Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Исакова Татьяна Антоновна формирование жизненных планов детей-сирот, получающих профессионально-техническое образование




Скачать 389.13 Kb.
страница1/3
Дата02.07.2017
Размер389.13 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»


УДК 377.3.015.3-058.862



Исакова

Татьяна Антоновна


ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


по специальности 19.00.07 – педагогическая психология









Минск, 2012

Работа выполнена в учреждении образования  «Республиканский институт профессионального образования»



Научный руководитель –

Попова Оксана Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент, проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»




Официальные оппоненты:

Коломинский Яков Львович

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»







Аладьин Анатолий Аркадьевич

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогического мастерства государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»




Оппонирующая организация –

учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»

Защита состоится 29 февраля 2012 года в 14.00 на заседании совета по защите диссертаций К 02.21.01 при учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по адресу: 220050, г. Минск, ул. Советская, 18, ауд. 482, TIKrasnova@yandex.ru, тел. 227 84 56.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Автореферат разослан 27 января 2012 года.



Учёный секретарь

совета по защите диссертаций


Т.И. Краснова




ВВЕДЕНИЕ
Сопровождение личностного, социального и профессионального развития детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, является одной из важнейших задач системы образования. В связи с тем, что выпускники школ-интернатов слабо подготовлены к самостоятельной жизни, плохо ориентируются в социальной ситуации, часто повторяют жизненный сценарий неблагополучных родителей, необходимо решать проблему постинтернатной поддержки и развития такой категории учащихся.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что детерминация будущим – жизненными целями, программами, планами и ориентациями, осознанным поиском значимых смыслов профессиональной деятельности и жизненного пути является определяющей в личностном и профессиональном развитии человека. Наиболее сложной психолого-педагогической задачей выступает формирование готовности личности к осознанному построению, корректировке и реализации жизненных и профессиональных планов. При такой постановке проблемы иссле­дование жизненных планов личности выступает важнейшим направлением в изучении проблем про­фессионального развития личности, недостаточно представленным в научных исследованиях и требующим серьезной разработки.

Система профессионального образования создает условия для развития личности, адаптированной как в психологическом, так и социальном плане, обеспечивает профессиональное самоопределение молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. При этом одной из главных целей образования является развитие у воспитанников интернатных учреждений потребности в саморазвитии и жизненном самоопределении. Развитие учащихся профессионально-технических учебных заведений должно быть направлено на становление их как субъектов труда, определяющих траекторию личностного и профессионального роста. Такая система профессионального обучения и воспитания содействует, в том числе, и решению проблемы развития личности детей-сирот, расширению возможностей для раскрытия их индивидуальности, мобилизации ресурсов, успешному решению жизненных и профессиональных задач.

Несмотря на имеющиеся психолого-педагогические исследования, посвященные изучению психического и личностного развития воспитанников учреждений интернатного типа, следует отметить, что проблеме профессионального развития выпускников интернатных учреждений не уделялось достаточного внимания. Исследования в основном посвящены изучению особенностей личностного, социального и интеллектуального развития воспитанников данных учреждений, тогда как профессиональное становление детей-сирот практически не исследовано. Актуальным является изучение и развитие профессиональных и жизненных планов детей-сирот, являющихся одним из критериев их успешности обучения профессии и закрепления в ней.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами. Работа выполнена в общем контексте Президентской программы «Дети Беларуси» 2006–2010 гг. и ее подпрограммы «Дети-сироты», Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 г. № 125), Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24.11.2000 г. № 475), Программы развития профессионально-технического образования в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. (постановление Совета министров Республики Беларусь от 29.03. 2006 г. 422), Примерной программы воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 29.08.2003 г.), темы НИР «Психологическое сопровождение процесса повышения квалификации и переподготовки кадров системы профессионального образования» кафедры психологии профессионального образования РИПО (2006 – 2010 гг.).

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить содержание и условия формирования жизненных планов детей-сирот.

Задачи исследования:



  1. Представить теоретический анализ содержания и уточнить понятие жизненных планов личности.

  2. Изучить особенности и психологические условия личностного и профессионального развития детей-сирот.

  3. Выявить основные критерии оценки и описать уровни развития жизненных планов личности детей-сирот.

  4. Изучить содержание жизненных планов детей-сирот в процессе обучения профессии.

  5. Разработать психолого-педагогическую программу формирования жизненных планов детей-сирот.

Объект: содержание и психологические особенности жизненных планов детей-сирот.

Предмет: психологические условия формирования жизненных планов детей-сирот в процессе обучения профессии.
Положения, выносимые на защиту:

1. Жизненные планы определяются как совокупность решений личности об организации своей жизнедеятельности в значимых сферах жизни, что проявляется в осознании целей, методов, средств их достижения, а также установлении сроков их осуществления. Профессиональный план является составляющей жизненного плана, выступает важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления.

2. Личностное и профессиональное развитие детей-сирот характеризуется проблемами профессионального выбора и низкого закрепления в профессии, затруднениями при освоении новых социальных ролей и понимании их значимости для будущей жизнедеятельности. Несформированность коммуникативной компетентности проявляется в низкой избирательности отношений со сверстниками, преобладании неконструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Для детей-сирот характерны недифференцированность временной перспективы; трудности в планировании и построении жизненных и профессиональных целей, программ, планов; затруднения в проявлении самостоятельности и ответственности за свои поступки и собственное будущее. В качестве условий развития выступают: представления детей-сирот о личностном и профессиональном будущем, временное планирование своего жизненного и профессионального пути, разработка жизненных целей и программ, актуализация потребности в непрерывном профессиональном образовании и саморазвитии.

3. В качестве критериев оценки жизненных планов детей-сирот выступают: сформированность временной перспективы (представленность ближайшей, отдаленной, дальней перспектив); содержание профессиональных планов (наличие дальних и ближних профессиональных це­лей, осознание предстоящих трудностей и путей их преодоле­ния, нахождение адекватных спо­собов реализации своих жизнен­ных и профессиональных планов, степень их реализации); уровень субъективного контроля (экстернальность-интернальность событий личной и профессиональной жизни); мотивы учебно-профессиональной деятельности и доминирующие ценностные ориентации (представленность профессиональных и познавательных мотивов, мотивов достижения и общения, ценностей труда).

4. Существуют различия в содержании жизненных планов детей-сирот. Низкий уровень развития жизненных планов характеризуется отрицанием взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим; экстернальным локусом контроля и пассивной позицией в отношении будущего; направленностью на материальные ценности; низким уровнем мотивации достижения; отсутствием адекватных представлений о своих профессиональных способностях. Средний уровень характеризуется минимально конкретизированными планами, которые представлены в отдаленной перспективе. Данным учащимся свойственны несогласованность планов ближайшей и отдаленной перспектив; средний уровень интернальности; преобладание мотивов достижения, общения, материального обеспечения. Дети-сироты с высоким уровнем развития жизненных планов характеризуются дифференцированностью временной перспективы; преобладанием планов, связанных с отдаленной перспективой; активной позицией в планировании жизни; оптимистическим взглядом на свое будущее; адекватной оценкой своих возможностей в достижении профессиональных целей; осознанием возможных затруднений и нахождением адекватных способов реализации жизненных планов.

5. Программа психолого-педагогического сопровождения формирования жизненных планов детей-сирот направлена на развитие у них представлений о своем личном и профессиональном будущем; расширение возможностей временного планирования, оценивания и корректировки жизненного и профессионального пути; формирование внутреннего локуса контроля профессиональных и личных планов; развитие системы жизненных и профессиональных целей, согласованности планов и программ. Программа предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Используемые методы и формы работы направлены на актуализацию у педагогов психолого-педагогических знаний в области формирования и развития личности детей-сирот; анализ типичных психолого-педагогических ошибок при осуществлении индивидуального подхода к данной категории учащихся; преодоление педагогами негативных установок в отношении к воспитанникам; осознание необходимости комплексного подхода в решении проблем формирования жизненных планов детей-сирот.



Личный вклад соискателя состоит в теоретическом анализе проблемы формирования жизненных и профессиональных планов личности; изучении особенностей личностного и профессионального развития детей-сирот; выявлении основных критериев оценки и описании уровней развития жизненных планов личности детей-сирот; изучении структуры и содержания жизненных планов детей-сирот в процессе обучения профессии; разработке психолого-педагогической программы и выявлении условий развития жизненных планов детей-сирот; внедрении результатов исследования в процессе преподавания на курсах повышения квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов ПТУЗ, ССУЗ.

Апробация результатов диссертации проходила на международных научно-практических конференциях: «Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы: школа-вуз» (Гомель, 2004), «Психологическое здоровье в контексте развития личности» (Брест, 2005), «Стратегические приоритеты развития современного образования» (Минск, 2006), «Прикладная психология и педагогика на службе у человека» (Минск, 2006); на научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образовательного процесса» (Минск, 2010).

Результаты настоящего диссертационного исследования включены в учебные дисциплины «Психологические аспекты работы с детьми-сиротами», «Воспитательная работа с детьми-сиротами» на факультете переподготовки и повышения квалификации учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» для мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов ПТУЗ, ССУЗ.



Опубликованность результатов диссертации. Основные результаты исследования отражены в 10 научных публикациях объемом 3,15 авторских листа, в том числе – 3 статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК Республики Беларусь (1,08 а.л.), 1 – в научном журнале и 6 – в материалах научных конференций (2,07 а.л.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Полный объем диссертации составляет 195 страниц, основной текст – 109 страниц, в том числе 4 страницы занимают рисунки (7 рисунков), 5 страниц – таблицы (6 таблиц); 21 страницу – библиографический список; 65 страниц – приложения (18 таблиц, 40 рисунков). Библиографический список состоит из списка использованных источников (всего 280 наименований, из них 10 на иностранных языках) и списка публикаций соискателя (всего 10 наименований).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «Теоретические основы формирования жизненных планов личности» рассматриваются основные подходы к проблеме формирования жизненных планов личности, изучения особенностей личностного и профессионального развития воспитанников интернатных учреждений.

В процессе развития человека как субъекта деятельности проявляется и формируется его способность к построению планов, которые являются внутренними регуляторами поведения. В психологической науке категория «жизненные планы» возникает в связи с выделением категории субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский), изучением психологического анализа жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова), проблемы самоопределения молодежи (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург), сохранения мотивации поведения во временной перспективе (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Б.Ф. Ломов), обобщающего механизма жизненного целеполагания (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Наумова), диспозиционной концепции личности (В.А. Ядов), профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, М.Х. Титма).

Жизненные планы рассматриваются в связи с изучением жизненных перспектив, волевой активности, ценностей различных категорий учащихся (О.В. Белановская, И.Н. Васильева, Т.А. Дегтяренко, Я.Л. Коломинский), личности с противоправным поведением (В.Г. Деев, Н.А. Деева, Л.Ф. Козлова, А.В. Наприс, В.Ф. Пирожков, А.И. Ушатиков), людей с ограниченными возможностями (Н.В. Васильева, М.В. Миронова). Ряд ученых (A.M. Волков, Ю.В. Микадзе, Л.А. Регуш, Г.Н. Солнцева и др.) изучают процесс планирования, в ходе которого формируется план как результат этой деятельности, как продукт интеллектуальной активности субъекта, как система решений, антиципирующих будущее личности.

В психологии интерес к планированию будущего как феномену опережающего отражения воплотился благодаря работам Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурии, Е.Н. Суркова и др. Изучению психофизиологических механизмов прогнозирования и моделирования будущего посвящены исследованиях П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

Зарубежные исследования проблемы жизненных планов личности связаны с разработкой концепции временной перспективы, вопросами развития личности и индивидуальности человека на протяжении всей его жизни, проблемами самореализации и самосовершенствова­ния личности (А. Адлер, Ш. Бюлер, Дж. Келли, Т. Коттл, К. Левин А. Маслоу, Ж. Нюттен, Г. Олпорт, В. Франкл, Л. Франк и др.).

Ряд отечественных психологов указывают на отсутствие существенных различий в понятиях «жизненные планы», «цели», «перспективы». Так, по мнению Н.Ф. Наумовой, жизненные планы являются обобщенным механизмом целеполагания, при котором целостное представление личности о себе в будущем является ориентиром ее поведения в настоящем. Сходной точки зрения придерживается и И.Т. Левыкин, который определяет жизненные планы как цели, выражающие ведущие потребности и интересы, побуждающие концентрировать свои стремления и действия для их достижения.

В данном исследовании мы придерживаемся позиции, согласно которой одной из особенностей жизненных планов является то, что они направлены на личность как субъект деятельности. И если конкретизация жизненных программ происходит в жизненных планах личности, то жизненная перспектива охватывает также все существенные ожидания личности, связанные с более или менее отдаленным будущим. Программы и планы являются составной частью жизненной перспективы. Без четко сформулированных жизненных планов перспектива личности утрачивает свою функцию – целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего (Л.В. Сохань). Ценность данного подхода состоит и в обозначении связи жизненного плана с жизненной перспективой, ценностными ориентациями, жизненными целями личности, что позволяет дифференцировать и рассматривать данные понятия как самостоятельные феномены жизненного и профессионального пути человека.

В ряде исследований по проблеме жизненных планов личности авторы уделяют внимание изучению «единства временных, ценностных и действенных аспектов планирования». В связи с этим они рассматривают разработку жизненного плана как структурирование будущего и установление его целевой, смысловой, временной связи с настоящим (В.Ф. Серенкова, А.Г. Шмелев).

Исследователи отмечают связь жизненного плана с мотивами, ценностями личности (П. Герстманн, Е.И. Головаха). Способность к осознанному формулированию жизненных планов является показателем личностной зрелости (Н.Д. Деева, Г.В. Иванченко, Л.В. Сохань).

Одной из основных проблем в исследовании жизненных планов выступает выявление и изучение условий, детерминирующих развитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Данные психологических исследований обнаруживают прямую или опосредованную связь жизненных планов с такими существенными личностными характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, локус контроля (Е.И. Коржова, К. Муздыбаев).

В возрасте ранней юности начинается активное осознание течения времени: происходит дифференциация временных интервалов, одновременно возрастает степень обобщенности и конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень их реалистичности; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени. При этом исследователи выделяют ряд особенностей, присущих жизненным и профессиональным планам юношей (М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Н.И. Дубровина, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Л.И. Регуш, М.Х. Титма). В подростковом и юношеском возрасте развивается такая частная форма жизненных планов, как личные профессиональные планы, которые рассматриваются как субъективный регулятор профессионализации личности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, М.Х. Титма). Так, по мнению Е.А. Климова, профессиональный жизненный план – это сложный образ, «конструкция» которого должна состоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятельствах: главной цели, ближайших и более отдаленных конкретных целях, путях и средствах достижения ближайших жизненных целей, внешних и внутренних условиях достижения целей, запасных вариантах целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов. Таким образом, личный профессиональный план является важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления.

В диссертационном исследовании проведен анализ исследований, посвященный изучению психолого-педагогических условий формирования жизненных планов в процессе профессионального самоопределения учащихся (В.Ф. Афанасьева, Н.Ю. Бугаковой, И.В. Загорец, О.А. Коротун, Е.В. Машиньян, А.В. Мордовской, Р.Г. Морозова, Г.П. Петрищевой, Г.Е. Соловьева и др.). Формирование и развитие готовности субъекта к осознанному и личностно мотивированному профессиональному самоопределению, планированию и осуществлению жизненных и профессиональных планов представлены в трудах М.Р. Гинзбурга, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С. Пряжникова.

Обобщая сформулированные в психологической науке идеи и подходы, можно отметить, что жизненные планы в общем виде понимаются как активность личности, направленная к будущим событиям, которые уже в настоящем определяют поведение и деятельность человека, обусловливают изменение и развитие его отношений с окружающей действительностью, в чем человек и проявляет себя как субъект своего жизненного пути. Психологическая природа плана связана с опережающим отражением в двух его формах – в форме предвидения и целеполагания. Кроме того, жизненные цели и планы имеют достаточно определенную предметную очерченность, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах. Они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем. С помощью этих понятий будущее может быть рассмотрено как относительно упорядоченная во времени совокупность событий, приводящих к достижению идеальных результатов, являющихся на данном этапе жизненного пути основными ориентирами деятельности человека.

Сравнительному изучению влияния различных факторов на психическое развитие детей в семье и в учреждениях интернатного типа посвящены труды М.П. Араловой, О.В. Белановской, Л.Н. Бережновой, Л.И. Божович, Е.В. Виноградовой, Л.Н. Галигузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.А. Залысиной, Т.М. Землянухиной, Р.И. Каннуниковой, Н.И. Карасевой, С.Н. Крыгиной, В.С. Леухиной, С.Ю. Мещеряковой, B.C. Мухиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской, Л.И. Рюмшиной, Г.В. Семьи, Н.Н. Толстых и др. В исследованиях выявлено, что на личностное развитие воспитанников интернатных учреждений оказывают влияние условия жизнедеятельности в школе-интернате: отсутствие значимых взрослых, социальная изоляция и формализованность общения, ограниченные возможности в усвоении социокультурного опыта и др. Профессиональное становление детей-сирот в психологических исследованиях практически не рассматривалось. Необходимы изучение психологических условий, обеспечивающих успешное профессиональное становление данной категории учащихся на этапе профессионально-технического обучения, разработка психолого-педагогических программ преодоления личностной и социальной дезадаптации детей-сирот в процессе профессионального образования.


  1   2   3

  • Исакова Татьяна Антоновна ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • Научный руководитель – Попова Оксана Сергеевна
  • Официальные оппоненты: Коломинский Яков Львович
  • Аладьин Анатолий Аркадьевич
  • Оппонирующая организация
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами.
  • Цель и задачи исследования. Цель исследования
  • Объект
  • Положения, выносимые на защиту
  • Личный вклад соискателя
  • Апробация результатов диссертации
  • Опубликованность результатов диссертации.
  • Структура и объем диссертации.
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В первой главе «Теоретические основы формирования жизненных планов личности»