Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Искусство управления собой Серия «Сам себе психолог»




страница1/7
Дата02.07.2017
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Сергей Юрьевич Ключников Искусство управления собой

Серия «Сам себе психолог»

Главный редактор Е. Строганова

Зам. главного редактора (Москва) Е. Журавлёва

Зав. редакцией (Москва) Н. Бурцева

Зам. главного технолога (Москва) Ю. Климов

Редактор А. Халипина

Художник К. Радзевич

Корректоры В. Смирнова, А. Суслов

Верстка М. Аввакумов

ББК 88.37 УДК 159.92



Ключников С. Ю.

К52 Искусство управления собой. —СПб.: Питер, 2003. — 192с.— (Серия «Сам себе психолог»).

15ВМ 5-94723-437-8

Миллионы людей изо дня в день живут по навязанному им графику, ходят на нелюбимую работу, смотрят по телевизору нелюбимые фильмы... Зачем они это делают? Почему они не могут устроить свою жизнь на собственный лад? Воспитание, общественное мнение, неуверенность в собственных силах и недове­рие к собственному «Я» — вымышленные, сгенерированные неверными уста­новками препятствия, не имеющие никакого отношения к реальности. Убедиться в этом вам поможет новая книга Сергея Ключникова «Искусство управления собой». Вы можете жить в постоянной депрессии и испытывать негативные эмоции, а можете стать счастливыми. Теперь выбор за вами.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

В\се права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

13ВМ 5-94723-437-8

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.2001 г. Подписано к печати 09.09.2002 г. Формат 84x108'/,,. Усл. п. л. 10,08. Тираж 20 000 экз. Заказ № 314.

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат» (типография им. Володарского)

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.



(s) Spark 2008

Оглавление

От автора

Предисловие.

Глава 1. В чем заключается искусство управления собой?....

Зачем нужно управлять собой?

В чем смысл жизни?

Как мы устроены? ,

Конец первой главы

Глава 2. Методы управления собой

От магии к психологии

Время, место, настроение

' Первые шаги

Инструменты самосовершенствования.
Конец второй главы

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Управление собой в действии

Мастерство общения

Конец третьей главы

Глава 4. Взгляд в себя '

Человек энергетический

Управление эмоциями ;

Управление мыслями

Оглавление

Расширение сознания.. Конец четвертой главы

Послесловие

Список литературы.

Сергей Юрьевич Ключников

Искусство управления собой

Серия «Сам себе психолог»
OCR & Spell check Spark 2008

Особую благодарность я выражаю Даутову Тимуру Растамовичу за неоценимую помощь в работе над книгой. Среди компаний, чьи сотрудники прошли наши тре­нинги, есть ряд известных банков и фирм. Выражаю сердечную благодарность руководителям и сотрудни­кам этих фирм, которые не только сами овладели ис­кусством управления собой и помогли обучиться ему своим подчиненным, но и любезно согласились прочесть рукопись этой книги и внести в нее свои практические замечания и уточнения:


  • Коровниковой Елене Ивановне, директору ООО
    «Эльф Реставрация»;


  • Янковцу Станиславу Михайловичу, директору по
    международным проектам в странах Ближнего
    Востока в «Альфа-Группе»;


  • Варенику Александру Ивановичу, главному аналитику ООО «2ухе1»;

  • Кедрову Андрею Олеговичу, заместителю директо­ра по внешним связям Московской службы спасения;

  • Фомичеву Алексею Алексеевичу, профессору МФ ТИ,
    доктору физ.-мат. наук, директору ЗАО «Лазекс»;


  • Михайлову Вячеславу Михайловичу, директору
    АОЗТ «Диана».


От автора

Хотя людей упрекают в том, что они не знают своих слабых сторон, они, пожалуй, меньше знают свои сильные стороны.



Дж. Свифт

Здравствуйте, уважаемый читатель. Моя новая книга посвящена умению управлять собой. Проводя кон­сультации и тренинги, я не раз убеждался, что именно этого умения так часто не хватает в жизни современ­ному человеку. Каждый хоть раз в жизни получал в руки бразды правления (кто-то был начальником, а кто-то просто ведущим в игре). Я думаю, все согла­сятся, что власть помогает добиться нужных резуль­татов. Именно поэтому огромное количество людей так к ней стремится. Намного меньше людей стремит­ся к власти над самим собой, гораздо более полезной. У каждого человека есть свои методы сдерживания гнева и раздражения, снятия стресса, подзарядки по­зитивными эмоциями. Вы управляете своими мыш­цами, мыслями и эмоциями, но делаете это механи­чески и не факт, что правильно.

И Восток, и Запад предлагают нам огромное коли­чество приемов и методов управления собой. Опыт практического применения одних методов ограничи­вается годами, а других — тысячелетиями. Одни из них построены на основе классической западной пси­хологии, другие берут начало в эзотерических источ­никах Востока. Много лет своей жизни я посвятил поиску идеальной системы. Со временем я убедился, что любая методика имеет как достоинства, так и не­достатки. В эту книгу вошли самые лучшие практики

От автора

из самых различных направлений. Поэтому не удив­ляйтесь, если Лев Толстой будет соседствовать с Буд­дой, а Зороастр с Арнольдом Шварценеггером.

Основываясь на личном опыте проведения консуль­таций, я постарался, чтобы эта книга максимально со­ответствовала двум требованиям:



  • максимум практического применения: две трети
    книги составляют практики и упражнения. В каж­дой практике указана ее цель и четкая последова­тельность выполнения;

  • логичное и доступное теоретическое обоснование:
    я старался избегать тяжелого «профессорского»
    языка, понятного только психологам. Идеи, требу­ющие более пристального внимания, я старался
    проиллюстрировать примерами из жизни своих
    клиентов.

Книга построена так, чтобы вы могли последова­тельно работать с ней. Каждая глава является продол­жением предыдущих глав. В первой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • в чем заключается искусство управления собой?

  • как управляют собой известные люди?

  • на чем основывается управление собой?

4 какую пользу приносит умение управлять собой?

Это теоретическая глава, она небольшая, но требу­ет внимательного прочтения. Базовые принципы, из­лагаемые в этой главе, будут применяться далее во всей книге.

В следующих главах будет максимум практики и необходимый минимум теории. В третьей главе я предлагаю вам научиться управлять своим внешним «Я». В этой главе я собрал практики и упражнения, предназначенные для управления действием и общением.

Искусство управления собой

Четвертая глава, наиболее интересная, посвяще­на вашему внутреннему «Я». Эти практики помогут вам воспитать в себе силу воли, научиться управлять своими мыслями и эмоциями, раскрывать скрытые ресурсы — в общем, управлять своим психическим состоянием.

Возможно, вам придется иногда останавливаться и заново перечитывать одну или две страницы. Что­бы уменьшить количество этих досадных «происшест­вий», старайтесь не просто осознать, но и пережить идеи книги всем своим существом, прочувствовать на эмоциональном и даже физиологическом уровне. Именно всестороннее переживание и есть реальное знание. Иначе полученная информация не принесет вам пользы. Впрочем, как и вреда. Учитесь управлять собой, и в вашей жизни всегда будет место счастью, успеху и празднику. Вам нужно только захотеть.



Предисловие

Человек — это канат, натянутый меж­ду животным и человеком, — канат над пропастью. В человеке важно то, что он мост, а не цель.



Ф. Ницше

Каждый человек — это клетка одного огромного орга­низма. Кто-то называет этот организм природой, кто-то Богом, кто-то всеобщим разумом... Этот организм обладает неисчерпаемыми ресурсами и вы можете на­учиться их использовать. Посмотрите вокруг: каждый день нам сообщают о новых рекордах, сенсационных открытиях. С каждым днем растут физические и ум­ственные способности человека — эволюция продол­жается.

Ученые наконец-то доказали существование энер­гетического тела человека и приступили к изучению его свойств. Современная психологическая наука при­знала, что восточные «нетрадиционные» методы ме­дицины действительно работают. Оказалось, что рабо­та по усилению способности управлять собой откры­вает перед человеком невероятные горизонты: более полно используются скрытые ресурсы, улучшается память, способность к концентрации и общее состоя­ние здоровья...

Многие современные психологи признают, что пси­хологические проблемы — это явления, аналогичные обычным болезням. Как оказалось, болезни физиче­ского и психического тела достаточно тесно связаны между собой. Почти каждый человек знает, что язва желудка довольно часто является последствием нерв­ного перенапряжения. Но не многие знают, что уст­ранение психологической проблемы, связанной с воз-

Искусство управления собой

никновением язвы, позволяет вылечиться в десятки раз быстрее. Также дело обстоит и с любой другой бо­лезнью. Именно по этим причинам я назвал свою пси­хологическую школу «Исцеляющая психология».

Наука управления собой — это одна из важней­ших составляющих исцеляющей психологии. Имен­но управление собой позволяет человеку поверить в собственные силы и начать их использовать. Науку управления собой также можно назвать ресурсной психологией. Внутри каждого из нас существует ле­карство от любой болезни — этих лекарств миллиар­ды. Управление собой позволяет в зависимости от си­туации выбрать нужную «пилюлю» или, иными сло­вами, подключить тот или иной внутренний ресурс. Ресурсы — это образы и мысли, которые помогают из­бавиться от внутренних конфликтов. Ресурсом может оказаться любое хорошее воспоминание, правильное убеждение. У человека, управляющего собой, со вре­менем начинают проявляться и паранормальные ре­сурсы — так называемые сидхи.

Сидхи и обычные ресурсы есть у любого человека. Нужно только подобрать к ним ключ. Универсальной отмычки не существует. На консультациях, тренингах и семинарах я помогаю клиентам найти их индивиду­альный ключ. Эта книга поможет вам самим без непо­средственного общения со специалистом найти вход в глубины собственной психики. Вас ждут удивитель­ные открытия.



Глава 1 В чем заключается искусство управления собой?

Самое главное — все это так просто, что уместится на грани изумруда.



Пауло Коэльо

В этой главе будет много теоретического материала и почти совсем не будет практики. Я не рискнул обу­чать вас методам погружения в глубины психики без предварительной теоретической подготовки. Поэтому первую главу я построил следующим образом. В пер­вой части главы, которая называется «Зачем нужно управлять собой?», я расскажу о том, для чего пред­назначено это искусство. Также я отвечу на вопрос о том, какие преимущества можно получить, овладев им. Далее я возьму на себя смелость поднять вопрос о смысле жизни. В этой части не будет скучных нравоу­чений и универсальных ответов. Я просто предлагаю вам некоторые идеи, о которых полезно знать каждо­му. Последняя часть главы «Как мы устроены?», по­священа механизмам управления собой. В ней я под­робно расскажу о том, кто управляет нашим организ­мом и нашей жизнью, на что можно повлиять, а на что — нет.



Зачем нужно управлять собой?

Решение проблем

Чтобы обеспечить себе приличный уровень жизни, со­временному человеку необходимо постоянно обнов­лять свой багаж знаний. Окружающий мир переполнен

Искусство управления собой

информацией, которая устаревает с бешеной ско­ростью. Какая информация нам нужна, а какая нет? В середине двадцатого века произошла научно-техни­ческая революция. С невероятной скоростью стали появляться все более сложные механизмы. Как извест­но, механизмы нужны для того, чтобы облегчить че­ловеку труд, именно для этого он изобрел колесо и рычаг. Однако на сегодняшний день создалась прямо противоположная ситуация. Человек вынужден про­водить жизнь в погоне за знаниями. Побеждает тот, кто первым освоил новую технологию. Со всех сто­рон нам твердят: если вы не купите этот товар (эти знания, эти возможности) у нас, вы останетесь во вче­рашнем дне. Такая обстановка привела к ужасающим результатам: резкому росту количества психических заболеваний, самых разнообразных неврозов, стрес­сов и хронической усталости. Приведем следующий пример.

Ежедневно тысячи людей записываются на курсы вож­дения. Управлять автомобилем в наш век скорости — это очень важное умение. С каждым годом нам предла­гают все более совершенные автомобили, которыми го­раздо проще управлять, чем предыдущими моделями. Почему же тогда количество аварий не становится мень­ше? Ответ прост: водитель не способен правильно уп­равлять автомобилем, потому что не управляет собой. Он отвлекся, напился или просто устал. У него плохое настроение и он чрезмерно агрессивно ведет себя на до­роге, «подрезает» и едет на желтый свет. Он опаздыва­ет, потому что проспал или неправильно спланировал свои дела. Так можно продолжать до бесконечности. Что в результате? В результате вы тратите огромную часть времени и денег на то, чтобы отремонтировать разби­тый автомобиль или купить новый. Вы тратите еще больше времени на то, чтобы залатать дыру в финансах, образовавшуюся из-за того, что вам пришлось потра­титься на автомобиль и на лечение после аварии. Вы не

Глава 1. В чем заключается управление собой

доводите лечение до конца, потому что надо срочно ис­кать на все это деньги. Садитесь за руль нового автомо­биля. Боль в недолеченных органах отвлекает вас, вы опять попадаете в аварию. Все повторяется.

Современный человек ежедневно крутится в по­добных замкнутых циклах. Он не умеет управлять со­бой, им управляют обстоятельства. «Я проспал... я ус­тал... я был пьян...» — это не причины, это отговорки, потому что в ваших силах этого избежать. Для этого нужно уметь управлять собой.

Чего у современного человека более чем достаточ­но? Ответ один: проблем. Следовательно, современно­му человеку не хватает умения решать проблемы. По роду деятельности я регулярно сталкиваюсь с людь­ми, которые не знают, как им решить ту или иную проб­лему. Со временем я окончательно убедился в том, что основные проблемы можно выстроить в следующую логическую цепочку:


  1. окружающий мир перегружен информацией;

  2. чтобы выжить, современный человек вынужден
    уметь ее обрабатывать;

  3. современному человеку катастрофически не хватает времени, способностей и здоровья.

Получается, что у нас слишком много информа­ции об окружающем (внешнем) мире и катастрофи­ческий дефицит информации о мире внутреннем. Все это подводит нас к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: чтобы правильно реагировать на информа­цию мира внешнего, нужно познать мир внутренний. Когда на семинаре я произношу эту фразу, в девяти случаях из десяти я слышу следующее возражение: «Вы предлагаете человеку, перегруженному инфор­мацией, получить еще информацию». Да, и это един­ственный выход. У человека, который не знает, как

Искусство управления собой

решить проблему, есть единственный выход: изучить эту проблему.

Способность к адаптации

На вопрос: «В чем причина создавшейся ситуации?» обычно можно услышать два противоположных отве­та: «я сам» либо «стечение обстоятельств». Это ошиб­ка. Если следовать подобной логике, можно прийти к выводу, что решение любой проблемы возможно толь­ко в случае радикальных изменений либо внешнего, либо внутреннего мира. Обычно за таким ответом сле­дует: «... но мир не изменить» или «... но что подела­ешь, раз я такой». Действительно, мир не изменить и даже не стоит пробовать, но самому измениться не так уж сложно. Надо просто научиться адаптироваться к нему.

Современный человек не успевает перестроиться. Мы способны за краткий промежуток времени пере­меститься из Заполярья в тропики. Из спокойной до­машней обстановки мы «в мгновение ока» перемеща­емся в грохочущий мир улицы, а еще через мгновение мы в шумном офисе. Природные механизмы адапта­ции, заложенные в нас от рождения, не рассчитаны на столь быстро меняющиеся обстоятельства. Не успев отработать одну эмоцию, организм вынужден пере­скакивать на другую, телефонный звонок сбивает с мысли, грохот отбойных молотков под окном не дает сосредоточиться... Все эти процессы накладываются друг на друга. Отсюда возникает ощущение постоян­ной психической и физической усталости/человеку кажется, что он что-то не сделал, что он ничего не ус­певает...

Всего этого можно избежать, если научиться управ­лять собой. У всех природных механизмов есть скры­тые ресурсы. Более того, доказано, что во многом их

Глава 1. В чем заключается управление собой

работа зависит от нашего сознания. Это значит, что мы сами можем повысить нашу способность к адаптации, то есть к умению измениться в соответствии с требо­ваниями ситуации. Повышение способности к адапта­ции — один из главных аргументов в пользу того, что­бы научиться управлять собой.



Быть «здесь и сейчас»

Любая проблема, любое незаконченное дело, любое препятствие мешает сосредоточиться на других делах. Семейные проблемы будут лезть в вашу голову на ра­боте, а ссора с начальником обязательно «всплывет» в отношениях с близкими. Это приводит к крайней суетливости и рассеянности. Образуется замкнутый круг, в своих мыслях человек каждую секунду пе­рескакивает из одного места в другое, в то время как ему надо находиться там, где он есть сейчас. Перед уходом из дома вы проверяете, выключены ли газ и электроприборы? А знаете, почему вас все время при­зывают к этому? Потому что вы включаете и выклю­чаете газ и электроприборы механически, совершенно не обращая внимания на то, что вы делаете. А потом вы не можете вспомнить, солили ли вы суп и слышите в ответ на свой вопрос: «Ты меня уже об этом спраши­вал».

Показательная история произошла с моей клиенткой Катей в то время, когда она делала только первые шаги к управлению собой. Катя — молодая и красивая девуш­ка. Как-то она гуляла по парку и размышляла, о том, какой должен быть взгляд у привлекательной девушки, И тут ей пришли на ум слова Софи Лорен: «Взгляд на­стоящей женщины никогда не должен опускаться ниже третьего этажа. Катя решила последовать и совету и... через два шага споткнулась и упала. Она не подумала о том, что идет не по сцене, а по лесной тропинке. Кол­готки были порваны, коленки разбиты, настроение испорчено. Теперь вместо того чтобы отдыхать дальше, ей пришлось идти в аптеку за лекарствами. В тот мо­мент, когда Катя споткнулась, она не находилась «здесь и сейчас».
Искусство управления собой

Если вы хотите быть счастливыми, научитесь на­ходиться «здесь и сейчас». Тогда вас не обвесят в ма­газине, вы не поедете на красный свет и не «пропусти­те мимо ушей» выгодное предложение. Умение быть «здесь и сейчас» — это одно из умений, которое дает нам управление собой. Любая психологическая и эзо­терическая практика прямо или косвенно направлена на то, чтобы помочь нам находиться там, где мы нахо­димся.

В тот момент, когда вы в полной мере осознаете свои действия (что для обычного человека, к сожале­нию, исключение, а не правило), вы увидите, что у вас появились время и силы на то, что раньше вы счита­ли недосягаемым. Умение управлять собой даст вам возможность более полно использовать ваши способ­ности. Вы сможете заняться всем, чем захотите. Это звучит невероятно, но это действительно так. Вы спро­сите: «Каким образом?» Время появится, потому что вы сможете более грамотно распланировать свою де­ятельность, избавиться от занятий-паразитов, вред­ных привычек (это не только пристрастие к алкоголю и никотину). У вас появятся силы, потому что вы пе­рестанете нервничать по любому поводу, вы научитесь избавляться от неуверенности в любой ситуации. Вы научитесь правильно отдыхать и овладеете искус­ством релаксации.



Голографическое восприятие

Любой человек, работающий над собой, обязательно в какой-то момент с удивлением обнаружит, что он знает, умеет, помнит гораздо больше, чем когда-либо

Глава 1. В чем заключается управление собой

мог себе представить — заработают скрытые ресурсы. Это явление связано с так называемой интеграцией сознания.

Суть его заключается в восстановлении голографи-ческого восприятия мира. «Голографическое воспри­ятие» названо так по аналогии с голографией — нане­сением объемного изображения на плоский объект. В данном случае имеется в виду то, что человек на­чинает более полно ощущать мир. Как только это про­изойдет, вы перестанете быть экстравертом или ин­тровертом, кинестетиком или визуалом, холериком или сангвиником. Вы станете гармоничной полно­ценной личностью. Многие психологи называют это явление «восприятием ребенка». Причина в том, что восприятие мира становится похожим на воспомина­ния из счастливого детства, с несравнимо большим, чем у взрослого человека набором красок, звуков, запахов...

Один мой клиент сказал, что после этого он уже точно не станет учиться управлять собой: «Я не успе­ваю переработать то, что и так вижу и слышу, а если будет еще больше, я с ума сойду». Но это только кажу­щаяся опасность. В обычном восприятии вы недопо­лучаете информации. Поэтому вашему разуму прихо­дится буквально придумывать недостающие детали, которые, будь вы более восприимчивыми, могли бы заметить.



Обратная связь

Приведем такой пример. Допустим, вы идете через реку по льду. У вас есть два варианта: идти вперед без тени сомнения или внимательно прислушиваться, не слышно ли треска. И в том и в другом случае вы прова­литесь. Но есть третий вариант — шестое чувство или обратная связь. Обратная связь проявляет себя в об-



Искусство управления собой

щении с людьми в тот момент, когда вы вдруг пони­маете, что вам говорят неправду. В решениях, когда вы осознаете, что они были неправильными или наобо­рот правильными. Искусство управлять собой дает вам шанс значительно развить это свойство челове­ческой психики.

Вы будете знать о степени правильности вашего ре­шения, еще не сделав ни шага к его реализации. Вы бу­дете знать, что хочет вам сказать человек, еще до того, как он раскроет рот. Вы никогда не ступите на «тонкий лед», потому что заранее будете знать, где находится мост.

Здоровье

Все знают поговорку: «В здоровом теле здоровый дух». Она означает, что здоровый человек всегда жиз­нерадостен и активен. Также она означает, что любая болезнь тела связана с какой-то болезнью психики. Любое, даже незначительное изменение на уровне психики неизбежно ведет к изменениям на физичес­ком уровне. Известно, что в ситуации опасности вы­деляется адреналин, учащается пульс, сокращаются мышцы, но мало кому известно, что кроме этого опас­ность является причиной еще более чем 1400 хими­ческих реакций. Подобные явления сопровождают любую эмоцию. Работе с физическим здоровьем по­священо много трудов, существует огромное количе­ство различных школ боевых искусств, лечебных гим­настик, йоги. Но все они также уделяют огромное вни­мание психологическому состоянию человека.



Управление собой — путь к счастью

Миллионы людей изо дня в день живут по навязанно­му им графику, ходят на нелюбимую работу, смотрят по телевизору нелюбимые фильмы... Зачем они это

Глава 1. В чем заключается управление собой

делают? Почему они не могут устроить свою жизнь на собственный лад? Ответ прост: они не верят, что это возможно. Часто мне приходится слышать: «Я бы хотел заниматься фотографией (танцами, сниматься в кино), но я не уверен, что это мое».

Ирина сначала посетила несколько моих семинаров. По­том попросила назначить ей консультацию. Я догады­вался о причинах ее проблем. Она всегда была слишком застенчива, на вопросы отвечала неуверенно, не участ­вовала в спорах между участниками семинара. Но в не­которых вопросах она вдруг становилась высокомер­ной и даже грубой. На консультации она заявила: «Вы не подумайте, что я псих какой-то, просто у меня возник­ла проблема выбора». После этого она замолчала и стала выжидающе на меня смотреть. Ирина не хотела работать по специальности, но не могла решиться ее сменить. «Я все же не девочка давно», — сказала Ирина. Задав ей несколько вопросов о причинах, я получил расплывча­тые, неясные ответы. Стало очевидно, что ее желание сдерживают совершенно ей неподвластные внутренние установки. С Ириной я встречался не один раз. Интерес­но, что ее сдерживающие факторы выражались следу­ющими формулами: «папа не поймет, если я не стану ад­вокатом»; «это престижно и выгодно»; «я не смогу пере­учиться»; «а вдруг у меня не получится».

Случай с Ириной показателен тем, что все перечис­ленные препятствия — это воспитание, общественное мнение, неуверенность в собственных силах и недове­рие к собственному «Я» — вымышленные, сгенериро­ванные неверными установками препятствия, не име­ющие никакого отношения к реальности Если вам знакомы подобные сомнения, знайте: вы сами не по­зволяете себе заняться любимым, приносящим вам удовольствие и счастье, делом. В течение долгих лет вы жили, руководствуясь своими убеждениями. Вы к ним привыкли, но ответьте: приносят ли они вам сча-

Искусство управления собой

стье? Если нет, то почему вы продолжаете следовать им? Все, что вам мешает это ошибочные убеждения и сомнения, но никак нереальные факты.

Не так уж просто исправить ошибки, совершенные вами и обществом, вас воспитавшим. Чуть сложнее со­здать собственные цели. У вас есть выбор. Вы можете жить в постоянной депрессии, испытывать негатив­ные эмоции, а можете стать счастливым.

Итоги


  1. Умение управлять собой позволяет нам комфорт­
    но существовать в неестественном ритме современной цивилизации.

  2. Человек, умеющий управлять собой, умеет решать
    проблемы.

  3. Человек, умеющий управлять собой, в любой ситуации ведет себя так, чтобы избежать нежелатель­ных последствий.

  4. Человек, умеющий управлять собой, никогда не
    оказывается в невыгодных для него обстоятель­-
    ствах. Не обстоятельства управляют им, а он управ-­
    ляет обстоятельствами.

  5. Управление собой дает возможность быть «здесь
    и сейчас».

  6. Управление собой приводит к интеграции созна­-
    ния, более полному восприятию мира.

  7. Человек, умеющий управлять собой, никогда не
    ступит на «тонкий лед», он заранее предупрежден
    механизмами обратной связи.

  8. Правильное управление собой создает базу для
    здоровой и долгой жизни.

  9. Управление собой помогает избавиться от ошибочных убеждений и необоснованных сомнений в собст­венном «Я».

Глава 1. В чем заключается управление собой

В чем смысл жизни?

Каждый человек уникален

К сожалению, на семинарах я порой слышу произне­сенный усталым голосом вопрос: «А зачем вообще все это нужно?» Многие люди впадают в депрессию, бро­сают дела и замыкаются на себе, потому что не видят смысла в своей деятельности. Часто люди утвержда­ют: «Управляй собой, не управляй — ничего не изме­нишь. В жизни человека нет никакого смысла». Воп­росом смысла жизни задавались миллиарды людей на протяжении всей истории человечества.

Великие мыслители Запада и Востока давали свои определения, однако никто еще не нашел формулы, подходящей всем без исключения. Это наводит на мысль, что универсальной формулы не существует, также как и универсального лекарства, также как и двух одинаковых людей.

Одному программисту дали заказ: написать программу, позволяющую выигрывать на скачках. Когда через неко­торое время к нему обратились за результатами, он ска­зал: «Извините, программа работает, но только для иде­ально круглого коня в вакууме».

Вы не идеально круглые и живете не в вакууме. За­коны, выведенные кем-то другим, вряд ли вам подой­дут, потому что каждый человек уникален. У вас есть два выхода: либо принять чужое и убедить себя в том, что это ваше, либо создать свое. Если вы считаете, что чужие идеи близки вам, то вы сможете без особого дискомфорта следовать им. А если нет? Вам грозит внутренняя война. Ваше тело, ваш разум, весь набор ваших личных качеств рано или поздно потребует са­мореализации, выражая свое недовольство доступны­ми ему средствами, то есть негативными эмоциями,

Искусство управления собой

стрессами и болезнями. За кажущейся простотой пер­вого варианта поведения, как видите, скрываются до­статочно серьезные проблемы.

Другой вариант — творчество, активное созидание. Как-то на семинаре мне сказали по этому поводу: «Не всем же быть гениями!» А почему бы и нет? Исполь­зуйте уже имеющийся материал для создания собст­венной системы взглядов, собственных целей, для поиска собственного смысла жизни. Не принимайте, но и не отказывайтесь от информации без причин.

Часто в трудной ситуации мы подсознательно начи­наем искать универсальный рецепт. Я нередко сталки­ваюсь с подобным явлением на семинарах. Например, неправильный вопрос: «Для чего человек создан?»; «Что человеку нужно для счастья?» Правильный воп­рос: «Для чего я создан?»; «Что мне нужно для счастья?» Все мы совершенно разные люди, а, следовательно, и смысл жизни, предназначение у всех разное. Имен­но поэтому нет в мире единой религии, единого уче­ния, которое устраивало бы всех без исключения. Мож­но утверждать с полной уверенностью только следу­ющее:


  • бесцельная, бессмысленная жизнь делает человека
    несчастным;

  • каждый из нас рождается со своим, уникальным на­
    бором способностей, каждый к чему-то предрасположен.

Умение ставить цели

Знакома ли вам такая ситуация? Надо срочно сделать какое-нибудь неприятное дело, а заставить себя ду­мать о нем не удается. В голове вертится какая-нибудь песня или мысли о домашних делах — в общем, что угодно, но только не то, что надо. Чтобы заставить

Глава 1. В чем заключается управление собой

себя, приходится затрачивать колоссальное усилия. К этому можно добавить мощнейшее нервное пере­напряжение, возникающее из-за подавления отрица­тельных эмоций, а также напряжение мышечное, вы­зываемое этими отрицательными эмоциями. В резуль­тате дело практически не продвигается, а силы уже на исходе. Ваш организм протестует. Вы не можете со­средоточиться. Любая мелочь способна вывести из себя.

И это все из-за того, что вы не осознаете цель. Уче­ные отметили следующий факт: целенаправленное размышление увеличивает количество нейронных связей в головном мозге. Это значит, что любое целе­направленное размышление повышает способность мыслить. Эзотерические источники говорят о менталь­ном поле планеты, к которому человек способен под­ключиться. Так или иначе, но факты говорят о том, что человек, который действует целенаправленно, значи­тельно быстрее найдет решение проблемы, чем тот, кто хаотично, бесцельно мечется из стороны в сторону.

Ко мне на консультацию пришел молодой человек Влади­мир, 26 лет. Он сформулировал свою проблему следу­ющим образом: «За что я не берусь, у меня всегда возника­ет тысяча проблем». Я попросил его рассказать подроб­ней. И вот что я узнал. Владимир работает дизайнером в одной небольшой рекламной фирме, эта работа ему не очень интересна. Как он сам выразился: «Просто так получилось». Каждый раз, когда он берется за работу, у него все валится из рук: ломается компьютер, пропадают данные, теряются важные бумаги. Владимир сделал вывод: «Я — неудачник». Я уже сталкивался с похожими проблемами. Владимир едет на работу с отвращением, поэтому он забывает прогреть двигатель, невнимателен на дороге... Собираясь на работу, он думает о том, как хорошо бы сейчас рвануть на рыбалку, и кладет дискету вместо кармана в пепельницу. Приехав на работу, он

Искусство управления собой

никак не может найти эту дискету. Все это происходит потому, что подсознательно Владимир руководствуется одной целью: избавиться от ненавистной и неинтересной работы. И подсознание всеми доступными ему средст­вами (поломки и пропажи) пытается донести до него необходимость перемен.

Все очень просто: либо вы ставите цели и преодо­леваете препятствия, либо жизнь создает проблему, и вы вынуждены ее решать. Так или иначе, вам при­дется затрачивать усилия: в первом случае с удоволь­ствием для достижения поставленной цели, во втором случае без удовольствия, выкручиваясь из жизненных переделок. Умение ставить цели — одна из важнейших составляющих управления собой. Этому будет посвя­щена значительная часть третьей главы. Но не спеши­те в погоне за счастьем сразу ставить себе цели. Кроме обычных, бытовых, целей для счастья нам необходи­ма сверхцелъ.

Каждый человек выполняет свою миссию

Какой бы род деятельности и стиль жизни вы ни из­брали, вы все равно рано или поздно начнете делать то, что у вас лучше всего получается. Лучше рано, чем поздно! Даже если ваша работа приносит вам стабиль­ный, высокий доход, но, что называется, «не по нут­ру», жизнь даст вам почувствовать это. Начнется кон­фликт с начальством или обострится старая болезнь. Причина этого — в вас самих. Вы занимаетесь не своим делом. Ваше дело — это то, к чему вы наиболее всего предрасположены, то, к чему наиболее способны.

Весьма подробно этот принцип развит в великом учении Востока — даосизме. В нем одним из главных понятий является «Дао». Одно из его значений — это «путь, по которому человек должен следовать». Если человек в согласии с самим собой, если его внешние

Глава 1. В чем заключается управление собой

действия соответствуют его внутреннему устройству, то он без проблем следует по своему пути. В против­ном случае человек тоже следует по нему, но очень медленно, мечется из стороны в сторону. Проделайте следующее упражнение, и вы получите интересные результаты и полезную информацию.

Упражнение «путь». Возьмите лист бумаги и раз­делите его вертикальной чертой на две колонки. В од­ну из них выпишите все свои удачи и успешные пред­приятия, в другую — все события вашей жизни, кото­рые вы считаете крупными неудачами.

Теперь, приняв разделительную линию за констан­ту, нарисуйте свою линию жизни. Чем больше удача или неудача, тем больше будет отклонение вправо или влево от константы. Как правило, полученная кривая напоминает синусоиду. У любой синусоиды есть ось. Есть она и у вашей кривой. Константа — тот самый путь, с которого вы время от времени сбиваетесь.

Проанализировав еще раз расположение линии жизни на этом графике, вы можете сделать еще не­сколько интересных выводов. Если вас сильно «штор­мит», если ваша линия жизни очень кривая, то вам как никому другому надо учиться управлению собой. Ведь это именно неуправляемые части вашего «Я» за­ставляют вас метаться из стороны в сторону.

Итоги


  1. Каждый человек уникален. Следовательно, смысл
    жизни вы должны найти сами. Поиск личного смыс­
    ла жизни — это личное дело каждого.

  2. Бесцельная, бессмысленная жизнь делает человека
    несчастным.

  3. Если вы не ставите перед собой целей, вы создаете
    себе проблемы. Если вы не двигаетесь осознанно,
    вами двигают обстоятельства.

Искусство управления собой

  1. Четкая оценка своих желаний и возможностей позволяет нам формулировать цели.

  2. Каждый человек выполняет свою миссию. Ваша
    миссия — это занятие, к которому вы наиболее все­
    го предрасположены, то, к чему наиболее способны.

  3. Наличие цели само по себе дает человеку счастье
    и силы двигаться дальше.

  4. Все, что вам мешает достичь цели — это убеждения
    и сомнения, но никак не реальные факты. В ваших
    силах перестать сомневаться и переубедить себя.

  5. Осознание своих желаний и создание собственных
    целей — путь к счастью.

Как мы устроены?

Если составить список различных вариантов ответа на вопрос: «Как мы устроены?», то можно написать це­лую энциклопедию: модели, принятые классической психологией, биоэнергетикой, различные религиоз­ные модели — это лишь некоторые наиболее распрос­траненные. При ближайшем рассмотрении оказыва­ется, что все они очень похожи, но в каждой из них есть один недостаток: они ограничены. В науке — это материализм, ученые не учитывают того, для чего не могут «вывести формулу». Религиозные теории, как правило, ограничены собственными догмами, и часто совершенным пренебрежением к логике, ставя «во главу угла» вопрос веры. Но самое удивительное то, что и научные, и религиозные методики прекрасно работают. Последователь любой теории, которая при­менима на практике, вполне справедливо считает ее верной. В результате, современная психология разде­лилась на теоретическую и прикладную. Первая рас­полагает железной логикой и теоретическими доказа­тельствами. Вторая же обладает обширной статисти-

Глава 1. В чем заключается управление собой

кой. Также практическая психология обладает одним несомненным преимуществом. В то время как теоре­тики создают теории, чтобы объяснить, как и что ра­ботает, практики используют все, что работает.



Мнение ученых

Нервная и эндокринная системы. Доказано, что ос­новными управляющими системами являются нерв­ная и эндокринная системы. Нервная система — са­мая быстродействующая в человеке. Скорость пере­дачи нервных импульсов достигает ста двадцати метров в секунду. Она управляет всеми без исключе­ния процессами, происходящими в организме. Рабо­той нервной системы управлять практически невоз­можно, да и не нужно. Представьте себя осознанно ру­ководящим обменом веществ в клетках, выделением соляной кислоты во время приема пищи. Вам бы при­шлось над всем этим думать. Например:«Ага, на меня напали, я в опасности. Чтобы мобилизовать свои силы, я должен выделить адреналин, для этого я сейчас по­шлю сигнал в надпочечники и увеличу его выработку. Так, теперь я направлю его в мышцу руки, чтобы уда­рить. Или может в мышцы ног, чтобы убежать?» Если бы все было именно так, то наших первобытных пред­ков всех бы съели.

Эндокринная система, подчиняясь нервной систе­ме, управляет внутренней секрецией: надпочечника­ми, гипофизом, половыми железами и т. д. Эндокрин­ная система работает медленней нервной, но управ­лять ей сознательно также практически невозможно. Всем этим занимается подсознание. Следующий во­прос: кто управляет подсознанием?

Подсознание — это часть разума, которая работает незаметно для нас. Оно проявляет себя во снах, в при­вычках, в непонятных иррациональных страхах. Имен-

Искусство управления собой

но оно подсказывает нам, что человек говорит не­правду, именно его так часто называют внутренним голосом. В нем хранятся наши убеждения, наше воспи­тание, наша необъяснимая тяга к каким-либо занятиям. В подсознании хранятся условные рефлексы. Те самые действия, которые мы совершаем, не задумываясь. Но не все условные рефлексы полезны. Многие из них основываются на неправильных убеждениях и пред­посылках.

Вот наглядный пример: человек, которому с детст­ва внушали: «Бей первым», в любой конфликтной ситуации будет бить. Это может быть как физический, так и психологический удар. Он уверен в своей право­те, хотя возможно у него просто хотели узнать, как пройти в библиотеку. Потом он может пожалеть, но дело сделано. Условия диктовала неуправляемая часть его личности. В тот момент, когда он поймет, что так действовать нельзя, ему станет еще хуже. Не зная, чего от себя ожидать, человек живет в постоянном напря­жении. Боясь что-нибудь «учудить» на людях, он за­мыкается, начинает вести себя скованно. Он постоян­но боится, что его недостаток кто-нибудь заметит. Общаясь с людьми, он уже не слушает их. Он вгляды­вается в их лица, стараясь понять, не заметили ли они в нем какой-нибудь странности. Если он будет продол­жать в том же духе, его сочтут сумасшедшим и от­правят в «загородный санаторий». Другой вариант: он учится управлять собой, обнаруживает свой недоста­ток и находит пути избавления от него. Со временем он преодолевает свой порок, и окружающие с радостью замечают, что он стал еще более приятным и интерес­ным человеком. Они начинают налаживать с ним дело­вые контакты, а очаровательная соседка просит зайти вечером посмотреть, что у нее случилось с водопровод­ным краном...

Глава 1. В чем заключается управление собой

Но самое важное, что 90 процентов информации, хранящейся в подсознании, когда-то прошло через наше сознание. Мы сами создали себя такими, какие мы есть. Но это означает и то, что мы можем себя сде­лать такими, какими захотим. Продвинутые йогины, духовные мастера, посвященные полностью пережи­вают свои подсознательные установки, какие-то ис­правляя, а какие-то совершенствуя.

Сознание. Сознание позволяет нам собраться с мыс­лями, проявить силу воли, подавить страх и даже боль... Для этого нам нужно научиться распознавать подсоз­нательные механизмы. Мы не можем постоянно контро­лировать их, но мы можем их изменить, переписать, перепрограммировать. С вопроса «как это сделать?» и начинается основное разногласие между теоретиками и практиками.

Теоретики-физиологи говорят о нейронах, дендри-тах, аксонах, химических реакциях. Практические психологи приводят множество моделей того, как мы воспринимаем себя и окружающий мир. Есть класси­ческая фрейдистская модель, есть новейшие теории сознания. Большинство из них подходит для академи­ческих диспутов, но едва ли вы сможете применить их на практике.

Дальнейшее углубление в теорию приводит к од­нозначному выводу: современная психологическая наука пока не способна дать удовлетворительные от­веты на большинство задаваемых ей вопросов. Она находится на стадии первичной систематизации и обработки материала. Очень много полезной и прове­ренной информации современная наука не в силах тео­ретически обосновать. Часто в трудах по психологии можно встретить такую формулировку: «Об этом мы знаем пока еще слишком мало». Огромное количество методов, признанных действенными на сегодняшний

Искусство управления собой

день, не приняты учеными из-за отсутствия теорети­ческой базы. Практика ушла вперед от теории на не­сколько тысяч лет. Пока теоретики дискутируют о су­ществовании Бога и души, сомневаются в реальности ауры и чакр, оспаривают материальную природу мыс­ли, практики с успехом используют методы, подразу­мевающие их наличие. Именно практическая психо­логия доказала очень важную идею: мысль может стать как причиной болезни, так и причиной исцеле­ния от нее. У психологии есть еще один несомненный плюс — сугубо научный подход, свободный от религи­озных ограничений, предрассудков и суеверий, кото­рый помог понять многие ранее неясные процессы. То, что сделано на сегодняшний день, заслуживает внима­ния. Изучение деятельности мозга, влияния мысли­тельных процессов на организм помогло понять такие процессы, как влияние образов на психическое состо­яние человека, раскрыло новые горизонты в вопросах самовнушения и использования измененных состоя­ний сознания. Но, несмотря ни на что, надо признать: современная психология находится всего лишь на пороге объяснения многих психических процессов. На сегодняшний день она еще не способна создать стройную систему саморегуляции.

Методы разработаны достаточно давно в различ­ных духовных и эзотерических практиках. Я предла­гаю вам использовать модель человека проверенную веками, а не приборами, методы, использующиеся раз­личными духовными и эзотерическими практиками. Это наиболее удобно для понимания и включает в се­бя все необходимое для успешной работы над собой.



Йогическая модель

Человека можно сравнить с экипажем: в нем есть и ку­чер, и лошадь, и вожжи, и карета, и хозяин (тот, кто

Глава 1. В чем заключается управление собой

сидит в салоне и задает направление движения). Эта модель на первый взгляд может показаться чересчур простой (в ней нет научной терминологии), но имен­но этим она и хороша. Доступные образы наглядно ил­люстрируют взаимосвязь различных субъектов и объ­ектов управления в человеке.



Тело — это повозка или телега. Если вы хорошо от­носитесь к повозке, то вы обязательно ее смажете, ко­леса у нее скрипеть не будут и уж тем более не отва­лятся. То есть управление телом — это своевременное лечение плюс обязательный «профилактический ре­монт»: зарядка, йога, гимнастика.

Эмоции, желания — это лошадь. Чтобы лошадью можно было управлять, нужно ее узнать. Вы должны уз­нать свой характер. Где ваши эмоции «взбрыкивают», а где, наоборот, «спят». Человек способен обуздать свои эмоции, научиться, когда надо, их сдерживать или наоборот «пришпоривать». Чтобы лошадь хоро­шо себя чувствовала, нужно ее хорошо и правильно кормить. Эмоции, как известно, «питаются» впечат­лениями. У вас должно быть достаточное количество впечатлений, как положительных, так и отрицатель­ных. Нужно научиться подчинять свои эмоции разу­му, сознательно получать удовольствие и быть счаст­ливым. Это необходимо для того, чтобы добиться гар­монии между эмоциональной и интеллектуальной сторонами сознания.

Интеллект, разум — кучер. Кучер регулирует ско­рость движения, он следит, чтобы лошадь не устала, чтобы экипаж не угодил в канаву. Кучер должен быть квалифицированным, он должен знать правила до­рожного движения. Чтобы управлять каретой, ему необходимо знать и цель, и направление движения. Нельзя подавлять свои эмоции, следуя только велени- ям разума. Это все равно, что держать здоровую ло-

Искусство управления собой

шадь в хлеву — она зачахнет. Но всегда идти на пово­ду у эмоций тоже нельзя, в этом случае, ваш экипаж очень скоро окажется далеко от места, к которому вы направлялись.

Воля — вожжи. Вожжи — это связь между кучером и лошадью. Нельзя их все время держать натянутыми, но и отпускать совсем тоже опасно. Человек, который все делает волевым решением, не интересуясь состоя­нием эмоций, разума и тела движется не к своей цели, а к саморазрушению. Уставший кучер, изможденная лошадь и разбитая повозка сделают свое дело — либо лошадь падет, либо кучер упадет с козел, либо отлетит колесо, а в худшем случае повозка совсем развалится. Нужно уметь натягивать и отпускать вожжи именно в тот момент, когда это действительно необходимо.

Дух, душа — хозяин. Дух — основное управляющее звено. Именно он решает, когда и куда надо поехать. Обычно он проявляет себя в экстремальных ситуаци­ях, именно он дает команду в случае необходимости открыться «второму дыханию» или подсказывает ре­шение. Его можно ощутить в тот момент, когда ваш экипаж стоит на месте, когда вы останавливаете хао­тический поток мыслей, когда вы спокойны и расслаб­лены, дух ощущается как присутствие Бога. Голос духа становится слышен в безмолвии. На уровне эмо­ций дух — это любовь, на уровне сознания — интуиция и озарение, на уровне воли — Высшая воля, заставля­ющая поступить правильно.

Модель «человек-экипаж» позволяет понять, чем отличается человек, идущий на поводу у подсознания, от человека, активно использующего в управлении со­бой сознание.

В первом случае повозка будет двигаться хаотично, кучер не знает, куда ехать. Лошадь не понимает ко­манд, а колеса почему-то квадратные и разного разме-

Глава 1. В чем заключается управление собой

ра. В таком экипаже хозяина швыряет из стороны в сторону, он не знает, за что схватиться, чтоб не на­бить себе «шишек». Такой человек решает с вечера встать пораньше, а утром выбрасывает будильник в окно. Он решает пойти к врачу, но слышит по радио плохие новости, у него портится настроение и он напи­вается. Такой человек не управляет собой, им управ­ляют обстоятельства.

Во втором случае кучер помнит о цели и направле­нии. Он следит за тем, чтобы лошадь не уставала и слушалась вожжей, чтобы экипаж был отремонтиро­ван и не скакал по ухабам. Кучер всегда готов выпол­нить указания хозяина. Такой человек обладает ог­ромным запасом энергии. У него лучше память, он меньше устает и лучше спит, потому что он слушает голос того, кто сидит в повозке и поэтому едет, ни в чем не сомневаясь, по прямой дороге.



Человек-государство

Чтобы ответить на вопрос, как должны взаимодей­ствовать в человеке те или иные сознательные струк­туры, удобно сравнить его с государством. Модели уп­равления собой невероятно схожи с наиболее распро­страненными моделями управления государством, такими как демократия, тоталитаризм, теократия и авто­ритаризм.



Демократия. Любая развитая страна считает сво­им долгом следовать демократическим принципам. Но представьте себе демократию внутри вас: правая рука отказывается подчиняться и провозглашает себя ногой. Этого, конечно, произойти не может, но с пси­хикой человека такое, к сожалению, случается. В хри­стианстве подобное устройство психики имеет специ­альное название: одержимость бесами. Психология видит в таком человеке множество противоречащих

Искусство управления собой

друг другу мелких личностей, которые постоянно кон­фликтуют между собой.

Человек, «одержимый» внутренними диалогами, неуверен в себе, часто подолгу не может принять ре­шение. Он спорит сам с собой. Он полагается только на собственную логику. Постоянное внутреннее про-говаривание, обсуждение, споры с самим собой замы­кают человека на самом себе. У каждой из спорящих сторон есть свои неопровержимые аргументы: одна уговаривает рискнуть, .другая поступить, как учили, третья сдаться... Человек, разрываемый противоречии- выми мыслями, устает-, не сделав ни шага. Усталость приводит за собой раздражение. Человек начинает ненавидеть одну часть своего «Я» и в то же время не­уверен, что надо любить другую. Личность с демокра­тическим типом саморегуляции не обладает достаточ­ной силой воли, чтобы принять решение. Такой тип управления собой приведет к полному крушению всех жизненных планов.



Тоталитаризм. Основной признак — подавление. Ярким примером может служить недавнее прошлое нашего государства. Все, идущее в разрез с выбран­ным направлением, отсекается «без суда и следствия». Такая политика ведет к саморазрушению и ограничен­ности. Такой человек работает, стиснув зубы, не обра­щая внимания на свои эмоции, сомнения, потребность в отдыхе и сне. Все его поступки пронизаны жестким волевым решением. Он может быть неуверен в пра­вильности принятого решения, ему может не нравить­ся его дело, он часто испытывает усталость и боль, но он все равно не остановится, потому что он должен дойти до поставленной цели. Основной мотив — чувст­во долга (перед семьей, родителями, партнерами по бизнесу...). Его формула: «Я сделаю это несмотря ни на что, потому что таков мой долг».

Глава 1. В чем заключается управление собой

Жесткое волевое управление приемлемо лишь в ис­ключительных, экстремальных ситуациях. Именно такой тип управления собой помог выжить многим людям, оказавшимся в блокадном Ленинграде. Но в обычных нормальных условиях это путь к быстрому и полному истощению. Человек, идущий против себя, устает вдвойне: он борется с внешними обстоятель­ствами и с внутренним сопротивлением. В тот момент, когда ему действительно понадобится быть жестким, у него не окажется сил. Вожжи натянуты до предела. Чуть что, и они лопнут.

Авторитаризм. Такой тип широко распространен среди военных и российских бизнесменов первого по­коления — людей, прошедших «коммунистическую закалку». Они требовательны и к людям, и к себе. Они не спят на гвоздях и не трудятся до потери сознания, они просто выполняют свою работу. Они готовы к усилиям и любят преодолевать трудности, но без са­моистязания. Такой человек строг к себе, если надо, он берет себя в руки и делает то, что нужно. Его пробле­ма в том, что он не умеет правильно отдыхать. Такой человек работает, как все, и отдыхает, как принято. Такой человек едет на рыбалку, идет на футбол за ком­панию. Он работает стандартный рабочий день, стан­дартную рабочую неделю, не больше и не меньше, чем все, но рано или поздно он столкнется со стрессами. Этот тип менее разрушительный, чем предыдущие, но все же он неправильный. Правильно: работать и отды­хать так, как удобно лично вам.

Теократия. Теократическим государством управ­ляет духовный лидер. Все его указания освящены сенью Высшего разума. Государства такого типа сегодня существуют только в мусульманском мире. В древ­нем мире по такому принципу были устроены такие великие государства как Китай, Египет и некоторые

Искусство управления собой

другие. Человек с теократическим типом саморегуля­ции — это человек верующий. Теократия в человеке может быть двух видов: низшая и высшая. Низшая теократия более всего сходна с тоталитаризмом.

В этом случае имеет место то же самое волевое ре­шение, но в данном случае долг выполняется перед Богом. В древнем Египте огромное войско останавли­валось, чтобы уступить дорогу священным жукам ска­рабеям. Во имя Бога миллионы людей погибли в «свя­щенных» войнах. Яркий пример: лжепророки со спо­койной душой, призывающие людей к самоубийству; исламские самоубийцы, во имя Аллаха взрывающие сами себя.

В портовом городе был потоп. Все спасались, кроме од­ного очень набожного человека. На вопрос: «Почему ты не бежишь?», он отвечал: «Мне поможет Бог» и продол­жал молиться. Когда вода затопила первый этаж его дома, к нему приплыли люди на лодке и предложили свою помощь, но он ответил им то же самое и продолжил молиться. Когда вода затопила второй этаж, за ним при­летел вертолет, но он ответил то же. Потом он утонул, встретился с Богом и спросил у него: «Почему же ты мне не помог?» Бог сказал: «Я же присылал тебе лодку и вер­толет».

Если вы решили себя уничтожить, то низшая тео­кратия вам подойдет. Но я предлагаю вам жить. Выс­шая теократия значит не только принятие, но и пони­мание. Именно для этого и существуют такие книги, как Библия, Коран, Веды... Высшая теократия подра­зумевает не только слепое следование догматам, но и активное восприятие окружающего. В древней буддист­ской притче повествуется, как один буддист сжег де­ревянную статую Будды, чтобы не умереть ночью от холода. Эта притча о настоящем буддисте, который верит не только в Высший, но и в свой разум.

Глава 1. В чем заключается управление собой

Теократический тип управления собой приемлем для религиозных деятелей и монахов. Он способен многое вам открыть, но в современном мире вам так не выжить. Наш мир несовершенен. Нельзя забывать о том, что нам дал Бог: разум, эмоции, интуицию. Очень часто люди принимают за веления Высшего разума команды, отдаваемые «запущенным» подсознанием. Монархия. Монархия существовала на протяже­нии всей истории человечества и до недавнего време­ни была самой распространенной формой правления. На сегодняшний день в большинстве стран мира от нее отказались. Не являясь поклонником монархии как модели государственного устройства, я утверж­даю, что в психологическом плане монархический тип саморегуляции лучше всего подходит для человека, желающего научиться управлять собой. В русской на­родной традиции есть название для этого типа управ­ления — «царь в голове».

«Царь в голове» — это координирующий и управля­ющий центр. «Царь в голове», как истинный просве­щенный монарх, должен следить за удовлетворением всех, как материальных, так и духовных потребностей. Иначе он может оказаться склонным к излишней де­мократичности, авторитарности и тирании. «Царь», склонный к демократичности, не доверяет сознанию, он будет слушать противоречивое подсознание, не особо доверяя и ему. Авторитарный и тоталитарный тип «царя» обращает слишком мало внимания на свои ощущения, отдавая все во власть логики и воли — со­знания. «Царь» с теократическими взглядами, пре­красно взаимодействуя с духовной составляющей, совершенно беспомощен в прикладных, бытовых во­просах.

Настоящий просвещенный «царь» держит власть в своих руках, он обладает информацией, он способен

Искусство управления собой

принять решение и он знает, зачем он совершает те или иные действия. У людей с таким типом управле­ния собой, действительно, есть чему поучиться. В их личности гармонично взаимодействуют природные ресурсы (подсознание), приобретенные ресурсы (со­знание), духовные ресурсы (сверхсознание).



Объекты управления. Разовьем модель «человек-государство» и посмотрим, какие же структуры долж­ны быть в человеке, чтобы его внутреннее государство процветало.

  1. «Председатель Совета министров» — центр принятия решений. В нем сосредоточены волевые и ин­теллектуальные ресурсы. Он является посредни­ком между царем и остальными структурами.

  2. «Силовые организации» — волевые качества чело­
    века. Насколько эти структуры управляемы? На­
    сколько действенны меры, ими предпринимаемые?

  3. «Министерство иностранных дел» — внимание, уме­ние слушать и воспринимать информацию. Сюда
    входят ваши коммуникативные способности, имидж,
    ролевое поведение.

  4. «Министерство юстиции» — система ценностей.
    Ваше внутреннее законодательство, в соответствии
    с которым вы оцениваете себя и окружающих.

  5. «Министерство образования» — «век живи — век
    учись». Это познающая часть вашего «Я», внутренний ученик, постоянно извлекающий из жиз­ни уроки, получающий и обрабатывающий новую информацию.

  6. «Министерство культуры» — заведует вашим духовным развитием. Человек без внутренней культу­ры не сможет управлять собой. Всегда будет кто-то, кто воспользуется этим и станет им манипулиро­вать. К сожалению, убедить современного человека

Глава 1. В чем заключается управление собой

в необходимости духовного развития очень слож­но. Но стоит вам только попробовать, и вы увидите все плюсы.



  1. «Минздрав» — без этой структуры никак не обой­тись. Поддержание и улучшение собственного здо­ровья должны стать естественными составляющи­ми вашей жизни.

  2. «ФСБ» — служба безопасности, то есть иммунитет.
    Силовая структура, которая предотвращает воз­
    никновение болезни в зачаточной стадии.

  3. «Минсельхоз» — связь психики с физическим те­
    лом. Если она нарушена, то начинается истощение
    либо физического тела, либо психики.




  1. «Минторг» и «МПС» — распределение и доставка
    необходимых ресурсов по организму.

  2. «Минэнерго» — управляет распределением энер­гии в организме. У всех нас есть энергетические
    центры (чакры). Их работу тоже можно корректи­ровать.

Можно добавить еще несколько «организаций». Но для того чтобы сделать некоторые выводы достаточ­но перечисленных одиннадцати. Обратите внимание, что из всего списка только «МИД» и отчасти «Минторг» в большей степени ориентирован на внешний мир, и то для блага внутреннего. Остальные организа­ции занимаются процессами, происходящими внутри государства. Опять возникает вопрос: почему же мы уделяем гораздо больше внимания миру внешнему, а не внутреннему? Все эти организации нужны для того, чтобы направлять и координировать ваши дей­ствия. Они присутствуют в любом человеке, но рабо­тают с разной эффективностью. У некоторых людей нет четкого распределения обязанностей между внут­ренними министерствами. У кого-то процветает внут-

Искусство управления собой

ренняя бюрократия и взяточничество. Чтобы этого не происходило и нужен главный координирующий центр — «царь в голове». В начале он создает четкую систему взаимоотношений, а потом лишь наблюдает и корректирует их работу. Самое сложное — создать и заставить работать эту систему. Именно поэтому начинать работу по управлению собой так сложно. Со временем вам останется только изредка корректи­ровать работу системы и время от времени .проводить «ревизии».

Сигнальные системы

Итак, вы знаете уже достаточно, чтобы начинать це­ленаправленно действовать. Но все же я предлагаю вам ознакомиться еще с одной моделью человека. Эту модель разработал великий русский ученый И. П. Пав­лов. Он утверждал, что в нас существуют две инфор­мационные системы, где каналом обратной связи яв­ляются рефлексы.



1-я сигнальная система — включает в себя первый I (чисто биологический) уровень управления. Это уп­равление, осуществляемое нервной системой. Я уже I говорил, что мозг работает с ней автоматически. Са- I мый простой пример работы первой сигнальной сис­темы — это рефлекторное отдергивание руки от горя- I чего предмета. Сбои в первой сигнальной системе ча­сто приводят к летальному исходу.

2-я сигнальная система — работа высших участков головного мозга. Здесь появляются такие понятия как I интеллект, сознание, слово. Этой системой можно уп­равлять посредством логики, волевого приказа, само- | внушения. Вы можете заставить себя держать руку на горячем предмете. Вторая сигнальная система свой­ственна только человеку. Животный мир останавли­вается на первой. Человек может пойти против приро-

Глава 1. В чем заключается управление собой

ды, но вскоре станет слишком больно и он все равно отдернет руку.

3-я сигнальная система. Официальная наука здесь переживает раскол. Огромный пласт эксперименталь­ных данных, свидетельствующих о ее наличии, пока не нашел теоретического объяснения. Это так называ­емая полевая система. В связи с ней говорят о чакрах, ауре, энергетических меридианах — тонких структурах человека. Именно с ней имеет дело общепризнанная медицинская практика акупунктуры. Работая с этой системой, люди достигают «сверхъестественных» ка­честв: ходят по углям, произвольно останавливают сердце и задерживают дыхание на несколько часов.

У обычного современного человека контакт с поле­вой системой не развит. Однако для гармоничного собой недостаточно первых двух систем.

Жить рефлексами можХС, ?о, как вы могли убедиться в предыдущих главах, это, мягко говоря, КС лу'ЧШИИ путь. Управлять собой посредством голой логики и волевых приказов можно, но любая незначительная ошибка сознания будет еще долго мешать вам, остав­шись в виде конфликта на подсознательном уровне. Что же такое эта полевая структура? Поле — это энергетическая оболочка, окружающая человека и пронизывающая все его органы, также как нервная и кровеносная системы. В восточной традиции она на­зывается аура. Аура — это место, где «живут» наши мысли и эмоции. У психически и физически здорово­го человека аура выступает за пределы физического тела примерно на полтора метра и имеет симметрич­ную шарообразную форму. Любая болезнь вызывает дефекты в ее форме. Существует огромное количество практик, позволяющих работать с аурой. Создавая те или иные мысли, образы, вызывая эмоции, вы способ­ны заряжаться энергией. Более того, умение правиль-

Искусство управления собой

но направить их в больной орган позволяет значи­тельно ускорить избавление от болезни, а легкие забо­левания вообще излечить без использования медика­ментозных средств. Работа с полевой структурой по­зволяет напрямую воздействовать на подсознание, причем не подавляя его, а активно с ним сотрудничая, Умение работать с полевыми структурами поможет избежать неправильных решений, подскажет вам, что вы ошиблись, раньше, чем вы «упретесь лбом в стену». Работая с аурой, вы облегчите себе создание обратной связи между интеллектом, эмоциями, душой, волей и телом. Все ваши решения и поступки станут правиль­ными, вы перестанете ошибаться.

Свойства, состояния, процессы

В этой книге будет приведено мнпг~ "~ актик> в кото. рых вам прилр-гогг раоотать с энергией. Конечно, вы Сразу не станете ходить по углям и спать на гвоздях. Это работа, требующая терпения и последовательно­сти. В человеческой психике можно выделить три вида образований: процессы, свойства и состояния. Сначала надо научиться управлять процессами. Со­стояниями и свойствами управлять сложней. Состоя­ния — это общий эмоциональный фон человека, на­пример, апатия, заинтересованность. Он, как правило, достаточно устойчив, так как закрепился в подсозна­нии. Еще более устойчивы свойства — стиль поведе­ния, мышления, то есть свойства характера человека, составляющие глубинную природу личности.

Процессы — это то, что часто изменяется, они не­устойчивы, и потому на них легче всего повлиять, это ежедневные мысли и эмоции, воспоминания, ощуще­ния, переживания. Безусловно, они неразрывно связа­ны их; состояниями и со свойствами вашей личности. И это огромный плюс. Начиная управлять своими

Глава 1. В чем заключается управление собой

мыслями и эмоциями, вы постепенно начнете пони­мать механизмы их работы. Понемногу ваше сознание будет совершенствовать их работу и здесь не обойдет­ся без того, чтобы зацепить состояние. А это уже рабо­та с подсознанием или, иными словами, расширение сознания. Вы сможете создать новый собственный эмоциональный фон. И, поверьте, он будет подходить вам больше, чем тот, который сформировался под дей­ствием заложенных в детстве программ, общественно­го мнения и неуверенности в себе. Изменение состоя­ний приведет к полной трансформации личности.

Игорь посетил несколько моих семинаров, посвященных управлению собой. И на одном из них спросил: «А будет ли эта моя новая личность лучше? А не приведет ли пе­реоценка всех моих ценностей к полному разочарова­нию?» Это очень часто встречающееся заблуждение. Я предложил ему попробовать взять бразды правления в свои руки и, если что, остановиться. Через некоторое время Игорь с улыбкой вспоминал свои сомнения. Он не только не стал разочаровавшимся циником, а, наобо­рот еще больше полюбил жизнь. Он понял, что пере­осмысление системы ценностей только помогает понять и усовершенствовать ее.

Вы сможете отказаться от мешающих вам свойств личности (я уверен, что у каждого они имеются). Вы сможете развить уже имеющиеся в вас положитель­ные качества и выработать новые. Конечно, все не так уж и гладко. В какой-то момент вас начнет сильно «штормить». Это произойдет, когда вы начнете выхо­дить из привычной «скорлупы» состояний и свойств. Возможно, в вашей жизни начнутся радикальные пе­ремены. Если вы почувствовали, что в вашу жизнь вошли изменения, значит вы, наконец, начали жить по-своему. Вы, как ребенок, учащийся ходить, на пер­вых порах будете то и дело падать. Но, «научившись

Искусство управления собой

ходить», вы уже сможете пойти сами, куда захотите, а не туда, куда вас повезут в «коляске» стереотипов и подсознательных конфликтов.

Итоги


  1. В человеке есть несколько управляющих систем.
    Работа некоторых из них практически не поддает­ся сознательному управлению. Работа других не
    только управляема, но и нуждается в управлении.

  2. Очень часто мы сами не можем объяснить собствен­ные поступки. Причина в том, что нами часто руко­водят неправильные подсознательные установки.

  3. Человек способен, используя сознание, исправить
    свои внутренние ошибки.

  4. Управление собой подразумевает гармоничную ра­
    боту всех систем. Нельзя пренебрегать ни одной из
    составляющих «экипажа».

  5. От того, как вы управляете своим внутренним го­сударством, зависит качество вашей жизни, ваше
    психологическое и физическое здоровье.

  6. Освоение искусства управления собой приведет
    к полному перерождению вашей личности. Вы без­
    условно шагнете на новую, более качественную,
    ступень развития.

Конец первой главы

Итак, если вы читаете эти строчки, значит, закончи­лась первая глава. «Конец скучной теории! Вперед к интеграции сознания, лошадиному здоровью, нечело­веческой интуиции и бесконечному счастью!» — так сказал один из моих клиентов после окончания тео­ретической части семинара.

Действительно, в следующих главах будет значи­тельно меньше теории, и к концу книги практика

Глава 1. В чем заключается управление собой


совершенно вытеснит ее. Не стоит торопиться и пере­листывать страницы. Многие упражнения и практики просто невозможно правильно, применить без нали­чия теоретических знаний о принципах их работы. По этой причине следующую главу я посвятил подробно­му описанию методов, которые применяются при на­ведении порядка во внутреннем государстве. В ней вам пригодятся знания, полученные в этой главе, по­этому, прежде чем приступить ко второй главе, я на­помню вам некоторые основополагающие идеи.

  1. До тех пор, пока вы не управляете собой, вами управ­ляют обстоятельства. Человек, не умеющий управ­лять собой, напоминает лодку, попавшую в шторм:
    рыбак сложил весла и подчинился воле судьбы.

  2. Каждый человек уникален. Это значит, что у каждо­го из нас свое предназначение, свой путь к счастью,
    психологическому и физическому здоровью.

  3. Человек, следующий по своему пути, знающий свою
    цель, счастлив. Человек, идущий туда, куда его
    направляют обстоятельства, наоборот, несчастен.
    Именно об этом ему и стремятся «сказать» стрес­сы, неудачи и болезни.

  4. Умение управлять собой пригодится вам, если вы
    хотите значительно улучшить свою жизнь и в ма­териальном, и в личном, и в духовном планах. Уме­ние управлять собой — это не развлечение для тех,
    кому нечем заняться.

  5. Для того, чтобы управлять собой, в человеке пред­
    усмотрены как управляющие, так и управляемые
    системы. Вам надо только помочь им правильно за­
    работать.

  6. Умение управлять собой позволит вам воспитать
    в себе любое качество. Вы будете буквально притя­гивать удачу и успех.

  1   2   3   4   5   6   7

  • (s) Spark 2008 Оглавление
  • Искусство управления собой
  • Глава 1 В чем заключается искусство управления собой
  • Зачем нужно управлять собой Решение проблем
  • Голографическое восприятие
  • Управление собой — путь к счастью
  • В чем смысл жизни Каждый человек уникален
  • Каждый человек выполняет свою миссию
  • Свойства, состояния, процессы