Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование интерактивной доски при формировании картографической грамотности учащихся на уроках географии




Скачать 88.89 Kb.
Дата17.06.2017
Размер88.89 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Еникова Валентина Фёдоровна,

учитель географии

ГУО «Гимназия №1 г. Слуцка»

E-mail: v.enikova@mail.ru

Тел.: 8 (029) 197 34 51
В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Все привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А сегодня у учителя в руках маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт и материалов.

Качество преподавания географии во многом зависит от обеспеченности настенными картами, атласами, контурными картами, глобусами; качество географических знаний учащихся – от картографической грамотности. Карта позволяет школьнику ориентироваться в пространстве, извлекать из нее самую разнообразную информацию. Она упорядочивает знания, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты прекрасно определил Н. Н. Баранский: «Карта – второй язык географии… гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст». [1, с.76].

Эволюция карты от наскальных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. Карта – это обязательный свидетель географического открытия. А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.

В современном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес можно объяснить несколькими факторами: практической направленностью школьной географии, наличием во всех современных электронных устройствах спутниковых карт, возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия.

Карты используются в качестве учебного пособия в образовательном процессе, в научных исследованиях, хозяйстве, военном деле. Следовательно, картографическая грамотность нужна современному человеку.

Картографические знания пронизывают всё содержание школьной географии и формирование картографической грамотности современного школьника – одна из целей географического образования.

Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Следовательно, важнейшая задача учителя географии – научить учащихся максимально использовать содержание географической карты в получении знаний. В современной школьной программе по географии на изучение географической номенклатуры отводится мало времени, в силу чего присутствует картографическая неграмотность среди учащихся. Таким образом, в обязанности учителя входит создание таких заданий, которые бы повысили эффективность работы с картами, заинтересовали учащихся, а также уменьшили время, необходимое для их выполнения. И когда в нашей гимназии восемь лет назад появились мультимедийные установки и первая интерактивная доска, я начала использовать информационные технологии и интерактивные карты в своей педагогической практике.

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими. Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией. Однако для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. И поэтому формирование картографической грамотности учащихся я осуществляю по следующим этапам: формирование картографических знаний, овладение практическими приемами работы с картой, осмысление содержания карты и пространственное представление.

Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу «от простого к сложному».

В начальном курсе географии закладываются основы картографической грамотности школьников. По программе при усвоении номенклатуры учащиеся должны:

правильно произносить и писать географические названия объектов,

знать условные обозначения объектов на карте, по памяти представлять взаимное расположение, форму и размеры изучаемых объектов, быстро находить и правильно показывать их на карте.

На первом этапе своей работы я регулярно стала использовать на уроках электронные мультимедиа-учебники и  цифровые карты, выпущенные ООО «Дрофа» для средней школы, которые являются интерактивными. После появления национальных электронных учебных средств «Начальный курс географии» (разработчик компания «Медиум»), а также «География материков и стран. 8-9 класс» и «Физическая география Беларуси. 10 класс» (компания НПООО «ИНИС-СОФТ»), стала использовать на уроках и их материал. Кроме того, за время работы мной и моими учащимися создано большое количество слайдов для мультимедийных презентаций и интерактивной доски с картографическим материалом.

Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами, изображенными на карте. Это элементарное чтение плана и физической карты, когда на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Затем постепенно к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.

Самый высокий уровень включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека, особенности природных комплексов.

Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов. Приведу примеры приемов, апробированных мною на уроках.

В теме «Географическая карта» предлагается задание: обозначить на карте, где отключен слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан, полюсы Земли, северный и южный полярный круг, тропики. Затем, включив этот слой, можно сравнить точность выполнения задания. При проверке знаний у учащихся задания можно строить на основе следующих типов упражнений: собрать целое из частей, соотнесение объектов, определение объектов.

Интерактивная карта «Великие географические открытия» позволяет показать не только путь мореплавателей, но и их портреты, краткие сведения биографии.

При изучении темы «Литосфера» отключив все слои и превратив карту в контур, предлагаю с помощью функции рисования и нанесения надписей обозначить крупнейшие горы и равнины мира. Затем можно включить дополнительный материал, чтобы ученики представили себе, как выглядит объект в действительности.

Большие возможности дают интерактивные наглядные пособия при изучении природных зон. На интерактивной карте «Природные зоны мира» изучается расположение той или иной природной зоны. Затем открывается окно с панорамой, например, африканской саванны. Затем в интерактивном режиме идет знакомство с другими компонентами природных комплексов саванны: почвами, растительностью, животным миром и так далее. При этом можно не только увидеть, но и услышать различных обитателей природных зон, посмотреть интерактивные видеоролики, иллюстрирующие их приспособленность к сложившимся природным условиям.

При изучении гидросферы снимаются все слои, кроме гидрографической сети. Учащиеся вначале знакомятся с внутренними водами, направлениями течений рек, озерами и т.д. Затем добавляется слой «Рельеф», после чего учащимся легко выявить взаимосвязи рельефа и направления течения рек, размещения ледников. Можно дать обратное задание на восстановление рельефа по гидрографической сети (при выключенном слое с рельефом). При проверке изученного материала «снимаются» все названия рек и озер, учащиеся самостоятельно подписывают названия на интерактивной доске. На карте с отключенным слоем рельефа учащиеся любят обозначать водоразделы и границы бассейнов рек, местоположение водопадов.

При изучении темы «Климат» в разных курсах школьной географии можно наносить на карту границы климатических поясов, направления основных ветров, основные особенности климата отдельных территорий (все слои, кроме границ и градусной сетки, сняты).

При изучении политической карты можно выключить все слои и предложить учащимся нанести с помощью функции «Рисование» границы той или иной страны и соседние государства на контурной карте, а затем провести самопроверку. Перемещая контуры стран, учащиеся любят составлять политические карты материков, соотносят страны и столицы. Выключив слой надписей и увеличив масштаб, можно дать задание узнать страны мира по очертаниям.

Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров и т.д.), проектированию (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.), выявлению причинно-следственных связей (показать зависимость между рельефом и тектоническим строением материков).

На уроках я использую также большое количество интерактивных тестов, кроссвордов, творческих заданий с использованием картографического материала. Большой популярностью у учащихся пользуются интерактивные картографические игры и тренажёры, расположенные в локальной сети нашей гимназии. Например, «География для умников», «GeoGrafix 2», «Globe», тренажёр «Западная Европа» и другие.

Результаты контрольных срезов показывают, что в классах, где уроки проходят с применением интерактивных пособий, наблюдается позитивная динамика качества знаний учащихся. Но, наверное, самой высокой оценкой является не процентный показатель, а горящие любопытством и желанием учиться глаза детей. Им нравится выходить к доске, они увлечены учебным процессом. И, главное, они перестали бояться карты и с удовольствием выходят к доске для ответа и выполнения заданий по карте.

Работая с картой, они тренируют зрительную, развивают сенсорно-моторную память во время нанесения географических объектов на карту, логически (а на механически) запоминают номенклатуру во время поисковой работы (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.). У учащихся формируются навыки выполнения картографических работ, воспитываются такие качества, как точность, внимательность, аккуратность, развивается эстетический вкус.

Переход к новому поколению интерактивных карт дает учителю возможность сделать его урок более насыщенным, красочным и запоминающимся, что особенно важно для уроков географии в 6-9 классах. Кроме того, интерактивные карты живут намного дольше своих бумажных собратьев и имеют возможность постоянно обновляться, что немаловажно в условиях современной школы.



Конечно, из выше изложенного не следует, что теперь необходимо все уроки проводить с использованием ИКТ. Учитель должен строить уроки так, чтобы чередовать разнообразные методические приёмы. Информационные образовательные ресурсы должны помочь сделать учебный процесс более эффективным, способствовать более рациональной организации познавательной деятельности школьников в ходе учебно-воспитательного процесса, повышению качества обучения, повышению интереса к предмету. Использование ИКТ ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника.
Список использованных источников

  1. Баранский, Н.Н. Развитие познавательной самостоятельной деятельности при изучении физической географии / Н.Н. Баранский. – М.: Просвещение, 1983. – 134 с.

  2. Белая, В.Л. Картографическая подготовка школьников – прерогатива географии / В.Л. Белая // Геаграфія: праблемы выкладання. – 2010. – № 6.

  3. Крылова, О.В. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии / О.В. Крылова, А.И. Крылов, П.А. Корниенко // – М.: Дрофа. 2007.

  4. Новенко, Д.В. Новые информационные технологии в о бучении /
    Д.В. Новенко // «География в школе». – 2004. – № 5.

  5. Образовательный стандарт учебного предмета «География» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 32)

  6. http://www.drofa.ru/drofa/catalog/

  7. http://geo.1september.ru/

  8. http://school-collection.edu.ru

  • Список использованных источников