Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Инструкция по проведению письменного и устного туров 4 Инструкция по тиражированию материалов 6




Скачать 199.94 Kb.
Дата01.07.2017
Размер199.94 Kb.
ТипИнструкция


Требования

к проведению муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников 2015/16 учебного года

по немецкому языку

Омск, 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Информация о разработчиках материалов 3

  2. Инструкция по проведению письменного и устного туров 4

  3. Инструкция по тиражированию материалов 6

  4. Инструкции/памятки к текстам заданий для участников 7

  5. Ключи, критерии и методика оценивания ответов письменного тура 7

  6. Критерии и методика оценивания устного тура 9

  7. Бланки ответов для письменного тура 11

  8. Техническое обеспечение олимпиады 11



  1. Информация о разработчиках материалов

Председатель РПМК по немецкому языку – к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Деревянченко Елена Анатольевна derevyanchenko@omgpu.ru

Разработчики материалов:

Деревянченко Елена Анатольевна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»;

Соловьева Наталья Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»;

Жилякова Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»;



Эксперты:

Полуйкова Светлана Юрьевна, к.пед.н., доцент, декан факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»;

Чичерина Надежда Николаевна, к.пед.н., доцент кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»;

Горшенина Яна Львовна, к.пед.н., доцент кафедры немецкого языка и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»



  1. Инструкция по проведению письменного и устного туров

Для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников предлагается предусмотреть два дня – для письменного и устного туров. Первый день предусматривает выполнение следующих заданий: по аудированию, чтению, письму, и лексико-грамматического теста (7-8 классы), по аудированию, чтению, письму, страноведению и лексико-грамматического теста (9-11 классы). Предлагаемая последовательность проведения письменного тура:




  1. Письмо (60 мин.)

Перерыв 5 мин.

  1. Чтение (60 мин.)

Перерыв 20 мин.

  1. Аудирование (25 мин.)

Перерыв 5 мин.

  1. Лексико-грамматический тест (35 мин.)

Перерыв 5 мин.

  1. Страноведение (30 мин.)

В соответствии с Методическими рекомендациями ЦПМК для всех участников сформированы пакеты. Т.к. «региональным предметно-методическим комиссиям и составителям заданий для проведения муниципального этапа Олимпиады предоставляется возможность самостоятельно принять решение о целесообразности включения того или иного задания и выбор материала для него, исходя из местных условий и особенностей преподавания немецкого языка в конкретном регионе»1, тест по страноведению РПМК по Омской области рекомендуется проводить только в 9-11 классах.

В таблицах 1, 2 представлено распределение баллов по конкурсам и максимальный балл муниципального этапа ВсОШ по немецкому языку в 2015/16 уч. году.

Таблица 1



Распределение баллов по видам заданий

7-8 классы


Конкурс

Максимальное количество баллов

Письмо

20

Чтение

20

Аудирование

15

Лексико-грамматический тест

20

Устный конкурс

25

Итого:

100

Таблица 2



Распределение баллов по видам заданий

9-11 классы


Конкурс

Максимальное количество баллов

Письмо

20

Чтение

20

Аудирование

15

Лексико-грамматический тест

20

Страноведение

20

Устный конкурс

25

Итого:

120


Письменный тур

Проводится в первый день.

Следует отметить, что конкурсы письменного тура (аудирование, чтение, лексико-грамматический тест, страноведение) представляют собой тестовые задания закрытого типа (множественный выбор ответа, краткий ответ). Проверка работ школьников осуществляется по ключам.

Конкурс «Письмо» - тестовое задание открытого типа, предполагающее написание основной части текста истории с опорой на ее начало и завершение. Проверка работ школьников осуществляется по критериям ЦПМК.

Начиная с 2014/15 уч.года определяется тематика конкурса «Страноведение». Подобный подход призван, как сфокусировать подготовку участников муниципального этапа Олимпиады, так и мотивировать к исследовательской и поисковой работе, связанной с конкретным фактам и событиям истории, литературы, культуры, науки, спорта и политики немецкоязычных стран.

В 2015/16 уч.году тестовые задания посвящены двум темам:

Часть 1. Выдающиеся учёные немецкоязычных стран, их изобретения и открытия на службе человечеству;

Часть 2. Герман фон Гельмгольц (биография, изобретения и открытия, вклад в структуру и организацию науки, связь с русским научным миром).

Данная информация должна быть доведена до сведения тренеров и участников олимпиады.
Устный тур

проводится во второй день, он предполагает групповую работу участников школьного этапа с последующим представлением ее результата в виде ток-шоу, дискуссии и т.п. на тему, заранее неизвестную участникам.

Распределение участников по малым группам осуществляется по результатам письменного тура. Однако до начала устного тура данные результаты не публикуются для того, чтобы не демотивировать участников.

Для подготовки задания группам дается 45 минут, после чего их приглашают в специальные кабинеты для прослушивания.

Жюри в каждом кабинете состоит из 3 человек. Каждый член жюри оценивает каждого участника и группу в целом. Баллы в протоколе выставляются по согласованию между членами жюри. Баллы каждого участника являются суммой оценки результата всей группы и оценки индивидуального результата участника.


  1. Инструкция по тиражированию материалов

Перед проведением письменного тура размножаются задания и бланки ответов для конкурсов:

  • письмо

  • чтение

  • аудирование

  • лексико-грамматический тест

  • страноведение

Каждый участник получает задание и бланк ответа к нему по каждому из 5-ти конкурсов. В процессе тиражирования бланков ответов недопустима двустороння печать.

В процессе тиражирования заданий допустима двустороння печать, но только в том случае, если на оборотной стороне то же самое задание. Категорически запрещается распечатка двух разных заданий на одном листе!

Количество экземпляров заданий для устного конкурса определяется количеством участников, исходя из того, что работа будет организована в группах по 3-4 человека.

Тестовые материалы, выдаваемые конкурсантам, качественно размножаются на листах формата А4 (уменьшение оригинала не допускается).

Для каждого конкурса готовятся ключи, и транскрипция аудиотекста, критерии и протоколы оценивания письменного и устного конкурсов. Их количество должно соответствовать количеству членов жюри Олимпиады.

Аудиозапись устного текста должна быть размножена на CD-дисках в зависимости от количества аудиторий, выделяемых для проведения письменного тура.


  1. Инструкции/памятки к текстам заданий для участников

Каждое задание олимпиады содержит информацию на русском языке о максимальном количестве баллов, методике оценивания задания.

Инструкция по выполнению задания развернуто представлена на немецком языке.



  1. Ключи, критерии и методика оценивания ответов письменного тура

Ключи к тестовым заданиям закрытого типа (конкурсы «Аудирование», «Чтение», «Лексико-грамматический тест», «Страноведение») представлены отдельными документами для каждой из групп учащихся (7-8, 9-11). Методика оценивания предполагает получение участником 1 балла за правильный ответ на один вопрос. Максимальное количество баллов за задание указано на бланке задания, бланке ответа.

Критерии оценки выполнения письменного задания

Максимальное количество баллов – 20

Объем текста для учащихся 7-8 классов – 130 слов.



Объем текста для учащихся 9-11 классов – 200 слов.
Оценка за раскрытие содержания темы – 10 баллов

Баллы

Коммуникативные задачи

9-10

Коммуникативная задача успешно решена – содержание раскрыто полно. Участник демонстрирует умение описывать имевшие место или вымышленные события, проявляя при этом творческий подход и оригинальность мышления. Сюжет понятен, динамичен и интересен. Середина текста полностью вписывается в сюжет и соответствует заданному жанру и стилю. Рассказ передает чувства и эмоции автора и/или героев.




7-8


Коммуникативная задача выполнена. Текст рассказа соответствует заданным параметрам. Участник демонстрирует умение описывать имевшие место или вымышленные события. Сюжет понятен, но тривиален. Середина текста полностью вписываются в сюжет и соответствуют заданному жанру и стилю. Передает чувства и эмоции автора и/или героев.

5-6

Коммуникативная задача в целом выполнена, однако имеются отдельные нарушения целостности содержания рассказа. Сюжет понятен, но не имеет динамики развития. Середина написанного рассказа не совсем сочетается с началом и концовкой. Рассказ не передает чувства и эмоции автора и/или героев. Рассказ соответствует заданному жанру и стилю.

3-4

Коммуникативная задача выполнена частично. Содержание письменного текста не полностью соответствует заданным параметрам. Сюжет не всегда понятен, тривиален, не имеет динамики развития. Участник не владеет стратегиями описания событий и героев. Рассказ не полностью соответствует заданному жанру и стилю.

1-2

Предпринята попытка выполнения задания, но содержание текста не отвечает заданным параметрам. Рассказ не соответствует заданному жанру и стилю.

0

Коммуникативная задача не решена. Рассказ не получился, цель не достигнута.


Оценка за организацию текста и языковое оформление – 10 баллов

Общая итоговая оценка выводится на основании критериев, приведенных в таблице: композиция, лексика, грамматика, орфография и пунктуация


Композиция

(максимум 2 балла)

Лексика

(максимум 3 балла)

Грамматика

(максимум 3 балла)

Орфография и

пунктуация

(максимум 2

балла)

2 балла

Работа не имеет ошибок с точки зрения композиции. Соблюдена логика высказывания. Средства логической связи присутствуют. Текст правильно разделен на абзацы.




3 балла

Участник демонстрирует богатый лексический запас, необходимый для раскрытия темы, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью. Работа практически не содержит ошибок с точки зрения лексического оформления (допускается не более 1 ошибки)..



3 балла

Участник демонстрирует грамотное и уместное употребление грамматических структур в соответствии с коммуникативной задачей.

Работа практически не содержит ошибок с точки зрения грамматического оформления (допускается не более 1 ошибки, не затрудняющей

понимания).



2 балла

Участник демонстрирует уверенное владение навыками орфографии и пунктуации. Работа не имеет

ошибок с точки зрения орфографии. В работе имеются 1-2 пунктуационные ошибки, не затрудняющие понимание высказывания.


1 балл

В целом текст имеет четкую структуру. Текст разделен на абзацы. В тексте присутствуют связующие элементы. Наблюдаются незначительные нарушения в структуре и/или логике и / или связности текста.



2 балла

Участник демонстрирует богатый лексический запас, необходимый для раскрытия темы, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью. В работе имеются 2-3 лексические ошибки.



2 балла

Участник демонстрирует грамотное и уместное употребление грамматических структур.

В работе имеются 2-4 грамматические ошибки, не затрудняющие понимание.


1 балл

В тексте присутствуют орфографические (1-4) и/или пунктуационные ошибки (3-4), которые не затрудняют общего понимания текста.



0 баллов

Текст не имеет четкой логической структуры. Отсутствует или неправильно выполнено абзацное членение текста. Имеются серьезные нарушения связности текста и/или многочисленные ошибки в употреблении логических средств связи.



1 балл

В целом лексические средства соответствуют заданной теме, однако имеются неточности (ошибки) в выборе слов и лексической сочетаемости, учащийся допускает 4-6 лексических ошибок и / или использует стандартную, однообразную лексику.



1 балл

В тексте присутствуют несколько (4-7) грамматических ошибок, не затрудняющих общего понимания текста.



0 баллов

В тексте присутствуют многочисленные орфографические (более 4) и/или пунктуационные ошибки (более 4), в том числе затрудняющие его понимание.






0 баллов

Участник демонстрирует крайне ограниченный словарный запас и / или в работе имеются многочисленные ошибки (7 и более) в употреблении лексики.



0 баллов

В тексте присутствуют

многочисленные ошибки (8 и более) в разных разделах

грамматики, в том числе затрудняющие его понимание.






1 - 2 балла могут быть сняты за:

- орфографические ошибки в словах активного вокабуляра или в простых словах;

- небрежное оформление рукописи;

- недостаточный объем письменного сочинения

1 балл может быть добавлен за творческий подход к выполнению поставленной задачи

Критерии письменного тура должны быть непременно доведены заранее до сведения участников муниципального этапа, представлены на информационном стенде МЭ ВсОШ 2015/16 уч.года.



  1. Критерии и методика оценивания устного тура

Критерии оценки выполнения устного задания

Максимальное количество баллов – 25
Оценка результата группы (всего 10 баллов):


Баллы

Содержание презентации

5

Коммуникативная задача полностью выполнена. Тема раскрыта. Смысл презентации ясен, содержание интересно, оригинально.

4

Коммуникативная задача полностью выполнена. Тема раскрыта. Смысл выступления вполне понятен, однако содержание отчасти скучно и ординарно.

3

Коммуникативная задача выполнена не полностью. Тема раскрыта в ограниченном объеме. Содержание презентации не претендует на оригинальность.

2

Коммуникативная задача выполнена частично, тема раскрыта очень узко, содержание презентации банально.

1

Коммуникативная задача выполнена частично. Смысл презентации узнаваем, но тема практически не раскрыта. Содержание неинтересно.

0

Коммуникативная задача не выполнена. Смысл презентации неясен, содержание отсутствует, тема не раскрыта.




Баллы

Работа в команде / взаимодействие участников

5

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Участники

слаженно взаимодействуют друг с другом и высказываются в равном объеме.




4

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации. Участники

в основном взаимодействуют друг с другом, однако равный объем высказывания

не всегда соблюдается.


3

Распределение ролей соответствует содержанию и форме презентации.

Взаимодействие участников ограничивается в основном соблюдением очередности

высказывания.


2

Все члены группы высказываются, но распределение ролей неоптимальное.

Взаимодействуют не все участники группы.




1

Высказываются лишь некоторые участники, смена высказываний недостаточно

продумана.



0

Некоторые участники высказываются, но взаимодействие отсутствует.


Оценка индивидуальных результатов участника (всего 15 баллов):

Баллы

Убедительность, наглядность изложения


3

Высказывания аргументированы, аргументация сильная, сопряжена с высказываниями других членов группы.

2

Аргументация в целом убедительна и логична.

1

Излагает свою позицию неубедительно, не аргументируя.

0

Не излагает своей позиции, не аргументирует высказываний.



Баллы

Выразительность, артистизм


3

Демонстрирует артистизм, сценическую убедительность, органичность жестов, пластики и речи, выразительность.

2

Присутствуют отдельные проявления выразительности, однако жесты и пластика не всегда естественны и оправданы.


1

Предпринимает отдельные попытки выразить эмоции, в том числе с помощью жестов и пластики.

0

Не демонстрирует сопричастности происходящему, пластика и жестикуляция отсутствуют.




Баллы

Лексическое оформление речи

3

Владеет широким вокабуляром, достаточным для решения поставленной задачи, использует его в соответствии с правилами лексической сочетаемости.

2

Демонстрирует достаточный словарный запас, однако в некоторых случаях испытывает трудности в подборе и правильном использовании лексическихединиц.

1

Вокабуляр ограничен, в связи с чем задача выполняется лишь частично.

0

Словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи.




Баллы

Грамматическое оформление речи


3

Демонстрирует владение разнообразными грамматическими структурами, грамматические ошибки немногочисленны и не препятствуют решению задачи.

2

Грамматические структуры используются адекватно, допущенные ошибки не оказывают сильного негативного воздействия на решение задачи.

1

Многочисленные грамматические ошибки частично затрудняют решение задачи.

0

Неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи.




Баллы

Произношение

3

Соблюдает правильный интонационный рисунок, не допускает грубых фонематических ошибок, произношение соответствует языковой норме.

2

Фонетическое оформление речи в целом адекватно ситуации общения, иногда допускаются фонематические ошибки и неточности в интонационном рисунке.

1

Иногда допускает грубые фонематические ошибки, в интонации и произношении слишком явно проявляется влияние родного языка.

0

Неправильное произнесение многих звуков и неадекватный интонационный рисунок препятствуют полноценному общению.

Критерии устного тура должны быть непременно доведены заранее до сведения участников муниципального этапа, представлены на информационном стенде МЭ ВсОШ 2015/16 уч.года.

  1. Бланки ответов для письменного тура

Для всех конкурсов письменного тура предусмотрены бланки ответов (отдельные файлы). Результаты выполнения каждого задания участники заносят в бланки ответов, которые проверяются членами жюри.


В конкурсе «Письмо» черновики работ не проверяются и не оцениваются.

В случае, если участнику недостаточно бланка ответа, дежурный по аудитории предоставляет ему специально приготовленную бумагу. При сдаче дополнительные листы прикрепляются к работе степлером.



  1. Техническое обеспечение Олимпиады:

1. Во всех «рабочих» аудиториях должны быть часы, поскольку выполнение тестов требует контроля за временем.

2. Для проведения конкурса «Аудирование» требуются CD проигрыватели и динамики в каждой аудитории. В аудитории должна быть обеспечена хорошая акустика. В каждой аудитории, где проводится конкурс, должен быть свой диск с записью задания. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов.

3. Для проведения всех прочих конкурсов письменного тура не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов и бумага для черновиков.

4. Для проведения конкурса устной речи следует подготовить:



  • большую аудиторию для ожидания, одну-две аудитории для подготовки, где конкурсанты выбирают задание и готовят свою устную презентацию в группах. Количество посадочных мест определяется из расчета один стол на одну группу из 3-4 человек 1 стол для представителя Оргкомитета и выкладки используемых материалов.

  • 4 - 6 небольших аудиторий для работы Жюри с конкурсантами (исходя из количества участников), соответствующее количество магнитофонов, обеспечивающих качественную запись и воспроизведение речи конкурсантов, и пронумерованные аудиокассеты (из расчета одна 90-минутная кассета на 5 групп участников) Возможна (и предпочтительна) компьютерная запись ответов участников. В этом случае каждая аудитория должна быть оснащена соответствующим оборудованием для записи и воспроизведения ответов участников.

  • В каждой аудитории у членов Жюри должен быть необходимый комплект материалов: Задание устного тура (для членов Жюри), Протоколы устного ответа (для Жюри), Критерии оценивания конкурса устной речи (для Жюри).

5. Для своевременного введения баллов и составления ведомостей результатов конкурсов Оргкомитетом должны быть выделены от пяти до десяти компьютеров и от пяти до десяти технических сотрудников (волонтеров, студентов), которые должны оказать содействие при введении в компьютерную программу результатов выполнения заданий конкурсов.

6. Для анализа заданий необходимы большая аудитория (в которой размещаются все участники и сопровождающие лица) и оборудование для проведения презентации (компьютер, слайд-проектор, экран, микрофон).

7. Для последующего показа работ необходимо предусмотреть несколько небольших аудиторий, в которые участники допускаются в соответствии с присвоенным им идентификационным номером.

8. При рассмотрении апелляций оргкомитет обеспечивает техническую возможность прослушивания записи устных ответов участников на конкурсе устной речи.



9. Для работы Жюри необходимы: помещение для работы (кабинет для проверки работ на 25 - 30 столов), сейф для хранения работ участников, технические средства (ноутбук, принтер, ксерокс) и канцелярские принадлежности (4–5 пачек бумаги, ножницы, ручки, карандаши, ластики, точилка, скрепки, степлер и скрепки к нему, антистеплер, клеящий карандаш, стикеры, мультифолиа).

1 Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов XIII Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2015/2016 учебном году / Радченко О.А. Москва, 2015