Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов




Скачать 228.21 Kb.
Дата08.04.2017
Размер228.21 Kb.
ТипТезисы
Тезисы к выступлению на конференции, посвященной использование ИКТ в современном образовательном процессе учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №22 Мартиросовой Люсианны Дурмиши (lyusianna@bk.ru)

Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов (описание опыта работы).



Аннотация.

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы. Приводятся примеры использования презентаций на уроках разных типов: уроки изучения художественных произведений; уроках изучения основ теории и истории литературы; уроках развития речи.


Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Сейчас выпускаются диски, на которых собран богатейший материал для использования на уроках. Например, диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий» (мультимедиа-энциклопедия, созданная по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы при содействии Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, Государственного музея А.С.Пушкина, Всероссийского музея А.С.Пушкина, Госфильмофонда России).

Но то, как подать этот материал с учётом учебных задач, учебного времени и особенностей организации деятельности на уроках разного типа, должен решить сам учитель. Ведь «...никто, кроме самого преподавателя, не вправе решать, какое средство ему необходимо для достижения поставленных на уроке целей, поэтому невозможно создать программное средство образовательного назначения, одинаково полезное всем преподавателям».1

Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций.

Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране.2

Для каждой презентации, создаваемой в режиме Power Point, выполняется единая общая последовательность действий:


  1. выбор темы;

  2. разработка плана (структуры презентации);

  3. выбор стиля;

  4. формирование слайдов;

  5. настройка и изменение переходов, анимационных эффектов и ссылок, настройка показа слайдов;

  6. редактирование;

  7. подготовка раздаточных материалов;

  8. демонстрация презентации.

Познакомившись со статьями, разработками, информацией на сайтах Internet и наработав свой, хоть и небольшой, опыт использования ИКТ при подготовке и проведении уроков литературы, я столкнулась с проблемой отсутствия методических рекомендаций по подготовке и проведению уроков разного типа и вида. Возникли вопросы: как методически правильно создать урок-презентацию по изучению биографии писателя, используя не только иллюстративный метод обучения, но и частично-поисковый? Как совместить на уроке информационно-коммуникационную технологию и технологию проблемного обучения?

Недостаток научно-методической литературы по данной теме и послужил поводом для написания данной работы.

Таким образом, цель моей статьи - поделиться опытом работы по подготовке и проведению уроков литературы разных типов и видов с использованием мультимедийных средств.

Типология уроков литературы дана в пособии для учителя «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы».3 Н.И. Кудряшёв выделяет три типа уроков литературы:



  1. уроки изучения художественных произведений;

  2. уроки изучения основ теории и истории литературы;

  3. уроки развития речи.

Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором небольшое произведение читается, анализируется, и в конце урока весь материал обобщается.

Уроки первого типа занимают преобладающее место в системе занятий во всех классах, особенно среднего звена обучения.

Предлагаемая типология уроков основывается, прежде всего, на структуре литературы как учебного предмета. Именно на неё я опираюсь в своей работе, хотя данная типология и не предполагает использование ИКТ на уроках литературы. Поэтому уроки, представленные мною, могут отличаться от уроков перечисленных выше типов и видов, так как ориентированы на современную систему преподавания литературы.

Методика создания презентаций и их использования на уроках разных типов и видов



Уроки изучения художественных произведений

Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения: «Рассказ В.Киршина «Впряга», «А.Ахматова «Реквием» (уроки углублённой работы над текстом художественного произведения), «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина» (урок обобщающей работы над произведением), «Личность и судьба в произведениях А.Грина» (синтетический урок, соединяющий изучение биографии автора и работу над художественным текстом), «Что же мне так больно и так грустно...» М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха» (синтетический урок, включающий обобщение знаний об изученных произведениях и изучение биографии поэта).

Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.

Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов (при изучении поэзии или при обобщении творчества писателя, например сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина).

Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.

Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?

На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной учителем в соответствии с особенностями изучаемого произведения.

Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.

Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения, могут содержать, помимо титульных, слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность учащихся (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды с заданиями для учеников, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с литературными терминами и др.

Цель подобной презентации - не только воздействовать на три канала восприятия, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

Для уроков, обобщающих изучение произведения, презентации также могут содержать как иллюстративный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного характера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.

Цель презентаций данного вида уроков - способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, систематизации знаний, развитию логического мышления.

В соответствии с целями обобщающего урока, презентации могут быть сопровождением и урока-диспута, и урока-семинара, и лекции учителя.

Очень часто в своей практике я использую синтетический вид урока, в котором соединены особенности всех трех видов урока (первичное восприятие, углублённое изучение и обобщение изученного). Примером данного вида может служить урок «Рассказ В.Киршина «Впряга». Синтетическим можно также считать урок «Судьба и личность Александра Грина в его произведениях», где логически соединены изучение биографии писателя и его рассказа «Зелёная лампа». О создании и демонстрации данных презентаций я расскажу далее на страницах своей работы.

Следующими этапами создания презентации являются выбор стиля, оформление слайдов и настройка анимации. Трудно дать универсальные рекомендации по оформлению слайдов и выбору стиля, каждый учитель выбирает такое оформление, которое соответствует его пониманию и восприятию темы. Главное условие, которое должно быть соблюдено, - цветовая гамма и настройка анимации должны соответствовать основному настрою урока, не затруднять восприятие, не отвлекать от содержания урока.

После формирования слайдов и настройки анимации следует подумать о раздаточных материалах, необходимых для организации деятельности учащихся на уроке. Чаще всего это текст (тексты) произведения, если таковой отсутствует в учебной хрестоматии, памятки для организации самостоятельной работы, схемы, таблицы, статьи. Не рекомендуется всё это помещать на слайдах презентации, чтобы избежать перенасыщенности информацией и предотвратить быструю утомляемость школьников и снижение их работоспособности.

Когда презентация и раздаточный материал готовы, следует наметить временные рамки каждого этапа работы на уроке и показа каждого слайда. Судя по моему собственному опыту и опыту коллег, этот момент нельзя недооценивать, так как количество слайдов может быть большим и тогда объём материала для работы будет превышать допустимые для урока нормы. Остаётся риск «не уложиться» в сорок минут, отведённых для урока. Тогда эффект от проведённого урока-презентации будет намного меньше.

Демонстрация презентации, как уже сказано выше, может проводиться в начале или в конце урока и проходить без комментариев учителя, с музыкальным сопровождением, а может сопровождать весь урок и служить средством организации деятельности учащихся.

Предлагаю рассмотреть на конкретных примерах процесс создания презентации для урока изучения художественного произведения.

Урок-презентация «Рассказ Владимира Киршина «Впряга»

(6 класс, программа Т.Ф. Курдюмовой)

Тип: урок изучения художественного произведения. Вид: синтетический урок (урок художественного восприятия, углублённого изучения, обобщения).


Учебные цели:

• познакомить с творчеством пермского писателя В. Киршина;

закрепить знания о композиции рассказа.
Развивающая цель: развивать навыки самоанализа.
Воспитательная цель: воспитывать ответственность за свои поступки.

Оборудование: текст рассказа (для каждого ученика), презентация.

Создание презентации к уроку. Следует отметить, что, формулируя цель (закрепить знания о композиции рассказа), я руководствовалась основными положениями программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе для 6-го класса, которая предусматривает изучение литературоведческих терминов и закрепление знаний в процессе изучения произведений.

Понятие «композиция рассказа» вводится автором программы после изучения рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» и закрепляется на уроке изучения рассказа «Мальчики».

Изучение творчества В.Киршина не входит в программу, но я посчитала возможным рассмотреть его произведение на уроках изучения современной литературы после часов, отведённых для знакомства с рассказами писателей конца XIX -начала XX вв. о детстве, чтобы шестиклассники имели возможность сравнить рассказы писателей разных эпох, объединённые общей тематикой (становление личности) и адресованные детям.


Содержание материала, рассматриваемого на уроке: краткие сведения об авторе, текст рассказа, литературоведческие понятия (композиция, экспозиция, завязка действия, развитие действия, развязка действия, тема и главная мысль), ранее изученные рассказы.

Определившись с выбором изучаемого материала, я разделила его на содержательные блоки:

• краткие сведения о Владимире Киршине;


  • элементы композиции рассказа (материал для повторения);

  • композиция рассказа «Впряга»: экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия;

  • главная мысль рассказа;

  • домашнее задание.

Прежде чем подойти к выбору стиля презентации и формированию слайдов, я определила методы, используемые на уроке. Это репродуктивный метод (вид деятельности: чтение текста, прослушивание информации об авторе, воспроизведение ранее изученного материала), характерный для уроков художественного восприятия произведения, и частично-поисковый (виды деятельности: беседа по вопросам проблемного характера, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, задания аналитического и творческого характера), характерный для уроков углублённого изучения произведения.

Вопросы на сопоставление: «Похож ли этот рассказ на изученные ранее произведения А.П.Чехова, В.Ф.Одоевского, А.Г.Гарина-Михайловского?»

Вопросы на понимание текста: «О чём рассказ Киршина?», «Какова главная мысль рассказа?», «Почему произведение называется «Впряга», а не как-нибудь иначе?»

Задание аналитического характера: «Определите композиционные части рассказа, назовите ситуацию повтора во 2-й и 4-й частях».

Задание творческого характера: «Напишите сочинение-миниатюру «Моё впечатление от рассказа В.Киршина «Впряга».

Продумывая ход урока, я решила выбрать кольцевую композицию: закончить урок тем же вопросом, который был задан вначале, предполагая, что данный вопрос для шестиклассников может быть проблемным («Чем похож рассказ Киршина на рассказы, изученные ранее? Чем отличается?»)

Таким образом, была сформулирована учебная задача: понять, в чём отличие данного рассказа от ранее прочитанных, в чём сходство. Ответ на этот вопрос будет обобщением и покажет, насколько дети поняли содержание рассказа, его главную мысль, особенности художественного стиля писателя. Творческое домашнее задание также раскроет глубину восприятия, понимания данного текста, позволит систематизировать знания, так что может служить средством обобщения изученного на уроке.

Исходя из характера деятельности на уроке, я определила основную цель моей презентации, сопровождающей весь урок, - способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся.

Выбирая стиль презентации, я остановилась на спокойном, деловом фоне оформления («Палитра»), чтобы ничто не отвлекало учеников от восприятия столь серьёзного для их возраста текста. Цвет текста - тёмный, оптимальный для чтения на светлом фоне. В основном на слайдах две цветовые гаммы: чёрная и синяя.

Создано 13 слайдов:



  1. - титульный слайд с формулировкой темы урока;

  2. - краткие сведения о писателе;

  3. - элементы композиции;

  4. - схема с гиперссылками «Композиция рассказа»;

5 - экспозиция (словарная статья о значении слова
«лорд», вопрос, побуждающий к размышлению);

6 - завязка рассказа (словарная статья к слову «впряга»);

7-8 - развитие действия (вопрос, стимулирующий мыслительную деятельность, развивающий способность к самоанализу; словарная статья к слову «лох»);

9 - кульминация (задание по работе с текстом, вопрос на понимание содержания);

10-11 - развязка рассказа (словарная статья к слову «метаморфоза», вопрос на понимание текста);


  1. - главная мысль рассказа;

  2. - творческое домашнее задание.

Слайды не перенасыщены текстом, что облегчает восприятие и способствует акцентированию внимания на содержании текста. Слайд с формулировкой учебной задачи я не создала, так как считаю уместным в данном случае сформулировать учебную задачу вместе с учениками. Имеются эффекты анимации: появление снизу, анимационные картинки на титульном слайде (книга), на последнем слайде, анимационные картинки-вопросы, что способствует оживлению презентации и концентрации внимания на определённых этапах работы.

Текст на слайдах «Элементы композиции» и «Композиция рассказа» появляется после щелчка мыши по мере того, как дети называют основные элементы композиции.

Слайд «Композиция рассказа» содержит схему с гиперссылками в соответствии с логической последовательностью анализа текста:


  • экспозиция (приобретение собаки);

  • завязка действия (описание Костяна, сон);

  • развитие действия (жизнь Лорда в доме, воспитание);

  • кульминация (драка с Костяном);

  • развязка действия (примирение).

После поэтапного анализа текста по композиционным частям управляющая кнопка «домой» вновь позволяет нам вернуться к слайду «Композиция рассказа», что способствует обобщению, осмыслению произведения как единого композиционного целого и воздействует на зрительную память.

На слайде «Развитие действия», после текста вопроса и его обсуждения, по щелчку возникает текст ответа, что помогает шестиклассникам научиться точно формулировать свои ответы и убедиться в их правильности.

Определение временных рамок зависит от особенностей класса, его подготовленности. В одном случае урок может пройти в течение сорока минут, в другом случае потребуется проведение двух спаренных уроков.

Уроки изучения теории и истории литературы

Хочу поделиться опытом работы по использованию ИКТ на уроках изучения биографии писателя, уроках по историко-литературным материалам.

Уроки изучения биографии писателя - самые распространённые из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», помещать тексты цитат писателей, высказываний современников.

Цель урока-презентации по биографии писателя - способствовать созданию живого, яркого, порой противоречивого образа писателя.

Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы («Какие качества характера позволили Л.Н.Толстому стать величайшим писателем мира?») Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

Тема данных уроков может быть сформулирована по имени писателя или озаглавлена строчкой из его произведения, отражающей главную мысль вашего урока: «Антон Павлович Чехов», «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», «Что же мне так больно и так грустно...» Лермонтов: личность, судьба, эпоха».

Формы организации деятельности: аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятие информации (репродуктивный метод) и рефлексия в форме беседы, теста, письменного ответа (частично-поисковый метод). Возможно и использование проблемного метода: постановка в начале урока проблемного вопроса и разрешение проблемы в ходе урока-презентации, например: как отразилась судьба автора в его произведениях, каковы истоки творчества писателя, почему так противоречивы отзывы современников о писателе и др.

Отбор материала, изучаемого на уроке, и формирование слайдов могут происходить по тематическому принципу (сферы проявления личности) и по жизненным этапам. Например, презентация к уроку «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» составлена по хронологическому принципу:



  • детство, отрочество, юность;

  • военная служба на Кавказе;

  • Петербург, заграничные путешествия, педагогика;

  • женитьба;

  • жизнь в Москве;

  • уход.

Урок-презентация «Что же мне так больно и так грустно...» составлен по тематическому принципу:

  • детство поэта;

  • эпоха правления Николая I;

  • Пушкин и Лермонтов;

  • основные темы творчества.

При создании презентаций данного вида уроков необходимо избегать перенасыщенности слайдов текстом, так как это затруднит восприятие материала. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя или учеников.

Возможно создание слайдов с гиперссылками.

Раздаточным материалом могут быть тексты произведений, высказывания современников о личности писателя.

Предлагаю рассмотреть синтетический урок «Что же мне так больно и так грустно...» Лермонтов: личность, судьба, эпоха» для 9-го или 10-го классов.


«Что же мне так больно и так грустно...» Лермонтов: личность, судьба, эпоха

Тип урока: урок изучения теории и истории литературы.

Вид: синтетический урок, обобщающий изучение биографии автора и его творчества.

Форма урока: урок-семинар.

Учебные цели: обобщить знания о биографии поэта и его творчестве; понять истоки его творчества.

Развивающая цель: развитие устной речи учащихся, эмоциональной сферы.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к её наследию.

Содержание материала: рассказ о детстве поэта, эпохе правления Николая I, преемственности традиций Пушкина в творчестве Лермонтова; отражение судьбы поэта в его стихотворениях; основная тематика творчества; дуэль.

Содержательные блоки:

  • вступление: эпиграф (стихотворение В.Я.Брюсова «К портрету Лермонтова»), раскрывающий противоречивость личности и творчества поэта;

  • детство поэта;

  • эпоха правления Николая I;

  • Лермонтов и Пушкин;

  • основные темы творчества: поэт и поэзия, родина, человек и природа, потерянное поколение, любовь; философские произведения;

  • лейтмотив творчества поэта;

  • дуэль и смерть поэта.

Оборудование: сборники стихов М.Ю. Лермонтова, презентация.

Методы, применяемые на уроке: репродуктивный (восприятие лекции учителя, сообщений учеников, визуальное восприятие изображений на слайдах, выразительное чтение

стихотворений), частично-поисковый (анализ информации и поиск ответов на вопросы: как отразилась судьба Лермонтова в его произведениях, в чём причина противоречивости его личности, сравнительный анализ стихотворений Лермонтова и Пушкина «Пророк», творческое домашнее задание: сочинение-миниатюра «Каковы истоки творчества Лермонтова?»).

Цель презентации: способствовать эмоциональному восприятию темы и эффективной организации урока-семинара.

Стиль презентации - романтический, тревожный фон оформления («Водоворот») синего цвета с текстом белого цвета (любимые цвета Лермонтова) - помогает создать основной минорный тон урока.

Красный цвет текста и красная роза появляются на последнем слайде, иллюстрирующем дуэль и смерть поэта. Шрифт в заголовках некоторых слайдов - «Monotype Corsiva».

Создано 18 слайдов:

1-2 - титульные слайды с формулировкой темы урока;


  1. - портрет Лермонтова и стихотворение В.Я.Брюсова;

  2. - цель урока (слайд с гиперссылками, определяющими ход урока);

  3. - детство поэта (портреты Арсеньевой Е., отца поэта, усадьба Тарханы);

6-7 - эпоха правления Николая I с изображением царя, Аракчеева, Петербурга;

  1. - Лермонтов и Пушкин (с рисунком Лермонтова «Дуэль» и текстом о значении стихотворения «Смерть поэта»);

  2. - «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова с изображением поэтов и текстом;

  1. - «Основные темы творчества Лермонтова»: слайд с гиперссылками, определяющими тематику творчества;

  2. - «Тема поэта и поэзии» (с портретом Лермонтова и перечислением стихотворений данной тематики);

  3. - «Люблю отчизну я, но странною любовью...» (с иллюстрацией к стихотворению «Бородино» и перечислением стихотворений данной темы);

  4. - «Человек и природа» (с рисунком Лермонтова «Кавказ» и перечислением стихотворений по данной теме);

  1. - «Тема потерянного поколения» (цитата «Печально я гляжу на наше поколенье...» с перечислением стихотворений по данной теме);

  2. - «Тема любви» (изображения В.Лопухиной (рисунок Лермонтова) и Е. Сушковой, с перечислением стихотворений, посвященных им);

  1. - «Философские стихотворения» (с перечислением стихотворений данной тематики);

  2. - текст, обобщающий информацию о тематике стихотворений и содержащий определение лейтмотива творчества Лермонтова (одиночество);

  3. - «Дуэль» (с изображением Мартынова и памятника Лермонтову, со словами И. Андроникова, выражающими суть личности поэта).

Я применила следующие эффекты анимации: «Развёртывание», «Изысканный», «Появление сверху» и др. Использовала анимационные картинки на 9, 11, 14, 18 слайдах с изображением свечи, книги, розы к памятнику Лермонтова.

Урок-презентация рассчитан на 80 минут (два спаренных урока).



Методические рекомендации. Демонстрация 1 и 2 слайдов сопровождается музыкой (романс «Выхожу один я на дорогу»), 3-й слайд - чтением стихотворения Брюсова, комментарием учителя и выходом на определение цели урока (4-й слайд). Слайд № 5 «Детство поэта» сопровождает сообщение ученика о детских годах поэта. Слайды № 6 и 7 - исторический комментарий к эпохе правления Николая I, 8-9-й слайды - чтение стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», сравнительный анализ стихотворений. Слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16 сопровождают сообщения учеников и чтение стихотворений, информация на слайде №17 комментируется учителем. Слайд № 18 - сообщение учителя о дуэли и смерти поэта, анализ цитаты И.Андронникова. Предполагается музыкальное оформление слайда.

Уроки по историко-литературным материалам

Как уже было сказано выше, большей частью это уроки, посвященные обзорным темам, а также вступительные и заключительные к монографическим темам. Например, «Серебряный век русской поэзии», «Культура Возрождения». Презентации, сопровождающие уроки данного вида, расширяют возможности межпредметных связей, способствуют созданию культурологического фона произведения, предполагающего объяснение исторических, бытовых, культурных реалий эпохи.

Формы уроков - уроки-лекции, уроки-семинары, уроки в форме заочных экскурсий по литературным музеям, памятным местам, музеям литературных героев.

В основном на уроках используется репродуктивный метод, хотя возможно организовать работу учащихся, применяя и частично-поисковый, и исследовательский методы, особенно на заключительных уроках к монографическим темам.

Цель уроков-презентаций данного вида - подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более полного эмоционального и информационного восприятия творчества писателя.

Предоставляю для рассмотрения урок-презентацию «Вновь я посетил...» Экскурсия по Пушкиногорью» для 9-го или 10-го классов.

«Вновь я посетил...» Экскурсия по Пушкиногорью

Тип: урок изучения теории и истории литературы.

Вид: урок по историко-литературным материалам (вступительный урок к монографической теме).

Учебная цель: познакомить учащихся с историко-литературным материалам, связанным с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.

Развивающая цель: способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.


Воспитательная цель: воспитывать любовь к России, к её литературно-историческому наследию.

Форма: заочная экскурсия по литературным местам.

Содержание материала: жизнь и творчество писателя в Михайловском, духовная связь Пушкина с Тригорским и отражение её в творчестве, бытовые, исторические и культурологические реалии пушкинской эпохи, Святогорский монастырь и связанные с ним этапы биографии поэта, истоки творчества Пушкина.

Содержательные блоки:

  • вступление (титульный слайд); музыкальное оформление - Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром № 21;

  • село Михайловское (музей-заповедник);

  • дом Пушкина;

  • Михайловский парк;

  • Тригорское;

  • Тригорский парк - источник вдохновения поэта;

•Святогорский монастырь (музыкальное сопровождение).

Методы, применяемые на уроке:



  • репродуктивный (аудиальное восприятие рассказа учителя, визуальное восприятие фотографий, чтение стихотворений),

  • частично-поисковый (творческое письменное задание: о чём заставила задуматься экскурсия по пушкинским местам).

Презентация составлена из фотографий, сделанных автором во время поездки по Псковщине: всего 23 слайда, сопровождающие рассказ учителя и чтение стихотворений. Презентация проходит в сопровождении музыки Моцарта.

Я представила в своей работе технологию и методику создания только нескольких уроков разных типов и видов изучения художественного произведения, изучения биографии писателя (синтетические уроки), уроки по историко-литературным материалам. На мой взгляд, этого достаточно чтобы понять основное положение моей работы: создать презентацию, способствующую высокой эффективности урока, реализации целей урока, повышению мотивации деятельности учащихся, можно, только учитывая типологию урока, методические приёмы и виды деятельности, характерные для того или иного вида урока.

«Мультимедиа-технологии предоставляют создателям образовательных программ беспрецедентные возможности. Однако свобода в выборе форм предоставления информации вызывает большие проблемы в проектировании эффективных образовательных мультимедиа-продуктов, адекватно учитывающих не только возможности программных и технических средств, но и удовлетворяющих запросам пользователя-ученика».4

После проведения уроков-презентаций более десяти старшеклассников проявили желание создать свои презентации к урокам. Сейчас учениками создается множество презентаций с использованием материалов из Internet, с диска «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 г.».

Свою статью мне хочется закончить словами И.В.Левченко: «Компьютер... даёт возможность самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, позволяет изменить качество контроля за деятельностью учащихся, обеспечить гибкость управления учебным процессом»5.

Литература.

1) Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М: НИИ школьных технологий, 2005. Стр. 35.

2) Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М: НИИ школьных технологий, 2005. Стр.39.

3) Н.И.Кудряшёв. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М: Просвещение, 1981. Стр. 169.

4) М.Н.Морозов, А.Н.Томаков. Образовательные мультимедиа: от плоскости бумаги к пространству мира /Информационные технологии в образовании. Сборник трудов. Ч. III. 5-9 ноября, 2001. Стр. 145.

5) Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера / Информатика и образование, 2002. № 3. Стр. 5.