Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Интегрированный урок история-математика




Скачать 260.81 Kb.
Дата05.07.2017
Размер260.81 Kb.
ТипРешение

«Реформы Петра Первого»

(интегрированный урок история-математика)



Цели урока:

  1. Разъяснить учащимся, используя умение решать математические задачи, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.
    2. Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.

  2. Повторить решение задач на составление уравнений, задачи на части и проценты.
    3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории используя возможности урока математики.



Оборудование урока:

  1. Карта “Российская империя в первой половине 18 века”.

  2. Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.

  3. Выставка книг о Петре I и его времени.

  4. Раздаточный материал по математике и истории: задачи по математике, задания по истории.

  5. Флаг России.

  6. Презентация.

План урока:

  1. Вступительное слово учителей, постановка целей и задач урока.

  2. Повторение и обобщение:

-о значении Великого посольства;

- военной реформе (Азовские походы, Северная война)

- об основании Петербурга;

- реформы административного управления;

- реформы экономики;

- церковные реформы;

- реформы в образование;

3. Итоги Петровских преобразований.

Решение задач, выполнение заданий и словарной работы по содержанию урока. Показ

слайдов по основным вопросам.



Ход урока


  1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки.)

Учитель истории:

Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”.

Существуют два образа Петра Великого – подлинный и мнимый. В наши дни благодаря средствам массовой информации наступил «петровский ренессанс». Он начался с возвращения Ленинграду имени Санкт-Петербурга, утверждения штандарта Петра в качестве официального государственного флага, восстановления петровских наград в качестве высших государственных отличий, закончился пышным празднованием 300-летия основания Северной Пальмиры – родины нынешнего президента России. Личность Петра далека от идеала. Но дело не только в положительных и отрицательных чертах его натуры. Для нас, его потомков, живущих в XXI веке, актуальны и важны вопросы: как российский император осуществлял европеизацию, какие пути и способы им были испробованы, какую цену заплатили народы России. Все эти вопросы помогут нам выделить в безбрежном материале, посвященном его эпохе и царствованию, узловые точки, которые позволят увидеть само существенное. История всегда опирается на факты, но факты нужно подкреплять точными экономическими расчётами, поэтому сегодня на уроке в духе Петра I мы подумаем, какое значение имели эти преобразования для будущего России, и какую роль сыграл Петр I в осуществлении этих реформ, подкрепляя свои выводы точными математическими расчётами.

Учитель математики:
2. Повторение и обобщение материала.
1) Мнение современников о Петре (рассказ учеников)

“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников - плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма.

Расскажите, каким видели Петра его современники. (Выступление учащихся.) – приложение №1
2) Задачи стоящие перед Россией (работа по схеме - схема в тетради) (приложение №2)


Задачи, стоящие перед Россией в XVIII веке

Необходимость выхода к морю

- торговля

- культурный застой



Незащищённость южных рубежей




Отсутствие регулярной армии

-дворянское ополчение

-стрельцы



Отсутствие крупной промышленности

-20 мануфактур, мало вооружения

Приказы устарели




Реформа образования

-церковное

- необходима подготовка специалистов


Нельзя сказать, что до него не проводились реформы на Руси. Но новое внедрялось медленно.

Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М.М.Щербатов в своем сочинении «О повреждении в России» потребовалось бы 200 лет.

При этом Петру пришлось делать все одновременно – вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия для новых воинских формирований.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)



3) «Великое посольство»

Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? (выступления учащихся.) приложение №3

Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?- «Птенцы гнезда Петрова» (Выступления учащихся.) приложение №4
4)Военная реформа.

Петр провел четыре войны, которые существенно изменили карту Евразии. Из 42 лет правления царя 40 пришлось на войны.

а) Стране нужен выход к морю. ( Выход в Черное море через Азов.) Расскажите, какую задачу удалось решить Петру, прежде чем крепость Азов была взята?

*** - А теперь устно решим задач и узнаем …. №1,2


20 октября Боярская дума приняла решение: «Морским судам быть» - этот день считается днём рождения российского флота.
Удалось ли Петру закрепить завоевания на Азове? (неудачный Прутский поход, 1723г. Петербургский договор: к России отходят западное и южное побережье Каспия)
б) в1700 г. началась война получившая название Северной. Какие цели преследовал Петр?

Как началась война? Сломили первые неудачи Петра? Какие действия он предпринимает?

Первые удачи не заставили себя ждать.

*** - решение задачи №3


Чтобы закрепить завоеванное, нужно было срочно создавать Балтийский флот и закрепиться на побережье. С этой целью по приказу Петра заложен город. Как он назывался? После 1709 года город строится из камня на вечные времена.

*** - решение задач:№ 4,5


Какие события укрепили мысль Петра в окончательной победе над шведами? (Полтавская битва)

в) Полтавской битве предшествовала битва, которую Петр назвал подготовкой к Полтавской. Какая эта битва и почему Петр так высоко её оценил?

*** докажите значимость битвы у деревни Лесной решив задачу № 6
И грянул бой, Полтавский бой! Так писал А.С.Пушкин много лет спустя. А тогда по словам Петра, «и тако Божией помощию вся неприятельская столь в свете славная армия (которая бытием в Саксонии не малой страх в Европе причинила) к государю российскому в руку досталась»

*** решение следующей задачи нам докажет, справедливость слов Петра. № 7, 8 устно


г) Какие победы на море закрепили победу на суше? (Гангутское и Гренгамское).

99 небольших русских судов не могли победить могучую шведскую эскадру. Какие действия предпринимает Ф.М.Апраксин прибывший к месту военных действий? ( в узком месте Гангута –просека, перетянуты корабли, шведы дробят эскадру, русские обходят их на своих кораблях, в результате преимущество на стороне русских ).

Петр Великий прекрасно понимал, что исход сражений определяется не только количеством и качеством вооруженных сил, но и состоянием нравственного и патриотического духа военнослужащих. Государь придавал большое значение моральным стимулам. Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Рассказ ученика (Приложение №5)

д) итоги военных реформ:

1. создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать с противниками и побеждать их.

2. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметьев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)

3. Создание мощного военного флота.

4. Гигантский рост военных доходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств народа.

*** - задачи № 9,10 устно
5) Административная реформа.

Отдавая в течение долгих лет свое время. Силы, энергию Северной войне, ПетрI ни на минуту не забывал о необходимости других реформ. Он внес большой вклад в строительство российской государственности.

Образцом для реформ государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов.

Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:



Сенат - высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии - правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии - новые административные единицы.

Синод - высший церковный орган.

Главный магистрат - центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.
Повторение по слайдам реформ: 1. Реформа высших и центральных органов власти (приложение №12)

2.Реформы местного управления (приложение №13)

3. Церковные реформы (приложение №14)
Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 6


Реформирование всех сфер государственной жизни

Финансовая реформа 1718 г.

- подворная подать

- подушная подать



Государственное управление

- Сенат, генерал – прокурор

- коллегии

- тайная канцелярия

- губернаторы

-провинции, магистраты


1721 г. Церковное управление

- вместо патриарха Синод и обер- прокурор

Расширение дворянского землевладения

- раздача крестьян

- 1714 г. поместья - наследственны



Табель о рангах, 1722 г.

- 14 классов, личная выслуга служба обязательна

Система образования






Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Другие , что благодаря усилиям императора сложилась цельная и стройная система административного и бюрократического управления, военно-полицейского контроля над страной при помощи служилого дворянства и чиновничьей бюрократии. По существу, Петр явился родоначальником весьма эффективной «командно-административной» системы авторитарного управления. В любом случае реформы вели к установлению абсолютной власти царя.
Задания по реформам. Приложение №7
6) Реформы промышленности.

Знаменательные победы русского оружия были бы немыслимы без существенных преобразований в хозяйственной и экономической жизни страны. Молодой царь понял это еще в самом начале своего правления, после поездки в Европу.

В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?

Сообщения учащихся (приложение № 8)

*** решение задач

-рост торговли - №11

-развитие промышленности - № 11,12

- развитие ткачества - № 14

Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 9




Военные преобразования.

Развитие промышленности.



Создание регулярной армии

- рекруты – пожизненно

- командный состав



Строительство флота




Промышленность

- Мануфактуры20  191 , горные, военные

- крепостной труд



Покровительство купечеству и промышленности

- тариф 1724 г.


Решение исторической задачи (приложении №10)
А теперь проверим, как вы сможете решить историческую задачу.

Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся.(3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.


Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ, заслуги которого нельзя преуменьшать.
7) Развитие науки и образования.

Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге.

*** Решение задачи №15

В 1701 г. в Москве открылась “Школа математицких и навигацких наук”, в этом же году при московском госпитале возникла медицинская школа, в 1711 г. появилась инженерная школа, которая при Петре I, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий. В ряде городов были открыты цифирные школы, в которых осуществлялось начальное обучение.

*** - Решение задачи № 16,17
С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю – от сотворения мира, а по-европейски – от Рождества Христова и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января.

Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.

Важнейшим событием стало возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), которая выходила в Петербурге с 1702 года.

По инициативе Петра I происходили важные изменения и в быту российских подданных. Были изданы специальные указы, запрещавшие ношение бороды, предписывавшие ношение европейского платья, курение табака. Царь стремился привить дворянству и купечеству культурные формы общения и удовольствий. Для этого в 1717 г. была издана книга "Юности честное зерцало", где излагались элементарные правила поведения в обществе. В следующем году вышел указ об учреждении ассамблей – вольных собраний для дворян, "знатных" купцов и "главных мастеров", в которых должны были принимать участие и женщины. Устраивались также и народные гулянья: уличные шествия, фейерверки.

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение, они подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие.

В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру.

И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской академии наук.

Задание по реформам: приложение № 11
Вывод по уроку: по истории

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.


Вывод по уроку.


Приложение к уроку:
Приложение №1-современники о Петре.
« Самым любимым его занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать и самые важные государственные дела. Даже если Петр задумывал заложить новый корабль, то на несколько дней он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счёт, без отягощения государства».
Приложение №2

Задачи, стоящие перед Россией в XVIII веке

Необходимость выхода к морю

- торговля

- культурный застой



Незащищённость южных рубежей




Отсутствие регулярной армии

-дворянское ополчение

-стрельцы



Отсутствие крупной промышленности

-20 мануфактур, мало вооружения

Приказы устарели




Реформа образования

-церковное

- необходима подготовка специалистов





Приложение №3 - «Великое посольство»

В 1697–1698 гг. Петр I отправился в Европу в составе великого посольства с целью укрепления и расширения антитурецкого союза, приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения. Знакомство с обычаями, законами, наукой и политическим устройством европейских стран привело его к мысли о необходимости преобразования всех сфер русской жизни по европейским образцам.


Приложение №4 - «Птенцы гнезда Петрова»:

1. Апраксин Федор Матвеевич, сподвижник Петра I, военачальник. (1661-1728)


С 1682 года Федор Матвеевич Апраксин был стольником Петра I, участвовал в создании "потешных" войск. В 1693 году он был назначен двинским воеводой, участвовал во втором Азовском походе. С 1700 года Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа. Он командовал галерным флотом в Гангутском сражении (1714 год), а в 1715-1719 годах руководил десантными операциями на Балтийском море.
С 1717 года и до конца жизни Апраксин был президентом Адмиралтейств-коллегии, в 1722-1723 годах он командовал Каспийской флотилией, а в 1723-1726 годах – Балтийским флотом. С 1726 года Апраксин был членом Верховного тайного совета, поддерживал А.Д.Меншикова.
Бестужев-Рюмин Алексей Петрович, государственный деятель и дипломат. (1693-1766)
В 1708-1712 годах Алексей Петрович Бестужев-Рюмин обучался в Копенгагене и Берлине. В 1712-1717 годах он служил при российских посольствах в Голландии, Ганновере и Великобритании, состоял при дворе герцогини Курляндской, будущей императрицы Анны Иоанновны. Позже Бестужев-Рюмин был дипломатическим представителем России в Дании и Гамбурге. В 1740 году он стал кабинет-министром, поддерживал Бирона, за что был приговорен к смертной казни, замененной, однако, ссылкой.
После воцарения Елизаветы Петровны Бестужев-Рюмин стал вице-канцлером и сенатором. В 1744 году он получил пост канцлера и руководил внешней политикой России. В 1758 году Бестужев-Рюмин подвергся опале и был сослан в деревню. В 1762 году его оправдали, и с 1763 года он входил в число ближайших советников Екатерины II.
Брюс Яков Виллимович, граф, генерал-фельдцейхмейстер, генерал-фельдмаршал. (1670-1735)
Яков Виллимович Брюс получил прекрасное образование. Его пристрастиями были математика и естественные науки. В 1687-1689 годах он в чине прапорщика принимал участие в Азовских походах В.В. Голицына. С 1698 года Брюс – постоянный спутник Петра I в походах и путешествиях.
По поручению Петра Брюс занимался переводом и изданием книг, вел астрономические исследования. После начала Северной войны он находился при армии в качестве начальника артиллерии. За успехи на этом поприще Петр наградил Брюса орденом Святого Андрея Первозванного.
В 1717 году Петр назначил Брюса президентом берг- и мануфактур-коллегии со званием сенатора, в 1718 году направил в качестве первого министра на Аландский конгресс для мирных переговоров. В 1721 году, по заключении Ништадского мирного договора, Брюс получил титул графа Российской империи и поместье в 500 крестьянских дворов. Вскоре после смерти Петра I, в 1726 году, Брюс вышел в отставку и поселился в своем поместье Глинки под Москвой. Там он прожил, занимаясь наукой, до конца жизни.
Ганнибал Абрам Петрович, генерал-аншеф, камердинер Петра I. (ок.1697-1781)
Ганнибал был сыном эфиопского князя. В качестве заложника его вывезли в Стамбул, откуда он и попал в Россию. По приказу Петра I Ганнибал поехал учиться во Францию. Принимал участие в военных кампаниях.
С 1759 года Ганнибал – генерал-аншеф. В России он занимался укреплением военных крепостей на территории Прибалтики. Прадед А.С. Пушкина, который увековечил своего предка в повести "Арап Петра Великого".
(Генерал-аншеф – высший генеральский чин в русской армии в XVIII веке).
Долгорукий Яков Федорович, военный и дипломатический деятель, князь. (1639-1720)
Яков Федорович Долгорукий принимал активное участие в борьбе с царевной Софьей, сестрой царя Петра I. В 1687 году Долгорукий – русский посол во Франции. В 1695-1696 годах Яков Федорович участвовал в Азовских походах. Под Нарвой попал в плен. В 1711 году был возвращен в Россию. Был назначен сенатором.
Лефорт Франц Яковлевич (Франц Якоб), военный деятель, выходец из швейцарской купеческой семьи.

(1655/56-1699)


До приезда в Россию Франц Лефорт служил во французской и голландской армиях. С 1676 года Лефорт находился на русской службе, был участником русско-турецкой войны 1676-1681 годов и Крымских походов (1687-1689 годы).

В 1689 году Лефорт сблизился с Петром I и стал его личным другом. Петр I часто бывал в доме Лефорта в Немецкой слободе в Москве. В 1695 году Лефорт получил звание адмирала, во время Азовских походов он командовал русским флотом.


В 1697-1698 годах Лефорт был одним из руководителей "Великого посольства".
На похоронах Лефорта Петр шел за гробом, а на поминальном обеде сказал: "Верность Франца Яковлевича пребудет в сердце моем, доколе я жив, и по смерти понесу ее с собой в могилу!" (В.О.Ключевский).
Меншиков Александр Данилович, государственный и военный деятель, сподвижник и близкий друг Петра I.
(1673-1729)
Сын придворного конюха, Меншиков с 1686 года был денщиком Петра I. Он участвовал в Азовских походах (1695-1696 годы), Северной войне (1700-1721 годы), руководил строительством Петропавловской крепости, форта Кроншлот (позднее Кронштадт). Во время отъездов царя Меншиков возглавлял правительство. В 1718-1724 годах и 1726-1727 годах он был президентом Военной коллегии, а в 1727 году получил высшее воинское звание – генералиссимуса.
С 1714 года Меншиков постоянно находился под следствием за многочисленные злоупотребления, и лишь заступничество Петра I спасло его от суда.
После смерти Петра I он оказал решающее содействие Екатерине I при ее восшествии на престол. В годы ее царствования Меншиков был фактическим правителем России. В 1727 году он обручил свою дочь Марию с внуком Петра I Петром II, однако вскоре был свергнут представителями старой аристократии, обвинен в государственной измене, хищении казенных средств и сослан с семьей в Березов, где и умер.
Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих), государственный деятель, дипломат. (1686-1747)
Андрей Иванович Остерман родился в Вестфалии, в семье лютеранского пастора. На русской службе он состоял с 1703 года. Остерман принимал активное участие в заключении Ништадтского мирного договора (1721 год). С 1723 года Остерман был вице-президентом Коллегии иностранных дел.
При Екатерине I и Петре II он был членом Верховного тайного совета, в 1725-1741 годах занимал пост вице-канцлера. В период правления императрицы Анны Иоанновны он фактически руководил внутренней и внешней политикой России.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна сослала Остермана в Березов, где он и умер.
Татищев Василий Никитич, горный инженер, историограф, государственный деятель. (1686-1750)
С 1720 по 1722 год и в 1734-1737 годах Василий Никитич Татищев управлял казенными заводами на Урале. В 1741-1745 годах он занимал пост губернатора Астрахани. Татищев был деятельным поборником дворянства, поддерживал проект государственных реформ А.П.Волынского. Он написал первый в России научный исторический труд – пятитомную "Историю Российскую с самых древнейших времен".
Татищев – автор трудов по географии и этнографии.
Шафиров Петр Павлович, барон, известный дипломат петровского времени. (1669-1739)
Петр Павлович Шафиров начал службу в 1691 году в Посольском приказе, где служил переводчиком его отец, Павел Филиппович. В 1704 году он получил титул тайного секретаря Посольского приказа, а затем и вице-канцлера. Шафиров сопровождал Петра I во время поездок и походов, принимал участие в заключении договора с польским королем Августом II (1701 год). В 1711 году Шафиров заключил Прутский мир с турками и вместе с графом Шереметевым остался у них заложником.
По возвращении в 1714 году в Россию Шафиров участвовал в подписании ряда договоров. Около 1716 года по поручению Петра I он написал знаменитое "Рассуждение о причинах войны", в котором борьба со шведским королем была представлена как необходимость, вызванная потребностями государства.
В 1723 году за участие в заговоре Шафиров был отправлен в ссылку. Однако Екатерина I возвратила его из ссылки, вернула конфискованное имущество, назначила президентом коммерц-коллегии и поручила составление "Истории Петра Великого". В 1733 году Шафиров был назначен сенатором. В 1734 году Шафиров вместе с графом Остерманом участвовал в подписании торгового трактата с Англией, в 1737 году – в заключении Немировского договора.
Шереметев Борис Петрович, военный деятель, дипломат, сподвижник Петра I. (1652-1719)
С 1669 года Борис Петрович Шереметев находился на службе у царя Алексея Михайловича. В 1681 году он был назначен тамбовским воеводой, с 1682 года – боярин. В 1685-1687 годах Шереметев участвовал в переговорах и заключении "Вечного мира" с Речью Посполитой и союзного договора с Австрией. С 1687 года он был воеводой в Белгороде, командовал войсками, прикрывавшими южную границу России. Шереметев участвовал в Крымских и Азовских походах. В 1697-1699 годах он выполнял дипломатические поручения Петра I в Польше, Австрии, Италии и на острове Мальта.
Во время Северной войны (1700-1721 годы) Шереметев командовал войсками в Прибалтике, на Украине и в Померании. В 1705-1706 годах он руководил подавлением Астраханского восстания. В Полтавском сражении и Прутском походе Шереметев был главнокомандующим армией. Он имел право входить в кабинет Петра I в любое время и без доклада. Петр говорил о Шереметеве: "Его храбрость и верная служба не умрут и всегда будут памятны в России" (В.О.Ключевский).
Приложение №5 -Награды Петра

Царь лично утвердил переход от пожалования золотыми и серебряными рублевиками к настоящим медалям. Он разработал и внедрил более пятидесяти видов наград. Среди них следует выделить многие памятные медали, вручаемые за мирные и ратные успехи, которые вписаны золотыми буквами в летопись русской славы: «За взятие Нотебурга» (1702), «В память основания Санкт-Петербурга» (1703), «За взятие Нарвы» (1704), «За победу под Калишем» (1706), «За победу под Лесной» (1708), «За Полтавскую баталию» (1709), «Иудина медаль для изменника Мазепы» (1709), «За взятие Выборга» (1710), «За Вазскую баталию» (1714), «За победу при Гангуте» (1714), «За победу при Гренгаме» (1720), «В память Ништадтского мира» (1721) и «За участие в Персидском походе» (1723). Весьма современно звучит известная мысль Петра: «Победу решает военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Они — защита и крепость Отечеству».



Приложение №6

Реформирование всех сфер государственной жизни

Финансовая реформа 1718 г.

- подворная подать

- подушная подать



Государственное управление

- Сенат, генерал – прокурор

- коллегии

- тайная канцелярия

- губернаторы

-провинции, магистраты


1721 г. Церковное управление

- вместо патриарха Синод и обер- прокурор

Расширение дворянского землевладения

- раздача крестьян

- 1714 г. поместья - наследственны



Табель о рангах, 1722 г.

- 14 классов, личная выслуга служба обязательна

Система образования







Приложение №7- реформы Петра

Выберите государственные реформы, проведенные Петром 1.

1. Создание Государственного Совета


2. Учреждение Боярской думы
3. Роспуск магистратов
4. Организация коллегий
5. Создание Сената
6. Введение губернского административного деления
7. “Жалованная грамота дворянству”
8. Провозглашение империи
9. Уничтожение патриаршества
10.Уничтожение Синода
Приложение №8 – экономические преобразования

Знаменательные победы русского оружия были бы немыслимы без существенных преобразований в хозяйственной и экономической жизни страны. Молодой царь понял это еще в самом начале своего правления, после поездки в Европу. Он внес огромный вклад в развитие экономики, торговли, финансов и промышленности. Монарх открыл первую в России биржу и учредил таможню по европейскому образцу. В 1699—1704 гг. была успешно проведена денежная реформа. Он ввел регулярную чеканку золотой монеты: одинарных, двойных червонцев и двух рублевиков. По его указу была налажена регулярная эмиссия крупной банковой серебряной монеты достоинством в один рубль, полтину и полполтины, а также разменной серебряной монеты: гривенников, пятачков, алтын, грошей и копеек. Кроме того Петр успешно ввел в денежный оборот медные монеты номиналом в пять, две и одну копейки, а также деньгу, полушку и полполушки. Более того, в 1725 г. были отчеканены медные рубли, полтины, полполтины и гривны. Золотые червонцы и серебряные рубли соответствовали по своим весовым характеристикам голландским гульденам и немецким талерам, которые являлись общеевропейскими денежными единицами того времени. Поэтому новые петровские монеты стали первой твердой конвертируемой русской валютой. Они высоко ценились на европейских биржах и способствовали быстрому развитию внешней и внутренней торговли, а также широкому привлечению иностранных специалистов для работы в России. Царь последовательно проводил политику меркантилизма, добился положительного сальдо в торговле с зарубежными странами и обеспечил заметный приток золота и серебра на внутренний российский рынок.


При Петре для нужд армии, флота и двора было открыто более двухсот крупных мануфактур, фабрик и заводов, где трудились 25 тысяч рабочих, а объем продукции превышал 5 млн руб. По существу, царь стал основателем российского военно-промышленного комплекса — основной кузницы русского оружия. Только в Петербурге он лично заложил четыре верфи, Литейный и Смоляной дворы, а также табачную, бархатную, шпалерную, шелковую, позументную мануфактуры, три пороховых и два водочных завода. Самодержец явился основателем казенной промышленности. Следует также отметить, что он значительную часть казенных мануфактур передал в частную собственность наиболее предприимчивым промышленникам, тем самым став основоположником крупной частной промышленности. Наибольших успехов достигли шерстяные и льняные мануфактуры, железное и кожевенное производства, а также смолокурение. Был налажен экспорт дешевых и высококачественных товаров: сукна, юфти, полотна, веревок и канатов, смолы, сала и железа. Царь последовательно проводил политику покровительства развитию промышленности. Казна ссужала частных предпринимателей беспроцентным капиталом, снабжала их инструментами, орудиями производства, выписывала иностранных мастеров. Власти приписывали крестьян целыми селами к промышленным заведениям, предоставляя им большие льготы и привилегии.

Приложение №9

Военные преобразования.

Развитие промышленности.



Создание регулярной армии

- рекруты – пожизненно

- командный состав



Строительство флота




Промышленность

- Мануфактуры20  191 , горные, военные

- крепостной труд



Покровительство купечеству и промышленности

- тариф 1724 г.

 Приложение №10- Экономическая политика Петра I.


Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из приведённых ниже в скобках:

Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство .....................................по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.

Содержание...................................было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались................... .

В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий.............................., они назывались.................................................................

В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория................................

Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо .....................подати ввести ...........….. Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов - повторные................

Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система............... и ............. государства, регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет

отраслей, обеспечивающих армию,..............................характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.



(Посессионные крестьяне, контроль и монополия государства, суконные мануфактуры, подневольный (крепостнический) труд, меркантилизм, металлургические заводы, подворная подать, ревизии, приписные крестьяне, судостроительные заводы (верфи), подушная подать, казённые заводы, протекционистские меры.)

Приложение №11- задание по реформам

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра 1 и введенные им.

  1. Празднование Нового года 1 января
    2. Летоисчисление с сотворения мира
    3. Летоисчисление с рождения Иисуса Христа
    4. Короткий кафтан
    5. Проведение ассамблей
    6. Хорошие манеры при поведении в обществе
    7. Празднование Нового года 1 сентября
    8. Длинные рукава у одежды
    9. Обязательность бороды
    10. Недопущение женщин в мужское общество


Приложение №12 – РЕФОРМЫ ВЫСШИХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Реформирование государства было важнейшим направлением преобразований Петра I, который полностью перестроил государственный аппарат, руководствуясь практическими нуждами и используя опыт государственности Швеции. Сущность реформы органов власти и управления сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

В результате к концу первой четверти XVIII в. складывается следующая система высших и центральных органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточена в руках царя (с 1721 г. императора).

В 1711 г. Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной, судебной и отчасти законодательной власти – Сенатом. Члены Сената назначались царем по принципу служебной пригодности. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор ("око и ухо государевы"), на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. Первым генерал-прокурором стал П. И. Ягужинский.

В 1717–1721 гг. устаревшая система приказов была заменена коллегиями. Коллегии отличались от приказов коллегиальным принципом принятия решений, единообразными штатами, четким разграничением обязанностей. Каждая коллегия ведала определенной отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегия. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия, Штатс-коллегия и Ревизион-коллегия. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная (учрежденная несколько позднее) – дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами. Особое место занимала Духовная коллегия (Синод), управлявшая церковью. Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом.

В первой четверти XVIII в. к прокуратуре добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение о всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушениях "казенного интереса".

Приложение №13 – РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (схема -слайд)

В 1708–1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Укрепление власти на местах было вызвано необходимостью сбора растущих налогов, с взиманием которых прежние органы не справлялись, пополнения армии, а также угрозой народных восстаний.

В 1708 г. страна была поделена на 8 губерний, позднее их число увеличилось. Губернии резко различались по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, где жила почти половина населения страны. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, в руках которого была сосредоточена исполнительная и судебная власти. Однако губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых часто противоречили друг другу.

В 1719–1720 гг. была осуществлена областная реформа: губернии были разделены на провинции, ставшие основной единицей административного деления. Во главе провинции стоял воевода. Число провинций равнялось 50. Провинции в свою очередь делились на дистрикты. В Петровское время во главе дистрикта стоял земский комиссар из местных дворян или отставных офицеров. В городах были созданы городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.

Система местных органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер, закрепляя активное участие дворян в местном управлении.
Приложение №14 – ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Петр I стремился превратить церковь в одну из деталей чиновничье-бюрократической машины, беспрекословно подчиняющейся императору. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр I отложил выборы нового патриарха на неопределенное время. Главой церкви был объявлен "местоблюститель патриаршего престола", лишенный прав патриарха. Одновременно был изменен уклад жизни монахов: им было запрещено держать в кельях чернила и бумагу, ограничивался переход из одного монастыря в другой. В 1701 г. для управления церковью и сбора церковных доходов был создан Монастырский приказ. Монастырские вотчины были поделены на две категории: доходы одних, так называемых "определенных", шли на удовлетворение нужд монастыря, другие вотчины, "заопределенные", управлялись чиновниками, назначаемыми Монастырским приказом. Все доходы с таких вотчин поступали в казну.



В 1721 г. утвержден Духовный регламент. Составил его видный церковный деятель, сторонник петровских реформ Феофан Прокопович. Петр I отредактировал этот документ и провозгласил его законом. Духовный регламент предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии, вскоре переименованной в Синод, надзор за деятельностью которого осуществляло светское лицо – обер-прокурор, назначаемый Петром I из числа офицеров. В Синод входили назначаемые царем церковные иерархи. Члены Синода приносили присягу на верность императору.Ликвидация патриаршества, учреждение Синода и назначение обер-прокурора Синода означали ликвидацию самостоятельной политической роли церкви.

Приложение №16- памятные эмблемы



«Эпоха Великого Петра» «Эпоха Великого Петра»