Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы




Скачать 59.37 Kb.
Дата20.07.2017
Размер59.37 Kb.
Заботкина Вера Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Грязовца»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня большое внимание уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Однако не всегда обучающиеся владеют информацией в достаточной степени, результаты традиционных и новых форм итоговой аттестации свидетельствуют о небольшом словарном запасе школьников, недостаточном развитии речевой культуры выпускников, навыков восприятия текста. В связи с этим считаю, что использование ИКТ актуально, поскольку направлено на успешное овладение обучающимися основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развитие типологических, стилистических, содержательных аспектов коммуникативной компетенции обучающихся.

Цель применения ИКТ: повышение эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого.

Компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Основные направления использования ИКТ на уроках: визуальная информация, интерактивный демонстрационный материал, тренажер, контролирующий умения, навыки обучающихся, самостоятельная поисковая, творческая работа школьников. Предлагаю некоторые примеры использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:

1)Уроки – презентации: «Подготовка к написанию сочинения – групповой характеристике по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» (8 класс); «Обучение написанию сочинения – рассуждения на тему «Нужно ли заниматься спортом?» (8 класс); «Деловые бумаги (применение официально-делового стиля речи)» (9 класс); «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (9 класс).

2)Презентации – опоры к урокам: «Стили речи», «Типы речи», «Публицистический стиль речи», «Научный стиль речи», «Разговорный стиль речи», «Биография Л.Н.Толстого», «Из дневниковых записей Л.Н.Толстого», «Путешествие в Ясную Поляну», презентация к вводному уроку по роману Л.Н.Толстого «Война и мир», «Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого «Война и мир», «Музей – панорама «Бородинская битва».

3)Работа с видеосюжетом на уроках русского языка и литературы используется с целью развития и совершенствования речевых навыков обучающихся, умения наблюдать, видеть, анализировать. Сюжеты для уроков подбираются различной тематики в зависимости от темы творческой работы. Разумеется, необходимо регламентировать работу с видеосюжетом, учитывать воспитательный характер этих фрагментов, соответствие возрасту обучающихся. Например, при подготовке к написанию сочинения по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» был просмотрен видеосюжет «Чичиков в гостях у Манилова» из фильма «Мертвые души» режиссера М.Швейцера.

4)Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе выявить знание и незнание обучающихся. Помогают решить эту проблему учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. В своей работе использую следующие программы: «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», «1С: Репетитор. Русский язык. Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация» и другие.

5)Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

ИКТ дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, составление сборников, создание компьютерных рисунков, буклетов. К различным урокам учениками были подготовлены презентации: «Герой нашего времени» в современной детской фэнтези», «Творческий путь А.С.Пушкина», «Традиции Н.В.Гоголя в творчестве М.А.Булгакова», «Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», «Мой любимый писатель – И.С.Тургенев».

С 2007 года также являюсь руководителем районной школы передового педагогического опыта (РШППО) по данной теме. На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы: требования к содержанию и организации мультимедийной презентации, составление «Визитной карточки» мультимедийной презентации, требования к оформлению слайдов мультимедийной презентации и другие. Слушатели РШППО успешно выступали на районных конкурсах уроков по предметам гуманитарного направления.

Предлагаю вашему вниманию подготовленные мною для РШППО уроки – презентации по УМК Л.А.Тростенцовой и Т.А.Ладыженской в 8 классе: «Подготовка к написанию сочинения о летних впечатлениях в форме письма» (упр.36); «Подготовка к написанию публицистического сочинения – описания памятника искусства (культуры)» (упр.88, 89, 102); «Подготовка к написанию сочинения – групповой характеристике по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» (упр.166); «Подготовка к устному выступлению «Я предупреждаю…» на школьной конференции «Сохраним нашу планету, планету людей» (по картине К.Юона «Новая планета» (упр.122).

Хотелось бы остановиться на динамике качества знаний обучающихся:

1) 9 «в» класс (2007 – 2008 учебный год):



Критерии оценки

Сочинение – рассуждение без использования ИКТ

Сочинение с

использованием ИКТ



Сочинение - рассуждение

Сочинение - описание

1.Работа соответствует заданному типу речи

64%

71%

77%

2. Умение логично, последовательно и связно строить высказывание

67%

79%

86%

3. Реализован замысел сочинения, уместно используются языковые средства

52%

64%

73%

2) 8 «б» класс (2008 – 2009 учебный год):

Показатели

Сочинение –

дружеское

послание


Сочинение

- описание



1.Соответствие работ обучающихся предложенной теме

100%

100%

2.Отражение собственной позиции

100%

100%

3.Соответствие работ заданному типу речи

98%

99%

4.Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей

78%

79%

5.Соблюдение орфографических норм

59%

62%

6.Соблюдение пунктуационных норм

62%

61%

7.Соблюдение грамматических норм

73%

74%

8.Соблюдение речевых норм

81%

82%

Приведенные показатели помогают сделать вывод о положительной динамике качества знаний обучающихся при использовании ИКТ на уроках русского языка.

Для изучения мнения обучающихся было проведено анкетирование. Предлагалось ответить на вопрос: «Интересно ли вам на уроках с использованием ИКТ? Чем такие уроки отличаются от традиционных уроков?» Все опрошенные ответили, что уроки с использованием ИКТ нравятся, потому что на них интереснее, можно узнать много дополнительной и интересной информации, многие хотят самостоятельно научиться выполнять мультимедийные презентации.



Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников. Кроме того, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.


Список литературы

  1. С.А.Илюшин, Б.Л.Собкин. Персональные ЭВМ в учебном процессе. – М., 1992;

  2. В.А.Трайнев, И.В.Трайнев. Информационно – коммуникационные технологии. – М., 2005;

  3. Е.Н.Ястребцова, Я.С.Быховский. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – М.: Издательско – торговый дом «Русская Редакция», 2004.




  • Список литературы