Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование икт на уроках литературы С. О. Белоусова, учитель мбоу с уиоп сош №13 умк «Литература. 10-11 классы»




Дата07.07.2017
Размер51.5 Kb.
Использование ИКТ на уроках литературы

С. О. Белоусова, учитель МБОУ с УИОП СОШ № 13

УМК «Литература. 10-11 классы» А. Н. Архангельского, В. В. Агеносова

В условиях широкого развития СМИ,  доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой  мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя.



Целью моей деятельности является повышение качества обучения литературе  через использование ИКТ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:



  • способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету; 

  • обучать  умению самостоятельно получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях;

  • развивать познавательную активность;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика.


Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • частично-поисковый,

  • проблемный,

  • исследовательский.

Применяемые приемы:



  • разъяснение с применением презентации,

  • разъяснение с применением видеофрагментов,

  • поиск решения проблемы,

  • исследование каких-либо явлений,

  • объектов, прогнозирование.

Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках:



  • при изучении нового материала,

  • на повторительно-обобщающих уроках,

  • на заключительных лекциях по курсу.

Информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно–воспитательному процессу личностно–ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся.

Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, видеоролики и анимацию,  то проблема наглядности будет решена полностью.

В зависимости от типа урока по-разному можно использовать  ИКТ в своей работе.

На уроках литературы все чаще используются современные технологии:


  • показ презентаций,

  • проигрывание музыкальных композиций,

  • просмотр видеофильмов,

  • художественных фильмов или отрывков из них.

  • документальных фильмов.

При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя.

Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.
При этом презентация может служить

основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки),

дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта),

одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.

В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:

• в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания ссылки на тематические ресурсы на сайте сетевого объединения методистов (СОМ);

• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;

• обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);

• предупредить учеников о критериях оценивания работы:

• показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;

• список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;

• программа реализации задания Word, PowerPoint;

• объём работы.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

2. Создание мультимедийной презентации по теме.

3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.

6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Использую в своей работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.



Интернет-источники

Маврина Н. А. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы http://pedsovet.su/



Перова И. Н. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы http://peressa2009.narod2.ru/

Прохина Е. Г "ИКТ на уроках русского языка и литературы" http://festival.1september.ru



  • Целью моей деятельности
  • Методы обучения
  • Интернет-источники