Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Инновационные технологии в изучении биографии русских писателей в старших классах В. Г. Маранцман «Изучение биографии писателя в школе»




Скачать 123.7 Kb.
Дата06.07.2017
Размер123.7 Kb.
Инновационные технологии в изучении биографии русских писателей в старших классах
В.Г.Маранцман «Изучение биографии писателя в школе» в книге «Методика преподавания литературы»: Учеб.для студентов….Р.Ф.Брандесов, Т.В.Зверс, М.Г.Качурин и др.; Под ред. З.Я.Рез.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1985.- 368 с.

В каждом литературном произведении отражается личность его творца – писателя, выражается авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста. Услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы, объяснить эстетически и исторически взгляды художника и помогает изучение биографии.

История по-разному отражается в человеке. Гоголь понимал и любил Россию не так, как Лермонтов. И Чехов и Толстой любили природу. Но что ценил в природе каждый из них и почему, как выражено было это чувство, каковы особенности их отношения к природе? Биография затем и изучается в классе, чтобы найти объяснение чувствам и мыслям, которые владели писателями. Личность едина. Жизненные привязанности и антипатии находят свое продолжение в искусстве.
Изучение биографии писателя должно вызывать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения. Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждений наших школьников. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.

Без развернутого изучения произведения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода.

Возросший в условиях модернизации российского образования интерес к личности писателя ставит перед учителем ряд проблем.

Одна из них – это способ взаимодействия учителя и ученика, их роль в образовательном процессе.

Главное направление личностно-ориентированных технологий образования в современной педагогике – формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

Современные личностно-ориентированные образовательные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный, анализировать достигнутые результаты.

В соответствии с таким подходом учитель теперь создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем.

Очевидно, что разработка личностно-ориентированных технологий – это поиски путей получения гарантированного качественного образовательного результата


Современная «школа развития» ориентируется на личность обучаемого. Ученик перестает быть пассивным наследником знаний учителя, а становится активным субъектом образовательной деятельности. Каждый школьник заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. Уроки изучения биографии писателя открывают перед каждым ребенком широкие возможности в выборе форм работы и проявлении своих индивидуальных способностей. А форма проведения уроков-биографий разнообразна: лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, концерты, панорамы. Однако новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Попробуем с этой точки зрения посмотреть на организацию изучения биографии

писателя в старших классах.

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Модульная технология разработана Т.И.Шамовой, П.И.Третьяковым, И.Б.Сенновским. она базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С.Выготским. реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ее реализации. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жесткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий; заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.

На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, координации, консультировании, контроле. План модульного занятия складывается следующим образом: диагностика, мотивация учащихся, самостоятельная работа, работа в малой группе (4-6 человек), работа в целом классе, рефлексия. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

Таким образом, модульное занятие дает возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной познавательной деятельности и успешность каждого ученика.

Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. А вот сделать ее увлекательной и важной для учеников поможет модульная технология. Она дает возможность ученикам самим приблизиться к писателю, самим говорить и спорить с ним. Старшеклассники самостоятельно подготовят доклады и сообщения, «Друзья Пушкина», «Толстой в Яснополянской школе», «Чехов-врач», «Маяковский в РОСТа», «Диссертация Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», «Станица Вешинская в судьбе М.Шолохова». Используя мемуары, составят «Альбомы воспоминаний»: «М.Горький в воспоминаниях И.А.Бунина, В.Ходасевича, Р.Роллана, Л.Толстого», «Пушкин в воспоминаниях современников», «Куприн – мой отец»( воспоминания К.А.Куприной). Многие писатели сами рассказывают о себе, например, автобиография В.Маяковского «Я сам», автобиографический очерк М.Цветаевой «Мать и музыка».
Игровые технологии
Д.Б.Эльконин считал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью. Концептуальной основой игровых технологий является психологическая теория деятельности. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Играя, человек совершает действия лишь мотивированные, значит, цели значимы для личности по собственному внутреннему содержанию. В старшем возрасте для развития творческих способностей чаще используются деловые игры. Применяются различные модификации деловых игр (Г.К.Селевко): имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама.

Реализация игровых приемов и ситуаций помогают не только представить писателя, а как бы воочию встретиться с ним. Имитационные игры проводятся на занятиях, когда имитируются конкретная деятельность людей, обстановка, условия. Игра может сопровождаться рисунками, моделями, деталями одежды изучаемой эпохи.

Суть имитационных ролевых игр такая же, как и имитационных. Сопровождаются они распределением и последующим исполнением ролей, порученных учащимся.

В рамках данной технологии целесообразны такие формы работы с учащимися, как литературное кафе и литературная гостиная «Чистейшей прелести чистейший образец», проводимой 10 «А» классе; «Гоголь шутит, Гоголь смеётся, Гоголь…» 9 «Б» класс; « Это двух соловьев поединок…» (стихи и письма М.Цветаевой и Б.Пастернака) 11 «А» класс, «С.Есенин-имманжинист».

С особым интересом работают ребята над литературными спектаклями. В них ярко выражены главные черты игровых технологий:

- творческий импровизационный характер;

- эмоциональная приподнятость;

- свободная развивающая деятельность (ради удовольствия от самого процесса);

- наличие прямых или косвенных правил.

Всем нам запомнились спектакли в 10 -11 классах «Музы русского романса», «Поэты Серебряного века приглашают», «Впереди Иисус Христос», «Песня нас зовет».

в 9-ых классах ребята очень серьезно и ответственно относятся к таким играм, как интеллектуальные .Например, викторины или «Умники и умницы», которые проводились на материалах биографий А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.
Технология проектного обучения

В основе этой технологии лежат идеи американских ученых Дьюи, Лая, Торндайка, и наших отечественных ученых Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Они утверждали, что только в деятельности, свободно выбранной ребенком, он увлеченно учится, усваивает и присваивает знания (не заучивает), приобретает умение применять и интерпретировать информацию, происходит его интенсивное развитие: творческого и критического мышления, воображения, практических способностей, умений, сотрудничества, уверенности в себе. Сама жизнь становится источником знаний, и такой способ учения (обучения) готовит к жизни. Чаще всего проекты бывают групповыми.

Виды проектов разнообразны. С.Хейнс выделяет четыре основные категории проектов:

Информационный и исследовательский проект. Например, в 9-ом классе «А» ребята исследовали биографию А.С.Пушкина. Результатом их работы стали литературные газеты «Детство и отрочество поэта», «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Лицейские годы), «На шум пиров и буйных споров» (Петербург 1817-1820гг.), «В мой жестокий век восславил я свободу», «Лети, корабль, неси меня к пределам дальним по грозной прихоти обманчивых морей…» (Южная ссылка), «Хочу сказать, что все люблю я…» (Любовь в жизни Пушкина), «В обители пустынных вьюг и хлада мне сладкая готовилась отрада…» (Ссылка в Михайловское), «И пробуждается поэзия во мне» (Болдинская осень), «На свете счастья нет, но есть покой и воля…»(Дуэль).
Обзорный проект. «У литературной карты России» в 11 классе.
Продукционный проект. Например, создание программы «Декада русского языка и литературы».

Проекты – инсценировки или организационные проекты. Бал Королевы-литературы. Королева принимает гостей в актовом зале школы. Каждый класс преподносит ей подарки: раздаточный материал, альбом стихов (творчество учащихся), иллюстрации к произведениям, портреты писателей. Придворные рассказывают об интересных фактах биографии писателей, загадывают ребусы и шарады, показывают инсценировки. Королева подводит итоги декады, вручает призы победителям.

Одной из форм проектной технологии являются экскурсия по литературным местам. Наши ребята вместе с экскурсионной фирмой «Путешествуйте с нами» Воробьёвой посетили литературные музеи в Тарханах, в Константиново, Ясной Поляне, в Воронеже, в Ельце, в С-Петербурге, в Москве. Продуктом этих проектов стали выпуски плакатов, выставки буклетов, фотогазеты.

Проекты разнообразны по форме. Это и интервью с писателем, и пресс-конференции, и репортажи.
Технология урока-мастерской

Мастерская как новая форма учебного занятия в школе появилась недавно, с 1989г. как начались деловые контакты педагогов России и Франции. Мастерские, или демарши опираются на глубоко обоснованную фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию. Это идеи и принципы гуманистической философии и психологии Ж..-Ж..Руссо, Л.Толстого, С.Френе, Л.С.Выготского. В основе этой методики обучения лежит проблемная организация труда. Проблемные ситуации, создаваемые учителем, стимулируют учащихся к постановке как можно большего числа вопросов, а затем осуществляется индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Главное в этой технологии не сообщить и освоить информацию (хотя в наших отечественных мастерских по традиции эта цель – освоить - реализуется), а передать способы работы в исследованиях. Большое место занимают практические действия учеников.

Г.К.Селевко, раскрывая технологию мастерских, характеризует ее как «оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников». (Селевко Г.К. Технология мастерских \\Современные образовательные технологии. М., 1988. с.164.)

При всем разнообразии мастерских есть общий алгоритм процесса.

1.Мотивирующее начало – «индуктор». Это проблемная ситуация. Задание дается относительно слова, рисунка, воспоминания: волнующее, интересующее детей, неожиданное, загадочное, обязательно личностное.

2.Индивидуальная работа над заданием: текстом, звуками, свое видение проблемы – самоконструкция. Свобода в выборе пути поиска решения. Дано право на ошибку. Учитель наравне с детьми решает задачу.

3.Работа в малых группах: парная работа сменяется групповой. Дети обмениваются решениями, обсуждают пути решения, самореализовываются: сопоставляют, сверяют, оценивают и корректируют.4.впороцессе самообучения во взаимодействии происходит социализация ученика. Группа является благоприятной средой для активного и совместного поиска – для того, чтобы индивидуальное развитие было одновременно и процессом формирования гражданина.

5.Поиск, совместная работа, обмен идеями и решениями приводят к озарению, пониманию. Наступает разрыв – кризис некомпетентности. Это внутренне осознание неправоты прежних знаний, новое видение предмета. И наступает информационный запрос. Нужны учебники, словари, энциклопедии. И торжествуют новые знания.

6.Рефлексия. самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания.

В рамках этой технологии в 10 «А» классе проходил урок «Любовь как поединок роковой». ( Любовь в жизни Ф.И.Тютчева); «Перед грозой, в грозу и о «Грозе»; «Своеобразие» ()Н.А.Некрасов.



Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
В компьютерных технологиях обучения проявляется развитие идей программированного обучения.

Цели применения данной технологии:

- подготовка личности «информационного общества»;

- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

- выдача учащемуся так много учебного материала, как только он может усвоить;

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер для учащегося выполняет многообразие функций: учителя; рабочего инструмента (средство деятельности); объекта обучения; сотрудничающего коллектива (полилог); досуговой (игровой) среды. Осуществляется диалоговый характер обучения. Реализуется принцип адаптивности: приспособление содержания, уровня сложности к индивидуальным особенностям учащегося (ранжирование заданий по трудности). Постоянно поддерживается у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Характерные формы учебной информации: графики, цвет, звук, мультипликация.

Используя компьютер, учащийся получает большую самостоятельность в принятии решений, оценках, творческом подходе. При новой информационной технологии задачи учителя: организовать и координировать самостоятельную работу учащегося с компьютером (учитель – организатор, руководитель, консультант).

Этапы деятельности учителя

1.Подготовительный – проектирование урока.

2.проведение урока в сочетании с традиционной методикой и средствами обучения.

3.Анализ результатов.

Компьютерное обучение – саморегулируемое обучение в стимулирующей среде. Причем ошибки учащихся не имеют губительных последствий, так как учащиеся получают подсказки о наличии ошибок и стремятся исправить их.

На уроках литературы я применяла компьютерные технологии при изучении биографии русских писателей 19-20 веков. Класс по интересам разделялся на группы по 5 -7 человек. В каждой группе ребята выбирали интересную и посильную для себя деятельность. Нахождение источников (биография, буклеты, фотоальбомы, воспоминания, ресурсы Интернета). Под руководством учителя отбирался материал для создания презентации. Кто-то из группы занимался оформлением слайдов, кто-то учился выступать со своим материалом перед учащимися. Работа продолжалась в течение месяца. Каждый смог проявить свою индивидуальность. Так были изучены биографии Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Булгакова, Анны Ахматовой, М.Шолохова. эту интересную и развивающую работу буду продолжать с другими классами.

Необходимой оказывается компьютерная технология и при организации заочных литературно-краеведческих экскурсий по России. Например, таких как «Дорогами Грибоедова», « Лицейской тропой Пушкина», «Музей Достоевского в Петербурге», « Сахалин Чехова», «Путешествуем с М.Горьким».

В последнее время в процессе обучения литературе все более активно используется Интернет. Наибольшее распространение в Интернете получили такие средства распространения культурной и образовательной информации, как виртуальные музеи и клубы (кафе).

Виртуальный музей – это собрание Web-страниц, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей бывает как плоским, так и трехмерным, позволяющим пройти по залам и посмотреть экспонаты под разными углами.

Электронные библиотеки – рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Чаще всего бесплатно обеспечивается доступ к каталогам электронных библиотек. Но существует несколько проектов, в которых сделана попытка дать возможность бесплатного доступа ко многим классическим произведениям.

И нельзя не сказать о мультимедийных программах в качестве поддержки процесса обучения. Это и первая в России электронная универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, и мультимедийная энциклопедия « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». В последней представлена биография и родословная поэта, музеи и памятники Пушкину, портреты и автопортреты поэта и многое другое.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что, применяя инновационные технологии в изучении биографий русских писателей в старших классах, мы не только развиваем личность ребенка, его интеллектуальные и коммуникативные умения, но и формируем социально значимые надпредметные умения.

Литература

Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии.- Воронеж: ВОИПКРО. 2005. с.62-86

Васильев В.В., Анохина Г.М. Современные педагогические технологии.- Воронеж: ВОИПКРО, 2003. – с. 25

Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10- й класс. Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.- с.17-33



Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно- практическое пособие для учителей.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.- с. 163-166

Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы.- М.: Эксмо, 2007.- с.322

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.- с.99-148
Каталог: files -> 2009
2009 -> Курсовая работа студентки 2 курса отделения Теоретического и экспериментального языкознания
2009 -> V. Состав конкурсной комиссии
2009 -> Биографии священнослужителей как объект библиографических разысканий
2009 -> Труд В. Матезиуса «Функциональный анализ современного английского языка на общелингвистической основе»: сетевой проект
2009 -> Павел Гаврилович Виноградов
2009 -> Ведомости выпуск тридцать третий новое самоопределение университета под редакцией В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова Тюмень 2008
2009 -> Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой

  • МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
  • Технология проектного обучения
  • Информационный и исследовательский про ект
  • Обзорный проект.
  • Проекты – инсценировки или организационные проекты.
  • Технология урока-мастерской
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
  • Анохина Г.М.
  • Кульневич С.В., Лакоценина