;

- выявление одаренных и талантливых учащихся и дальнейшее привлечение их к конкретной исследовательской работе и создание благоприятных условий их развитию.

2009-2010уч. год Табуева Т.(8а Кл) провела исследовательскую работу по выращиванию кристаллов под руководством учителя химии Махетовой Г. А

В 2010-201 1уч. году прошел конкурс исследовательских работ младших школьников «Я- исследователь», в котором приняли участие обучающиеся 2-4 классов (Слайды)Учащиеся 4а класса представили исследовательскую работу «Сочиняем собственные сказки». Исследовательская работа велась на уроках литерат. чтения и во внеурочное время. (коллективная и индивидуальная работа), учащиеся 2 и 3а классов выступили с презентацией исследовательских работ по теме «История Вов в истории моей семьи», Мухамбетова Альфия выступила на районной конференции с проектом «Чипсы. Польза или вред», Горшкова Даша – с проектом «Как преодолеть огорчения и страхи», коллективная работа «Мой родной край в числах» заняла 2 место на районной научно –практической конференции младших школьников.

Кружки и секции способствуют развитию творческих способностей учащихся, содействуют в профессиональной ориентации, самореализации учащихся во внеклассной работе. В школе работают 12 кружков, в которых дети могут проявить свои исследовательские, познавательные способности: 1кл.- компьютерный кружок, шахматный, шашечный, вокальный, «Оригами» и др., в старших классах- это краеведение и курсы по выбору с исследовательской направленностью «Твой выбор: право или бесправие», создание соцпроектов «Тайны домашнего очага», «Создание собственного сайта», «Графики уравнений, содержащих модули». На кружке «Краеведения» исследуются животный мир Зауралья, традиции, история Курганской области и г. Шумихи (слайды). Проект исследования названия улиц г. Шумихи предоставит со своими учащимися учитеь истории Першина Ю. В.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Такую подготовку дает участие в олимпиадах. Ежегодно в нашей школе проходит школьный тур предметных олимпиад, обучающиеся принимают участие во 2 туре Всероссийской предметной олимпиады. Итоги его показаны на слайдах.

Учащиеся школы принимают участие в заочных олимпиадах по русскому языку, литературе, математике, биологии, физике, истории. В 2011-2012 уч. году приняли участие 35 обучающихся 7-8 классов: 8 – русский яз; 4 – литература; 5- биология; 10- физика;4 – история; 4 – математика.

В 2011-2012 учебном году 5 обучающихся 8-9 классов поступили в областную очно-заочную школу « Шаг в будущее» на физико-математическое и историческое отделения.

В международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Кит» (СЛАЙД)

Также в 2011-2012 уч.году начался эксперимент по введению электронных дневников, в котором мы приняли участие. В настоящее время электронные дневники наряду с традиционными действуют в 4а, 9а, 9б классах, здесь также были проведены исследования возможности введения эл. дневников, заключены все необходимые договоры и согласия.

Педсоветы

ВШК: По плану внутришкольного контроля проводится( сентябрь)контроль за организацией конкурсов «Лучший ученик года « и « Лучший класс года» (ЗВР-)

За организацией курсов по выбору

За организацией работы с одаренными детьми

Ноябрь: за организацией декад гуманитарного цикла (проверка внеурочной деятельности учителей русского яз.. истории, ин. яз.)

Декабрь: Подведение итогов предметных олимпиад, контроль эффективности работы учителей, занимающихся с одаренными и способными детьми.

Январь: контроль проведения декады естественно –математического цикла (влияние декады на развитие интереса к изучаемому предмету.)

Февраль: Анализ работы с одаренными детьми в 1 полугодии уч. года



Март: Контроль работы кураторов школьного НОО учащихся «Лингва», «Эврика», «Почемучки» (анализ качества и эффективности работы НОО учащихся), контроль работы временных исследовательских (творческих групп) (мониторинг)
Проект «Ученик года» «Класс года»




  • Рисунки генеалогич дерев