Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Интеллектуально-познавательная игра «13 ступеней»




Скачать 157.23 Kb.
Дата27.06.2017
Размер157.23 Kb.
ТипЗадача
1. МОУ лицей №44 г.Липецка

2. Дубровская Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе.

3. 1 - 11 классы.

4. Тема: интеллектуально-познавательная игра «13 ступеней».

5. Форма проведения: игра по станциям.

6. Цели:


  • пробуждение интереса к школьным предметам;

  • формирование умения использования своего интеллекта, воли и эмоций для достижения цели;

  • развитие мыслительной деятельности;

  • совершенствование коммуникативных качеств и творческих способностей.

Задача – сформировать умение мобилизовать и применять все имеющиеся ЗУН в нестандартной ситуации.

7. Оборудование: раздаточный материал, маршрутные листы, аудио- видеотехника.

8. Оформление. Каждый этап оформлен в соответствии с тематикой «станции»

9. Место проведения: 13 кабинетов школы (в т.ч. спортивный зал, рекреация).

10. Описание мероприятия.

Игра рассчитана на 45 – 60 минут. Проводится по станциям (ступеням) по которым последовательно перемещаются команды. Игра проводится по формуле «количество команд = количеству станций». На предварительных беседах классные руководители формируют команды. В команде определяются три поручения: капитан, который принимает решение в затруднительных случаях и осуществляет общее руководство; штурман, который отвечает за заполнение и сохранность маршрутного листа и правильное передвижение команды; «хранитель времени», который следит за пунктуальностью, так как задержка команды на одной из станций приведёт к нарушению игры.



Перед началом игры ведущий представляет руководителей станций (после чего те расходятся по этапам), вручаются маршрутные листы, оговариваются условия окончания игры (по определенному сигналу или по прохождению последней ступени) и ставятся задачи:

  • выполнить правильно,

  • выполнить вовремя,

  • передвигаться коллективно.

По сигналу команды отправляются на строго определенный маршрут исключающий пересечения. По окончанию игры судьи подсчитывают количество набранных баллов. Тут же оглашаются и награждаются победители.

Маршрутный лист.




кабинет

Название ступени

Баллы

1.




«О братьях наших меньших…»




2.




«Дальше, дальше, дальше…»




3.




«Крылатые выражения»




4.




«В гостях у Мюнхаузена…»




5.




«Ты – мне, я – тебе!»




6.




«Зоологический ералаш»




7.




«Городки»




8.




Исторические личности




9.




Видеоконкурс…




10.




Вехи истории России




11.




Чудеса света




12.




Terra Incognita




13.




Географический „PUZZLI“




11. Приложения.


Примеры заданий на игре «13 ступеней»
«PUZZLI»

В течение 1 минуты необходимо сложить из отдельных фрагментов изображение карты.

По 5-бальной системе оценивается объём выполненной работы.


  • для 1 – 5 классов – схематичное изображение карты полушарий;

  • для 6 – 8 классов – физическая карта восточного полушария;

  • для 9 – 10 классов – политическая карта восточного полушария.


«Вехи истории…»

Задание для 1 – 5 классов.

Найти три ошибки в написании веков, каждый правильный ответ – 2 балла.



IIV XII XIX XVI XXVIIII XXXIII XXIX VIII VI IIVX

Задание для 6 – 10 классов.

За 1 минуту найти соответствие дат и крупнейших событий в истории России. Каждый правильный ответ даёт команде 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.

988 – крещение Руси

1242 – Ледовое побоище

1237 – нашествие Батыя

1380 – Куликовская битва

1480 – стояние на Угре

1654 – воссоединение Украины с Россией

1812 – Отечественная война

1917 – февральская революция

1922 – образование СССР

1991 – образование Российской Федерации


«Дальше, дальше, дальше…»

За 1 минуту необходимо ответить на максимальное количество вопросов - 15.



Отвечать без обдумывания. Если ответа нет, вопросы продолжать задавать в течение 1 мин.

  • за 1 – 3 ответа – 1 балл,

  • за 4-6 ответа – 2 балла,

  • за 7 – 9 ответа – 3 балла,

  • за 10-12 ответа – 4 балла,

  • за 13-15 – 5 баллов.

Задания для 5 – 7 классов:

  1. Наука, изучающая прошлое (история).

  2. Что является пределом направлений на север и на юг? (полюс)

  3. Правитель древнего Египта (фараон)

  4. Название полуострова, которое говорит о его величине? (полуостров Ямал)

  5. Первый русский император (Пётр I)

  6. Можно ли сегодня получить телеграмму, посланную завтра? (можно, если она послана из Владивостока в Москву)

  7. Последний российский император (Николай II)

  8. Какая земля никогда не состарится? (остров Новая Земля)

  9. Название времени, исчисляемого от Рождества Христова (наша эра)

  10. Какой город может лететь? (Орёл)

  11. Село, у которого в 1812 году произошло генеральное сражение русской армии с войсками Наполеона. (Бородино)

  12. Какой город «сердитый»? (Грозный)

  13. История жизни человека (биография)

  14. Записанные в Библии правила, по которым должны жить люди.(заповеди)

  15. Название, какого города, на севере Африки, состоит из трёх женских имен? (Триполи)

  16. Цвета Андреевского флага (белый и голубой)

  17. В названии какой южноамериканской реки есть название двух нот? (Миссисипи)

  18. Вера людей в сверхъестественные силы, поклонение им (религия)

  19. Какая страна в Центральной Америки носит такое же название, что и головной убор? (Панама)

  20. Гробница фараона (пирамида)

  21. Где нельзя увидеть Полярную звезду? (в южном полушарии)

  22. Первый русский царь (Иван Грозный)

  23. Как определить правый или левый приток реки? (по течению)

  24. Фантастическое существо с телом льва и головой человека (сфинкс)

  25. Существует ли море без берегов? (Саргассово море)

  26. Город, в котором был открыт первый русский университет (Москва)

  27. Самая близкая точка к центру Земли? (полюс)

  28. Народ, придумавший первый алфавит (финикийцы)

  29. Через какие ворота может пройти даже ледокол? (пр. Карские ворота)

  30. Какая река дважды пересекает экватор? (Заир – Конго)

Задания для 8 – 10 классов:

  1. Что является пределом направлений на север и на юг? (полюс)

  2. Правитель древнего Египта (фараон)

  3. Название полуострова, которое говорит о его величине? (полуостров Ямал)

  4. Первый русский император (Пётр I)

  5. Можно ли сегодня получить телеграмму, посланную завтра?

(можно, если она послана из Владивостока в Москву)

  1. Последний российский император (Николай II)

  2. Какая земля никогда не состарится? (остров Новая Земля)

  3. Название времени, исчисляемого от Рождества Христова (наша эра)

  4. Какой город может лететь? (Орёл)

  5. Село, у которого в 1812 году произошло сражение русского войска с войском Наполеона. (Бородино)

  6. История жизни человека (биография)

  7. Записанные в Библии правила, по которым должны жить люди.(заповеди)

  8. Название, какого города на севере Африки состоит из трёх женских имен? (Триполи)

  9. Цвета Андреевского Флага (белый и голубой)

  10. В названии какой южноамериканской реки есть название двух нот? (Миссисипи)

  11. Вера людей в сверхъестественные силы, поклонение им (религия)

  12. Страна в Центральной Америки носит такое же название, что и головной убор? (Панама)

  13. Гробница фараонов (пирамиды)

  14. Где нельзя увидеть Полярную звезду? (в южном полушарии)

  15. Первый русский царь (Иван Грозный)

  16. Фантастическое существо с телом льва и головой человека (сфинкс)

  17. Существует ли море без берегов? (Саргассово море)

  18. Город, в котором был открыт первый русский университет (Москва)

  19. Народ, придумавший первый алфавит (финикийцы)

  20. Через какие ворота может пройти даже ледокол? (пр. Карские ворота)

  21. Какая река дважды пересекает экватор? (Заир – Конго)

  22. Название какой рыбы при чтении наоборот даёт название итальянского города? (Налим – Милан)

  23. Город в США носит такое же название, что и костюмный материал? (Бостон)

  24. Наука, изучающая прошлое? (история).

  1. Основатель первого российского университета (Ломоносов)

  2. Название времени, исчисляемого от Рождества Христова (наша эра)

  3. Село, у которого в 1812 году произошло генеральное сражение русской армии с войсками Наполеона (Бородино)

Задания для 1 - 4 классов:

  1. Как одним словам можно назвать членов семьи? (родня)

2. Во что одевались древние люди? (шкуры)

3. Если тебе сегодня исполнилось 7 лет, то, что будет завтра? (пойдет 8-ой год)

4. Летели 3 страуса, охотник убил одного, сколько осталось?

(страусы не летают)

5. Какой рукой лучше мешать сахар в стакане с чаем? (ложкой)

6. У бабушки жили внук Федор, пес Шарик, кот Вася. Сколько внуков у

бабушки? (один)

7. Зебра это белое животное с черными полосами или черное с белыми

полосами? (белое с черными полосами)

8. Какое растение называют цветком солнца? (подсолнух)

9. Где у кузнечика уши? (на ногах)

10. Все знают полосатых тигров. А бывают ли тигры другого цвета? (да, белого)

11. Другое название дикой розы? (шиповник)

12. Самый знаменитый русский богатырь (Илья Муромец)

13. Какая нить самая прочная в мире? (паутина)

14. В славянской мифологии – хозяин леса (леший)

15. Наука, изучающая прошлое (история).
«Городки»

1 – 4 класс – на определённую букву назвать 5 городов;

5 – 7 классы – на определённую букву назвать и показать на карте 5 городов;

8 – 10 класс – в зашифрованных предложениях найти названия 5 стран и их столиц.

Задание выполняется в течение 1 минуты. Максимальное количество 5 баллов.

Задание:

В предложении зашифрованы страны и их столицы? Какие?

1. Франц и я заключили пари, Жанн – свидетель. (Франция, Париж)

2. Кассир и я нашли без труда маску. (Ассирия, Дамаск)

3.На своём веку бабушка повидала много диковинных цветов: агава, нарциссы. (Куба, Гавана)

4. Ира, не уходи, пока что-нибудь не выберете: герань или пионы. (Иран, Тегеран)

5. Под вечер собаки пригнали в загон и коз, и ягнят. (Кипр)

6. Побеги петлями вьются вокруг стебелька и радуют глаз. (Египет, Каир)

7. На подоконнике стояли настурция и стакан карамели. (Турция, Анкара)

8. Каждый раз, когда я встречаю Виталия, мы с ним подолгу говорим. (Италия, Рим)


«Ты мне – я тебе…»

Выбрать команду из 5 человек. Команда выстраивается друг за другом в затылок. Ведущий бросает мяч первому игроку называя тему: города – 2, 3, 4 кл., моря – 5 кл., материки – 6 кл., горные породы – 7 кл., реки, горы – 8 кл., страны, республики России – 9 кл., столицы, религии – 10 кл. Игрок ответив, бросает мяч обратно и уходит, уступая место второму игроку и т.д. Если игрок ошибается или затрудняется он выходит из игры, а команда теряет балл.



«Зоологический ералаш»

В игре участвуют 10 человек. Каждому игроку необходимо выбрать карточку с названием животного и (за 10-15 секунд) определить на каком материке это животное обитает. Сгруппироваться по материкам.

Правильный ответ – 5 баллов.

8, 9 правильных ответов – 4 балла.

6, 7 правильных ответов – 3 балла

4, 5 правильных ответов – 2 балла

2, 3 правильных ответов – 1 балл.

Для учащихся 1 – 4 классов необходимо выбрать иллюстрации животных обитающих: в лесу, в пустыне, в воде.


«Чудеса света»

С помощью иллюстраций определить известные мировые памятники архитектуры и культуры. Вспомнить как они называются (0,5 балла) и где находятся (о,5 балла). Максимальное количество 5 баллов.



«Исторические личности»

В течение 1 минуты необходимо узнать по портрету исторических деятелей.

Каждый правильный ответ принесёт команде 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.

Задание для 1 - 4 классов:


  1. Ю.А. Гагарин – первый советский космонавт.

  2. В.В. Путин – президент Российской Федерации.

  3. Б.Н. Ельцин – первый президент России.

  4. А.С. Пушкин – поэт XIX века.

  5. Петр I – первый император.

Задание для 5 – 7 классов:

  1. В.И. Ленин (Ульянов) – руководитель коммунистического движения России, первый глава Советского государства

  2. М.В. Ломоносов – первый российский ученый, основатель Московского университета.

  3. Николай II – последний русский император.

  4. И.В. Сталин – глава СССР и КПСС

  5. Л.Н. Толстой – русский писатель.

Задание для 8 – 10 классов:

  1. Екатерина II - русская императрица

  2. Чингисхан – азиатский завоеватель.

  3. Патриарх всея Руси – Алексий.

  4. У. Черчилль – премьер-министр Великобритании в годы Второй Мировой войны.

  5. А.М. Горький – русский советский писатель.

Terra Incognita“


За 1 – 2 минуты необходимо заполнить кроссворд («Земля»).

Каждое угаданное слово даёт команде 1 балл.

Максимальное количество 5 баллов.
Задание для 1 – 4 классов:


  1. Животное которое обитает в горной каменистой местности. (козел)

  2. Небесное подвижное тело, которое оставляет за собой светящийся „хвост“.(комета)

  3. Магнитный прибор для определения сторон света. (компас)

  4. Оружие использовавшееся для охоты и войны в древности. (стрела)

  5. Башня со светящимся фонарём, которая указывает путь короблям. (маяк)


Задание для 5 – 7 классов.

  1. Занятие людей, которое дает им пищу, одежду, вещи. (хозяйство)

  2. Столица Дании. (Копенгаген)

  3. Специально обработанное биологическое тело, предназначенное для длительного хранения. (мумия)

  4. Воображаемая линия, равноудалённая от экватора. (параллель)

  5. Точный навигационный прибор, которым моряки пользовались в XV – XVI в. для определения геогрфического положения корабля. (астролябия)



Задание для 8 – 10 классов


  1. Государство, расположенное на территории ЮАР. (Свазиленд)

  2. Важнейшее изобретение человечества на рубеже каменного и бронзового века, которое до сих пор наиболее широко используется во всех отраслях промышленности. (колесо)

  3. Столица Древнего Египта. (Мемфис)

  4. Наиболее подвижный участок земной коры. (геосинклиналь)

  5. Город на о.Корсика, в котором родился Наполеон. (Аяччо)


«Крылатые выражения»

Максимальное количество 5 баллов.

За каждый правильный ответ 1 балл.

В течение одной минуты необходимо:



  • учащимся 1 – 4 классов продолжить пять известных пословиц;

  • уч-ся 5 – 7 классов найти соответствие между пятью «Крылатыми выражениями» и их значением;

  • учащимся 8 – 10 классов объяснить значение и происхождение любых пяти «крылатых выражений».

Например:

1. Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва.

16 ноября 1941 года 28 бойцов-панфиловцев четыре часа вели бой с немецкими танками и автоматчиками у станции Дубосеково, около города Волоколамска. Почти все солдаты погибли, но не отступили. Эти слова сказал перед боем политрук Василий Клочков.



2. Соломоново решение.

Под этими словами подразумевается мудрый и умный поступок. Соломон был царем Израильского царства с 956 по 928 г. до н.э. О его мудрости ходили легенды. Вот одна из них. Однажды к нему пришли две женщины и принесли ребёнка. Каждая из них говорила, что она является матерью этого ребенка. Соломон предложил, дабы женщины перестали спорить, разрубить тело младенца на две равные части. Одна согласилась с этим решением, другая уступила ребенка сопернице, сказав: «Пусть я лишусь его, но он будет жить». Она и была по решению Соломона признана матерью, ибо материнская любовь победила чувство собственности.



3. Победителей не судят.

Это сказала русская императрица Екатерина II о полководце А.В. Суворове в ответ на клеветнические доносы придворных завистников о том, что генерал-фельдмаршал во время войны не выполнял её приказов.



4. Будешь бит, как швед под Полтавой.

27 июня 1709 года произошла битва под Полтавой между русскими войсками, которыми командовал царь Петр I, и шведской армией короля Карла XII. Шведская армия была полностью разгромлена, а сам Карл XII был ранен и спасся бегством.



5. Широка страна моя родная.

Это первая строчка «Песни о Родине» из кинофильма «Цирк» (1936 год), слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка И.О. Дунаевского.



6. В Греции все есть.

Из произведения А.П. Чехова «Свадьба».



7. Разрубить гордиев узел.

А. Македонский после взятия одного из городов Древней Греции не смог развязать узел. По легенде, развязавший его стал бы властвовать миром. Македонский предпринял решительное действие - разрубил узел.



8. Очистить Авгиевы конюшни.

Один из подвигов Геракла. Он не стал чистить в ручную навоз. А изменил русло реки, которая смыла навоз. Это выражение означает огромный непосильный труд.



9. Перейти Рубикон

Юлий Цезарь при возвращении из Галлии должен был выполнить приказ сената – вернуться без армии. Но он перешёл Рубикон с войском, что означало принять важное решение.



Задания:

- Слова перед битвой, в которой почти все солдаты погибли, но не сдались.

- Под этим выражением подразумевается умный и мудрый поступок.

- Ответ на клеветнический донос.

- Выражение – угроза полного разгрома.

- Слова из песни.

- Слова из произведения А.П. Чехова.

- Предпринять решительное действие.

- Огромный непосильный труд.

- Принять важное решение.



Задания для 1 – 4 классов: (продолжить)

Без труда не выловишь и …

Семь раз отмерь, а …

Не откладывай на завтра то, …

Терпенье и труд - …

Не имей сто рублей, а…

Тише едешь - …

Один за всех - …

Друзья познаются …

Утро вечера …


«О братьях наших меньших»

Каждой команде необходимо отгадать пять загадок.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Максимальное количество - 5 баллов.


Задания для 1 – 2 классов


Не олень он и не бык,

В жарких странах жить привык.

На носу имеет рог,

Значит, это … (носорог)


Распустила хвост жар-птица,

И горит, и серебрится,

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс … (павлин)


Хобот длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Догадались? Это… (слон)

Развалился, как на пляже.

Может, рядышком приляжем?

Нет, опасно, проходи:

Загорает … (крокодил)



Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят! (ежик)


Ничего себе малышка!

У неё не шея – вышка!

Ты дружок, конечно, прав –

Каланчу зовут … (жираф)


То не радуга, не пламя,

Что за птица, угадай?

Целый день болтает с нами

Разноцветный … (попугай)

Имя – хоть ты голоси –

Кто-то дал, а ты носи!

Зверь-то вовсе безобидный,

А зовут его … (ехидна)





Задания для 5 – 7 классов


- Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (буква «ц»)

- Как мышеловку написать в пять букв? (кошка)

- В пруду купался, а сух остался? (утка, гусь)

- Самое большое млекопитающее на Земле? (кит)

- Какой медведь – вегетарианец? (панда, бамбуковый медведь)

- У какого морского животного 3 сердца и голубая кровь? (осьминог)


- У какого животного одно лёгкое, 1 почка, 1 доля печени, 1 зуб и одно предсердие? (улитка)


  • Что такое «крокодиловы слёзы»? (так обычно говорят о фальшивых слезах, т.к. это не что

иное, как выделение избытка солей через слезные железы).

- Какой зверёк вооружен стрелами и умело ими пользуется при необходимости? (дикобраз)

- Самое крохотное, но опасное для человека животное? (микроб)


  • Каким животным воздвигнуты памятники? (В Риме – ослу-труженику. В Париже – сенбернару, спасшему в Альпах 41 человек. В Борго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на автобусную остановку встречать хозяина, погибшего на фронте. В нашей стране в Петербурге памятник «Собаке, служащей науке», в Бремене - бременским музыкантам)


Задания для 3 – 4 классов.

Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (ёж)

Кто осень спать ложится, а весной встаёт? (медведь)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака)

Хвост крючком, а рыльце пятачком. (свинья)

Мой хвост не отличишь от головы, меня в земле найдёте вы. (червяк)

Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)

Пришли мужики без топоров, построили дом без углов. (муравьи и муравейник)

От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (бабочка)

Не птица, а летает, с хоботком, а не слон. (муха)

Два рога – не бык, шесть ног без копыт. Летит – так воет, сядет – землю роет. (жук)

Чёрный, проворный, кричит «крак» – червякам враг. (грач)

Сама пестрая, ест зелёное, дает белое (корова).

Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (улитка, черепаха)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (дятел)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Сер, да не волк. Длинноух, да не заяц. С копытами, да не лошадь. (осел)
«В гостях у Мюнхаузена…»

Ведущий (Мюнхаузен) читает «письмо». Необходимо найти 5 ошибок и исправить их. Максимальное количество 5 баллов.


Дорогой друг!

На днях закончилось моё самое увлекательное путешествие, о котором я тебе сейчас расскажу.

Один знакомый капитан отвёз меня прямо на Северный полюс. Погода была хорошая солнечная, ветра почти не было. В подзорную трубу я оглядывал окрестности. Внимательно присмотревшись, в кустах припорошенных снегом, я увидел огромного белого медведя. Он делил пойманную рыбу между двумя медвежатами. Вдруг несколько чаек с криком набросились на рыбу, и делить стало нечего. Мне стало жаль их и я отдал им свои конфеты и печенье. Уезжая, я захватил с собой медвежонка и отвёз его в подарок своему другу турецкому султану. Медвежонку у него очень понравилось. Он целыми днями загорает на солнышке. И уже стал бурым.
Дорогой друг!

Я хочу тебе рассказать удивительную историю. Как всем известно первое кругосветное путешествие совершил выдающийся нидерландский мореплаватель Фернандо Магеллан. Проходя на кораблях пролив между Огненной Землёй и Новой Зеландией команда крейсера Магеллана ужасно страдала от нехватки пресной воды. У берегов Индонезии моряки пытались высадиться на берег, чтобы пополнить запасы, но местные негритянские племена не позволили им этого. Магеллан погиб в одной из схваток и корабли вернулись в Колумбию уже без него.
Дорогой друг!

Хочу рассказать тебе одну увлекательную историю о Новгородском вечевом колоколе, который был вывезен по приказу Лжедмитрия I из Новгорода в Москву. При переправе через лёд Немана колокол выпал с саней и разбился на множество колокольчиков. Этот звон остался в словах песни «…и колокольчик, дар Алтая». Кстати, как считают учёные, последующие колокола, для мелодичного звона в их сплав кроме олова и серебра добавляли медь. А каждый московский царь отливал колокол непременно большего размера чем у его предшественников. Так Царь-колокол, отлитый в XVIII веке, оказался настолько велик, что водрузить его на колокольню Благовещенского собора так и не удалось. Колокол разбился и остался в Кремле памятником искусству русских литейщиков.

  • Задание для 8 – 10 классов
  • Задания для 1 – 2 классов
  • Задания для 5 – 7 классов
  • - У какого животного одно лёгкое, 1 почка, 1 доля печени, 1 зуб и одно предсердие (улитка)