Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исходя из этой цели, я ставлю перед собой следующие задачи




Скачать 480.53 Kb.
страница1/3
Дата08.01.2017
Размер480.53 Kb.
  1   2   3


Пояснительная записка.
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Исходя из этой цели, я ставлю перед собой следующие задачи:



  • формировать круг читательских интересов значимых для ученика, тем самым развивать начитанность школьников;

  • прививать любовь к чтению, постоянную потребность в книге;

  • Дать определённый объём историко-теоретико-литературных знаний для последующего их применения при анализе текста;

  • Развивать разные уровни читательского восприятия текста: от эмоциональной отзывчивости до осмысления художественной формы на уровне детали и композиции;

  • Научить анализировать тексты различного уровня сложности;

  • Развивать способности и умения, связанные с литературно - творческой деятельностью учащихся.

Курс литературы построен с учётом следующих принципов:

    • Вариативность;

    • Принцип активного включения ученика в творчество на всех этапах литературного развития;

    • Принцип сочетания литературы и других видов искусств;

    • Принцип возрастных особенностей.

Данная программа концентрического характера. Курс литературы в 5,6,7и 8 классах состоит из следующих разделов:

  • Мифология и фольклор;

  • Древняя литература;

  • Классическая литература 18-19 столетия;

  • Современная литература.

Каждый раздел включает как произведения русских, так и произведения зарубежных авторов. Произведения объединяются в курс по определённым общим темам.

Данная программа предполагает развитие у учащихся следующих видов деятельности (развитие идет с учётом возрастных особенностей школьников).


  • Чтение и анализ обязательных художественных текстов произведений;

  • Чтение произведений, изучаемого автора, выборочно или по индивидуальному списку;

  • Заучивание отрывков произведения и стихотворений;

  • Выполнение творческих работ разного характера ( сочинения, анализ лир.стих, эпизода, характера литературного героя, аннотация, отзыв, рецензия);

  • Работа со справочной литературой;

  • Работа с критической литературой (конспектирование тезисное, сопоставительное, цитатное и т. д.);

  • Научная работа (рефераты, доклады

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Данная программа выбрана, потому что классы достаточно сильные по уровню развития, ровные, т.е. нет очень слабых учеников и нет очень сильных, имеют хороший уровень подготовки в начальном звене, многие навыки и умения у них отработаны на должном уровне, развит навык самостоятельного изучения доступного (по уровню понимания) материала.

Программа обучения в 9 классе под редакцией Т.Ф Курдюмовой (М.:Дрофа,2014 год) рассчитана на 105 часов, базисный план отводит на изучение литературы в 9 классе 102 часа, поэтому были сокращены часы на раздел «Литература 20 века»

Итак, за год по программе 102 часа, из них на изучение нового материала – 85 часов; на контрольные работы –2 часа (к/р); на уроки развития речи- 11 часов (УРР), на внеклассное чтение 9 часа, на региональный компонент 10 часов

Преподавание пойдёт по УМК: « Литература 9 класс», учебник хрестоматия для общеобразовательных школ в 2-ух частях, автор-составитель Т.Ф. Курдюмова и др.- М.:Дрофа,2012 год.



Требования к уровню подготовки учащихся.
Основные знания и навыки по курсу «Литература 9 класс»

Ученик должен



знать:

  • общую характеристику развития русской литера­туры (этапы развития, основные литературные направ­ления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с ха­рактеристикой литературного процесса, такие как: ли­тературный процесс, классика, литературные направ­ления классицизм, сентиментализм, романтизм, ре­ализм), а также изученные ранее понятия;

уметь:

  • комментировать изученные произведения и дока­зательно их оценивать;

  • использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

  • обращаться к различным формам монологиче­ской и диалогической речи в процессе анализа и обсуж­дения произведения;

  • использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

  • пользоваться различными видами справочной ли­тературы, включая все типы энциклопедических изда­ний;

  • активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.


Содержание обучения «Литература 9 класса»
Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.



Методика. При изучении этого курса целесооб­разно учитывать подготовленность учащихся, осна­щенность уроков литературы, возможность проведе­ния внеклассных мероприятий. Это отразится на ха­рактере проведения обзорных и монографических тем. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их пре­вращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от об­стоятельств. Часто такого рода сокращение происхо­дит при изучении древней литературы, литературы XVIII в., а также ряда конкретных монографических тем конца XX в.

Теория. Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Средневековья

Данте. «Божественная комедия» (фраг­менты).

Композиция «Божественной комедии». Ад, Чисти­лище и Рай как варианты финала человеческой судь­бы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Верги­лий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.



Теория. Название произведения.

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исто­рические повествования. Жанр жития (с использовани­ем повторения).

«Слово о полку Игореве». Высокопоэтиче­ское патриотическое произведение — первое произве­дение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным твор­чеством. Поэтические переводы (В. А. Жуковский, К. Д. Бальмонт, современные переводы). Роль памят­ника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в ли­рике русских поэтов.

Теория. Стихотворный перевод.

Методика. При знакомстве со «Словом...» очень важно включать в уроки фрагменты из лучших перево­дов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге. Гам­лет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».

Теория. «Вечный образ».

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостни­ческой направленности. Сентиментализм как литера­турное направление. Особенности проявления класси­цизма и сентиментализма в русской литературе.



М. В. Ломоносов. «Ода на день восшест­вия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года», «Вечернее размышление о Божием вели­честве при случае северного сияния» (фрагменты). Ломоносов — ученый, реформатор рус­ского языка, поэт. Прославление родины, науки и про­свещения в художественных произведениях поэта Без­граничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Теория. Ода. Силлабо-тоническое стихосложе­ние.

Г. Р. Державин. «Ода к Фелице», «Власти­телям и судиям», «Памятник». Державин — крупнейший поэт XVIII в. «Ода к Фелице» (общая ха­рактеристика с разбором отдельных строф). «Властите­лям и судиям», «Памятник» и другие поэтические про­изведения. Сочетание в его произведениях классициз­ма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лири­ки.

Теория. Классицизм и классика.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Теория. Классицизм в драматическом произведе­нии.

А. Н. Радищев. «П утешествие из Петер­бурга в Москву». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепо­стнической Руси в «Путешествии...». Черты класси­цизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Пу­тешествия...».

Теория. Традиции жанра путешествия.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин-историк.

Теория. Сентиментализм.

Методика. Изучение монографических тем по творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина может проходить обзорно. Выбор остается за учителем и зависит от подготовленности класса.

И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Трактовка на­родной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность свя­зи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргари­та. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Теория. «Вечные» образы в литературе.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратынский. Со­вершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэ­зии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина. Романтизм в русской литературе. Особенности взгля­дов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной само­бытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой рус­ской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.



Теория. Эпоха и литература. Романтизм в рус­ской литературе.

В. А. Жуковский. «М о р е», «Н е в ы р а з и м о е». Романтизм. Краткий очерк жизни и творчества Жуков­ского. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

Теория. Романтизм.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна...», «Ви­дение Бальтасара», «Стансы». Жизнь вели­кого поэта — властителя дум поколения и его творчест­во. Романтический настрой и трагическое мировосприя­тие поэзии Байрона. Байрон и Пушкин. Байрон и Лер­монтов.

Теория. Жанры романтической лирики. А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл назва­ния и проблема ума в комедии. Сатирическое изображе­ние жизни и нравов московского дворянства. Особеннос­ти развития комедийной интриги; своеобразие конфлик­та. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Скалозуб. Чацкий и Софья. Новаторство дра- матурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И.Л.Гончаров. «Мильон терзаний»). Сценическая жизнь комедии.

Теория. Внесценические персонажи пьесы.

А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талис­ман...», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Поэт», «Осень» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...» и др. Творческий путь А. С. Пушки­на (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдин-ская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Лю­бовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талис­ман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как ис­точник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед люби­мой женщиной. Особые формы метафоризации в стихо­творениях о любви. Философские размышления о жиз­ни («К Чаадаеву»,«Если жизнь тебя обманет...», «Эле­гия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творче­ства, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в со­здании философского настроя стихотворения.

Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии («Гений и зло­действо — две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

«Евгений Онегин» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведе­ния. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Об­раз Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Карти­ны родной природы. «Открытый» финал романа. Оне­гинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Теория. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Монолог», «Дума», «Пленный рыцарь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детст­ва (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколе­ния («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских тради­ций. Природа и человек в философской лирике Лер­монтова.

«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции ро­мана, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Ре­алистическое и романтическое начало в повести. Худо­жественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.



Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологи­ческий роман.

Методика. Обычно взаимодействие понятий «фа­була» и «сюжет» учитель разъясняет именно на мате­риале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни». Убедительность такой работы стоит использовать при изучении произведения.

Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е души». Краткий об­зор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Го­голя (повторение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в систе­ме образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического на­чала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о ка­питане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художест­венные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повество­вании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.

«Шинель». Судьба «маленького человека» в пове­сти. Приемы создания образа героя. Город как носи­тель зла.



Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

И. С. Тургенев. «Первая любовь» (фрагмен­ты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повес­ти.

Теория. Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Еще томлюсь тос­кой...», «Она сидела на полу...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Ч у д н а я картина...», «Я вдаль иду...», «Нет, я не изменил...», «Я был опять в саду твоем...», «Деревня», «На заре ты ее не буди...» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотиче­ская тематика. Роль метафор и сравнений в поэтиче­ских текстах Фета.

Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «Вчерашний д е н ь, часу в шестом...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Теория. Трехсложные стихотворные размеры.

Методика. Существует традиция блокового изучения произведений Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасо­ва, А. А. Фета и других поэтов второй половины XIX в.

Это дает возможность сопоставления их творчества, суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия. Обзоры включают поэтиче­ские произведения по выбору учителя и учащихся.



Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь ве­ликого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других геро­ев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздейст­вия автора.

Теория. Автобиографические произведения: ро­ман, повесть, рассказ; циклы автобиографических про­изведений.

А. П.Чехов. «Человек в футляре», «Тос­ка». Творческий путь писателя. Ранние юмористиче­ские рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, ри­сующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и ге­рои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рас­сказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Осо­бенности авторской позиции в рассказах.



Теория. Юмор и сатира в их соотношении.

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и на­правлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема ро­дины и ее судьбы.



И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской пре­мии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — авто­биографическая повесть. Главы о юности героя. Сти­листическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Теория. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «Мои университеты» (главы). Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиогра­фическая трилогия. Главы из повести «Мои универси­теты». Герой повести — Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе. Теория. Публицистика.

A.А. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...» и др. Слово о Блоке. Лирика
поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С.А.Есенин. «Отговорила роща золо­тая...», «Я покинул родимый дом...» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есе­нина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

B. В. Маяковский. «Послушайте!», «Проза­седавшиеся» и др. Слово о Маяковском. Поэт-пуб­лицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

А. А. Ахматова. «Песня последней встре­чи», «Сероглазый король» и др. Слово об Ах­матовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахмато­вой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психоло­гизм лирики.

Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

Г. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Традиционная для поэзии Востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лер­монтова и других русских поэтов. Роль поэта в форми­ровании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Теория. Газель.

М.А.Булгаков. «Мертвые души» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). «Собачье сердце». Крат­кое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые ду­ши». Чичиков и его окружение в изображении Булга­кова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. «Собачье сердце». Поэтика Булга­кова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в ли­тературе.

Методика. Насыщенность курса 9 класса дает воз­можность изменить процесс знакомства с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души», обратясь сначала к ее ин­сценировке, созданной М. А. Булгаковым. Возможность исполнить в лицах фрагменты одной из глав, знакомство с героями, которое дает афиша, облегчает освоение сюжета и попутно демонстрирует отличительные особен­ности прозы и драматургического произведения.

В. В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. «Рожде­ство» — тонкость и четкость характеристики человече­ских чувств. Связь с образами и традициями литерату­ры разных народов («Сказка»).

Теория. Природа и человек в произведениях ис­кусства.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Слож­ность человеческих судеб в годы Великой Отечествен­ной войны. Психологическая точность и доброжела­тельность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который про­шел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзаж­ных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (гла­вы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Ва­силий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором. Теория. Создание народного характера.

  1   2   3

  • Требования к уровню подготовки учащихся. Основные знания и навыки по курсу «Литература 9 класс»
  • Содержание обучения «Литература 9 класса» Литература как искусство слова
  • Теория.
  • Литература эпохи Возрождения