Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование графической наглядности как прием систематизации текстовой информации




Скачать 95.37 Kb.
Дата12.03.2017
Размер95.37 Kb.
Использование графической наглядности как прием систематизации текстовой информации

Графическая наглядность – это вид зрительной наглядности, отражающий явления языка и окружающей действительности в графической форме – в виде таблицы, схемы. В сравнении с таблицей схема отличается большим лаконизмом, в ней широко используются символы и приемы сокращенного письма. Таким образом, если таблица – это словесное и графическое изображение темы, то схема – преимущественно графическое и более обобщенное ее отображение. Графическая наглядность вносит разнообразие в занятие, активизирует внимание учащегося, способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Таблицы и схемы могут быть языковыми и речевыми, динамическими и статическими. На занятиях по языку большое распространение получили пиктографические таблицы, которые наряду с текстом включают рисунки. Образцы графической наглядности являются важным компонентом учебника по английскому языку. Они издаются в виде специальных учебных пособий, используются как настенные таблицы и раздаточный материал (Щукин, 2008; 68).

В Российской Педагогической Энциклопедии графическая наглядность в обучении представляется как визуальное оформление учителем и учащимися информации в виде упрощенной зарисовки деталей изучаемых объектов; их условного обозначения; составления схем, графиков, картограмм, номограмм, различных таблиц; сигнализирующих пометок компоновки фрагментов текста (Российская педагогическая энциклопедия).

Целью работы учителя с графической наглядностью является предоставление школьникам зримой опоры в понимании словесного излагаемого, а также развитие их познавательной деятельности.

Цель работы учащихся с графической наглядностью - активизировать учебную деятельность путем внесения собственных, мнемонических приемов работы.

Основой графической наглядности является условная схематическая графика, передающая принцип функционирования изучаемого объекта и ориентированная на передачу отношений между явлениями, фактами, предметами, раскрытие пространственно-временных связей и причинно – следственных зависимостей (Российская Педагогическая Энциклопедия; 1993).

В графике сочетаются абстрактно-логическое и наглядно-образное начало. Учебный материал, в том числе и неизобразительный, но организованный графически, размещенный упорядоченно, воспринимается в целом и его частях и в их взаимосвязях.

Используя графическую наглядность, учитель знакомит школьников не только с определенным объемом учебного материала, но и с путем его упорядочения и систематизации. Следя за выполнением графической работы учащимися, преподаватель может вовремя оценить организацию учебной деятельности, а также степень доходчивости своих объяснений.

Графическая наглядность способствует более прочному сохранению зрительной памяти «опорных слов». От цвета и формы графических элементов, их расположения, направленности, величины зависит качество воспроизведения усвоенного.

В процессе обучения графическая наглядность не только решает задачи наглядного показа, но и способствует рациональной организации, систематизации знаний, прививает учащимся навык стройного оформления материала и подготавливает их к самостоятельному интеллектуальному труду. Графическая наглядность позволяет своевременно обнаружить ошибку, не замеченную при обычной записи.

При выполнении графической работы необходимо знать, что все элементы схематической графики (цвет, форма, расположение, величина) несут смысловую нагрузку и могут толковаться учащимися по - разному. Для избегания неправильного толкования учебной информации, педагогу следует стремиться к тому, чтобы элементы схематической графики соответствовали чертам обозначаемых объектов.

Следует отметить, что графическая наглядность предполагает обязательное сочетание с другими средствами обучения и методическими приемами.

На уроках английского языка широко применяется графическая наглядность, включая таблицы, схемы, плакаты. Л.П. Прессман обращает внимание на то, что, обобщая или же, наоборот, вводя новый материал, придавая ему логическую форму при помощи таблиц и схем, преподаватель должен опасаться формализации знаний. Однако было бы неверным полное исключение графической наглядности из учебных пособий. Учителя относительно мало используют графику, обращаясь лишь к немногим видам таблиц и схем. Таблицы и плакаты предоставляются методическими кабинетами, покупаются в специализированных магазинах, а также предлагаются самими учебными пособиями (Прессман, 1989). Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем.

Самостоятельное изготовление графической наглядности дает большой развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их обыкновенное использование по образу данное преподавателем. Это можно объяснить тем, что разработка новых средств обучения предполагает изменения познавательных знаний, использование новых видов тренировочных упражнений. Разнообразие знаний с использованием различной графической наглядности составляет одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся, а также расширение их способностей.

Из всего вышесказанного следует, что графическая наглядность относится к изобразительным условно-схематическим наглядным пособиям, которые используются учителями на всех этапах учебного процесса с целью повышения качества знаний учащихся, а также расширения их способностей.

Графическая наглядность позволяет педагогу использовать новые виды тренировочных упражнений и познавательных заданий.

Исходя из вышесказанного сделаем вывод, что для более успешного развития умений ознакомительного чтения целесообразно использовать на уроках английского языка графическую наглядность (схемы) т.к. она позволяет структурировать информацию, полученную при ознакомительном чтении, определять взаимосвязь, отношения между отдельными частями, оценить значимость информации, логично организовать для последующего использования в собственной продуктивной деятельности.

Графические схемы могут быть нарисованными от руки или напечатанными. В зависимости от вида задания и цели, которая ставится при прочтении текста, выбирается подходящая графическая схема. Рассмотрим некоторые виды графических схем, которые могут использоваться для структурирования информации, содержащейся в тексте. В англоязычной методической литературе им соответствуют следующие названия:



  • Mind Map (Карта памяти);

  • KWL Chart (Знаю, хочу узнать, узнал из текста);

  • Diamond (Алмаз);

  • Biography Diagrams (Биография);

  • Cause and Effect Diagrams (Причина-следствие);

  • Character Traits (Характеристика героя);

  • Story Map (Карта повествования).


1) Mind map


SEASON


DATE


WEEK







WEEKDAYS


HOLIDAY






NUMBERS

MONTH

YEAR


"Mind-Map"(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. «Mind-Map» может использоваться:


  • При систематизации, повторении материала;

  • При работе с текстом;

  • При повторении в начале урока;

  • При введении в тему;

  • При сборе необходимого языкового материала;

  • При контроле. (Teacher Files – A Free Educational Resource. Электронный ресурс).

2) KWL Chart

What I already know

What I would like to know

What I have learned

Factories, cars cause air pollution



What else causes
air pollution?

We cause air
pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали". Такая же таблица находится и на доске. В колонку "Знаем" заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку "Хотим узнать" заносятся спорные идеи и вопросы, и всё, что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку "Узнали" учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен информации со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

3) Diamond

При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём "Diamond" (В переводе с англ. - бриллиант, алмаз). Важный момент в задании - встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.


4) Biography diagrams

Person


Event1




  1. Диаграмма «биография». Данная диаграмма используется для написания биографии. Данная схема поможет ученику сформулировать список наиболее важных событий из жизни человека, о котором идет речь (Enchanted Learning. Curriculum Online. Электронный ресурс).


5) Cause and Effect Diagrams(1)


Cause and Effect Diagrams (2)

Диаграмма «причина - следствие». Данная схема используется, если задание требует рассмотрения возможных причин и последствий какой-либо ситуации. Преимущества диаграммы причина – следствие:



  • позволяет наглядно отобразить структуру проблемы;

  • помогает определить все возможные причины возникшей проблемы;

  • показывает, какую информацию необходимо собрать;

  • за счет структурного анализа позволяет определить ключевую причину возникшей проблемы (Florida Center for Instructional Technology. Электронный ресурс.).


6) Character Traits;


Character





traits



traits

traits

Диаграмма «характеристика героя». Данная диаграмма помогает описать персонажа, исходя из событий, которые его окружают (Enchanted Learning. Curriculum Online. Электронный ресурс).


7) Story Map (1)

Beginning of the story




Middle of the story


Story map (2)


Диаграмма «Карта повествования» помогает ученику суммировать, анализировать и понимать историю или происходящее событие (Florida Center for Instructional Technology. Электронный ресурс.).

Таким образом, выбор того или иного вида графической наглядности обусловлен тем, какую структуру, композицию и логику имеет текст, и какого рода информацию необходимо извлечь из него.



Использование графической наглядности в процессе ознакомительного чтения позволяет понять и структурировать извлеченную из текста информацию.

  • 1) Mind map
  • "Mind-Map"(Карта памяти)
  • 2) KWL Chart What I already know
  • 4) Biography diagrams
  • 5) Cause and Effect Diagrams(1) Cause and Effect Diagrams (2)
  • 6) Character Traits ;