Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Интегрированный урок литература + история Юнусова Винера Талгатовна




Скачать 40.22 Kb.
Дата28.05.2017
Размер40.22 Kb.
ТипИнтегрированный урок

МОУ «Степная средняя общеобразовательная школа»

Подвиг А.Н. Радищева. (9-й класс)

Интегрированный урок литература история

Юнусова Винера Талгатовна, учитель русского языка и литературы, Гаркавенко Марина Петровна, Вдовкина Наталья Викторовна, учителя истории


Цели урока:

  • Рассказать о подвиге А.Н. Радищева, русском писателе XVIII века, протестовавшего против крепостного права, взывающего к чувству, человеколюбию в исторических условиях просвещённого абсолютизма Екатерины II;

  • обучать учащихся работать с Интернет - ресурсами, развивать умение анализировать художественный текст;

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

  • формировать навыки групповой работы.

Оборудование:

  • экран, медиапроектор, компьютер;

  • произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»;

  • иллюстрации к произведению А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;

  • Сообщение «Биография А.Н. Радищева», «Исторический портрет Екатерины II».

План урока:

    1. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

    2. А.Н. Радищев – биография.

    3. Историческая справка книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

    4. Работа по главам книги.

    5. Подвиг А.Н. Радищева в истории и литературе

Эпиграфы урока: «Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы…». А.С. Пушкин

«Это бунтовщик хуже Пугачёва» Екатерина Великая Слайд №2



Ход урока.

Учитель литературы:

-Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы с вами совершим путешествие из Петербурга в Москву, но оно будет проходить по страницам книги А.Н. Радищева. Происходящие события относятся к периоду правления Екатерины Великой. Слайд № 3

Учитель истории:

-Одни говорили о том времени с восторженным одушевлением или с умиленным замиранием сердца: блестящий век, покрывший Россию бессмертной всесветной славой ее властительницы, время героев и героических дел, эпоха широкого, небывалого размаха русских сил, изумившего и напугавшего вселенную. Слайд № 4

Сообщение уч-ся «Просвещенный абсолютизм Екатерины II» http://www.amo.ru/e2bio.html


Учитель истории:

-Екатерина вступала на путь реакции и застоя. Французская революция осталась ей непонятой и вызвала ее живое негодование. Она всюду стала видеть заговорщиков, якобинцев, подосланных убийц; реакционное настроение ее питали эмигранты, иностранные дворы, приближенные, особенно Зубов - последний ее фаворит. Гонения на печать и интеллигенцию Новиков и мартинисты, Радищев, Державин, Княжнин отметили последние годы царствования Екатерины.


Учитель литературы:

- Значительным явлением литературы и общественной мысли стала книга «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Слайд № 5

Сообщение уч-ся «Александр Николаевич Радищев» http://decembrists.krasu.ru/learn/k1gl1.shtml

Учитель литературы:

-Создание «Путешествия из Петербурга в Москву» было основным делом и героическим подвигом всей жизни Радищева. В этом произведении, решительно осуждающем нестерпимый гнет самодержавно-крепостнического строя, как бы нашел литературное выражение грозный протест многомиллионных масс порабощенного трудового народа, незадолго до этого проявившийся в крестьянской войне под предводительством Е.И.Пугачева. И это придает голосу Радищева громовую силу, делает его книгу самым революционным и самым демократическим произведением всей современной ему мировой литературы.

Учитель истории:

- в 1790 году на прилавках книжного магазина в Петербурге появилась книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Имя автора не было указано. О книге пошла молва по Петербургу. Особый интерес к этому произведению проявили люди простого звания. Экземпляр её попал в руки Екатерины II. Прочитав книгу, она заявила: «Это бунтовщик хуже Пугачёва». Имя автора установила полиция. Им оказался А.Н. Радищев. Его арестовали, почти весь тираж книги уничтожили. Суд приговорил Радищева к смертной казни. Императрица помиловала автора, сослав его в Сибирь. Слайд № 6

Учитель литературы:

- А сейчас мы постараемся ответить на вопрос: Что напугало Екатерину II в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»?
А. Выступления учащихся с обзором содержания и комментариями отдельных глав книги:


      1. «Любани»

      2. «Чудово»

      3. «Едрово»

      4. «Клин»

Вопрос: Какой темой объединены эти главы? (русского народа) Слайд № 7


Б. Выступления учащихся с обзором содержания и комментариями отдельных глав книги: I. «Пешки»

II. «Вышний Волочок»

III.«Медное»

Вопрос: Какая тема объединяет ряд данных глав? (тема крепостного права) Слайд № 8


В. Выступления учащихся с обзором содержания и комментариями отдельных глав книги:

I.«Спасская полесть»

II. ода «Вольность».

Вопрос: Какая тема объединяет ряд данных глав?( тема самодержавия). Слайд № 9


Учитель литературы:

-Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На эти вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли её, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, которые не имели никакой нужды быть облечены в напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, если были представлены с большей искренностью.
Итог.

Вопрос: Ребята, давайте порассуждаем, как вы думаете, прав ли был А.С. Пушкин, говоря: «Путешествие из Петербурга в Москву», причина его несчастия и славы…»?

Слайд № 10

Домашнее задание: написать эссе «Подвиг А.Н. Радищева в истории и литературе».



Слайд № 11

  • Ход урока.