Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Использование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках геометрии




Скачать 105.15 Kb.
Дата08.07.2017
Размер105.15 Kb.
Использование цифровых образовательных ресурсов

и виртуальных лабораторий на уроках геометрии
Преподаватель: Борисова И.Н.
В настоящее время многие школы оснащены интерактивными досками, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно:



  • в обучающем режиме;

  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

  • в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

  • в режиме самообучения.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.



Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:



  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

  • обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

  • иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

  • иметь удобный интерфейс.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

  • помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

- подготовка творческих заданий;

- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.


  • помощь при проведении урока:

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- использование виртуальных лабораторий при практической работе;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.



  • помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Типы цифровых образовательных ресурсов:


  • интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

  • демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

  • тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

  • материалы для учителя – презентации и уроки.

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:



  1. Компьютерные наблюдения – после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.

  2. Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.

  3. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой – задачи, которые в начале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

  4. Практические работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных практических работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении практической работы предстоит провести и предпринять индивидуальное исследование свойств геометрической фигуры, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

  5. Дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Конспект урока в 10 классе по геометрии по теме: «Пирамида»

с использованием ЦОР и виртуальных лабораторий
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, программа «Живая математика», карточки для устной работы, записи на доске
Тип урока: усвоение новых знаний
Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Решение простейших задач.

5. Итог.


Цели

  1. Познакомить учащихся с понятием пирамиды, ее элементами, видами пирамид.

  2. Учить учащихся применять знания о пирамиде к решению задач.

  3. Развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения до данным, полученным в результате исследования

  4. Развивать познавательную деятельность учащихся, которая, в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.

  5. Воспитывать у учащихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению познавательных потребностей.


Ход урока
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся

Наш урок проходит в рамках проектно-исследовательских технологий и посвящен уже знакомому нам и в тоже время загадочному геометрическому телу

Почему знакомому? Посмотрите, пожалуйста, на всем вам хорошо известную геометрическую фигуру.(модель тетраэдра) Ну во-первых это …(многогранник), во-вторых – тетраэдр. Кто помнит определение тетраэдра? (поверхность, состоящая из 4 треугольников, или многогранник, состоящий из 4 треугольников). Назовите элементы тетраэдра (вершины, ребра, грани, высота) Если мы заменим в основании тетраэдра треугольник – четырехугольником, пятиугол. и т.д., то получим новый многогранник.

Итак тема урока:»Пирамида». Запишем число, тему.

В начале урока я сказала вам о загадочности этой геометрической фигуры. В чем же ее загадочность? Итак, обо всем по порядку.

Почти 5 тысячелетий тому назад была воздвигнута первая пирамида - колоссальная гора из камня, построенная по точному математическому расчету.

Изучением пирамид занимались многие археологи, историки, географы. Вот и мы займемся их изучением не просто из праздного любопытства. Дело в том, что тема “Пирамида” запланирована у нас по программе, и мы не имеем права обойти ее своим вниманием.

Пирамида как геометрическая форма, пожалуй, одна из самых совершенных в природе. И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в удивительный и загадочный мир пирамид. А нашими проводниками будут ребята из математической, историко-географической и биологической групп, которые познакомят нас с результатами своих исследований.

Каждая группа имела свои рабочие вопросы, и по ходу урока будет знакомить нас с материалами своего исследования. Вас же я прошу внимательно слушать своих одноклассников и записывать ключевые моменты их исследований.

Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос: “Что представляет собой пирамида, рассмотреть ее как геометрическую фигуру и выяснить почему она вызывает у нас такой большой интерес?”

Скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово, (Египетские пирамиды). Тогда перенесемся в Египет и начнем наше путешествие. Слово историко-географической группе


1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 Вопросы для исследования историко-географической группы группе:

Изучить древние пирамиды.

1. Установить наличие мест расположения пирамид на Земле.

2. Установить связи между местами расположения пирамид.

3. Сформулировать вывод о расположении пирамид на Земле
Учитель: Спасибо ученикам 1 группы за их исследования. Действительно мы чаще всего слышим о египетских пирамидах, а не о том, что существует географическая система пирамид.

3. Изучение нового материала

Почему же на протяжении тысячелетий люди возводят именно пирамиды. Чем так привлекает людей этот многогранник, какими свойствами он обладает, и по каким параметрам различаются представленные вашему вниманию пирамиды? С этими вопросами мы обратимся к группе математиков. А вы по ходу их рассказа заполните, пожалуйста, таблицу с основными понятиями и формулами, которые помогут вам в дальнейшем при решении практических задач.
2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2 Сообщение учащихся математической группы, в котором рассказывается о видах и элементах пирамид.

Вопросы для исследования математической группе:

1. Изучить пирамиду как геометрическое тело.

2. Исследовать уникальные свойства пирамид.
Заполняется учащимися в ходе рассказа
Многоугольник А1А2А3…Аn - _________________________

Рисунок Треугольники А1РА2, А2РА3,…, Аn-1Р Аn______________

Точка Р - ______________________________

Отрезки РА1, РА2,…,РАn _____________________________

Перпендикуляр РН ____________________________

Если пирамида правильная, то высота РК - _______________

Основные формулы
Площадь боковой поверхности пирамиды: _________________________________
Площадь полной поверхности пирамиды: _________________________________
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды (где р – периметр основания, l – апофема) : ___________________________________________________________

Затем проверяется с помощью и/активной доски (заранее подготовлено)

Итак: мы рассмотрели определение пирамиды, элементы.


4. Решение простейших задач

Задание

Выполняется практическая работа с выбором задания (индивидуальная работа)
1 уровень Постройте 4-угольную пирамиду, когда основание высоты пирамиды спроектировано в центр основания и покажите угол между боковым ребром и плоскостью основания
2 уровень Постройте 4-угольную пирамиду , когда основание высоты пирамиды спроектировано в вершину основания и покажите двугранный угол при основании.
3 уровень Постройте 4-угольную пирамиду, когда основание высоты пирамиды спроектировано за основание пирамиды. Покажите двугранный угол при основании

Комментарий учителя: Прикиньте с чего начать, представьте, что из этого получится

Как это получили? На что опирались?


3 Проверка на и/доске с помощью программы «Живая математика»
Зачем выполняли это задание?

видеть высоту, угол, правильно выполнять рисунок, а правильно выполненный рисунок это 50% решения задачи.

Попробуем применить эти знания в решении простейших задач.
Задача 1

Устно по готовому рисунку: Рисунок на и/доске


Дана пирамида. Найти боковое ребро, если известна высота – 6, угол, образованный боковым ребром с плоскостью основания 30 градусов (свойство в прямоугольном треугольнике)

Как это получили?

На что опирались?
Задача 2.

В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230 м, боковые ребра равны, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,28. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды.

Ваши предложения.

На что вы опирались для построения линейного угла? (ТТП)

Тогда рассмотрим прямоугольный треугольник.

Чему равен тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике?

Какой результат получили?
Тест на внимательность

Устно:


1) Сколько граней, боковых ребер у n-угольной пирамиды?

2). Какое наименьшее число граней может иметь пирамида

3) Высота пирамиды равна 3 см. Чему равно расстояние от вершины пирамиды до плоскости основания?

4) Боковые ребра треугольной пирамиды равны 7, 12 и 15 см. Одно из них перпендикулярно к плоскости основания. Чему равна высота пирамиды?

Пирамида – гениальная находка природы, обладающее неповторимой энергетической структурой. Возможно, пирамиды действительно обладают какими-то необычными свойствами? С этим вопросом мы обратимся к следующей группе.

Сообщение учащихся группы о практическом применении свойств пирамид.



Вопросы для исследования:

1. Исследовать уникальные свойства пирамид.

2. Подготовить материал о практическом применении свойств пирамид.

Учитель: Все выше изложенной говорит о том, что пирамиды, их свойства интересны не только с исторической и математической точек зрения, но они представляют интерес и в повседневной жизни. Пирамиды позволяют изучать необычные свойства предметов, условия их развития.

5. Итог
Итак: (рефлексия)

Подведем итоги нашей совместной работы – продолжите мое предложение

Сегодня я узнал новое…

На уроке мне пригодились знания…

Для меня было сложно…

На уроке мне понравилось….


6. Домашнее задание

п. 32, Задача: В основании пирамиды Хефрена – квадрат со стороной 200 м, боковые ребра равны. Высота пирамиды 144 м. Найдите боковое ребро.

  • Общие требования к цифровым образовательным ресурсам
  • Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов
  • Типы цифровых образовательных ресурсов
  • Конспект урока в 10 классе по геометрии по теме: «Пирамида» с использованием ЦОР и виртуальных лабораторий Оборудование
  • Тип урока
  • Затем проверяется с помощью и/активной доски (заранее подготовлено)
  • Выполняется практическая работа с выбором задания (индивидуальная работа)
  • 3 Проверка на и/доске с помощью программы «Живая математика»