Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование популяризаторской литературы как один из путей гуманитаризации образования




Скачать 138.48 Kb.
Дата30.06.2017
Размер138.48 Kb.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОПУЛЯРИЗАТОРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Буравцова Татьяна Михайловна

гимназия №123

г. Барнаул

e-mail: marinaf@alt.ru

тел/ф: 52-48-17

Популяризация науки – ровесница самой науки, общедоступные сочинения появились одновременно с выходом в свет и первых научных трудов (XV-XVI века). Первый печатный сборник развлекательных задач, написанный итальянцем Альберти, вышел в 1568 году. В 1612 году – книга француза Клода Гаспара Баше «Игры и задачи, основанные на математике». В 1790 году – книга Жана Озанама «Математические и физические развлечения».

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова указывает два значения слова «популяризировать»:

1.Сделать понятным, доступным, популярным.

2.Сделать популярным, распространить в широких кругах.

Первые работы в области популяризации науки сыграли большую роль в распространении элементарных научных знаний, доступных широкой читательской аудитории.


Занимательная наука – новый жанр научной популяризации основ знаний
Мир полон неожиданностей, но далеко

не каждый их замечает.

Шерлок Холмс
Возникновение и развитие особого – занимательного – жанра научной популяризации связано с именем Якова Исидоровича Перельмана (1882-1942), создавшего целую библиотеку занимательной науки (более ста книг и брошюр). Однако, в силу своей природной скромности, в одной из статей Яков Исидорович, пытаясь передать лавр первенства Жюлю Верну, пишет: «Кто же по праву родоначальник занимательной науки?… заслуга эта принадлежит Жюлю Верну. Он был не только замечательный романист, создатель научно-фантастического жанра в литературе, но и величайший мастер научной пропаганды. Он первый показал, как надо популяризовать знания, всецело овладевая вниманием читателя и поддерживая в нем живейший интерес к предмету. Первый роман Жюля Верна «Путешествие к центру земли» … и положил начало занимательной науки.»

И все же так, как писал Яков Исидорович, не писал никто. Уникальность работ Перельмана в поразительном умении удивить, заинтересовать читателя. Достигалось это с помощью парадокса – искусства видеть в каждой вещи и явлении то, чего еще никто и никогда ранее не видел или не наблюдал. В этом и заключается одна из особенностей жанра занимательной науки – возбуждать интерес, внимание, будить работу мысли. Вторая особенность – популяризация элементарных оснований наук, ликвидация пробелов школьной подготовки.

Отвечая на вопрос «Какими же средствами это достигается?», Перельман выделяет следующие приемы:

1. Положения науки иллюстрируются событиями современности.

2. Привлекаются примеры из мира техники.

3. Используются – зачастую неожиданным образом – страницы художественной

литературы, а так же легенды сказания, предания (например об изобретении

шахмат).


4. Обострение интереса к предмету через различные фантастические опыты.

5. Используются кажущиеся нелепости (горячий лед, море в котором нельзя

утонуть).

6. Разбираются распространенные предрассудки (портреты могут следить за

зрителем).

7. Делаются неожиданные сопоставления (логарифмы с музыкой).

8. Рассматриваются вопросы обиходной жизни (пение самовара).

9. Используются математические фокусы, подвижные игры и др. развлечения.

10. Указываются примеры использования науки на сцене, на эстраде, в цирке, в

кино.


11. Привлекаются примеры из области спорта (затяжные прыжки с парашютом).

12. Делаются интересные экскурсии в область истории науки.

Перельман был убежденным сторонником прикладного характера преподавания математики: «Прикладная геометрия должна опираться на сознательно усвоенный систематический курс». Отрыв школьного курса от жизни Яков Исидорович считал основным недостатком преподавания. В то же время строгая научная достоверность, конкретные задачи вызывают и ставят теоретические вопросы.
Возможность и необходимость использования занимательной науки в учебном процессе
Возможность использования занимательной науки в учебном процессе вытекает из научной строгости изложения и соответствия ее школьным программам (элементарные основы наук). Материалы занимательных книг Перельмана можно использовать на уроках как в профильных, так и в непрофильных классах. Каждый учащийся имеет возможность воспринимать материал на доступном ему уровне. Один только на уровне практического применения, другой – теоретического обоснования, а третий – на творческом уровне, с возможным рассмотрением других способов решения данной проблемы, или использованием практических навыков в другой ситуации.

Необходимость применения материалов занимательной науки связана с решением проблем гуманитаризации образования.

Практическое применение теоретических знаний.

Практическая направленность – одно из основных достоинств занимательной науки. Особенно богатый материал по практическому применению теоретических знаний содержится в «Занимательной геометрии» Я. И. Перельмана. Основное же содержание занимательной науки – это теоретические обоснование всевозможных явлений природы, объяснение удивительных свойств различных предметов, а так же решение вопросов, возникающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Иными словами, изложение материала осуществляется по схеме: « от теории - к практике и от практики - к теории».

Интеграция содержания предметных курсов.

Занимательная наука содержит материалы по математике, физике, астрономии, географии. И даже ищущий литератор найдет здесь интересный материал для своих уроков. Причем, для рассмотрения одного и того же предмета или явления, часто требуются разносторонние знания. Так для ответа на вопрос: «Видит ли человек невидимка?», нужны знания по литературе и физике.

Создание целостной картины мира.

Об этом очень хорошо сказал доктор физико-математических наук М. Каганов (журнал «Квант» №10, 1992 г., статья Апология физики»: «Если художник показал людям внешнюю красоту Мира, то ученый вскрыл существование внутренней интеллектуальной красоты, прежде всего проявляющейся в познаваемости законов Природы, в удивительном многообразии проявлений сравнительно просто формулируемых основных законов, управляющих движением материи.»

Возможность научного познания Мира, законов его развития значительно расширяется благодаря доступной , занимательной форме изложения материала на страницах книг популяризаторов науки. Особенно ценной, в этом отношении, является «Занимательная физика» Перельмана.

Новые формы общения и совместной деятельности ученика и учителя.

Возможности самовыражения и самоутверждения учащихся, создание

ситуации успеха.

Организация самостоятельной работы учащихся с научной литературой.

Формирование навыков публичного выступления, развитие речи учащихся.

Сотворчество учителя и ученика.

Эти положения реализованы в практической деятельности. Прежде всего оказалось возможным использование материалов занимательной науки при прохождении многих тем программы, среди которых:

а) практическое приложение подобия треугольников,

б) измерительные работы на местности и решение треугольников,

в) задачи на наибольшее и наименьшее значение,

г) арифметические и геометрические прогрессии,

д) решение текстовых задач,

е) логарифмы.

Так изучение по геометрии тем «Подобные треугольники» (8 класс) и «Решение треугольников» (9 класс) сопровождается выполнением практической работы на местности по измерению высоты предмета и определению расстояния до недоступной точки. Школьники готовят доклады по материалам «Занимательной геометрии», выбирают наиболее удачные практические методы, изготавливают простейшие инструменты для проведения практических работ. После выполнения измерений на местности идет обработка результатов и их защита с теоретическим обоснованием.

Наряду с решением выше поставленных проблем гуманитаризации образования, появляется возможность использования жизненного опыта учащихся, меняются приоритеты. Лучшие измерительные приборы, как правило, изготавливают слабо успевающие ученики.

Интересным решением некоторых проблем гуманитаризации образования, явилась идея организации и проведения в рамках «Недели математики» выставки: «Дом занимательных наук».

В подготовке и проведении выставки были задействованы около 50-ти учащихся старших классов и трое преподавателей математики. Изготовление экспонатов сопровождалось внимательным прочтением книг Перельмана, подбором наиболее интересного материала, привлечением современной компьютерной техники. Так, например, было найдено значение числа с большим количеством знаков после запятой. Учащиеся художественно-графического класса украсили выставку яркими содержательными плакатами, математический класс приготовил экспонаты с увлекательными задачами и лабиринтами. Экскурсоводы из разных классов занимались изучением биографии Я. И. Перельмана, готовили доклады. Каждый выбирал себе дело по душе и выставка получилась яркой и содержательной.

За два дня работы выставки ее посетили 23 класса гимназии №123 – это более 500 учащихся с третьего по десятый класс. Положительные отзывы дают основание предполагать, что у такой формы работы большое будущее. Но ценным является не только интерес, который вызвала выставка у посетителей, но прежде всего, та совместная деятельность учащихся разных классов и учителей, благодаря которой и была организована выставка. Сбор и переработка информации, практическое применение теоретических положений, обмен идеями и жизненным опытом, сопереживания, общие успехи и промахи - все это пережито и несет в себе положительные моменты сотворчества учителя и ученика.

Материалы выставки систематизированы и оформлены в виде методического пособия (см. «Выставка «Дом занимательных наук», посвященная 120-летию со дня рождения Я. И. Перельмана»).

В дальнейшем возможно расширение экспонатов выставки, создание экспозиций с учетом современных проблем, возникающих в результате научного прогресса.

Поиск новых форм работы, несущих в себе идеи гуманитаризации образования продолжается. Работа по использованию занимательной науки предполагает: создание методических пособий, систематизацию имеющейся литературы, корректировку программ, привлечение к совместной деятельности учителей разных предметов.




«Дом занимательных наук», посвященная 120-летию со дня рождения Я. И. Перельмана

9 ноября 2002 г. исполнилось 120 лет со дня рождения Якова Исидоровича Перельмана. В память об этом замечательном человеке в стенах гимназии №123 была организована выставка «Дом занимательных наук». Многие экспонаты этой выставки были выполнены по книгам Перельмана и напоминали экспонаты ДЗН в Ленинграде..

Начиналась экскурсия по выставке с рассказа о Якове Исидоровиче Перельмане, о его детских и юношеских годах, о его трудолюбии и любви к книгам, о том, какие трудности пришлось преодолеть Якову Исидоровичу, чтобы получить хорошее образование.

Экскурсии проводились для учащихся с третьего по десятый класс, но для каждого возраста удавалось найти интересные и поучительные моменты в биографии Перельмана. Все посетители выставки с удовольствием слушали рассказ о творчестве Якова Исидоровича, о его замечательных книгах, о «Доме занимательных наук» на Фонтанке, 34.

Экспонаты выставки были распределены по следующим основным разделам: «Миллионник», «Царство географии»», «Цифирная палата».

«Миллионник»

Демонстрация выставки начиналась с темы «Миллион», цель - внушить почтение к числу 1000000. Этому числу были посвящены несколько красочных экспонатов.

  1. Первый плакат-столб из миллиона консервных банок. Возле отметке 8,9 километра – вершина Эвереста, еще выше – у отметки 22 км – стратостат «Осовиахим-1», а у вершины столба обозначено: «40 км».

  2. На плакате изображена огромная муха. Слева от нее – планета Уран, справа – Земля. Между планетами тянется цепочка точек, обозначающих потомство мухи. Этот рисунок взят из книги Я.И. Перельмана « Математические рассказы и головоломки ». Экскурсовод сообщает: « Потомство мухи за одно лето можно было бы вытянуть в линию от Земли до Урана». Под плакатом помещена задача : «Муха, увеличенная в миллион раз, достигнет длины 7 км. Вычислите ее вес, если обычная муха весит 0,5 грамма ».

  3. Из этой же книге Перельмана взят плакат: «Сколько съедает человек в течение жизни». Оказывается, целый железнодорожный поезд понадобился бы для перевозки тех тонн продуктов, которые человек успевает поглотить за 70 лет средней жизни.

  4. Пакет с пшеном, который весит 6 кг 600 г. Над ним надпись «1000000 крупинок». Чтобы определить вес 1 млн. крупинок, предварительно взвесили 200 крупинок, что составило 1г 320 мг. Недоверчивым посетителям предлагали пересчитать количество крупинок в пакете.

Царство географии

На одном из плакатов, этого раздела, Земля изображена в форме блина, лежащего на трех слонах, а на другом – на трех черепахах. Это Земля, какой представляли ее себе древние. Экскурсовод комментирует рисунки шуточным стихотворением:

Земля стоит на трех слонах,

Ужель вам это не известно?

Ну, а слоны? Те - на китах,

И ничего, стоят чудесно.

Ну, а киты? Те - на водах,

На буйном окияне – море,

А море на Земле…

Под плакатом расположились три мяча различных размеров и маленькая бусинка, наглядно демонстрирующие, постепенное «уменьшение» размеров земного шара с ростом скоростей передвижения. Первый мяч – Земля времен Магеллана; ему потребовалось 1100 суток, чтобы совершить кругосветку. Второй мяч – Земля в эпоху Жюля Верна. Герою романа Фимасу Фоггу понадобилось для того же 80 суток. Третий мяч – Земля начала 30-х годов двадцатого столетия (7,5 суток). Четвертый мяч (20 часов, со скоростью 2000 км/ч), в Доме занимательных наук в Ленинграде считали, что это Земля будущего. Сегодня это будущее стало вчерашним. Искусственные спутники Земли и космические корабли облетают вокруг Земли за 1,5 – 2 часа со скоростью 28 – 30 тысяч км/ч, макет Земли – бусинка.

Географическая карта на стене содержала прогноз погоды на день открытия выставки. Учащиеся , прослушав его накануне вечером, утром отметили температуру в крупных городах России, а так же в городе Барнауле.

Здесь же были помещены некоторые сведения по астрономии, взятые из книги Я. И. Перельмана, например «Земля на небе луны», «Лунные пейзажи». А так же - звездная карта, снимки планет, млечный путь и т.д..

«Цифирная палата»

Из 180 экспонатов, представленных в «Цифирной палате» Дома занимательных наук в городе Ленинграде, нам удалось повторить лишь несколько. Одним из них является число , цепочка из цифр этого числа протянулась вдоль двух стен класса, вызывая оживленный интерес у посетителей.

Второй экспонат – «Мудрый филин», который утверждает, что он может отгадывать задуманное число.

Другой отгадчик назывался «Сказка о Шахразады о волшебном числе 1001» и был оформлен в виде книги из листов линолеума. На заглавном листе – стилизованный рисунок: Шахразада рассказывает шаху и его приближенным сказку. У всех в руках грифели и аспидные доски. Внизу подпись:

«Откройте первую страницу нашей сказки».

Поворот «обложки», на первом листе просьба:

«Запишите на листе любое трехзначное число»…

(Для работы с книгой был приготовлен мел. Любой желающий мог написать свое число на страницах книги. Особенно это нравилось младшим школьникам).

На последней странице «переплета» заключительные слова Шахразады:

«О, повелитель души моей! Я рассказала тебе сказку о волшебном числе 1001. Подумай, чем же примечательно число 1001?»

Любопытным посетителям разъяснялось, что число, написанное дважды подряд, означает умножение этого числа на 1001. А это произведение обязательно делится на 7, 11 и 13.

Один из плакатов «Цифирной палаты» сообщал: «Что надо измерить на своей руке, чтобы обходиться потом без мерной ленты». Здесь же рассказывалось, как можно произвести необходимые измерения с помощью монет. На двух чашечных весах можно было взвешивать мелкие предметы с помощью тех же монет, лежавших рядом.

Были здесь и красочно оформленные задачи в стихах. На стенах развешаны 10 различных лабиринтов, взятых из занимательных книг и увеличенных с помощью компьютера. Прохождение лабиринтов вызывало оживленный интерес у ребят, независимо от их возраста.

Увлекательным занятием оказалось решение магических квадратов, заготовленных на листах линолеума. Посетители вписывали цифры мелом, что можно было легко убрать после работы экскурсионной группы.

Большим спросом пользовались и задачи со спичками, разложенные на столах. Из этой же серии занимательных задач были и несложные логические задачи, которые то и дело попадались на глаза посетителям.

Из книги «Занимательная алгебра» были взяты две увлекательные алгебраические комедии «2=3» и «22=5». Юмор подобных математических представлений заключается в том, что элементарная ошибка хорошо замаскирована и не бросается в глаза.

«Эти комические случаи должны предостеречь малоопытного математика от неосмотрительных операций с уравнениями, содержащими неизвестное под знаком корня.» (Я. И. Перельман)

Были на выставке и экспонаты, знакомые учащимся по урокам геометрии, например: приборы, изготовленные детьми, для измерения высоты предметов и определения расстояния до недоступной точки (лабораторная работа по теме: «Подобные треугольники»), веревочная модель Египетского треугольника для построения прямого угла.

С уроков алгебры - творческие работы учащихся по теме: «Вывод формулы для определения объема бочки и тора с помощью интеграла». Выбору этой темы послужила статья об измерении объема бочек из «Занимательной геометрии» Я. И. Перельмана.



Все это свидетельствует о том, что идея проведения выставки появилась не случайно, а как следствие использования занимательных книг Перельмана в процессе преподавания математики.

Положительные отзывы и живой интерес к этой необычной выставке дают основание предполагать, что ее можно проводить ежегодно, привлекая преподавателей других предметов, расширяя количество экспонатов с учетом не только новейших достижений науки и техники, но и тех проблем, которые возникают в результате научного прогресса.

  • . Барнаул e-mail: marinaf@alt.ru тел/ф: 52-48-17
  • «Миллионник»
  • Царство географии
  • «Цифирная палата»