Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1- запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр




страница1/7
Дата26.03.2017
Размер1.24 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5   6   7



ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ОУД 01 «Русский язык и литература»
2016-2017 учебный год

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)


Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1-А5. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.

К***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточения

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь



И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.С. Пушкин, 1825)


1.

Лирический сюжет стихотворения строится так, что по нему можно проследить этапы творческой биографии поэта. Заполните таблицу, указав, какие четверостишия соответствуют периодам творчества Пушкина.

Период творчества Пушкина

Строфы стихотворения

Петербургский период




Период южной ссылки




Период Михайловской ссылки







2.

Каким предстает образ возлюбленной в стихотворении Пушкина? Выпишите эпитеты, которые помогают создать этот образ.

3.

Говоря о своей возлюбленной, поэт дважды повторяет один и тот же художественный образ. Известно, что этот образ был заимст­вован из стихотворения В.А. Жуковского «Лалла Рук». Прочи­тайте текст стихотворения Жуковского. Найдите в нем этот по­этический образ. Как вы думаете, почему именно он привлек внимание Пушкина и чем в его стихотворении он отличается от того образа, который был использован в стихотворении Жуков­ского?

Ах! не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты…
И во всем ,что здесь прекрасно,

Что наш мир животворит,

Убедительно и ясно

Он с душою говорит;


А когда нас покидает,

В дар любви у нас в виду

В нашем небе зажигает

Он прощальную звезду.

(В.А. Жуковский «Лалла Рук», 1821)


4.

В этом стихотворении тема любви органически связана с фило­софскими темами памяти, мгновения и вечности, с темой поэзии и источника поэтического вдохновения. Выпишите из текста слова, в которых нашли отражение эти темы. Как такое сочета­ние тем помогает выразить главную идею стихотворения? Поста­райтесь ее сформулировать и записать.

5.

Прочитайте фрагмент рецензии, посвященной анализу поэтики стихотворения Пушкина «К***» («Я помню чудное мгнове­нье...»). В этой рецензии пропущено несколько необходимых терминов. Вставьте их в места пропусков, поставив в соответст­вующем падеже. Подбирая термины, можете воспользоваться Материалом для справки.

В этом подлинном шедевре пушкинской лирики на удивление немного средств поэтической выразительности. Они очень тща­тельно отбираются, точно соответствуя основной мысли стихо­творения. Среди них следует отметить (чудное мгновенье, гений чистой красоты, небесные черты), а также ____________________________________ («Бурь порыв мятежный / Рассеял прежние мечты») и («Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты»). Такая простота и непритязательность поэтических образов дает возможность акцентировать внимание на звучании стиха. Стихотворение необыкновенно мелодично, оно все наполнено музыкой. Такой поразительный эффект созда­ется за счет ____________________________ («как мимолетное виденье, как гений чистой красоты») и сквозных ___________________ (мгновенье — виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье), которые создают мягкие переходы от одного четверостишия к другому. Дополняет и усиливает эффект музыкального звучания _______________________________ на сонорные «м», «л», «н» («Я помню чудное мгновенье: / Передо мной явилась ты...»). Недаром так много композиторов создавали музыку к этим стихам. Самый известный романс был написан в 1840 году М.И. Глинкой и по­священ дочери Анны Петровны Керн.



Материал для справки

Аллитерация

Повтор

Ассонанс

Рифма

Гипербола

Сравнение

Метафора

Строфа

Метонимия

Эпитет

Олицетворение














Блок В

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № В1-В2: Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание B2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того ав­тора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведе­ний и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

1.

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье...») посвя­щено конкретной женщине — Анне Петровне Керн. Можно ли ска­зать, что в нем поэт говорит только о своих взаимоотношениях с этой женщиной или для него важнее выразить в целом свое представление о любви? Ответ аргументируйте, опираясь на текст стихотворения и проведенный анализ.

2.

Кто из русских поэтов так же, как Пушкин в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), связывал тему любви с фи­лософскими размышлениями и в чем сходство и различие их пози­ций? Назовите не менее двух стихотворений, принадлежащих разным авторам. Свой ответ аргументируйте.


Блок С

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению задания № С1: Напишите сочинение на данную тему в объеме не менее 200 слов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения . Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.

Какие философские мотивы характерны для лирики Б.Л. Пастернака?

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ОУД 01 «Русский язык и литература. Литература»
2016-2017 учебный год
Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)


Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1-А5. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.

Нищий


У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада жажды и страданий.

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.



М.Ю. Лермонтов

1.

Какое средство художественной выразительности использует Лермонтов: «бедняк иссохший, чуть живой»?

2.

Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «врата, глад»?

3.

В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как назы­вается такой приём?

4.

Во второй и третьей строфах найдите 2 глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения.

5.

Каков смысл названия стихотворения?


Блок В

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № В1-В2: Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание B2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того ав­тора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведе­ний и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

1.

В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтом можно назвать его творческим преемником?

2.

Какие темы можно считать ведущими в лирической поэзии Лермонтова и в каких произведениях русской литературы звучат те же темы и мотивы?


Блок С

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению задания № С1: Напишите сочинение на данную тему в объеме не менее 200 слов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения . Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.

Почему в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер лишен «света», но «заслужил покой»

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ОУД 01 «Русский язык и литература. Литература»
2016-2017 учебный год

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)


Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1-А5. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.

Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, чёрт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так нa задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, р тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но серд­це у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность по­целуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблён ли он сам? Разумеется, влюблён; это ясно «день. Какой переплёт, подумаешь!.. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Ар­кадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно».

День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в (в своей комнатке, как мышонок в норке).

Николай Петрович имел вид озабоченный, Ему донесли, что и в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича своей леденящей вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще а свете маячить буду».

Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Пётр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петро­вич представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Пётр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»



1.

Как называется острое столкновение идей и характеров, изображённое Тургеневым в романе.

2.

Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столб­ца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

  1. Евгений Базаров

  1. отправляется по делам в Москву

Б) Павел Петрович

  1. женится на Кате

В) Николай Петрович

  1. умирает от заражения крови




  1. женится на Фенечке




3.

Какой художественный приём использует И.С. Тургенев для изображения состояния Фенечки во втором абзаце фрагмента?

4.

Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлечённого понятия или состояния (сон Базарова: образы «кошечки», «леса»)?

5.

Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургене­вым в данном фрагменте?


Блок В

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № В1-В2: Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание B2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того ав­тора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведе­ний и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

1.

Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, утверждавшего, что Павел Петрович — герой печоринского типа? Обоснуйте свою позицию.

2.

Как вы думаете, почему имя главного героя романа не вынесено в название (как, например, «Рудин»)?


Блок С

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению задания № С1: Напишите сочинение на данную тему в объеме не менее 200 слов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения . Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.

С1. В чем заключается новаторство поэзии Маяковского?


ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ОУД 01 «Русский язык и литература»
2016-2017 учебный год
Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)


Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1-А5. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С серд­цем.) Глупый человек!

К у л и г и н. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обыва­телей польза.



Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

К у л и г и н. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик камен­ный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прила­жу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдёте и видите, который час. А то этакое место пре­красное, и вид, и всё, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, всё-таки украшение — для глаз оно приятней.



Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и ле­зет разговаривать.

К у л и г и н. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Д и к о й. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

К у л и г и н. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.



Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

К у л и г и н. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?



Дикой. Отчёт, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что раз­бойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

К у л и г и н. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня оби­деть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»



Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

К у л и г и н. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, мо­жет быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмём: у нас грозы час­тые, а не заведем мы громовых отводов.



Дикой {гордо). Всё суета!

К у л и г и н. Да какая же суета, когда опыты были?



Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

К у л и г и н. Стальные.

Д и к о й (с гневом). Ну, ещё что?

К у л и г и н. Шесты стальные.



Дикой (сердясъ более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да ещё-то что? Наладил: шесты! Ну, а ещё что?

К у л и г и н. Ничего больше.



Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

К у л и г и н. Электричество.



Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник!! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож-1 нами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, го­вори! Татарин?

К у л и г и н. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: «Я телом в прахе! истлеваю, Умом громам повелеваю».



Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

К у л и г и н. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)



Дикой. Что ж ты, украдёшь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.)Да! вы, проклятые, хоть кого в грех введёте! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то? Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Явление третье

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис проходит в глубине сцены.

Сс-сс!


Борис оглядывается.

Поди сюда. (Манит рукой.)

Борис входит.

Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Б о р и с . А что?

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его! а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась!

Борис . Видно, только я и пожил десяток деньков, пока его не было. Уж теперь не увидишь её!

А.Н. Островский. «Гроза»



1.

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Дикой

1) уезжает в Сибирь

Б) Борис

2) вытаскивает Катерину из воды

В) Кулигин

3) высылает племянника из Калинова




4) бросает упрёк матери




2.

Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургиче­ском произведении называется непримиримое противоречие между героями?

3.

Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

4.

Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведённом фрагменте?

5.

Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

  1   2   3   4   5   6   7

  • Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1-А5. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.
  • ОУД 01 «Русский язык и литература. Литература» 2016-2017 учебный год Блок А
  • ОУД 01 «Русский язык и литература. Литература» 2016-2017 учебный год Блок А
  • ОУД 01 «Русский язык и литература» 2016-2017 учебный год Блок А