Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка




Скачать 222.8 Kb.
Дата15.05.2017
Размер222.8 Kb.

Интерактивные технологии обучения диалогической речи
как способ формирования коммуникативной компетенции
учащихся на уроках английского языка

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы крадем у

наших детей завтра

Джон Дьюи
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации.

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.

В профессии учителя нет предела совершенству. То, что вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. Приходится быть постоянно в поиске и задавать себе вопросы:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достигла?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Известно, что человек охотнее делает то, что хорошо получается. Из множества новых педагогических технологий я предпочитаю те, где ведущее место занимают мобилизующие принципы, где ребёнок является субъектом учебной деятельности.

Работа над рационализацией учебной деятельности – задача каждого учителя. Школа не может обеспечить ребенка на всю жизнь. Способность учащегося самому находить новые приёмы приобретения знаний и выработки умения действовать в уме является показателем его развития в будущем. Лев Толстой писал: «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти». Развивать ребёнка, а не натаскивать – основное правило в моей работе. Воплотить эту идею в жизнь позволяет мне применение интерактивных технологий.

За основу своей концепции я взяла хорошо известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К.Селевко. В своей работе я использую идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова.

Главная цель моей педагогической деятельности:

- организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой


  • формирование у школьников умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний для самореализации.

Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:

Обучающие:

  • сформировать у школьников учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах,

  • познакомить учащихся с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей.

Развивающие – развить у школьников:

  • способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,

  • навыки взаимоконтроля и самоконтроля,

  • этикетные нормы (речевой такт и поведение).

Воспитательные:

  • совершенствовать нравственные качества личности учащихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество),

  • выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,

  • знакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Вот некоторые интерактивные технологии и методы, через которые я внедряю интерактивную модель обучения на уроке:

— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

—«аквариум». (Форма диалога, когда ребятам предлагаю обсудить проблему «перед лицом общественности». Учащиеся выбирают того, кому они могут доверить вести тот или иной диалог. Иногда это могут быть несколько желающих. Они ищут дополнительный материал в Интернете или в библиотеке, готовят выступления с использованием программы Power Point. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум);

— «большой круг». (Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Каждый ученик выступает с решением этой проблемы). Приложение 4.

— эвристическая беседа;

— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

— конференции;

—ролевые игры (Приложение 1);

— использование средств мультимедиа;

— технология полноценного сотрудничества;

— технология моделирования, или метод проектов;

Применяя интерактивные формы обучения на занятиях, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

- стараюсь вовлечь в работу всех учащихся;

- забочусь об их психологической подготовке. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи провожу разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

- Стараюсь, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

- Отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Класс готовлю с таким расчетом, чтобы учащимся было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами создаю для учащихся физический комфорт.

Иногда мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.

Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.

Как я уже отмечала ранее, в своей работе я обычно использую различные виды интерактивных методов обучения.

При обсуждении теоретических и практических проблем мною обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.



Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции.

Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую занятия, проводимые в форме деловой игры (Приложение 2). Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.

На занятии мною используются различные варианты организации и проведения деловых игр: «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Слабое звено» (викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, литературный клуб и другие) Приложение 3.

Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Мною была составлена и реализована авторская программа элективного курса «Деловой английский язык» в 9 классе. Данная программа направлена на восполнение того аспекта языка, который находится за пределами школьной программы, но востребован в социальной жизни. Цель этой программы определяется спецификой делового языка – расширять лингвистический кругозор, развивать самостоятельность учащихся, обучать их основам делового общения в устной и письменной формах в реально существующих (типичных) ситуациях делового общения. Содержание программы носит характер интенсивного языкового практикума. Основной метод реализации программы – ролевая игра. Методы ведения занятий обеспечивают быстрое и прочное усвоение учащимися разговорных тем английского языка, необходимых в современной жизни для делового общения. Учебные методы на каждом занятии соотнесены с ситуацией делового взаимодействия.

На основании положительной оценки ст. преподавателей кафедры филологического образования МРИО Л.М. Немчиновой и В.А. Курковой от 29.11.07 г. данная программа была рекомендована для практического использования в общеобразовательных учреждениях района.

Интерактивное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

В конечном итоге интерактивное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.

Интерактивное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, интерактивное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами интерактивное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».

Интерактивное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.


Результативность методики интерактивного обучения видна в успехах и достижениях моих учащихся:

2007-2008 г.г.: Ерошкина Е., Рыжова Ю. – дипломанты II степени IХ Республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии», Авдонина А. - II место в олимпиаде по языкознанию в рамках Российского очного летнего турнира «Vivat, Эрудиты!», Авдонина А. - лауреат II степени в конференции «Первые шаги в науку» в рамках Российского летнего турнира «Vivat, Эрудиты!», Ерошкина Е. - лауреат Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Мир английского языка» (9-11 кл.), Авдонина А. - лауреат Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Эрудит» (английский язык, 5-8 кл.), Гречишникова Е. - I место в муниципальном этапе предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Ерошкина Е. - I место в муниципальном этапе предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 10 классов.

2008-2009г.г.: Авдонина А., Новикова Е. - лауреаты Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Эрудит» (английский язык, 5-8 кл.), Ерошкина Е. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Колядёнкова В. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 8 классов, Рыжова Ю. призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Пучкина Е. - призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 8 классов.

2009-2010г.г.: Кукина С. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Колядёнкова В. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 9 классов, Пучкина Е. – призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 9 классов, Пучкина Е. – участник конкурса школьного сочинения на иностранном языке «Кто я в 2020 году?», Пиксаева А. – участник Республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии».

2010-2011 г.г.: Колядёнкова Валерия - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 10 классов, Пучкина Елена – призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 10 классов, Логинова Елена - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 9 классов, Спирин Артём - призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 7 классов, Подмарёва Юлия - призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 7 классов. Пучкина Елена – участвовала в международной программе обмена для старшеклассников FLEX (успешно выдержала 2 тура).

Приложение 1.

Ситуации для ролевых игр на занятии элективного курса «Деловой английский».

1. Представьте, что Вы встречаете представителя английской компании. В аэропорту Вы увидели мужчину, внешний вид которого соответствует описанию того человека, которого вы должны встретить. Выполните следующие действия:



а) обратитесь к нему на английском языке и узнайте, тот ли это человек, который Вам нужен;
б) представьте себя (назовите своё имя и фамилию, а так же компанию, которую вы представляете);

в) Спросите, как он долетел;
2. Представьте, что к Вам в компанию приехал представитель иностранной фирмы. Выполните следующие действия

а) Представьтесь сами и представьте ему сотрудников Вашей компании

б) Спросите у него, какая у него должность;

в) Спросите у него, не хотел ли бы он чего-нибудь выпить;
3. Представьте, что Вам звонит Ваш деловой партнёр из Англии. Выполните следующие действия:

а) Попросите у него прощение, скажите, что Вы в данный момент очень заняты и попросите его перезвонить вам попозже;

б) Узнайте его телефонный номер и код города, из которого он звонит;
в) Скажите, что перезвоните ему через два часа;

4. Представьте, что вам звонит из Англии Ваш деловой партнёр, который собирается приехать к Вам в командировку. Выполните следующие действия:



а) Спросите, когда он собирается приехать к Вам;

б) Спросите, не заказать ли ему номер в гостинице и пожелайте ему приятного пути;

в) Сформулируйте фразу для заказа для него одноместного номера в гостинице сроком на 4 суток, с 18 декабря по 21 декабря включительно;
5. Представьте, что Вы работаете официантом в ресторане в Москве. Ваши клиенты – бизнесмены из Англии…

а) Поприветствуйте их на английском языке и предложите им место возле окна.

б) Предложите им меню.

в) Спросите, что они хотят на первое, на второе. Порекомендуйте им какое-нибудь блюдо.

6. Следующие 5 функций являются основными в работе любого менеджера:

a) Planning b) Organizing c) Staffing d) Controlling e) Directing



Какие качества необходимы менеджеру?

Приложение 2.

Урок-деловая игра

по английскому языку в 9 классе.

Тема: Визит зарубежного партнёра.
Цели и задачи урока: активизировать употребление учащимися речевых выражений в предлагаемых ситуациях;

тренировать учащихся в монологической и диалогической речи;

формировать стремление к изучению мира профессий;

развивать мышление, инициативу в приобретении знаний, навыков и умений.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока:



  1. Начало урока

Teacher: The theme of our lesson is “The visit of a foreign partner”. We’ll begin our work with vocabulary practice.

II. Разминка (слайды презентации 3-20)

III. Деловая игра.

Teacher: «Mrs. Brown is going to visit Russian company in Moscow. She is calling Ms Ryzhova, Director General of TST Systems. »

(Учащиеся инсценируют полилог «Разговор по телефону», в котором принимают участие Mrs. Brown, представитель британской компании, Ms Рыжова, генеральный директор ТСТ-Системз, секретарь ТСТ-Системз.) – слайды 22-24.

1st day

Teacher: Mrs. Brown has just arrived at the airport from London. She is visiting a Russian company that wants to buy equipment produced by her company. We are at the airport now. Our manager is here to meet Mrs. Brown.

(Учащиеся инсценируют диалоги «В аэропорту» и «По дороге в офис». В нём участвуют Mrs Brown и менеджер русской фирмы.) – слйды 25-26.

Teacher: We are at the office now. Mrs. Brown gets acquainted with the staff.

(Учащиеся инсценируют полилог «В офисе», в нём принимают участие Mrs. Brown, генеральный директор русской фирмы, секретарь) – слайд 27.

Teacher: we are at the hotel now. This is a manager of our hotel. What can you say about your hotel? (рассказ служащего о сервисе гостиницы.)

Teacher: Mrs. Brown is talking to the clerk of the hotel.

(Учащиеся разыгрывают диалог «В гостинице» между служащим гостиницы и Mrs. Brown.) – слайд 28.

Teacher: we are at the restaurant now. Mrs. Brown is having dinner.

(Разыгрывается диалог между официантом и Mrs. Brown.) – слайд 29.



2nd day

Teacher: Mrs. Brown is at the office of TST-Systems. She is having an appointment with the managers of this company.

(Разыгрывается полилог между Mrs. Brown, генеральным директором и менеджерами русской фирмы) – слайд 30.

3rd day

An excursion around Moscow.

Teacher: Mrs. Brown is going sightseeing. Our guide is organizing for her an excursion around Moscow.

(Учащийся-гид рассказывает по слайдам о Москве.) слайды 31-46.



4th day

Teacher: Mrs. Brown is leaving tomorrow. It` s time to think of presents.

(Затем следуют диалоги «В магазине», «Покупки») – слайды 47-48.

4. Заключительный этап урока.

Подведение итогов.

Приложение 3.

Интеллектуальная игра «Слабое звено».


  1. Вступительное слово учителя:

Good afternoon, dear teachers and students. I am glad to see you. Welcome to our game “The Weak Link”. The theme of the game is “English-Speaking Countries”. Taking part in the game are tenth-and eleventh-form students. Let them introduce themselves.

Участники игры представляют себя.



Let’s begin the first round. After each round the weakest link will leave our game. Answer my questions, please.

  1. Основная часть игры.

The first round

The United Kingdom

  1. What kind of state is the United Kingdom? (a monarchy)

  2. What does the word “Albion”, the poetic name of Great Britain, mean? (white)

  3. What is the national emblem of England? (a rose)

  4. What is the national emblem of Scotland? (a thistle)

  5. What is the national emblem of Wales? (a daffodil)

  6. What is the national emblem of Northern Ireland? (a shamrock and a red hand)

  7. What is the capital of England? (London)

  8. What is the capital of Scotland? (Edinburgh)

  9. What is the capital of Wales? (Cardiff)

  10. What is the capital of Northern Ireland? (Belfast)

  11. What is the nickname of the flag of the UK? (Union Jack)

  12. What is the name of the London residence of Queen Elezabeth2? (Buckingham Palace)

  13. What is the official residence of the Prime Minister of the UK? (No.10, Downing Street)

  14. Who is the architect of the famous St.Paul’s Cathedral? (Sir Christopher Wren)

  15. What is the nickname of London’s Underground? ( the Tube)

  16. What is the seat of the British Government? (the Houses of Parliament)

  17. Where can you see wax figures of many famous people? (in Madame Tussaud’s)

  18. How many bronze lions can you see at the foot of the monument to Admiral Nelson? (4)

  19. How many bridges cross the Thames? (14)

  20. What is the largest museum in London? (the British Museum)

  21. Who was the first woman Prime Minister in the UK? (Margaret Thatcher)

  22. What is the name of the first Queen of the United Kingdom? (Victoria)

  23. What is the biggest city in Scotland? (Glasgow)

  24. What is the highest mountain in Scotland? (Ben Nevis)

The Second Round

  1. On which river is London situated? (on the Thames)

  2. Name the biggest clock in the world. (Big Ben)

  3. What is the traditional male costume in Scotland? (the kilt)

  4. Where can you see the tombs of many British kings and queens and other famous people, such as Charles Dickens and Rudyard Kipling? (Westminster Abbey)

  5. How many towers does the tower of London consist of? (13)

  6. What holiday is celebrated in Great Britain on the 31st of October? (Halloween)

  7. What theatre did Shakespeare found? (“the Globe”)

  8. Whose monument is located in the centre of Trafalgar Square? (the monument to Admiral Nelson)

  9. What university is the oldest in Great Britain? (Oxford)

  10. Name the old fortress in London which was a palace, then a prison. It is a museum now. (the Tower of London)

  11. Who wrote “The Jungle Book”? (Rudyard Kipling)

  12. When do British people celebrate Guy Fawkes Night? (On the 5th of November)

  13. Name the place near London where annual tennis competitions are held. (Wimbledon)

  14. Who wrote about Winnie-the-Pooh? (Alan Milne)

The Third Round

What Have You Learned about America?

  1. Who discovered America? (Christopher Columbus)

  2. Who was the first president of the USA? (George Washington)

  3. What is the national symbol of the USA? (the bald eagle)

  4. What is the capital of the United States of America? (Washington)

  5. Where is the Statue of Liberty situated? (in New York)

  6. How many stripes does the American flag have? (13)

  7. When do Americans celebrate Independence Day? (July, 4)

  8. What is the national sport in America? (baseball)

  9. What is the oldest public building in Washington? (the White House)

  10. Where are laws made in the USA? (the Capitol)

  11. In which month is Thanksgiving Day celebrated? (in November)

  12. What is the capital of Georgia? (Atlanta)

  13. What tradition was brought to America from Germany? (Christmas tree)

  14. On what river is Washington situated? (the Potomac River)

  15. What was the first capital of the USA? (Philadelphia)

  16. What is the nickname of the US government? (Uncle Sam)

  17. On which ship did the Pilgrim Fathers sale to America? (the Mayflower)

  18. What is the biggest state in the USA? (Alaska)

The Fourth Round

  1. In which city is Hollywood situated? (Los-Angeles)

  2. What country gave to America the Statue of Liberty? (France)

  3. What University was the first in America? (Harvard)

  4. Where is the tallest building in the world situated? (in Chicago)

  5. How many states are there in the USA? (50)

  6. What river is the biggest in the USA? (the Mississippi)

  7. Which city is the biggest in the USA? (New York)

  8. What is the nickname of the flag of the USA? (“Stars and stripes”)

  9. What ocean washes the USA in the west? (the Pacific Ocean)

  10. What country borders on the USA in the north? (Canada)

The Fifth Round

English-Speaking Countries

  1. How large is the population of Australia? (about 18 million people)

  2. What is the largest city of Australia? (Sydney)

  3. What is the capital of Australia? (Canberra)

  4. What was the first capital of Australia? (Melbourne)

  5. What is the official language of Australia? (English)

  6. How big is the territory of Australia? ( about 8 million square km.)

  7. What are Australians national colours? (green and gold)

  8. What is the best-loved animal in Australia? (the koala)

  9. What animals can be seen of the Australian coat of arms? (the kangaroo and the emu)

  10. Who discovered Australia? (Captain Cook)

  11. When do people celebrate the New Year in Australia? (in summer)

  12. What was the name of the Australian continent when Cook explored its eastern coast? (New Holland)

  13. When did Europeans settle in Australia? (1778)

  14. When did Captain Cook discover Australia? (1770)

  15. Who are the Australian natives? (Aborigines)

  16. In which Australian city were the Olympic Games held in 1956? (Melbourne)

The Sixth Round

  1. What is the capital of New Zealand? (Wellington)

  2. What is the capital of Canada? (Ottawa)

  3. What is the national emblem of New Zealand? (The bird kiwi)

  4. What is the national symbol of Canada? (the maple leaf)

  5. What is the largest city of New Zealand? (Auckland)

  6. What Australian bird can’t sing but can laugh like a human? (Kookaburra)

The Seventh Round

  1. Which of the US Presidents was a Hollywood actor? (Ronald Reagan)

  2. Who is believed to have sewn the first American flag? (Betsy Ross)

  3. Who gave his name to America? (Amerigo Vespucci)

  4. Where is the Sleeping Beauty’s Castle situated? (in Disneyland)

  5. What is the second name of the Washington memorial? («the pencil»)

  6. Who is the unchallenged “King of rock-and-roll”? ( Elvis Presley)



  1. Заключительное слово учителя.

Награждение победителей.

Приложение 4.

Урок в 8 классе.

Тема: “The ABC of Ecology”.



I. Организационный момент. Знакомство с темой.

Teacher: The theme of today’s lesson is “The ABC of Ecology”. The problem of our lesson is the global situation in ecology and what we can do with it.



We’ll try to discuss some environmental problems.

  1. Основная часть урока.

  1. Answer the questions, please!

  1. What is Ecology?

  2. What does it study?

  3. What is a natural environment?

  4. What does ecology teach us?

  5. What information do ecologists collect about?

  6. Why do people so often speak about ecology nowadays?

(Our planet is in danger. We have a lot of ecological problems: air pollution, water pollution, littering, some plants become rare and vanish, some animals become extinct. Nature is something that not be constructed by man.)

  1. What do you think causes air pollution?

(Cars and factories, plants and power stations pollute the air and make it dangerous to breathe. For example in Komsomolski we have a big factory “Mordovcement”. The air we breathe is polluted. It is dangerous to breathe.)

  1. What do you think causes water pollution?

(Companies dump toxic waste into our rivers, seas and oceans. They are filled with poison: industrial and nuclear waste.)

  1. And what can you say about littering?

We dump domestic and industrial waste in the country. We leave litter in the forests, parks, streets.

  1. Why do plants become rare and vanish? Why do animals become extinct?

(We take from the nature as much as we can. We cut down forests and build farms, houses, roads and factories on the land. Our useful insects: bees, dragonflies, butterflies can’t live in the atmosphere of chemicals. Radiation and transport are harmful to animals. There is pet and fur trade in the countries. Hunters kill animals. They kill them for meat, fur, tusks and horns. We pick wild flowers).

  1. Can we live without plants and animals? (We can’t live without plants and animals. They help to make the soil, they clean the water and air, and they give us all our food.)

  2. The world is our home and we must take care of it. What can we do to protect it?

  • We must plant trees.

  • We must feed birds in winter.

  • We must save water and energy.

  • We mustn’t litter.

  • We must clean trees.

  • We mustn’t kill animals.

  • We must recycle used materials: newspapers, glass bottles, cans. (Teacher: By the way, do you know what recycling is. Pupil: Recycling is when we make new products out of used products.)

  • We must pick up litter.

  • We mustn’t pick flowers.

  • We must write on both sides of paper.

  • We must walk or ride a bike whenever possible.

  • We must repair leaking taps.

  • Schools must make environmental programs.

  • We must join the organizations that help nature.

  1. I would like to divide you into two groups. Each of the pupils in this group will have to tell about any ecological problem. Pupils in that group will have to try to offer ways to solve these problems. Are you ready? Lets begin. (интерактивная форма обучения «большой круг». Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Один учащийся формулирует какую-либо экологическую проблему, другой пытается найти способ её решения).

  1. – Nowadays people feel that it is more difficult to breathe: in big cities the air has become badly polluted. Most of the pollution comes from cars, buses and factories. Old people and little children feel bad and get ill because of the polluted air.




  • But the battle against air pollution is growing. Some countries make Clean Air laws. Scientists are looking for ways to make factories and cars run cleaner.




  1. – The seas are in danger. They are filled with poison: industrial and nuclear waste. The Mediterranean is already nearly dead, the North Sea is following. If nothing is done about it, they will one day nothing will be able to live in the seas.




  • Factories must pay big money if they are a polluter. We must make laws to control pollution. We mustn’t build factories on river banks. We must clean rivers and lakes. Factories must stop dumping their waste into the water.




  1. - When we burn coal and oil for energy, we cause pollution. Acid rain is another problem. Acid rain harms lakes, rivers and plants and the creatures that need them.

- But little by little we are getting more energy from the sun and the wind. This energy is clean and renewable. Energy from the sun now helps heat and light homes in the USA. Many electric companies have discovered that saving energy is better than making more energy.




  1. - Farmers often spray chemicals on crops to protect them against pests. These chemicals are called pesticides. Scientists have found that pesticides often end up in our food. Pesticides can cause health problems – especially for kids.




  • But I have good news: the US government is helping farmers find ways to protect crops without using many pesticides.




  1. - We throw away a lot of trash daily. We dump domestic waste in the country. We leave litter in the forests, parks, streets.




  • Some companies have begun to use less packaging. A lot of countries have started recycling projects. In these ways we have begun making less trash. Everyone should look at what they throw away and try to throw away less. Governments should build recycling factories.




  1. – Every ten minutes, one kind of animal, plant or insect disappears. If nothing is done about it, over one million of species will disappear in twenty years from now.




  • There are people who are trying to do something about it. In 1961 the World Wildlife Fund was founded- a small group of people who wanted to raise money to save animals and plants. Today, the World Wildlife Fund is a large international organization. It has helped 30 mammals and birds to survive. Perhaps this is not much, but it is a start. Politicians can think of ways to stop hunting. Countries can open national parks.

g) - Cars are the world’s biggest air polluters.




  • But scientists are trying to invent cars that pollute less.




  1. Ролевая игра.

Imagine yourself: you are at the conference of young ecologists. You are given a word. What would you speak about?

  1. Заключительный этап урока.

Today we have discussed a lot of ecological problems. All your answers were very good. I am pleased with your work. Thank you for the lesson.
Моя воспитательная деятельность направлена, прежде всего, на саморазвитие и самосовершенствование личности, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества. Один из главных органов классного самоуправления – это совет города (мэр, заместитель мэра, министры отдела образования, отдела культуры, отдела печати, отдела спорта, отдела экологии, отдела труда), он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы. Город имеет свою документацию: классный уголок, летопись города.

Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности обучающихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Второй год в моём классе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив. Классное самоуправление развивается поэтапно.

Первый этап пришёлся на 5 класс. В первую очередь, обучающимся были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно обучающиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одноклассников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой. Был выбран актив класса, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив класса менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения в классе.

  Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7 классы. В начале 6 класса был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности. Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается ни в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В 6 классе достигнуты следующие результаты классного самоуправления:


  • хорошо налажено дежурство по классу и школе;

  • хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);

  • организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);

  • выпуск всевозможных тематических газет;

  • проведение спортивных мероприятий;

  • проведение тематических классных часов.

Всем ученикам комфортно жить в городе, нет изгоев, каждый ребенок социализирован.
Итогом работы стали следующие результаты:

  • каждый ученик выполняет роль творца;

  • каждый гражданин уважаем, защищен, имеет свои обязанности и права;

  • дети стали инициативными, научились решать спорные вопросы; самостоятельно решать важные вопросы, проблемы города;

  • самостоятельно принимать решения, постановления Совета города.

Все дети активно участвуют в жизни школы: спортивных соревнованиях, конкурсах, интеллектуальных турнирах, акциях и других мероприятиях. Принимая участие в жизни школы, ученики демонстрируют активную жизненную позицию и готовность жить в социуме.

Важным направлением своей деятельности считаю формирование правовой культуры учащихся и профилактику правонарушений среди них. Веду тесную связь с ГАИ, сотрудниками правоохранительных органов. В 6 классе учащиеся много знают о вреде курения, наркомании, алкоголя. Участвуем в акциях, направленных против вредных привычек, учимся выходить из трудных жизненных ситуаций, стрессовых состояний, изучаем методы и приемы против агрессии, большое внимание уделяем безопасности жизни. Никто из моих учащихся за период работы в качестве классного руководителя (2002-2009, 2009-2011) не совершал правонарушений. У воспитанников сформирован здоровый образ жизни: никто не курит, знает способы поднять себе настроение, предупредить болезнь. Это результат долгой, кропотливой работы педагога.

Учащиеся класса систематически оказывают шефскую помощь ветеранам педагогического труда Бобиной Т.И., Зеленовой М.П., поздравляют их с профессиональными и календарными праздниками, приглашают на классные часы.

На счету у классного коллектива, который я выпустила в 2009 году и у которого я в данный момент являюсь призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 10 классов классным руководителем, много важных дел, значимых на разных уровнях – школьных, районных, республиканских.


Ежегодно организую экскурсии по интересным местам России, прививая любовь к родному краю, обогащая духовный мир детей.

Интересными и содержательными внеклассными мероприятиями наполнена жизнь учащихся, которых я воспитываю («Дверь в детство», «Хэллоуин», «С Рождеством!», «Моя Любовь – моя Звезда…», «Волшебная магия свечи» и другие).

   При взаимодействии с родителями использую различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.  Начиная работать с детским коллективом, стараюсь максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

  Провожу работу по обобщению и распространению своего опыта




Формы обобщения и распространения

Муниципальный уровень







Участие в конкурсе «Учитель года – 2010»




Республиканский уровень

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

- Размещение разработок уроков английского языка на школьном сайте МОУ «Многопрофильный лицей №1»: http://chamz1.edurm.ru.


Выступление на семинарах руководителей общеобразовательных учреждений с исследовательской работой «Английский язык вокруг нас»




Всероссийский уровень







- Публикация разработок исследовательской работы, уроков, внеклассных мероприятий и классных часов в электронном периодическом издании НУМИ (научные, учебные и методические издания):

http://numi/ru

(http://numi/ru/10843 - получено 5 благодарностей от учителей)

- Персональный сайт учителя: http://gavrilina.ucoz.ru




  • Приложение 4.
  • 2010-2011 г.г.: Колядёнкова Валерия
  • Приложение 2. Урок-деловая игра по английскому языку в 9 классе. Тема
  • What Have You Learned about America
  • English-Speaking Countries
  • I. Организационный момент. Знакомство с темой.
  • Основная часть урока. Answer the questions, please!
  • Заключительный этап урока.
  • Формы обобщения и распространения