Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Искусство I класс




Скачать 472.5 Kb.
страница1/3
Дата03.07.2017
Размер472.5 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
ИСКУССТВО

I класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учреждения общего среднего образования призваны обеспечить гармоничное развитие личности. Особое значение для всего процесса воспитания и образования личности имеет начальный этап ее развития, формирование готовности к последующему обучению. В этот период важно организовать учебную деятельность ребенка таким образом, чтобы она стимулировала познавательный интерес и активность всех психических процессов, развивала способности чувственного восприятия, эмоционального переживания и целостного осмысления различных явлений окружающего мира, побуждала творческую активность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру.

Занятия искусством способны наиболее полно реализовать отмеченные задачи. При этом оптимальные условия для целостного включения ребенка в художественную деятельность создаются при интегрированном (полихудожественном) подходе к преподаванию искусства. В совместной образотворческой деятельности под руководством взрослых у детей формируется в процессе разнообразных художественных переживаний нравственно-эстетическое отношение к себе, другим людям и окружающему миру, что является общим знаменателем, объединяющим все виды искусства в целостном явлении художественного творчества. Различны лишь способы выражения нравственно-эстетического отношения и материал, в котором оно воплощается, — звук, жест, цвет, слово и т. п. Закономерности рождения художественного образа едины.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо жизненного явления, тем ярче создаваемое им впечатление, тем интенсивнее оно переживается, глубже осмысливается и лучше запоминается. «Погружая» учащихся в художественное переживание различных явлений жизни одновременно с помощью всех органов чувств, полихудожественная деятельность дает сильнейший импульс целостному развитию личности, обогащению ее творческого потенциала, формированию духовного мира.

Таким образом, цель преподавания искусства в I классе — нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие детей средствами различных видов художественной деятельности, но вовсе не обучение элементам технологии отдельных видов искусства. Большое значение имеет воспитание на национальных художественных традициях, динамика в овладении художественным языком от наиболее близкого к все более широким обобщениям. Причем народное искусство рассматривается как модель мира, целостное отражение жизни, объединяющее различные виды искусства, различные виды деятельности.

Чтобы стать полноценной художественной деятельностью, занятия искусством должны иметь нравственно-эстетический стержень — своеобразную модель формирующегося отношения к миру. Строится она вокруг двух опорных понятий «красота» и «доброта» и воплощается в следующем тематическом построении программы:

I четверть — «Давайте станем волшебниками!»;

II четверть — «Красота вокруг нас»;

III четверть — «Самого главного глазами не увидишь...»;

IV четверть — «Каждый человек — художник».

Программа рассчитана на 30 часов. Занятия должны проводиться в специально оборудованных просторных помещениях, где кроме удобных мест для рисования, лепки и пения есть пространство для подвижных игр, театрализованного действа, ритмики и танца. В основе эмоционально-смысловой драматургии занятий должна лежать игровая творческая деятельность детей, естественно включающая их в образные языки различных видов искусства.

В центре художественно-дидактической игры — создание детьми образа, поиск и открытие (совместно с учителем) разнообразных средств его воплощения: интонационно-звуковых, пластических, графических, цветовых, словесно-речевых. В занимательных творческих заданиях (рисуем звуковую картину, сочиняем сказку, оживляем игрушки, озвучиваем стихи, делаем подарки и т. п.) дети постигают богатейший мир звуков, красок, выразительных движений, жестов, слов и интонаций. Важно, чтобы дети учились свободно переводить зрительные впечатления в слуховые, двигательно-пластические, тактильные и др.

Известно, что характер впечатлений лучше осознается детьми в контрастных сопоставлениях. Таким образом, принципы сходства впечатлений, выраженных средствами различных видов искусства, и сопоставления впечатлений по контрасту будут лежать в основе выбора художественных произведений, видов деятельности и методики целостного построения занятий искусства.

Отталкиваясь в разработке сценария занятия от его темы и привлекая рекомендованный программой или самостоятельно подобранный литературный, изобразительный и музыкальный материал (народные песни, танцы, стихи, потешки, загадки, репродукции картин, музыкальные и поэтические произведения отечественных и зарубежных авторов), учитель включает в занятия пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, речевые и подвижные игры, танец, звукоподражание, ритмизацию и мелодизацию слов, стихов, озвучивание сказок, картин, оживление рисунков, изготовление подарков и украшений, иллюстрирование. Элементы театрализации концентрируются прежде всего вокруг подготовки и проведения праздников: День матери, Рождество, Новый год, «Гуканне вясны», «Папараць-кветка».

Важно поощрять малейшие творческие успехи детей, используя разнообразие видов художественно-игровой деятельности и компенсаторные свойства способностей. Наиболее сложным для детей 6-летнего возраста является художественное созерцание, в особенности слушание музыки, так как оно требует уже развитых процессов художественного мышления, осуществления познавательных действий во внутреннем плане. Поэтому слушание музыки, как правило, нужно связывать с другими видами активной художественной деятельности: движением, рисованием, раскрашиванием, лепкой, моделированием и др.

Одним из важнейших условий первоначальной работы с Детьми является развитие способности естественного, радостного существования в процессе занятий искусством: снятие внутренней зажатости, чувства страха и неуверенности и, как результат, — расположенность к учителю и друг к другу, двигательное и эмоциональное раскрепощение, заинтересованное отношение к занятиям, открытость и готовность к восприятию нового, к художественному обучению в целом. Это требует от учителя ровного, доброжелательного отношения ко всем детям, увлеченности занятиями, артистизма, игрового и личностного характера педагогического общения, художественно-педагогического мастерства.

При разработке учителем индивидуальной, авторской методики преподавания предмета важно учитывать, что информационный подход, в основе которого лежит сообщение и усвоение готовой информации и репродуктивный (воспроизводящий) характер учебной деятельности детей, противоречит природе искусства в целом и особенно нежелателен на начальном этапе художественного развития детей. Это не означает, что на занятиях искусством учащиеся не получают никакой информации о нем. Они «открывают» необходимые знания в процессе создания различных художественных образов.

Обучение языкам искусства в этот период проходит на интуитивно-речевом, допонятийном уровне. Главное — активное накопление детьми разнообразного художественного опыта в собственной увлекательной деятельности. «Информация», которую передает учитель, должна носить не теоретический, а эмоционально-образный, художественный характер и направляться на стимулирование образотворческой активности детей.

Предлагаемые программой планирование содержания учебных тем и художественный материал — примерные. Рекомендуемый в каждой учебной четверти художественный материал (музыкальный, изобразительный, литературный) дает возможность вариативного раскрытия учебных тем и реализации личностного избирательного отношения к нему учащихся и учителя.



Программа указывает лишь направление комплексного художественного развития детей и требует активной деятельности учителя в выборе художественных произведений, планировании и методике проведения занятий. При этом в зависимости от характера профессиональной подготовки и личности учителя базовым в преподавании предмета может стать любой вид искусства.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Количество

Разделы и темы

часов







I четверть. «Давайте станем волшебниками!»

7

Волшебный мир искусства

1

Волшебные слова, звуки, краски и жесты

1

Живая природа. Художница осень

1

Учимся понимать язык природы. Изменяем состояние




природы

1

Чудо улыбки и доброго слова. Изменяем настроение

1

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Чудо любви и




понимания

1

Осенний праздник «Осенины». Украшаем класс и дом

1

II четверть. «Красота вокруг нас»

7


Красота родного дома, города, деревни. Песни Родины

1

Ритм природы, слова, музыки, движения и цвета

1

Создаем образы зверей и птиц

1

В царстве Снежной Королевы. Какого цвета снег?

1

Зимние работы и забавы

1

Мир в движении, звуках, красках, тишине и покое

1

Светлый праздник Рождества. Готовим рождественский подарок,




сюрприз

1

III четверть. «Самого главного глазами не увидишь…»

8








Волшебство музыки П.И. Чайковского

1

Проводы зимы. Масленица

1

Природа просыпается

1

Какого цвета земля, вода и небо?

1

Первые цветы

1

Вглядываясь в человека... Портрет любимого человека

1

Мои друзья всегда со мной

1

Музыка и краски весны. Нежные и яркие краски в живописи и музыке







1

IV четверть. «Каждый человек художник»

8


Природа — великий художник. Картины природы

1

Мир улыбается, чувствует, дышит

1

Какого цвета лето? Какой у лета вкус и запах?

Первая гроза. Дождь и радуга

Что мы любим делать летом?

Чудо цветка. «Папараць-кветка»

Загляни в умные глаза животных

Мои путешествия и приключения


Всего


1
1

1

1



1

1
30




I ЧЕТВЕРТЬ «ДАВАЙТЕ СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ!» (7 ч)
Тема 1. Волшебный мир искусства
Волшебник — это тот, кто украшает мир добром и красотой. Мастерство композитора, поэта, художника, артиста.

Наблюдение явлений окружающего мира и отражение контрастных впечатлений с помощью движения, цвета, речевого интонирования, инструментального и вокального звукоподражания.

Развитие ориентации в пространстве, координации движений, речи, слуха, голоса, зрительных впечатлений. Формирование певческой, слушательской и зрительской установки.
Тема 2. Волшебные слова, звуки, краски и жесты
Развитие способности перевоплощения. Комплексное развитие интонационной выразительности: речевой, вокальной, пластической, цветовой, инструментальной.

Накопление палитры звучащих и незвучащих жестов, выразительных движений, приемов звукоподражания. Формирование слухо-зрительно-пластических образных ассоциаций.

Комплексное развитие чувства ритма: временного, пространственного, музыкально-пластического. Ритмизация, озвучивание и «раскрашивание» слов-образов.

Тема 3. Живая природа. Художница осень
Отражение жизненных и музыкальных впечатлений в рисунке и композиции. Использование основных и составных цветов. Чудо-палитра. Сочетание цветов. Осенняя гамма.

Моделирование в движении общего характера музыкальных произведений. Музыкально-пластическая игра «Стая птиц».


Тема 4. Учимся понимать язык природы. Изменяем состояние природы
«Рисование» звуковых картин природы. Настроение природы и его отражение цветом, движением.

Звукоподражание, озвучивание стихов, пение, слушание. Моделирование в рисунке общего характера музыкального произведения.

«Ожившие листочки» — аппликация из засушенных листьев, пластическая импровизация.
Тема 5. Чудо улыбки и доброго слова. Изменяем настроение
Скороговорки. Потешки. Колыбельные песни. Пение и ритмо-декламация.

Выразительное чтение коротких стихов с выделением ритмических рисунков. Озвучивание и «оживление» (театрализация) стихов.

Игры-упражнения: «Зеркало», «Эхо», «Шагаем в характере музыки», «Слушаю себя», «Что какое бывает?», «Два настроения».
Тема 6. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Чудо любви и понимания
«Здравствуй, это я» — рисунок по фотографии. Игры: «Зеркало», «Эхо». Игра-загадка «Слушаю своих друзей». Сочинение мелодий имен.

Изображение домашних животных (звукоподражание, пластическая импровизация, рисунок).

Подарки друзьям: игрушки-самоделки.
Тема 7. Осенний праздник «Осенины».

Украшаем класс и дом
Осенины — это осени именины.

Различные оттенки светлых и темных тонов. Осенний орнамент: расположение, составление способами контраста и чередования. Осенний букет.

Народные песни, танцы, игры («Мак», «Верабей»), хороводы («А мы проса сеял1», «Сонейка»). Ознакомление с народными белорусскими инструментами (скрипка, гармонь, цимбалы, дудка, бубен).

Выставка работ.


Музыкальный материал
«Мы – першакласнікі». Музыка Ю. Сенмянякі, словы Э. Агняцвет.

«Всем, которым шесть». Музыка В. Иванова, слова М. Лук.

«Здравствуй, школа». Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой.

«Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

«Азбука». Музыка А. Островского, слова 3. Петровой.

«Сядзіць камар на дубочку», «Мышка», «Белабока сарока», «Іграў я на дудцы», «Чыкі-чыкі, паненачка», «Саўка ды Грышка». Беларускія народныя песні.

«А ты, коцік, не хадзі», «Цюлі-люлі, катка два». Беларускія народныя калыханкі.

«Серпы золотые», «Расти, рожь, большая», «Осень, осень». Русские народные песни.

«Осень». Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен.

«Вот какие чудеса!». Музыка А Филиппенко, слова Н. Берендгофа.



П. Подковыров. «Праздник урожая», «Сказка», «Ку-ку».

Е. Тиличеева. «Солнышко», «Дождик», «О чем плачет дождик», «Зарядка», «Мама поет», «Человек идет», «Мы шагаем на парад», «В кино», «Осень бродит по лесам», «Что у осени в корзине», «Марш», «Бег».

И. Арсеев. «Поезд», «Волчок».

«Мяч». Музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой.



Г. Вагнер. «Шаги», «Марш», «Кукушка куковала», «Хоровод».

М. Глинка. «Детская полька», «Мелодичный вальс».

«Прывітанне, восень!». Музыка І. Лучанка, словы А. Благінінай.

«Что нам осень принесет?». Музыка 3. Левиной, слова А Некрасовой.

«Ай, дуду, ай дуду», «Два жадных медвежонка». Русские народные песни.

«На улице». Музыка Л. Сверделя, слова С. Михалкова.

Ю. Слонов. «Осенью».

Д. Камінскі. «Восень».

М. Парцхаладзе. «Обитатели леса» (сюита для фортепиано): «Утро в лесу», «Прогулка медведя», «Жалоба маленькой птички», «Кукушка», «Беспокойный дятел», «Каркающая ворона», «Осенний дождик».

А. Хачатурян. «Вечерняя сказка».

С. Прокофьев. «Марш» из сборника «Детская музыка», «Сказочка», «Сказки старой бабушки».

«Матрешки». Музыка 3. Левиной, слова 3. Петровой.



Я. Цікоцкі. «Калыханка».

М. Бергер. «Калыханка».

П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Сладкая греза», «Утренняя молитва».

К. Цесакоў. «Дзіцячы вальс», «Танец карлікаў», «Казка».

Е. Марченко. «Физкультурный марш».

«Калинка». Русская народная песня.

«Козачка», «Козлж». Музыка народная, апрацоука М. Солапава.

«Ку-ку». Музыка народная, апрацоука М. араты.

«Дробная полька». Беларуси народны танец.

«Бульба». Беларуси народны песня-танец.

«Мак». Беларуская дзіцячая гульня.

«Жмурки». Русская детская игра.

«Дождик», «До чего ж у нас красиво». Игры-забавы. Музыка и слова Е. Макшанцевой.

Ф. Шуберт. Экосез. Соч. 18, № 1.

М. Бергер. «На дварэ дожджык».

П. Чайковский. «Марш» из балета «Лебединое озеро», «Песенка без слов». Соч. 40, № 6.

Д. Шостакович. «Вальс-шутка», «Шарманка», «Заводная кукла».

К. Дебюсси. «Кукольный кэк-уок».

С. Майкапар. «Сказочка», «В садике», «Осенью», «Пастушок».

«Буратино». Музыка А. Журбина, слова Г. Бубель.

«Сломанные игрушки». Музыка Г. Белова, слова Г. Бубель.

«А у нас». Музыка А. Туника, слова Г. Бубель.



В. Шаинский. «Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка», «Чунга-чанга», песенка из мультфильма «Катерок».

М. Минков. «Деревянные лошадки».

Г. Гладков. «Песня друзей», «Марш-парад», «Дуэт принцессы и Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты».

Г. Седельников. «На большой перемене», «Мечтающая лужа», «В таинственном лесу звуков», «Шествие цветных карандашей», «Сумерки», «Лена», «Песенка кратковременного дождя».
Литературные произведения для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания
М. Ясное. «Вкусная считалка», «Считалка с фамилиями».

С. Маршак. «Попрошайка».



В. Некрасов. «Светит месяц», «Стихи про сон и солнце».

Д. Хармс. «Добрая утка», «Веселый старичок».

Е. Серова. «Загадка».

А. Шибаев. «Переполох».

Р. Сеф. «Однажды», «Кривляка», «Ива».

Э. Мошковская. «Окно. На окне дождевые капельки...».

В. Вахревский. «Скороговорки».

Ю. Коваль. «Вот шагает гражданин».

В. Берестов. «Велосипедист», «Разговор листьев».

И. Токмакова. «Туча» (из шотландской народной поэзии).

А. Ходырев. «Осеннее утро».
Произведения изобразительного искусства
Живопись

И. Карасев. «Золотая осень». С. Катков. «Осенний пейзаж». И. Левитан. «Золотая осень», «Осень». В. Цвирко. «Хлеба убраны». П. Данелия. «Осенняя звонкость». А. Кищенко. «Золото осени». А. Кроль. «Белорусский пейзаж». А. Венецианов. «На жатве». Т. Яблонская. «Хлеб». М. Севру к. «Жатва».

П. Кончаловский. «Индюшка с семейством». И. Шишкин. «Болото. Журавли», «Утро в сосновом бору». А. Кузьмич. «Портрет народной артистки СССР С. Станюты», «Полоцкая София».

Скульптура

Народная скульптура (игрушки).



А. Опекушин. «Памятник А. С. Пушкину».

С. Коненков. «Паганини».



А. Глебов. «Янка Купала», «Франциск (Георгий) Скорина».

П. Клодт. «Кобыла с жеребенком».

Архитектура

Свято-Воскресенский собор в Борисове. Серафимо-Саровская церковь в Белоозерске. Свято-Симеоновская церковь в Каменце.


II ЧЕТВЕРТЬ «КРАСОТА ВОКРУГ НАС» (7 ч)
Тема 1. Красота родного дома, города, деревни.

Песни Родины
Развитие наблюдательности, слухового внимания, умения рассматривать природу, вслушиваться в нее. Воспитание отзывчивости на прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства. Обогащение впечатлений от природы и окружающего мира (городской и сельский ландшафт, формы зданий, деревьев; звуки жизни в разные времена года, дня, погоду).

Рассматривание и озвучивание картин, создание звуковой картины. Пение. Иллюстрирование.


  1   2   3

  • ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • I четверть. «Давайте станем волшебниками!»
  • II четверть. «Красота вокруг нас»
  • III четверть. «Самого главного глазами не увидишь…»
  • IV четверть. «Каждый человек — художник»
  • I ЧЕТВЕРТЬ «ДАВАЙТЕ СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ!» (7 ч) Тема 1. Волшебный мир искусства
  • Тема 2. Волшебные слова, звуки, краски и жесты
  • Тема 3. Живая природа. Художница осень
  • Тема 4. Учимся понимать язык природы. Изменяем состояние природы
  • Тема 5. Чудо улыбки и доброго слова. Изменяем настроение
  • Тема 6. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Чудо любви и понимания
  • Тема 7. Осенний праздник «Осенины». Украшаем класс и дом
  • Литературные произведения для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания
  • Произведения изобразительного искусства Живопись
  • Архитектура
  • Тема 1. Красота родного дома, города, деревни. Песни Родины